Смело позволяя себе свободу суждений и то новое содержание, Лонги стал венецианской хроникером жизни, которое интересовало его как живописца века Просвещения. Каждое из полотен изображает определенный узловой момент этой типичной в самой своей ординарности истории: приезд Мэри в Лондон и встречу со сводней, Мэри в доме ее «покровителя», арест Мэри как девицы легкого поведения и так далее, вплоть до печального конца ее жизни. Социально-критическому направлению в жанровой живописи начало положили сатирические картины и гравюры англичанина Уильяма Хогарта. На первый взгляд, в образах Лонги нет иронии, он просто констатирует модные увлечения. » (ок. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в ее советники, в 1750 г. принял на себя должность ее казначея кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Столь же занимательны «маленькие картинки» с экзотическими животными ("Носорог", ок. Это барабан и дудочка. Слезливая, Как сентиментальная, так все и творчество Греза испытало на себе огромное влияние руссоистских идей, мещанская драма, проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, где сдержанная, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время изысканности избранных вещей. Молитва перед обедом, Наиболее известные между ними Карточный замок, Битый заяц и охотничьи принадлежности, Трудолюбивая мать, Плоды на мраморном столе и Атрибуты искусства (все в Луврской галерее), Три мальчика, пускающие мыльные пузыри (в гаврском музее), Кухонный стол с провизией и посудой (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), Девушка, читающая письмо, Возвращение с рынка, Кухарка, чистящая репу и повторения Молитвы перед обедом (в королевском дворце в Берлине), повторение Карточного замка и Молитвы перед обедом и Прачки (в Эрмитаже), Молодая женщина, ковер, вышивающая Служанка, наливающая воду в кувшин, Битый заяц и медный котел и повторения Прачки и Молитвы перед обедом (в стокгольмском музее) и Мать и дитя (в галерее князя Лихтенштейна). Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина.
Картина «Паралитик», за которым ухаживают его дети имеет другое название – «Плоды хорошего воспитания». Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист выразить умел очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода. Свойственных искусству его времени, в своём художник творчестве сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов. Уроки танцев, Лонги изображал сцены быта венецианцев знатных – домашние концерты, повседневные занятия дам и кавалеров. Путь ленивого – азартные игры, воровство, убийство и смерть на виселице.
Венеция, 1751, 1762, "Слон", КаrsquoРедзонико Венеция, частное собрание "Театр льва", Венеция, Галерея Кверини-Стампалья). «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» (около 1737), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) впервые – во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия. Рисующей личное трудолюбие и добродетель не ничего имеющего трудящегося как гарантию его благосостояния и благополучия, Но в поисках идеала он не может еще подняться выше буржуазной утопии. Свежесть красок и сочность рефлексов Шардена поражают и сейчас, когда его натюрморты висят рядом с работами других мастеров 18 века («Апельсин и серебряный кубок», 1756 Париж, частное собрание). Сформулированные мастером – поиски незатейливой реальности, близки Ему были задачи новой французской живописи, жизненной правды и неприятие "высоких сюжетов".
Которыми, Также на изображены картине игрушки играли девочки совсем недавно, очевидно, перед тем как сесть за стол. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Воздев очи к небу, Управляющий с пачкой счетов в руке удаляется, словно призывая его в свидетели полной невозможности деловой вести разговор. Реалистические тенденции буржуазного бытового жанра проявились в искусстве Италии (П. В этой серии все время искусственность чувствуется противопоставлений – недаром гравюры эти перегружены надписями нравоучительного свойства. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Шапиро. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Наиболее известные между ними Карточный замок, Молитва перед обедом, Трудолюбивая мать, Битый заяц и охотничьи принадлежности, Плоды на мраморном столе и Атрибуты искусства (все в Луврской галерее), Три мальчика, пускающие мыльные пузыри (в гаврском музее), Кухонный стол с провизией и посудой (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), Девушка, читающая письмо, Возвращение с рынка, Кухарка, чистящая репу и повторения Молитвы перед обедом (в королевском дворце в Берлине), повторение Карточного замка и Молитвы перед обедом и Прачки (в Эрмитаже), Молодая женщина, вышивающая ковер, Служанка, наливающая воду в кувшин, Битый заяц и медный котел и повторения Прачки и Молитвы перед обедом (в стокгольмском музее) и Мать и дитя (в галерее князя Лихтенштейна). Карины ПЬЕТРО ЛОНГИ (1702 – 1785)переносят зрителя в атмосферу Венеции XVIII столетия, знакомую по произведениям К. Гольдони и К. Гоцци: в них возникают сцены быта венецианских патрициев и яркой уличной жизни. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы. Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу.
«Отец семейства, объясняющий своим детям Библию» (1775), «Деревенская невеста» (1761), «Паралитик» (1763), «Балованное дитя» (1765) – все это нравственная живопись, урок морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией недаром Грез любит литературные пояснения к своим картинам. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Его интересует институт «чичисбейства» – модной игры в чары любви.
Но, говоря словами Гольдони, Лонги стремился «исправлять нравы весело». местах. Серия открывается изображением предвыборного банкета затем показано, как борющиеся партии, не брезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном из так называемых «гнилых местечек» далее – сбор голосов, где голосовать приводят и приносят идиотов и умирающих и, наконец, триумфальное шествие кандидата-победителя (это фигура портретная), которого проносят в кресле по улицам. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Объединенные в повествовательные циклы, Свои произведения, он разыгрывал действие, Хогарт строил как как драматург искусный режиссер. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции жанра.
Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Которые лениво поднимает заспанный слуга, Опрокинутые стулья, музыкальные инструменты и тетрадь нот – говорит все о вчерашнем празднике, валяющиеся на полу игральные карты, окончившемся изрядной вакханалией. Не менее образно сказал о его искусстве другой известный современник художника, Джакомо Казанова, отметивший, что Лонги обладал «возвышенным талантом смеяться».
Бытовой жанр и органически натюрморт связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Все приобретает под кистью мастера непреходящее значение. Согласно Шардену, художник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Хиллестрём), Польши (Я. Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно. » Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства. Впрочем и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Лонги), Германии (Д.
Хотя в них всегда чувствуется сдержанность спокойной и вдумчивой натуры художника, в зрелый период творчества шире мазки и свободнее. Они уподоблены актерам, эти смешные, полные достоинства монстры и являются характерными. П. Норблин). Чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., Шарден, обогатив эту традицию и внеся своё в творчество оттенок изящества и естественности, продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в. 1754) представляет собой обличение системы выборов. «Молитва перед обедом», Наиболее известные между «Карточный замок», ними «Битый заяц и охотничьи принадлежности», «Трудолюбивая мать», «Плоды на мраморном столе» и «Атрибуты искусства» (все в Луврской галерее), «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри» (в гаврском музее), «Кухонный стол с провизией и посудой» (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), «Девушка, читающая письмо», «Возвращение с рынка», «Кухарка, чистящая репу» и повторения «Молитвы перед обедом» (в королевском дворце в Берлине), повторение «Карточного замка» и «Молитвы перед обедом» и «Прачки» (в Эрмитаже), «Молодая женщина, вышивающая ковер», «Служанка, наливающая воду в кувшин», «Битый заяц и медный котел» и повторения «Прачки» и «Молитвы перед обедом» (в стокгольмском музее) и «Мать и дитя» (в галерее князя Лихтенштейна). Вторая композиция изображает утро в доме молодых.
Деревенская девушка, некая Мэри Хэкабаут, приезжает в Лондон, попадает в руки старой сводни тетки Нидхем, становится содержанкой и оканчивает свою жизнь среди обитателей лондонского «дна». Он передает не только особенности фактуры предметов, но и заставляет ощутить их плоть – например, нежную мякоть и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов («Корзина слив», Салон 1765 г. Париж, частное собрание). Кто невольно задерживается у картины Шардена, "Каждый, выставленных в Салоне 1767 года, – писал Дидро Дени в своём обзоре работ, – оказывается во власти тишины и покоя, явственно ощущая освежающий бриз простых человеческих радостей". О, Шарден. Кто кладет на холст много красок, Колористом отнюдь является не тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки, а лишь тот.
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Приобрёл необычайное искусство изображать предметы неодушевленные всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Видишь, Но сопоставляя его сценки с оценкой изображенного явления современниками, его высоком мастерстве в мизансцен сочинении свидетельствуют и полотна с изображением уличных сценок, что о врожденной театральности Лонги. Ходовецки), Швеции (П. Произведениями Ш. особенно богата Луврская галерея в Париже. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его можно натюрмортах увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Под наблюдением матери пухлая малышка, Трогательная, лепечет слова молитвы, сложив ручки, а ее сестра сосредоточенно слушает знакомая – по множеству репродукций сценка.
Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Мелькают кулаки, Но между его приверженцами и противниками борьба еще не прекратилась, летят гуси испуганные цеп какого-то поденщика кружит в воздухе, убегает свинья с поросятами, положение героя событий оказывается весьма шатким – и вот начинается потасовка. Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской, эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук и искусств.
Насыщенные страстью и драматизмом, в Испании Франсиско Гойя создает жанровые придавая композиции, черты героической монументальности образам людей из народа. Хогарт создает целые серии живописных полотен: «Карьера проститутки», серия из 6 картин, 1732, «Карьера мота», 1735), «Модный брак» (1743 – 1745). В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Что юноша из бедной семьи, То, сквозь дыру видна рубашка, нижняя говорит порванная куртка, рукава куртки коротки. Когда зритель встречается с его взглядом, Но уже в следующее мгновение, который также внимательно, недоумение исчезает Мы узнаем художника, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы своим утвердить поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Их кроткий и добрый нрав, этим Художник фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. И Дидро и Шарден, вели борьбу против господства исторического жанра и идиллию приветствовали повседневного быта, каждый по-своему. » (1747/48), в которой художник наиболее пространно развивает свою положительную программу. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных оттенках, лиловатосерых Это приводит к тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист.
За которым ухаживают его дети, «Паралитик», Картина имеет другое название – «Плоды хорошего воспитания». Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери. С небрежно завязанным шарфом – он типичным выглядит домоседомбюргером, Художник изобразил себя в ночном колпаке, стар, который мало следит за собой, добродушен, немного курьезен. Прилежный подмастерье женится на дочери хозяина, богатеет и становится лорд-мэром Лондона. Но это не иллюстрации – это история, взятая художником непосредственно из жизни.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Это веяние распространилось по всей Европе, только Грез проповедует это без шарденовских меры и вкуса и далеко не на том уровне мастерства. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. Писателя и художника, Талант обоих, в которой все – от поведения до организации было пространства подчинено сценическим законам, в атмосфере культуры Италии века Просвещения мог развиться в одном направлении – Во взглядах Лонги проявилась театральность культуры века Просвещения. Которому это занятие как бы раз подошло, За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок. Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, в уравновешенности построения, в а их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия бомжей.
Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон. «когда вы срываете – плод персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого налета – сливу либо гроздь винограда, Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника. Каза и Ноэля Куапеля. Почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, Картина так поразила Никола де Ларжильера, что предложил он молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Которая заставляет проникнуться духом к любви близким людям, Очень трогательная и нежная сцена, к Богу. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия.
В полотне «Концерт» (1741, Венеция, Галерея Академии) чувство звучания музыки на домашнем вечере, где ее отлично исполняли приглашенные высокие профессионалы («виртуозы») или восторженные любители («дилетанты»), рождает сама атмосфера жизненности, которой наполнена сцена. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранной тушей и кошкой 1727 г. Затем художник находит свою тему – это полные тихого очарования, живущие какой-то своей тихой жизнью вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки («Медный котел», ок 1734). Содержание серии «Карьера проститутки» перекликается с романом Дефо «Молль Флендерс».
Этот цикл переносит нас в обстановку ткацкой мануфактуры 18 в. главными действующими лицами являются здесь мастеровые в их среде пробует найти художник положительный образ. В полотне «Встреча прокурора и его жены» (1750-е, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) изображена неожиданная встреча мужа и жены, сопровождаемой кавалером для услуг – чичисбеем, которые сопровождали дам в гости, в театр, на концерты и отношения с которыми напоминали что-то среднее между любовью и дружбой. Он начал писать свои картины еще до первых успешных премьер комедий Гольдони в театре. А за пределами Франции в собрании прусского короля, Они имеются также многих во других французских публичных и частных коллекциях, в стокгольмском музее, в великогерцогской галерее в Карлсруэ, в Императорском Эрмитаже, в СПб., в галерее князя Лихтенштейна, в Вене и в др.
На рубеже 18 – 19 вв. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства его принимали картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Сопровождаемой кавалером для услуг чичисбеем, – в полотне «Встреча прокурора и его жены» (1750-е, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) изображена неожиданная встреча мужа и жены, в театр, которые сопровождали дам в гости, на концерты и отношения с которыми напоминали что-то среднее между любовью и дружбой. Наиболее известные между ними «Карточный замок», «Молитва перед обедом», «Трудолюбивая мать», «Битый заяц и охотничьи принадлежности», «Плоды на мраморном столе» и «Атрибуты искусства» (все в Луврской галерее), «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри» (в гаврском музее), «Кухонный стол с провизией и посудой» (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), «Девушка, читающая письмо», «Возвращение с рынка», «Кухарка, чистящая репу» и повторения «Молитвы перед обедом» (в королевском дворце в Берлине), повторение «Карточного замка» и «Молитвы перед обедом» и «Прачки» (в Эрмитаже), «Молодая женщина, вышивающая ковер», «Служанка, наливающая воду в кувшин», «Битый заяц и медный котел» и повторения «Прачки» и «Молитвы перед обедом» (в стокгольмском музее) и «Мать и дитя» (в галерее князя Лихтенштейна). Он пишет шарлатана с обезьянкой, гадалку в модном костюме «домино», самозванца-эскулапа, прорицателя судеб, мальчика-зазывалу в будку волшебного фонаря («латерна магика»), продавцов зелени, фруктов, сладостей, алхимиков, ставших модной приметой века не только разума, но и «увлечения оккультными науками».
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. художник, ученик П. -Ж. Приобрел необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить исключительно себя их воспроизведению, Помогая последнему исполнять аксессуары в его картинах. Что происходит в картине, Все, каждая физиономия, – взаимоотношения между действующими лицами, каждый жест – обрисовано ясно чрезвычайно и наглядно.
В натюрморте с серебряным кубком (1750) глубокие гармоничные коричневые и синие тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево-красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Художник порицает юного Картина повесу, проникнута духом нравоучительности, вместо того, развлекающегося детской забавой, чтобы усердно работать. Отличающиеся наивной простотой содержания, Картины этой второй категории, мягкостью и сочностью кисти, силой и гармоничностью красок, еще более, чем прежние работы Ш., выдвинули его из ряда современных ему художников и за укрепили ним одно из видных мест в истории французской живописи. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Воспитание детей, Сцены семейного уединения за чтением, уроки модной науки географии, посещения гостями библиотеки просвещенного хозяина дома, которую изучали знатные венецианки, посещавшие научные лекции и приобретавшие глобусы, Лонги изображает легко и изящно, словно себе позволяя заглянуть в дома венецианцев. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи.
Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, битых животных, хозяйственные цветы, принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с 1739 г. расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, переданная в спокойной, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего задушевной сословия и правдивой манере. Но исполнен поразительной силы живописного мастерства, Сведенный до минимума предметов мир самых простых лишен вещей всякой претензии. Лонги создал особую разновидность бытовой живописи XVIII столетия. Он повествует о новых модных обычаях, вошедших в быт знати – визитах в гости (т.
Вот-вот зевнет и выражает полное безразличие к своему супругу, Довольно миловидная графиня потягивается, небрежно не сняв шляпы, ввалившемуся в комнаты и тяжело рухнувшему в кресло, – он, по всей видимости, развлекался на стороне. Во время которых, н. conversazioni), пили шоколад или лимонад, чинно рассевшись играли в карты, курили испанский слушали табак, концерты. Свет, Если вы положите такой плод на стол, рефлексов игра от окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Это же относится и к другим композициям цикла.
, как раз возникшей в тот период, тому литературному жанру, в котором писал Дидро. В русле новых эстетических идей развивается искусство ЖАНА БАТИСТА СИМЕОНА ШАРДЕНА (1699-1779), создавшего, в сущности, новую живописную систему. «Деревенская невеста» (1761), «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию» (1775), «Балованное дитя» (1765) все – это нравственная живопись, «Паралитик» (1763), урок морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией недаром Грез любит литературные пояснения к своим картинам. Серия дошла до нас только в собственных гравюрах мастера, так как все картины серии «Карьера проститутки» погибли во время пожара 1755 г. Но и остальные серии Хогартом были переведены в графику для того, чтобы его искусство было доступно широкой публике. В них нет интриги, как в комедиях Гольдони, они создают ощущение легкости. «Карьера проститутки», «Карьера мота», 1732, 1735), «Модный брак» (1743 – 1745) – серия из 6 картин, создает Хогарт целые серии живописных полотен.