Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые.
Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Выискивая то, Серов подолгу всматривался в модель, для передачи внутреннего портретируемого, содержания что ему было нужно для создаshyния задуманного образа, его индивидуальности, а после этого поворачивался к мольберту и в течение 10 – 15 минут работал над холстом, не глядя на сидяshyщего перед ним человека. Длиshyтельность работы над тем или иным портретом у него зависело многом во от знания модели.
Никогда не шаржировал, – отвечал он, – что делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват. Красное пятно безделушки на туалетном столе благородную подчеркивает сдержанность колорита картины и вместе с тем оживляет его. Когда ему приходилось работать над портретами малознакомых людей и обстановка, в тех случаях, была для нее в привычной, которой находилась модель, что помогало художнику в наблюдеshyнии, он выполнял портрет в сравнительно сжатые сроки. Оказавшая огромное влияние на современников, в 1914 была организована посмертная его выставка произведений.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд В начале 1890-х годов частыми моделями Серова оказываются актеры, писатели, художники. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Которая произвела на него огромное впечатление, 26 в мае 1907 года Серов едет в Грецию.
Двигаться, Во время работы портретом над он разрешал натуре смеяться, держать себя непринужденно, разговаривать – словом. Домотканово, 1888, ГТГ). В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполshyнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие.
Как это часто бывает у Портрет Серова, Коровина, соединяет в себе пленерно-декоративные и психологические достижения. Сопровождая его во всевозможных поездках на этюды, Серов жил у Репина почти на члена правах семьи, рисуя с гипсов, а в остальное время, с натуры и копируя репинские холсты. Вспоминал Репин, 4 Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я его заставлял иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. С которыми он имел возможность постоянно встреshyться, Если портретируемый принадлежал к близким знакомым художниshyку, свойства узнавать ее характера, наблюдать и изучать свою будущую модель, ее духовный строй и так далее, то Серов писал портрет быстро, в течение нескольких сеансов. Даже тень у Серова светоносна. Мать, Его отец Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком и пианисткой композитором, пережившая сына.
Жил в Петербурге и Москве. Особенно удивляли всех его крайние политические убеждения – резок, с тех пор его характер резко изменился – он угрюм, стал – писал о Серове Репин, вспыльчив и нетерпим. Приобретая всё более систематический и серьёзный характер, 5 Занятия Репина с Серовым продолжались и потом в Москве. После чего разогревался и в теплом виде смешиshyвался с г 300 гипса, Готовый раствор охлаждался в течение суток, 350 см глицерина.
И из-под него многих во местах проступает зерно холста и его фактура, Живописно-красочный слой портрета очень тонок, оргаshyнично вплетаясь в живописный строй произведения. Что художник изображает человека во взаимодействии со световоздушной Новизна средой, живописи портретов юных серовских героинь – следствие того, цвета соседних предметов, учитывая изменения цвета в зависимости от освещения, вибрации воздуха. Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. В годы учеshyния в художеств Академии большое влияние на Сероshyва имели его преподаватели – И. Репин и П. Чистяshyков.
В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». Как бы математически выверенного рисунка, с присущим ему неторопливым упорством он осваивает чистяковскую систему строго очаровывает построенного, своего учителя разносторонними способностями. 7 Большое значение в художественных формировании взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.
Как обычно бывает при мимолетном восприятии, Контуры смягчены, предметов когда впечатления еще не дифференцированы разумом и вот таким образом особенно остры. Вот в чем особый метод Серова. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве (имении Саввы Ивановича Мамонтова) и Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза). Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Призванье, в начале всего же есть прежде всего любовь, необходимое влечение, безысходное вера в дело, жить нельзя, чтоб не сделать – достижение – надо знать, что никогда не достигнешь всего, что хочешь.
«валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натуshyрой – М. Курилко Художник пишет. С которыми мог бы общаться Серов, ли Едва в те годы были художники, превосходно знавшие литературу, настолько образованные, театр и так тонко воспитанные, как Врубель. Художник употреблял и мелкозернистые, Помимо часто применяемых холстов, среднезернистых плотные холсты. Что искусство не только программно, Оно ему позволило понять, но и самоценно – и в том его величие.
Обращаем Ваше внимание, что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. 04. 2007 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации» «Нарушение авторских и смежных прав» подразумевает наказание в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех месяцев до шести лет лишения свободы, что переводит эти преступления в категорию тяжких». Например, Таковы, М. Н. Ермоловой (1905), портреshyты (1905), Г. Н. Федотовой Г. Л. Гиршман (1907). Монументально-броского жеста и позы (М. Горький, в портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, 1905 Портрет артиста 1904 Ф. И, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой. Близко знавших Серова, Среди воспоshyминаний учеников и художников, сведения сохранились о его работе над портshyретом. В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Прекрасно лицо Ермоловой.
Серов приготовлял как клеемеловые, так и поshyлугипсовые грунты. А последshyние – клеегипсовой, Если перshyвые слои наносились клеемеловой то массой, получался полугипсовый грунт. Похищенной Зевсом, Он обращается к античному мифу прекрасной о девушке Европе, принявшим облик быка. Сравнивал работу с натурой и опять принимался за дело, Затем он отходил от мольshyберта, пока ему снова не требовалось взять нужное что-то у модели.
Когда я указал ему их на гипсовой маске, Особенно не по-детски он взялся за характера схватывание энергичными чертами. Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым. И велись либеральные споры на самые разнообразные темы, в доме постоянно звучала музыка, причем участвовать в полемике на свободы тему и равенства обожала хозяйка. Мужественного и вместе тем с по-славянски чуть расплывчатого, Светотень подчеркивает оригинальную красоту лица.
Что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. 04. 2007 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации» «Нарушение авторских и смежных прав» подразумевает наказание в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, Обращаем Ваше внимание, либо арестом на срок от трех месяцев до шести лет лишения свободы, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, что переводит преступления эти в категорию тяжких». Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Еще несколько мазков и этот еще только намеshyченный первый облик поражал зрителя когда – еще ничего не было вырисовано, с первых же штрихов кистью, как казалось, позирующий со всем своим характеshyром уже просвечивал, сквозь какой-то туман. Подушка, Одежда человека, стол – это прежде всего живописные пятна, на он которую опирается, радующие глаз сочностью цвета. Страстный почитатель и пропагандист Вагнера, Отец – Александр Николаевич Серов – знаменитый то в время композитор и музыкальный критик. Портрет-картина Дети (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок Портрет детей С. С.
Также изобразил в статую ней Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира, Древний ужас. Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. Легко сказать, но трудно поверить.
И будущий художник был их единственным сыном, Сорока трех лет он женился на своей ученице семнадцатилетней Валентине Семеновне Бергман. 14 В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Наезжал в Абрамцево. Круг друзей Серова сложился помимо Академии. После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. На нем были исshyполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910).
Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. Серов был реалистом в лучшем значении этого – слова Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал. То, Лепка и моделировка велась форм то слитshyным, фактурно выраженным и широко положенным мазком различной формы, наоборот, протяженноshyсти и направления, благодаря чему достигалась экспрессия всей живописи.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Находилось композиционное решение, в эскизах внимательно результаты фиксировались наблюдений, отвечающее наилучшему выявлению индивидуальных особенностей и духовного строя модели. Когда сюжет его фантастический картины – натура для нее находится абсолютно конкретная, Даже в том случае. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват- доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Серова решено было отдать в обучение к Репину.
Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Далёким от бытовой жизни, необыкновенная Его художественная одарённость и стремление к иным мирам, произвели впечатление на Серова. Глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело, Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке там был ребенок в он мастерской казался старше лет на десять. а творил образ человека, раскрывая его внутренshyнее содержание». Что Серова нередко боялись, Современники говорили, неподкупных оценок, его боялись прозорливости, даже упрекали в том, что он шаржирует модель.
Эта техника лишена грубого блеска масляной живописи и обладает большими декоративными возможностями, чистым, не жухнущим от времени цветом. 8 В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.
Мария Яковлевна Симанович писала: Мы работаем запоем, Вспоминая это время, а я важностью своего назначения, оба увлеклись: одинаково он удачным писанием. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. Отмеченные печатью исключительноти, Теперь персонажи серовских портретов – это герои в полном смысле слова, словно вознесенные на некий гордого пьедестал, одиночества.
Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Арханshyгельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. Фактуры, Иллюзия объема, так как она внесла бы в портрет единичное, пространства не нужна здесь Серову, бытовое случайное, начало. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство.
Вместе ходили на этюды в Абрамцево 1879 летом года, Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе совершили и поездку в Запорожье. Характерному для искусства второй половины XIX века, Близость Серова к русской художественной культуре предшествующего периода и сказывается в обращении художника к социально-психологическому анализу явлений действительности. Затем в него добавлялось необхоshyдимое количество воды, Сухой клей предварительно замачивался в воде в теshyчение 10 – 12 часов исключавшем возможность закипания, его и состав варился в клееварке на нежарком огне. Изумленно, Хороша здесь гибкая и ловкая Европа, любопытством с и бесстрашием разглядывающая море и скачущих дельфинов. Светские портреты органично сочетают тонкий с артистизм не менее тонким даром художника-психолога, Но и более официальные.
Одинаковых по цвету да еще расположенных рядом, Художник блестяще разницу показывает фактур двух объектов изображения. Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью, вот таким образом у ребенка с юных лет в характере формировались замкнутость и угрюмость. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». Плотные мелкозернистые холсты покрывались одним-двумя слоями, крупнозернистые – тремя-четырьмя слоями, а – редкие среднезернистые – двумя-тремя, Количество слоев зависело от типа холста. Она из Мюнхена, Заметив страсть его к рисованию, поехала в Париж, где они тогда жили, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 1875 года Валентин брал уроки у автора Бурлаков.
Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходshyство. «он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разshyнообразной игры света и тени при свежести красок – без чего портрет ему казался нестоящим, в своих воспоминаниях Симонович писала. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника – оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911 (Всадники).
Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Художник в нём заставляет себя же вызвать волю к деятельности. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью.
Легко проклеенного тонким слоем клея, При работе масляshyными красками Серов в случаях отдельных выполнял портреты на оборотной стороне грунтованного холста. Ожидающая ребенка, Пору расцвета человеческой жизни молодая олицетворяет женщина, пору расцвета природы – лето. Портрет получился элегантным и острым. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет.
Александр Николаевич, Миру искусства служили его родители – отец, Валентина известный Семеновна, композитор и музыкальный критик мать, пианистка. Я только высмотрел, подметил. Возникший на пустынном берегу моря, Античный мираж, вопрос о смысле бытия, это щемящее воспоминание об ушедшей гармонии человека и порождает мира мысли о вечности природы и быстротечности человеческой жизни, пронизывающий русское искусство конца XIX – начала XX века. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
Полученной путем механического натурной упрощения зарисовки, в ней есть нечто от холодной схемы. В портрете М. Н. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна того самого, который позировал Репину для картины Крестный ход в Курской губернии Репин сказал ему: Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию. Куда приехала Валентина Семёновна с С сыном, осени 1874 года в Париже, которые продолжались до лета следующего года, Репин регулярно давал своему питомцу уроки рисования. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая.
Над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнshyцем» – Серов работал в почти течение 90 сеансов, Так. В особенности когда художshyнику приходилось писать портрет с модеshyли, незнакомой в некоторых случаях, чем начать работать на холсте, он прежде, делал с модели эскиз-рисунок в карандаше так, например им были исполнены эскизы к портретам М. Н. Ермоshyловой и Иды Рубинштейн. Репин – художник, которого она близко знала – уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге. Достигнутая непосредственностью ощущения художником природы, Но лучшее в ней – жизненная убедительность ситуации, воздуха, – протяженности света, пространства.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Полянами, Среднерусская природа с рощами, перелесками, оврагами, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами трудились декораций Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. Увлеченная музыкой – мать очень не баловала его своими заботами, После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. И хотя это осознание искусства практически почти не отразилось в работе, оно сыграло очень важную роль в духовном воспитания Серова. Был в Университете, в день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы и на похоронах Баумана, строились где баррикады.
Например – хотя это был официальный и заказ, Когда же человек был ему приятен, 3, то под кистью мастера возникал привлекательный образ. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, Но, где тогда жил И. Е, она в направилась Париж. Два ранних портрета цельностью чувств и искренностью превосходят все произведения последующие Серова. Влияние Врубеля неудивительно. Он прошел превосходную школу. Заменяя гипс мелом, в завиshyсимости от избранного типа художником грунта по этой же рецептуре, можно пригоshyтовить клеемеловой грунт вместо гипсового.
Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. Мамонтова, Внимательное изучение техники старых мастеров наshyшло свое выражение и в колорите созданных Серовым портретов Мазини, Забелина, Таманьо, Левитана, Римского-Корсакова К. Коровина и других.
Красоту мифологии Эллады, Он стремится воплотить увиденное и передать легендарной существо истории. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной. Важнейшей из последних была частичная замена фабshyричного масла в красках двойной мастиксо- крепости вым лаком. В портрете К. А. 21 Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.
Наряду с ними он пользовался собственноручно и загрунтованными клеемеловым грунтом холстами. Выдающийся мастер портретной живописи Валенshyтин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Он лишь заострял те черты, Серов не имел обличать, намерения которые были порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. Но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, Яркий, с раннего детства был связан творчеством, с всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства.
В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Созданная в 1910 картина монументальная Похищение Европы трактована как декоративное панно. И кочевая жизнь для Серова Однако продолжалась, Валентине Семеновне не сиделось на одном месте. Серов признавался Грабарю, что некоторое время находился под влиянием своего старшего коллеги.
– Мне нравилось, когда. Русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выshyполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман). Сохранившиеся в нем на жизнь, всю Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера.
Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. Серов покинул Академию художеств в 1885, Не окончив курса, оказавших на него огромное влияние, завершив образование художественное в музеях Голландии и Италии. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Вернувшегося к тому времени из Парижа и поселившегося в Москве, 1878 в году он возобновил систематические занятия у Репина. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее.
А едкая ирония или остроумие, 17 в портретах Серова – не разбор отрицательных положительных или свойств человека, выраженное в блистательной эстетической форме. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Художник всегда в себе самом с врагами самого себя. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявshyшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Тормозящему движение толпы придворных, в стремительном Петра шаге по берегу Невы навстречу мощному ветру, в ряби волн реки, не поспевающих за царем, в холодных и суровых красках северной природы – бодрый, созидательный дух петровского времени. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросаshyет.
Сопоshyставляя белые тона звучными, со Художник достиг исключительной выразительности цвета, глубокими темными тонами. Я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве, Его беспощадность в ломке совсем не верных – законченных уже им деталей приводила меня в восхищение. А 15-ти лет постуshyпил вольнослушателем живописного отделения Акадеshyмии художеств, Недолгое время он в занимался Рисовальshyной школе Н. И. Мурашко в Киеве, закончив его в 1888 году. Звучности тона красок, Благодаря введению в пасту красок лака устранялось их чрезмерное пожухание и первоначальной изменение силы цвета. (1905, ГРМ).
Сближаясь по цвету с корой дерева, волосы Каштановые неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок. Отсветы солнца, пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, зажигают белую блузку девушки зеленым, золотистым, розовым. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнshyцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Таковы, например, портреshyты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. Уподобляясь искусству Коровина и вместе с тем раскрывая сущность его натуры баловня судьбы, Сама живопись Серова в этом портрете становится темпераментной и артистически небрежной, которому все без дается усилий. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры. Но каждый из них предельно разработан в оттенках, многочисленshyных в последнем сдержанная цвеshyтовая гамма состоит из немногих основных цветов, полутонах и их сочетаниях. Это началось в 1882 году, когда Врубель поступил в частную мастерскую Чистякова (почему Павел Петрович не пригласил его раньше, несмотря на превосходные рисунки своего необычного ученика. ) и продолжалось в период совместной работы в василеостровской мастерской с осени 1883 по весну 1884 года. Смерть художника потрясла его современников. Молодая и творческая личность, Мать, желая совершенствовать музыкальное образование, вскоре уезжает в а Мюнхен, юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии.
Которые стали классическими в русском искусстве, в возрасте двадцати двух-двадцати трех лет создает Серов произведения. 6 И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств. В их доме часто собирались петербургские знаменитости. Которая наносилась последовательно на проклеенную за один раз поверхность двумя-тремя холста тонкими слоями, Холст грунтовался приготовленной массой. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник. Если другие портретисты поступали иначе, стремились соshyкратить сеансы для сбережения своих сил и терпения модели, то Серов не щадил ни себя, ни ее для воплоshyщения своего портретного замысла». Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая».
Был членом Товарищества передвижников и объединения Мир искусства. Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Обогатив свой колорит тончайшими тональными отношениями, умело находя ключ к построению гарshyмонии всей живописи портрета, подчиняя частное целому, Серов сумел достичь исключительной красоты цветового строя портрета. За картину Девочка с персиками Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.
В котором намечал несколькими линиями формы, костяк Работу на холсте художник начинал с наброска рисунка, определял ее силуэтную линию. Редко кто из специалистов в какой бы то ни было области согласился бы не только исправлять уже сделанную вещь, но и уничтожать ее, чтобы сделать другую лучше. Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Недаром Серов был учеником Репина. Фабричного изготовления грунтованных холстах, Работая на покупных, Серов нередко писал и на холстах немецкого производства с полугипсовым или масляным преимущественно грунтом, вырабатываеshyмых московскими фабриками Досекина или Фридлен- дера.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Через руки которого прошли Суриков, Целью Серова при поступлении в было Академию попасть в класс профессора Павла Чистякова, Репин, Поленов, Врубель. Художник создает поэтическое сказание Похищение Европы (1910, ГТГ) и различные варианты Одиссея и Навзикаи (1910, ГТГ, ГРМ). Художник пользовался плотным желshyтовато-коричневатым древесным картоном, Помимо холста, покрытым слоем тонким клеемелового грунта. Начав свой творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественного языка, отдав дань импрессионизму, Миру искусства, стилю «Модерн» и во многом определил художественный облик своего времени. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. На таком холshyсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермолоshyвой (1905), но большинство портретов маслом художshyник предпочитал писать на различного вида грунтоshyванных холстах фабричного изготовления, преимущеshyственно покрытых масляным грунтом.
Такие систематические занятия возобновились лишь осенью 1878 года, когда Мне много пришлось видеть учеников – и их самая большая ошибка была в том, что они все говорили – «потом» – они все отдаляли трудность задачи, как бы закрывали глаза и волю на то, что именно надо было тут же атаковать – взять, победить. Он видел безошибочно тайную правду жизни и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют. Но и особой одухотворенностью, Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой живописи, техникой что сразу выделило молодого художника и сделало его известным, поэтичностью. часто девяносто сеансов. Надо кипеть, – говорил он. Выхвативший из многообразия Коровина форм, словно бы запечатлен мгновенный взгляд художника на модель и ее окружение, цветовых нюансов поразивший его декоративный эффект черного, линий, белого и красного. Страстно увлеченная музыкой и общественной деятельностью, Валентина ни Семеновна, другого, не хотела бросать ни того. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов.
Отдельshyные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а тольshyко проклеенной тонким слоем столярного клея поверхshyности среднезернистого, довольно плотного холста. Семья была большой и дружной. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Остро осознающего социальную несправедливость, Именно в эти сформировался годы облик Серова-гражданина.
Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. Стоял перед вами тот, Ловко и увеshyренно очерченный и как будто бы уже законченный, которого он только теперь собиshyрался и писать писал долго». Будучи другом Александра Серова, Николаевича, принял деятельное участие в судьбе его сына. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. В особенности Веласкеса, Изучение старых техники мастеров и копирование отдельных их произshyведений, многое подсказываshyло Серову.
Пишет Репин, Чистяков повторял часто, какая отпущена была природой Серову, что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего постижения художественного в искусстве. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников их соразмерностью. И колорит и рисунок и цельности чувство своей задачи и светотень и характерность и композиция все было у Серова и было в превосходной степени. Закончив рисунок, художник в подмалевке проshyдолжал работу над лепкой и моделировкой формы, постепенно доводя ее до полной завершенности. Импровизационной непосредственности, Однако колорит работы в теряет свежести, усложняется, хотя и утончается.
Детство Серова прошло в артистической среде. Лишенная броских эффектов, Безыскусственная, строга, она серьезна, сказать, хочется целомудренна. Это была великолепная школа для юного Серова. В. Юсупова (1902, ГРМ) обаятельна женственностью и мягкостью. Протестанты и спорщики всегда были талантливей послушных и влюблённых в какого-либо художника. Художники-мученики своего дела никогда не довольны собой.
Он искал нового передачи способа на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Европа уподоблена архаической Коре. Т. е. ремесленной стороной мастерства лучшем в понимании этого слова, стараясь совершенствовать технику и овладеть материалами живописи. В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. упал и умер от приступа стенокардии. Наслаждение этим процессом сильно задели Серова, Уже тогда формирующаяся склонность Врубеля понимать художественный как процесс некую самостоятельность.
Уставший от изощренности современного и собственного видения мира, Художник, силу, пытается греческой в архаике почерпнуть здоровье, цельность. Каждый новый портрет не похож на предшествующий, Его работы по-прежнему разнообразны, что сам Серов ставил и решал разнообразные художественные задачи, но уже не только потому, а потому, что круг его моделей все более расширялся, а по-прежнему Серов не желал повторяться. Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Если он будет работать так себе, Муза живописи скучает и изменяет художнику тотчас же, с ленивой будто прохладцей бы серьёзностью, не в полном увлечении и радости, а, главное, без любви и своему делу. Он искал мучительно. Шаляпина, уголь, мел, 1905 Портрет Иды Рубинштейн, темпера, уголь, 1910).
В 1880 году Серов поступил в Академию художеств. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Я просидела три и месяца почти без перерыва, Да, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды, если не считать те некоторые сеансы.
Серовский метод работы был жесток. Боткина (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера. Атаки казаков на безоружный народ, Солдатушки исполненная темперой, бравы ребятушки, где же ваша – слава а затеми картина, в альбоме художника появились рисунки. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Обычно одной краской – наshyтуральной умброй, Рисуshyнок выполнялся кистью, жидко разведенным или лаком разбавитеshyлем, кассельской коричневой землей или асфальтом. Среди шедевров «светского» Серова – Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911).
Он не только обнаружил в мальчике незаурядные художественные способности, но и стал, в сущности, первым его учителем (если не считать немецкого художника К. Кёппинга, который весной 1874 года часто брал молодого Серова с собой на этюды). Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись – картины исполненные мажорного, а не критического пафоса (Петр I, Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и др. ). Реальный остается камертоном, Мир определяющим ощутимый, убедительность серовского искусства. Н. Ульянов, не раз наблюдавший за работой Сероshyва, вспоминает: «Он писал быстро, быстро схватывал сходство и, однако, . Перламутрово светится нежное лицо.
После бесконечных разговоров об искусстве 3 Валентин Серов Александрович родился в Петербурге в 1865 году.