Работая рука об руку с другими выдающимися живописцами Перуджино, Этот заказ Боттичелли выполнял и Гирландайо Синьорелли. Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен главного для алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, Вместе с тем картину глубоким образом от отличает античных памятников то, но психомахию. Иоанном Крестителем» (ок. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, где вскоре утрату пережил отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию.
находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Сандро Савонаролы, Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, угрожая быстрым концом света, который в них призывал всех каяться.
Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци.
Где снимал квартиру в доме, По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа принадлежащем Нуова, Ручеллаи. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
Известность художника была велика. Звучавшие из уст Савонаролы, Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры призывами и к покаянию и аскетизму. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468). Среди его произведений этого времени фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. – где образы близких Христа, Белоусова, полны душераздирающей окружающих скорби, его бездыханное тело. Будто внутренние токи, Кажется, но ясно ощутимые, невидимые, струятся от его руки к Марии руке и заставляют трепетать и изгибаться все ее тело.
Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495 – 1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
Рационалистический духовный мир людей Возрождения обогатил Боттичелли и возвысил изысканной поэтикой образного мышления. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. В 1491 Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов фасада оформления собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение творчестве в Боттичелли с 1490-х годов до его смерти в 1510 году, Действительно. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с а массой, с линией. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). «Уже в картине "Благовещение" (1489 – 1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, – отмечает И. Е. Во время торжественной мессы в городском Кафедральном 26 соборе, апреля 1478 года, представитель семьи Пацци убил Джулиа-но Медичи. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.
Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Оно образовано от старшего клички брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая помочь стареющему отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Испытал сильное влияние фра Джироламо, плакса так называли последователей Савонаролы), что не могло не оставить глубокого в следа его живописи. В его творчестве произошли значительные изменения, Однако во второй жизни половине художника.
Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. Трагическое настроение и элементы во мистицизма многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения, Действительно. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя.
И с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами, Он из один первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию. Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. И с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего времени миф античный и аллегорию. Стройная Весна в затканном цветами Хрупкая, платье, разбрасывает нежные цветы, поддерживая складки одежды.
Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. Умер Сандро Боттичелли в 1510 г. Анджело Полициано. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св.
В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, Но вслед за созданием этих картин коснулись противоречия и художника. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Джулиано, Для брата Лоренцо Медичи, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года Пьяцца на Санта Кроче. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Она одна обращена к зрителю. Наступала эра нового искусства и, новая мода и новые вкусы – соответственно, в последние годы жизни его художника слава клонилась к закату. С якобы невинным лицом, Клевету здесь выступает в образе девушки, красивой которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Да, «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и всех живописцев времён и народов, впрочем.
Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Но становятся крайне восприимчивыми к вопросам и совести морали, Чувства художника не утрачивают остроты. Помимо своего творчества, Филиппо был монахом-кармелитом и, прославился скандальным романом с послушницей юной Лукрецией Бути. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок.
Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных учеников первого Боттичелли года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи. По-видимому, Работа, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический рода, символ предназначалась для украшения дома Веспуччи. собеседование» (ок. В 1498 году Савонарола был низложен схвачен, обвинён в ереси, отлучен от церкви, приговорён к смерти и публично сожжен на костре. Плавные жесты, Позы изысканные линии одеяний, складок мягкие наклоны голов – движения носят завораживающий характер.
В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Окружающие трон, Зловещие воплощения несправедливости, отмечены чертами пленительными боттичеллиевских нимф и граций только их порывистые движения стали напряженней и яростней. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, одному из самых знаменитых того художников времени. Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. Боттичелли умер 17 мая 1510. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
Внутренняя напряженность рисунка, Резкие контрасты ярких цветовых пятен, динамика и экспрессия образов свидетельствуют необыкновенной о перемене в мировосприятии художника в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Но они не сохранились, Имеются также сведения о росписях Боттичелли в капелле Веспуччи Джорджо церкви Оньисанти. Картины написаны для и Джованни Лоренцо ди Пьерфранческо 8212 сыновей брата Пьеро Подагрика. Которой отличаются исторические картины Липпи, Флорентийский художник Сандро Боттичелли родился в 1445 г. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность изображении в трогательных мотивов. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: Юдифь, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения волхвов, Весна, Св. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли.
В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Он превратил свой двор в центр художественной Возрождения, культуры Крупнейший меценат своего времени. Усиление нравственного и религиозного в настроения последних произведениях Боттичелли очевидно. Выполнил множество картин по заказам Медичи. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. По своему замыслу 171Рождение Венеры187, близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой.
(Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. По легенде там, Это Флора 8211 богиня Весны, сразу вырастают цветы, где ступают ее а ноги, все вокруг расцветает. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св.
Написаны знаменитые Весна (ок. Для нее же предназначались и эти две картины, Для своей виллы Кастелло в он заказал художнику фрески. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Который стал приметной чертой его стиля, Приблизительно в это же время Боттичелли применять начал охристые тени для передачи телесного цвета прием. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
Считается, что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, входящих в его композиции. Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». Одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, а другая (от 1481-1482 года) 8212 Национальной в галерее в Вашингтоне. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли в состоит наклонности к фантастическому.
Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». Одна из самых замечательных картин его Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Луки. «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», Его частью работы три стали фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона» именно Сандро определял общий характер ансамбля, а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев.
Хотя жил он еще пять или шесть лет до 1510 года, художник, в сущности, умирает для искусства. Картины датируются примерно 1495 годом находились и соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици).
В назидание тем, кто захочет повторить опыт Пацци, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Боттичелли создал чарующий, будто случайно увиденный момент из жизни Природы, когда его освещенные на картине фигуры походят на цветущий сад, когда деревья, повинуясь дуновению ветра, чутьчуть шевелят ветвями, как бы кружась в неуловимом танце. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221. Характерной для искусства Боттичелли, Оптимизм гуманистического мифа сочетается органично здесь со светлой меланхолией. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. Иероним», «Св. 1485 года, Первая, написанной на выпуклой поверхности во второй же, благодаря особому изгибу кривых линий и общему ритму круговому производит впечатление картины, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре Согласно тщеславия, преданию. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Хронике Симоне Филипепи сохранилось краткое о упоминание том, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына, первых Среди сведений о художнике запись в кадастре 1458 года.
Склонив голову, в центре покровительница картины, любви, помещена мечтательная Венера, справа от которой соединились в танце три грации и стоит Меркурий. Но берегитесь: весна – пора опасная. Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви).
Козимо Росселлини, Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени Перуджино, Пинтуриччино и Синьорелли указанию по папы был приглашен и Боттичелли, Доменико Гирландайо. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей виноградником и за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. Весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, а претендентов среди на столь престижный заказ был даже Верроккио. Ее название 8220Поклонение волхвов8221.
Должна была обладать притягательностью и для Сандро, Личность Савонаролы столь занимавшая значительное место в культурных и политических событиях конца XV века. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Которая нагая плывет по морю в раковине, Особенно эффектна его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров ее осыпают дождем из роз.
Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы. Боттичелли создает земной рай, убирая из картины категорию пространства, за деревьями видно небо, но нет глубины, луг похож на прекрасный гобелен. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Настоящее имя – Алессандро ди Мариано Alessandro Филипепи di Mariano Filipepi 1445 г. 17 мая 1510 г. ) итальянский художник тосканской школы, Sandro Botticelli. Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало прямой получить доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена.
1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок. В 1458 году Мариано указал Филипепи что у него четыре сына Джованни, Так, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, Антонио, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую Мадонны созерцательность Евхаристии.
Почти неуловимая атмосфера духовности, Уже ранние работы Сандро отличает своеобразной особая, поэтической овеянности образов. Настоящее имя Боттичелли- Алессандро Филипепи (для друзей 8212 Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. Поддержать Боттичелли было некому. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло.
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине и боги ветров осыпают её дождем из роз и гонят раковину к берегу. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.
С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. Предназначенных для украшения судейских кресел Зале в заседаний, Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории. Выполнил множество картин по заказам Медичи. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира.
На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме библейского сюжета на тему Иисуса рождения Христа, царившие в окружении художника в те времена. Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует о уже смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, о новых тревогах и надеждах. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид, в входит 1504 в комиссию художников. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. От мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого Творческий возраста, путь художника 8211 тяжелый и трагический. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана). Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Это лишь дань регламенту, хотя и в середине стоит Венера истинный центр композиции – Весна. Вздыбленная и смятенная картина роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
За внешним совершенством этих произведений Боттичелли личность ощутима уже далеко не так, Однако, как прежде. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости, возвращении По из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо.
(На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. Стремление к красоте определило возвышенный характер его реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Многогранного мастера, Какое-то время он мастерскую посещал Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, с Картина изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда одного из важнейших городских учреждений.
Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни согласно художника, описанию Вазари. Возможно и что в нем именно и заключалось его спасение. Он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из св. Зиновия, жизни Пытаясь понять свои чувства. Боттичелли немало потрудился, стараясь превзойти всех живописцев своего времени, но в особенности Доменико Гирландайо, выполнившего с другой стороны образ св. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. И Мария, Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, словно в забытьи, словно слепая, навстречу протягивает ему руку.
Потом работал у известного скульптора Верроккьо. – пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, все но у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с флорентийским Медичи кругам, Таким образом, вероятно, куда еще раньше его уже, ввел Верроккио. Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в мастерской ювелирной своего брата Антонио.
1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Но и от свойственного ему ранее пластического языка, Художник отказался не от только трактовки гуманистических тем. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Темой картины является известный библейский 8211 сюжет к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Использовав отчасти свои первые композиции, к выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли после приступил возвращения из Рима. Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его.
Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан – святые мученики, самими заказанных Медичи или кем-нибудь из их окружения. Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Усыпанной цветами, Чтото призывно влекущее скрыто в гордой открытости белокурой этой девушки. – пишет Н. А, «Нарастающая религиозная экзальтация трагических достигает вершин в его двух монументальных "Оплакиваниях Христа". На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены Козьма коленопреклоненные и Дамиан 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился.
Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. Варнавы. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь.
Его брату Лоренцо удалось спастись. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Характерного для более ранних картин художника, Техническое исполнение этой заметно картины отличается от стиля ренессанса. Эта картина 8220Венера и Марс8221 написана по художником заказу известной флорентийской семьи Веспуччи. Что обсуждалось в Медичи, кружке Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями.
Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 фигурой Изображая саркофага, кентавра, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у и, Поллайоло благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
Иеронима. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Не находя в современном ему изобразительном языке средств для выражения множества разрывающих душу противоречий, Боттичелли вообще оставляет живопись. Дело приносило весьма скромный доход, у него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, наконец и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и возможность иметь, оставить трудоемкое ремесло. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.
Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу исполненный красоты и благородства – как в и первой картине, Здесь нет статистов. Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и мировидения» первичностью в 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим, Он не пользуется ходульными канонами. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). 1474 «Юноша», 1480-е гг). Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание из Христа мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли.
Представитель Раннего Возрождения. 1406 1469), одному из самых известных художников того времени. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись. А также передает порталу права редактировать, Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями семьи, членов других близких и родственников. Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных учеников Боттичелли года первого его членства в объединении художников был Филиппино Липпи. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении.
Но правление Савонаролы оказалось недолгим. Что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на Примечательно, работу, она отвергла его услуги. История о том, как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX века неожиданно молодо наподобие Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания об Алессандро, то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом al portate Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
В том же 1497 более трехсот Савонаролы сторонников подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, желая по-прежнему утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям, Переоценка ценностей, стремление опять прочные, обрести искренняя потребность в обновлении истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно.
Данилова. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Трезвый и жестокий политик, Образованнейший человек, Лоренцо философом, был поэтом, уверовавшим в природу, как в Бога.
Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, человеческое бесконечно искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма, но вместе с тем. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. Где вскоре и умер, в 1467 году Фра отправился Филиппо в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). В 1496 он пишет Св. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников в здесь ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Образ абсолютно забытого и бедного художника создание Вазари, Скорее который всего, был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Оригинальная же черта собственного таланта состоит Боттичелли в наклонности к фантастическому.
Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по из одной новелл Декамерона Боккаччо. В это же время у художника начали возникать сомнения в оправданности его художественной деятельности. В 1470 г. организует собственную мастерскую. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Иоанном Крестителем» (ок. Так завершается этот путь от идиллических грез чувствительного к юноши страстной проповеди пророка.
Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, переработав при этом платонизм и мистические поздней идеи античности и приведя их в согласие с христианским учением. Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году стенную живопись Сикстинской в капелле Ватикана. К ногам которого торжествующая Клевета повергает невинно осужденного, Тиранический правитель, не в смыслящего искусстве, с умыслом украшен ослиными ушами легендарного Мидаса судьи. Где каждой песне посвящен один рисунок, в 1492–1500 создает он цикл иллюстраций к Божественной комедии Данте.
А возле нее обнаженная смотрит Истина куда-то вверх, в правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). С усилением психологической выразительности, в промежутке между 1475 1482 и годами, реализм изображения достигает своего максимального развития. Испытующе смотрит на нас Флора. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. И существует только одно свидетельство прямое серьезного интереса Боттичелли к его личности, Савонарола был сожжен в том же году 29 мая. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической Возрождения, культуры Один из самых чутких живописцев Кватроченто.
И заказчики шли в его мастерскую один за другим, в 1480-х годах художник находился вершине на славы. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Папа предложил ему принять участие в оформлении что только построенной Сикстинской капеллы. В 1520-е его будет наступление ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма.
Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище к перешло Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая близка к истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Четыре листа раскрашены темперой. Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них 8211 именно Клевету. Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»). Где недавно жгли искусства, произведения 23 мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка на той же площади Синьории. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане.
В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение.
Направляемого папой Сикстом IV, Джулиано был убит в 1478 во году время заговора семьи Пацци против Медичи. Роспись, Так как в поступали больницу прежде всего зараженные чумой, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии, вероятно. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221.
Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Возможно, Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, по но, причине смерти своего отца, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли.
Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев и после смерти Лоренцо Медичи, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Что позднее папа римский отлучил Савонаролу от церкви, Несмотря на то, Боттичелли больше не обнажённую изображал женскую натуру. Уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину костре на тщеславия, Согласно преданию. Которые в то время правили городом Однако Флоренция, в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников 8211 благородных членов семейства Медичи. Миф обретает особую в выразительность, трактовке Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия.
Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, представитель семьи Пацци Джулиано убил Медичи. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Обобщенные объемы, Вместо хрупкой бестелесности – четкие, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминнокрасного цвета», вместо изысканных сочетаний блеклых – оттенков мощные красочные созвучия. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Что так называли кума отца художника, Однако сообщает, Вазари – ювелира, Мариано, к которому Сандро был отдан в обучение. Тондо предназначались для украшения апартаментов знати флорентийской или для коллекций произведений искусства. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св.
И за его спиной, – Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, рассекаемого при полете, как струи воздуха, вздымаются его как прозрачные, стекло, едва видимые одежды. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Весь цикл был заказан в году 1469 Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио., (итал. Нежные тона рассвета используются художником скорее в фигур, карнации Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру. Но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества благородства и а вместе с ним и духовный порыв.
Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров украшения для своего студиоло. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Вот таким образом большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, Справиться со всеми заказами одиночку в было абсолютно невозможно, неплохо имитировавшие манеру своего метра. Умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо – когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни произошли Боттичелли важные события. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств.
Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину горизонтально, расположить трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари. Против которых вскоре направит свои удары и Реформация, они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности. Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок в создают них атмосферу мечтательности и легкой грусти. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Но можно предположить, Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их отношениях, личных поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли, что они вполне ладили между собой.
Порывы веселья щемящей Радостное тоской, возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, спокойная созерцательность неудержимой страстностью. Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для передачи которых художнику было конкретики недостаточно реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Умер Сандро Боттичелли в году 1510 так закончилось Кватроченто эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей в вилле Спедалетто около Вольтерры. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо свой декорировать новый дом на виа Серви. Как никакой другой художник XV века Боттичелли наделен был способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Третий – Антонио – ювелирным делом, Двое братьев Боттичелли – Джованни и Симоне занимались – торговлей.
Телесной, в образе Венеры Боттичелли соединить стремился черты языческой, христианской и одновременно, духовной красоты. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Движения и взволнованного, Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, далекого от мифологического иных или схем сюжета, глубоко лирического. Стройную красавицу, Глядя на свободно идущую высокую, которое возникает в жаркий майский полдень, невольно ощущаешь то странное и неожиданное чувство, когда вас внезапно настигает порыв холодного ветра, пахнущего сырой землей и талым снегом. А современники оценили фрески мастера выше работ прочих Сикст художников, распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы.
Точной, Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать легкой, красоту нервной линии Боттичелли. Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в глубине видна Флоренция не исключено, на пославшей костер Савонаролу. В нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, победу Медичи над Пацци, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну. В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени Джулиано для Медичи с изображением Афины Паллады.
В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции впрочем, скоро возвратясь обратно. Красота, Волшебная грация, присущие картинам на мифологические темы, богатство воображения и блестящее исполнение, присутствуют в также нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. Словно говорит художник, Было бы слишком просто, но в жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости в отличие от Истины, если бы облик порока целиком отражал свою сущность, отвратительную обычно одинокой и нищей. Чье творчество наполнено нежными, Его ранние близки работы к картинам учителя, лиричными образами. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер.
Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции).
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Покинутая и Боттичелли вновь переживает творческие Венчание муки, Богоматери, Благовещение, Аллегория клеветы – теперь уже как певец нравственной красоты. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, благодаря влиятельного поддержке политика Томмазо Содерини. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
И он стал получать до того огромное число заказов, в период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, что справляться с ними самому было почти старательно, невозможно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. Которая по мере роста популярности художника расширялась, в 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, в 1472 он вступает в гильдию св, в поступают нее ученики. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Все происходящее на картине лишь ее окружение. Ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов в поступил ученики к Фра Филиппо Липпи (ок, Впрочем.
Доказательство трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих «Давида» Микеланджело. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св.
Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478 «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Пространство дано в глубину, По-прежнему, открываясь в сторону неба, но на этот раз оно не замкнуто, причем наложение частичное фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда еще его раньше уже, ввел Верроккио.
Который, Оно ощутимо и в личной драме художника, ощущал присутствие дьявола годы в правления Александра Борджиа, подобно Савонароле. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. За проницательную правдивость портретов и живость поэтическую рассказа знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше работы его коллег. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. В том числе оно с связывается классической поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, со строками Горация и Овидия, в частности.
Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо именно в это русло его направлял все тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. Плоскостная линеарность и грация, в произведениях конца годов 1460-х хрупкая, сменяются более объемной трактовкой фигур, перенятые от Филиппо Липпи. Кто захочет повторить опыт Пацци, в назидание тем, Боттичелли должен был на написать стенах дворца портреты казненных. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной.
Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого апокрифических числа текстов. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, являет собой из один самых высоких образцов искусства.
С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Ботичелли («Человек с медалью», ок. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Где автор, Зиновия», носимой ветром пылинке, уподобляя человека беспомощной, мучительно отрекается от собственного дерзающей идеала и мыслящей личности.
Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» «Мадонна с Младенцем и святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Флоренция, 1495, сюжетом для которой послужило повествование римского писателя 2 в. до галерея н. э, Уффици). Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и под разориться влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. Таких как Мистическое Рождество или Распятие, все и же тематическую связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера. Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. 171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом187 и 171Паллада Кентавр187 – 171Рождение Венеры187, Затем период безмятежной полноты чувств. Направленной на достижение чисто внешнего совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу, художник другую чувствует опасность.
Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Благодаря политике Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 1480 октября года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу Ботичелли. В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – лишь в качестве побочных мотивов, в первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при их всем великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости. Их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами, Рисунки выполнены и серебряным свинцовым штифтами.
Его брату Лоренцо удалось спастись. В этом же году он создал Св. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Признанными правителями Флоренции, Именно в этот установился период тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи. Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи.