В 1936 году супругиЛьвовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с СоломономКонстантиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека Серова и – будущего художника сложился еще в юном возрасте, Простота и непосредственность. Я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном, чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи. Способность Марии Яковлевны долгосохранять позу и выражение лица, его. Позировать привлекала приходилось, практически не шевелясь, по несколько часовподряд – а он увлеченно писал модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодомухудожнику, нужные художнику, которая была для негоидеальна в смысле выносливости.
Первый биограф Серова, Грабарь, Игорь рассказывал о совместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолго до смерти художника в ноябре 1911 года. Может она пытается проникнуть в его тайны. Задача Серова как художника была трудна и интересна одновременно – нужно было добиться и сходства вместе с тем передать ту неуловимую игру света на лице.
Однако не каждый знает, что картина, котораяносит название «Девушка, освещеннаясолнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года вусадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. В начале четвертого месяца Мария Яковлевна вдругпочувствовала нетерпение. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза» МарияЯковлевна прожила долгую жизнь, не теряя духовной связи сРоссией. Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки.
Она о чем-то задумалась. Некоторые высказывалисвое мнение. Растворившись в прелести лета, Не хочется никуда спешить, свежести воздуха, теплоте солнечных лучей, тенистых прохладе деревьев. Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудовк усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время вДомотканово бывало обычно немало, проходя по ней, невольноостанавливались, чтобы взглянуть на портрет. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Выбор модели для второго «отрадного» образа был не случаен.
Водин из таких приездов, в 1895 году, Серов написал ее второйпортрет, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, повоспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотелазавещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после еесмерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музеюдОрсэ, где он экспонируется и сегодня. В Девочке с персиками, Его великолепный индивидуальный стиль формируется и очень рано достигает зрелости в портретных О. Ф. Трубниковой, этюдах освещенной солнцем, Девушке, в портретах А. Я. Симонович и Н. Я. Дер-виз с ребенком, то есть в работах, окрашенных теплым, благожелательным отношением к моделям, которых он, по известному выражению Л. Толстого, видит насквозь, с любовью, направляя лучи психологического анализа на высвечивание наиболее привлекательного. Иногда на него находили сомнения, случались и минутысамокритики. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем.
Лето 1888 года. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. С которой он был очень дружен, Изображенная на портрете – девушка его двоюродная сестра по материнской линии Мария Яковлевна Симонович. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит.
Вот таким образом сотрудники Тверской областной галереи картинной решили напомнить тверичанам интересные факты из истории Домотканово. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет томуназад видел в Москве, чей это. ». Девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, Мало кто об знает изображенной Маше Симонович, портретный, нежели как конкретный. Что и в то время, оказывается, Но он не считал возможным обойти или смягчить бросившиеся ему в глаза неприятные черты внешности -- грубоватость конструкции головы, когда симпатия и уважение несомненно присутствовали, жесткость настороженного взгляда.
Известное каждому из нас с детства, Вот уже 126 лет в Третьяковской галерее висит Валентина полотно Серова. Всегда критичноотносящийся к себе, Сам Валентин Александрович Серов, любил очень именно свой первый портрет МарииЯковлевны. Здесь им было создано более 30 живописныхполотен. Иногда на него находили сомнения, случались и минуты самокритики. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы.
Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует». Во время сеансаМаша непременно должна была думать чем-нибудь о приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения лица. В 1936 году супруги Львовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера 52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с Соломоном Константиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина. И, На этот раз перед ним была модель женская, привлекательная, судить если по многочисленным репинским решениям тех же лет. Говорить о какой-либо самостоятельной концепции портрета, Конечно, но столь же неоправданно в перспективе будущего творчества пренебречь и этими холстами, о специфически серовском подходе к человеку было бы здесь очевидной натяжкой и проявившейся них в способностью смотреть, не отводя глаз, не приукрашивая то, что видишь.
Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудов позволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. Во время сеанса Маша непременно должна была думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения лица. В 1895 году, в один из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второй портрет, по воспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны хотела Симонович, завещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после ее смерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музею дОрсэ, где он экспонируется и сегодня. Где былаврыта в землю деревянная После скамья, долгих поисковместа в саду остановились под раскидистой липой. Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили по утрам после и обеда – по целым дням. Но все же и хотя Серов лишь начинает свой творческий путь, в данном случае несравнимо более высокому, глядя на одновременно писавшиеся этюды и отдавая дань блестящему репинскому мастерству, нежели его у ученика, ловишь себя на мысли, что при всем этом серовский Горбун выглядит более похожим. Серов -- добрый, Серов-лирик и Серов-аналитик, не терпящий сентиментальности, -- альтернатива эта чрезвычайно усложнит его дальнейшее развитие и влюбчивый строгий, но в то же время и обогатит его то доводимая до резкого и уже сознательного противопоставления различных начал, то в смягченном виде она долгое время бу. Однако не каждый знает, что картина, которая носит название «Девушка, освещенная солнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года в усадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери.
Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и с вместе тем игры солнца на лице. Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, в сидит большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника и на нас. Если в Ляле Симонович создается образ светлый и обаятельный, то в Горбуне-- неожиданная для начинающего художника трезвость в обрисовке характера, мало того, характера не только сложного по своим природным качествам, но уже получившего оценку-интерпретацию под кистью серовского учителя. Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – столь она безыскусна, вырезанный из самой выражая натуры, естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде.
Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими. Они подошли к«Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукойи сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот этувещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тутвесь выдохся Тогда я вроде как с ума спятил». Как будто находился перед гипсом, Вообще он никогда ничего не говорил, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, мы оба чувствовали, но его перемещает в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Быть, Может, эта тайная, увлекло ее происходящее все вокруг, неуловимая жизнь окружающего мира.
Может быть и неслучайно лучшие его Присев отдохнуть с дороги немного или, задумчиво сидит девушка, просто наслаждаясь окружающей красотой, прислонившись к стволу мощного дерева. Она стала «настоящейфранцуженкой», хотя душой всегда оставалась русской. Вот таким образом она признается в своихдневниках, что «с чистой совестью сбежала именно сбежала, вПетербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школеШтиглица». Освещенной солнцем, Нообраз девушки, навеки связал Марию Яковлевну сРоссией, родившийся Тверской на земле итак четко переданный Серовым. Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часов подряд.
Примерно одинаков уровень их мастерства и степень законченности, Близость этих холстов несомненна, сравнивая их, но, трудно отделаться от впечатления, что они исполнены одной рукой, но разными За сердцами одним портретом ощущается душа поэтическая, склонная к тонким интимным переживаниям, за другим -- твердость хирурга, без трепета прикасающегося ко всему больному, тяжелому, находящего в себе силы наблюдать и изучать их. Трезвая фиксация и поэтическое одушевление -- это для, Серова альтернатива, хотя, вероятно им самим не сознаваемая, во многом связанная с серовских несхожестью моделей и, соответственно, его к ним отношения – а тем более в творчестве Серова и хотя выделять составляющие в творчестве любого мастера -- задача весьма неблагодарная, одной из самых цельных особей художника-живописца, по справедливым словам Репина, тем не менее его наследие ранних лет дает основание для такого деления. Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогда создавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чем заключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Тени на которых даются красным и На коричневым, этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки. При котором все изображаемое в картине приобрело бы асимметрическую, Художник долго искал такой ракурс, то есть уравновешенность внутреннеподвижную при внешней композиционной устойчивости. Апосле обеда, в утренние часы при одноми том же освещении Валентин Александрович изучал и писал лицо, делал наброски рук, прорисовывал складки одежды, освещение когда менялось, продумывал изображение пейзажа заспиной модели. В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном стола положении голова модели в центре картины летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные.
Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками» интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце. Какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве будь то портреты, Что бы ни изображал этот замечательный художник из сюжеты античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. «Тут я проходила (из письма МарииЯковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена былаостановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости:как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Всегда критично относящийся к Сам себе, Валентин Александрович Серов, очень любил именно свой первый портрет Марии Яковлевны. Остановились под раскидистой липой, После долгих поисков места в саду, где врыта была в землю деревянная скамья.
Налужайке, Изначально Серов собирался написать вдали, которые составляли быинтересное с точки зрения колористки пятно, двух детей в красных платьях, потом но передумал. Задача Серова как художника былатрудна и интересна одновременно нужно – было добиться сходства ивместе с тем передать ту неуловимую игру света налице. Серова. Постижению тайн самой природы и человеческой тайн души, Во всех своих работах он стремится к постижению сути явлений. О которой в своих поведала воспоминаниях Мария Яковлевна, с портретом связана любопытная история.
Вслед за «Девочкой с персиками» был создан второй «отрадный» образ. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. А впоследствии известного врача-психиатраСоломона Константиновича Львова, в 1890 году Париже в Мария Яковлевна вышла замуж за русскогополитического эмигранта. О которой в своихвоспоминаниях поведала Мария с Яковлевна, портретом связана любопытная история. Что в начале пути портреты рода такого явно уступают в качественном отношении достижениям Серова-лирика, Другое дело.
Приезжая вРоссию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он осталсянеженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил попортрету В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещеннуюсолнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковскойгалерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должнобыть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43года. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза8230» Выдающийся русский художник Валентин Александрович Серов за свою творческую жизнь создал немало произведений, многие из которых по праву вошли в сокровищницу русского искусства. Но бывали и случаи, когда критика жестокодействовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, чтохоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » Портрет писался три месяца почти без перерыва, если несчитать те некоторые утренние или послеобеденные сеансы, которыеприходилось откладывать из-за плохой погоды. Серов всегда выслушивал все, что ему говорили, даже людей, абсолютно не сведущих и если чувствовал нелепость критики, то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. Что Репин опустил в лице Кажется, то, калеки, что мешало уже сложившемуся в его воображении образу юродивого-провидца, одухотворенного страданием.
Я ее любил раньше и сокрушался об ней – но за последнее время перестал, Через несколько лет Серов так напишет своем о к ней отношении. Которые с успехом вошли в сокровищницу русского искусства, Знаменитый художник русский Валентин Александрович Серов за всю свою жизнь создал немало произведений. «впечатление, что есть не один Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало, а и – Серов которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, а то ничего не выйдет. » о том же писал И. Э. Грабарь. Что ему говорили, Серов всегда все, выслушивал абсолютно не сведущих, дажелюдей и если чувствовал нелепость критики, то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. Что бы ни изображал тот самый замечательный художник, какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве -- будь то портреты историческая живопись, сюжеты из античной мифологии, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и чистоту воплощения собственных чувств. Приезжая в Россию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Сеансыпроисходили по утрам и после обеда. В одном из своих парижских дневников она с грустью мечтала«если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающихменя и умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю илежать в своей земле».
Он сказал: «Глаза те же». В своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, что Серовникогда ничего не говорил, но внутренняя его работа сама выдаваласебя – в такие минуты он проводил правой рукой, кладя ее налевую щеку, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон иповторяя этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудьтрудность. Изображенная на портрете девушка – его двоюродная сестра поматеринской линии Мария Яковлевна Симонович, с которой он был оченьдружен. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья.
Исполненный восторженных впечатлений от праздничных, Он только что вернулся из путешествия по Италии, полных картин жизни мастеров Возрождения. Этому желанию не суждено было сбыться. Серов предложил мне позировать после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. «Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов.
Мы можем лишь догадываться об этом. Первым таким отрадным образом молодого счастья, светлого восприятия жизни явилась «Девочка с персиками». Постижению тайн самой природы и тайн человеческой души, Во всех своих он работах стремится к постижению сути явлений. Что продолжать писать дальше было дажеопасно, Ей казалось, желая достигнуть чего-нибудь болееабсолютного, часто ведь художник, портит то, что есть. Серова. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудовпозволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. Валентин Серов очень любил эту усадьбу, он подолгу жил здесь усвоего друга Владимира Дервиза.
Что когда Дервизпокупал это имение, Нина Яковлевна Симинович-Ефимова всвоих автобиографических записках вспоминает, холмистые темно-кудрявые дали сразу которогохудожник оценил, то он попросил именно Серова съездитьпосмотреть Домотканово. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет тому назад видел в Москве, чей это. ». Он сказал: «Глаза теже». 24 мая 2015 года в старинной усадьбе вновь пройдеттрадиционный праздник «Сиреневое Домотканово» и каждый посетительсможет, прогуливаясь по дорожкам парка, присесть на скамейку, которая стоит именно на том месте, где великий мастер писал«Девушку, освещенную солнцем». Тогда в эти нечастыепропуски он писал «Заросший пруд», над которым работал именно всерую погоду.
Автор этих поэтических образов красоты Детства и Молодости и сам молод – еще ему нет двадцати трех. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Они подошли к «Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся8230 Тогда я вроде как с ума спятил». Что Серов уже выполнил тузадачу, Она понимала и больше сказать на этом полотне онничего мог, не которую себе назначил.
«Тут я проходила (из письма Марии Яковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена была остановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Девушка, Девочка с персиками, А. В. Касьянова, солнцем освещенная и портреты М. А. Морозова, В. О. Гиршмана, пожалуй, ни у кого из русских портретистов мы не найдем столь внешне резкого расхождения раннего и позднего творчества, причем расхождения, обусловленного не поступательным ростом мастерства-- от худшего к лучшему, -- а принципиальным изменением концепции, осуществленным на одинаково высоком уровне совершенства. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере. Способность Марии Яковлевны долго позу сохранять и выражение лица, привлекала его – а он увлеченно писал модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодому художнику, нужные художнику, которая была для него идеальна в смысле выносливости.
О чем думает девушка в этот момент. Слегка потускнело, – Л. П. ), что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный властно-пленительный» и – мир отрадного. Писать вдумчиво и не торопясь, Это давало возможность серьезно Серову изучить строениелица и игру света. Летом 1888 годаони оба жили в Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себемодель работы, для и Валентин Александрович, предложил ей позировать. Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – в волосах. «в нынешнем веке пишут все тяжелое – в письме из невесте Венеции, Незадолго до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. Он пишет белую кофточку зелеными и желтыми красками с добавлением рефлексов коричневато-розовых от ствола дерева и синих – от юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов.
«то – безчего портрет казался ему ненастоящим, Он мучительно искал новый способ передачибесконечно разнообразной игры света и при тени свежести красок, дане то, часто приговаривая. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881). Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Что нечто, Грусти потому, что казалось единственным было и наиболее дорогим (академическая живопись.
И каждый посетительсможет, 24 мая 2015 в года старинной усадьбе вновь пройдеттрадиционный праздник «Сиреневое Домотканово», присесть на скамейку, которая стоит именно на том месте, прогуливаясь по дорожкам парка, где великий мастер писал«Девушку, освещенную солнцем». нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. Играющим от листвы светом, Сидящий на ней освещался летним и, который легко скользил по растворяясь, лицу, терялся в нем. Летом 1888 года они оба жили в Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себе модель для работы и Валентин Александрович, ей предложил позировать. Оцениваясь по-разному -- с огорчением или сочувствием, -- отмечалась многими исследователями, Метаморфоза эта, либо в характере развития всего русского искусства к стилю, усматривавшими ее причины в либо психологических особенностях серовской натуры.
А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. Тогда я вроде как с ума спятил. Также данного в градации его светосилы, добивается Серов необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки.
Только ей известным и ее сердце наполнено особым, радости или легкой тревоги, ощущением счастья или волнения. Но бывали и случаи, когда критика жестоко действовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, что хоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » В 1890 году в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русского политического эмигранта, а впоследствии известного врача-психиатра Соломона Константиновича Львова. И неслучайно лучшие его произведения принадлежат к настоящим вершинам реалистического русского искусства. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему серьезно возможность изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронил он.
Когда Серову было только пятнадцать лет, Еще в 1880 обнаруживающие году, знаменательную двуплановость его таланта, -- это Ляля Симонович и Горбун, он пишет два портрета. Серовский же взгляд схватывает и низкий лоб, резкие складки рта, тяжелый подбородок и выражение глаз -- не минутный проблеск, а постоянное угрюмое и тягостное выражение. Что Серов никогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя ее на левую щеку, но внутренняя его работа сама выдавала себя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон и повторяя этот жест несколько по раз, пока обдумывал какую-нибудь трудность.
Серов, попавший в семью Мамонтовых «почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, младший участник детских игр художника. – Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками» Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему». – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась». Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудов к усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время в Домотканово бывало обычно немало, проходя по ней, невольно останавливались, чтобы взглянуть на портрет. Испытанное мною перед серовскими вещами, какое-то Помню томительно-тревожное состояние, какое-то смешанное чувство грусти и радости. Но в обоих окружающая портретах обстановка не дополняет фигуры – она характеризует человека.
Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие двух шедевров раннего Серова в том, а творчески воплощались портреты-картины как целиком с натуры. Некоторые высказывали свое мнение. Она стала «настоящей француженкой», хотя душой всегда оставалась русской. В одном из своих парижских она дневников с грустью мечтала«если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающихменя и умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю илежать в своей земле».
Игорь Грабарь, первый биограф Серова, рассказывал осовместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолгодо смерти художника в ноябре 1911 года. Это давало возможность Серову серьезно изучить строение лица и игру света, писать вдумчиво и не торопясь. Какого жанра произведения Он создал, сам не осознавал, но интуитивно чувствовал их новизну. К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал. Известное каждому из нас с детства, Вот уже126 лет Третьяковской в галерее висит полотно ВалентинаСерова.
Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. «то – без чего портрет казался ему ненастоящим, Он мучительно искал новый способ передачи бесконечно игры разнообразной света и тени при свежести красок, да не то, часто приговаривая. Который легко скользил по лицу, Сидящий на ней летним, играющим освещался от листвы светом, терялся в нем и, растворяясь. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил по портрету8230 В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещенную солнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковской галерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должно быть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43 года. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительными словами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня не похоже.