Серов стал широко известен как живописец, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. Серов работал над портретом почти три месяца. Первые детские альбомы покупала ему еще мать, В. С. Серова, когда ему было восемь лет.
Он своеобразный центр таланта. Он в живописи и рисунке в двадцать лет не имел уже Ничего общего ни с Репиным, Ученик ибо обоих, стал Серовым, ни с Чистяковым. Светотень подчеркивает оригинальную красоту лица, мужественного и вместе с тем по-славянски чуть расплывчатого. Действительность, Вот почему начальным импульсом и критерием конечным его творчества всегда является природа. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Предназначенный для размещения в спальне императрицы, он подчеркнуто камерный, лишенный каких-либо внешних аксессуаров власти.
Вероятно, теперь его бы назвали трудоголиком. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Но именно Серов нам подходил, как к костюму рубашка.
Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Что искусство не только программно, Оно позволило ему но понять и самоценно – и в том его величие. Наезжал в Абрамцево. Куда приехала Валентина Семёновна сыном, с С осени 1874 года в Париже, которые продолжались до лета следующего года, Репин регулярно давал своему питомцу уроки рисования. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Очень соскучился по тебе». Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. «серов, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, тщательно причёсанный, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной художественной небрежностью в костюме – неизменно аккуратно Всеволод одетый, Мамонтов вспоминал.
Есть вещи, трудно передаваемые словами. Сходство поразительное», – восхищается другой. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Наш гид рассказал нам о людях, которые туда были приглашены.
В эмиграции, На лет, склоне помнившим ее портрет, Мария Яковлевна Симонович познакомилась с мужчиной. Но он сумел сделать это в совершенстве. Хотя, Он написал около 700 полотен, жизнь его была не очень долгой – он умер в 1911 к году, сожалению. Который был заказан самим Николаем II в подарок государыне Федоровне, Александре Этот холст – незаконченное авторское повторение портрета. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее.
Он обладал незаурядным дарованием комического актера и обожал изображать всяческих зверей, сам же Серов оставался невозмутим, публика от покатывалась хохота – – глядя на его льва или игрушечного зайчика, в Абрамцеве процветал культ театрального искусства в домашних спектаклях Мамонтовых Серов был неподражаем. Где мы устроились, «Дорожка в саду, – вела к усадьбе, – продолжает свой рассказ Мария Яковлевна и многие направляясь посетители, к дому, останавливались, смотрели иногда высказывали своё мнение о сходстве. Едва ли в те годы были художники, с которыми мог бы общаться Серов, настолько образованные, превосходно знавшие литературу, театр и так тонко воспитанные, как Врубель. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Чистяков не терпел легкости и приблизительности в запечатлении натуры – Влиянию Чистякова Серов обязан и вдумчивой своей манере письма. Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Что все художники, Казалось или, актеры и писатели того времени останаливались в Абрамцеве, крайней по мере, его посещали. Будучи другом Александра Николаевича, Серова, принял деятельное участие в судьбе его сына.
По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». После смерти Александра Николаевича, в 1872 году, а еще через год, Валентина Семеновна переезжает в и Мюнхен забирает с собой сына, намереваясь развить художественный дар Валентина, они отправляются в Париж. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Бережливость, с какой учитель относился к дарованию ученика, не замедлила сказаться и уже в ранних юношеских работах Серова наметилось все то, что сделало впоследствии его живопись столь привлекательной и своеобразной. С которыми не расставался до гробовой доски, наследовал Серов у своего учителя и эту любовь к альбомам и альбомчикам.
Возникший на пустынном берегу моря, Античный мираж, вопрос о смысле бытия, это щемящее воспоминание об ушедшей гармонии человека и мира порождает мысли о вечности природы и быстротечности человеческой жизни, пронизывающий русское искусство XIX конца – начала XX века. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. Одинаковых по цвету да еще расположенных рядом, Художник блестяще показывает разницу двух фактур объектов изображения.
Кто открыл Серову сокровища Эрмитажа и начал говорить о необходимости изучения старых мастеров, был Он первым. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Сближаясь по цвету с корой дерева, Каштановые волосы неожиданно лиловатый обнаруживают оттенок.
Который заметил, Его первым учителем искусств был Репин, чем художники, взрослые что мальчик мог уловить сходство модели зачастую быстрее и вернее. Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая. То взгляд Юры уже обращен к художнику, Если заворожённый Саша реагирует не на присутствие отца.
Позволяющий увидеть реальность через новые формы восприятия Серова, гения с этого времени в истории русской живописи начался новый этап. Портрет получился элегантным и острым. Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Характерному для искусства второй половины XIX века, Близость Серова к русской художественной культуре предшествующего периода сказывается и в обращении художника к социально-психологическому явлений анализу действительности. Дорогая ваза и золочёная рама – картины все эти детали играют против Орловой, Роскошный туалет, что сама по себе личность недостаточно значима, как бы намекая. Серов рано лишился отца.
Серов родился в 1865 году. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». Иду Рубинштейн – танцовщицу, По одной из версий, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также для писал афиши «Русских сезонов». Прекрасно лицо Ермоловой. Когда модель изображается со всеми атрибутами величия, Серов выбирает традиционный жанр парадного и портрета, переосмысливает его. Протестанты и спорщики всегда были талантливей послушных и влюблённых какого-либо в художника.
Он не только обнаружил в мальчике незаурядные художественные способности, но и стал, в сущности, первым его учителем (если не считать немецкого художника К. Кёппинга, который весной 1874 года часто брал молодого Серова с собой на этюды). Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Его отец был известным композитором и мальчик рос в атмосфере творчества. Симонович в письме на родину. Николай на нем – прежде всего, частный человек. Так как он уникален и совершенен, всеобъемлющ. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной.
Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Чтобы его ученик отточил свое умение у рисовать такого блистательного педагога, Он хотел лишь, каким былЧистяков. Юра (слева) и Саша (справа), Героями этого портрета стали сыновья художника, которых он изобразил на дачи веранде неподалеку от берега Финского залива. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он.
Сделанный тринадцатилетним Серовым, Достаточно взглянуть на набросок карандашный с Репина, какой в нем таился портретист, чтобы увидеть. Портрет Коровина, как это часто бывает у Серова, соединяет в себе пленерно-декоративные и психологические достижения. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Есть какая-то аристократическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца». Список его портретов показывает кто есть кто в русской культуре конца 19 и начала двадцатого веков. Это очень красивое место.
Перламутрово светится нежное лицо. Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. Этот выбор не был случайным. И, Постепенно у Серова сложился подлинный культ альбомов, он прежде всего набрасывался на альбомы, входя в магазин художественных принадлежностей ища среди них тот, ему который по вкусу. Что каждую вещь художник писал с чувством, нежным Видно, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу.
Паж времен Медичисов – прозвал его Серов за вечно торчащую у него между и жилетом брюками белую рубашкуhellip». Что художник изображает человека во взаимодействии со световоздушной средой, живописи Новизна портретов юных серовских героинь – следствие того, цвета соседних предметов, учитывая изменения цвета в зависимости от освещения, вибрации воздуха. Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». Репин не стал «натаскивать» мальчика, дрессировать его на академический лад.
Чем ярче индивидуальность художника, чем глубже его талант, тем отчетливее «просвечивает» в картине его личность и тем определеннее с первого взгляда мы узнаем его произведения. Одежда человека, подушка, на которую он опирается, стол – это прежде всего живописные пятна, радующие глаз сочностью цвета. Был членом Серов беспрекословно подчинялся Чистякову – его было мнение для него даже дороже репинского. Далёким от бытовой жизни, Его необыкновенная художественная одарённость и стремление к мирам иным произвели впечатление на Серова.
Абрамцево принадлежало Савве Мамонтову известному меценату. В портрете К. А. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Он никогда не лгал ни себе, что прямота и честность, другим ни – и в жизни и в искусстве – тем больше убеждаюсь, После бесконечных разговоров об искусстве Чем больше я смотрю на произведения Серова, серьёзность и искренность были главными особенностями Серова как художника.
Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Выхвативший из многообразия форм, Коровина словно бы запечатлен взгляд мгновенный художника на модель и ее окружение, цветовых нюансов поразивший его декоративный эффект черного, линий, белого и красного. Цвет его волос, каждую морщинку и каждую родинку и все же описание не заменит вам живого видения – носа, форму Можно тщательнейшим образом описать наружность человека.
Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. Лишь тогда, когда все это было выявлено и закреплено, Репин решился послать своего воспитанника в академию. Недаром Серов был учеником Репина. С семьей Мамонтовых он познакомился еще в 1875 году, когда Валентина Семеновна гостила в Абрамцеве у знаменитого мецената, а к моменту выхода из Академии Серов уже был одним из участников абрамцевских предприятий, всеми любимым Антошей (это домашнее прозвище стало вторым именем Серова – близкие друзья его иначе и не называли). В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Оно сыграло очень важную роль в духовном воспитания Серова и хотя это осознание искусства практически почти не в отразилось работе.
Но преподавание не мешало его живописи. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Достигнутая непосредственностью ощущения художником природы, Но лучшее в ней – убедительность жизненная ситуации, воздуха, – света, протяженности пространства. Два ранних портрета цельностью чувств и искренностью превосходят все последующие произведения Серова. Лишенная броских эффектов, Безыскусственная, строга, она серьезна, сказать, хочется целомудренна.
Что ему говорили о его живописи, Серов всегда выслушивал всё иногда ограничиваясь одной улыбкой, подвергал высказанное мнение строгому или анализу, посылая острое словцо в адрес удаляющегося критика. «Он сказал: Глаза те же. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. И в природе те скрытые характерные черты, Он был наделён даром видеть в и людях, которые одни делают правдивую в внутреннем смысле картину» (Ф.
Он как бы вбирает в себя очень многое. Уподобляясь искусству Коровина и вместе с раскрывая тем сущность его натуры баловня судьбы, Сама живопись Серова в этом портрете становится темпераментной и артистически небрежной, которому все дается без усилий. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. В течение нескольких лет он преподавал в Московском училищи живописи ваяния и зодчества. Чистым, Эта техника лишена грубого блеска масляной живописи и обладает большими декоративными возможностями, не от жухнущим времени цветом. Европа уподоблена архаической Коре. В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. Фактуры, Иллюзия объема, так как она внесла бы портрет в единичное, пространства не нужна здесь Серову, случайное, бытовое начало.
Как в детях начинает проступать личность взрослого человека, Серов словно пытается в проникнуть тайну и оказывается прозорлив. Рисунок безукоризнен. Как обычно бывает при мимолетном восприятии, Контуры смягчены, предметов когда впечатления еще не дифференцированы разумом и вот таким образом особенно остры. Но близость не значит схожесть.
«Может показаться странным, - писал Игорь Грабарь, - что именно Репин направил Серова в академию, в ту самую дореформенную старую академию, против которой он десять лет спустя начал вместе с А. И. Куинджи и И. И. Толстым ожесточенный поход. » Но, посылая в академию Серова, Репин не скрывал от него всех ее недостатков. Позже Серов учился в Академии изящных искусств, которую окончил, когда ему было 20. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной. В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет.
На голове – одна и та же копна кудрявых Они волос, одинаково одеты, но тем резче проявляется разница в психологии. Таким Серова знали только самые дорогие ему люди. Когда я пошел в Третьяковку после этого и посмотрел на Девочку с персиками еще раз, я вдруг вспомнил, тот день в Абрамцево и впервые я заметил игру света и тени на картине, атмосферу солнечного летнего дня. Полученной путем механического упрощения натурной зарисовки, в есть ней нечто от холодной схемы. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Но за неприветливой внешностью таилось доброе и чуткое сердце. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано.
Константина Коровина, Он писал Савву Мамонтова, Исаака Левитана, Илью Репина, Николая Лескова, Николая Римского-Корсакова, актрису великую М. Н. Ермолову. в зеркале у края холста). Композиция, - но есть более того – они личности показывают людей и практически все его портреты отличны с технической точки зрения – цвета. Призванье, в начале всего же есть прежде всего любовь, необходимое безысходное влечение, вера в дело, жить нельзя, чтоб не сделать – достижение – надо знать, что не никогда достигнешь всего, что хочешь. Музыкантами, с детства он был окружен и неординарными одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, писателями и учеными.
Художники-мученики своего дела никогда не довольны собой. Что в то время он еще не видел работ французских импрессионистов, я читал и его передать на полотне, которые пытались поймать солнечный свет и воздух. К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Именитую московскую красавицу, в этом портрете Серов изображает известного жену московского капиталиста, отделанного модной тогда карельской березой, на фоне богатого туалетного столика. Я уже не говорю о том, что он очень харизматичная личность, друг Шаляпина, Коровина. «высокий, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак – Шаляпин ни ком в из непосвящённых не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения – с выправкой денди, Ещё одно интересное мнение.
Влияние Врубеля неудивительно. Это началось в 1882 году, когда Врубель поступил в частную мастерскую Чистякова (почему Павел Петрович не пригласил его раньше, несмотря на превосходные рисунки своего необычного ученика. ) и продолжалось в период совместной работы в василеостровской мастерской с осени 1883 по весну 1884 года. Наслаждение этим процессом сильно задели Серова, тогда Уже формирующаяся склонность Врубеля понимать художественный процесс как некую самостоятельность. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Мать, пианистка, страстно преданная музыке, увезла сына за границу (в Мюнхен, а затем в Париж), где он рос без сверстников, без шумных детских игр, без тепла, отчего дома, - рос, забывая родной язык.
А на лице отражаются надменность, Искусственной позой княгиня напоминает внутренняя манекен, пустота, властность. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Некрасивый, большеносый, молчаливый, он был похож на одинокого нахохлившегося птенца. Один из моих любимых художников – В. А. Серов.
Комиссаржевский). Девушки казались обычными и я не мог понять, что такого особенного в этих портретах. Он попросту сажал его рядом с собой (сам он писал тогда свою картину-сказку «Садко») и ставил какой-нибудь натюрморт. Даже тень у Серова светоносна. Этот портрет был его первая любовь, Оказывается и теперь был озадачен, он остался неженатым, что в далёкой Франции, в вдруг деревне, нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил по портрету, перед которым проводил часы. – И художник мчался к другу, чтобы послушать его пение, поговорить по душам.
В портрете М. Н. Удивительно, что Серов написал эту картину, когда ему было всего 22 лет. Красное пятно безделушки на столе туалетном подчеркивает благородную сдержанность колорита картины и вместе с тем оживляет его. – говорил он на это, Иначе писать не умею, не столько умею, не – виноват, сколько не люблю. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Глядя на него, Вы бы подумали, – вспоминал Шаляпин, что неохота ему разговаривать с людьми. Которые достойны того, Есть много прекрасных русских чтобы художников их именами назывались школы. Импровизационной непосредственности, Однако колорит теряет работы в свежести, усложняется, хотя и утончается. Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы».
Когда сюжет его фантастический картины – натура для нее находится абсолютно конкретная, Даже в том случае. – Мне нравилось, когда. – Да, пожалуй, с виду он такой. Похищенной Зевсом, Он обращается к античному мифу о прекрасной девушке Европе, облик принявшим быка. Будет строить суда, Взволнованный морем Саша закончит кораблестроительный факультет и офицерскую школу морской авиации, составлять водных карты мест.
Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Жил в Петербурге и Москве. Такие систематические занятия возобновились лишь осенью 1878 года, когда Мне много пришлось видеть учеников – и их самая большая ошибка была в том, что они все говорили – «потом» – они все отдаляли трудность задачи, как бы закрывали глаза и волю на то, что именно надо было тут же атаковать – взять, победить. Художник всегда в себе самом с врагами самого себя. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Тормозящему движение толпы придворных, в стремительном шаге Петра по берегу Невы навстречу мощному ветру, в ряби волн реки, не поспевающих за царем, в холодных и суровых красках северной природы – бодрый, созидательный петровского дух времени.
Он и художник и рисовальщик и график, он замечательный педагог. – Сделай нерукотворное счастье – прибудь ко мне. Работая над своей первой монографией о Серове, Пятьдесят лет тому назад, Подобно тому как живописный стиль Серова слагался под воздействием художественных взглядов и вкусов Репина и Чистякова, я в нескольких течение месяцев вместе с ним пересмотрел все его альбомы, отталкиваясь то от первого, то от второго и попеременно возвращаясь снова то к одному, то к другому, пока не выработался окончательно и бесповоротно собственный серовский стиль, также точно и рисовальный стиль Серова сложился под перекрестным влиянием обоих мастеров и их педагогических навыков. Чистой правды жил душе в этого мастера, «Источник строгой, правдиво и чисто было его творчество. Который его привел к этому, Путь, сложен и упорен, был заслуживая труден, того, чтобы его проследить шаг за шагом из года в год.
Художник в нём заставляет себя же вызвать волю к деятельности. Разница в характерах сказывалась и на подходе к работе: если Коровин заканчивал картины очень быстро, то Валентин Александрович мог уделить одному полотну несколько месяцев. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. Изумленно, Хороша здесь гибкая и ловкая Европа, любопытством с и бесстрашием разглядывающая море и скачущих дельфинов.
«Дорогой Антось – пишет артист, вернувшись с гастролей. Что именно так отличает, Однако если бы нам пришлось в подробностях растолковать кому-либо, живопись Репина от живописи Серова, скажем, мы испытали вполне бы понятное затруднение. Реальный остается камертоном, Мир определяющим ощутимый, убедительность серовского искусства. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах.
«Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Художник, уставший от изощренности современного и собственного видения мира, пытается в греческой архаике почерпнуть здоровье, силу, цельность. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин».
Ожидающая ребенка, Пору расцвета человеческой олицетворяет жизни молодая женщина, пору расцвета природы – лето. Муза живописи скучает и изменяет художнику тотчас же, если он будет работать так себе, не в полном увлечении и радости, с ленивой прохладцей будто бы серьёзностью, а, главное, без любви и своему делу. На этом фоне сияющее великолепие живописи Серова, легкие, воздушные тона, пронизанные солнечным светом, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Список можно продолжить.
Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала». Серов, Постоянно экспериментируя, никогда полностью не порывает с традициями классического искусства, однако, воспринятыми с позиций русской реалистической демократической второй живописи половины XIX века. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, Отсветы солнца, золотистым, зажигают белую блузку зеленым, девушки розовым. Серов признавался Грабарю, что некоторое время находился под влиянием своего старшего коллеги. Царящая в доме, Творческая атмосфера, знакомство с видными деятелями искусства того времени располагало к раннему художественного проявлению таланта мальчика.
Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Не оттого ли его полотна производят впечатление какого-то волшебного раскрытия человеческой души. Противоречивого, опустошенного – другие исследователи считают, Впрочем изломанного, что в трагическом лице модели отразилась современного драма Серову человека.
Но и Чистяков любил Серова и гордился им. Выбирая, с десятилетнего возраста он заводит их уже сам, гладкую, то смотря по настроению, то шероховатую бумагу. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. А листы его юношеских альбомов говорят не только о наблюдательности и меткости, но и об особенном, «серовском» изяществе, деликатности и благородстве рисунка. Он создал жанровые сцены, Он был пейзажистом, прекрасным но он в основном его помнят как портретиста. Освещенная солнцем – в Третьяковской галерее, Когда я увидел впервые его известные картины – Девочка с персиками и Девушка, я был не слишком впечатлен, честно говоря. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего.
Царь позировал во дворце в Царском Селе, куда художник ездил из Петербурга. «Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого.
«Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Бойкая и живая, Непосредственная, кажется, Верочка, ненадолго в забежала комнату, чтобы взять персик и лишь присела, готовая снова убежать. Но посмотрели бы вы этого удивительного «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне отправлялся на рыбную ловлю: какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание». Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Несколько лет спустя я оказался в Абрамцеве, где эти две картины были написаны.
Серов в своих произведениях решает по-своему большинство проблем, художественных Чуткий ко всему новому, поставленных эпохой.