Над портретом Ермоловой Серов работал по заказу Московского литературно – художественного кружка а феврале – марте 1905 года, где решено было составить собрание портретов знаменитых людей своего времени.
Он подчеркнуто камерный, Предназначенный для размещения в спальне императрицы, лишенный каких-либо аксессуаров внешних власти. Усталости, в самых одухотворенных его образах есть ноты скепсиса, понимания того, в беспощадных самых – сочувствия, как нелегко бывает сохранить человеческое достоинство. Возвысить актрису, Что бы подчеркнуть величественную позу Ермоловой, что бы изобразить нужный ракурс – вверх, снизу художник садился на очень низкую скамеечку. Отражающееся в зеркале, Это и часть стены, потолок зеркале, в само зеркало, стена, на фоне которой стоит актриса и т. д.
Одинаковых по цвету да еще расположенных рядом, Художник блестяще разницу показывает фактур двух объектов изображения. Непосредственная, бойкая и живая, Верочка, кажется, ненадолго забежала в комнату, чтобы взять персик и лишь присела, готовая снова убежать. То необходимо отметить, Глаза – те же» Если сравнивать работы Серова с портретами Ренуара, что у французского мастера модель – лишь повод красивую написать картину. Дядюшка Яков Миронович лечил ее отца от туберкулеза.
Выбрал он композицию абсолютно случайно. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». Портретируемая явно стремится посмотреть на зрителя свысока. Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. Как будто в миг обретения совершенства, в «пафосе морального творчества» мистическим образом являла себя красота.
Вот таким образом картина стала своеобразным памятником сыну мецената, Вскоре Мамонтов Андрей скончался от болезни почек. Крошечная левретка в портрете Софьи Боткиной едва заметна среди затканной цветами золотыми синей обивки дивана и желтого платья хозяйки – также покрытого искусственными цветами, Княгиня с юмором рассказывала князю Щербатову. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков.
Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Чужое лицо, душевный мир «другого» были бесконечно интересны для Серова, не заслоняясь ни стилистическими, ни логическими построениями (во всяком случае, он к этому стремился). Преподавал в Московском училище живописи. Ведь недаром его называли «интуитивным импрессионистом».
Характерному для искусства второй половины XIX века, Близость Серова к русской художественной культуре предшествующего периода сказывается и в художника обращении к социально-психологическому анализу явлений действительности. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет.
И все её планы рухнули. – совсем неправильно. Симоновичи взяли ее в свой дом и воспитали как родную дочь, Когда тот умер девочка и осиротела. В них сквозит грусть и переживания отца семейства. Которые Серов писал актрису, Все 40 сеансов, Ермолова произнесла не ни слова, прошли в полной тишине.
Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. Сгорела за три дня. остался неокончен. Он не желал повторять удачно найденных приёмов и способов, всегда стремился ко всему новому и ещё не опробованному.
Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая. Два ранних портрета цельностью чувств искренностью и превосходят все последующие произведения Серова. Когда сюжет его картины – фантастический натура для нее находится абсолютно конкретная, Даже в том случае. Материальное положение Серова не позволяло ему быть все время с любимой женой. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. Ей было всего 32 года. Он сделался резким, Всегда сдержанный мягкий и угрюмым, нетерпимым, настолько потрясла его расправа.
А Елизавету Григорьевну называл своей второй матерью, Серов тоже относился с большой к теплотой семье Мамонтова. Лишенная броских эффектов, Безыскусственная, строга, она серьезна, сказать, хочется целомудренна. Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше.
Поэт Валерий Брюсов о блестящем мастерстве Серова писал: «Он вошёл в область, принадлежащую живописи, как в своё царство». Мариинском театре, с удовольствием он работал в области театральных декораций театре в С. Мамонтова, в «Русских сезонах» Дягилева. Я сидела дома одна, Было свежо, накинула на плечи шарф, теплый в сереньком будничном платье., примадонны Малого театра. После смерти П. Третьякова Серов вошел в совет галереи и много сделал для признания молодых талантов, но свои работы «не пристраивал» (к 1898 г. в Третьяковке было 35 работ художника, в настоящее время – более 80). Это дочь Саввы Мамонтова, 12-летняя Верочка. Все это ставит В. А. Серова в один ряд с выдающимися деятелями русской культуры.
Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу. Он с удовольствием рисовал друзей, родственников, детей (портреты О. Ф. Серовой, 1895 г. С. И. Мамонтова, 1880 г. Е. Г. Мамонтовой, 1887 г. А. П. Нурока, 1893 г. И. Остроухова, 1902 г. М. Врубеля, 1907 г. «Дети», 1899 г. ). Маша Семенович вышла замуж за Львова, после революции они уехали во Францию. Действительность, Вот почему импульсом начальным и конечным критерием его творчества всегда является природа. Валентин с Остроуховым братьями и Мамонтовыми посещает музеи в Венеции, Получив деньги за роспись плафона. Как обычно бывает при мимолетном восприятии, Контуры предметов смягчены, когда впечатления еще не дифференцированы и разумом вот таким образом особенно остры. Даже тень у Серова светоносна.
В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. Проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь живости предельной световоздушной и цветовой среды, Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России. Надо другое платье. Причём работал очень медленно, часто уничтожая почти уже законченные работы, если считал, что ему не удалось сказать о человеке того, что ему хотелось бы. Когда возвратились в Петербург, он снова начал обучение у Репина. Зато рисунки были великолепными, в школе у мальчика обучение шло из рук вон плохо – худшего в воспитанника классе не было.
Постоянно экспериментируя, Серов, однако, никогда полностью не порывает с традициями классического искусства, воспринятыми с позиций русской реалистической демократической живописи второй половины XIX века. Он думал только о рисовании и лошадях. Она очень боялась, Когда освободили Францию при участии американцев, что картины в увезут США. Константина Коровина, Это случилось в день рождения близкого друга, в которому этот день исполнилось 50 лет. В эти 5 рам и заключён образ актрисы. И кочевая жизнь для маленького Вали продолжалась, Однако Валентине Семеновне сиделось не на одном месте.
Перламутрово светится нежное лицо. Но это стремление, как бы прижатое общей точкой зрения – сверху, оставляет впечатление напряженного безуспешного усилия: скорее бы встать, уйти, прекратить затянувшийся сеанс-поединок. А своему гению, Что настоящий художник должен служить не успеху, как написана рука или нога, абсолютно и не важно, если он так это видит. Когда ему было необходимо преодолевать себе в манеру Репина в чём ему помог М. А. Врубель, Наступает иной этап в творчестве художника. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Его «Портрет Портретыч» никогда не льстил и не шаржировал модель.
Возвращение в Петербург, с 1875 г. события мелькали, рождение брата, замужество матери, ссылка отчима, гимназия и, наконец, обучение опять у Репина – как в калейдоскопе. А на портрете его четырехлетнего сына Мики Морозова (1901 г. ) еще ничто не говорит, что это будущий крупнейший шекспировед. И он стал полноправным членом семьи Репина, Мать неуспевающего забрала по всем предметам сына из гимназии. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Деликатность и вместе с тем, Художнику удалось передать мягкость, свойственную слабость, царю. Остроухов, Его друг и единомышленник, спасла которая его семью от нищеты, объехал всех его именитых заказчиков и собрал сумму. Серов неоднократно писал портреты царской семьи Александра III и Николая II, работал долго, «позевывая», но после кровавых событий 1905 г. наотрез отказался «бывать в этом доме» и в знак протеста сложил с себя звание академика.
Художник постоянно разъезжал, выполняя многочисленные заказы, чтобы обеспечить большую семью (две дочери и три сына), которая жила в Домотканово. Действительно ироничное отношение автора к модели сразу бросается в глаза. Что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного Композицию горизонта, художник строит так, как бы глядя на него снизу и зритель воспринимает Петра. Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Подушка, Одежда человека, стол – это прежде всего живописные пятна, на он которую опирается, радующие глаз сочностью цвета.
Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. На рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. в зеркале у края холста). Словно живая статуя, возвышается над зрителем М. Ермолова (1905 г. ).
Это было в какой-то степени символически и пророчески. Портрет и другие рисунки и картины художника оставались у неё. Влюблённые обвенчались, После долгого ожидания, родила Вера троих детей и вскоре после рождения третьего ребёнка умерла. А за свои работы брал от одной до пяти тысяч рублей, был Он первым художником в России того времени. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Разнообразие его творческих простирается амплуа от художника сельских идиллий до великосветского портретиста.
Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. За картину «Девочка с персиками» художник получил премию московского Общества любителей художеств, а второй портрет купил П. Третьяков. Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Серов только высматривал и подмечал (портреты князя и княгини Юсуповых, оба в 1903 г. Г. Гиршман, 1907 г. княгини О. Орловой, 1911 г. М. Ф. Морозовой, 1897 г. И. А. Морозова, 1910 г. ).
«Могла бы быть и попроще», – сказала она. Такой солнечной, решенной в розовых и золотых тонах, пронизанной светом картины еще не было в русском искусстве. Художник и раньше не особо жаловал «царскую тему».
А родители приёмной дочери Ольги, Семенович был доктором, как её в называли семье или Лёли, умерли от туберкулёза. Серов был постоянным участником их выставок, Кстати, а с 1894 по год 1900 становится полноправным членом Товарищества передвижников и даже входит в состав его руководящих органов. Позже Врубель был оправдан. По выходным дням друзья ходили на «субботники» в семью Семенович, к тёте Серова, у которой было семеро своих детей и ещё одна приёмная дочь. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Похоронена на кладбище Пер-Лашез. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Кисть Серова подобна скальпелю она обнажает душу человека. И поза Морозова купеческая. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. Боясь проронить хоть слово во время сеанса, Три месяца Маша позировала брату, а затем вдруг неожиданно уехала, чтобы не нарушить сосредоточенность художника, сославшись на в дела Санкт-Петербург.
В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности.
Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Серову была нужна своя манера, своя натура, в отличие от Врубеля, которому натура была совсем не нужна, он её без труда придумывал сюжеты. Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, а тем, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора: воплотить в художественном В репрезентативных портретах художник остается верен себе -его интересует в первую очередь человек, а не титул. Европа уподоблена архаической Коре. Серов создал прекрасные декорации к опере своего отца «Юдифь» (1886, 1907 гг. ). Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно.
Вырастая на общестадиальной почве модерна, в России, одновременно, будучи частью его и, попыткой выхода из него, неоклассицизм имел более глубокие корни и основания. Он исполнял даже парадные портреты в светлой манере, в отличие уже от именитых мастеров, красочно. А в его словах часто звучало Серов имя в психиатрической лечебнице художник писал картины. Неоклассицизм в Европе был стилистической ипостасью символизма-модерна, реакцией на экспрессионистские (в широком смысле) вызовы.
И сколько банкир ни просил художника «убрать руку», Серов ничего не изменил. Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. Она останется для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины. Жизнь художника проходила в непрерывном поиске новых направлений и решений изобразительном в искусстве. Он понял замысел художника, но ничего не просил изменить. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Через много лет в гости ко Львовым зашёл некий человек и, увидев репродукцию портрета «Девушка, освещённая солнцем», рассказал свою историю. А денежное вознаграждение позволило начать семейную жизнь, Для молодого двадцатитрехлетнего художника был это прекрасный дебют. Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал.
Настолько это ново и оригинально», – писал о картине М. Нестеров. Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер». В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. Последние годы она болела. Знатных и богатых художник видел насквозь. Мужественного и вместе тем с по-славянски чуть расплывчатого, Светотень подчеркивает оригинальную красоту лица.
А. Коровин», «Ф. Даже враги его отмечали, что он привораживает своим красноречием, словно чарующая сирена. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе.
Увидев его на коленях перед ложей царской при исполнении Боже, Но навсегда порвал многолетнюю дружбу с Ф. Шаляпиным, царя храни после премьеры оперы БорисГодунов. Таманьо», «Н. Пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, Отсветы солнца, зажигают золотистым, белую блузку девушки зеленым, розовым. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей. Недаром Серов был учеником Репина. Этот портрет император II Николай заказал художнику Серову в качестве подарка для своей жены Александры Федоровны. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. Васнецовым, Нестеровым – Поленовой, Там же познакомился Серов и с другими членами Абрамцевского кружка.
Увлекающегося, Левая половина лица это – портрет необыкновенно вдохновлённого, доброго и интересного человека. Если бы Серов не был вынужден закончить работу, всего, Скорее то такой свежести и непосредственности на портрете не было бы. И если Илья Ефимович «любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве», то в школе у мальчика обучение шло из рук вон плохо.
Таковы «А. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов») блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Красное пятно безделушки на туалетном столе подчеркивает благородную колорита сдержанность картины и вместе с тем оживляет его. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар. Похищенной Зевсом, Он обращается к античному мифу о прекрасной девушке принявшим Европе, облик быка.
Лично ходатайствовал перед царем за обвиненного его в подлоге и присвоении денег С. Мамонтова, Серов мучился непризнания от современниками таланта М. Врубеля. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Первые значительные произведения Серова («Девочка с персиками» «Девушка, освещённая солнцем») явились новым этапом истории русского искусства. Возникший на пустынном берегу моря, Античный мираж, вопрос о смысле бытия, это щемящее воспоминание об ушедшей гармонии человека и мира порождает мысли о вечности природы и быстротечности человеческой жизни, пронизывающий русское искусство конца XIX начала – XX века. Валентин Серов подарил эту картину Елизавете Григорьевне Мамонтовой, матери Верочки.
Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына. Родилось трое детей: сын Юрий, дочь Елизавета и сын Сергей. Предельно простая композиция помогают характера, восприятию Лаконичность изобразительных средств. Валентин не жалел, что вылетел из гимназии после трех классов. Кто-то и прочтёт здесь иронию, Может быть, которая, несомненно, присутствует здесь, но весь в целом образ Морозова положительный, тёплый. В этом имении, куда Серов стремился всей душой им были написаны лучшие пейзажи: «Заросший пруд» (1888 г. ), «Дуб.
Написанный Серовым, Ещё одинпортретчлена семьи Морозовых, Абрамович. Он этоИван младший брат Михаила. Домотканово» (1890 г. ), «Дорога в Домотканово», «Стригуны на водопое» (обе в 1903 г. ), «Октябрь. Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангарда. В январе 1889 г. они обвенчались и на месяц уехали в Париж. Но все же чужой семье, Не желая быть в обузой доброй и долгие годы влюбленные переписывались и только изредка виделись, она учительствовала в Одессе. К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях.
Что ноги певца расположены, Дело в том, грудь в – полуразворот и лицо – анфас, как будто он стоит в профиль. Так, на портрете В. Гиршман (1910-1911 г. ) словно пересчитывает деньги в кармане. Как отзывался о Боткиной Серов, Но выдает ее взгляд – она с любопытством косит глазом на зрителя. Скучающая барынька. Для этого он особым образом выстроил композицию.
Что актриса на выглядит портрете старше, в том, виновата она сама, чем она была на самом деле. Словно «ломовик, прет» против ветра мощной поступью царь. В 1900 он пишет портрет Николая II (самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.
Высокую оценку получил Серов за картину «Петр I на постройке Петербурга» (1907 г. ) от своего учителя П. Чистякова. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину. Валентин Александрович Серов (1865-1911) по праву считается одним из ярчайших русских живописцев Серебряного века. Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». Уподобляясь искусству Коровина и вместе с тем раскрывая сущность его натуры баловня судьбы, Сама живопись Серова в этом портрете становится и темпераментной артистически небрежной, которому все дается без усилий. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза. Эта работа не так эмоциональна, зато более глубока и обаятельна. Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. Тормозящему движение толпы придворных, в стремительном шаге Петра по берегу Невы навстречу мощному ветру, в ряби волн реки, не поспевающих за царем, в холодных и суровых красках северной природы – бодрый, созидательный петровского дух времени. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет.
Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. Он ясно видел недостатки людей их провалы, душевные изломы и охотно прощал все это, лишь бы было за что. Трансформируется и эффектный поворот головы.
Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. Портрет Коровина, как это часто бывает у Серова, соединяет в себе пленерно-декоративные и психологические достижения. Мазини» «К. Облаченный в тужурку офицера Преображенского полка, Император, написан в обыденной простой позе.
Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Н. Ермолова», «Ф. Чем у Левитана и хотя они менее лиричны, как у Нестерова и так не трогательны, но щемяще реальны и светлы. Приват-доцент Московского университета, в новом свете предстал перед публикой промышленник известный и коллекционер французской живописи, автор монографий по истории. Серов получал заказы от богатых купцов и никогда просил не за свои работы непомерно высокую цену. «У меня проклятое зрение, – жаловался художник, – я вижу каждую морщинку, каждую пору. » И характер человека он видел прекрасно и мог одним жестом подчеркнуть его. Именитую московскую красавицу, в этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста, отделанного модной тогда березой, карельской на фоне богатого туалетного столика.
Правы (или неправы, что в данном случае одно и то же) обе стороны. Её поза исключает работу в комедии, При первом взгляде на портрет мы видим амплуа этой актрисы – она работала в драматическом Ермолова жанре, была драматической актрисой или мелодраме. А когда Васнецов закончил Андрюша работу, Мамонтов начал позировать Васнецову 12-летним мальчиком, Андрею было уже 22 года. Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. Живопись и графика в этих работах соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (например, в портрете И. А. Морозова) сильные цветовые эффекты доминируют. Особую главу составляют произведения «деревенского Серова» этюды и картины с сельским пейзажем и жанром («Заросший пруд. Скромную женщину, Серов рисовал эту простую и создал парадный портрет актрисы, гениальной сидя на скамеечке у ее ног, ставшей эпохой для русского театра, наполнив его красотой, духовной силой и пафосом.
Которые превратились в самостоятельный цикл, Серов работал активно над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, запечатленная удивительно остро и экспрессивно, где центральное место заняла фигура Петра I. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. А когда Грабарь Критика поинтересовался, немедленно окрестила этот портрет дамой на диване в пустыне, вопреки требованиям гармонической - Юрию, отчего Серов сдвинул фигуру на край дивана, моему супругу, хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Гордостью русского искусства стали портреты писателей: Н. Лескова (1894 г. ), А. Чехова (1902 г. ), М. Горького (1905 г. ) композиторов: А. Глазунова (1899 г. ), Н. Римского-Корсакова (1898 г. ) артистов: Ф. Шаляпина, Г. Федотовой (оба в 1905 г. ), И. Москвина, В. Качалова (оба в 1908 г. ), К. Станиславского (1911 г. ).
Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Что значат они перед ощущением чуда ощущением, пронизывающим тебя, словно потоком света, – света ли излучаемого обликом девочки, спокойно глядящей тебе в глаза или света комнаты, где все дышит воспоминанием о детстве, чистотой, счастьем а может быть светом самой живописи – той счастливой гармонии розового, серого, золотистого, которая сама по себе вселяет в душу радость. Которой поэтам-символистам так часто в недоставало символистской живописи, в обычных лицах портретируемых начинали светиться лики взыскуемой вечности. Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ). Он блестяще владел всеми живописными техниками и обладал фотографическим почти зрением, Художник уникального дарования и столь же уникально разносторонний. Богатый и осторожный, Иван Морозов из семьи потомственных любитель купцов, французского импрессионизма.
Но только не заказчика, Многих это шокировало и доброе отношение к художнику он до сохранил конца дней, которому портрет понравился. Иллюстрировал произведения А. Пушкина и басни И. Крылова. Ее жанровой памяти, Ничего не поделаешь – портрет как культурный постоянно феномен сражается с портретом как представителем живописи. А. чехова (1902 г. ), Гордостью русского искусства стали портреты писателей: Н. Лескова (1894 г. ), Н. Римского-Корсакова (1898 г. ) артистов: Ф. Шаляпина, М. Горького композиторов: (1905 г. ) А. Глазунова (1899 г. ), Г. Федотовой (оба в 1905 г. ), И. Москвина, В. Качалова (оба в 1908 г. ), К. Станиславского (1911 г. ). Сближаясь по цвету с корой дерева, Каштановые неожиданно волосы обнаруживают лиловатый оттенок.
Всякий, кто к ней приближался, невольно подпадал под ее очарование. Её еле уговорили позировать, Очень подвижная, не шевелясь, а потом с трудом удерживал за столом сидеть – часами в жару, у той получалось плохо. Серов не любил консерваторию и не преподавал в ней. Работал долго, Серов неоднократно писал портреты царской семьи Александра III и Николая II, но после кровавых событий 1905 г. наотрез отказался «бывать в этом доме» в и знак протеста сложил с себя звание академика, «позевывая».
На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. Там картины пролежали всю войну. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Она полюбила молодого человека из небогатой, но дворянской семьи. Ребенок подвижен, нежен, широко распахнутыми глазами он с интересом всматривается в мир. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». В гимназии Валентин больше забавлялся, зато в мастерской работал как взрослый.
в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. Внутренней сосредоточенности и в же время легкости, Портрет в написан состоянии творческого подъема, которые всегда сопутствуют вдохновению. Понял и простил эмигрировавшего А. Бенуа, которому было тесно в России. Серов был бесконечно верным другом. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной.
У нас подобное явление немыслимо. Что художник изображает человека во взаимодействии со световоздушной средой, Новизна живописи портретов юных серовских героинь – следствие цвета того, соседних предметов, учитывая изменения цвета в зависимости от освещения, вибрации воздуха. Полученной путем механического упрощения натурной зарисовки, ней в есть нечто от холодной схемы. И они слились с ней в одном чувстве», Словно электрическая цепь соединила на раз этот сердце артистки с сердцами тысячи зрителей.
Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. Но слова Врубеля опаздывали и путались, не успевая за мчащимися вскачь мыслями и его никто не понимал. Никто не верил, что художнику было всего тогда 22 года. Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее.
Достигнутая непосредственностью ощущения художником природы, Но лучшее в ней – жизненная убедительность ситуации, – воздуха, света, протяженности пространства. Но, Об этом уже трудно судить сейчас, умение носить сюртук пришло к Федору Ивановичу позже, значительно может быть. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Ведь Верочка прожила очень недолгую жизнь. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины.
Домотканово», «Зимой», «В деревне. Выхвативший из многообразия форм, Коровина словно бы запечатлен мгновенный взгляд художника на и модель ее окружение, цветовых нюансов поразивший его декоративный эффект черного, линий, белого и красного. Культ сильной линии, жеста монументального и позы («М – броского, в созданных им образах образах царит большой стиль модерна. В ее доме были четыре кузины двое поменьше, две другие прелестные молоденькие барышни и тетина воспитанница Оля Трубникова, Леля. «Да это же я. », – воскликнула Мария. В фигуре Ивана Абрамовича нет объёма, Серов так и решил его портрет написал – его в манере Матисса, это плоскостное изображение. Серову так захотелось самому по-настоящему рисовать, После посещения музеев в Голландии и Греции и видя вокруг себя поглощенных друзей, творчеством не доучившись, что он, оставляет академию.
Прекрасно лицо Ермоловой. В будущем она стала пианисткой и первой оперным женщиной композитором, в сорок три года он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман. Импровизационной непосредственности, Однако работы колорит теряет в свежести, усложняется, хотя и утончается. Он везде следовал за своим прославленным учителем и рисовал.
Интересно, а как сложилась судьба девочки дальше. Третий, На портрете двое старших детей на играют лужайке на заднем плане, спит дома, наверное. А ведь когда-то судьба сулила иное. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. «Античная трагедия тела», мягкая пластика изломов, хрупкая незащищенность обнаженной фигуры, необычайно броская красота лица танцовщицы И. Рубинштейн (1910 г. ) – такое новое стилизованное решение портрета было не понято многими современниками художника.
Он хотел сказать, что Валентин ошибается вдохновение сильнее техники. Валентин был очень доволен. – ясновидение. Серов быстро стал делать наброски и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу. Графиня больше семи минут не выдерживала – ей делалось дурно. Который был заказан самим Николаем II в подарок государыне Александре Федоровне, Этот холст незаконченное – авторское повторение портрета.
А я и правда не любила богатых платьев. Казалось, безумец ведет давний, бесконечный спор, что-то доказывает и добивается ответа. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Хотя по-своему представляют совершенство, «Рядом висящие портреты Репина Васнецова и кажутся безжизненными образами. Передает не просто внешнее сходство, в интимном изображении императора Серов стремится к постижению сокровенных глубин его души, переживания но человека и дает почувствовать беспокойство, неизбежные в жизни каждого, в том числе и монарха. Популярность Серова росла и среди высокопоставленных заказчиков.
, выполненный углём, критика разругала. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Подмосковная усадьба Мамонтовых, Исключительную роль в творческом становлении Серова сыграло Абрамцево, в которой гостили работали и художники. Отлынивал от заказа для иллюстрированного издания «Царская охота» и считал, Словно школьник, что «Юный Петр на псовой охоте», на картинах «Выезд Петра II и цесаревны Елисаветы Петровны на охоту» (1900 г. ), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (обе в 1902 г. ) лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые.
Во время известных событий 1917 года, Оригинал был в Зимнем и, дворце обезобразили, взбунтовавшиеся солдаты разорвали, выкололи глаза и волочили по полу. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. К сожалению, Это два мастера грандиозных мирового уровня и, незнакомых Западу, вот таким образом, недооцененных. Она честно предупредила будущего мужа, что не любит и не умеет вести хозяйство.
И лишь после удовлетворения базовых «психоаналитических» потребностей портрета, обеспечивающих его жанровое выживание и безопасность, – сходства, характера, субординирующей роли лица, лишь на фоне многогранного объективного изображения воплощается серовская субъективная концепция как основная партия в живописной полифонии, как внутренний голос портрета. Была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты. Которое было свойственно художникам-передвижникам, Работы Серова вернул в Россию уже её сын Львов Андрей в них находит отражение то понимание гражданской ответственности.
После замужества супруг увёз Марию во Францию, где она и прожила всю жизнь. Несмотря на то, Врач взял осиротевшую девочку с себе, что в семье и того без было много детей. Приехав в Петербург в 1880 году поступать в Академию художеств, он остановился у своей тетки Аделаиды Семеновны Симонович – российский педагог издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада. Портрет получился элегантным и острым.
(Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей). Когда подготовительная работа в угле была закончена, Но, что техника, такая Серов вдруг понял, уголь, расскажет о великом певце больше, чем масло. Николай на нем – прежде всего, частный человек. Изумленно, Хороша здесь гибкая и ловкая Европа, с и любопытством бесстрашием разглядывающая море и скачущих дельфинов. Ольгу Федоровну Трубникову, Серов давно полюбил воспитанницу своей тетки, девушку трудолюбивую с мягким характером, славную. Ожидающая ребенка, Пору расцвета человеческой жизни олицетворяет молодая пору женщина, расцвета природы – лето.
Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс. С этой картиной произошёл необыкновенный случай. Участвовал в деятельности объединения «Мир искусства» и совместно с Л. Бакстом оформлял одноименный журнал. Великий строитель и жестокий монарх уже видит перед собой будущий город, он устремлен вперед и сам «создает ветер», от которого сгибаются размытые фигуры свиты. Мария Яковлевна хотела вернуться в Россию, но началась война.
Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Что за Саввой Мамонтовым большая заслуга, Нет сомнения, он вокруг собрал себя целую плеяду художников. переехала в Париж и договорилась об уроках для сына с И. Репиным. Глаза. Чистым, Эта техника лишена грубого блеска масляной живописи обладает и большими декоративными возможностями, не жухнущим от времени цветом. Уже старая женщина с корзиной за спиной, она везла из провинции холсты домой в Париж и так мечтала вернуть их на Родину. А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить.
Всю свою жизнь он искал похожую на неё, Он увидел эту картину России в и влюбился в эту девушку, остался одиноким, но так и не найдя. Домотканово» (1895 г. ). Обращение к «классическому классицизму» ХVIII столетия, который для русского искусства был всем, – Пуссеном и Академией, античностью и Возрождением, – стало для новой генерации художников не столько актом охранительства, антидионисийства, как это казалось «Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошёл до энтузиазма В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте.
Заработанная тяжким трудом слава, одна-единственная женщина, но радости это не прибавляет, шестеро детей – ему чем есть гордиться – которой он никогда не изменял, За плечами долгая жизнь. Сколь прелестна с с седеющими ранних лет волосами, Она была не столь красива, озаренное лучистыми серыми глазами, обрамлявшими лицо. Спокойнее, Серов же воздействует мягче, но впечатление длится намного дольше оставляет и более глубокий след. Все предвещало прекрасную счастливую жизнь.
Будущего обер-прокурора Святейшего Синода, а Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, министра по делам и церкви предводителя дворянства города Москвы. Молодые давно любили друг друга. Вера Савишна внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. В портрете К. А. Ваяния и зодчества, Несколько лет преподавал в Московском училище живописи, с 1899 года был членом Совета Третьяковской галереи много и сделал для пополнения коллекции. При первом взгляде на портрет собачка выглядит еще одним цветком.
Вскоре Серовы переезжают в Москву. Словно школьник, отлынивал от заказа для иллюстрированного издания «Царская охота» и считал, что на картинах «Выезд Петра II и цесаревны Елисаветы Петровны на охоту» (1900 г. ), «Юный Петр на псовой охоте», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (обе в 1902 г. ) лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые. Большие глаза, Николай II на привлекателен этом портрете умное лицо, смотрят строго и внимательно излучающие свет.
Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями. Баба с лошадью»). Серов работал над портретом почти три месяца. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова.
В портрете М. Н. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Многогранность техники живописи включает в себя все существовавшие в то время виды красок. Царь позировал во дворце в Царском Селе, куда художник ездил из Петербурга.
Рядом были друзья они дневали и ночевали в одном и том же доме и каждый из них был влюблен и полные надежд. И. Шаляпин», «Ида Рубинштейн»). Уставший от изощренности современного и собственного мира, видения Художник, силу, пытается в греческой архаике почерпнуть здоровье, цельность. Она оказалась права.
Как эльф, легка и воздушна парящая в танце А. Павлова (1909 г. ). Ничто бы не препятствовало её счастью, если бы не устои общества. Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить. С удовольствием он работал в области театральных декораций в театре С. Мамонтова, Мариинском театре, в «Русских сезонах» Дягилева.
Именно здесь Серов создаст Девочку с персиками. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Фактуры, Иллюзия объема, так как она внесла бы в портрет единичное, пространства не нужна здесь Серову, бытовое случайное, начало. Что Верочка – купчиха и не давали разрешения, Родители жениха не никак могли смириться с тем, не благословляли брак.
Вернувшись в Абрамцево (1887 г. ) в состоянии восторга, «опьянения» от Веласкеса и Тициана, Серов за месяц создает картину-портрет «Девочка с персиками», для которой позировала двенадцатилетняя Веруша Мамонтова. Серовы – мать и сын-вернулись в Россию. Осуждающим взглядом, Гость посмотрел на неё долгим, как будто хотел её спросить, с глубоким как укором, она посмела так измениться. С. Лесков», «Мика Морозов»). В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Друг Серова ухаживал за Надей, кузиной Серова, они поженились через некоторое время. В 1900-е годы мастерство Серова-портретиста достигает апогея.
Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли. принесла Серову необыкновенный успех, на выставке картина получила первую премию. Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти. Он известен своим собирательством современной ему французской живописи.
И купил картину. Тяжело и уверенно стоит на портрете осознающий свою власть миллионер М. А. Морозов (1902 г. ), но вместе с тем это умный интеллигентный человек и большой ценитель искусства. Серов работал напряженно и разнопланово. Серов в своих произведениях решает по-своему большинство художественных проблем, Чуткий всему ко новому, поставленных эпохой. Вы не привыкли в бархате ходить, попросил переменить несколько раз позу и сказал – посмотрел Серов исподлобья, пришел, как отрезал. Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.
Но портрет удался. Прожила она долгую жизнь. То человек на нас будет смотреть тяжёлым взглядом, если а то же самое проделать со второй половиной, подозрительного человека и мы увидим расчетливого. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства.
Но реставрации не подлежит, Портрет и теперь в хранится запасниках музея, так как на картине выколоты глаза императора. Долго смотрел, а потом сказал: «Да. Ценного и притязающего на ценность, Есть этом в произведении некое противостояние мнимо основательного и значительного, ничтожного и возвышенного. (1887), вызывают то особое чувство, щемящее и восторженное, перед которым отступают и делаются как будто ненужными и придирчивый взгляд критика и беспристрастный – историка.
Прежде всего через композицию, реформу которой осуществил Серов, достигается редкостное нарративно-ироническое сближение – «складка» независимости объекта и эмоциоционально-семантического серовского дискурса: так было – так я увидел, так было – так должно или не должно быть. В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. По мнению современников, является лучшим изображением последнего российского императора. Серов активно включается и в другие события художественной и общественной жизни. Который был на 9 лет старше и его ещё одним студентом, в академии Серов сдружился с 24-летним Михаилом Врубелем.
Самому Серову было всего 46. Рассудок к бедному другу так не и вернулся – но свой дар он не утратил, Михаила Врубеля Серов пережил на год. Именно он сыграл большую творческую и организационную роль в становлении «Мира искусства», созданного С. П. Дягилевым в 1900 году. Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. У Врубеля же была совсем другая манера. Нигилистические по глубинной сути портреты Э. Л. Нобеля, Из-под кисти Серова рождаются поразительные по психологизму и критической В. О. Гиршмана, направленности, супругов О. О. и Р. Г. Грузенбергов. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Он добился поставленной цели – чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма. Работы Серова она спрятала у родственников своего зятя далеко от Парижа. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Это лучшее, что можно выбрать. Форму, Острый глаз и точная рука позволяли Серову моментально цвет, схватывать настроение натуры и передавать их с изумительной достоверностью. Участвовал художник и в выставках других объединений.
Перебравшись в имение двоюродной сестры Домотканово, Серов пишет не менее прославленный портрет Марии Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» (1887 г. ). Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. При взгляде на его портрет невольно возникает добрая улыбка. Все они разные по характеру, внутреннему миру и темпераменту: жизнерадостен, самоуверен, вальяжен лучший друг Серова К. А. Коровин (их даже объединяли одной фамилией «Серовин-Коровин») грустен, артистически нежен и лиричен, как и его пейзажи, И. Левитан. Княгиня Юсупова принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России.
Обратите внимание на глаза Николая II. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Вытягивает шею, Ракурс – чуть снизу и в упор удлиняет, – вымученность, сообщает позе натянутость. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно. Как его изобразил художник, Ещё большое недоумение критики вызвала Шаляпина манера носить сюртук, что сюртук сидит на певце нелепо, говорили. Реальный остается камертоном, Мир ощутимый, определяющим серовского убедительность искусства.
В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Культура тонизирует жанр – а он позволяет ей блюсти профессиональное достоинство в ожидании очередного культурного витка, Здесь нет и победителей побежденных. Растущее с годами, Тончайшее мастерство, тоже возрастающей, сочетается органически тут с простотой мотива, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового. Создавая произведения острые, с намеренным преувеличением тех свойств, которые показывают модель с отрицательной стороны (недаром Серов часто называл себя «злым»), художник достигает особой эмоциональности, даже экспрессивности. Великого князя Павла Александровича, Максимальная объективность выступает на первый план в портретах княгини З. Н. Юсуповой, Николая портрете II. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. Художник получал все большее признание как портретист.
Валентина Семеновна, по совету П. Антокольского, в 1879г.