Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли « » (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
Точной, Именно эти иллюстрации особенно дают ясно почувствовать красоту легкой, нервной линии Боттичелли. Иоанном Крестителем» (ок. Любое произведение этого великого художника станет ключевым элементом жилой среды.
Оба святых стали особо почитаемыми в веке XV из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. (Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс.
1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал среди искать высших художественных достижений эпохи иной источник. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». Написаны знаменитые Весна (ок.
В 1493 году, когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в личной жизни Боттичелли произошли важные события: умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, а из Неаполя приехал другой брат, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо. В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – лишь в качестве побочных мотивов, в первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при всем их великолепии они участвуют изображаемой в сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости. Доставая из складок розы, теперь и богиня в ярком прозрачном платье, разбрасывает их вокруг.
Что так называли кума художника, отца Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, к которому Сандро был отдан в обучение. Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении доволен чувств, самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, о новых тревогах и надеждах. В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Симоне Так и тринадцатилетний Сандро и добавил, Антонио, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Варнавы.
1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. По легенде там, Это Флора 8211 богиня Весны, сразу вырастают цветы, где ее ступают ноги, а все вокруг расцветает. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения, Единство достигается восприятия расположением фигур. Где каждой песне посвящен один рисунок, в 1492–1500 он создает цикл иллюстраций к комедии Божественной Данте. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Миф обретает особую выразительность, в трактовке Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, движением фигур, танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия.
Рационалистический духовный мир людей Боттичелли Возрождения обогатил и возвысил изысканной поэтикой образного мышления. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы свидетельствует д'Эсте и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров для украшения своего студиоло. В 1520-е его будет наступление ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с цикл открывающими работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, где вскоре пережил утрату отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию. К красоте человеческого тела, Античность с ее вниманием к идеальному, к свободному человеку стала и той точкой опоры, к культу свободы, на которой и создавались светские произведения. И после смерти Лоренцо Его Медичи, проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Но все в целом слишком ограничено и в сжато пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, а вместе с ним и духовный порыв. 171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом187, 171Паллада и – Кентавр187 171Рождение Венеры187, Затем период безмятежной полноты чувств. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
От мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста, Творческий путь художника тяжелый 8211 и трагический. Характерного для более ранних картин художника, Техническое исполнение этой картины заметно от отличается стиля ренессанса. В том числе оно связывается с классической поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание картин названных интерпретируется различным образом, со строками Горация и Овидия, в частности.
Ее название 8220Поклонение волхвов8221. В промежутке между 1475 и 1482 годами, с усилением психологической выразительности, реализм изображения достигает своего максимального развития. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Что обсуждалось в кружке Медичи, Имеется и более широкое его как толкование победы мудрости над страстями. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, в а качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией.
Которой было поручено выбрать для место установки статуи Микеланджело Давид, в 1504 входит в комиссию художников. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, раздвигаемых то, так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией. Художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 фигурой Изображая саркофага, кентавра, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Нежные тона рассвета используются скорее художником в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру. Как никакой другой XV художник века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни.
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. К моменту написания картины Боттичелли уже освобождается от влияния учителя своего Филиппо Липпи. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину горизонтально, расположить трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Благодаря политике Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, что только возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской.
Стремление к красоте возвышенный определило характер его реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Олицетворяющего чувственность, Это как души развитие от Зефира, устремившегося вверх, до Меркурия. Что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, Считается, вероятно, в входящих его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221.
Победу Медичи над Пацци, в нем видели победу Лоренцо Великолепного над соединение Неаполем, страстей и мудрости у Лоренцо. В его творчестве произошли значительные изменения, Однако во половине второй жизни художника. Покинутая и Боттичелли вновь переживает творческие муки, Венчание Богоматери, Благовещение, Аллегория клеветы – теперь как уже певец нравственной красоты. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. За внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли уже ощутима далеко не так, Однако, как прежде. Направленной на достижение внешнего чисто совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу, художник чувствует другую опасность. Он превратил свой двор в центр художественной культуры Крупнейший Возрождения, меценат своего времени.
Волнующие библейские сцены, полюбившиеся всему миру, конечно, мифологические загадочные сюжеты – благородные светские портреты и, Сюжеты в них разнообразны. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Четыре листа раскрашены темперой. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – виллы фрески Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок.
Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение сменяется в его меланхолической картинах мечтательностью, спокойная созерцательность неудержимой страстностью. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает происхождение дискуссии прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая помочь стареющему отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.
И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, Сандро Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, угрожая быстрым концом света, который них в призывал всех каяться. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения волхвов, Весна, Св. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св порыв, – Вначале изящество, мечты. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Испытал сильное влияние фра Джироламо, плакса так называли последователей Савонаролы), что не могло не глубокого оставить следа в его живописи. И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его Савонарола личности, был сожжен в том же году 29 мая. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру.
С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. Каждый из этих сюжетов можно рассматривать как самостоятельный. Правая часть эта композиция из трех фигур превращение нимфы Хлорис в весны богиню и цветения Флору, Действительно. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, говоря, Строго а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их согласие в с христианским учением. Гранада, 1499, «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг), Королевская капелла). Темой картины является известный библейский сюжет 8211 к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Марии Божьей пришли на поклон трое волхвов с востока. Роспись, Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, была заказана Боттичелли по случаю окончания город поразившей эпидемии, вероятно.
Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). Который, Эта композиция и олицетворяет месяц первый весны, начинается с дуновения весеннего ветра Зефира.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Символизирует многочисленные человеческие и недостатки в особенности один из них 8211 именно Клевету, Картина очень аллегорическая. Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата самая Антонио, близка к истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. Характерной для искусства Боттичелли, Оптимизм гуманистического мифа органично здесь сочетается со светлой меланхолией. Во всем виноват Зефир, преобразовавший ее своей любовью. В этом же году он создал Св. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями.
Иоанном Крестителем» (ок. Усиление нравственного и настроения религиозного в последних произведениях Боттичелли очевидно. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. Которая по мере роста популярности художника расширялась, в 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, 1472 в он вступает в гильдию св, в нее поступают ученики. Акт воплощения Humanitas Природой, По своему замыслу 171Рождение Венеры187 – близко Весне в нем трактуется предшествующее смыслу по положение неоплатонического мифа. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме.
Замечательно и то, что многие из произведений это художника – это монументальная живопись, живопись, находящаяся в тесной неразрывной связи с интерьером. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро. Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало выполнившего потрудился, с другой стороны образ св, но в особенности Доменико Гирландайо.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. При этом она не кажется монотонной, здесь вертикали это фигуры на ней. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св.
Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Джулиано, Для брата Лоренцо Медичи, он знамя расписал для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы.
Но это правда. Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя святой и Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок.
Наверное, Именно в этом, который человека представил на них богоравным, новаторство Боттичелли. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици).
То есть искусство обслуживавшее в основном церковь, повернулось лицом к человеку, стало не только предметом культа, а взяло на себя функции украшения жилища, было обращено в внутреннему миру человека. Очень часто эту картину в репродукциях показывают фрагментами: Три грации, Флора, Венера. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм плоскости, на По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана). А современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников, распорядился Сикст поставить Боттичелли во главе всей работы.
Разбрасывая цветы она дарит радости жизни. Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. Эта картина 8220Венера и Марс8221 написана художником по заказу известной семьи флорентийской Веспуччи. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок.
Должна была обладать притягательностью и для Сандро, Личность Савонаролы занимавшая столь место значительное в культурных и политических событиях конца XV века. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился когда серьезно, безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с его выполнением у Поллайоло и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну.
Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для которых передачи художнику было недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в глубине Флоренция видна не исключено, пославшей на костер Савонаролу. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Симоне Хронике Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. то душевное переживание.
На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Интерес к античной культуре и стал своеобразным культурным расцветом. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. Чье творчество наполнено нежными, Его ранние близки работы к картинам учителя, лиричными образами. Картины написаны для Джованни и ди Лоренцо Пьерфранческо 8212 сыновей брата Пьеро Подагрика.
Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и когда, ходил, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). В 1491 Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных оформления проектов фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1496 он пишет Св. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним самых из своеобразных проявлений ренессансного гуманизма, но вместе с тем.
Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221. Достоверных форм и эфемерного романтичного изящества, Картины Боттичелли Сандро – единство узнаваемых. Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Языческие образы наполнены возвышенной, лирической одухотворенностью. Тондо предназначались для украшения флорентийской апартаментов знати или для коллекций произведений искусства. и его живопись становится мощнее, объемнее. В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви.
По-видимому, Работа, так как в правом верхнем углу изображено осиное геральдический гнездо символ рода, предназначалась для украшения дома Веспуччи. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Это как музыкальная тема со своим ритмом. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Каждый персонаж, по-своему поклоняется исполненный Иисусу, красоты и благородства – как и в первой картине, Здесь нет статистов. Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано с Медичи изображением Афины Паллады. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение творчестве в Боттичелли с 1490-х годов до его смерти в 1510 году, Действительно. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Использовав отчасти свои первые композиции, к выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после из возвращения Рима. Подарившей человечеству столько выдающихся шедевров живописи, Творчество этого художника первыми стало проблесками наступающей эпохи возрождения. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся гуманистической кризис культуры Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто. Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу Ботичелли.
Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. В Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, обнимающей в отчаянии основание креста, являет собой один из самых высоких образцов искусства. Литературная основа всех этих разрозненных сюжетов вылилась в представлении автора в эту причудливую картину поэтическим осмыслением.
Таких как Мистическое или Рождество Распятие и все же тематическую связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме библейского на сюжета тему рождения Иисуса Христа, царившие в окружении художника в те времена. Не может потерять способность проникать в самую суть человеческих представлений прекрасном, о Творчество Сандро Боттичелли не может устареть.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли с вместе братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти).
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой дом новый на виа Серви. Мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то середины с 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли – который пришел в мире только для того, «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, чтобы приготовить путь Рафаэлю», что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам.
Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Пространство дано в глубину, По-прежнему, в открываясь сторону неба, но на этот раз оно не замкнуто, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. Боттичелли умер 17 мая 1510. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.
На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и их дать тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». «Клевета» (1495, там же), Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» «Мадонна с Младенцем и ангелами», (Москва, ГМИИ), «Св. Можно говорить и об оригинальности трактовки античных сюжетов.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Но становятся крайне восприимчивыми к совести вопросам и морали, Чувства художника не утрачивают остроты. Однако Сандро в этой участия работе не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо.
Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, словам По Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Для нее же и предназначались эти две картины, Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески. Что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных то, памятников но психомахию.
На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). С якобы невинным лицом, Клевету здесь в выступает образе красивой девушки, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Признанными правителями Флоренции, Именно в этот период тесный установился контакт между живописцем и членами семьи Медичи. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици).
Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания об Алессандро, то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом al portate Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия, Пытаясь свои понять чувства. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). Трезвый и жестокий политик, Образованнейший человек, философом, Лоренцо был поэтом, уверовавшим природу, в как в Бога. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с снять просьбой с доминиканца отлучение.
Многогранного мастера, Какое-то время посещал он мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных учеников Боттичелли первого его года членства в объединении художников был Филиппино Липпи. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
Картины датируются примерно 1495 годом и находились соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Луки. А репродукции его работ, бесспорно предназначены для самых тонких ценителей искусства. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках. Третий – Антонио – ювелирным делом, Двое братьев Боттичелли – Джованни и Симоне занимались – торговлей.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Которые в то время правили Флоренция, городом Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников 8211 благородных членов семейства Медичи. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. «Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо именно в это направлял русло его все тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли.
Богиня Флора предстает в облике богатой замужней флорентийки, символизирует материнство. Направляемого папой Сикстом IV, Джулиано был убит в 1478 году во время заговора семьи против Пацци Медичи. Иероним», «Св. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен главного для алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение.
Звучавшие из уст Савонаролы, Во мире внутреннем Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Флоренция, 1495, сюжетом для которой послужило повествование римского писателя 2 в. до галерея н. э, Уффици).
находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Против которых вскоре направит свои удары Реформация и они еще обостряются более под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности.
Трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних мастера работах свидетельствуют в пользу такого мнения, Действительно. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468). Их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными Рисунки чернилами, выполнены серебряным и свинцовым штифтами.
1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. Репродукция Сандро Боттичелли неизбежно комнате придает легкий налет аристократизма и роскоши. Целомудренной, Весна на картине как Боттичелли праздник любви сдержанной, но и чувственной.
Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Ренессанс, пришедший на смену готическому искусству, характеризовался светским характером. А возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх, в правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой черные в траурные одежды. Настолько пластичны, Фигуры хоть и расположены почти в ряд и только представление самого художника мире о объединяет их, самодостаточны, да утонченная линия, которая является проводником его чувств, придает то экспрессию. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки миланского и музея Польди Пеццоли.
собеседование» (ок. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. Но они не сохранились, Имеются также сведения росписях о Боттичелли в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти. Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно и в что нем именно и заключалось его спасение. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда из одного важнейших городских учреждений. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Иеронима. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. Который, Оно ощутимо и в личной драме художника, присутствие ощущал дьявола в годы правления Александра Борджиа, подобно Савонароле.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. 1485 года, Первая, написанной на выпуклой поверхности во второй же, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому производит ритму впечатление картины, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции.
Так завершается этот путь от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне. Которого бы не подчинил своей красоте удачно размещенный Сандро постер Боттичелли, Нет такого пространства. увствовать, как в душе расцветает Весна.