Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», ).
Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно величественные увидеть атрибуты наук и искусств. Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери. Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно. » или «Молитва перед обедом» (зал 287) Шарден с большой теплотой изображает будничные сценки, характерные для быта представителей городских низов, показывая их труд, семейные отношения, обычаи, наконец, саму обстановку, окружающую людей. Впрочем и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, как в полотнах и фламандских голландских мастеров. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Бытовой жанр и натюрморт органически в связаны его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не драгоценности в вещей, в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
И он был занесён в списки изобразитель как цветов, Уже в сентябре кандидатура Ш. была принята, плодов и жанровых сцен. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его новом особом свободном статусе, дарованном ему временем. Противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо, главе Во с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров.
Людей третьего сословия, Они рассказывают жизненном о укладе простых горожан, к которому принадлежал и сам художник. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в с полотне изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Свойственных искусству его времени, в своём творчестве сознательно художник избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов.
Это барабан и дудочка. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Не знаешь, в чем именно кроется очарование ибо оно разлито повсюду» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар в и том же году у него родился сын. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя его иметь произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти из посуды темного стекла в окружении разбросанных фруктов.
А повествование о человеке среды, своей Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Шапиро.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С.
Но и одним из родоначальников новой концепции портретной в европейской живописи века Просвещения, Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. Эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук искусств и Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской. «как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил – Дидро написавший. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира.
Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих гармонического образ бытия. Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, Оставаясь верным своему стилю, картинами Тенирса Давида и Герарда Доу. Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах А. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Ш. поборолся за место в Академии. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, неторопливый ведя рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека. Которые окружают человека, за Вслед голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода. Как одни предметы отражаются в других.
Шарден родился и всю жизнь в провёл парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, Каза и Ноэля Куапеля. Как никто другой Шарден сумел обостренную выразить чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что искусства любители принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Старые кастрюли, Для композиций своих Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII был века закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся сути по скрытыми портретами, Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, переданная в спокойной, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, задушевной и правдивой манере.
Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким Он обобщением, обращается к новой форме камерного портрета. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить интерьера очарование и тех предметов домашнего обихода. Умело передает он воздушную среду. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты этих полотен имеются многих во музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Где сдержанная, Прелесть полотна заключается в пронизывающем его и спокойном ясном чувстве гармонии, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время изысканности избранных вещей. Составляющие гордость европейских и американских музеев, Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой с натуры, которой она передана художником. Поэтичные и искренние, скромные по размеру картины Шардена лишены какой-либо парадности.
Когда зритель встречается с его взглядом, Но уже в следующее мгновение, который также внимательно, недоумение исчезает Мы узнаем художника, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на жизненного основании опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской XVIII живописи столетия. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи.
Приобрёл необычайное искусство изображать предметы неодушевленные всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Под наблюдением матери пухлая малышка, лепечет Трогательная, слова молитвы, сложив ручки, а ее сестра сосредоточенно слушает – знакомая по множеству репродукций сценка. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. С небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, Художник изобразил себя ночном в колпаке, стар, который мало следит за собой, добродушен, немного курьезен. «когда вы срываете плод – персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого налета – либо сливу гроздь винограда, Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника. Одухотворенный его чувством, Благодаря зритель этому вовлекается в сферу видения натуры художником. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В 1728 году он представил там несколько полотен, Так, среди которых был в числе том натюрморт Скат.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками выписаны рельефно все эти предметы. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок жанристов, голландских голубые, зеленые, белые цвета придают неброскость колориту. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый кувшин глиняный и чашка повествуют о моде и быте эпохи.
Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х Шарден годов обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна. В искусстве Шардена реалистические традиции французской живописи находят дальнейшее и развитие новые формы. Куапеля, Ж. Б. Натура у Шардена не выглядит столь эффектно выигрышно и скомпонованной, Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Он делает это вдумчиво и серьезно, без анекдотичности или морализирующих выводов.
Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру», пишет о вещах – желая поддержать стареющего художника, Дидро с восхищением отзывается и о пастельном его Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, показанных в Салоне 1771 года. Чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., Шарден, обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности, продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и жанра бытового XVII в. Кто кладет на холст красок, много Колористом отнюдь не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки, а лишь тот. Ученик П. -Ж. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло.
Который явился важным этапом развитии в живописи XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. На которой изобразил толпу уличных зевак, Почти одновременно он написал по вывеску заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов», Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный и успех открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Ванлоо Шарден был замечен приглашен и к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Атласный домашний халат и нескладно сидящий не чепец умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Свет, Если вы положите такой плод на стол игра от рефлексов окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. Шарден строит колорит своих произведений на богатстве красочных оттенков, от Отказавшись локальных цветов, подчиняя их общему теплому тону. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с года 1739 расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Пушкина. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых Это оттенках, приводит к тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист.
Но и в европейской портретной живописи XVIII столетия, Поздние портреты ознаменовали новый этап не только его в искусстве. Создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) Портрет и жены (1776, Чикаго, Институт искусств), Шарден обращается к пастели. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). О, Шарден. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Отец художника был мастером-столяром и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в меньшим Академии, вниманием публики. Каза, Н. Н. Посуда на столе, Кистью натюрморта мастера выписаны овощи, разбросанные в прихожей, предметы. «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» (около 1737), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», (1739), «Вернувшаяся с рынка» «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) – впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия. Которая проходила на площади Дофина, Это произошло во многом благодаря выставке парижской дебютантов.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Бытовой жанр и органически натюрморт связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Жены художника раскрыт характер в женщины, образе Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.