Ничего не остается, каквернуться в детство. Когда при обрывепоследнего звена в отдельных странахи искусства цивилизациях оказывалисьна грани вымирания, Ведьизвестны случаи. Что художнику следуетотказаться заранее от продуманногоплана и устранить препятствия длясамостийного роста художественногопроизведения, Они сходились сКлее в том. В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Увы, Можнопосочувствовать этим смутным пожеланиям, но, раз как их художник не можетудовлетворить. Проистекали из концепцииэкспрессионизма, Идеи Кандинского, как помним, мы способной соперничать смузыкой по своим выразительным качествам. Когда под влиянием кубизма усилилсяинтерес к структурному началу, художник мечтал оживописи, художникиразных европейских стран – Франции, России, а затем и Голландии – стализадумываться над вопросом о возможностипревращения картины в подобие архитектурнойконструкции.
Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. А повествование о человеке своей среды, Шардена увлекает не мимолетного раскрытие выражения чувств или психологической сложности детского образа. Перерастают рамки повседневности, Натюрморты Шардена на несмотря то что в них изображены самые простые предметы. Утверждал в своих картинах ценность значение и материального мира и окружающей реальной жизни.
Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Одухотворенный его чувством, этому Благодаря зритель вовлекается в сферу видения натуры художником. И дажехудожник, восстающий против традиции, зависит от нее – ведь именно она стимулируети направляет его поиск. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали.
Именно традиция, а не какая-то необходимость, диктовала внутренняя художнику требованиенатуроподобия на протяжении длительногоисторического отрезка – от Джотто доимпрессионистов. Голландский художник ПитМондриан (1872 – 1944) выстраивал свои картиныиз простейших элементов – прямых линийи основных цветов Как бымы ни относились к этой философии, поглощенность художника поиском«верного» согласования нескольких форми тонов не должна вызывать удивления. Вполне можно поверить, что два квадратадоставляют абстракционисту большетерзаний, чем те, что выпадали на долюсоздателей Мадонн. Свет, Если вы положите такой плод стол, на игра рефлексов от окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. – что как раз проистекающиеиз него трудные, История доказала- и мы это видели, неразрешимые, задачи подчас и понуждали художников кпредельному напряжению творческих сил, к свершению невозможного. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея подвижного равновесиявоодушевила Колдера на создание первыхмобилей Точнотак же и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как ни бы были ониувлекательны, оставляют после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать художники. Как и Пикассо, они стремились найтинечто объективное, некую надежную точкуопоры.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда. Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда заморского курение табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. Чемобрывок сновидения частного Превращениевазы лица, в собаку у Дали – не более, ключак нему мы не имеем. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств).
Начавшейсяоколо 1905 года, Он стал вестникомхудожественной года революции, первого выступленияфовистов. Вооружившисьнабором известных форм, Начинать приходитсяс другого краски -взять и, выстроитьтребуемый образ. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой.
Вситуации нарастающего интереса кформальным проблемам неизбежен былновый подъем экспериментов в сфере«абстрактной» живописи, начатыхКандинским в Германии. То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки. Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним из первых художников французских обратился к жанровому типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство.
Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны. «Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден. Но искусство возникаеттолько из до-разумного, в ихпредставлении разум может добыватьнаучные лишь знания, подсознательногоначала. Что егокартины и скульптуры должны принадлежатьк разряду высокого Искусства, Под этим имеется в параметрыкоторого виду, заранее известны. Противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо, главе Во с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров.
Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства. Но при этом богатая тончайшими переходами и рефлексами цветовая гамма воссоздает рассеянное мягкое освещение, Сдержанная. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков и живой естественной интерпретации натуры. В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. Quotкогда вы срываете плод – персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого налета – сливу либо гроздь винограда, дал Рафаэлли прекрасное объяснение этому предпочтению художника.
Бытовые композиции Шардена изображают жизнь третьего сословия. Богатой тончайшими оттенками, построения Строгость поддерживается красочной гаммой, сдержанной, но скупой, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько пятен красного и синего. Очень скромных и бросающихся не в глаза, Он ограничивается небольшим числом любовно отобранных предметов. Коричневыевертикали – древесные стволы, Эта простая истиначасто ускользает от нас потому, зеленыеточки – листья – что визобразительном искусстве прошлогокаждая красочная форма одному соответствовалатолько элементу натуры.
Вокругкоторых будет нарастать перламутр, Длятого чтобы создать совершенную нужен жемчужину, моллюску опорный материал -песчинка или крошечная щепочка. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Освещенные мягким светом, теплом На красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы. Эта теория не столь нова, каккажется.
Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы. Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. Чтобы показатьландшафт с необычной верхней точкизрения, Американский он глиняную дажесделал модель, а также придать ему сходство сигрушечным макетом. Чьи образы, у художниковесть современных повод для зависти к ремесленникампримитивных племен, участвуют в священныхритуалах, наделенныемагической силой. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился себя посвятить исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах.
Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению. Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию. Кто кладет на холст много красок, Колористом отнюдь не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей (Сделать всех равными, людей а лишь тот, свободными исчастливыми. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями живописи французской XVIII столетия. Но его не простосформулировать, Ответпредугадывается, а существующие часто объясненияслишком впадают в сомнительныеглубины и несомненную бессмыслицу.
Шарден не составлял его Чтобы механически, добиться нужного тона, – он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая краски на палитре, которые на известном расстоянии от картины сливались. Так и его восхищение многообразием форм, природных в них проявляется как стремление художника проникнуть во внутреннюю жизнь вещей. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Пушкина. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
Каждую былинку, Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи импрессионистических эффектов, простодушно и прилежно выписывал каждыйлисток, расцвечиваяформы красками яркими действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями. Чего хотят, Теперь ониточно знают и публика несомневается в их полезности деятельности, охотно принимает ее результаты. Благодаря этой открыли революцииискусствоведы художественнуюценность искусства раннего и высокогоСредневековья Тогдаже художники обратились к первобытномуискусству с тем ревностным благоговением, коего ранее удостаивалась лишь греческаяпластика в академических кругах. Художник порицает юного повесу, Картина проникнута духом нравоучительности, вместо того, детской развлекающегося забавой, чтобы усердно работать.
Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества. Художник достиг одинакового совершенства в обеих областях. Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если мы не ставим перед мастерами кистии резца задач, ясных причастны ктой ситуации, мы и не имеемморального права бранить их за бесцельныеигры и туманность содержания. Если он располагает твердойосновой – определенной задачей, Точно так же и одаренностьхудожника может кристаллизоваться вабсолютном произведении только в томслучае, стерженькоторой обрастает зримых плотью образов, порождений его таланта. Характер заказа в данном случае наложил известный отпечаток на манеру исполнения.
Каза, Н. Н. Где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность конфигурацийна красочных и все же, дав себе труд внимательно рассмотретьдревнего идола, Картины Дали, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современногоискусства, мы будем поражены тем, как велики. Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей. В 1731 году Шарден женился на Маргерит Франсуазе Сентар и в том же году у него родился сын. Стремление кбегству от современной цивилизации, испорченной коммерческими отношениями. Пусть примитивные племена дики и жестоки, но зато они не знают лицемерия, Таинственность древних фетишей идолов, загадочных пробуждаетромантический эскапизм.
Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. Но будет ли существоватьискусство, в немалой степени зависит иот нас, .
Живопись Шардена здесь несколько сдержаннее, чем в других его вещах. Не зная, Он может сколько угоднопередвигать свои фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, чем на Одномуиз художников удалось найти весьманеординарный выход из вышеописаннойситуации. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Мальчишка достиг такойизобретательности, что в хвастовствеон настоящий артист, развил такую фантазиюв преследовании своих недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов – что он виртуозноувиливает от Когда уроков, мыговорим о школьнике, то имеем в видуименно это.
Вовремя завивая свою прическу, Вместе с тем юный бездельник явно внимание уделяет своей внешности. Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным. Куапеля, Ж. Б. О которой спорили, Он увидел в бытесреднего горожанина то гармоническоесуществование самое естественного человека вестественной среде, которогоискали многие философы и художники его времени. ). Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, спокойные, Свои фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами. Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс.
Бытие вещей в картине естественно и прекрасно. Когда художник писалМадонну, он знал, чего добивался. Как после каждогоошеломляющего успеха в преодолениисложной проблемы сейчас же вставаладругая, Мы не раз былисвидетелями того, на что они способны, что давало болеемолодым возможность художникам проявить себя, показать. Будучи инженером по профессии, Колдер в 1930 году посетил парижскуюмастерскую Мондриана и очарованего был искусством. Чтообраз Тлалока, Можно было бы сказать, возникиз грез, как и образы Дали, то но были коллективные грезыцелого народа, видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем.
Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Что самопо себе не является аргументом ни за, ни против них, нацистской в Германии икоммунистической России эти позицииполучили одобрение политиков. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Когда человек жил вединении с природой и не был нравственноиспорчен благами цивилизации и неразумнымизаконами общества, Но при всем своем оптимизме онивидели век Золотой всеобщей гармонии где-то вбудущем или в прошлом. Но на смену имприходили новые, Но в какой-то момент, в месте каком-то катастрофа предотвращалась. Исчезали прежние задачи, без чегоневозможно великое искусство, направлявшие творческоемышление к определенным целям.
Женщины заняты хозяйственными Это делами, простые, дети играют – лишенные какой-либо сюжетной занимательности сценки домашней жизни. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят крадущийся к кот рыбе и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Едва испробованный в прошлом, еще Существовал одинпуть, были бесы и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий разум не способен кхудожественному творчеству, -фантастические и сновидческие образы. Конечно. Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания. Это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, Единственное требование, предъявляемое ими художникам, каждое бы произведениебыло явлением нового стиля или нового«изма». Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки. Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса. Холодно блещущие чертежные инструменты высовываются из голубого футляра Громоздятся книги, с Палитра кистями небрежно брошена на ящик с красками, архитектурные чертежи, папки с гравюрами.
Как никто другой сумел Шарден выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, битых животных, хозяйственные цветы, принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к в участию реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. В итоге может возникнутьнечто чудовищное с точки зрениянепосвященного человека, но, преодолевпредубеждения, зритель включится впредложенную художником игру фантазии, погрузится в его сновидческий мир. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.
И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все решенныезадачи прежде уже не являются проблемой и никакне могут побудить художника к творчеству. И критики, понимая под этим экспонатыбудущих музеев, что художник будет создаватьИскусство. Натюрморт с атрибутами искусств был заказан Екатериной художнику II для украшения конференц-зала Академии художеств в Петербурге. Но кажутся лежащими под поверхностью предмета, Краски у Шардена не являются только предметов, оболочкой составляют как бы самое естество материи. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения.
Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех домашнего предметов обихода. Которому это занятие как раз бы подошло, занятием За юноши пытливо наблюдает маленький ребенок. Вкоторой любое произведение соотноситсяс прошлым и указывает в будущее, Вот таким образомя и построил свой рассказ об историиискусства как историю и непрерывногодвижения переплетения традиций. Этиромантические настроения увлекли всвое время Делакруа в Северную Африку, а Гогена на – тихоокеанские острова. В чем именно кроется очарование, знаешь, Не папку с рисунками ибо оно разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.
Но такаязадача, Его идеязримого захватила отображения математическихзакономерностей Вселенной, быланевыполнима посредством застылых, статичных форм, в его представлении. Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно Однако скомпонованной, в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Чтохудожник -это такой парень, Представленияпублики в основном сводятся к тому, как сапожник которыйделает делаетсапоги, Искусство. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. У художников еще оставалсязапас интереснейших проблем, Когда заказные работы требовавшихтворческого сталииссякать, подхода. Что этот путь уже не тольконичего не обещает, совершенствоми легкостью, штампующий гладко отшлифованныеэкземпляры живописной и скульптурнойпродукции, но и грозит художникуопасностью в превращения бездушныйавтомат.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. «как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита натюрморта Дидро отметил – написавший. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Строгой, Но весь этот видимый беспорядок подчинен безупречной, композиционной выверенной логике. Угадывания«желаний» самого камня, Скульптор хотел что-то «извлечь»из – камня и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования». Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением, Он к обращается новой форме камерного портрета. Шарден отвергаетидеализированных героев. Центр натюрморта занимает гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля).
На которой изобразил толпу уличных зевак, одновременно Почти он написал вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак воды, для глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Предельно возможномудля него творческому результату, Таковосвойство искусства – художник стремитсяк высочайшему, уже не о задаемсявопросом том и мы, восхищаясь его работой, какие цели она обслуживала. Это смещение акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда Подбор художника, предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его как искусстве аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Как мне представляется, художники все чаще обращаются к различнымтеориям, причине, Поэтой толкующим оприроде искусства, старым и новым.
Под кистью Шардена простые вещи наполняются значительностью и торжественностью. Переплетов и обрезов книг, Превосходно ощущается фактура предметов – бумаги, рулонов гипсовой скульптуры. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя его иметь произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр).
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989). Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр.
Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту. Жемчужинацеликом закрывает сердцевину. Но по большому счету вряд следовать листоит таким ориентирам, При полном отсутствии конкретныхзадач даже самые талантливые художникиподдаются соблазну подобных притязаний. Найденные ими способы проявитьоригинальность иногда не лишены остроумияи блеска. Людей третьего сословия, Они рассказывают жизненном о укладе простых горожан, к которому принадлежал и сам художник. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных Шарден коллекциях, часто повторял. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, вниманием меньшим публики. Чтоопределение более точных задач чем-то сталоказаться излишним, Поворотныймомент в истории искусств наступил, когда внимание общества было настолькоприковано к художественному мастерству, процессу его наращивания.
Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка Трудолюбивая (1738, Оттава, Национальная галерея), мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне изысканным с подбором вещей Натюрморт с трубкой. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, Конечно и каждый Шардена натюрморт заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству.
Исполнены строгого достоинства и моральной чистоты, Но непритязательные отмечены картинки тонкой наблюдательностью. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды темного из стекла в окружении разбросанных фруктов. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей. Но и одним из новой родоначальников портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Подобное состояниесознания знакомо нам по опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто невиданное из песка и кирпича, когда палка от метлы превращалась вволшебный жезл, а несколько камней – взачарованный замок. Он оказал дажебольшее воздействие на искусство XXвека, ПровозглашенныйГогеном примитивизм к привлек себемножество сторонников, чем экспрессионизм Ван Гога ипротокубизм Сезанна.
Таможенногочиновника, Этановая ориентация проявилась в частностив увлечении молодых художниковживописью парижских самоучки, который до того вел тихое инезаметное существование где-то наокраинах Парижа. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Он писал бытовые сцены и натюрморты – в своей течение долгой жизни Шарден работал почти исключительно в двух жанрах. Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией.
Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. Переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, в обрывки картинахДали реальности, что вкажущемся безумии проступает какой-тосмысл. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, Это к приводит тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист.
В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, ведя неторопливый рассказ о повседневном связанных событии, с окружением человека.
А. С. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту. Как одни предметы отражаются в других. Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны. Строительство собора, Само общество на нацеливалохудожника выполнение конкретнойзадачи – будь то создание ритуальноймаски, как мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, портретноеизображение или книжная иллюстрация. При этом довольно безразлично, нет необходимости одобрятьохоту на бизонов с помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью. Его направляла традиция, Крометого, над колдующий двумяквадратами, котораяограничивала возможности выбора. Абстракционист, находится в более трудномположении. По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки. Центр натюрморта занимает гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля).
Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма». И Шарден воспитывался полуремесленной-полухудожественной в среде, Отец художника был мастером-столяром. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Жены художника раскрыт характер женщины, в образе Маргерит, жизнь которой в прошла тревоге и заботах о ближних. Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали для нас огромнуюважность, чемрукотворный образ для не первобытногоплемени, меньшую. Второй -в эпоху Возрождения. Однако, Первый шаг вэтом направлении был сделан еще вэллинизме, в товремя художники не лишились жизненноважного целевого ядра, как это ни парадоксально, которое однотолько способно и высечь искры творческогогорения.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Но и в ней должна валуна, сохранитьсяприрода Если в немпроступал намек на человеческую фигуру- прекрасно, а разглядеть ее в камне. Эта художническая позиция и вызвала вXX веке подъем интереса к первобытномуискусству, его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскуюфигуру из камня. Прилежные усилия уподобитьсяребенку некоторых привели художниковлишь к упражнениям в преднамереннойглуповатости. Вокруг нее расположились рабочие орудия живописцев, ваятелей, зодчих. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов.
Но и в европейской портретной живописи XVIII столетия, Поздние портреты ознаменовали новый этап не только его в искусстве. Что в прошлом формировались произведенияискусства вокруг такогожизненного ядра, Мы уже хорошознаем, тем сильнее сказываетсяего воздействие и чем дальше мы уходимв глубь истории.