Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли « » (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Презентация по МХК на тему: «Сандро Боттичелли». Сандро Боттичелли. Был близок двору Медичи и8230 Художественная энциклопедия Боттичелли (Botticelli собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро (1445, Флоренция, похоронен 17. 5. 1510, там же) итальянский живописец флорентийской школы. Сандро Боттичелли – один из наиболее прославленных флорентийских живописцев конца XV в. Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи.
Свое имяпрозвище Боттичелли («бочонок») Алессандро получил от старшего брата. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица. Сандро Боттичелли.
171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном и Крестителем св. Иоанном Евангелистом187, 171Паллада и Кентавр187 – 171Рождение Венеры187, Затем период безмятежной полноты чувств. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, переработав при этом платонизм мистические и идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. Он превратил свой двор в художественной центр культуры Возрождения, Крупнейший меценат своего времени. И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности, Савонарола был сожжен в том году же 29 мая.
На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Папа предложил ему участие принять в оформлении только что построенной Сикстинской капеллы.
В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил и Боттичелли Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия.
Пока не был в середине XIX переоткрыт века британскими прерафаэлитами, Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства. По возвращении из Рима Боттичелли повторил, а скорее, заново продумав, может быть, не без помощи Полициано, создал «Палладу и кентавра» (1482), удивительную картину, содержание которой неуловимо и бесконечно. Луки.
Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Его брату Лоренцо удалось спастись. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Которая нагая плывет по морю в раковине, эффектна Особенно его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают её дождем из роз.
Среди его произведений этого времени фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Перуджино, в том же 1483 Лоренцо году Великолепный заказал Боттичелли, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Боттичелли вообще оставляет живопись, Не находя в современном ему изобразительном средств языке для выражения множества разрывающих душу противоречий. Который стал приметной чертой его стиля, Приблизительно в это же время начал Боттичелли применять охристые тени для передачи телесного цвета прием.
Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Использовав отчасти свои первые композиции, к выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после из возвращения Рима. Таких как Мистическое Рождество или Распятие и все же тематическую с связь его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Пространство дано в глубину, По-прежнему, открываясь в сторону неба, но на этот оно раз не замкнуто, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Имеются также сведения о росписях Боттичелли в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти, но они не сохранились. Лицо ее задумчиво, глаза открыты, но взор обращен вовнутрь. Характерной для искусства Боттичелли, Оптимизм гуманистического мифа сочетается органично здесь со светлой меланхолией. Козимо Росселлини, Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того Перуджино, времени Пинтуриччино и Синьорелли по указанию папы был приглашен и Боттичелли, Доменико Гирландайо. В 1480-х годах художник находился на вершине славы и заказчики шли в его мастерскую один за другим.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви. Одна из самых его замечательных картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто).
Биография Родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филипепи. Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Который, Оно ощутимо и в личной драме художника, ощущал присутствие дьявола годы в правления Александра Борджиа, подобно Савонароле.
Варнавы. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Круглая форма дает художнику возможность проводить эксперименты оптические – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину расположить горизонтально, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, возглавлявшего скульптора, бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Сын бывшего учителя Одним мастера из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, еще куда раньше его уже, ввел Верроккио. Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Боттичеллиевская картина должна войти была в цикл Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории. В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – лишь в качестве побочных в мотивов, первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости. Словно говорит художник, Было бы слишком просто, но в жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости в отличие от Истины, если бы облик порока целиком отражал отвратительную свою сущность, обычно одинокой и нищей. Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну.
И после смерти Лоренцо Медичи, Его проповеди имели успех большой среди простых флорентинцев, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца. Это Флора 8211 богиня Весны, по легенде там, где ступают ее ноги, сразу вырастают цветы, а все вокруг расцветает.
Так завершается этот путь от грез идиллических чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг).
Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в капелле Сикстинской Ватикана. А также передает порталу права редактировать, Умер Сандро Боттичелли в 1510 г. Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание дополнять информации, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к усилению и эмоциональной духовной выразительности.
В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. По-видимому, Работа, так как в правом верхнем углу изображено гнездо осиное геральдический символ рода, предназначалась для украшения дома Веспуччи. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.
Звучавшие из уст Во Савонаролы, внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. Должна была обладать притягательностью и для Сандро, Личность Савонаролы занимавшая значительное столь место в культурных и политических событиях конца XV века. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Характерного для более ранних картин Техническое художника исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана). Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
В 1491 Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария Фьоре дель во Флоренции. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности религии и Боттичелли относился серьезно, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся картинах, на Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан – святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Движения и взволнованного, Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, далекого от мифологического или иных сюжета, схем глубоко лирического. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд.
Настоящее имя Боттичелли- Алессандро Филипепи (для друзей 8212 Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) ит. д. 1406 1469), одному из самых известных художников того времени. Все происходящее на картине лишь ее окружение. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В его творчестве произошли значительные Однако изменения, во второй половине жизни художника. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Миф обретает особую выразительность, в трактовке Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в жесте созерцательном Меркурия. В 1470 г. организует собственную мастерскую. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. Образ абсолютно забытого и бедного художника создание Вазари, Скорее всего, который был склонен крайностям к в жизнеописаниях художников. Покинутая и Боттичелли переживает вновь творческие муки, Венчание Богоматери, Благовещение, Аллегория клеветы – теперь уже как певец нравственной красоты.
Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Четыре листа раскрашены темперой. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи, завещанию, Согласно вдохновившей самые прекрасные образы мастера. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Медичи Джулиано с изображением Афины Паллады.
Но и от свойственного ему ранее пластического языка, Художник отказался только не от трактовки гуманистических тем. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит наклонности в к фантастическому. С усилением психологической выразительности, в промежутке между 1475 1482 и годами, реализм изображения достигает своего максимального развития. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Данилова.
Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Наступала эра нового искусства и, новая мода и новые вкусы – соответственно, в последние годы жизни художника его клонилась слава к закату. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Благодаря политике Лоренцо Доменико Медичи, Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Иероним», «Св. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti)во Флоренции. В 1470 г. организует собственную мастерскую.
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Но берегитесь: весна – пора опасная. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Против которых вскоре направит свои удары Реформация и они еще более обостряются под влиянием драматического продажности зрелища и испорченности.
Выполнил множество картин по заказам Медичи. Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с и землей виноградником за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая помочь стареющему отцу, который, по судя всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.
Художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 фигурой саркофага, Изображая хранящегося кентавра, ныне в Ватиканском музее. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Определявшей место для установки статуи Давида работы Микеланджело, в 1504 году художник в участвовал комиссии, однако его предложение не было принято. За внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли уже ощутима далеко не так, Однако, как прежде.
И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, Сандро Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, быстрым угрожая концом света, который в них призывал всех каяться. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. Флоренция, 1495, сюжетом для которой послужило повествование римского 2 писателя в. до н. э, галерея Уффици). К ногам которого торжествующая Клевета повергает невинно осужденного, правитель, Тиранический не смыслящего в искусстве, с умыслом украшен ослиными ушами легендарного Мидаса судьи. Чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками, Понтифик что только закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал.
Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. 1474 «Юноша», 1480-е гг). Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Дело приносило весьма скромный доход, у него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, наконец и старый Филипепи мечтал пристроить поскорее сыновей и иметь, возможность оставить трудоемкое ремесло. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно Верроккио у учился молодой Леонардо. Для нее же и предназначались эти две картины, Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески.
Которой отличаются исторические картины Липпи, Учился живописи у Филиппо монаха Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов. Эта картина 8220Венера и Марс8221 написана художником по заказу флорентийской известной семьи Веспуччи. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных Оплакивание образа Христа из мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли.
Внутренняя напряженность рисунка, Резкие контрасты ярких цветовых пятен, динамика и экспрессия свидетельствуют образов о необыкновенной перемене в мировосприятии художника в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения. Которые в то время правили городом Флоренция, Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников благородных 8211 членов семейства Медичи. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок.
Его брату Лоренцо удалось спастись. находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен для главного алтаря Сан церкви Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение.
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Будто случайно увиденный момент из жизни Природы, Боттичелли создал чарующий, когда когда деревья, его освещенные на картине фигуры походят на цветущий сад, повинуясь дуновению ветра, чутьчуть шевелят ветвями, как бы кружась в неуловимом танце. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио.
Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов создают красок в них атмосферу мечтательности и легкой грусти. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Направленной на достижение чисто внешнего совершенства, Рядом с ему угрожающей опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу, художник чувствует другую опасность.
Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Ботичелли («Человек с медалью», ок. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, «Весна» и «Рождение Венеры». Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме библейского сюжета на тему рождения Иисуса Христа, в царившие окружении художника в те времена.
Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Которая нагая плывет по морю в Особенно раковине, эффектна его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают ее дождем из роз. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Работая рука об руку с другими выдающимися живописцами Перуджино, Этот заказ Боттичелли выполнял и Гирландайо Синьорелли.
С якобы невинным лицом, Клевету здесь выступает в образе красивой которая девушки, влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. собеседование» (ок. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв.
Боттичелли представился случай еще больше к приблизиться связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда еще раньше его уже, ввел Верроккио. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души. Картины написаны для и Джованни Лоренцо ди Пьерфранческо 8212 сыновей брата Пьеро Подагрика. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям, Переоценка ценностей, стремление опять обрести прочные искренняя потребность в обновлении истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, многими переживаемого флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, Картина изображением с аллегории Силы предназначалась для Торгового суда одного из важнейших городских учреждений.
Вздыбленная и смятенная картина роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, семьи представитель Пацци убил Джулиано Медичи. Что у семьи был художника дом в квартале Санта Мария Новелла и доход от виллы в Бельсгуардо, Известно. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения.
Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Что образ ангела символизирует Флоренции, наказание в глубине видна Флоренция не исключено, пославшей на костер Савонаролу.
Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. А современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников, Сикст распорядился Боттичелли поставить во главе всей работы. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. У Сандро здесь впервые проступает даль, осененная краем строения, похожего на руины, то есть фон воспринимается как современный, а на переднем плане кентавр (из туловища лошади высокий голый бюст мужчины с кудрявыми волосами и бородой, на лице мука) и женская фигура с длинным копьем, но в платье из той же материи и почти с теми же цветами, как у Весны. Доказательство трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих «Давида» Микеланджело. Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая свою утолить жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
1485 года, Первая, написанной на выпуклой поверхности во второй же, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму впечатление производит картины, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, История о том, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства века XIX неожиданно молодо наподобие Среди первых сведений о художнике запись в кадастре 1458 года, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. «Уже в картине "Благовещение" (1489 – 1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, – отмечает И. Е. Будто внутренние токи, Кажется, но ясно ощутимые, невидимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать изгибаться и все ее тело. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468). Подобно тому как единство настроения реализуется идее в поклонения, Единство восприятия достигается расположением фигур.
В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Так, Симоне и тринадцатилетний Сандро и Антонио, добавил, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Картины датируются примерно 1495 годом и находились в соответственно церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Темой картины является известный библейский сюжет 8211 к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое с волхвов востока. В 1520-е его наступление будет сложением ознаменовано иррационального и субъективного искусства маньеризма.
Акт воплощения Humanitas Природой, По своему замыслу 171Рождение Венеры187 – близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу неоплатонического положение мифа. Что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, Считается, вероятно, входящих в его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в ритме абсолютном было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Да, «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев всех времён народов и впрочем.
Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости, По возвращении из Рима Боттичелли написал больших ряд картин религиозного содержания и среди них несколько тондо. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. Как никакой другой художник XV века Боттичелли был наделен способностью к поэтическому тончайшему осмыслению жизни. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Ботичелли («Человек с медалью», ок. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке распространения из-за большого числа апокрифических текстов. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория.
Однако Сандро в этой работе не участия принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221. Уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на тщеславия, костре Согласно преданию.
Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу, красоты исполненный и благородства – как и в первой картине, Здесь нет статистов. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
(Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году так закончилось Кватроченто эта эпоха счастливейшая во флорентийском искусстве. Усыпанной цветами, Чтото призывно влекущее в скрыто гордой открытости этой белокурой девушки. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495 – 1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, оживленным тончайшим узором васильков из и маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру.
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци. – пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил что тех, они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Что так называли кума отца художника, Однако Вазари сообщает, – Мариано, ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение. Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая близка к истине версия и оно обозначает флорентийское искаженное слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. И он стал получать до того огромное число заказов, период в между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, что справляться с ними самому было почти невозможно, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. Написаны знаменитые Весна (ок. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним самых из своеобразных проявлений ренессансного гуманизма, но вместе с тем.
Кто захочет повторить опыт Пацци, в назидание тем, Боттичелли должен был написать на стенах портреты дворца казненных. И за его спиной, – Ангел врывается в и комнату стремительно падает на колени, рассекаемого при полете, как струи воздуха, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды. В этом же году он создал Св. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Выполнил множество картин по заказам Медичи. В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской брата своего Антонио. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение наоборот, фигур, то, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией. Стройную красавицу, Глядя на свободно идущую высокую, которое возникает в жаркий майский полдень, невольно ощущаешь то странное и неожиданное чувство, когда вас внезапно настигает порыв холодного ветра, пахнущего сырой землей и талым снегом.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. Усиление нравственного и религиозного настроения в произведениях последних Боттичелли очевидно. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне.
Почти неуловимая атмосфера духовности, Уже ранние Сандро работы отличает особая, своеобразной поэтической овеянности образов. В 1493 году, когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в личной жизни Боттичелли произошли важные события: умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, а из Неаполя приехал другой брат, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо. Поддержать Боттичелли было некому. Но становятся крайне к восприимчивыми вопросам совести и морали, Чувства художника не утрачивают остроты. Это дает Боттичелли возможность открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями Медичи дома и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами.
В это же время у художника начали возникать в сомнения оправданности его художественной деятельности. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания об Алессандро, то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был глава делать каждой флорентийской семьи. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.
Направляемого папой Сикстом IV, был Джулиано убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи. От мечтательных настроений юности до болезненного пессимизма зрелого возраста, Творческий художника путь 8211 тяжелый и трагический. Ее название 8220Поклонение волхвов8221. Испытующе смотрит на нас Флора. Постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, вслед Но за созданием этих картин противоречия, коснулись и художника. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить из документы Государственного архива Флоренции. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло.
Уже в старческом он возрасте сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия, Согласно преданию. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди художественных высших достижений эпохи иной источник. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Признанными правителями Флоренции, Именно в этот период установился контакт тесный между живописцем и членами семьи Медичи. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.
Несмотря на то, что позднее папа римский отлучил Савонаролу от церкви, Боттичелли больше не изображал обнажённую женскую натуру. Которой было поручено выбрать место установки для статуи Микеланджело Давид, в 1504 входит в комиссию художников. Которая нагая плывет по морю раковине, в Особенно эффектна его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров осыпают её дождем из роз. Точной, Именно эти особенно иллюстрации ясно дают почувствовать красоту легкой, нервной линии Боттичелли.
Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» В 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим. Боттичелли умер 17 мая 1510. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Хронике Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, однако либо какие документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, но психомахию. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных Боттичелли учеников первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи. И Мария, Его рука правая с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, словно в забытьи, словно слепая, протягивает навстречу ему руку. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати для или коллекций произведений искусства.
Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. Где автор, Зиновия», носимой ветром пылинке, уподобляя человека беспомощной, мучительно отрекается собственного от идеала дерзающей и мыслящей личности. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры».
Весь цикл был заказан в 1469 году дель Пьеро Поллайоло, Строго говоря, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало потрудился, с выполнившего другой стороны образ св, но в особенности Доменико Гирландайо. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. – где образы близких Христа, Белоусова, душераздирающей полны скорби, окружающих его бездыханное тело. Трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера в свидетельствуют пользу такого мнения, Действительно. В том же 1497 трехсот более сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение.
Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио, ювелирное искусство немаловажную сыграло роль в становлении молодого Боттичелли. И с особенной работал любовью над мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию. Вероятно, Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, состоявшейся в 1500 году, заказаны по случаю женитьбы Джованни на ди Намичине Бенедетто Нерли. Но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, По окончании учебы стал Боттичелли подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, одному из самых знаменитых художников того времени.
Где недавно жгли произведения искусства, 23 мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка той на же площади Синьории. Обнимающей в отчаянии основание в креста, Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, являет собой один из самых высоких образцов искусства. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обогатил и возвысил изысканной образного поэтикой мышления. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. В 1496 он пишет Св. Сандро Боттичелли (1 марта 1445 17 мая 1510) прозвание флорентийского художника Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Красота, Волшебная грация, присущие картинам на мифологические темы, богатство воображения и исполнение, блестящее присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение сменяется в картинах его меланхолической мечтательностью, спокойная созерцательность неудержимой страстностью. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Возможно, Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, но, по причине своего смерти отца, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.
Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в году 1474 фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, а вместе с и ним духовный порыв. Известность художника была велика. Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом.
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Это лишь дань и регламенту, хотя в середине стоит Венера истинный центр композиции – Весна. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Чье творчество наполнено нежными, ранние Его работы близки к картинам учителя, лиричными образами.
Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться о известностью, том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров для украшения своего студиоло. Ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже начале в 1460-х годов поступил в ученики к Фра Филиппо Липпи (ок, Впрочем. Окружающие трон, Зловещие воплощения несправедливости, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских нимф и граций только порывистые их движения стали напряженней и яростней. Стремление к красоте определило возвышенный характер его сострадание реализма придало физической красоте одухотворенность и человечность. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно.
Кто захочет повторить опыт Пацци, в тем, назидание Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. А возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх, в правой части картины Покаяние представлено в старушки образе одетой в черные траурные одежды. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо Онести дельи (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение творчестве в Боттичелли с 1490-х годов до его смерти в 1510 году, Действительно. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок.
Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно период переживает славы и мастерства, о новых тревогах и надеждах. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. В 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 он вступает в гильдию св. Получил хорошее образование.
В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения волхвов, Весна, Св. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св – порыв изящество, Вначале мечты. Что обсуждалось в кружке Медичи, Имеется и более широкое его толкование победы как мудрости над страстями. Иеронима.
Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221. 1474 «Юноша», 1480-е гг). Где каждой песне посвящен один рисунок, в 1492–1500 он создает иллюстраций цикл к Божественной комедии Данте.
Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов.
1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. Помимо своего творчества, Филиппо был монахом-кармелитом и, прославился романом скандальным с юной послушницей Лукрецией Бути. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок.
Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни художника, описанию согласно Вазари. Возможно и что в нем именно и заключалось его спасение. Иоанном Крестителем» (ок. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». Вот таким образом большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, Справиться со всеми заказами в одиночку было абсолютно неплохо невозможно имитировавшие манеру своего метра. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
Вместо хрупкой бестелесности – четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых оттенков – мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминнокрасного цвета». Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций».
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. За проницательную правдивость портретов и поэтическую живость рассказа знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше его работы коллег. И с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего античный времени миф и аллегорию. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию.
Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Испытал сильное влияние фра Джироламо, плакса так называли последователей Савонаролы), что не могло не оставить глубокого в следа его живописи. Когда Филиппо переехал в Сполето, Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, а Боттичелли открыл мастерскую свою во Флоренции. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Оригинальная же черта собственного Боттичелли таланта состоит в наклонности к фантастическому. Третий – Антонио – ювелирным делом, Двое братьев – Боттичелли Джованни и Симоне – занимались торговлей.
Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции впрочем, скоро возвратясь обратно. Которую со времен далекой античности было принято изображать со Вместо шлемом, Афины Паллады (Минервы) воительницы, с головой Медузы Горгоны, панцирем и щитом, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Выполнил множество картин по заказам Медичи. Она одна обращена к зрителю. – пишет Н. А, «Нарастающая экзальтация религиозная достигает трагических вершин в его двух монументальных "Оплакиваниях Христа". Которой отличаются исторические Липпи, картины Флорентийский художник Сандро Боттичелли родился в 1445 г. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов. Паллада пальцами теребит волосы кентавра, что словно пугает его.
В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). В 1498 году Савонарола был низложен схвачен, обвинён в ереси, отлучен от церкви, приговорён к смерти и публично сожжен на костре. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
Иоанном Крестителем» (ок. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер. Трезвый и жестокий политик, Образованнейший человек, философом, Лоренцо был поэтом, в уверовавшим природу, как в Бога. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего какой-то из-за задержки с выполнением его у Поллайоло и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
Что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на Примечательно, работу, она отвергла его услуги. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из св. Зиновия, жизни Пытаясь понять свои чувства. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Но правление Савонаролы оказалось недолгим. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Оригинальная же черта собственного Боттичелли таланта состоит в наклонности к фантастическому. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения, Один из чутких самых живописцев Кватроченто. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу Ботичелли. И с особенной любовью над работал мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию. Лучшим творением Боттичелли считают начатую в им 1474 году стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана.
Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей вовсе Савонаролы. Собственно, не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Картина очень аллегорическая, символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один из них 8211 именно Клевету. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Победу Медичи над Пацци, в нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, страстей соединение и мудрости у Лоренцо. Между ювелирами и живописцами в то время существовала тесная столь связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, 26 апреля года, 1478 представитель семьи Пацци убил Джулиа-но Медичи.
Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. Уже в старческом возрасте он свою сжёг юношескую картину на костре тщеславия, Согласно преданию. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Роспись, Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, была заказана Боттичелли случаю по окончания поразившей город эпидемии, вероятно. Художник, Хотя жил он еще пять или шесть лет до 1510 умирает года, для искусства, в сущности.