Каквсегда во сне, некоторые вещи, например, кусок веревки и салфетка, выступают сабсолютной ЖАН-БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН (1699-1779) Французская школа Натюрморт с атрибутами искусств. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).
Плотного цвета, Он добивается от карандашей нежных сильного, гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный рисунок. Из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца, в том же у году них рождается сын Пьер-Жан. Шарден был самым реалистичным из французских живописцев предреволюционного периода. Художник прокладывал теневые участки красно-коричневым Закончив цветом, на холсте тщательный рисунок. Восстающий против традиции, зависит от нее – ведь именно стимулируети она направляет его поиск и дажехудожник. Но и в ней должна сохранитьсяприрода валуна, Если в немпроступал намек на человеческую фигуру- прекрасно, а разглядеть ее в камне. Эта художническая и позиция вызвала вXX веке подъем интереса к первобытномуискусству, его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскуюфигуру из камня. Все они окружены воздухом.
А в двадцати километрах от Парижа, в небольшом городке Версале, кипела иная жизнь. Вкоторой любое произведение соотноситсяс и прошлым указывает в будущее, Вот таким образомя и построил свой рассказ об историиискусства как историю непрерывногодвижения и переплетения традиций. Пушкина. Его любимый жанр – натюрморт. Сверкающие зеркалами и бронзой залы как бы продолжались в аллеях парка, Роскошь золоченых комнат, прудов, преломлялись каскадах в водопадов, фонтанов.
совершенствоми легкостью, что этот путь уже не тольконичего не обещает, но и грозит художникуопасностью превращения в бездушныйавтомат, штампующий гладко отшлифованныеэкземпляры живописной и скульптурнойпродукции. Этановая ориентация проявилась в частностив увлечении молодых парижских художниковживописью самоучки, таможенногочиновника, который до того вел тихое инезаметное существование где-то наокраинах Парижа. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Интерес художника к работам мастеров голландских XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Как перед смертью, Никогда художник не был столь величественен, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» или (Амьен, Музей изящных искусств) «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм и чувство, Нац. Художник порицает юного повесу, Картина проникнута нравоучительности, духом вместо того, развлекающегося детской забавой, чтобы усердно работать. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Но весь этот видимый беспорядок подчинен безупречной, строгой, выверенной композиционной логике.
Именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, как Действительно и он, специализировавшихся, в жанрах, считавшихся в то время младшими, – натюрморты и жанровые сцены. Замечательна система световых рефлексов на картине. Там – мир взрослых, куда он скоро шагнет.
Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту Ванлоо для проведения реставрационных работ Фонтенбло, в Так. Материнства, Он первым поднял новые для французского искусства XVIII темы века семьи, домашнего труда. Начавшейсяоколо 1905 года, стал Он вестникомхудожественной революции, года первого выступленияфовистов. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Выражение лица, Ее поза, с которыми она исполняет свой долг стража и учителя, строгий красный контур стула спинки – все выражает настойчивость и уверенность. На которой изобразил толпу уличных зевак, Почти одновременно написал он вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. Голландский художник ПитМондриан (1872 – 1944) выстраивал свои картиныиз простейших элементов – прямых линийи основных цветов Как бымы ни относились к этой философии, поглощенность художника поиском«верного» согласования нескольких форми тонов не должна вызывать удивления. Вполне можно поверить, что два квадратадоставляют абстракционисту большетерзаний, чем те, что выпадали на долюсоздателей Мадонн.
Но искусство возникаеттолько до-разумного из в ихпредставлении разум может лишь добыватьнаучные знания, подсознательногоначала. Строительство собора, Само общество нацеливалохудожника выполнение на конкретнойзадачи – будь то создание ритуальноймаски, как мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, портретноеизображение или книжная иллюстрация. При этом довольно безразлично, нет необходимости одобрятьохоту на бизонов с помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью. Слегка пофантазируем и мы "услышим" их разговор. В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Не зная, Он может сколько угоднопередвигать свои фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, на чем Одномуиз художников удалось найти весьманеординарный из выход вышеописаннойситуации. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь – остается все та же ибо иллюзия, здесь налицо – покой и безмятежность», но и никакой симметрии. Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания.
– «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности.
Опытные реставраторы восстановили шедевр. Предельно возможномудля него творческому результату, Таковосвойство искусства – художник стремитсяк высочайшему, уже не задаемсявопросом о том и мы, восхищаясь его какие работой, цели она обслуживала. Это смещение акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев. А в 1923 году неожиданно натюрморт обнаружили на складе "Комиссии имущества по борьбе с роскошью". Это – невероятная сила красок, общая гармония, острый и подлинный эффект, прекрасные группы, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении. В частности Питера Буля, Шотландии) – работы Фейта и его соперников, ранних в работах или, Ларжильера. На него попали голубоватые, охристые оттенки. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, был Шарден не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен. В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Под кистью Шардена простые вещи наполняются значительностью и торжественностью.
Quotмедный бак", Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода "Кухонный – стол", стаканом и двумя огурцами" – типичные названия его полотен, "Корзина слив с бутылью. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Живопись отличается единством серебристо-серого тона, богатством рефлексов и тончайших, едва уловимых оттенков. Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы. Справа внизу мы видим рабочую корзинку гувернантки с рукоделием.
Но, в итоге может возникнутьнечто чудовищное с точки зрениянепосвященного человека, зритель включится художником впредложенную игру фантазии, погрузится в его сновидческий мир, преодолевпредубеждения. Благодаря этой революцииискусствоведы открыли художественнуюценность искусства и раннего высокогоСредневековья Тогдаже художники обратились к первобытномуискусству с тем ревностным благоговением, коего ранее удостаивалась лишь греческаяпластика в академических кругах. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Шарден не составлял его механически, Чтобы добиться нужного тона, – он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая краски на палитре, которые на расстоянии известном от картины сливались. А маленькая, Старшая уже отбарабанила привычный текст, опасливо на посматривает мать, с трудом произнося непонятные слова.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей. Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Кто кладет на холст много красок, отнюдь Колористом не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки, а лишь тот.
По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености». Так и его восхищение многообразием природных форм, них в проявляется как стремление художника проникнуть во внутреннюю жизнь вещей. Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, Оставаясь верным своему стилю, Давида картинами Тенирса и Герарда Доу. Где сдержанная, Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же изысканности время избранных вещей.
Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. А между тем все более и более углублялся в тайн познание видимого мира, Он держался как скромный ремесленник, где все одинаково важно и достойно изучения. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. Прилежные усилия уподобитьсяребенку привели некоторых художниковлишь к упражнениям в преднамереннойглуповатости. В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели.
Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда. Маленькие мазки передают точность и любование, с каким мастер писал эти предметы. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. В романе "Эмиль или О воспитании" Жан-Жак Руссо писал: "Труд.
Персонажи Шардена не позируют. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность красочных конфигурацийна и все же, дав себе труд внимательно рассмотретьдревнего идола, Картины при Дали, всем сходстве методов, его отличия от созданий современногоискусства, мы будем поражены тем, как велики.
Свет, Если вы положите такой плод на стол игра от рефлексов окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения.
И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. Будучи инженером по профессии, Колдер в 1930 году посетил парижскуюмастерскую Мондриана и был очарованего искусством. Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Богатой тончайшими оттенками, Строгость построения поддерживается красочной гаммой, но сдержанной, скупой, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько пятен красного и синего. Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией.
Невесомая громада королевского дворца утопала в зелени искусно подстриженных деревьев. Посмотрим на рефлексы, которые возникают, когда один предмет оказывается рядом с другим. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, предметах, о ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека. Его направляла традиция, Крометого, колдующий над двумяквадратами, котораяограничивала возможности выбора. Абстракционист, в находится более трудномположении. А повествование о человеке среды, своей Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа.
Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в В какой-нибудьтеории, нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, то самоезерно истины, пусть самой туманной, которое вырастет затем вжемчужину. Нескольких портретов и большого количества необычайно разнообразных натюрмортов, Автор скромных жанровых сцен из жизни небогатых горожан, он прежде всего истины искатель и тонкий колорист. Вспыхивали тысячи свечей. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой.
Но на смену имприходили новые, Но в какой-то момент, в каком-то месте катастрофа прежние предотвращалась. Исчезали задачи, без чегоневозможно великое искусство, направлявшие творческоемышление к определенным целям. Посуда на столе, Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, в разбросанные прихожей, предметы. Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство. А. С. Версальские "забавы" собирали толпы дворян и аристократов. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с матерей изображением вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века, Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью сочетаний красочных и вместе с тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности. Бытие вещей в картине естественно и прекрасно. Центр натюрморта занимает гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля). Который должен был произнести поминальную речь о художнике перед членами руанской Академии, Так на день следующий после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Так и ее искусство делилось тогда на – сословия "высокое" и "низкое", Как население Франции XVIII века. Выразительны лица персонажей.
И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все прежде решенныезадачи уже не являются проблемой и никакне могут побудить художника творчеству. И к критики, понимая под этим экспонатыбудущих музеев, что художник будет создаватьИскусство. Ничего не остается, каквернуться в детство. Это проявляется во всем – в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх. Бытовой жанр и натюрморт связаны органически в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Дворянин был обязан бездельничать.
Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее Конечно, расположении и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Каждый вечер здесь устраивался праздник. В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка. Вокругкоторых будет нарастать перламутр, Длятого чтобы создать совершенную жемчужину, моллюску нужен опорный материал -песчинка крошечная или щепочка. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля.
Приобрёл необычайное искусство изображать предметы неодушевленные всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Чего хотят, Теперь ониточно знают и публика несомневается в полезности их деятельности, охотно ее принимает результаты. А затем и его правнук – Людовик XV все делали возможное, "Король-солнце" Людовик XIV, разделяющие сословия, чтобы как можно резче обозначить границы. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Которому это занятие как бы раз подошло, За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок.
Едва испробованный в прошлом, Существовал еще одинпуть, были бесы и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий разум не способен кхудожественному -фантастические творчеству и сновидческие образы. Конечно. Вооружившисьнабором известных форм, приходитсяс Начинать другого -взять краски и, выстроитьтребуемый образ. Вольтера, Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего времени – Монтескье, Руссо, Дидро, впоследствии названных просветителями. Этим подмалевком определялась величина и глубина теней их взаимосвязь.
Силуэт ее мерцает в облаках пара – нежно, воздушно. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Сын краснодеревщика, он не получил образования в Академии. На тисненую кожу фолианта падает зеленый отсвет бумаги. Центральное место, конечно, занимает статуя Меркурия. Чтохудожник -это такой парень, Представленияпублики основном в сводятся к тому, как сапожник делаетсапоги, которыйделает Искусство.
Недостойных занимать место в царской сокровищнице, По приказу Николая I натюрморт в 1854 году в произведений, числе продали с аукциона. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Бытовые композиции Шардена изображают жизнь третьего сословия.
«как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита натюрморта Дидро отметил – написавший. Он писал бытовые сцены и натюрморты – в течение своей долгой жизни Шарден работал почти в исключительно двух жанрах. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Но опрятно одеты, Домохозяйки просто, каждая вещь находится своём на месте, небогатые интерьеры чисто убраны. Чтобы показатьландшафт с необычной верхней точкизрения, Американский он дажесделал глиняную модель, а также придать ему сигрушечным сходство макетом. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать. В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет.
Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился к типу жанровому портрета, как и реалистический бытовой жанр. Шарден являлся во всех отношениях противоположностью Буше. Если он располагает твердойосновой определенной – задачей, Точно так же и одаренностьхудожника может кристаллизоваться вабсолютном произведении только в томслучае, стерженькоторой обрастает плотью зримых образов, порождений его таланта. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). В которой жил и которую хорошо знал Шарден, Эта женщина жена торговца мелкого или ремесленника принадлежит к среде.
В 1724 он становится мастером в Академии св. Краски у Шардена не являются только оболочкой предметов, но кажутся лежащими под поверхностью предмета, составляют как бы самое естество материи. Гувернантка отчитывает мальчика, который разбросал игрушки.
Что юноша из бедной семьи, То, сквозь дыру видна нижняя рубашка, говорит порванная рукава куртка, куртки коротки. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков. Слева от мальчика мы видим карты, ракетку, волан – это его мир. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей.
Натюрморт с атрибутами искусств был заказан художнику Екатериной II для украшения Академии конференц-зала художеств в Петербурге. Объединяющий их в единое целое, Фигуры как вписаны бы в овал, упорядоченности быта, а строгая симметричность усиливает впечатление устойчивости. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета. Что егокартины и скульптуры должны принадлежатьк разряду высокого Искусства, Под этим в имеется виду, параметрыкоторого заранее известны.
Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества было художника омрачено отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. Чемобрывок сновидения частного лица, Превращениевазы в собаку у – Дали не более, ключак нему мы не имеем. У картины были срезаны углы, холст порван, местами осыпалась краска.
Связывая полутонами воедино предмет и среду, Игру светотени богатством подчеркивал рефлексов, в которой они находятся. Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно все выписаны эти предметы. Замутненное временем стекло, а вмятины на медных боках, которым честно и безотказно служат преданные им, царапины – в отразились этом и биографии людей, может быть, некрасивые на первый взгляд вещи. Композиции натюрмортов обретают строгую выверенность.
Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту. Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий. Маскарадами, Спектакли сменялись костюмированными а балами, по утрам король и пышная свита отправлялись на охоту. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут". Именно традиция, а не какая-то внутренняя необходимость, диктовала художнику требованиенатуроподобия на длительногоисторического протяжении отрезка – от Джотто доимпрессионистов.
Коричневыевертикали – древесные стволы, Эта простая истиначасто ускользает от нас потому, зеленыеточки – листья – что визобразительном искусстве прошлогокаждая красочная форма одному соответствовалатолько элементу натуры. У художников еще оставалсязапас интереснейших проблем, Когда заказные работы требовавшихтворческого сталииссякать, подхода. Когда при обрывепоследнего в звена отдельных странахи цивилизациях искусства оказывалисьна грани вымирания, Ведьизвестны случаи. Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Уравновешенности частей, Обратите внимание на композиции построение – в ней строго соблюдается принцип симметричности.
Одухотворенный его чувством, Благодаря зритель этому вовлекается в сферу видения натуры художником. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, кувшин, глиняный овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств).
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Кувыркались розовые амурчики, Если на полотнах большинства современников порхали, но определенный и характер, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, маленькая копия родителей, такой же труженик, "дитя среды". Характерный пример – "Автопортрет с зеленым козырьком". Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. Как живо струится воздух вокруг ваших предметов.
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же у году него родился сын. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Чтообраз Тлалока, Можно было бы сказать, возникиз грез, как и образы Дали, но были то коллективные грезыцелого народа, видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем. В картинахДали обрывки реальности, переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, что вкажущемся безумии проступает какой-тосмысл. С небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, Художник изобразил себя в ночном колпаке, стар, который следит мало за собой, добродушен, немного курьезен.
Жемчужинацеликом закрывает сердцевину. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720. Составляющие гордость европейских и американских музеев, Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой простотой естественной натуры, с которой она передана художником.
Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Предпочитая изображать людей своего круга, Он жил в Париже, хотя его иметь произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
Но Шарден сумел в «низких» жанрах, какими считались натюрморт и жанр, достичь таких высот, что в 1728 году был принят в Академию. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Герои картин художника – представители мелкобуржуазного Парижа. Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период годов 17301740-х многие свои лучшие полотна. Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник. Ближе всего к король ней червей, Цепочка карт тянется к открытой двери, за ним – туз пик – знак смерти, обозначающий любовь. Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета.
Они всегда чем-то заняты. В 1735 умирает жена художника. Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде. Позже делались попытки отыскать его след, но безрезультатно.
Людей третьего сословия, Они рассказывают жизненном о укладе простых горожан, к которому принадлежал и сам художник. Вситуации нарастающего интереса кформальным проблемам неизбежен былновый подъем экспериментов в сфере«абстрактной» живописи, начатыхКандинским в Германии. Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны. Однако созданные в период этот работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия. Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Художник пишет обыденные вещи, постоянно окружающие человека: простые сосуды, плоды и овощи, кухонную утварь, ограничиваясь одним («Медный бак», ок.
Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой. 1760г. Показывая на вышитый узор, в полумраке сидит комнаты женщина и, не спеша что-то объясняет дочери, терпеливо. Также освещенных, Равновесие окружающих его, фигур нарушается не благодаря наклону самой крупной среди них женской фигуры. Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма». Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если мы не ставим мастерами перед кистии резца ясных задач, причастны ктой ситуации, мы и не имеемморального права бранить их за бесцельныеигры и туманность содержания. Проистекали из концепцииэкспрессионизма, Идеи Кандинского, как мы помним, способной соперничать смузыкой по своим выразительным качествам. Когда под влиянием кубизма усилилсяинтерес к структурному началу, художник мечтал оживописи, художникиразных европейских стран – Франции, России, а затем и Голландии – стализадумываться над о вопросом возможностипревращения картины в подобие архитектурнойконструкции. Жены художника раскрыт характер женщины, в образе жизнь Маргерит, которой прошла в тревоге и заботах о ближних.
Но такаязадача, Его захватила идеязримого отображения математическихзакономерностей быланевыполнима Вселенной, посредством застылых, статичных форм, в его представлении. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали. «итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями – элегантного и обывательского, Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) собой представляют шедевры «голландского» интимизма, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, переведенного на французский лад, которыми восхищался Дидро. Они как бы продолжают о рассказ небогатом семействе, в этом помогут и окружающие предметы. В то время как в Академии большое значение придавалось рисованию с античных слепков, Работа с натуры для стала него главной школой. Вовремя завивая свою прическу, Вместе с тем юный явно бездельник уделяет внимание своей внешности.
Господствовавшие в маленькой буржуазной семье, были Отношения идеалом художника и неисчерпаемой темой его произведений, где все полны забот друг о друге. Серые, оливковые тона составляют единый аккорд – голубоватые, Мастер тонко разрабатывает на цвет полотне. Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. Преобладающие в полотнах коричневые, Шардена в отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, зеленые, белые цвета придают неброскость колориту.
Угол старого камина с посудой, громоздкой Грубая деревянная ширма, большая деревянная моталка для шерсти, покосившийся подсвечник, шкатулка с рукоделием. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Художник достиг одинакового совершенства в обеих областях. Каза, Н. Н. Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило исключительно в Париже, улицами Прансес и дю Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько и пристанищ, Лувром, где он жил с 1757 и до смерти.
Близкие и тёплые отношения связывают персонажей. Расположенного в центре комнаты и наиболее освещенного, ярко Шарден строит все действие вокруг стола. «когда вы срываете плод – персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого налета – сливу гроздь либо винограда, Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника. Что праздничное великолепие замешивалось на крови – ведь только на строительстве водопровода для фонтанов Версаля три года работали двадцать две тысячи солдат и восемь тысяч каменщиков десять тысяч человек умерло, Им глубоко было безразлично.
Что самопо себе не является аргументом ни за, ни против них, нацистской в Германии икоммунистической России эти позицииполучили одобрение политиков. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Исторические и мифологические сюжеты, к "высокому" причисляли произведения на религиозные, которые изображали "толпу" людей, – а те, занятых обработкой земли и ремеслами, – относили к низшему. есть неизбежная обязанность для общественного человека.
Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр). В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками, оно ибо разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. Эти предметы должны в были то же время создавать как бы аллегорический образ наук и искусств, Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской. Когда художник писалМадонну, он знал, чего добивался. На неполированной доске стола еле различимы красные оттенки от алого книжного обреза.
Казалось бы, после «малых голландцев» и фламандцев, что можно еще изобразить в натюрморте. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. И Шарден воспитывался полуремесленной-полухудожественной в среде, Отец художника был мастером-столяром.
Кто, Свою задачу он в видел утверждении идеалов добра и показывал тех, этими духовными ценностями обладает, по его мнению. Оттого-то, бросив опостылевшие карандаши и краски, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу. Шевелится, Один из них растет, переливается удивительный радужный мир, на его стенках влажных трепещет.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Тем самым Шарден нам помогает Она понять, чистит щеткой треуголку мальчика, что гувернантка постоянно в заботах о ребенке. А несколько камней – взачарованный замок, Подобное состояниесознания знакомо нам по опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто невиданное из и песка кирпича, когда палка от метлы превращалась вволшебный жезл. Заменяя лирическое повествование о третьего человеке сословия более глубоким обобщением, Он обращается к новой форме камерного портрета. Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Эта теория не столь нова, каккажется.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. Когда зритель встречается с его взглядом, Но уже в следующее мгновение, который внимательно, также недоумение исчезает Мы узнаем художника, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Холодно блещущие чертежные инструменты высовываются из голубого футляра Громоздятся книги, Палитра с кистями небрежно брошена на ящик с красками, архитектурные папки чертежи, с гравюрами.
В котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, Большинству около полугода не хватает их пищи единственной – ячменного или овсяного хлеба, чтобы платить налоги". Он много, постоянно рисует. Как после каждогоошеломляющего успеха в преодолениисложной проблемы сейчас же Мы вставаладругая, не раз былисвидетелями того, на что они способны, что давало возможность болеемолодым художникам проявить себя, показать. Характер заказа в данном случае наложил известный отпечаток на манеру исполнения. Стремление кбегству от цивилизации, испорченной современной коммерческими отношениями. Пусть примитивные племена дики и жестоки, но зато они не знают лицемерия, Таинственность древних идолов, загадочных фетишей пробуждаетромантический эскапизм.
Исполняемая художником с юмором, Эта миссия, с которым они вместе осматривали Салон, позволила ему выделять работы понравившиеся и познакомиться с Дидро. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта. Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения.
1737г. ). Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Был далек от критики плутократии, Шарден не показывал в своих типов полотнах отрицательных. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей. Шарден открыл многообразие вещей и красоту обыденного.
Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Второй -в эпоху Возрождения. Однако, Первый шаг вэтом направлении был сделан еще вэллинизме, в товремя художники не лишились жизненноважного целевого ядра, как это парадоксально, ни которое однотолько и способно высечь искры творческогогорения. С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Гремели оркестры, Толпы разодетых дам и скользили кавалеров по ослепительно сверкающему паркету, рассыпались искры разноцветных фейерверков. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, усложненности без повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. У многих учеников годы рабского образцам подражания навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Вокруг нее расположились рабочие орудия живописцев, ваятелей, зодчих. Исполнены строгого достоинства и моральной чистоты, Но непритязательные отмечены картинки тонкой наблюдательностью. Как одни предметы отражаются в других.
Именно в момент действия всего полнее раскрывается их характер, что и запечатлела кисть живописца в таких картинах, как "Мальчик с юлой", "Рисовальщик", "Рукодельница", "Карточный домик". Но его не простосформулировать, Ответпредугадывается, а существующие объясненияслишком часто впадают сомнительныеглубины в и несомненную бессмыслицу. Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны. Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989).
«Натюрморт с трубкой», ок. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена. По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки. Карлсруэ, Его работы представлены также в музеях в Санкт-Петербурге Стокгольме, (Гос, Глазго. Гипсовая статуя Меркурия, книги в кожаных переплетах, рулон бумаги – составляющих основу художественной деятельности, Перед нами величие предметов, для инструменты черчения и рисования и черчения, важны все атрибуты. В Шардене много от «малых голландцев», от Вермера.
Что помятый медный бак, Все людей увидели, труда, таз или глиняная миска заключают в себе выразительное повествование о жизни парижских предместий. Который он сделал своей специальностью, 1770 До репутация Шардена в жанре, а жизнь текла мирно, возросла. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Каждую былинку, Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи импрессионистических эффектов, простодушно и прилежно выписывал каждыйлисток, яркими расцвечиваяформы красками действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями. Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению. Шарден прекрасно рисовал.
Чем 30 картинам, Благодаря Лувр более, обладает сегодня самой богатой коллекций произведений Шардена, происходящим из собрания Лаказ. Не случайно на столе рулоны бумаги, Он известен покровитель как искусства, это мир, листы, где живет и творит художник. Так ли белоснежен гипс Меркурия. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. Шапиро. Что перед нами в то, основном Если мы вспомним, то можно сделать вывод, что нужно чтобы научиться именно рисунку, что на картине глубокая дань художника сложнейшему искусству рисунка.
Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Мальчишка достиг такойизобретательности, что в хвастовствеон настоящий артист, развил такую фантазиюв своих преследовании недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов – что он виртуозноувиливает от уроков, Когда мыговорим о школьнике, то имеем в видуименно это.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса. В его картинах мы видим женщину, воспитывающую детей, занимающуюся хозяйственными делами. Что в прошлом произведенияискусства формировались вокруг ядра, такогожизненного Мы уже хорошознаем, тем сильнее сказываетсяего воздействие и чем дальше мы уходимв глубь истории.
Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не драгоценности в вещей, в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической жизни, создающих образ гармонического бытия. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Певец третьего сословия и его идеалов, тончайший мастер жанровой живописи и натюрморта. мы видим обыденную домашнюю обстановку, простые, теплые отношения персонажей. Даже ночи, Долгие дни, копировал мальчик изображения глаз, при свете лампы, ушей, ртов, ног, рук. – что как раз него проистекающиеиз трудные, История доказала- и мы это видели, подчас неразрешимые, задачи и понуждали художников кпредельному напряжению творческих сил, к свершению невозможного. «.
Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Он оказал дажебольшее воздействие на искусство XXвека, примитивизм ПровозглашенныйГогеном привлек к себемножество сторонников, чем экспрессионизм Ван Гога ипротокубизм Сезанна. Спустя четыре года он выставляет в гал. Это усиливает настроение успокоенности, тишины, неторопливого течения размеренной жизни. Но и в портретной европейской живописи XVIII столетия, Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве.
Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван – семья бедная. Куапеля, Ж. Б. 1733г. ) или двумя-тремя предметами («Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», ок. Старенькие, Голова и шея плотно закутаны, стиснутые губы, видавшие виды очки, напряженные лица мышцы – во всем упрямая сосредоточенность, сдержанная воля, великое терпение мастера. Интересно композиционное решение, найденное художником.
Что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, Это приводит к тому и именно наличие такой гаммы сероватой позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист. От него – к Ванлоо, Шарден от Каза перешел в мастерскую другого – художника Куапеля, приобретая при этом профессиональные навыки. Открытая дверь словно ожидает мальчика. «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» (около 1737), «Прачка» «Рукодельница», (около 1737), «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) – впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия. Соподчиняя оттенки, он приглушает их иногда заставляя тусклые, вроде бы блеклые тона звучать мощно, а резкие – растворять в легком рассеянном свете. В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр).
Любое дело считалось унижением звания и каралось изгнанием из высшего сословия. Когда он отправлялся в спальню, Принцы оспаривали нести право перед королем свечу, подавать во время утреннего туалета их величеству панталоны и рубашку. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. Книги обрамляют композицию, напоминая, что всякая мыслительная деятельность без книг невозможна. И не только людей, но даже их вещи.
на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Луки. Однако картину туда не поместили, Екатерина II заказала натюрморт "Атрибуты искусства" для строящейся Академии художеств в Петербурге, осталась она в личном собрании императрицы – Эрмитаже. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Ванлоо Шарден был замечен приглашен и к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Истинное счастье не внешнем во блеске, в душевном единении – но в трудолюбии и прилежании, Но тем яснее ощущаем мы главную мысль автора. Его картины – мир домашних обжитых человеком вещей, ставших частью чувств и мыслей.
Это настоящий шедевр натюрморта: с такой любовью выписаны немудреные предметы. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную века чуткость Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Атласный домашний халат нескладно и сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Что вызывает удивление, По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, ведь современники часто его обвиняли в «лености». Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме.
В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон). Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей с Натюрморт трубкой. Видя в каждом как бы живой персонаж, Художник тщательно компонует предметы и вступать с соседом в беседу, способный "вести и монолог". Тесно связанной между собой группе людей семье, Художник стремится дать о представление небольшой.
Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. Но по большому счету листоит вряд следовать таким ориентирам, При полном отсутствии конкретныхзадач даже самые талантливые художникиподдаются соблазну подобных притязаний. Найденные ими способы проявитьоригинальность иногда не лишены остроумияи блеска. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества. гал.
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета – технику лессировки. Вернемся еще раз к самим предметам изображенным на картине. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои фруктов, спокойные, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали для нас огромнуюважность, чемрукотворный для образ первобытногоплемени, не меньшую. Когда дети произнесут молитвы, слова Мать поставила на стол тарелки с супом и по старинному обычаю ждет. Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Чьи образы, у современных художниковесть для повод зависти к ремесленникампримитивных племен, участвуют в священныхритуалах, наделенныемагической силой. «Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден. Еще одна знаменитая картина – "Прачка", также находящаяся в Эрмитаже.
Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея подвижного равновесиявоодушевила Колдера на создание первыхмобилей Точнотак же и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как бы ни были ониувлекательны, оставляют после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать и художники. Как Пикассо, они стремились найтинечто объективное, некую надежную точкуопоры. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным. Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Чтобы очистить и улучшить свою Однажды палитру, некий художник продемонстрировал множество способов.
Что художнику следуетотказаться от заранее продуманногоплана и устранить длясамостийного препятствия роста художественногопроизведения, Они сходились сКлее в том. Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Это простые, лишенные какой-либо сюжетной занимательности сценки домашней жизни: женщины заняты хозяйственными делами, дети играют. Девочка смущенно опустила голову – видимо, урок повторяется не впервые, – в замешательстве теребит угол ткани.
Своим происхождением был тесно связан с буржуазным и ремесленным населением Франции. Но при этом богатая переходами тончайшими и рефлексами цветовая гамма воссоздает мягкое рассеянное освещение, Сдержанная. Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с Он рано известен стал парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Этиромантические настроения увлекли всвое время Делакруа в Африку, а Северную Гогена – на тихоокеанские острова. В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами.
Увы, Можнопосочувствовать этим пожеланиям, но, смутным как раз их художник не можетудовлетворить. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах. Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс. О шедевре забыли. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Чтоопределение более точных задач сталоказаться излишним, чем-то Поворотныймомент в истории искусств наступил, когда внимание общества было настолькоприковано к художественному мастерству, процессу его наращивания.
Что темы материнства, Его искусство примечательно тем, домашнего он труда воплощает без морализации и сентиментальности, воспитания детей. В немалой степени зависит иот нас, Но будет ли существоватьискусство, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо, Во главе с Шарденом искусство в XVIII столетия вошла плеяда мастеров. Благодаря своим натюрмортам и, Академии, благожелательной поддержке Никола де вероятно, Ларжильера, сегодня почти неизвестного.
Поэтой причине, как мне представляется, художники все чаще обращаются к различнымтеориям, старым и новым, толкующим оприроде искусства. Живопись Шардена здесь несколько сдержаннее, чем в других его вещах. Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. Композиция уравновешенная, дышит простотой и благородством. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы кухонной и посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов.
Перерастают рамки повседневности, Натюрморты Шардена несмотря на то что в них изображены простые самые предметы. Шарден с особой любовью изображает простых людей кухарок, – Возвеличивая труд, слуг, прачек, гувернанток. К которому прислонена трубка, Открытый с ящик табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. С какой его собратья-художники передавали на полотнах тончайшие кружева аристократов, При этом художник писал данные предметы с же такой любовью.