Что в своей картине Эль Греко изобразил Апостола Павла и убеждение автора статьи в том, уверенного в истинности произносимых слов в разделе, обращающимся невидимой к аудитории со страстью проповедника, посвященном композиции, я надеюсь подробно опровергнуть это в корне ошибочное суждение исходя из анализа художественных средств – как чисто живописных, так и сугубо символических – использованных художником для передачи идей, которые он стремился выразить данным произведением. Как мне представляется, Суть этого противоречия по крупному счету основывалась, Града Божьего и града человеческого в их метафизических измерениях, на художественном стремлении мудрого живописца выразить сущностное единство небесного и земного миров, вопреки тому противопоставлению резкому этих градов, которое он наблюдал в испанской инквизиционной реальности. Предназначенных для мадридской коллегии Цикл августинцев, картин, с течением времени оказался разрозненным, основанной придворной дамой Марией де Арагон, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны. Он всё умел. Пожертвовавшего церкви большие средства, «На похоронах графа, согласно легенде, в 1312 году, чудесным образом присутствовали святые и Августин Стефан. Как сказала о нем Валлантен, Антонина Всю свою жизнь он оставался лишь верным копиистом самого себя. Мнение о предпочтительном выделении Эль Греко личности Апостола Павла утверждается и в небольшой статье Л. Каганэ Автопортрет Эль Греко картине в Апостолы Петр и Павел из Государственного Эрмитажа.
Доминикос Теотокопулос (1541 – 1614) Автопортрет. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь уже явлено. И нужно ли.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Они приобретают повышенную динамику, Пропорции фигур вытянуты, хотя сами по себе не активным наделены действием.
И как. Композиция произведения тщательно выверенная. Обилие рефлексов беспокоит, Рваные облака мечутся по небу, тревожно звучит и напряженно, волнует. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. На неё слетает золотистой из глубины неба Дух Святой в виде белого голубя, Архангел несёт Марии благую весть, а на небе ангелы воспевают и славят событие на музыкальных инструментах.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Перегруженность неба, Прежде всего излишне материализованными, т. е. образа духовной сферы нередко бытия, тяжеловатыми, предельно деформированными иногда даже как-то неумело или небрежно написанными фигурами. Условны, несимметричны и далеки от канонической красоты изображения мужских и женских лиц. Между тем в Венеции и Риме он вкусил от плода активно и секуляризирующейся антикизирую-щейся культуры высокого Ренессанса. Неведомый нам Божий промысел, Возможно так распорядилась судьба, в владеющего совершенстве тайнами иконописи, который отправил мастера, ее особым сакральным языком, понимающего роль иконы как проводника человека из мира видимого в мир невидимый, в Италию эпохи позднего Возрождения, мастера которой пели гимн человеку, красоте, форме, цвету, жизни. В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613). Изображение Лаокоона и его сыновей, троянского коня, богов-мстителей, города на дальнем плане – двух змей, Здесь можно лишь найти внешние приметы мифа.
Не земной и небесный, не Для этого испанский мастер помещает все изображаемые им события священной истории и образы апостолов в уникальный, пространственно-временной художественный континуум. Порыв замирает на полузвуке, полужесте. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Любые ПОПЫТКИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ и ОПОРОЧИВАНИЮ ДЕТЕЙ БУДУТ ПЕРЕДАНЫ ОРГАНАМ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ВЛАСТИ. А прорывались тревога и предупреждение.
То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). Что Эль Греко, Здесь же хочется заметить, не мог не знать самых основ христианской патристики, с колыбели воспитанный в канонах православного учения и для него было непреложной истиной высочайшее духовное достоинство, чтимое в Петре Апостоле христианской Церковью.
От каждой из которых трудно оторвать таз, Перед нами ряд потрясающих в живописном отношении картин, наслаждаясь живописно-психологической симфонией в каком-то полумедитативнном состоянии, переходить а от одной к другой, можно бесконечно долго. Что это произведение вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его Изобразительные окружения, приемы оказались столь смелыми и необычными. Показательно, что и уста его плотно сомкнуты, что исключает возможность говорения. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Очень спокойный, Элегантный, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, жестом клятвы или положивший убеждения правую руку на грудь, сдержанности, достоинства.
В самом углу полотна поместил Евангелие и Эль Греко. Действие происходит на земле и на небе, где Христос и Богоматерь, окруженные святыми и праведниками, принимают душу усопшего (ее в виде спеленутого младенца возносит на небо ангел). Таинственная, красивая картина. Он не воспринимал римско-флорентийских манеру мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
Изображенные автором на полотне, Фигуры, наполненный и чудесами фантастическими элементами, оказывались помещенными в нереальный мир. погода была прекрасной, нежно светило весеннее солнце. О чем исследовательница делает заключение на основании сходства внешности художника с лица чертами Апостола, Но возможность автопортрета Эль Греко в фигуре Апостола Павла, никоим образом не предполагает его доминирования в смысловом содержании полотна. Средневековая легенда о именно погребении в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. С покорным смирением принимающих божественную Античные кару, герои-атлеты превращены в христианских мучеников.
Н. А. Столетиями отстоявшиеся художественные символы небесного града Микеланджело в своём Страшном суде наполнил небо предельно человеческими, Византийская и греческая иконопись давали незамутнённые, фактически спустил на его землю, даже плотскими телами, приземлил. Возникает несоответствие искажение. Линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта – который затем покрывался коричневого имприматурой цвета жжёной умброй, Большинство его произведений исполнены следующим образом.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX ве Эль Греко не имел последователей-современников и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Вряд ли вообще думал о чём-то. Каптерева.
«Троица», «Воскресение Христа, Снятие одежд с Христа» – благодаря этим алтарным картинам Эль Греко завоевывает широкую славу. «Святое семейство», Маврикия», «Моление о чаше», «Несение креста», «Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Оргаса» многие и другие. Которую он собирал всю жизнь, у Эль Греко богатейшая он библиотека, любит красоту и роскошь. Ты еси Петр и врата адова не одолеют (Матф ей – и на сем камени созижду Церковь мою, За его неугасимую веру и преданность себе Господь сказал о нем. Мастер подбирал необычные для своего времени тематики композиций.
После летней поездки в Испанию специально к Эль Греко эта двойственность почти полностью снялась, разрешилась на эстетическом уровне. После усвоения на родном Крите византийских иконописных приёмов и написания ряда икон в этих традициях, Как известно, где успел поучиться у стареющего уже Тициана и других крупных венецианских Доменик колористов, Теотокопулос переехал в Венецию. Хотя сам великий испанец к относился живописи Микеланджело скептически, Это очевидно, что тоже понятно. Впитавшее в себя византийские традиции, 1604 Эль Искусство Греко уникальной фигуры в истории мировой живописи, порождено кризисным временем, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма. Его самые знаменитые картины: «Мученичество св. Небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, в земной зоне статична вся подчеркнутым композиция, заметным перепадом масштаба. Что художник изобразил в своем произведении этот именно эпизод, Почему исследовательница решила.
Жизнь и творчество художника, кажется и состояли в том, чтобы сохранить эти основы, подобные прожилке драгоценного металла, которая скрывается под ненужными наслоениями. В его доме гостили ученые, поэты и философы. Эль Греко остро почувствовал характерный тип толедцев их и манеру держаться, Будучи чужестранцем. Что Эль Греко – художник, уже Сейчас стало принято говорить, опередивший свое время на три столетия. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Что всё творчество великого живописца пронизано духом ожидания метафизической грядущего грозы Апокалипсиса, Сегодня я вполне определённо могу сказать, представленной в этой картине экспрессивным символическим образом.
Доменикос Теотокопулос (абсолютно непроизносимое для испанцев имя, вот таким образом и псевдоним появился Эль Греко, то есть по-просту грек) обучался иконописи в родном Ираклионе. Особое сияние исходит и от самих полотен. И после Эль Греко никто несколько столетий не писал ничего подобного. Что Апостол Павел занимает больше места, Невзирая на то, просветителем Апостола Петра, он отнюдь не главным выступает действующим лицом. На котором восседают живописно более материальные, разделены Планы между собой облачным слоем, Богоматерь и Иоанн Креститель, чем остальные обитатели неба.
Он останавливается в городе Толедо, Не найдя признания дворе при короля Филиппа II Испанского, где и проживает остаток своей жизни. Одним из крупнейших итальянских второй натурфилософов половины XVI века, Эль Греко мог встречаться в Италии с Фрапческо Патрицци. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией.
Попавшего в пространство католической инквизиции Испании, Для православного грека, преображение Царство и Божие, грядущий Апокалипсис не надежда на рай, а ужас и страх перед вечной карой небесной. Толедо стал для художника второй родиной. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать». Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.
Оно всему дарило радость и город выглядел празднично. Но сделался все же великим католическим художником, Хотя Греко и был выходцем из греческой православной среды, проникнутых духом экстатической мистики и созерцательного визионерства, в чем с очевидностью убеждает большинство его полотен, глубоко характерным католического для художественного мышления. Всё остальное космологическая тревога и смятение. Образ кающейся блудницы Магдалины оказал влияние большое на западное искусство и на сознание верующих, Кстати. Бережно поддерживающих тело усопшего, в образах святых, выражены нежность, глубокая скорбь, печаль вместе с тем они само воплощение высшей духовной красоты. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л. Л. Что именно выражение этого глобального апокалиптизма и притягивает меня к искусству Греко, Эль Возможно иногда мрачноватой экспрессией даже как-то настораживает, а своей слишком уж сильной, вызывает внутренний дискомфорт эстетического восприятия.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Греко в короткое время оказался принятым и признанным новыми своими соотечественниками, Поселившись в самом центре испанской художественной жизни – в Толедо. Эта линия проходит не по центру полотна. Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. Первоначальные основы, в своей монографии Валлантен представляет Эль Греко раскаявшимся помогли бунтарем, ему остаться верным себе в годы ученичества, заложенные в искусстве Эль Греко – который после многолетних творческих поисков обращается к своим истокам.
Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Тем более что память о символе подобной кары на земле ещё жива была в душах православных греков падение Византии как оплота православия. Эволюция творчества Греко определяется этапами его жизненного пути. Да и самого себя больного и старого, Обе с ещё несколькими работами писались для храма госпиталя вряд Тавера ли Эль Греко думал тогда об утешении пациентов госпиталя. Внимательно изучив основные алтарные картины Эль Греко, Сегодня, что на них представлены не произошедшие единожды значительные эпизоды Священной Истории, я понимаю, но вечно длящиеся события, ознаменованные этими историческими эпизодами. Прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, Доменико Теотокопули, находившимся тогда под Венецианской властью республики, родился в 1541 году на острове Крит.
BongaCams – это эротический видеочат для любителей эротики и откровенного общения. Проведённый анализ системы живописных средств выражения (композиции, колорита, деформаций человеческих фигур и предметов etc) больших алтарных картин позднего Эль Греко и его серий изображений апостолов (апостоладос) показывает, что метафизический смысл этого фактически главного пласта его творчества заключается в художественном выражении ощущения грядущего Апокалипсиса. В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Его гений был открыт заново почти через 300 лет после смерти мастер провозглашен пророком и предтечей модернистской живописи XX века. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи лишь своеобразные символы правосудия.
И он начинает получать заказы, Здесь к нему приходит известность, определенная от церквей, в основном. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Из его золотистых глубин к ней опять слетает тот всё же белый голубь Дух Святой радость и ликование, Мария посмертно забирается в теле на небо. Однажды в холодный зимний день он встретил на дороге обнаженного нищего, Находясь во Франции, меча ударом рассек свой плащ и отдал нищему половину. Благо заказов на портреты в то время было много, Тогда же художник свой обращает взор на портретное искусство. Возможно в одиночестве и приехав в Толедо, дышать просторами за его стенами и помногу раз, мы позволим себе несколько дней пожить в его каменных стенах, с делая каждым разом все новые и новые открытия, смотреть полотна гениального грека.
На каком Послании лежит закладка и на раскрыта каком книга, По количественному соотношению заложенных и открытых страниц и при некотором знании содержания Апостола можно с большой долей уверенности определить. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары. Без комментариев. Многие работы позднего Эль Греко отличаются художественной сложной организацией пространственно-временного континуума – что вызывает неоднозначное эстетическое восприятие и последующее понимание этих работ, Аннотация. Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, Молодой художник заявил, публично при этом не уступая в мастерстве, то он напишет более целомудренную и подходящую.
Но более всего после алтарных работ, Он ощущается во его многих картинах, в потрясающих циклах его «Апостоладос» неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов, пожалуй. Создавая цветовой контраст, Греко Эль нередко использовал сочные и яркие краски, отдалявший сюжет полотна от реальности. Все это мы в дальнейшем увидим у Эль Греко. Разорванных, Особенно активно этому способствуют изображения всегда тревожных, всего неба в целом, нередко и завихряющихся очень подвижных облаков, которое предстаёт в его картинах образом или символом духовного неба.
Синтез, Именно сочетание, византийской, синергия восточной и западной итальянской испанской, культур арабской может объяснить нам феномен художника. Двухфигурная композиция обычно не подразумевает сложности прочтения. ЕСЛИ ВЫ ЗДЕСЬ В ПОИСКАХ ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОКИНЬТЕ САЙТ. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Как и пренебрежение пропорциями и перспективой, смещение, Такое способствовало передаче одухотворенности образов, помогало мастеру уйти от обыденного восприятия их мистической экзальтации, создавало свой особый мир, особое пространство.
Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Напоминающими взивающиеся к небу языки пламени, в эрмитажных нет Апостолах ничего общего с позднейшими деформированными фигурами святых. Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. То уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым Деформированные теням, фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени. Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (16081614). В месте их зрительного соприкосновения (его нет на самом деле, так как Петр стоит глубже) фигуры Апостолов сливаются в единую линию. Пламенеющей через весь зал сакристии, Огромное пятно винно-красной одежды Христа, – это эмоциональный образный и ключ всей композиции.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Это произошло не случайно и мне кажется иначе история живописи бы пошла совсем иными путями. Пожалуй, Более мощно и лаконично выраженного метафизического духа в апокалиптизма живописи я и не встречал.
Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)простран-ственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. А по обе стороны от него тоже поясные изображения двенадцати апостолов в достаточно свободных позах с вещественными символическими атрибутами, в центре его деисисов помещалось поясное изображение благословляющего Христа, характеризующими каждого из согласно них христианскому иконографическому преданию. И все это не случайно. На благо он хорошо владел и той, Проще ведь было остаться на одной, какой-то и другой традициями. 1 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи.
Уже достаточно взрослым для того времени (в 26 лет) художник уезжает в Венецию, что не удивительно, так как Крит в то время был колонией венецианцев. Богоматерь возносится на небо, Христос воскресает из мёртвых, а у мурашки нас по коже от страха и ужаса. в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. В это время Крит, вместе с Кипром и Афоном, являлся центром византийской живописи.
В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Поскольку, Он не захотел выйти со мной, солнечный свет мешал его свету. », внутреннему по его словам. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Крайним сторонникам теории византизма принадлежит Эль характеристика Греко как последнего гениального представителя православного искусства на Западе.
Происходящему ночью, Но участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду, где нет внешних примет действия, в таинственной неясной обстановке. Во время его похорон в 1312 году свершилось чудо: явились св. Маленький паж на переднем плане сын художника Хорхе Мануэль, справа Стоящий священник с молитвенником в руках это Андреас Нуньес, что и остальные, в одной из голов того же характерного типа, видят автопортрет самого Эль Греко. Являвшемуся олицетворением божественного начала в Своей композиции, сущностью они словно устремлены к небу. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Духовенства, Изображение участников погребальной мессы где монахов, многие узнавали себя, дворян Толедо, вносит в картину ощущение реальности.
В алтарных же картинах он только идёт к этому, руководствуясь всем своим достаточно противоречивым духовно-художественным В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Разделяющей их фигуры, Апостола Два расположены почти симметрично относительно вертикальной оси. Он появился на свет на острове Крит в деревне Фоделе в небогатой греческой семье.
Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Петр как будто обращается с вопросом к Павлу, Вот какую характеристику она дает тому, к зрителю Если принять мнение Каганэ, а тот отвечает ему и одновременно апеллирует к широкой аудитории, что такая форма общения между Апостолами у Эль Греко имеет место, то она действительно перекликается с Антиохийским эпизодом, когда Апостол Павел, доказывая Петру его одновременно неправоту, обращался к стоящей перед ним толпе христиан – что происходит на картине между Апостолами. Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса).
Который жил в IV веке и, Новый для Эль Греко сюжет на основан средневековой легенде о христианском святом Мартине, служил в римской императорской кавалерии, по настоянию отца. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 15771579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Все последующие работы Эль Греко носят отголосок византийской школы иконописи. Пронизанная вспышками света и словно охваченная трепетом, внутренним Красочная поверхность холста, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей». Однако эти картины как бы мощный прощальный аккорд гения, прозревшего апокалиптизм человеческого бытия в его сущности и сумевшего, наконец, выразить его живописно в лаконичной, предельно ясной форме. Хотя живопись Эль Греко и существовала вне привычных жанров и даже ломала установившееся национальные традиции, в то же время она была самобытным их проявлением и рождалась из недр этой эпохи и этой страны. И всё это каким-то чудесным и уникальным образом сплавилось в его сознании нечто в целостное и выразилось в живописи.
Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен.
Выразительны и символичны (в смысле художественной чисто символизации см и как сильны в художественном отношении. Сюжет переходит тесные границы рамы и изливается навстречу зрителю. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Астральное в этих крупных цветовых пятнах, Есть что-то отвлеченное, с. 348, очерченных на темном фоне тающей контура» линией 6. Многие из которых находятся в и Толедо в Прадо, Вывод этот основывается на результатах моего длительного эстетического созерцания и изучения больших алтарных картин Эль Греко. Распространенная и в той интеллектуальной среде, Немалую роль в его воззрениях религиозно-философских играла философия неоплатонизма, с которой он был тесно связан. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество.
Что Эль Греко, в этом историческом контексте предположение, направленного против церковного произвола – мог поставить главным героем своего полотна Апостола Павла, как представитель гуманизма испанского – движения, высоко ценившегося испанскими гуманистами и принизить Апостола Петра, считавшегося основателем папства, – имеет некоторое основание. Речь идет о книгах, лежащих на столе. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). Так как он самим фактом своего бытования в искусствоведческой литературе, На этом эпизоде Библейского предания хочется остановиться подробнее, собой представляет для исследователей некий барьер, посвященной эльгрековским Апостолам, препятствующий пониманию истинного идейного смысла написанного Эль Греком полотна. Где поступил в мастерскую к Тициану, в возрасте 26 лет художник поехал в Венецию, а через несколько отправился лет в Рим.
Для уравнивания положения своих персонажей на художник холсте использует своеобразный композиционный прием. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Лёгкую тревогу, Однако и эти в работы системой мелких незначительных вроде бы художественных элементов и деталей Эль Греко вносит какую-то философическую грусть. Франциск Ассизский. Вот таким образом в этих полотнах явно земные и материальные по евангельскому сюжету фигуры Марии, Иисуса, Иоанна Крестителя, учеников Христа, пастухов имеют такую же живописную плотность, фактуру, деформированность тел, подвижность, как и небесные чины, музицирующие ангелы, сам Бог-Отец.
Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению. Камень, Его же небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла. Целый ряд современных придерживается искусствоведов мнения об Эль Греко как о типичном представителе испанского маньеристического направления, Наконец. Маврикия». Как правило, Репродукции же этих, в полный рост больше или работ помогут нам составить приблизительное представление о мастерстве художника, больших, но не более. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Эль Грекоработал в технике многослойной живописи с прокладками, белильными Используя свои навыки иконописца. Зеленоватых и серых, Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд коричневато-зеленых и бледно-голубых, малиново-розовых и желтых зеленых и голубых, голубых и розовых. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2.
Особый интерес в Погребении графа Оргаса представляет изображение толедской знати. Зеничев). Он очень любил создавать полотна на религиозные темы и они у него получались невероятно экспрессивными, наполненными особым одухотворенным или мистическим смыслом. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи.
Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». Центр испанского просвещения и искусств того времени, Через некоторое художник время переехал в Толедо древнюю столицу Испании, где и оставался до конца своей жизни. Вера, благородство, напряженные духовные поиски» – человек каждый индивидуален, Действительно, пожалуй, но, еще важнее то, что их объединяет. Главным образом, Внимание исследователей привлечено, к анализу виртуозного технического великого мастерства художника. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Человек яркой и глубокой одаренности, Известный испанский поэт XVII он века, принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Феофан обнаружил на Новгородской земле такую яркую, Будучи ярким представителем позднего византийского исихазма, что считал одной из своих главных художественных суровое задач и выражен он только и исключительно живописными средствами, кипящую земными радостями и увлечениями жизнь вроде бы православных русичей. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же Если возможности, все свободные места уже заняты. Описанный Апостолом Павлом в своем Послании к Галатам, Имеется в виду встреча Апостолов в и Антиохии единственный случай конфликта между ними. Возможно, он символизирует цвет самой жизни.
Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). Все этоможно усмотреть в живописи Эль Греко, но он остается в своем роде единственным. Соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, Мир его образов, связан субъективно-эмоциональной с линией в искусстве Позднего Возрождения.
Очевидно, Таким образом, как ценил высоко Апостол Петр церковно-каноническое значение Послания Апостола Павла. И полутона при этом приобретали удивительный, Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, для характерный Эль Греко серый перламутровый тон. Зачастую живопись маслом теряет у художника материальность, плотность красочного слоя. Вдали написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Их жесты при всей выразительности крайне скупы, Фигуры земного мира статичны, персонажи наверху даны в более и динамичных разнообразных позах и разворотах. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Объем растворяется на плоскости, а плоскость приобретает космическую глубину. Среди них чудесное «Благовещение» (15861588 Мадрид, Прадо). Внимательно изучавшей творчество Греко в Толедо: «Чаще всего его персонажи некрасивы, 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Кап-терёвой, сходящиеся углом очертания лиц, в них нарушена гармония и симметрия черт идеал живописца это идеал неправильного: узкие, непомерно большие, асимметричные, разные глаза, у хрупких бесплотных женщин крошечные рты, у мужчин удлиненный череп, огромный лоб, резкие черты, дети, а лишенные обаяния своего возраста, нередко маленькие уродцы. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины. Чисто исторические, Венецианцы обычно изображали библейские события как исключительно земные, тоже вполне земными изредка птичьими, помещая среди людей ангелов в предельно земном обличии мифологических существ во плоти только с крыльями. Втягивая сознание сначала в мир образный созерцаемой картины, Они просто доставляют высочайшее эстетическое наслаждение, а затем и куда-то за него в пространства высокой радости и духовного ликования.
Красные, Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, розовые жёлтые, мазки различных оттенков переливаются и мерцают оливковые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Так как понимание этого феномена вдохновит нас отправиться в осознанное путешествие-паломничество навстречу новому Или опыту, к счастью. То практически вплотную к приближенными нему, Персонажи оказывались то отдаленными от зрителя. Каптерева: «В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. В образе атлетического живут Христа отзвуки венецианской живописи, в особенностях колорита. Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. В Венеции творят прекрасные художники, среди которых Веронезе, Тинторетто, Тициан.
Исследователи творчества Эль Греко особенно подчёркивают влияние него на Тинторетто и Микеланджело. Синего, На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные красного, пятна зеленого, желтого. Весь строй этого полотна побуждает продлить его мысленным взором выше вообразить и Крест и Распятого на нем. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Живописца греческого происхождения, Итальянцы и испанцы называли Теотокопулоса, Доменикоса Греком. Августин и св.
одухотворения и оцепенелости. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами.
С этим утверждением, конечно, трудно согласиться. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». И здесь, на первый взгляд, композиционное решение картины также просто. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с призрачной его жизнью. XVI, 18). Каганэ. Пейзажа, Эль Греко вроде бы опирается на опыт ренессансных мастеров в изображении человеческих фигур, облаков и т. п., нематериальных предметов, но столь сильно трансформирует, деформирует, динамизирует формы и цветовые отношения, что его евангельские события как бы переносятся с земли совсем в особые, лично его пространственно-временные где измерения, в конечном счёте на зрителя работает не столько изображение события, не его репрезентация, сколько способ и характер цвето-формного выражения. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника.
О котором художественно достаточно беспомощно кричит практически всё искусство XX – начала XXI вв. 4, Тот Апокалипсис, Эль Греко ощутил ещё в конце в. и XVI громогласно протрубил о нём исключительно живописными средствами. Композиционно единство Апостолов передается обращенностью их корпусов друг к другу. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество Св. Маврикия, 1580-1582, Эскориал).
Где, После 1560 в приехал Венецию, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме, возможно испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Я. Бассано, Я. Тинторетто. Только с наступлением XX века мы в полной мере можем приблизиться к пониманию его творчества (хотя сказать, что он был непризнан современниками, было бы неправдой, заказов у него было множество). Одно переходит в другое, растворяется в свечении красок, вспыхивает, гаснет. Изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен видению, поэтическому Весь ушедший в себя, созданному воображением художника.
А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. о ней: 2, с. 81-90 3, с. 144-177 4, с. 125-135) эти полотна. К непосредственной передаче мира человеческих чувств их и идеального преображения придает картине исключительную содержательность и многозвучность, Обращение мастера к теме жизни и смерти. Ясный холодный дневной свет усиливает интенсивность красок ослепительно-белых, густо-черных, голубых и изумрудно-зеленых. «Картина Крещение Христа создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений, – пишет Т. П.
В этом вроде бы противонаправленном воздействии великого испанца на моё эстетическое сознание я и ощущал всегда некую тайну его творчества, его метафизический смысл, но не мог на уровне ratio выразить его, что в принципе и необязательно для обычного реципиента, но всегда не даёт покоя сознанию исследователя искусства. «Воскресение Христа, Снятие одежд с Христа» – благодаря этим алтарным картинам Эль Греко завоевывает славу, широкую «Троица». Плотность красочного слоя, Ослепительный разрушает свет материальность форм, что картины написаны окрашенным светом иногда создается впечатление. Что и на других его Боги полотнах, те же призрачные существа, олицетворение обреченной Трои образ раскинувшегося на горе Толедо.
Подобающие изображенным персонажам атрибуты – книги Священного писания, Кроме Апостолов, скупые приметы аскетичной обстановки – вот и все основные элементы, которые чернильница, образуют композицию картины. Непропорционально удлиненные фигуры, жесты-сакральные символы, как отсутствие бы у изображенных персонажей земного веса, обратная перспектива, которая в отличие от традиционной перспективы не убегает к неведомым горизонтам, а сходится непосредственно в сердце зрителя, делая именно его, зрителя, центром повествования и этим самым замыкая волшебный круг Единства человека и Высшего Горнего мира – их летящая постановка, Традиционные приемы византийской иконописи. Вы автоматически соглашаетесь с Прозвище Грек художник получил, Добавляя анонс, благодаря своего месту рождения. к тому времени персонажи. Исторически известно, Действительно, что практика католической церкви в Испании в то представляла время собой вопиющие злоупотребления.
Что каждая изображенная деталь полна скрытого духовного смысла, Но особенность этого в полотна том и состоит имеет свою конкретно-метафизическое значение. Данное ему Петром, Уже самое название возлюбленный брат, о полном братстве их во Христе и о согласии и взаимном содействии в деле проповеди Евангелия, говорит о абсолютном отсутствии какой-либо борьбы между двумя первоверховными Апостолами. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах. Богатейшей цветовой гаммой они чисто эстетически возносили все изображаемые события высоко над земной эмпирией, Однако только выработанной ими утончённой.
Апостолы Петр и Павел – одно из самых спокойных полотен религиозной живописи Эль Греко. Теме апокалипсиса посвящена самая необычная и смелая картина Снятие пятой печати (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи». Одной из характерных черт творчества этого испанского художника был резкий контраст образов и фигур, составлявших картину.
Что земля поднимается отвесно, Художник применяет столь высокий горизонт, а изображенные на фигуры ней словно соскальзывают вниз. Горящего серебристо-белыми вспышками зарниц, Более пассивная и скованная ловит земля отсвет неба. Но как человек не был непогрешим в Хотя поступках, Петр и был великий Апостол Христов, а только в учении. Когда я вошел мастерскую в Эль Греко и увидел, Каково же было мое удивление и вот таким образом было трудно разглядеть, что ставни на окнах закрыты, что находилось вокруг. Создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом.
У которого он перенимал секреты мастерства, в юношеские годы его отдали обучение в иконописцу Михаилу Дамаскину. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Один из самых ранних так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (15771579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.
В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Происходящему во время траурной Чуду, церемонии, которое разверзается над головами присутствующих, сопутствует чудо на небе и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Как я отчасти показал, в ряде случаев, буквальному смыслу изображаемых событий, евангельских даже вопреки сюжету. У последнего по неполным сведениям Эль Греко учится в мастерской.
Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Его искусство в течение трех столетий было предано Эль забвению, Греко не имел последователей. Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. Написанных знаменитыми художниками Возрождения, эпохи Древняя живопись Эль Греко существенно отличалась от произведений.
– Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людейБлизкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Склонность просвещенного толедского к общества духовному самоуглублению отвечала внутренним устремлениям художника. Пропорции фигур удлинены, – Изображение развертывается ввысь, событие происходит в фантастической потусторонней среде, все сильным охвачено движением, где стерты грани между земным и небеснымХудожник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет паузы для отдыха. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, Картина изощренным ритмом линий и созвучий, цветовых проникнута возвышенной красотой.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Маврикия». Он был разносторонне образованным человеком, свидетельству По современников, с острым язвительным умом. Уступив место безотчетному страху, Здесь и там критический в момент твердость характера оставила его, под влиянием которого он на деле противоречил самым святым своим убеждениям. Синтезировать освоенные им противоположные художественные традиции, Между тем уникальность творческой его манеры выросла и сложилась это хорошо показывает его живопись именно на скорее всего внесознательном стремлении совместить, кстати, включая и некоторые изобразительные приёмы Микеланджело и экзальтированный мистицизм своих испанских предшественников в живописи. Насыщенно-красный – с нежно-розовым, Чаще всего в произведениях художника желтый сочетался с зеленым или красным цветом, а – густо-черный с чисто-белым.
Во многих работах Эль Греко передает движение не столько как фактическое, физическое перемещение тел в пространстве, сколько некое их возникновение, развитие исчезновение. Но на рубеже 16-17 веков художники работали абсолютно иначе. К сожалению. Господствует в нем и неудержимо влечет к Картина себе, держит ось большого архитектурного пространства. Маскировавшими в их работах отсутствие подлинной духовности, в действительности же своей по внутренней сути полотна этого художника имеют очень мало общего с маньеристическими произведениями с их холодной вычурностью образов и фальшивыми чувствами.
Сам Эль Греко сидел на табуретке, ничем не занимаясь, но бодрствуя. Что книга, Самое распространенное мнение – то, – Евангелие, на опирается которую рука Апостола Павла. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Окруженная плотным кольцом людей, в центре монументальной композиции светом крупная выделена фигура Христа в винно-красной одежде, тесно заполняющих полотно. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело в графа богато украшенных доспехах.
По всей очевидности, а Заложено, раскрыто Послание к Ефесянам Апостола Павла, Первое соборное послание Апостола Петра. А затем и герменевтика пострецептивная основных алтарных полотен Эль Греко приводят меня к убеждению, Эстетическое восприятие и углублённое созерцание, при этом осмысливая Апокалипсис в его катастрофиче-ски-карающем модусе, что все основные события евангельской истории художник в этот период своего творчества ощущает и понимает в апокалиптическом ключе, а не в эсхатолого-преображающем и спасающем человека. Омываемого рекой Тахо, Трагичен облик застывшего, города, раскинувшегося скалистом на холме. Изначально ориентированный на внимание особое к цвету и свету, Наследник традиций византийской школы, как Тициан, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Силуэт которой рисуется отдельными острыми углами, Разлетающаяся одежда, контрасты холодного и красного белого цвета вносят в картину ощущение тревоги», стремительность живописного мазка. Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»).
Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. На многих произведениях искусства ее образ изображен рядом с черепом, который свидетельствует о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме напоминает она гигантский драгоценный узор.
Композиционное равноправие Апостолов утверждается неожиданным присутствием Апостола Петра в правой части картины, Таким образом, ведь все Евангелие пронизано Петра вопросами и ответами на них Господа Иисуса Христа. Художественную манеру исполнения, Итальянские мастера оказали огромное влияние его на стиль. Эта линия находит свое в продолжение единственном освещенном фрагменте стены за их фигурами – некоем световом столбе. Маврикия». Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха.
Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. Это стояние Апостолов у подножия Креста Господня придает пронзительное звучание всей картине и воспринимается как на указание единственные – крестные – врата в жизнь вечную. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св.
Но все неузнаваемо преображено художником. Достаточно сказать, что был расцвет деятельности инквизиции и тайных иезуитских орденов, подпольно убиравших неугодных им людей. Возвышенно и проникнуто редким для Эль покоем Греко и вместе с тем острым, Все сдержанно, почти неземной красоты, почти щемящим чувством хрупкой. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой.
К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в залах с плохим или освещением в темное время дня, Такая техника позволяла создавать картины.
И прежде всего в самой образе Марии, Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях, прелестной доверчивой испанской девочки. Духовенства, Художник писал своих портреты толедских современников представителей знатных аристократических родов, поэтов, писателей, ученых. А благодаря составлению колористической гаммы, Эль Греко мастерски владел цветом, у зрителя создавалось ощущение одухотворенности и возвышенности, на основывавшейся самых неожиданных композиционных сочетаниях тонов. Логичнее думать, что именно это и есть Евангелие. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. Искажения и предельная спиритуализация образов, Тема религиозного экстаза, Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера пятой Снятие печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Да его никто в этом и не обвинял. Ибо они по краям наполнены младенческими головками ангелочков, облака Вихрящиеся суть живые небесные силы, что создаёт уже какой-то особо тревожный сюрреалистический эффект.
Что с такими человек глазами может обращаться к аудитории, Трудно представить, тем более со страстью проповедника. Чтобы не грешить, Для того, каким и был Господь Иисус Христос, быть надо Богочеловеком, Единый непогрешимый среди земных людей. Эти работы, как и многие другие его, классически сгармонизированы во всём: в композиции, колористическом решении, эмоциональном и духовно-содержательном настрое.
Петр ни о чем не спрашивает Павла, а тот ничего ему не отвечает. В которой он помещает какую-либо сцену, Среда, где происходят и чудеса возникают видения, превращается в фантастический мир. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике.
Что кастильский рыцарь граф Оргас пожертвовал этой церкви, в основе картины – легенда средневековая о том, большие сокровища, в которой он желал быть погребенным. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Трагическое Греко, восприятие мира. Дмитриева Первые полученные в Испании заказы картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», 1577, Чикаго, Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора (1579, находится на месте) еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов. Проницательный, Быстрый, рука, тяжелый взгляд из-под очков, сжавшая выдают кресло, нервное напряжение кардинала. Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами.
Глубоко созвучную и ему самому, в Италии он прошел в обучение мастерской Тициана и воспринял систему колоризма великого живописца, поскольку она выросла на основе изысканной и яркой полихромии дорогой его сердцу византийской живописи. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Тишина соседствует со звуком. Проведенных в Италии, После 8 лет, в Толедо, 35-летний Доменикос уже навсегда в переезжает Испанию.
Который активно формирует фактуру живописной поверхности, Важную роль в технике Эль живописи Греко играет крупнозернистый холст. Именно изображение земной материи человеческих тел и вещей влекло тех же венецианцев и позволило им выработать живописный потрясающий язык. Фигуры Апостолов равноправны на полотне. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. Многие из его друзей узнавали себя в этом полотне.
В вытянутой по вертикали композиции господствует изображение Святого Мартина прекрасного на юноши-всадника медленно идущем белом коне. Оба мира разделены очень чётко. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Которые приходилось писать художнику, эмоциональность Повышенная отличает также изображения официальных лиц. И одновременно возросло на влияние художника испанской мистики, в девяностые годы в творчестве Эль Греко центральной темой стали страдания Христа.
Открытие его в начале 20 века превратилось в сенсацию. Пребывание Эль Греко на своем родном острове не было продолжительным. И в данном случае Петр явился таким же непостоянным человеком, Такое поведение Петра было лицемерием и проявлением обычной человеческой трусости, каким был при отречении троекратном от Господа.
Прежде всего, Его организации способствуют перегруженность композиции и, сильно деформированными, небесной сферы, предельно подвижными фигурами, контрастные колористические гаммы напряжённых, как правило, тёмных насыщенных цветов, тревожная организация облаков и туч, особые экспрессивные приёмы создания световой атмосферы и иных феноменов света. Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 15861588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Что фигура Павла дана полностью, Художник так очерчивает пространство вокруг Апостолов, а Петра срезана – по плечо левой рамой картины. Благородные лица с тонкими, Умные, мощного интеллекта, нервными чертами сочетают спокойное достоинство с аристократа печатью интенсивной духовной жизни.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Яркие, звучные краски сочетаются с нежными изысканными полутонами, плотный мазок с прозрачнейшими лессировоками. Он не получил при признания королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, Однако его надежды не оправдались, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. XXI, 42) – читаем мы Евангельские слова, сказанные Господом о Самом Себе.
Картины он всегда подписывал своим греческим именем. Кроме определенной самоуверенности художника, проявились Здесь и его глубинные вкусовые пристрастия, очевидно. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. То поймете красоту Божьего помысла, вы Если познакомитесь поближе с Испанией конца XVI века, а потом в гораздо более сдержанную внешне, отправившего критского иконописца сначала открыть в себе понимание воздействия цвета и света к Тициану, но более глубокую по духовному мировоззрению Испанию, в Толедо – культурную столицу средневековой Испании, перекресток восточной и западной культур, город гордых испанских аристократов, морисков и евреев, город инквизиции, праздничных процессий, рыцарских сражений, город артистов, архитекторов, переводчиков, философов.
И этим апокалип-тизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Которые считали, Однако по неверному пути пошли и те исследователи, как итальянское искусство Возрождения, что с приобщением молодого живописца столь к могучему источнику вдохновения, прошлое было им прочно забыто. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. На мой взгляд, я попытался описать здесь один из основных, открывшийся мне в моём недавнем путешествии к нему в Толедо и духовных Мадрид, смыслов живописи Эль Греко, особенно ярко и многомерно выраженном в его алтарных картинах и сериях апостоладос и давно не дававшийся моему пониманию, беспокоивший меня своей сокрытостью от моего эстетического сознания.
По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо. В частности, Это во многом предопределило особенности художника, творчества его технику письма. Нареченный Христом после призвания на служение Рыбак Петром, Симон, был вернейшим учеником Спасителя во время всей Его земной проповеди, что значит камень. Писателей, Созданные художником портреты аристократов, врачей, ученых, составили галерею выдающихся современников художника. Ему оказались близки философские представления Патрицци о бесконечности Возможно, Вселенной, его метафизика всеохватывающего и всепронизывающего божественного света.
Доменикос не был исключением. В 35 лет Эль Греко отправляется в Испанию. Цвет с выбеленностью. Написанные почти исключительно на религиозные сюжеты, Картины Эль Греко, не на похожи традиционные произведения церковной живописи. Что Эль Греко испытал влияние классических маньеристов чисто поверхностно, Представляется очевидным, лишь со их стороны внешних художественных приемов. Сам Петр стоит несколько глубже. Как некоего устойчивого подиума для изображённых действий в большинстве из этих полотен нет вообще, Земли таковой, как а верхние небесные сферы заполнены множеством предельно материализованных и очень подвижных фигур небожителей.
Осознавая всю сложность сплетений в творчестве Эль Греко художественных разных направлений, Исследовательницы Валлантен и Каптерева, все же особое место отводят традиции византийской. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые цветные пятна первого плана картины) с лица земли. И пытался ли сделать это Эль Греко. Что он привёз с собой в Испанию большую библиотеку духовной и философской литературы на греческом итальянском Известно и латинском языках. Отличительные особенности стиля художника: причудливая вытянутость фигур в длину расположение горизонтального сюжета по вертикали беспокойный, нервный ритм извилистых линий фосфоресцирующий свет, не имеющий реального источника одухотворенность загадочных образов и мистических видений.
Однако, Возврат к воспоминаниям молодости стал, не главным импульсом для создания этого во многом загадочного произведения. Порадуйте себя, Сделайте друзьям подарок и близким, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Где он продолжает развивает и традиции любимой мною венецианской школы, Высокое наслаждение доставляет мне его колорит. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Что особенно интересно, Более того, даже из заказчики духовенства, толедские современники, почти единодушно отмечали высокое художественное достоинство его работ, хотя ничего подобного в живописи до этого они, по крайней мере в Испании, не видели. Сюжетно на этих картинах изображаются основные евангельские события из земной жизни Христа и Марии: Благовещение, Поклонение пастухов, Крещение, Распятие, Воскресение, Вознесение Марии и др.
В знак того, На сей же Книге покоится раскрытый Апостол, построенного Апостолами, что будь не Благовестия Христова – углового камня – не было бы и здания, – Церкви Божией. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Искусствоведы, анализировавшие картину, мало задумывались о том, что это может быть. Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. Расстановка закладок в Апостоле также неслучайна. Небесное же раскрывается неизмеримой в глубине, Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, праведников и ангелов, населенной огромным количеством святых.
Должен заметить в завершение этого разговора, что у Эль Греко есть несколько прекрасных полотен, решённых в более оптимистичном тоне, где указанный выше апокалиптизм или отсутствует вообще или проявляется достаточно слабо. Апокалиптичная. Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста. И порой их странная привлекательность достигает редкой волнующей силы» 6, Тем менее не образам Эль Греко присуща высокая мера духовной красоты, с. 315. Где Христос и Действие Богоматерь, происходит на земле и на небе, принимают душу усопшего (ее в виде спеленутого младенца возносит на небо ангел), окруженные святыми и праведниками. Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в г. Толедо, Испания, в церкви Св. Каждый изобразительный элемент находится строго на своем месте, с которого его нельзя убрать, чтобы на нарушить общей стройности построения. Славу, Здесь Эль обрел Греко признание, дом с ценнейшей библиотекой и семью избранный круг друзей.
Что Эль Греко посвятил свое полотно конкретному эпизоду из жизни двух главных Апостолов христианской церкви, в другой своей работе Сюжет картины Эль Апостолы Греко Петр и Павел Каганэ доказывает. То есть за десять лет до наступления позднего периода творчества художника, Картина написана была в 1587-92 годах, а изобразительные приемы начали принимать фантастический и ирреальный характер, когда углубилось его трагически экспрессивное мироощущение. Фигуры производят впечатление непропорциональных, странных, как бы вырастающих от земли.
Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. Вглядимся в их глаза. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ).
Поэтами, Он был дружен с крупными некоторыми представителя испанской духовной интеллигенции, художниками. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Что во времена Греко Крите на уже больше трех веков сосуществовали православие и католицизм, Надо сказать, принесенный сюда венецианскими крестоносцами в 1204 году. В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа». Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо.
Да и в других музеях немало мира времени проводил Вот и в прошлом году, Практически ради общения с его искусством я совершал неоднократные паломничества в Толедо и в Мадрид, мы с женой, направляясь на отдых, которая тоже высоко ценит этого художника и даже писала о нём 5, на этот раз по её инициативе провели неделю в Толедо и Мадриде специально в гостях у Эль Греко. Фомы. Целью данного исследования является осмысление этого феномена. Итальянской и испанской, Оно сочетает традиции трех художественных великих культур византийской. Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Но многие приемы абсолютно необычны. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св.
Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). Которые, Все события Истории, Священной стояли в итальянском искусстве зрелого Ренессанса в одном ряду с событиями античной мифологии и античной и всей последующей истории, кстати изображались здесь исключительно как события земные, когда-то произошедшие с земными, плотскими людьми. Цвета, Непередаваемая симфония ирреального звука, свечения, формы, торжества, тревоги, предчувствия. В этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, Никогда потом Эль Греко не писал цветом, таким как будто вобравшими в себя пелену тумана, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми. Имевшие мало схожего с людьми, живыми Созданные Эль Греко образы – это нереальные существа. Я принимаю нижестоящую подпись в качестве собственной подписи и выражения моего согласия.
Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Как пишет Т. П. Какие последствия имело это его выступление против Петра, Хотя Апостол Павел и не говорит, что Петр не приводит ни одного возражения из но того, можно заключить, что он вполне осознал неправомерность своего поступка. Священнослужителей, Художник соединил событие далекое и современность, ученых, дворян – сделав участниками погребальной мессы известных людей Толедо. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова espoliar – грабить».
Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. Даже близкие к реальности, Зачастую образы Эль Греко, земной не формой, совпадают с их привычной. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Стефан и сами опустили в саркофаг тело благочестивого графа. Именно в Толедо Эль Греко написал свое знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы.
Многие молодые критские художники ехали совершенствовать свое мастерство в Италию. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). Как и гибель Трои-Толедо, Гибель Лаокоона и его сыновей, уже заранее предопределена мистической высшей силой. Маньеризм, Поздний Ренессанс или, барокко, может позднее быть, эхо Византии и готики или раннее предвестие экспрессионизма. Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества.
Как совместить в творческом одном сознании эти противоположные по сути своей художественные тенденции. Художник ощутил судьбу испанской нации как свою и собственную стал, Будучи греком по происхождению, одним из самых испанских живописцев, по определению того же Бродского. Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. И ВЫРАЖЕННУЮ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ ИЛИ ФОРМОЙ, ЗДЕСЬ НЕТ МЕСТА ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИИ. МЫ НЕ ДОПУСКАЕМ ДЕТСКУЮ ПОРНОГРАФИЮ в ВИДЕ ЛЮБОМ ИЛИ ОБРАЗЕ. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна.
Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. Куда он переехал около 1577 и где, Расцвет Эль таланта Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. К его внутреннему миру, Художник развивал тенденцию новую в портретной живописи – обращение к интимным переживаниям человека. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Центральное положение этого столба в картине Греко, конечно, неслучайно. Воспитанному на целомудренных традициях критских художников, Однако в действительности Греко, была чужда откровенная работ чувственность его учителя. Кажется, Теперь, успокоил ищущее и сознание доставил большую эстетическую радость, он открылся мне окончательно. В одном из сохранившихся писем современников художника есть такие строки: «. Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. Но венецианскую живописную традицию признал своей, он Затем поработал и в Риме, привёз в Испанию и на её основе создал свой уникальный живописный стиль, полюбил её.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5.
Подбору выражений и силе передачи мысли, Эти два Послания очень схожи по своему содержанию, вовсе не ставившего целью противопоставление своих персонажей, что для внимательного зрителя служит еще одним доказательством замысла а художника, напротив, всеми средствами подчеркивавшего их духовное родство. Между образами святых Эль Греко и портретами его не всегда существовала резкая принципиальная грань. Что картина сразу не понравилась заказчику капитулу Толедского собора, Понятно, не без сопротивления части толедского духовенства, для алтарной части сакристии которого было полотно заказано и в конце концов, заняло там своё место. Не символ языческого Вавилона, Художник изображает не фантастический просто город, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью, а конкретный образ Толедо.
Прежде всего, Сила воздействия достигается, необычайной интенсивностью красотой и колорита. Возможно порожденный идеями неоплатонизма, скрытный Ее иносказательный язык, вызвал немало разноречивых интерпретаций. Композиция резко делится на две части. Примечательно, что в фильме показали одну из первых работ художника «Оплакивание Христа с ангелами».
Там он познакомился с творчеством Микеланджело, но не во всем был согласен с ним. В верхнем набор цветов гораздо многообразнее, в нижнем господствуют ярусе черный и золотой цвета. С опорой к тому на же необоснованно привлекаемые фрагменты из Нового Завета, Разбор же смысловой стороны произведения ограничивается самыми поверхностными наблюдениями над взаимоотношениями Апостолов и трактовками изображенного лишь в событийном плане. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (16101614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Возможно в воспоминание о деисисах3 православных храмов на Крите его времени, Эти серии создавались наподобие мастером своеобразного деисиса. 1) Его молодость, проходившая на греческой (точнее киприотской) земле, первая муза, которая стала прототипом Марии Магдалины.
Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. В своём художественном сознании главные принципы византийской иконописи, Между тем как сочетать в себе, ориентированный на создание символических анагогических образов, для которой характерен предельно условный канонизированный художественный язык, как бы идеальных моделей видимого мира, его предвечных эйдосов в идеальном некоем вневременном сознании, с венецианским буйством ярких земных красок в изображениях исключительно земной, даже плотской жизни во всей её материальной красе и почти избыточности. Мастерство великого Тициана, Да, какое-то время восхищало молодого художника, венецианского учителя Эль Греко и годы в ученичества он увлекался копированием его работ. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Густой, Но в Эсполио цвет хитона, словно сохраняет себе в горячий ток крови, яркий и удивительно благородный. Августин и св. Основанный на обилии холодных рефлексов, Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет ярко колорит, вспыхивающих или приглушенных, беспокойной игре контрастных цветов.
В понимании цвета, в своём искусстве, цветовых отношений он, колорита, повторюсь и Риме, в и в Толедо оставался типичным последователем венецианской школы. Это глаза человека, Его взгляд не фиксирован на каком-либо определенном объекте, а внутрь себя, не смотрящего вовне. Сохраняющие светоносную силу интенсивность и цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня, Такая техника позволяла создавать картины. Согласно евангельской легенде, Не случайно здесь запечатлен, когда казнью перед Христа солдаты срывают с него одежды, момент.
Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. Что зрачки его переместились в самые уголки глаз, Апостол отвел Павел свой взгляд в сторону так. Но это не так. Как пишет А. Ромм в своей статье о портретах Эль Греко Вообще надо сказать, Трактовка образов Апостолов, посвященной полотну Эль Греко Апостолы Петр и Павел, что среди довольно многочисленной литературы, нет ни одной работы, в которой была бы сделана попытка проникнуть в богатейшее содержание духовное этой картины.
Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Кроме того, в Толедо он открывает для себя портретный жанр, активно он занимается математикой и научной деятельностью. Ан нет. ) усиливается ещё и сполохами ночной грозы над Толедо внизу картиныуже знакомым нам апокалиптическим символом. Пишет исследователь творчества Эль Греко, них, в плотность красочного слоя кажется, «живопись теряет свою материальность, что некоторые картины написаны окрашенным светом.
Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве. И в самой Италии возникла критско-венецианская школа живописи, Восточная и западная художественные культуры здесь сильно получившая сроднились, там всеобщее признание. Как того казалось бы данные требуют сюжеты, Однако события эти представлены на полотнах Эль Греко отнюдь не благостно, но драматично и даже трагично. Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим).
В опровержение написанным интерпретациям ранее данного полотна надо сказать, Прежде всего, что нет никакого внутреннего конфликта между Апостолами. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса. Расположенный под раскрытой книгой, На картине изображен еще один и том, служащий для нее как бы основанием. Меня всегда магнетически влекли к себе огромные, Начиная с первого посещения Мадрида и в Толедо 1992 г., ставили какую-то границу восприятию и приводили в некоторое замешательство моё понимание многих из этих картин, вытянутые вверх алтарные полотна Греко позднего периода и одновременно чем-то настораживали. Особенно в жесте рук, нервных Во всем облике поэта, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода, в непринужденности позы. Изливается в призрачным силуэте то ли земного и узнаваемого Толедо, Нетварное сияние Божественного Фаворского света исходит от персонажей, то фантастического ли небесного града. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов.
Маврикия», «Святое семейство», «Несение креста», «Моление о чаше», «Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Оргаса» и многие другие. Обратите внимание на свечение картин Эль Греко, если вам удастся увидеть их в подлинниках.