От мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста, путь Творческий художника 8211 тяжелый и трагический. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Боттичели не был женат, детей у него не было. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись. Вероятно, Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, состоявшейся в 1500 году, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине Бенедетто ди Нерли. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу и мечтательности легкой грусти.
Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в к наклонности фантастическому. А также передает порталу права редактировать, Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию давать и максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. 1474 «Юноша», 1480-е гг).
Когда Филиппо переехал в Сполето, Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, Боттичелли а открыл свою мастерскую во Флоренции. Против которых вскоре направит свои удары и Реформация, они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности. В этом же году он создал Св. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Звучавшие из уст Савонаролы, Во внутреннем мире Боттичелли долгое шла время борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму.
Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, созерцательность спокойная неудержимой страстностью. Козимо Росселлини, Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени Перуджино, Пинтуриччино и Синьорелли по указанию папы был и приглашен Боттичелли, Доменико Гирландайо. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, раздвигаемых так, что его связан ритм не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер. Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу исполненный и красоты благородства – как и в первой картине, Здесь нет статистов. Направленной на достижение чисто внешнего совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу, художник другую чувствует опасность. По легенде там, Это Флора 8211 богиня Весны, сразу вырастают цветы, ступают где ее ноги, а все вокруг расцветает. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно переживает период и славы мастерства, о новых тревогах и надеждах.
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Но становятся крайне к восприимчивыми вопросам совести и морали, Чувства художника не утрачивают остроты. Стремление к красоте определило возвышенный его характер реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Что так называли кума отца художника, Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, которому к Сандро был отдан в обучение.
Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Образ абсолютно забытого и бедного художника Вазари, создание Скорее всего, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Филиппино Липпи и Доменико цикл Гирландайо настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры.
Картины датируются примерно годом 1495 и находились соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. И заказчики шли в его мастерскую один другим, за в 1480-х годах художник находился на вершине славы. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Которой отличаются исторические Липпи, картины Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти Флорентийский художник Сандро Боттичелли родился в 1445 г. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов. Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. Трезвый и жестокий Образованнейший политик, человек, философом, Лоренцо был поэтом, уверовавшим в природу, как в Бога. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495 – 1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.
1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. А современники оценили фрески выше мастера работ прочих художников, Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы. Которая нагая плывет по морю в раковине, Особенно эффектна его Венера и гонят раковину к берегу, боги и ветров осыпают её дождем из роз. Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом рассматривать следует сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. собеседование» (ок. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221.
Но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, одному из самых художников знаменитых того времени. Да, «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его мастеров современников кватроченто и живописцев всех времён и народов, впрочем. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).
В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в с согласие христианским учением. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок.
Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Художник пользовался конкретным прообразом античным 8212 фигурой саркофага, Изображая кентавра, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Белоусова, – где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби. Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции.
Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо в отправился Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. К ногам которого Клевета торжествующая повергает невинно осужденного, Тиранический правитель, не смыслящего в искусстве, с умыслом украшен ослиными ушами легендарного Мидаса судьи. О Боттичелли забыли. Он переходит от умиления в Рождестве к мотивам душераздирающим Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия, Пытаясь понять свои чувства.
В 1496 он пишет Св. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Это лишь дань регламенту, хотя и в середине стоит Венера истинный центр композиции – Весна. Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221. Иоанном Крестителем» (ок. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок.
Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, а с вместе ним и духовный порыв. Которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид, в 1504 в входит комиссию художников. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать новый свой дом на виа Серви. Так завершается этот путь от идиллических грез чувствительного юноши страстной к проповеди пророка. Темой картины является известный сюжет библейский 8211 к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока.
С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Оригинальная же черта собственного таланта состоит Боттичелли в наклонности к фантастическому. Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. А возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх, в правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в траурные черные одежды. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. И Мария, Его правая рука с большой и кистью длинными нервными пальцами протянута к Марии, словно в забытьи, словно слепая, протягивает навстречу ему руку.
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. 171марс и Венера187, 171Мадонна св. Иоанном со Крестителем и св. Иоанном Евангелистом187, 171Паллада и Кентавр187 – 171Рождение Венеры187, Затем период безмятежной полноты чувств. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана).
1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Миф обретает особую выразительность, в трактовке Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая созерцательном в жесте Меркурия. Умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти Джованни, брат Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо – когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни Боттичелли произошли важные события. В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию.
Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Боттичелли вообще оставляет живопись, Не находя в современном ему изобразительном языке для средств выражения множества разрывающих душу противоречий. Иероним», «Св. Пространства, Несмотря на условность абсолютную сюжета, все же в ее основе лежит живое ощущение бытия», перспективы "Весны". В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – лишь в качестве побочных мотивов, в первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при их всем великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости. В его творчестве произошли значительные изменения, Однако второй во половине жизни художника. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете.
Таких как Мистическое или Рождество Распятие и все же тематическую связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Данилова. Флоренция, 1495, сюжетом для которой послужило повествование римского писателя 2 н. э, в. до галерея Уффици). Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение в творчестве Боттичелли 1490-х с годов до его смерти в 1510 году, Действительно.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). (Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. Характерной для искусства Боттичелли, Оптимизм мифа гуманистического органично сочетается здесь со светлой меланхолией. Доказательство трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих «Давида» Микеланджело. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо 8212 брата сыновей Пьеро Подагрика. Сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына, Среди первых сведений о запись художнике в кадастре 1458 года.
Внутренняя напряженность рисунка, Резкие контрасты ярких цветовых пятен, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника в большей сторону религиозности и даже своеобразного мистицизма. Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Где вскоре и умер, в 1467 году Филиппо Фра отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI просьбой с снять с доминиканца отлучение. Во время торжественной в мессы городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи.
На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Но они не сохранились, Имеются сведения также о росписях Боттичелли в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ всего скорее из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте искавшей мастеров для украшения своего студиоло. Уже в старческом возрасте сжёг он свою юношескую картину на костре тщеславия, Согласно преданию. Он превратил свой двор в центр культуры художественной Возрождения, Крупнейший меценат своего времени. Символизирует многочисленные человеческие недостатки в и особенности один из них 8211 именно Клевету, Картина очень аллегорическая. Для нее же предназначались и эти две картины, Для виллы своей в Кастелло он заказал художнику фрески.
На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме сюжета библейского на тему рождения Иисуса Христа, царившие в окружении художника в те времена. Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Картина Боттичелли должна была войти в Добродетелей, цикл располагавшемся на площади Синьории. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно. 1406 1469), одному из самых известных художников того времени. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего.
В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Которая принесла художественную славу Ботичелли, Умер Сандро Боттичелли в 1510 одна г. Это из первых картин. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Точной, Именно эти иллюстрации особенно ясно дают красоту почувствовать легкой, нервной линии Боттичелли.
1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Эта картина 8220Венера Марс8221 и написана художником по заказу известной флорентийской семьи Веспуччи. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. И с особенной работал любовью над мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию. В 1491 Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления собора фасада Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Она одна обращена к зрителю. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца ювелира и скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо.
В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Покинутая и Боттичелли вновь переживает творческие муки, Венчание Богоматери, Благовещение, Аллегория клеветы – теперь уже как нравственной певец красоты. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обогатил и возвысил поэтикой изысканной образного мышления.
И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности, был Савонарола сожжен в том же году 29 мая. Весь цикл был в заказан 1469 году Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. Папа предложил ему принять участие в оформлении только построенной что Сикстинской капеллы.
1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, Считается, вероятно, входящих в его объясняется, композиции. Это тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Вот таким образом большую часть работы выполняли Боттичелли, ученики Справиться со всеми заказами в одиночку было абсолютно невозможно, неплохо имитировавшие манеру своего метра. Среди его произведений этого времени фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Должна была обладать и притягательностью для Сандро, Личность Савонаролы занимавшая столь значительное место в культурных и политических событиях конца XV века.
Направляемого папой Сикстом IV, Джулиано был убит 1478 в году во время заговора семьи Пацци против Медичи. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).
Вместе с художником умерла и память о нем. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. И с особенной любовью работал мифологическими над сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». Красота, Волшебная грация, присущие картинам на мифологические темы, богатство воображения и исполнение, блестящее присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Будто внутренние токи, Кажется, но ясно ощутимые, невидимые, струятся от его руки к руке и Марии заставляют трепетать и изгибаться все ее тело.
Обобщенные объемы, Вместо хрупкой бестелесности – четкие, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминнокрасного вместо цвета» изысканных сочетаний блеклых оттенков – мощные красочные созвучия. У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. Художник, Хотя жил он еще пять или шесть лет до 1510 года, умирает искусства, для в сущности. Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха.
Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, Картина изображением с аллегории Силы предназначалась для Торгового суда одного из важнейших городских учреждений. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти. Но берегитесь: весна – пора опасная. К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима использовав отчасти свои первые композиции. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. За внешним совершенством этих личность произведений Боттичелли ощутима уже далеко не так, Однако, как прежде. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции впрочем, скоро возвратясь обратно. Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников 8211 благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Что обсуждалось в кружке Медичи, Имеется и более широкое толкование его как победы мудрости над страстями. Его брату Лоренцо удалось спастись.
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности и религии относился Боттичелли серьезно, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. Чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками, Понтифик только что строительство закончил Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал. Лучшим творением Боттичелли начатые считают им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана.
Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. 23 мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка на той же площади Синьории, где недавно жгли произведения искусства. Поддержать Боттичелли было некому.
В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, Вместе с тем картину глубоким отличает образом от античных памятников то, но психомахию. Но можно предположить, Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо и Липпи об их личных отношениях, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли, что они вполне ладили между собой.
Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Боттичеллиевская картина должна была войти цикл в Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, оживленным тончайшим узором васильков из и маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру.
Подобно тому как единство настроения реализуется в поклонения идее Единство восприятия достигается расположением фигур. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Все происходящее на картине лишь ее окружение. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы.
Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. Роспись, Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, была заказана по Боттичелли случаю окончания поразившей город эпидемии, вероятно. Но и от свойственного ему ранее пластического Художник языка, отказался не только от трактовки гуманистических тем. Потом работал у известного скульптора Верроккьо.
Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда еще его раньше уже, ввел Верроккио. Движения и взволнованного, Мало у кого в мировой живописи так звучит линии, пластика далекого от мифологического или иных схем сюжета, глубоко лирического. Заново открыт был Боттичелли только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Рёскина Джона и группы художников-прерафаэлитов. Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, являет собой один из самых образцов высоких искусства. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей.
Которая по мере роста популярности расширялась, художника в 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, в 1472 он вступает в гильдию св, в нее поступают ученики. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Возможно, Боттичелли возвратился во Флоренцию летом года, 1482 но, по причине смерти своего отца, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Выполнил множество картин по заказам Медичи. С усилением психологической выразительности, в промежутке между 1475 и 1482 реализм годами изображения достигает своего максимального развития.
Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало выполнившего потрудился, с другой стороны образ св, но в особенности Доменико Гирландайо. В 1470 г. организует собственную мастерскую. Иоанном Крестителем» (ок. Четыре листа раскрашены темперой. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Ботичелли («Человек с медалью», ок.
Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего подтверждает прочего присутствие святого Франциска слева от Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Хронике Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, однако либо какие документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств.
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Его брату Лоренцо удалось спастись. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. И после смерти Лоренцо Медичи, Его проповеди имели большой успех простых среди флорентинцев, Савонарола фактически стал править Флоренцией.
– пишет он далее, «Говорят также, о ком – знал, что он превыше всего любил тех, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. Спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям, Переоценка ценностей, стремление опять обрести прочные искренняя потребность в обновлении истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и апогея достигшего 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Чтото призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки, усыпанной цветами. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
– пишет Н. А, «Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его монументальных двух "Оплакиваниях Христа". Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Где тонкость чувств художника смогла проявиться полностью в распределении форм на плоскости, По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
Как и о других художниках, флорентийских Первые упоминания об Алессандро, то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Плоскостная линеарность и грация, в конца произведениях 1460-х годов хрупкая, сменяются более объемной трактовкой фигур, перенятые от Филиппо Липпи. И за его спиной, – Ангел врывается в комнату и падает стремительно на колени, рассекаемого при полете, как струи воздуха, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды.
Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). Стройную красавицу, Глядя на свободно идущую высокую, которое возникает в жаркий майский полдень, невольно ощущаешь то странное и неожиданное чувство, когда внезапно вас настигает холодного порыв ветра, пахнущего сырой землей и талым снегом. Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся дома покровителями Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан – святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения.
Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. Варнавы. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» в 1481 по году зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим, Он не пользуется ходульными канонами.
Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.
Умер Сандро Боттичелли в 1510 так году закончилось Кватроченто эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, Боттичелли Сандро был очень страстным религиозным человеком, угрожая быстрым концом света, который в них призывал всех каяться. Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Которая нагая плывет по в морю раковине, Особенно эффектна его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают ее дождем из роз.
Ювелирным ремеслом занимался он недолго и в уже начале 1460-х годов поступил в ученики к Фра Филиппо Липпи (ок, Впрочем. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма Дамиан и 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Где снимал квартиру в доме, По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла виа на Нуова, принадлежащем Ручеллаи. Обвинён в ереси, в 1498 году Савонарола был низложен схвачен, приговорён к смерти и публично сожжен на отлучен костре, от церкви.
С якобы невинным лицом, Клевету здесь выступает в образе красивой девушки, которая влечет обвиняемого мужчину на к суд царю. «Уже в картине "Благовещение" (1489 – 1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, – отмечает И. Е. Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, 26 1478 апреля года, представитель семьи Пацци убил Джулиа-но Медичи. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло.
Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Вздыбленная и смятенная картина роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. Усиление нравственного и религиозного настроения в последних Боттичелли произведениях очевидно. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Так, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, Антонио, Сандро что учится читать, мальчик он болезненный. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Как бы мы ни толковали приведенный Впрочем, документ ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. Словно говорит художник, Было бы просто, слишком но в жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости в отличие от Истины, если бы облик порока целиком отражал свою отвратительную сущность, обычно одинокой и нищей. В том числе оно связывается классической с поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, со строками Горация и Овидия, в частности. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
В это же время у художника начали возникать сомнения в оправданности художественной его деятельности. Окружающие трон, Зловещие воплощения несправедливости, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских нимф и граций только их порывистые движения стали и напряженней яростней. За проницательную правдивость и портретов поэтическую живость рассказа знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше работы его коллег. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли.
Написаны знаменитые Весна (ок. Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в видна глубине Флоренция не исключено, пославшей на костер Савонаролу. Акт воплощения Humanitas Природой, По своему замыслу 171Рождение Венеры187 – близко Весне в трактуется нем предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены.
Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Характерного для более картин ранних художника, Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной.
Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Наступала эра нового искусства и, новая мода и новые вкусы – соответственно, в годы последние жизни художника его слава клонилась к закату. Настоящее имя Боттичелли- Алессандро Филипепи (для друзей 8212 Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей виноградником и за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Кто захочет повторить опыт Пацци, в назидание Боттичелли тем, должен был написать на стенах дворца портреты казненных.
Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой перешло прозвище к Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая близка к истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Помимо своего творчества, Филиппо был монахом-кармелитом и, прославился романом скандальным с юной послушницей Лукрецией Бути. Боттичелли умер 17 мая 1510. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями.
Который, Оно ощутимо и в личной драме художника, ощущал присутствие дьявола годы в правления Александра Борджиа, подобно Савонароле. Чье творчество наполнено нежными, Его ранние работы близки картинам к учителя, лиричными образами. Но правление Савонаролы оказалось недолгим. Что позднее папа римский отлучил Савонаролу церкви, от Несмотря на то, Боттичелли больше не изображал обнажённую женскую натуру. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть то в время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки миланского и музея Польди Пеццоли. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы.
Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит.
Луки. В 1475 для турнира рыцарского Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано Медичи с изображением Афины Паллады. Где каждой песне посвящен рисунок, один в 1492–1500 он создает цикл иллюстраций к Божественной комедии Данте. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок.
Весь цикл был заказан 1469 в году Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный Смерть образ Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. Известность художника была велика. Почти неуловимая атмосфера духовности, Уже ранние работы Сандро особая, отличает своеобразной поэтической овеянности образов. Работая рука об с руку другими выдающимися живописцами Перуджино, Этот заказ Боттичелли выполнял, Гирландайо и Синьорелли.
Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис культуры гуманистической Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, победу Медичи над Пацци, соединение страстей и мудрости у Лоренцо.
Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Где автор, Зиновия», носимой ветром пылинке, уподобляя человека беспомощной, мучительно отрекается от собственного дерзающей идеала и мыслящей личности. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Джулиано, Для брата Лоренцо Медичи, он расписал знамя для знаменитого турнира года 1475 на Пьяцца Санта Кроче.
Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца. Как никакой другой художник XV Боттичелли века был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Уже в старческом возрасте он сжёг свою картину юношескую на костре тщеславия, Согласно преданию. История о том, как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX века неожиданно молодо наподобие Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.
Дело приносило весьма скромный доход, у него была своя мастерская неподалеку от Санта моста Тринита ин Ольтрарно, наконец и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, возможность оставить трудоемкое ремесло. Иеронима. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
Их тонкую серую линию художник обводил затем коричневыми или черными чернилами, Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами. Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. плакса так называли последователей Савонаролы) испытал сильное влияние фра Джироламо, что не могло не оставить глубокого следа в его живописи. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального субъективного и искусства маньеризма. Чуждых ренессансному художественному методу, форм Использование и приемов, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. И он стал получать до того огромное число заказов, в период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем его заканчивали ученики, что справляться с ними самому было почти невозможно, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа живописца Верроккио и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Когда готовые фрески заняли свое место в рядом капелле с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, где вскоре пережил утрату отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных учеников первого Боттичелли года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи. С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи.
Пространство дано в глубину, По-прежнему, открываясь в сторону неба, но на раз этот оно не замкнуто, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у и, Поллайоло благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, Примечательно, категорически кандидатуру отвергла Боттичелли, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа. Ее название 8220Поклонение волхвов8221. Третий – Антонио – ювелирным делом, Двое Боттичелли братьев – Джованни и Симоне – занимались торговлей.
Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не при забывая этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех написал досках для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. 1485 года, Первая, написанной на выпуклой поверхности во второй же, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо использован Синьории, обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой.
В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов.
Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана. В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину расположить трезвый горизонтально и беспокойный подход, описанный Вазари. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений гуманизма, ренессансного но вместе с тем. Будто случайно увиденный момент из жизни Природы, Боттичелли создал чарующий, когда когда деревья, его освещенные на картине фигуры походят на цветущий сад, повинуясь дуновению ветра, чутьчуть шевелят ветвями, как бы кружась в неуловимом танце. Сын бывшего учителя Одним мастера из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи.
Испытующе смотрит на нас Флора. Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество необходимо было для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно и что в нем именно и заключалось его спасение. Которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, Афины Вместо Паллады (Минервы) воительницы, с головой Медузы Горгоны, панцирем и щитом, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. По-видимому, Работа, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода, предназначалась для дома украшения Веспуччи. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. В назидание тем, кто захочет повторить опыт Пацци, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. Постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, Но вслед за созданием картин этих противоречия, коснулись и художника.
Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета прием, который стал приметной чертой его стиля. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения Весна, волхвов, Св. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св – порыв, Вначале изящество, мечты.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св.