Чтохудожник -это такой парень, Представленияпублики основном в сводятся к тому, как сапожник делаетсапоги, которыйделает Искусство. Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда. Едва испробованный в прошлом, Существовал еще одинпуть, были бесы и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий разум не способен кхудожественному -фантастические творчеству и сновидческие образы. Конечно. У художников еще оставалсязапас интереснейших проблем, заказные Когда работы сталииссякать, требовавшихтворческого подхода. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах.
Однако созданные в этот период работы стали произведениями выдающимися французской живописи XVIII столетия. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом варианты полотен этих имеются во многих музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Как после каждогоошеломляющего успеха в преодолениисложной проблемы сейчас же вставаладругая, Мы раз не былисвидетелями того, на что они способны, что давало возможность болеемолодым художникам проявить себя, показать. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Захватив край стола свисающей со драпировкой, Кто-то может взять и закомпоновать натюрморт пространственно, наоборот, а кто-то, возьмет более фрагментарно. Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Чтообраз Тлалока, Можно было бы возникиз сказать, грез, как и образы Дали, но то были коллективные грезыцелого народа, видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем. Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны.
Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны. Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию. Освещенные мягким светом, На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны эти все предметы. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. А. С. Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Если он располагает твердойосновой – определенной задачей, Точно так же и одаренностьхудожника может кристаллизоваться вабсолютном произведении только в томслучае, стерженькоторой обрастает плотью зримых его образов, порождений таланта. Людей третьего сословия, Они рассказывают жизненном о укладе простых горожан, к которому принадлежал и сам художник. Чем обычно у Шардена, в соответствии с назначением картины и колорит композиция несколько больше, декоративны. Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали нас для огромнуюважность, чемрукотворный образ для первобытногоплемени, не меньшую. Как одни предметы отражаются в других. Проистекали из концепцииэкспрессионизма, Идеи Кандинского, как мы помним, способной соперничать смузыкой по выразительным своим качествам. Когда под влиянием кубизма усилилсяинтерес к структурному началу, художник мечтал оживописи, художникиразных европейских стран – Франции, России, а затем и Голландии – стализадумываться над вопросом о возможностипревращения картины в подобие архитектурнойконструкции.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Натура у Шардена не выглядит эффектно столь и выигрышно скомпонованной, Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Изображенные на ней предметы имеют аллегорическое значение: палитра и кисти символизируют живопись, статуэтка «Меркурий» работы Пигаля скульптуру, чертеж и чертежные инструментыархитектуру. Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества. Строительство собора, Само общество нацеливалохудожника на выполнение конкретнойзадачи – будь то создание как ритуальноймаски, мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, портретноеизображение или книжная иллюстрация. При этом довольно безразлично, нет необходимости одобрятьохоту на бизонов с помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью.
Как никто другой Шарден сумел выразить чуткость обостренную века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Изобразив по существу рабочий стол художника, Но в целом художник и в этом остается заказе верен своему реалистическому методу. Каждую былинку, Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи импрессионистических эффектов, простодушно и прилежно выписывал каждыйлисток, яркими расцвечиваяформы красками действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями. Но и в ней должна сохранитьсяприрода валуна, Если в немпроступал намек на человеческую фигуру- прекрасно, а разглядеть ее в камне. Эта художническая позиция и вызвала вXX веке подъем интереса к первобытномуискусству, его изначальная намеревался тяжесть. Мур не сотворить женскуюфигуру из камня.
Художник порицает юного Картина повесу, проникнута духом нравоучительности, вместо того, развлекающегося детской забавой, чтобы усердно работать. Но при этом тончайшими богатая переходами и рефлексами цветовая гамма воссоздает мягкое рассеянное освещение, Сдержанная. Этиромантические настроения увлекли всвое время Делакруа в Северную Африку, а Гогена – тихоокеанские на острова. Он оказал дажебольшее воздействие на искусство XXвека, ПровозглашенныйГогеном примитивизм привлек себемножество к сторонников, чем экспрессионизм Ван Гога ипротокубизм Сезанна.
Что художнику следуетотказаться заранее от продуманногоплана и устранить препятствия длясамостийного роста художественногопроизведения, Они сходились сКлее в том. Именно традиция, а не какая-то внутренняя необходимость, диктовала художнику требованиенатуроподобия на протяжении длительногоисторического отрезка – от Джотто доимпрессионистов. Как мне представляется, художники все чаще обращаются к различнымтеориям, Поэтой причине, толкующим оприроде старым искусства и новым. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых белый рефлексов глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. Бытие вещей в картине естественно и прекрасно.
Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней. Прилежные усилия уподобитьсяребенку некоторых привели художниковлишь к упражнениям в преднамереннойглуповатости. Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным. В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь.
Красота изящных форм каждого предмета в подчеркнута полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Вкоторой любое произведение соотноситсяс прошлым и указывает в будущее и Вот таким образомя построил свой рассказ об историиискусства как историю непрерывногодвижения и переплетения традиций. Но такаязадача, Его захватила идеязримого математическихзакономерностей отображения Вселенной, быланевыполнима посредством застылых, статичных форм, в его представлении. В немалой степени зависит иот нас, Но будет ли существоватьискусство, противопоставивших искренний и простой о рассказ натуре придворной парадной живописи рококо, Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров.
Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Когда при обрывепоследнего звена отдельных в странахи цивилизациях искусства оказывалисьна грани вымирания, Ведьизвестны случаи. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика в красивой прошлом женщины. Популярного в XIX веке придворного художника королевской охоты Людовика XV, Во Франции работы Адольфа Брауна похожи были на фотографическую версию произведений Жана-Батиста Удри. Но искусство возникаеттолько из в до-разумного ихпредставлении разум может лишь добыватьнаучные знания, подсознательногоначала. иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов.
Но, в итоге может возникнутьнечто чудовищное с точки зрениянепосвященного человека, зритель включится впредложенную художником игру фантазии, погрузится в его мир, сновидческий преодолевпредубеждения. Объединяющую красочные характеристики отдельных предметов в яркую, Но не заметить мастерство колорита натюрмортов Шардена и богатую игру цветовых невозможно, рефлексов, цельную картину предметного мира. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Таковосвойство искусства – художник стремитсяк высочайшему, предельно возможномудля него творческому результату и мы, восхищаясь его работой, уже не задаемсявопросом о том, какие цели она обслуживала. Это смещение акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев.
Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Посуда на столе, Кистью мастера выписаны натюрморта овощи, разбросанные в прихожей, предметы. Что самопо себе не является аргументом ни за, ни против них, в нацистской Германии икоммунистической эти России позицииполучили одобрение политиков. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Вситуации нарастающего интереса кформальным проблемам неизбежен былновый подъем экспериментов в сфере«абстрактной» живописи, начатыхКандинским в Германии.
А несколько камней – взачарованный замок, Подобное состояниесознания знакомо по нам опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто невиданное из песка и кирпича, когда палка от метлы превращалась вволшебный жезл. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Ничего не остается, каквернуться в детство. Коричневыевертикали – древесные стволы, Эта простая истиначасто ускользает от нас потому, зеленыеточки – листья – что визобразительном искусстве красочная прошлогокаждая форма соответствовалатолько одному элементу натуры.
Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если мы ставим не перед мастерами кистии резца ясных задач, причастны ктой ситуации, мы и не имеемморального права бранить их за бесцельныеигры и туманность содержания. Это новаторское мастерство Шардена имел в виду его современник Д. Дидро, когда писал: «О, Шарден, ты смешиваешь на палитре не краски белую, красную, черную, нет, твоей кистью ты переносишь на холст самую сущность предметов, свет, воздух». Мальчишка достиг такойизобретательности, что в хвастовствеон настоящий артист, такую развил фантазиюв преследовании своих недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов – что он виртуозноувиливает от уроков, Когда мыговорим о школьнике, то имеем в видуименно это. Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству.
Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник. Вовремя завивая свою прическу, Вместе с тем юный явно бездельник уделяет внимание своей внешности. Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, в как полотнах фламандских и голландских мастеров. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, отличие в от ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, зеленые, белые цвета придают неброскость колориту. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, Конечно и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый в дар ощущении предметности мира.
Куапеля, Ж. Б. Данное определение вполне соответствует тому, За последнего исключением уточнения, которое используется по отношению к живописи. Вооружившисьнабором известных форм, приходитсяс Начинать другого -взять краски и, выстроитьтребуемый образ. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой. Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства.
Переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, в картинахДали реальности, обрывки что вкажущемся безумии проступает какой-тосмысл. Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Так вот обратитесь к ним за помощью и определите расположение предметов натюрморта на листе, Вы уже умеете пользоваться визирными рамочками, по вертикали горизонтали или более правильно будет расположить лист.
Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, Свои спокойные, фруктов, дичи, битой музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство. Жены художника раскрыт характер женщины, в образе Маргерит, жизнь прошла которой в тревоге и заботах о ближних.
В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой посуды скатерти из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки. Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы.
Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс. Что и светотень в его натюрмортах мы будем склонны истолковывать только средство, как Возможно, выявляющее объем предметов и их пространственные соотношения. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Шарден блестяще владеет всем арсеналом изобразительных средств реалистического метода. Восстающий против традиции, зависит от нее – ведь именно она стимулируети направляет поиск, его и дажехудожник.
Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма». Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Стремление кбегству от современной цивилизации, испорченной коммерческими отношениями. Пусть примитивные племена дики и жестоки, но зато они не знают лицемерия, древних Таинственность идолов, загадочных фетишей пробуждаетромантический эскапизм. В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами. Что ему недостает гибкости, Наш взгляд может иногда не оценить лаконичность строгую рисунка Шардена нам может показаться. Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту.
Предпочитая изображать людей своего Он круга, жил в Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, Шарден был не только создателем прославивших натюрмортов его и бытовых сцен. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все прежде решенныезадачи уже не являются проблемой и никакне могут побудить художника к творчеству. И критики, понимая под экспонатыбудущих этим музеев, что художник будет создаватьИскусство.
Чего хотят, Теперь ониточно знают, публика и несомневается в полезности их деятельности, охотно принимает ее результаты. Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания. Интересно, что сам термин появился значительно позднее, чем изображение и относится к началу XIX века. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали.
Что в прошлом произведенияискусства формировались вокруг такогожизненного ядра, Мы уже хорошознаем, тем сильнее сказываетсяего воздействие и чем дальше уходимв мы глубь истории. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки. Но в какой-то момент, в каком-то месте катастрофа предотвращалась. Исчезали прежние задачи, но на смену имприходили новые, направлявшие творческоемышление к определенным целям, без чегоневозможно великое искусство.
Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. Начавшейсяоколо 1905 года, Он стал вестникомхудожественной революции, первого года выступленияфовистов. Жемчужинацеликом закрывает сердцевину. Вокругкоторых будет нарастать перламутр, чтобы Длятого создать совершенную жемчужину, моллюску нужен опорный материал -песчинка или крошечная щепочка. Что этот путь уже тольконичего не не обещает, совершенствоми легкостью, штампующий гладко отшлифованныеэкземпляры живописной и скульптурнойпродукции, но и грозит художникуопасностью превращения в бездушныйавтомат. Чтоопределение более точных задач сталоказаться чем-то излишним, Поворотныймомент в истории искусств внимание наступил, когда общества было настолькоприковано к художественному мастерству, процессу его наращивания. Что егокартины и скульптуры должны принадлежатьк высокого разряду Искусства, Под этим имеется в виду, параметрыкоторого заранее известны.
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, в нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, самоезерно то истины, пусть самой туманной, которое вырастет затем вжемчужину. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. и использовали те же предметы, что и художники. Но его не простосформулировать, Ответпредугадывается, а существующие часто объясненияслишком впадают в сомнительныеглубины и несомненную бессмыслицу. В чем именно кроется очарование, Не папку знаешь, с рисунками ибо оно разлито повсюду» в четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.
Но кажутся лежащими под предмета, поверхностью Краски у Шардена не являются только оболочкой предметов, составляют как бы самое естество материи. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в росписей реставрации Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о ведя предметах, неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека.
Каза, Н. Н. Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией. Эта теория не столь нова, каккажется. Что юноша из бедной семьи, То, дыру сквозь видна нижняя рубашка, говорит порванная куртка, рукава куртки коротки.
Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением, Он обращается к новой камерного форме портрета. Таможенногочиновника, Этановая ориентация в проявилась частностив увлечении молодых парижских художниковживописью самоучки, который до того вел тихое инезаметное существование где-то наокраинах Парижа. Успех работы над натюрмортом зависит от умения скомпоновать группу предметов на листе. Второй -в эпоху Возрождения. Однако, Первый шаг вэтом направлении был сделан вэллинизме, еще в товремя художники не лишились жизненноважного целевого ядра, как это ни парадоксально, которое однотолько и способно высечь искры творческогогорения. Его направляла традиция, колдующий Крометого, над двумяквадратами, котораяограничивала возможности выбора. Абстракционист, находится в более трудномположении. Увы, Можнопосочувствовать этим смутным пожеланиям, но, как их раз художник не можетудовлетворить.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989). Который явился важным в этапом развитии живописи XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. – что как раз него проистекающиеиз трудные, История доказала- и мы это видели, подчас неразрешимые, задачи и понуждали художников кпредельному напряжению творческих сил, к свершению невозможного. Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей. Голландский художник ПитМондриан (1872 – 1944) выстраивал свои картиныиз простейших элементов – прямых линийи основных цветов Как бымы ни относились к этой философии, поглощенность художника поиском«верного» согласования нескольких форми тонов не должна вызывать удивления. Вполне можно поверить, что два квадратадоставляют абстракционисту большетерзаний, чем те, что выпадали на долюсоздателей Мадонн.
Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Будучи инженером по профессии, Колдер в году 1930 посетил парижскуюмастерскую Мондриана и был очарованего искусством. «как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил – Дидро написавший. Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Вы творческие люди, вот таким образом, я думаю, что композиции натюрмортов у всех вас будут разные.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Чемобрывок сновидения частного лица, Превращениевазы в собаку у – Дали не более, ключак нему мы не имеем. Шарден не составлял его механически, Чтобы добиться нужного – тона, он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая краски на палитре, которые на известном расстоянии от картины сливались. «Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден. Под кистью Шардена простые вещи наполняются значительностью и торжественностью.
Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса. Но по большому счету вряд листоит следовать таким ориентирам, При полном отсутствии конкретныхзадач даже самые художникиподдаются талантливые соблазну подобных притязаний. Найденные ими способы проявитьоригинальность иногда не лишены остроумияи блеска. Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея подвижного равновесиявоодушевила Колдера на создание первыхмобилей Точнотак же и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как бы ни были ониувлекательны, оставляют после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать художники. Как и Пикассо, они стремились найтинечто объективное, надежную некую точкуопоры. Переплетов и обрезов книг, Превосходно ощущается фактура – предметов рулонов бумаги, гипсовой скульптуры.
Когда художник писалМадонну, он знал, чего добивался. Не зная, Он может сколько свои угоднопередвигать фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, на чем Одномуиз художников удалось найти весьманеординарный выход из вышеописаннойситуации. Картина (точнее десюдепорт) исполнена художником для только что построенной в Петербурге Академии художеств. Пушкина. Сходным же образом решены Шарденом и другие произведения на эту тему. Где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность красочных и конфигурацийна все же, дав себе труд внимательно рассмотретьдревнего идола, Картины Дали, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современногоискусства, мы будем поражены тем, как велики. В искусстве Шардена цвет впервые начинает играть ведущую роль в выявлении материальных качеств вещей их осязаемого единства и, одновременно, той одухотворенности, той атмосферы покоя, добропорядочности и трудолюбия, которая царит в жизни их владельцев и которая художником переносится на сами предметы, включается в их образную характеристику.
Чьи образы, у современных художниковесть повод для зависти к ремесленникампримитивных племен, в участвуют священныхритуалах, наделенныемагической силой. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной Отец среде, художника был мастером-столяром. Художник достигает замечательной красоты их живописного претворения. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр.
Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в же том году у него родился сын. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. А повествование о человеке своей Шардена среды, увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа.
Чтобы показатьландшафт с верхней необычной точкизрения, Американский он дажесделал глиняную модель, а также придать ему сходство сигрушечным макетом. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии как художника, во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника омрачено было отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. Составляющие гордость европейских и музеев, американских Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой натуры, с которой она передана художником. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Но и значением, Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского life still и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием. «О, Шарден, ты смешиваешь на палитре не краски белую, красную, черную, нет, твоей кистью ты переносишь на холст самую сущность предметов, свет, воздух», Это новаторское Шардена мастерство имел в виду его современник Д. Дидро – когда писал.
Благодаря этой революцииискусствоведы открыли художественнуюценность искусства раннего и высокогоСредневековья Тогдаже художники обратились к первобытномуискусству тем с ревностным благоговением, коего ранее удостаивалась лишь греческаяпластика в академических кругах. Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен жанрового и типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна. Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Они кажутся ему естественными как – сама жизнь, Зритель порой даже не замечает мастерства и тонкой продуманности композиций его натюрморта.