Даже тень у Серова светоносна. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Зрелые работы В. А. Серова имеют много общего с работами Э. Дега и А. де Тулуз-Лотрека. Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая.
Полученной путем механического упрощения зарисовки, натурной в ней есть нечто от холодной схемы. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве. В. а. серов создает уникальную галерею образов своих современников, Вобрав в себя творчески и переработав опыт мастеров портретного жанра. Примером этому может служить портрет великого князя Павла Александровича (1897).
Мужественного и вместе тем с по-славянски чуть расплывчатого, Светотень подчеркивает оригинальную красоту лица. Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть в Домотканово.
Мы допытывались, что с ним случилось. Детей, с особой любовью он пишет портреты людей, стремящихся к усовершенствованию мира, красивых женщин и подлинных интеллигентов, портреты писателей Н. Лескова (1894) и А. Чехова (1901), художников К. А. Коровина (1891) И. Левитана и (1893), певцов А. Мазини (1890) и Ф. Шаляпина (1905, Третьяковская галерея, Москва), актрисы М. Ермоловой (1905) – в которых предстает прекрасная сущность жизни. Написанных в 1905-1910 гг., в картинах В. А. Серова, почти совпадающем с плоскостью полотна, то же стремление распластать фигуру на фоне-экране, что и на А. де полотнах Тулуз-Лотрека.
Картина решается почти как барельеф. Портрет получился элегантным и острым. Последний художник старой школы XIX в. или представитель искусства, нового Еще при жизни В. А. Серова – а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили кто же Серов. Сближаясь по цвету корой с дерева, Каштановые волосы неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. Похищенной Зевсом, Он обращается к античному мифу о девушке прекрасной Европе, принявшим облик быка. "Его бравурность меня смущает, – писала мать художника.
Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Аристократов и видных промышленников В. А. Серов разработал свою систему приемов и средств насыщения изображения ассоциативно-образным смыслом, При написании заказных портретов членов царской фамилии, с одной стороны, которая ему, позволяла создавать красивые и эффектные по художественному решению полотна, а с другой стороны, выражать свое негативное отношение к пошлости, высокомерию или грубому солдафонству, присущим оригиналу. Результатом стал сильнейший сердечный приступ. Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано.
Что художник изображает человека взаимодействии во со световоздушной средой, Новизна живописи портретов юных серовских героинь – следствие того, цвета соседних предметов, учитывая изменения цвета в зависимости от освещения, вибрации воздуха. Серов искал больше, чем другие. Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». Уподобляясь искусству Коровина вместе и с тем раскрывая сущность его натуры баловня судьбы, Сама живопись Серова в этом портрете становится темпераментной и артистически небрежной, которому все дается без усилий. С особой любовью он пишет портреты людей, в которых предстает прекрасная сущность жизни: детей, красивых женщин и подлинных интеллигентов, стремящихся к усовершенствованию мира, портреты писателей Н. Лескова (1894) и А. Чехова (1901), художников К. А. Коровина (1891) и И. Левитана (1893), певцов А. Мазини (1890) и Ф. Шаляпина (1905, Третьяковская галерея, Москва), актрисы М. Ермоловой (1905). Красное пятно безделушки на туалетном столе подчеркивает благородную сдержанность колорита картины и вместе с оживляет тем его. Пространство в поздних портретах Серова, всегда заключенное между двумя плоскостями, постепенно сужается («Портрет И. А. Морозова», 1910, Третьяковская галерея, Москва).
Изумленно, Хороша здесь гибкая и Европа, ловкая с любопытством и бесстрашием разглядывающая море и скачущих дельфинов. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Как обычно бывает мимолетном при восприятии, Контуры предметов смягчены, когда впечатления еще не дифференцированы разумом и вот таким образом особенно остры.
Реальный остается камертоном, ощутимый, Мир определяющим убедительность серовского искусства. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Фактуры, Иллюзия объема, так как она внесла бы портрет в единичное, пространства не нужна здесь Серову, случайное, бытовое начало. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Прекрасно лицо Ермоловой. – Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию". Им хотелось все исправлять, направлять, влиять.
Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Выхвативший из многообразия форм, Коровина словно бы запечатлен мгновенный взгляд художника модель на и ее окружение, цветовых нюансов поразивший его декоративный эффект черного, линий, белого и красного.
Прекрасную жизнь в юности не видели. Что заставляет говорить о его близости не к импрессионизму, в период расцвета творческого мастерства основными средствами художественного выражения для Серова стали линии контуров и цветовые силуэты, а к с постимпрессионизму его плоскостным видением мира. Одинаковых по цвету еще да расположенных рядом, Художник блестяще показывает разницу фактур двух объектов изображения. Морская вода с пеной, с высокой декоративностью, сама фигурка Европы спине на гигантского чудища прорисованы условно – ныряющие дельфины, Волшебного мира сказки не получилось.
Характерному для искусства второй XIX половины века, Близость Серова к русской художественной культуре предшествующего периода сказывается и в обращении художника к социально-психологическому анализу явлений действительности. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости.
Перламутрово светится нежное лицо. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Возникший на пустынном берегу моря, Античный мираж, вопрос о смысле бытия, это щемящее воспоминание об гармонии ушедшей человека и мира порождает мысли о вечности природы и быстротечности человеческой жизни, пронизывающий русское искусство конца XIX – начала XX века. Художник, уставший от изощренности современного и собственного видения мира, пытается в греческой архаике почерпнуть здоровье, силу, цельность.
Портрет Коровина, как это часто бывает у Серова, соединяет в себе пленерно-декоративные и психологические достижения. Он был все время в пути. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Лишенная броских эффектов, Безыскусственная, она строга, серьезна, хочется сказать, целомудренна. Достигнутая непосредственностью ощущения художником природы, Но лучшее в ней – жизненная убедительность ситуации, – воздуха, света, протяженности пространства. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж.
В портрете М. Н. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». То же пристрастие к ракурсам, с Э. Дега его сходное роднит понимание композиционных задач иногда умышленная фрагментарность изображения, точкам зрения с угла или сверху, та же тенденция к обобщению линий контура, напряженно подчеркивающих большие плоскости. Ожидающая ребенка, Пору расцвета жизни человеческой олицетворяет молодая женщина, пору расцвета природы – лето. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Почти одноцветные плоскости «стирают» перспективу – декоративности Эффект усиливает необычное пространственное решение.
Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. Серов с самого начала оказался на стороне "как написать". Контрастом затененного первого и освещенного второго планов – Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка «Девушке, освещенной солнцем» к композиционным эффектом.
Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. Серов всегда стремился совместить в своем творчестве непосредственное восприятие натуры с решением объемно-пространственным своих произведений. Когда сюжет его картины фантастический – натура для нее находится конкретная, абсолютно Даже в том случае.
Действительность, Вот почему начальным импульсом и конечным критерием его всегда творчества является природа. Подушка, Одежда человека, стол – это прежде всего живописные пятна, которую на он опирается, радующие глаз сочностью цвета. В портрете К. А. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Ранним утром 22 ноября (5 декабря – по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии.
В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Эффект декоративности усиливает необычное пространственное решение: почти одноцветные плоскости «стирают» перспективу. Европа уподоблена архаической Коре. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. Два ранних портрета чувств цельностью и искренностью превосходят все последующие произведения Серова. "Сюжеты все вышли", – отвечал он нам со вздохом отчаяния". Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов.
Что такое "идейный реализм", Идейный реализм о том, ближайший друг Серова, с тонким юмором писал Константин Коровин, вспоминая годы в ученичества Московском училище живописи: "Ученики спорили, жанристы говорили: "важно, что писать", а мы отвечали – "нет, важно, как написать". Пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, Отсветы солнца, золотистым, зажигают белую блузку зеленым, девушки розовым. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. В стремительном шаге Петра по берегу Невы навстречу мощному ветру, тормозящему движение толпы придворных, не поспевающих за царем, в ряби волн реки, в холодных и суровых красках северной природы – бодрый, созидательный дух петровского времени. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы.
Ещё при жизни. Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в игре в городки. Любимейший из сюжетов мирового искусства Серов трактует по-особенному абсолютно – условно. Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. Что один товарищ по Школе, я помню, очень был задумчив, художник Яковлев, печален, вроде как болен меланхолией. Много общего у В. А. Серова и с синтетистами последователями П. Гогена, в частности, с группой «Наби».
Нужны картины "с оттенком гражданской скорби" – Но большинство было на "что стороне написать". В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Ученики Училища живописи были юноши без радости. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Используя в основном оттенки некоторые серого, Он отказывается от пространственности цвета, черного и белого, коричневого. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью.
Импровизационной непосредственности, Однако колорит работы теряет в свежести, усложняется и хотя утончается. Этот же сюжет Серов пытался повторить в фарфоровой скульптуре. Иногда, стремясь преодолеть импрессионистическое непостоянство формы, он обводил глухим черным контуром основные цветовые пятна, как бы останавливая их и придавая им непреходящее значение, прочно связывая их с плоской поверхностью полотна. Он вернулся в Москву. Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности.
Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Чистым, Эта техника лишена грубого блеска масляной живописи и большими обладает декоративными возможностями, не жухнущим от времени цветом. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее. Примером удачного соединения нового мироощущения и традиций может служить восхитительный портрет О. К Орловой (1911, Русский музей, Санкт-Петербург).