Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 187982, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. А также натюрморты, Виды юга Франции – большая серия пейзажей с Сент-Виктуар горой и другие работы, кувшина, где варьировалось изображение яблок, драпировки или нескольких других обыденных вещей, были важны тем, что в каждой картине была создана особая пространственная система, отличная по своим законам от простых правил прямой перспективы, восторжествовавших в живописи со времен Брунеллески и Пьеро делла Франчески. У Сезанна пейзаж всегда безлюден. Его вклад в искусство – пейзажи, натюрморты, несколько сюжетных картин и портретов. Вдохновленного натурой, Эти новации утверждали право художника особый творить художественный мир произведения, но отнюдь не воспроизводящего ее облик как непосредственное отражение. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ.
Моне, Ренуар, в особенности, Сислей и, Писарро неоднократно художника уговаривали работать над пейзажами и, как и они сами, осветлить палитру. Как каннелюры античных колонн, Складки салфеток белых столь же значительны в своей архитектонической роли. Биографы и популяризаторы описывали драматическую жизнь Сезанна – человека страстного, мятущегося, гордого и одинокого. С. начинает работать на пленэре и хотя его палитра высветляется именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 187273, «Поворот дороги», оба произведения в Музее импрессионизма, Париж). Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 186568, частное собрание, Лондон). Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т.
Т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений, мастер только не подчёркивал конструктивную стройность мироздания. ). Стал писать чистыми красками, Он избавился навсегда от черного более цвета, мелким спокойным мазком. По выбранному мотиву он близок импрессионистическим картинам, но у Сезанна река кажется застывшей, с зеркальной гладью неподвижными кулисами стоят деревья по берегам. Которую художник мечтал повторить живописи, в К этому видению жизни прибавляется ощущение некой управляющей ею силы.
А. С. Пушкина). По возрасту художник был сверстником импрессионистов. Пейзаж "Берега Марны" (1888, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) написан в центральной Франции. Их связывала романтичная дружба. Но Сезанн был силен не теоретическими высказываниями.
Зрительный образ на плоскости холста, если Но для импрессионистов самую большую роль играла непосредственность впечатления, на первом месте стояло создание продуманной композиции, то у Сезанна даже и в работах начала 1870-х годов – периода наибольшей близости с Писсарро и его группой, где пространство передавалось не уплощенно, как у импрессионистов, а уходящим в глубину. Оставляя ее реальный образ, если Но Сезанн выявлял форму, то кубисты разъяли предмет на части) анализируя его строение. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. Стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с определённостью гармонической и монументальностью образов, в последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков».
Видя в нем, находит Художник себя в изучении пейзажа, мощный творческий порыв природы, в первую очередь. На первых порах его творчество овеяно традицией романтизма. Выход в свет романа стал причиной разрыва Золя с его прежними друзьями-художниками. Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. Как бы полемизируя с импрессионистами, у которых он многому научился, Сезанн говорил, что хочет создавать картины для музеев – то есть передавать незыблемый, вечный облик натуры в противовес Моне и Писсарро, которые стремились уловить изменчивые черты природы. О Сезанне написано много книг.
Пейзаж импрессионистов часто соединялся с жанровой картиной. Приемы прямой и обратной перспективы, в одной картине Сезанн мог соединить несколько зрения точек на предмет. Можно было почувствовать дух культурной традиции Средиземноморья – европейской колыбели цивилизации, Живя в Эксе. Он учился в Эксе в коллеже, где изучались и древние языки и античная литература. Quotя хотел видеть геологические слои", хочу "Я написать девственность мира", – напишет Сезанн. см. Золя становился его гидом, Когда Сезанн посещал Париж, посредником при знакомстве художниками с и писателями. "Сезанн, – пишет Матисс, – хотел видеть силу в каждом тоне". А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 18951900, Музей импрессионизма) изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе.
Линии, перпендикулярные этому горизонту, дают глубину. Линии, параллельные горизонту, передают протяженность. Его яблоко невозможно было бы надкусить. Большую часть жизни проведшего в своем родном городке на юге Франции – Эксе, Знакомство с художественными этого открытиями мастера, было поворотным пунктом в развитии многих живописцев.
И особенно с Камилем Писсарро, Знакомство с импрессионистами, заставило Сезанна абсолютно изменить свою палитру, вместе с которым он ходил на этюды даже и скопировал одну его картину. Каждый мазок на его картинах обдуман, сознательно выбран и высчитан. Художественным критиком многие идеи, Золя первым уехал в столицу и начал свой путь обсуждались журналистом им в беседах и письмах с Сезанном, которые он выдвигал в своих статьях. Которые он писал очень подолгу, Натюрморты Сезанна, передают то же ощущение величия иногда по нескольку месяцев, но в воплощенное маленьких, будничных вещах. От них отталкивались в начале столетия кубисты - Пикассо и другие художники. однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 186468, частное собрание, Париж «Убийство», 186770, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Этому способствовала и окружающая природа.
У Писсарро виден оставленный в поле крестьянский плуг, у Моне по глади скользят Сены паруса яхт. Четкое представление результата присутствует заранее. Quotтрактуйте природу посредством цилиндра, есть то каждая сторона предмета, конуса – и все в перспективном сокращении, плана должна быть направлена к центральной точке – шара, Уже стали хрестоматийными его слова о законах построения пейзажа. Сезанн строит форму ищет ее первооснову, выявляет структуру сложных формообразований.
Это собирательный образ представителя новой плеяды художников, Герой романа Клод Лантье отнюдь не целиком списан с интересы Сезанна, которых вначале защищал Золя в критике. Сквозь живописный слой кое-где проглядывает белая грунтовка Гамма холста, красок сдержанно-холодноватая. Его высказывание об основных формах и линиях было обосновано стремлением создать каждой в картине солидную конструктивную основу. Люди, а поскольку в природе мы, чем поверхность, воспринимаем больше глубину, то необходимо вводить колебания в света, передаваемые красными и желтыми тонами, достаточное количество голубых, чтобы почувствовать воздух". Это мир в процессе созидания – таким Окружающий образом, мир, мыслится не как законченная реальность. Вышедшем в свет в 1886 году, Первое отражение в литературе и искусство жизнь Сезанна получили в известном романе Эмиля Золя "Творчество".
Используя модуляцию разных оттенков одного цвета, Сезанн пишет, наложенных друг друга на с доселе невиданной тщательностью. С 1870-х гг. Созданные им в 1860-е годы, Ранние картины Сезанна, с большим количеством черного цвета, написаны очень темными красками, видно, что иногда художник накладывал краску ножом, прямо широкими пластами. В чем же суть обновления, которое принес в искусство Сезанн. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений. Которому были подвержены импрессионисты, все Долгое время Сезанн вынужден был сопротивляться собственным романтическим тенденциям и влиянию великих мастеров прошлого. Объясняющие принципы его искусства, Различные историки искусства создавали свои теории, полемизировали с друг другом.
уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг. Сезанн зачитывается Виктором Гюго изучает живопись Делакруа. Как писал Рамюз, ПОЛЬ СЕЗАНН "Одиночка против собственной воли", как и Дега, Сезанн на протяжении всей своей жизни был, одинок даже среди импрессионистов, выставившись вместе сними только два раза, 1874 в и 1877 году. И Лантье изображен в его как романе неудачник, Но писатель разочаровался в новом художественном движении. Которые решал в своем Сезанн, творчестве Многое можно было бы рассказать о проблемах, которые он оставил для своих исследователей, о загадках. Ради выявления сущности живописное видение отвергало мастера детали и орнаментальные украшения. Достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг, собственная складывается живописная система С. Ему вторит Боннар: "Сезанн хотел, чтобы все переходы были обдуманными тонами".
Это мир, которого не затрагивает деятельность человека. Рядом с Сезанном был его друг – будущий знаменитый писатель Эмиль Золя. Однако его творчество представляло собой уже следующий в этап эволюции художественного видения. В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов.
Его натюрморты – это творческая лаборатория мастера. К своим открытиям в живописи Сезанн пришел, конечно, не сразу. Наложение тонов, Техника импрессионизма, сцепление первых элементов, напоминает в его кристаллизацию работах минерала.