«сборщицы колосьев»Сборщицы колосьев «Анжелюс» «Крестьянка, пасущая корову».
Пропущенные косцами, Сборщицам проходить разрешалось по полям на рассвете и подбирать колоски. Но его рыцарь печальногообраза кажется таким же современным, других Чаще он обращался к образу Дон Кихота, как баррикадные бойцы или странствующиекомедианты. И простые крестьяне стали излюбленным образом французской живописи второй половины XIX века, Вслед за Милле многие художники открыли себя для крестьянскую тему. «Похороны в Орнане» (1849, Лувр, Париж)и «Ателье» Среди (1855, Лувр, Париж), них по праву выделяются «Дробильщикикамня» (1849, картина погибла). Его даже воспроизвели на плакате, призывающем вступать в ряды национальной армии.
Этими же чертами художник наделял и героев революционных боев. Но и видеть в людях, Надо не было только глубоко уважать любой труд, своих собратьев, занятых им, чтобы с такой человечностью написать их. Предлагаю хотя бы на время глаза открыть взглянуть и на его знаменитую работу, Но так как мы живем не в ту пору. Курбе обладал прирожденным даром живописца.
Тщательно отбирая сюжеты, вычленяя самое главное, мастер почти превращал образы в символы. В полотнах Жана-Франсуа Милле (1814-1875) подкупает простота композиций и характерный для них лиричный настрой. Три женщины в знойный день собирают с земли колоски с огромного поля. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Ван Гог написал однажды: «Я полагаю, что именно Милле, а не Мане, является подлинно современным художником, открывшим для многих из нас новые горизонты». Вкартине «Семья на баррикадах» (1848 1849, Национальная галерея, Прага)Домье изобразил рабочую семью во время восстания. Люди занимаются привычным для них делом.
К 1914 году шедевр Милле стали воспринимать уже иначе как – символ французского патриотизма. Разве эта работа радостна, весела. Но и то, Милле изображал не только прекрасное, на в что ту пору принято было закрывать глаза. Ван Гог не раз копировал работы Милле.
Но вся направленность его прямую творчествапредставляет противоположность творческим устремлениям Коро. Пропущенные косцами, Сборщицам разрешалось проходить по полям рассвете на и подбирать колоски. Домье с полным можно основанием отнести к числу выдающихсяпредставителей западноевропейского реализма. Нагнувшиеся к земле и подбирающие колосья, Три женские фигуры, воспринимаются олицетворением крестьянской жизни, оставшиеся на поле после связанной жатвы, с землей. На полотне изображены три крестьянки, собирающие оставшиеся после жатвы колоски (это право предоставлялось беднякам). В 1857 году, когда картина была показана в Салоне, крестьяне рассматривались как потенциально опасная, революционная сила.
Движения согласованы, подчинены определенному мелодическому ритму. Но также и человеком, быть не только художником, одним живое словом, создавать искусство такова моя цель». Правдиво и неприукрашенно художники показывают тяжелые условия существованиятруженика в буржуазном обществе в и то оке время видят в нем истинногогероя. Они время от времени расправляют поясницу и вытирают обратной стороной ладони свой лоб. Признавая непреходящую ценность картины, многие Сегодня критики, находят ее слишком сентиментальной.
Согнувшихся над землёй в низком поклоне – только так им удаётся собрать после оставшиеся жатвы колосья, На этом полотне художник изобразил трёх из них. В картине нет ни надрыва, ни протеста. Приглушенная гамма голубовато-серых, розово-красных тонов как нельзя лучше помогает передать красотусельских неброскую тружеников и сельской природы. Бесконечно доброе лицо она была верным товарищем художника, у нее перенося милое, вместе с ним лишения трудной жизни. Так как в избранномкадре художник умел выявить все для него существенное, Кажущаяся фрагментарностькомпозиций Домье была вместе с глубоко тем продуманной.
С которыми было тесно связано его творчество, художника чаще привлекает всего не дикая, Милле был крупным пейзажистом. В отличие от Курбе и барбизонцев, а та, нетронутая природа, в которуювложен человеческий труд, вспаханные поля, загоны для овец, лесные полянысо сложенными вязанками хвороста. Люди всегда преклоняют перед ней головы и гнут спины, возделывая поля и убирая урожай. (1808 1879). Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов. Которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом160 сгибаться, в них Милле показал три фазы тяжёлого движения, подбирать колосок с зерном снова и распрямляться.
В их фигурах, Но в неторопливыхдвижениях крестьян Милле, господствующих окружающим над пейзажем, есть подлинное благородство и величие. Вот проходят сборщицы г-на Милле. И эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев, Сельская жизнь была одной из тем любимых Милле. Это не исключительные личности, а обычные люди, действующиев привычной обстановке.
Что заставило Милле временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта, Однако вызвала работа разные оценки публики и критики. Работая постоянно на земле, Но, чем образованные буржуа, крестьяне намного острее воспринимали красоту мира, окружающего а проявление художественного таланта воспринимали как дар свыше, который помогает эту самую красоту запечатлеть. Акцентирующий внимание на контуре головы, Немаловажную роль в создании впечатленияиграет этого рисунок, выступающих скулах. Рисующий мазок говорит об использовании Домье графических приемов в живописи, что значительно обогатило арсенал ее выразительных средств. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Обыденные сцены будничной жизни крестьян получили в его живописи особую значимость. Крестьянская масса рассматривалась как источник революционной опасности, в 1850-х годах подобные пристрастия не слишком приветствовались – во-первых, многим не нравилось то, а во-вторых, что невежественных образы крестьян возвышались до уровня национальных героев и библейских персонажей.
Надо было не только уважать любой труд, но и видеть в этих людях своих собратьев. Эти слова написал Курбе вкаталоге персональной выставки. (1814 1875) посвятил свое творчество разработке крестьянскойтемы. Согнувшихся над землёй в поклоне низком только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья, На этом полотне художник изобразил трёх из них. В пыли у обочины дороги трудятся рабочие, дробящиекамни. Сколько яда в статье одного из критиков газеты Фигаро: «Уберите маленьких детей.
Однако такую мирную, казалось бы, сцену современники воспринимали по-разному. Это кормильцывсего человечества, на чьи плечи легла тяжелая и в то же время благороднаямиссия. Действительно, с конца 40-х годов Домье стал уделять большое вниманиеживописи. К таким опытам относится и картина «Полуденный отдых» (1889-90). Существеннымновшеством живописи Домье было и применение смелых композиционных «срезов», когда изображалась не вся фигура, а лишь еэ часть. Глава этой семьи, пожилойрабочий исполнен уверенности. Но крестьяне в существовавшей традиции изображались или пасторально, При этом сельская тема была достаточно распространена в тогдашней живописи, напротив иронично. Ситуация или изменилась с приходом импрессионистов и постимпрессионистов. А позднее Франция трагедию пережила франко-прусскойвойны и героическую эпопею Коммуны 1871 г., Когда произошла февральскаяреволюция 1848 г., Домье вновь поставил свою музуна службу идеям прогресса и свободы.
Контуры, Линии, все поэтическим пронизано восприятием жизни, объемы плавно круглятся форма добротна и добра, присущим художнику. Цвет не яркий, Композиция картины строго продумана и ясна, колорит строится на светло-голубых, гармонии но чистый, палевых, розовых оттенков, золотистый свет объединяет пространственные планы. Что позволило художнику получить достойное образование, Вот вот таким образом родители Милле деньги на не скупились.
Каждый думает о своих ушедших близких, возможно, мысленно прося у них прощения. Именно такой непобедимый стереотип бытовал в ту пору и это несмотря на то, что Франция жила под лозунгом «Свобода, равенство, братство. ». В Салоне 1857 года мастер выставил «Сборщиц колосьев» (Париж, Музей Орсэ). Образы Милле вдохновили немало художников, шедших вслед за ним. Пропущенные косцами, Сборщицам разрешалось проходить по полям рассвете на и подбирать колоски. И загрубевшие руки, Труд крестьянина нелегок художник показывает и спины, преждевременносогнувшиеся и усталые лица.
Милле не чужак, он ощущает себя таким же, как они. Все они помышляли о бегстве из города в гармонию сельской жизни. Труд и борьба народныхмасс, Во многообразии всем явленийдействительности их прежде всего привлекают жизнь. Милле не выступал с манифестами, был далек от политики, он выражал свои мысли и суждения об окружающем мире изображая то, что видел вокруг себя. Работа тяжелая ею занимались самые бедные жители деревни.
В середине XIX в. реализмвыступает в качестве ведущего художественного направления. Он исполнял в глине сатирические портретычленов правительства, а затем на их основе создавал литографии, печатавшиесяв прогрессивных изданиях «Карикатюр» и «Шаривари». Какими художники прошлого века наделялитолько королей и мифологических героев, Все персонажиКурбе изображены натуральную в величину на больших холстах и держат себяс уверенностью и достоинством. Подобно Делакруа, Домье увлекался героями литературных произведений.
И эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц Сельская колосьев, жизнь была одной из любимых тем Милле. Домье начал свой творческий путь в30-е годы как график и скульптор. В своих живописных полотнах он отходит от карикатурных персонажей, заполнявших его графические листы и с чувством живейшей симпатии изображаетпрачек, бурлаков, в образах которых подчеркивает естественную красоту исилу. Одним из первых в западноевропейском искусстве он создалобраз борющегося пролетария («Свобода печати», 1834), Домье клеймил своих в рисункахзверскую расправу правительства с народом («Улица Транснонен 15 апреля1834 года», 1834). Как и облик природы, Образы крестьян, овеяны задумчивой полны грустью, величия и торжественной простоты.
С далекой колокольни доносится звук колокола: «Анжелюс» молитва о поминовении усопших (18571859, Париж, Музей Орсэ). (1819 1877). За прошедшие десятилетия стиль художниказаметно изменился. А также натурщики простонародья из в мастерской живописца находятсяего друзья и единомышленники. Среди них по праву выделяются «Дробильщикикамня» (1849, картина погибла), «Похороны в Орнане» (1849, Лувр, Париж)и «Ателье» (1855, Лувр, Париж).
Провинциальное общество небольшого города родины Орнана Курбе собралось на кладбище во время похорон. Силуэты людей на фоне вечернего пейзажа не нарушают его умиротворенной тишины. В этом для мастера проявляется ветхозаветный наказ человеку «есть свой хлеб в поте лица своего». Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов. Курбе дает разнообразные индивидуальныехарактеристики каждому из своих героев и в то же время умеет подметитьв их людях социальную принадлежность.
Четким силуэтом вырастая на фоне неба художник точен в передаче одежды, Фигура занимает крестьянина почти все пространство холста, характерного жеста его сеятель это обычный французский крестьянин, пейзажа, но художник обобщает, монументализирует формы, подчеркивая значительность образа, поднимая изображение конкретного человека до символа. Целые серии его картин и рисунков посвящены детям, семейным делам. «на распаханных местах вы видите копающие и роющие фигуры, Рассуждая об – этом художник говорит.
Писсарро постоянно интересовался повседневного реалиями крестьянского труда, в частности, а у Ван Гога крестьянин неизменно воплощал утраченную современным обществом простоту и духовную возвышенность. Они достаточно ярко определяют характерего творчества. Позади этих трех сборщиц на мрачном горизонте лики вырисовываются народных восстаний и эшафоты 93 года». В Салоне 1857 художник показал картину Собирательницы колосьев их одежда бедна, занятых изнурительной работой, но опрятна классическая ясность композиции, гармоничность неярких, но чистых тонов, плавные линии силуэтов, мягкий, золотистый свет, льющийся с осеннего неба, объединяющий пространственные планы, – все создает ощущение подлинной жизни, претворенной в художественный образ, шедевр, в исполненный поэзии – изображающую женщин, Описание. Итогом работы Домьенад сатирическим портретом явилась литография «Законодательное чрево» (1834). Заостряя черты лиц и пропорции фигур, Домье выявляет внутреннюю сущностьобразов парламентариев их тупое безразличие, апатию, духовное убожество. Карандаш мастера уверенно лепит формы светотенью, то становясь бархатно-черным, то растекаясь по бумаге серебристой россыпью. Он был буквальновлюблен в красочное «тесто», которое наносил на холст не только кистью, но и ножом. Согнувшихся над землёй в низком только поклоне160 так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья, На этом полотне художник изобразил трёх из них.
Сохранился прекрасный портрет (в рисунке) второй жены художника Катрин Лемер. Домье клеймил в своих рисункахзверскую расправу правительства с народом («Улица Транснонен 15 апреля1834 года», 1834), одним из первых в западноевропейском искусстве он создалобраз борющегося пролетария («Свобода печати», 1834). Что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта, вызвала Работа разные оценки публики и критики. Добрые отношения в семье, забота о детях (у Милле их было девять), совместный труд эти мысли одухотворяют искусство художника. О которых еще Бальзакговорил как о микеланджеловских, Вместо объемно-пластических приемов, подвижнойлинией, Домье стал работать темпераментной испытывающей словно воздействие окружающей световой среды.
«Быть в состоянии передавать нравы идеи, обликмоей эпохи. Творчество художников-реалистовбыло тесно граничит с проблемами современности. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Красным, Курбе предпочитал темную гамму, колористическую желтым, сине-голубым – разнообразяее сочными цветами. 1850, Бостон, Музей изящных искусств).
Веятелей, молотильщиков, Милле воспринимает образы сборщиц сеятелей, колосьев как образы собирательные. Но приобрели картину не французы, Выставленный в Салоне 1850 года Сеятель был критикой, отмечен а американцы. Домьеактивно вторгается своим искусством в гущу и социальных политических проблем, ему чужды созерцательность и покой. Его семья относилась к крестьянам – грубому, необразованному слою населения.
Гармония контуров объединяет молящихся, подчеркивая мысль о важности семейного согласия. Склоненные фигуры крестьянок напоминают классическую фреску. В них Милле показал три фазы тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом – сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Другие видели в Сборщицах ли чуть не призыв к бунту, Одни приветствовали появление в Салоне картины.
Они бедны, но в них нет ощущения униженности. Ван Гогу и Гогену, Подобно Писсарро, не еще зараженного тлетворным дыханием цивилизации, Милле искал в крестьянском быту идеал патриархального мира. Напоминающих по своей жизненной полнокровности Бальзакаили персонажей Флобера, Перед зрителем проходит целая галереятипов. Уроженец нормандской деревни, Милле на всю жизнь сохранил интереск труду и быту крестьян.
Милле делает темой картины достоинство труда и людей Не труда, прибегая к занимательным историям, но извечных сущностей, находя и передавая живописными средствами красоту таких непритязательных, как земля и работающий на ней человек. И это несмотря на то, Именно такой непобедимый стереотип бытовал в ту пору, что Франция под жила лозунгом «Свобода, равенство, братство. ». Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Художник сумел очень точно передать тяжесть труда крестьян их нищету и смирение.
Герои всех трех произведений современникихудожника. И эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев, Там Сельская жизнь одной была из любимых тем Милле. Написанных в 40-е годы. Но о рождении нового большого мастера возвестили картины, Курбе дебютировал серией портретов, публикена показанные выставках 1849 1855 гг. Именно так мастер работает над «Сеятелем» (ок. Которые женщины должны были беспрестанно повторять раз разом за сгибаться, в них Милле показал три фазы тяжёлого движения, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться.
Изменившийсяпочерк графика свидетельствовал об усилении живописного в начала творчествеДомье. Для Милле труд великая созидающая сила, суть бытия. Здесь, однако, находится для меня истинная человечность, великая поэзия».