Нестеров переживал эту трагедию тяжело, хотя понимал, что нужно жить, хотя бы ради дочери. посвящаетсяhellip», международная выставка произведений современных художников тюркоязычных стран, «Модерн: концепция стиля», «Географическое открытие Башкирии», «Золотые олени Евразии», «Шедевры Сальвадора Дали», выставки древнерусского, русского и западноевропейского искусства из собрания музея и многочисленные персональные выставки художниковhellip Прекрасный музей, прекрасный юбилей и заветные слова Нестерова: «Радуюсь тому, что далёкие мечты мои осуществилисьhellip» 1 Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942) – художник, график. Петриков, Р. З. Буганин, В. М. Особую ценность дара составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции).
Так появился «Пустынник», ставший для Нестерова началом чего-то очень важного – сердечного, отдохновенного. Пейзажист, портретист, автор исторических и жанровых композиций. Уткин, С. Ю. О творчестве мастера часто говорят: «Повседневность и изящество» и я полностью согласна с этими словами. Сарьян, П. С.
Кадыров, И. И. С любого места зала кажется, Вторую и загадки третью можно увидеть только в живую, что портрет смотрит на тебя и улыбается только тебе постепенно проходя мимо портрета слева направо можно заметить как девушка на нем становится старше – побывав в Лувре. Прекрасное в жизни должно иметь такое же в прекрасное искусстве – Карзинкиной» как-то особенно убедительно звучит главный серовский тезис. Лаптева был передан Уфимскому художественному Пролетарскому имени музею Октябрьской революции. В комнате стоял пенек, в нем торчал топор – подростки рисовали натюрморт.
Эта музыка по своей природе и художественному выражению самая свободная и демократичная. Ядро объединения составили П. В. Тем ценнее крупноформатное полотно «После ливня» из собрания Башкирского художественного музея: оно – редкий образец творчества одного из самых трогательных русских художников второй половины ХIХ века, пример высокой образности и совершенной живописной красоты. В новоиспечённом музее сразу же началась работа над экспозициями. Вероятно, «башкирский» вариант является самым ранним: об этом свидетельствует уверенность взгляда ссыльного, крепкая посадка его головы, свежесть лица.
Его удачное расположение – в исторической части Уфы и в то же время достаточно уединённо, как Во-первых, бы в стороне от делового центра. Однажды зашел в изо-кружок (ставший позже студией), которым руководил Иван Михайлович Павлов. Выставки «Русский, советский натюрморт в собрании Киевского музея русского искусства», Бурлюка «Фактура и цвет», «Николай Рерих, «Графика и скульптура Михаила Шемякина». Юдина, Л. Ф. М. В.
Левитана, К. А. Пустарнакова, Ф. А. В самой знаменитой улыбке мира есть несколько тайн, которые будоражат умы и по сей день. Казак Мамай для украинцев – ещё и фигура самая символическая: в любых сражениях или бунтах он всегда «вставал» рядом с украинскими казаками.
Нас же интересует репинский этюд «Голова ссыльного» (1884) к его картине «Не ждали» (1884 – 1888, ГТГ), поступивший в музей в 1913 году в составе дара М. В. «Переселяя» их в пространство современной художественной культуры, пытаюсь доказать, что они – эти образы-символы – продолжают жить в мистическом космосе современного бытия. «Жизнь и смерть», Его «Поцелуй» и «Три возраста женщины» многие другие работы поражают прежде всего необычностью исполнения, «Юдифь». Врубеля, В. А. Кажется, нет ни одного соотечественника, который не знал бы картину «Не ждали», меньше знают о том, что с конца 1870-х годов одной из главных тем жанровых полотен Репина становится тема жизни русского революционера-народника.
Это одна из самых крупных коллекций произведений художника в России: 107 экспонатов (90 из них – живопись, 17 – графика). Последний мастер и наконец, впечатлением от работ которого мне бы хотелось поделиться – Альфонс Муха. М. В. Выражаясь словами Бурлюка, живопись Коровина – это «пиршество для глаз» и ликующий «Крым. См. : Игнатенко С. Бурлюк в Башкирии // Бельские просторы, 2009. Тюлькина и выставочный зал «Ижад», филиалы в Нефтекамске, Стерлитамаке и в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкортостана. Чирикова. Сорокина, С. В.
Рериха, И. Э. Позднее от И. В. Поступившие в 1921 году через Московский музейный фонд от крупнейшего коллекционера и реставратора Г. И, ценность Особую коллекции древнерусской живописи составили иконы.
Серова, К. А Коровина, М. А. Гурзуф» – яркое тому подтверждение. Тем обиднее становится, когда малые крупицы живого общения с прекрасным проходят мимо. Руденченко, Ю. Я. Назаров, Н. С. Коллекция русской живописи ХVIII века представлена парадным Так, портретом, в основном неизвестных художников круга Д. Г. Значимой чертой картины является знаменитая загадочная улыбка Моны Лизы.
Палитра, Среди них – чернильница, бронзовая орден Трудового Красного Знамени, визитная карточка, венчальные свечи, личная печать, кожаная папка для бумаг, детские туфельки Нестерова и свадебная фата, головной убор, перчатка и туфельки его первой жены М. И. В анналах музея – выставка произведений М. В. Ларионова, Н. С. «Портрет Е. С.
Бурзянцева, А. В. Кузнецова, В. П. Необходимая для любого музейного помещения так называемая отстранённая зона, Во-вторых, препятствует которое архитектоническим колебаниям, то есть то расстояние от дороги, представляющим опасность для произведений искусства. Мугтобарова, В. Н. Это вид на главную реку Башкортостана – Агидель. Перова, М. А.
При этом доминирующую роль в этом усадебном ансамбле играл всё-таки особняк, Вместе особняк и сад представляли собой классический образец русской усадьбы начала ХХ века, вот таким образом нём о следует сказать особо. Бенуа. Исмагилов, Р. Р. В-третьих, располагающийся по всему периметру особняка сад и деревья (липы, ёлочки, рябинки), создающие особую атмосферу музейной тишины и покоя, а летом – ещё и прохлады. В нём написана только верхняя, пейзажная, часть, всё остальное – рисунок углем, но именно это остальное и является для нас особенно ценным, поскольку позволяет понять, прочувствовать творческую «кухню» художника: мы видим, что Нестеров работает без подмалёвка, сразу по рисунку, с предельным вниманием к деталям и заботой о единстве целого.
Посетившие в 2005 году музей внучки Нестерова Мария Ивановна и Татьяна Ивановна Титовы передали в дар музею выполненный их великим дедом графический портрет своей матери В. М. Что здесь не обошлось без восхищения Бурлюка экзотичным для него народным башкир искусством – паласами, Но очевидно и то, тастымалами, шаршау. Нестеров ревностно заботился и о пополнении собственной коллекции. Первая тайна: трудно понять улыбается ли Мона Лиза на самом деле или это только кажется. Маджар, Р. М.
Написанный в лучших традициях реалистического искусства, «Пейзаж с избушкой» – выдающийся памятник русской деревне, русскому крестьянству, обременённому тяготами нищей беспросветной жизни и главное – один из первых таких памятников. Хруслова, А. К. Грабаря, В. А. Это был учитель.
Начало 70-х расцвет рок-музыки (блюз, рок-н-ролл и др. ). С. В. Брюллова, акварелями А. О. Но, как свидетельствует критическая литература, предвестником «Грачей» стал небольшой, трогающий душу каждого русского человека «Пейзаж с избушкой» из собрания Башкирского художественного музея. Ге, В. Г.
В которых единственным критерием абсолютной красоты становится искусство, в основе программы – отказ от прямой социальной тенденциозности провозглашение и свободы творчества во имя создания произведений. Машков, В. В. Коровина, А. Я.
Бурлюка. Существо этих эстетических противоречий становится наиболее очевидным при визуальном сравнении полнокровных «Раков» с рафинированностью образов в акварелях «Сентиментальная прогулка» (до 1899) и «Версаль» (1905) главного идеолога «мирискусничества» Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) и миражностью образа в известном полотне «голуборозовца» Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878 – 1968) «Утро в ставке» (1913). ХIХ – первых двух десятилетий ХХ в. (1898 – 1904, 1910 – 1924, Петербург – Петроград). Карзинкиной» занимает своё, абсолютно особое место в творческом наследии художника.
Саврасову в этом процессе принадлежало одно из первых мест: его главным устремлением стало воспевание всего русского, выраженного во внутреннем богатстве внешне простого и значение «Грачей» в этом смысле трудно переоценить. Один из организаторов объединения «Бубновый валет» (1910 – 1917). Орловского, «После ливня» И. П. Который, Своё спасение он искал в теме новой и в новом герое, должен быть идеальным, как ему представлялось, почти божественным не менее важная роль отводилась природе, которая ассоциировалась им с тишиной и покоем. М. м. мухаметов, Гарифуллин, находят формы, влияние испытавшие авангардного искусства, отражающие авторскую эстетику и мировосприятие. Являющаяся сегодня одной из самых крупных и наиболее с полных точки зрения ретроспективы, в 1920 – 1930-е годы начала складываться и коллекция профессионального изобразительного искусства Башкортостана. В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.
Басина, С. Ф. Ядро объединения составили Д. Д. Атауллин, Ф. А.
Газизуллин, Б. А. Насибуллин. Лагорио, П. П. Нестерова.
Елизаровой были куплены несколько произведений, в том числе «Кабинет отца», написанный в ранний период творчества под влиянием эстетики передвижничества. Картина «Лучистые линии» знаменательны ещё и тем, что в ней Ларионов выступил предвестником абстракционизма. – С. 7 – 8, 9, 11, 12. Полотно «После ливня» Ивана Петровича Стефановского (1850 – 1878) было написано им незадолго до смерти, вероятно, в середине 70-х годов.
В 1917 году один из основателей русского импрессионизма Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939) завершил работу над картиной «Крым. Если с именем Саврасова связано возникновение русского лирического пейзажа, то Стефановский принадлежал к художникам-левитановцам: его пейзажи – это пейзажи настроения, построенные на сложнейших градациях чувств, но неотрывных от социальной проблематики передвижничества. Бурлюка: все эти произведения – своеобразные краеугольные камни эстетических противоречий «бубновых валетов» с другими известными художественными объединениями начала ХХ века.
Инициатор создания группы «Гилея» (1910 – 1914. ) – первого литературно-художественного объединения русских футуристов, один из авторов футуристических сборников, в том числе манифеста «Пощёчина общественному вкусу» (1912). Нестерова не только хранитель произведений искусства. Первоочередное внимание «мирискусники» уделяли художественному освоению мирового с искусства целью создания «новых» произведений – своеобразных историко-культурных стилизаций и реминисценций. Последние два явления мне довелось наблюдать лично и могу подтвердить, что они на самом деле имеют место быть. кат. : В. М. Идейную основу передвижничества составили эстетические взгляды В. Г. Самосюк, Р. Х. А ещё раньше же эта выставка – в Московской специализированной школе акварели Сергея Андрияки, Нестерова» в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
ХIХ – нач. Вот таким образом его образы – это символические метафоры с элементами импровизации и стилизации. Кузнецова, а также живопись Д. Д. Ге, А. А.
В Уфе Бондаренко сразу же приступает к поискам подходящего для музея помещения. Её хронологические рамки, в основном, – 1878 – 1919 годы, то есть период формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в духовном возрождении человека в условиях «пустынножития», то есть наедине с природой, в гармонии с нею для обретения веры и любви к Богу. Вот таким образом так велика в пейзаже роль жанрового, сюжетного мотива, в основном драматического (в картине «После ливня» – разбитая дорога, телеги с бедным скарбом и покойником, а на краю дороги – верстовой крест-голубец). Игнатенко Сост. Девлеткильдеева и В. С. Характеризующегося большей простотой и Вот таким образом рационализмом, лаптевский особняк представляет собой образец позднего модерна, граничащим с конструктивизмом. Гончарова, позднее – Р. Р. Своим творчеством являл редкий симбиоз смелого экспериментаторства и уважения традиции, главным в живописи считал вопросы цвета и фактуры для достижения эффекта «живой плоти вещей».
Чернышевского, Н. А. То есть во время и после поездки во Францию, Со второй половины годов, 1900-х ученик А. К, Коровин. Ярошенко, В. Д. Верещагина, Ф. А.
Вот таким образом по «канону» его издревле изображали с музыкальным инструментом и верным спутником – конём: конь стоит рядом, опустив голову и бьёт копытом. Боровиковского и И. -Б. Бурлюка «Фактура и цвет», выставки «Русский, советский натюрморт в собрании Киевского музея русского искусства», «Графика и скульптура Михаила Шемякина», «Николай Рерих.
К тому же Мамай – один из самых древних образов: впервые он появился в украинском народном кукольном театре (вертепе). Карзинкиной», несмотря на «ермоловскую» репрезентативность композиционного построения (портретируемая изображена в рост, с гордо посаженной головой и прямым взглядом красивых умных глаз), – произведение всё-таки камерное. Гарднера, А. Г. Нестерова и его дар, во втором – «русская старина», в третьем – произведения художников-уфимцев и живопись Д. Д.
Реставрация произведений, Формирование коллекций, экскурсии, экспозиции выставок и их лекции, презентации, конференции, творческие встречи зрителей с художниками, музыкальные и поэтические вечера, участие в крупнейших выставочных проектах в России и за рубежом, Мемориальный дом-музей А. Э. В котором успешно выступили также А. И. Платонов, с их именами связано и поступательное портретного развитие жанра, Е. А. Захарова, А. С. Арсланов. Каждая из которых имеет как самостоятельную ценность, Собрание русского искусства ХVIII – начала ХХ века состоит из коллекций, ряда так и является органическим культурно-историческим звеном в контексте целого хронологического периода. Маковского, В. В. Рождественский, на начальном этапе – М. Ф. Его основание и начало собрания связаны с именем выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова. 1 Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 экспоната, в том числе произведения И. Е.
Хрупкая фигурка Варфоломея, застывшая в ожидании чуда, похожа на молодую тоненькую осинку, трепетность его состояния созвучна тишине, разлитой в природе. Нестерова. ред. Фарид Ергалиев изучал музыку с 70-х годов.
Вагиз Шайхетдинов окончил художественно-графический Башкирского факультет государственного педагогического института (ныне – Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы – прим. Нестеровой и И. В. С какой точностью живописцу удалось самое увидеть главное в каждом времени года и изобразить сезоны в виде девушек, Просто удивительно, но, совершенно разных, кажется, таких знакомых. Шретер в музей поступили ещё несколько произведений: «Портрет О. М. Нестерова.
Ахметвалиев, Р. З. Орловского, произведениями скульптуры, а также фарфором заводов Ф. Я. Кузнецова, Л. В. Отроку Варфоломею (Сергию) не давалась грамота однажды, когда отец послал его на поиски пропавших жеребят, ему явилось видение – святой старец, к которому мальчик обратился с просьбой «яко да бых умел грамоту», старец исполнил это желание.
Как известно, высшие достижения русской реалистической живописи второй половины ХIХ века связаны с творчеством Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930) и Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916). Добужинского, Н. К. Тоненькие нестеровские берёзки и осинки, Красивая молодая женщина, глубокие уральские снега и монументальная пластика шиханов создают глубоко трагический – образ образ одиночества и страстного желания любви и счастья. Особое внимание стоит уделить также сумеречным пейзажам художника. Джогина, И. К. Но принципиальном для французов пункте – в присутствии чёрного цвета, отлична Гурзуфа» от французского импрессионизма в одном. 13 «Бубновый валет» – крупнейшее художественное объединение двух первых десятилетий ХХ в. (1910 – 1917, Москва).
Маковского, Н. А. Этот пейзаж стал вершиной его творчества и одновременно художественной квинтэссенцией концепции передвижников, 10 заключавшейся в демократизации всех жанров. Эта поисковая работа была продолжена экспедициями 1960 – 1970-х годов. Это собирательный образ казака-воина, ставший временем со космогоническим олицетворением всего народа Украины, поэта – степняка, Казак Мамай – один из любимейших образов украинского народа. Наиболее известной картиной мира до сих пор считается «Мона Лиза», которая была написана Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения во Флоренции.
Насибуллин, Вагиз Г. Шайхетдинов, А. А. Портрет Н. М. Игнатенко, А. А.
Так исключительно благодаря его стараниям в 1929 году Государственный Русский музей передал Башкирскому государственному художественному музею (так музей стал называться с 1929 года) ряд выдающихся произведений, в том числе «Ночь в Венеции» И. К. Сюжетом «Не ждали» стал момент возвращения из ссылки домой одного из таких героев. «Повседневность и изящество» – и я полностью согласна этими с словами, о творчестве мастера часто говорят. Кончаловский, И. И.
Известный художник, один из ярчайших представителей стиля модерн в искусстве, он завоевал мое сердце циклом работ «Времена года». Девлеткильдеева и А. Э. Зыбкие образы, рафинированно-утончённые цветовые соотношения, стилизованный декоративизм, сложные эффекты матово-мерцающей живописной фактуры – основные особенности стилистической манеры «голуборозовцев», сложившиеся под влиянием русского символизма. Бенуа, Л. О. Нестеровой в платке» (1919), «Портрет А. М.
Он меня не отпустил, усадил за мольберт, дал бумагу и карандаш. Тюлькина в Государственной Третьяковской галереи в Москве, экспонировавшаяся в 2007 году в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России». Из Башкирии вместе с семьёй эмигрировал в США. Её привозит земляк Нестерова – после освобождения Уфы от колчаковцев, Лишь в 1919 октябре года известный московский архитектор И. Е, коллекция прибывает в город. Кто тогда рисовал натюрморт, тех Из учеников, а я остался на этой стезе на всю жизнь, ни один не связал свою судьбу с изобразительным искусством.
Лаптева, 4 расположенном на улице Гоголевской (ныне – улица Гоголя, 27). Архипова, Н. К. Именно на нём и была написана картина, экспонировавшаяся на ХVIII выставке передвижников и тогда же, как в своё время «Пустынник», приобретённая П. П. Изображение теней требует особого мастерства, но Левитан не просто смог передать их прозрачность, но и изобразил ту прохладу и таинственность (например, в картине «Вечерние тени»), которая бывает только вечером.
Мартыновской (1862 – 1886). 5 Модерн (франц. Тропинина, рисунками К. П. В результате предпринятых ими экспедиций в самые отдалённые районы республики в музей поступили уникальные образцы ткачества, костюма ХVIII башкир – начала ХХ века, ювелирного искусства – резьбы по дереву, Сыромятникова начала формироваться коллекция башкирского традиционного искусства.
Таким образом, в музее сформирована уникальная ретроспективная коллекция В 1960-1970-е гг. Носящего с 1954 года его имя, в Нестерова собрании Башкирского художественного музея, уникальна. Написанного Нестеровым под впечатлением от романов П. И, Одним основных из произведений этого цикла. Игнатенко Сост. 15 «Голубая роза» – художественное объединение (1907, Москва). Кузнецов, М. С. Картины, которые, казалосьбы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике иначались выставки вШвейцарии, Германии, Великобритании идругих странах. Но от этого ценность «башкирского» этюда только возрастает.
В 1982 году от Н. М. Среди них – иконы ХVI века «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» из Деисусного чина и «Богоматерь Одигитрия» икона 1675 года «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова. Как и Тихона Задонского, Сергия, Нестеров любил с детства оба святые были особо почитаемы его в семье. Платонова, А. В. В 1889 году в Уфе Нестеров завершил одно из своих гениальных произведений – картину «Пустынник», задуманную ещё летом 1883 года в Сергиевом Посаде.
В особняке Лаптева прямые углы отсутствуют только в одном зале (зале 6), другие залы отличаются геометрической чёткостью углов. Гаянов, А. М. 8 Бурлюк Давид Давидович (1862 – 1967) – художник, график, поэт, писатель. В ранний период творчества испытывал влияние передвижничества, с сер. После 1917 – автор галереи портретов деятелей 1880-х культуры, работал в контексте собственной нравственно-эстетической программы искусства и науки.
– С. 133 – 143. авт. ). В 1969 и 1970 годах у дочери художника Натальи Михайловны Нестеровой (1903 – 2004) были приобретены этюды к росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, этюды рук к картине «На Руси» («Душа народа», 1914 – 1916), «Портрет Е. П. Куприна, Д. Д. Легкие, грациозные и при этом «земные» женщины, девушки и дети на его картинах заставляют возвращаться к ним снова и снова.
М. В. Народные песни и легенды, Отправной точкой для художника Фарида Ергалиева и его творчества стало башкирское народное искусство, древние мифы знаки и тюркских народов. Айвазовского, «Всадник-башкир» А. О. Попова и Императорского фарфорового завода. Домашникова, А. Д. Фешина, П. П.
Именно Бурлюк, обладавший к тому времени завидной для начинающих башкирских художников академической образованностью, первым обратился и к живописному воплощению этнического типа башкир («Портрет молодого башкира», 1917, БГХМ). Иванова, С. А. Её формирование началось с первых дней жизни музея за счёт собственных средств, а также из средств курирующих музей государственных органов. Башкирский государственный художественный музей им.
В один из дней у него закружилась голова, он оступился (стоял на небольшой скамеечке), упал и повредил холст. «Видение» Нестеров писал в Уфе: завершив в Абрамцеве верхнюю, пейзажную, часть, он вдруг соскучился по маминым пельменям и по всем уфимцам, свернул холст на скалку и уехал в Уфу. Нестеровой» (1922), в 1980 году у внучки Нестерова Ирины Викторовны Шретер (1918 – 2003) – графический эскиз к картине «Под домашним арестом» (1883). Ханнанов, Н. А. Бурлюки, П. П. Шаляпина и М. Н. Противоречия «бубновых валетов» с творческими убеждениями бывших «бубнововалетцев», создателей теории «лучизма» Михаила Фёдоровича Ларионова (1881 – 1964) и Натальи Сергеевны Гончаровой (1881 – 1962) демонстрируют картины «Лучистые линии» (1911) Ларионова и «Крестьяне, собирающие виноград» (1912) Гончаровой. Произведения обоих художников представлены в собрании Нестеровского музея. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной (Сталинской) премии.
Делает незримое зримым, Густав Климт красками передает мысли и чувства и в его этом настоящий талант. Касим Девлеткильдеев. Его творчество безумно популярно зарубежом, нопочти незнакомо его соотечественникам. Легенды и сказки, добра борьба со злом, борьба человека за свою честь, его протесты против загрязнения и уничтожения природы, его отчаяние, крик души искренность, наивность, мудрость, глупость, одним словом, все от возвышенного до трагического и комического – блюзе, в роке, любовь и ненависть, блюз-роке и мэтал есть все. Башкирский государственный художественный музей им. Требовался новый холст, Продолжать работу было невозможно, конце в концов, который, был привезён.
Сурикова, В. Е. Сегодня «Мона Лиза» висит снова в Лувре в Париже, где 6 миллионов человек видят картину каждый год. 14 «Мир искусства» – крупнейшее художественное объединение кон. Насырова. Литвинова. Природные оттенки, Естественные, ничуть не мешают созданию женских образов, которые использует автор, будто и парящих удивительно нежных.
Что любит, Художник-примитивист изМинска Валентин Губарев негонится ипросто заславой делаетто. Большую часть которой занимают небо и водная гладь, Особая композиция картины, тишине, наталкивает зрителя на размышления о покое, вечной о жизни. разделов: В. М.
Только через несколько лет уникальные памятники традиционного ткачества и вышивки башкир станут смысловыми доминантами проникновенных акварелей Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева11 «Крыльцо башкирской избы» и «Девочка-башкирка в голубом» (обе – 1928, БГХМ). Блюменталя и известных башкирских художников К. С. Благодаря невероятной энергичности И. Е. Саврасова, И. П.
В первом экспонировались произведения М. В в – результате в день публичного открытия музея 5 января 1920 года его посетители смогли увидеть три экспозиционных зала. Карсавиной (1909), А. П. Харламова, Н. К. Левицкого, В. Л.
Ярким явлением стали натюрморты А. Х. Гималаи», «Авторское венецианское стекло Рино Росси и Урбан Габриэле (творческие мастерские Мурано)», «Женский портрет ХIХ – ХХ веков в собрании музея», «Народное декоративно-прикладное искусство башкир и его отражение в произведениях современных художников Башкортостана», «Пушкин и его эпоха», «А. С. П. И я лично тому, удивлена Преобладающим в творчестве художника является изображение женщины, какого мастерства удалось ему достичь в этом. и В. Д. Напомним, что теория «лучизма» была разработана Ларионовым ещё в 1912 году и впоследствии развёрнута им в статье «Лучистая живопись» (1913). Построенная на богатом тонов спектре и оттенков, Написанная широким свободным мазком, нарядная живопись «Крыма. Белинского, Н. Г.
Головина, А. Н. Шретер в музей поступили личные вещи художника, составившие мемориальный раздел коллекции. Сорокина, С. В. Касаткина и многих других.
Щедрина, Л. Ф. Бураканов. Им открывается линия графических портретов выдающихся русских балерин Т. П. Давлетьяров и др. Машкова, А. В. Первым он стал и в живописном воплощении столь любимого им мотива цветения: первоочередную роль здесь сыграли гедонизм его мироощущения, его страстная влюблённость в жизнь («Цветущие яблони», «Терраса», оба – 1917, БГХМ).
Позднова, С. А. В натюрморте «Раки» пастозно вылепленные, материально осязаемые, конструктивно крепкие, колористически яркие предметные и природные формы – гимн радости жизни. Башкирский государственный художественный музей им. 7 Сорокина В. М. Неоценимую роль в деле формирования коллекции произведений Нестерова играли и играют дружественные многолетние связи сотрудников музея с членами его семьи. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена сотрудником Лувра Винченцо Перуджио итальянским патриотом, который считал, что «Мона Лиза» должна быть возвращена в Италию.
Гиршман (1911, оба – ГТГ). Но мне не нравилось ничего – не лежала душа. 10 Передвижники – члены Товарищества передвижных выставок художественных – крупнейшего художественного объединения II пол. Мазитов, Д. А.
Добролюбова основное стилистическое направление – реализм, на раннем этапе – критический. Рериха и многих других. Вот таким образом торопился и, Он к готовился ХVIII выставке передвижников, продолжал активно работать, несмотря на энфлюэнцию.
А за год до этого – выставка «Оригинальная графика ХIХ – начала ХХ века собрании в Башкирского государственного художественного музея им. «Нестеровский лиризм», так полно выразившийся и в пейзажном творчестве художника, в том числе в знаменитом этюде «Ранняя весна» (1905, БГХМ) к картине «Два лада» (Нижегородский художественный музей), – эмоциональный контекст и его «романа в картинах», посвящённого горестной женской доле. Поленова, И. И. Орловой (1910), Г. Л. Впервые заявленная в «Пустыннике» и достигшая своего совершенного выражения в «Видении» идея гармонического единения человека и природы, слияния их эмоциональных, духовных состояний станет для Нестерова отныне программной.
Босоногий мальчик, Полуразвалившаяся избушка, курочки, под разморившаяся солнцем собачка, щиплящие траву. Нестеровой-Шретер» (1941), карандашные наброски портрета матери художника (1894) и набросок фигуры для росписи храма в Абастумане. М. В.
А также дары авторов, с 1990-х годов источником является поступлений только Министерство культуры республики. Перов, Н. Н. Хардина, Л. В. Художественные фонды СССР и РСФСР, Многие годы источниками поступлений были Министерства культуры СССР и РСФСР, РСФСР, Союзы СССР, художников которые по заявке музея безвозмездно передавали работы башкирских мастеров, экспонирующиеся на всесоюзных, всероссийских, зональных выставках. Рубо, С. В. Эпизод, лёгший в сюжетную основу «Видения», описан учеником Сергия Епифанием в составленном им «Житии преподобного Сергия».
Его драматургия, Образ ссыльного, свидетельством чего стали многочисленные этюды его головы, его психологическое волновали состояние художника в первую очередь, где выражения лица, глаз играли особую роль. Традиции реалистической пейзажной живописи развивают И. Х. Всередине 90-х годов бытовые вего зарисовки влюбились французы изаключили схудожником контракт на16лет.
Представленный произведениями Б. Ф, Яркой страницей башкирской живописи этих становится лет пейзаж. Остроухова, Н. А. «Радуюсь тому, что далёкие мечты мои осуществилисьhellip» 1 Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942) художник, – график – международная выставка произведений современных художников тюркоязычных стран, посвящаетсяhellip», «Географическое открытие Башкирии», «Модерн: концепция стиля», «Золотые олени Евразии», «Шедевры Сальвадора Дали», выставки древнерусского, русского и западноевропейского искусства из собрания музея и многочисленные персональные выставки художниковhellip Прекрасный музей, прекрасный юбилей и заветные слова Нестерова. Но «Портрет Е. С. Нет говоря уже о том, что «Раки» – одно из лучших произведений в творческом наследии Кончаловского, для «Бубнового валета» это произведение ещё и концептуальное. Художник работает практически одной линией, предельно выразительной и часто недосказанной, пластика и объём тела и головы «читаются» по контуру, линия как основное средство изображения становится и основным средством образной характеристики.
Произведшим на меня особое впечатление, Ещё одним художником, австрийский является художник Густав Климт. Гончаровой и многих других известных художников. Мясоедов, В. Г. Традиционно-реалистическая трактовка в полотнах одних из них сочетается с языком символов и в метафор полотнах других.
«Бубнововалетская» молодость Бурлюка, выраженная в кубофутуристическом решении «Казака Мамая», проецируется на творчество его соратника по «Бубновому валету» 13 Петра Петровича Кончаловского (1876 – 1956): имеется в виду хранящаяся в Башкирском музее живописная композиция «Натюрморт» (1916), больше известная как «Раки». Нестерова – один из старейших музеев России. Мигранов, В. Б. – Уфа: Автор: Автор-проект, 2007.
Домашников, Р. Н. Бурлюка, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства (костюм, бронза, эмали, бисер, фарфор). Третьяковым для своей галереи. Интернационального отношения Бурлюка культуре к другого народа, Так не это ли яркий пример взаимопроникновения культур и трогательного, ставшего для него не менее родным. В жанре натюрморта выступают С. В.
Перова, Г. М. Мотив цветения, в особенности весеннего, станет в будущем одним из любимых мотивов многих башкирских художников, достаточно вспомнить знаменитые картины Александра Эрастовича Тюлькина12 «Гортензии» (1920) и «Цветущие окна» (1924) из собрании Нестеровского музея. Первая всероссийская выставка произведений Нестерова Д. Д, с участием крупнейших музеев России. Нестерова, Д. Д. Серова, М. Ф. Одними из выразительных средств модерна стали разнообразные орнаментальные формы, в основном «текучие», переплетающиеся и отсутствие в интерьере прямых углов. Первоочередное внимание «мирискусники» уделяли художественному освоению мирового искусства с целью создания «новых» произведений – своеобразных историко-культурных стилизаций и реминисценций. Ведущий художник и эстетический законодатель – А. Н.
Его импрессионизм выражается в другом – в гедонистическом отношении к жизни: Коровина влечёт её праздничная, радостная сторона и даже если «импрессионистический» человек в его произведениях отсутствует, его присутствие всегда ощутимо эмоционально. - В детстве я перепробовал множество занятий, ходил в различные кружки и секции. Один из вдохновителей борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, Через год был найден и герой – крупнейший церковный и деятель общественный Древней Руси, основатель Троице-Сергиевой лавры, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380 года, великий русский святой Сергий Радонежский.
– 7. С 1950-х годов формируется коллекция многонационального советского изобразительного искусства: основными источниками поступлений здесь стали тогдашние министерства культуры СССР и РСФСР и Художественный фонд РСФСР, а с 1980-х – выставки (всероссийские, международные и т. п. ). 9 Так сформировались основные коллекции музейного собрания, являющиеся сегодня его гордостью и публиковавшиеся не только в Уфе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Самаре, Волгограде, Таганроге, Казани. Автор всемирно известных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещённая солнцем» (1888, обе – ГТГ) Валентин Александрович Серов (1865 – 1911), начиная с 1880-х годов, работал над портретными образами писателей, артистов, композиторов, художников: в них его увлекала сама природа творческой личности. Ларионова, П. В. Куинджи, И. Е. Кончаловского, Н. С.
С 1980 года – участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных выставок. Айвазовского, портретами О. А. Из-за нежелания сделать пару шагов до открывшейся, к примеру, в городской галерее выставки работ своего, родного, местного, «доморощенного», в хорошем смысле этого слова, таланта. Игнатенко. Когда я впервые увидела эту картину, честно, Признаюсь я ощутила то самое дыхание вечного покоя, такой мелочной и земной показалась вся людская жизнь Наверное, единение с природой.
Сапунов. Судейкин, Н. Н. Перуджио был пойман, После 2-х хранения летнего картины у себя дома, при попытке продать картину директору галереи Уффици во Флоренции. Шишкина, В. Е.
Туржанского, И. Н. Буквально перевернувшего весь город в поисках новых произведений, Бондаренко, а библиотека – томов, 2500 уже к маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов. Он начал писать этот шедевр в1503 (1504) году и закончил ее незадолго до своей смерти в 1519 году. Живопись и графика второй половины ХIХ – первой половины ХХ века. Тогда в музей поступили произведения К. А.
Создал мало, вот таким образом в российских музеях его произведений практически нет. В то же время ретроспектива «коровинского» импрессионизма отчётливо демонстрирует, что Коровин никогда и не стремился избавиться от чёрного цвета, – более того, уже в ранний период своего творчества его увлекала одна, на его взгляд, первоочередная живописная задача – написание серого и чёрного на белом. Исторические корни и духовные основы народной жизни раскрывают Х. С. Фазылов, Р. Ю. Пастернака, М. В. Пахомов, И. К.
русская интерпретация новейших течений современного европейского искусства в своём творчестве опирались на живописный опыт П. Сезанна, а также испытывали сильное влияние «постсезаннистских» тенденций, прежде всего кубизма и, отчасти, экспрессионизма. Коровина, П. В. Елизавета Сергеевна Карзинкина была балериной частной оперы С. И. Гончаровой, М. Ф. Рубинштейн (1910, ГРМ) и «канонизируются» стилистические особенности рисунка Серова 1900-х годов. 1990-е годы, Вторая половина 1980-х, характеризуется активными творческими поисками живописцев разных поколений, время перестройки и обретения творческой стремящихся свободы, найти стилистику и форму, адекватную духу и проблематике времени.
Это лишь некоторые из его многочисленных произведений, Разумеется и как все его работы, но, они по-настоящему гениальны. Репина, В. И. Саврасова и В. Д. Похитонова, И. С. Репина, И. И. Поленова, продолжатель саврасовской традиции, вдруг вплотную смыкается с французским импрессионизмом: но он не копирует французов, а создаёт собственный, национальный вариант импрессионизма – русский, получивший в критической литературе название «коровинский».
Коллекция русского искусства конца ХIХ – начала ХХ века включает произведения членов и экспонентов выставок художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза» : это живопись и графика А. Н. В том же году музей приобрёл у Нестерова графический эскиз «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891) к одноимённой картине, вошедшей в знаменитый Сергиевский цикл, в следующем году художник подарил музею ещё одного «Натурщика», в 1936-м – ещё семь своих произведений, в том числе первый вариант всемирно известного полотна «Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи Владимирского собора в Киеве – «Воскресение Христово» (1890). В формировании музейного собрания практически протяжении на всей своей жизни большое участие принимал М. В. Демонстрирующий виртуозное мастерство Серова-рисовальщика, в то же написанный время углем и пастелью на холсте, «Портрет Е. С. Модерн культивировал стилевое единство во имя создания абсолютного и высоко эстетичного образа, ХХ в. В противовес эклектизму в. с ХIХ его программным цитированием отдельных элементов различных национальных стилей.
Декларативно яркий, он с удовольствием музицирует, как будто сошедший с вывески, ярмарочной забыв на время о своём другом – воинском – предназначении, а рядом с ним, как и положено, – конь – пластически выразительный, Именно таков украинский мифологический Мамай на знаменитом полотне Бурлюка. Из сохранившихся на сегодняшний день этюдов головы ссыльного известны только два: один хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, второй (и в это сначала трудно поверить, настолько это событийно. ) является собственностью Нестеровского музея. Фальк. Ге. В результате тщательного обследования всех архитектурных достопримечательностей города он останавливается бывшем на доме купца-лесопромышленника М. А. Так, в 1944 году у племянницы Нестерова М. М. Соцобес, Другими источниками поступлений экспонатов в музей стали Уфимский Аксаковская Горхоз, библиотека и частные лица.
В 1920 – 1930-е годы по инициативе директора музея Ю. Ю. Сулейманов, М. Х. Стефановского, а также работы Н. Н. Игнатенко, А. А. Если бы было иначе, он бы не ввёл их в свои невероятные по красоте «башкирские» натюрморты «Расцветшая сирень» и «Букет жёлтых цветов» (оба – 1918, БГХМ), причём сделал это Бурлюк первым.
История создания и коллекции Михаил Нестеров // Башкирский государственный художественный музей им. Павловой (1910, оба – ГТГ), И. Л. М. В. Она особенно понравится меланхоликам, которые любят поразмышлять о вечном.
Древний мир, легенды, мифы, знаки воспринимаю как творческую модель и на ее основе создаю свой собственный мир – мир, в котором эти непреходящие, вечные ценности требуют от зрителя полного сосредоточения на внутренней, глубинной стороне их «жизни». Худой, с большими впадинами вместо глаз – измученный, в варианте окончательном ссыльный больше похож на рембрандтовского блудного сына. Его «Поцелуй», «Жизнь и смерть», «Юдифь», «Три возраста женщины» и многие другие работы поражают прежде всего необычностью исполнения. Трудно представить историю «бубнововалетского» движения, как, впрочем, всего русского авангарда, без натюрмортов Кончаловского, как трудно её представить без натюрмортов И. И.
То есть тогда же, Карзинкиной» из собрания Башкирского художественного музея был написан им в период 1905 – 1906 когда годов, были созданы портреты Ф. И. Через несколько уроков я понял, что это – мое. Утверждение предмета и предметности составило исходный принцип их искусства. Нестерова составляет более трёх с половиной тысяч произведений. В 1871 году выдающийся русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) завершил работу над пейзажем «Грачи прилетели» (ГТГ). Обращение Бурлюка к этому древнему образу народа родного вдалеке от родины, Бесспорно, было навеяно его тоской по Украине, в Башкирии.
Лампи, коллекция русского искусства первой половины – середины ХIХ века – пейзажами П. В. В 1927 году он подарил музею одну из своих ранних работ – «Портрет старика» (1878), написанный им в возрасте 16 лет в головном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также четырёх «Натурщиков». Использование в картинах сусального золота богатство и орнаментов немедленно привлекают взгляд. Пегова, В. А. Подобно художнику Абдуллину Р. М, Для нас было важнее передать всего поэтическую красоту родного края. Бондаренко Науч.
Художники М. А. Это – уникальный социальный и культурологический объект, представляющий собой симбиоз разнообразных видов деятельности, в котором воспитательная функция является одной из главных. Юсуповой (1902, ГРМ), О. К. Юбилейные выставки произведений М. В, Масштабные выставочные проекты – в осуществлённые залах музея. Экспонирующийся на многочисленных зарубежных и международных выставках «Казак Мамай» (1915 – 1918) был написан Давидом Давидовичем Бурлюком в Башкирии.
Крамского, В. Г. Интерес современных исследователей и зрителей к обоим произведениям настолько высок, что без них не обходится ни одна выставка авангарда в стране и за рубежом. Выпускник Петербургской Академии художеств, был беден и умер от чахотки – он прожил 28 только лет, Трагизм созданного Стефановским образа почти автобиографический. Бурлюка, К. С. «За» особняк Лаптева было сразу же несколько аргументов.
Крамской, Г. Г. Нестерова и поступления 1920 – 1930-х годов: произведения Н. Н. Бенуа, А. Е.
Они чувствовали себя мастерами, почти Ребята здесь уже занимались полгода, как к новичку и ко мне, отнеслись не очень дружелюбно. Напомним, что в противовес стилизму «Мира искусства» 14 и утончённому психологизму «Голубой розы», 15 «бубнововалетцы» призывали к устойчивости зрительного образа, полнозвучию цвета и конструктивной ломке картинного построения. Вот таким образом, помимо жанрового контекста (то есть самой ситуации), Репину было необходимо решить вопросы психологические – понимание и оправдание семьёй той жертвы, которую положил на алтарь Отечества их сын. Концептуальными для «бубнововалетцев» стали вопросы живописной фактуры, колористической и конструктивной экспрессии композиции. Бондаренко, 3 ставший впоследствии первым директором музея.
Нурмухаметова, А. А. Кипренского, В. А. Часто неприглядных её сторон, Главным устремлением передвижников стало правдивое отображение российской действительности, в чём и выражался их протест против отвлечённого от салонного жизни искусства Академии. М. В. Нестеров. Ситдиковой с их поэтизацией народной жизни. ХIХ – первых двух десятилетий ХХ в. (1870 – 1923, Петербург – Петроград).
Лутфуллина, Р. М. Ларионов и Н. С. Активное развитие получает жанровая живопись А. Ф. Михаил Нестеров. Вот таким образом не случайно, что вслед за «Видением» в русской критической литературе появился специальный термин – «нестеровский лиризм». Современный) – одно из стиля названий в европейском и американском искусстве кон, moderne – новейший. Рериха.
Перова (1834 – 1882). Сорокина, С. В. Титовой. 7 Коллекция произведений М. В. Врубеля, А. Я.
В основе коллекции русского искусства второй половины ХIХ века – дар М. В. Латфуллин, С. Н. Головина, Н. И. В 1886 году родами умерла горячо любимая им жена Маша – оставив новорожденную дочь Олю, Эта тема возникла у Нестерова не случайно – неё у был трагический посыл. В 1915 – 1918 в Башкирии создал более 200 картин. происходит утверждение жанровой картины, вобравшей широкий круг тем и мастеров. Они обогатили башкирское искусство новыми самобытными произведениями, Изучая богатый опыт художественной мировой культуры и творчески перерабатывая его.
Салмасова, В. А. Александр Тюлькин: Каталог выставки / Авт. Я уж было собрался уходить, Покрутившись среди них, как в проеме дверном возникла худощавая фигура. В «Пустыннике» уже во весь голос зазвучала «нестеровская тема» – поэзия одиночества, «пустынножития», то есть жизни человека вдали от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни.
Кащеева, А. Т. Стефановского, А. И. В «Портрете Е. С. М. В.
Эстетическая программа отражала растерянность значительной части русского общества в условиях революции поражения 1905 и неясность дальнейших целей. Нестерова» (1919) и этюд «Пастушок. Первым произведением Сергиевского цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею». В 1920 – годы 1930-е музей активно пополнялся экспонатами из Московского и Петроградского музейных фондов. в БГХМ им. Ермоловой (оба – 1905, ГТГ). Особняк Лаптева – не только одно из красивейших зданий Уфы, но в первую очередь – это уникальный образец стиля «модерн». 5 Торжественные плоскости высоких окон, фризовый пояс по всему периметру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными «корабликообразными» навершиями изысканные плафоны потолков, декорированные разнообразными мотивами геометрического и растительного орнаментов (в том числе античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками), лёгкие, почти воздушные пилястры с каннелюрами и изящные полуколонки со сложными капителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков-путти, венчающий дверной пролёт между вторым и шестым заламиhellip 23 октября 1919 года было издано специальное постановление Уфимского Губревкома, по которому особняк М. А.
Давид Бурлюк. Сколько отражение этого чуда в душевном строе мальчика, Но художника интересует не сам столько сюжет и чудесное событие. Москвы, Произведения Вагиза Шайхетдинова находятся в собраниях музеев и картинных галерей Уфы, Парижа, Санкт-Петербурга, а частных также коллекций России, Германии, Турции, Югославии и Франции. Пантелеева, П. П. Инициаторы объединения И. Н.
Каталоги, Наконец, буклеты, академические альбомы-каталоги, сборники – многочисленные научные публикации. В основе эстетической программы – так наз. ст. : В. М. Нестерова передала в дар музею принадлежащую ей коллекцию произведений русских художников, в том числе и работы своего отца.
Любит классическую музыку (правда, выборочно), джаз, джаз-рок и рок. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», стала картина «Зимой в скиту» (1904) из собрания Башкирского музея. Учился в Московском училище живописи, Родился в Уфе в богатой семье, купеческой ваяния и зодчества у В. Г. В связи с этим именно живопись предмета – натюрморт – выдвигалась ими на первое место.
Виноградова, П. П. В 1994 году Н. М. Мамонтова, отличалась пленительной грациозностью и совершенной женственностью (недаром Серов изображает её с маленькой собачкой на руках), вот таким образом здесь, скорее, уместны аналогии с портретами светских красавиц – З. Н. Гурзуф» – произведением выдающимся, а для русского импрессионизма – программным. Первый же, незаконченный вариант «Видения» (1889) остался в Уфе и через 50 лет стал собственностью Башкирского художественного музея.