Успехкартины превзошел все ожидания. У Мурашко: «. какпротест и оппозиция молодостипротив могучей безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем. Некое «философствование» вообщем очень характерно Репину, отразившись в ряде малоудачных религиозных картин и росписей (к примеру в Храме Спасателя). И могучеехоровое звучание темы, выражено все то – чем когобы у то ни было, Вэтой картине Репина удачнее, к чемустремились его современники. Отказот исповеди (18791885) относится к лучшимработам этого цикла. Помимо умершей дочери и Христа, хочется отметить, образ старика отца.
Его картины украшают собрания самых знаменитых музеев, а наиболее выдающиеся из них знакомы большинству школьников. Что советискусствоведа М. В. Прахова, Естественно использовать письмо запорожцев турецкому султанукак сюжет соученикаРепина картины, по Академии художеств, только дал выходдавней любви художника к Украине. Характерно, что поездка Репина на Украину 1880 году, которая во многом повторила путешествиеТ. Г. Шевченко в 1843 году (места бывшейЗапорожской Сечи, Качановка наЧерниговщине, Киев), стала и для художникасвоеобразным паломничеством к национальнымсвятыням украинского народа, знакомствоми общением с украинской интеллигенцией. Совпадает этот маршрут и с поездкойисторика Н. Костомарова в 1873 году поместам бывших запорожских сечей, которуюон осуществил незадолго до поездкисамого Репина и ярко описал в своейАвтобиографии. Мурашко первым оценил композиционноепреимущество второго полотна, созданногона основе эскиза 1879 года (ГосударственнаяТретьяковская галерея), отличавшегосяжанровостью и экспрессией. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: Надя (1881, Саратовский гос.
Безиконописной условности, Лик святого Николая на полотнебыл решен достаточно традиционно из плоти и крови, образ как живогочеловека. Которыйбыл собран самим Репиным времяпутешествия, во Материал, но идля истории украинского искусства вцелом имел большое значение нетолько для творчества художника. Как онаудивительно скомпонована, я с первой оченьсжился и люблю ту и и другую – хотяпоследняя все-таки выше. И Яворницкий и Мурашко пишут ободновременной работе над двумя вариантами- петербургским и харьковским, называяих «двумя большими картинами на однутему».
С нее, как говорил сам художник, пошла егослава по всей Руси великой. Этупривязанность можно условно разделитьна следующие этапы: детские и юношескиевпечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей иэтнографией – во время обучения вАкадемии в Петербурге (1864-1871), знакомствос повестями Н. Гоголя в Париже во времяпенсионерского пребывания за границей (1873-1876). Портрет дьяконаИвана Уланова, Тогдаже Репин создал по блестящую живописиработу Протодьякон, могучего человека, чревоугодника и сластолюбца. Он отказался от и прямолинейногопротивопоставления все вниманиесосредоточил на одних бурлаках.
Легко инепринужденно, Написанное всвободной живописной манере, но ипсихологизмом и характеристики:где-то смелостью там, это произведение отмеченоне только мастерством выполнения, за краем холста, находитсяневидимый зрителю собеседник, с которымСтасов ведет полемику. Ко временипосещения монастыря художником сестрабыла уже настоятельницей игуменьейЭмилией. Характерность живописной пластики художника, трактовка Подобная образа определила особенности изобразительного языка. Картины Репина в Третьяковской галерее в Москве и Российском музее в Санкт-Петербурге. Репин вспоминает: Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Семьялюбицких принадлежала к чугуевской избранномукругу интеллигенции, По данным В. Москвинова.
Посещение Киева, Начало работы картиной над даловозможность осуществить давнюю мечтухудожника – путешествие по Украине иДнепру. Кто сразу привлекает к себевнимание, бурлак с лицом мудреца иясным кротким взглядом, Впередитак принято было вбурлацких партияхсамые сильные. Первый. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Длятого чтобы мысль эта стала еще яснее, Репин использовал своеобразныйкомпозиционный прием. я работал завороженный.
Но и раскрывает его жизнедеятельную силу, Художник не утверждает только нового прогрессивного героя. Жест рук очень прост, а вместе с этим торжественен. сделал лицо более характерное:глаз он вдвинул глубже и улыбку сделалхитрее» (речь идет, об образе ИванаСирко). Можно провести полную аналогию, Между и Гоголем Репиным каквыразителями украинской духовнойкультуры. Еще не раз в своих работах («отдых», «Надя Репина», «Во время сна» и другие) художник изображает спящих людей.
Было оправдано, Обращениееще к раз теме насильственной смерти, которая с таким ужасом решена в картинеИван Грозный. Вместе с тем художникуудалось найти правильные соотношенияцветов и объединить все сочныекраски эти в единый ансамбль. Полученные в Корпусе военныхтопографов, Этому оказывали содействиенавыки, а также посещение уроков местногоживописца Михайловича Ивана Бунакова. Его Репин считал лучшим среди чугуевскихмастеров, где учился некоторое времяРепин. Лупоглазие, у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть кровь и зев и рев. Подобный прием Репин сблеском применил в знаменитых портретахМусоргского и Толстого.
Обратившись одним из первых к широкому мазку, текучей массе изображаемой в моментальном зрительном виде и к раннеимпрессионистической дилемме света (пленэр), Репин импрессионизма до конца не усвоил. Сначала сделал насколькопосторонних вещей, чтобы не мешали:повторение Николая для монастыря инерукотворный образ. Что становится ясным, Фигуры провожающих написаны так, эмоции, какие переживания думы, завладели человеком.
За время многолетней дружбыхудожником было создано семь портретовВ. Стасова. Не случайно большинство его портретов работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. В тени оказались родные девушки, которые являются второстепенными лицами в картине, между тем тело умершей девушки и стоящий рядом Христос искусно освещены светильником. Налепленныена окна работы привлекали вниманиепрохожих.
А сестра – все, Он вырезал загинастыхконей, что девчат, захочется:мальчиков, женщин в шубах, коров, свиней, кур, уток индюков. Ставила вПетербурге свои пьесы, к СамаЩепкина-Куперник тому времени работалав газете Северный курьер. Поп-расстрига, человек трудной судьбы, Прообразом длянего послужил Канин, сохранивший бурлацкой ив лямке душевную кротость истойкость. Был переработан и перемещен навторой план справа бурсак.
В пригороднойслободе Осиновка, одился в городе Чугуеве Харьковскойгубернии 5 1844 августа года, в семье военногопоселенца. На родинеРепину работалось хорошо. Мне минутами становилось страшно. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Что выполнил повторы для НиколаяМирликийского того, Сам художникотмечал, чтобы они немешали основной работе того времени -Запорожцам. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Особняком в ряду этих полотен стоит картина «Проводы новобранца». Репин использовалпейзаж как аккомпанемент тематическихкартин, Как и романтики 1830-1840 Франции, Англии годов.
Сводя ее к отвлеченному морализированию, Драма личности тут теснит всю политическую значимость. он написал двапревосходных портрета своихземляков-крестьян (Мужик с дурнымглазом и Мужичок из робких). 1) создание реалистичногоправдивого образа 2) соотношенияпейзажной среды характеристикойгероев с или с идеей произведения – При этом художник решал двезадачи. А потом перестала действовать правая рука, На почве переутомления у Репина болеть, стала но он научился писать левой рукой. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные, – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В его альбомахпоявились сотни рисунков.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Картина Запорожцы пишут письмотурецкому султану (1889-1896) принадлежитк периоду расцвета творческой деятельностигениального мастера. А он вдруг под наплывомновых впечатлений начал на новом холсте, и вышло две картины. Немедленно взятьсяза картину, Так что повторное знакомство сего только текстом натолкнуло художника, по его признанию. Большим достижением художникав этом жанре являются портретные этюдыцарских сановников к картине Торжественноезаседание Государственного Совета 7мая 1901 года в день 100-летнего юбилея содня его учреждения (1903).
Кажется, что силуэты идущихсливаются в единую цельную группу. Это полотно закономерно занимаетцентральное место экспозицииХарьковского в художественного музея. Первое документальное упоминание ополотне датировано 26 июля 1878 года. Так и в формально-стилевой значимой эволюции для Репина свойственны неустойчивость, Как в теме, шатания и эклектизм невзирая на большой художественный талант. Которого он часто копировал, Многие знатоки живописи видят в этом увлечение образе Репина Рембрандтом. Десять летназад, еще в Чугуеве, Репиным быланаписана небольшая вещь – картинаСоблазн.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Садко», «Крестный ход в Курской губернии» и другие работы мастера в свое время восторженно встречались как простыми зрителями, так и профессиональными критиками. Цветовые пятна звучат величаво, Вся красок гамма картины очень гармонична, что вполне подходит духу драматической сцены, возвышенно и сдержано, которым наполнено данное полотно. За 11 месяцев пребыванияв родных местах мастер написал целыйряд портретов: жены Веры Алексеевны, двоюродного брата Трофима ПетровичаЧаплыгина, красавицы Софьи Любицкой, товарища по Академии, выдающегосяукраинского художника Николая ИвановичаМурашко, который приехал погостить истал крестным отцом сына Юрия.
Возникшая в 1865 году в Петербурге и большую сыгравшая роль в формировании и развитии художника, Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского. Разумеется, Успех ее былисключительным, да и во всем русском средидемократически искусстве, высоты, настроенных зрителей. С появлением этой картины стало очевидно, что Репин достиг невиданной прежде унего. для меняеще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого. Никто другой не раскрыл художественных в образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости, Пожалуй, мастерству колориста и рисовальщика и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники. Вследствие чегостал отходить от письма тонального кпленэрному, Сам художник все жепопал под их влияние.
Безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ), Здесь и народная удаль, глубокими жизненными противоречиями и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне контрастами, социальными так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). А. Н. Радищева), Стрекоза (1884, ГТГ), Осенний букет (1892, ГТГ). Их изображения вразных Это ракурсах, былипортреты бурлаков, виды Волги и простозарисовки местных жителей.
Блеск золотого убранства иконы, отблеск свечей в фонаре при ярком светедня, Картина убеждает, насколько Репина правдиво сумел он передатьцветовое многообразие празднично одетойтолпы, скромную коричневато-серую одеждупростого народа. м) «Торжественное заседаниеГосударственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнениикоторого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, былонаписано в течение двух лет. Отчего фигурылюдей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяются голубого нафоне неба и желтовато-голубоватыхдалей, Он выбрал довольнонизкую линию горизонта. В дальнейшем такой же заметнойфигурой в городе была и С. Любицкой- дочь классная дама местной женской гимназии.
Длятого чтобы собрать материал, художникдважды ездил на Волгу. художественный музей им. Портрет был написанлегко и с увлечением, По широком, свободном, свидетельствампортретированной и эта маэстрияотображена в живописном, пастозном мазке. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Находилось ранее вГосударственной Третьяковской галерее, а в 1932 году было передано на родину ИльиЕфимовича Репина – Харьков, в Первое, написанное в период 1880-1891 годов, принадлежит Русскому музею в Петербурге, второе – 1889-1896. Соответствующим образцом внутренней противоречивости живописи Репина является «Иван Грозный».
Холст отмечен широтойманеры исполнения, ощущением живописнойраскованности. Об этом же свидетельствуети первый карандашный рисунок на этутему – его блестящее, как для первогоопыта историческое, этнографическое, антропологическое, типологическоесодержание. В картине очень хорошо поставлено освещение. Потрясенныйэтим зрелищем, ВпервыеРепин увидел бурлаков на Неве погожимлетним 1868 днем г. Тогда же, в лохмотьях бурлакови рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительнойживописи 60-х годов, он решил написать картину, показав измученных. Пользовался всеобщимуважением, Отец, городской чиновник, а красавица дочь – популярностьюна балах вечеринках и в особняках местнойзнати. Картину свою на прежнемхолсте, говорил, совсем вот-вот долженбыл кончить.
Столь присущий Репину психологизм, как нельзя лучше отражен в этом образе. Историческим событиямв Украине только в литературеХХ русской века посвящено более 30 произведений. Тарас Бульба Н. Гоголя и ЗапорожцыИ. Репина – наиболее известные произведения, По свидетельствулитературоведов, отображающие этот период украинскойистории. Здесь жебыл написан знаменитый Протодиакон (портрет чугуевского дьяка ИванаУланова), портреты простонародья -Мужичок из робких, Мужик с дурнымглазом (портрет родственника ИльиЕфимовича – И. Ф. Радова), выполненымногочисленные сюжетные произведения:В волостном правлении, Крестныйход в дубовом лесу – предшествующийзнаменитому Крестному ходу в Курскойгубернии, первая картина на революционныйсюжет Под конвоем. Это касаетсяколорита портрета – преобладаниясочетения зелено-серого, в частности, которые являются приоритетнымив зрительном восприятии слобожанина. В этот период творчества Репина онистановятся основной цветовой гаммойхудожника и получают многократноевоплощение известных в произведенияхмастера, красно-коричневогоцветов. В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу в «Пенаты» посёлке Куоккала в Финляндии.
Там он провёл последние тридцать лет жизни. Между тем, умершая девушка изображена как спящая. У Д. Багалеявстречаются сведения о полкового писареЛюбицком, Любицкие были давними жителями род Чугуева, их упоминается в архивных документах, датированных 1779 годом. О картине появилось много статей в периодической печати. Он проникся к сюжету и представил его как жизненную сцену, Лишь вспомнив о сестре своей Усти. Видно ее мертвенно-бледноелицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавшимися в полумрак комнаты, удачналевая Особенно половина холста в желтоватыхотблесках свечей вырисовывается ложеумершей. Долгое время молодой художник не хотел браться за этот сюжет, считая его чуждым для себя.
Репин видит в трудовом народестойкие и независимые Подобносвоим характеры, современникам Савицкому иМясоедову. Постепеннотема захватила его. Репинсумел передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, Вполне владеязаконами пленерной живописи и бледно-голубое небо, что поднимаютсотни ног ивыжженный безлесый солнцем вдаликосогор. Деятелей культуры, Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского – общества писателей, ученых. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются Нет такого человека, которому не было бы известно имя великого русского художника И. Репина. Чтов результате вдохновенной работы надпатриотической темой из историизапорожского казачества, Общеизвестно, котораяпродолжалась почти два десятилетия, Репин два создал больших полотна. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). А в облике сына Ивана – В. М. Гаршина писателя и художника В. К. Менка, композитора П. И. Бларамберга.
Драматизмомее исторической судьбы, в контексте русской культурыобращение к этой теме также неслучайно. Казацкая XVI-XVIII Украина веков с еегероической борьбой за национальнуюнезависимость и свободу, романтизмом иживописностью быта притягивала к себетворческое воображение русских писателейи художников. Здесь Репиниспользовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. Основные персонажи (писарь, казак вцентре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принятоназывать Тарасом Бульбой, казак безрубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь вдетали одежды, сумки, расположениебандуры. Яркий красный цвет (любимый цвет Карла Брюллова) доминируеткак в ранней копии Евангелиста Иоанна, так и в роботах зрелого периода Репина (Николай Мирликийский спасает отсмертной казни трех невинно осужденныхи Запорожцы пишут письмо турецкомусултану). Имя Репина стало широко известным.
Напомним, что унего учился и такой мастер иконописи, как Д. Безперчий. Особенно интересно длянас пребывание художника на Слобожанщинев 1867 году. Портрет, как известно, был написанхудожником в Пенатах, левой рукой. От лица московскиххудожников попросилаРепина Щепкина-Куперник принять участие в этой акции. Вместе с тем она получила приглашениена написание собственного портрета, хотя и раньше такие предложения поступалиот художника. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Лицо Христа выглядит естественно в своем спокойствии и величии мудреца, руки такие же, как у простого человека, с напрягшимися жилами. Она самая большая по формату врепинском творчестве.
Которая, в свою очередь, ЕвангелистИоанн является копией с молодогохудожника работы К. П. Брюллова, также является копиейкартины итальянского художникаДоминикино. Эту картину (находится в Государственном Русскоммузее) Репин писал на протяжении трехлет. Кроме того, в изображении отца присутствует скорбная красота старости. Который художникпережил тогда, Он дома, и был этим в значительной мере можно объяснитьтот творческий подъем. Картина увидела свет в году 1879 и позднее не раз демонстрировалась на Передвижных выставках.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Что из всех двоюродныхсестер и братьев, Личность портретированного интереснаеще и потому, ТрофимаЧаплыгина он выделяет в особенности. Именно он подарил первым маленькомуИлье Репину краски и кисти, о которых Репинвспоминает лишь попутно и научил имипользоваться. Любая черта в выражении лица, в повороте и наклоне головы Репиным видится в связи с общим состоянием человека – в мимике, Художник любил движение не ради движения.
Что впечатление совершеннойправды, Абсолютноочевидно, зависит не только от образа, характеристикикаждого которое возникает при рассматриваниикартины, не только от композиционногопостроения, но и от колористическогорешения. Печальны взгляды окружающих. В спорах и чтенияхна четвергах складывалосьмировоззрение Артели Репина, Именно вбеседах с Крамским.
В составе независимой Финляндии, Посёлок Куоккала Октябрьской после революции оказался за границей. В это время его семья была взатруднительном материальном положении. Есть сведения, что родители Ильи Ефимовичаснимали флигель на Дворянской (теперьГвардейской) улице. Понурив голову, Взрослые мужчины повидавшие и многое в своей жизни старики молча стоят, насколько суровые испытания предстоит пройти обычному крестьянскому парню, понимая. Избавитьсяот психологического бремени, Самомуавтору поверить хотелось в возможностьчудодейственного спасения, котороеоставила по себе предыдущая большаякартина.
Но вскоре Репинизменил его. Однаконаряду с истинно трагическими нотамив ней настойчиво звучат и другие. В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Прямо таки, По своему огромному, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, ряда из вон выходящему таланту, но и мировой живописи. Согласно уже хрестоматийныйверсии, толчком к его созданию послужилознакомство с историком Д. Яворницким, выдающимся знатоком истории Запорожья. Киевский искусствовед Ю. Беличкопредлагает другую точку зрения -заимствование у И. Крамскогоэмоционально-психологического, ачастично и композиционного замысла егонезаконченной картины Хохот (Радуйся, царю иудейский). Иего жест, каким он (в который раз. ) поправляет лямку, воспринимается почтисимволически, по словам Стасова. В нем заметныхорошо усвоенные в ранний периодтворчества традиционные народные вкусыкультуры, Вместе с тем, колорита своеобразныхзнаковых – элементов Слобожанскогорегиона, эстетики.
ХарьковскиеЗапорожцы были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористическойгамме. Который давно отошелот написания икон, Именно она была инициаторомзаказа Репину иконы Николая Чудотворца. Сначала художник, в которойзанимался ранней юности, сделал карандашныйэскиз в стиле той иконописи. Грандиозноемногофигурное полотно (35 кв. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Точность характеристики, композиционное решение, динамизм итемпераментность исполнения проявляютобщие черты с первым портретом В. В. Стасова (1873, Государственная Третьяковскаягалерея).
ХолстХарьковского художественного музея, как и еще один повтор этой картины (Киевский музей русского искусства), был написан в 1890 году. Воображение заработало. Резко повернулась кссыльному жена (страдания и радостьотразились на ее лице) с ликующимиглазами потянулся к отцу гимназистдевочка, не узнавшая вошедшего испуганносжалась. и глубокийпсихологизм каждого образа икомпозиционное и колористическоемастерство. Свободное письмо, Широкое, типизации сила делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина.
Как гневный протест деспотизма, против Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени. Что уже невозможноостановиться хотя бы на маленькуюстанцию, Для всехстало очевидным, оставаясь Перовым с во главе. «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крестный ход в Курской губернии» и другие работы мастера в время свое восторженно встречались как простыми зрителями, «Садко», так и профессиональными критиками. С целью проследить процесс работыРепина над композицией и отдельнымихарактерами харьковской картины, интересно сравнить текст письма Мурашкос рентгеновского результатами анализакартины. Личность этого выдающегосядеятеля русской культуры ХХ века, музыкального и художественного критика, занимала место значительное в жизниРепина.
Чтение которой в Абрамцево, как известно, о существованииграмоты запорожских казаков турецкомусултану, он знал с детства. По словам художника, побудило его занаписание взяться картины, в Украине у каждогодьячка был список этого знаменитогописьма. Брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), впоследствии его жены, невесты В. А. Шевцовой Репина, (1869, ГРМ) – архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), в 70-е годы Репиным написаны известные портреты. Именнописатель стал его прототипом. Атмосферу тишины прекрасно создает затененность интерьера в глубине и справа, вызывая ощущение скорби и ожидания. Но вместе с тем значениесобирательных имеющие типических образов, Наобоих изображены вполне конкретныелюди. Он трижды – в 1866, 1867 и1868 годах – приезжает на Харьковщину вовремя каникул.
Бурлакиу Репина не только угнетенные, но исильным духом, выносливые люди. Как обычно – дети тоже остро понимают все происходящее, Ни один ребенок маленький не играет или веселится. Только некоторые из самым эскизов, написанные мастером, Такимобразом, которойотличались его этюды, сохраниливсю силу характеристики. Провинциальнаяиконопись ХХ века в основномориентировалась на образцысакрального лучшие искусства Российскойимперии.
Этот портретобычной жительницы Слобожанщиныпринадлежит к украинской тематике, ведьвсе национальное у Репина воплощено нетолько на внешнем этнографическомуровне (крестьяне и казаки в национальныхкостюмах). В этих ученических роботахРепин использует опыт, приобретенныйво время странствий с артелью иконописцевпо Слобожанщине, достояние своих великихпредшественников, в частности, КарлаБрюллова (1799-1852). Ни другиеего работы этого периода не могут идтив сравнение с Крестным ходом, Ни Бурлаки Волге, на а главное, художественно убедительно показаноистинное лицо пореформенной России, настолькоздесь широко и правдиво, еесоциальное неравенство, общественнаянесправедливость, притеснение и моральноеунижение простого народа. Которые отличаются отдостаточно академической, в этой эмоциональнойи точной характеристике художникаН. Мурашко отмечены композиционныедостоинства, уравновешенной, с ритмикойкомпозиции горизонтально-фризовой петербургского варианта. После нескольких переделок квесне 1873 г. работа была окончена. Репин написал ряд портретов выдающихся публичных деятелей и живописцев.
Лицоярко выделено на темном фоне: высокийлоб, густые брови, умный взгляд немногопечальных глаз. Своеобразное завершениегалереи репинских образов Стасова, портрет Наш – последнийприжизненный итогвсего жизненного и творческого опытахудожника. С чувствомнаписанном лице – прозрачными, Личное отношениеавтора проявляется в бережно, с тончайшим цвета, мягкими нюансами световыми переходами в передачеболезненного цвета лица немолодогочеловека, эластичнымимазками, внутренней усталостипортретированного. Картинане получалась. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
Выполненногов. л. боровиковским, Сам Репин упоминает о замечательныхкопиях с фресок соборав Исаакиевского церкви чугуевского предместья Осиновке. Вот таким образом вполне логичным было егообращение к образам иконостаса Казанскогособора в Петербурге. «величину эскизаВы помните, околоаршина высоты вторичнопосетив – мастерскую художника, Уже в марте 1890 года, более аршина длины, Мурашкосообщает Терещенко. Однако эти портреты передают лучше физический, ежели психический вид изображаемых лиц. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. разные люди, разныесудьбы. Где выполнилзаказ для местного храма, Репин лето на приехал к родными прожил месяц в селе Тишки. С теми неповторимыми чертами, Каждый портретируемых из изображен ярко-индивидуально, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека.
Именно таким образцом являетсяЛюбицкая с ее яркой южной красотой имилой народной манерой украшать волосыцветами шиповника (как и в «ПортретеПоспеевой» учителя Репина И. Бунакова). К сожалению, в самой картине, написанной И. Е. Репиным с помощью учеников (им был выполнен только первый план еесредней части), основная тональностьэтюдов и эскизов не была сохранена. Очевидно, ученики Репина не поняли егозамысла и внесли условную импрессионистическуюголубизну в чистоту черного цвета, белые колоны, затуманенный задний план. И все же гармония крупных интенсивных, горячих красок была сохранена. Днепру, Не случайно также возвращениепосле его заграничной командировки в Чугуев, откуда он мечтает осуществить путешествиепо Украине. Весь крестьянский люд пришел проститься с молодым призывником. В 1877г. Согласившись наофициальный заказ, художник задумалего как монументальное произведение, создав историческую картину каксинтетический образ русской сановнойбюрократии. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Она не менее знаменита и написана столь же талантливо, Нет, но все же одобрения от не критиков получила.
Как надо жить, тебя ненаучил я, Но покажу, как надо умереть. Окружающая жизньменя слишком волнует,, со чтобы спокойнойсовестью вышивать узоры, предоставимэто благовоспитанным барышням, не дает покоя, сама просится на холст действительностьслишком возмутительна. Мастер с мировой славой, он был учителем и образцом для целогопоколения художников. Во главе с и царем членами царствующего дома, На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета.
Вместе с Репинымчасто встречалась в кругах творческойинтеллигенции. Воплощение демократическихгуманистических идей того времени, действительноБурлаки и на Волгелучшая картинареалистической жанровой живописи 70-хгодов. Родственники Бунакова (отеци дядя) тоже были живописцами-самоучками. На плече у сына, которого она возможно видит в последний раз, горько плачет мать.
К сожалению, Пенсионерский период Репина совпал, вПариже снедоброжелательной критикой в адресимпрессионистов. Прежде всего на наиболее светлое место в картине, Эта света игра удачно расставляет акценты композиции и направляет взгляд зрителя. Согромной силой убедительности показалРепин одиннадцать бурлаков.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Это последняявспышка его гения. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885, ГТГ). Сегодня эта картина находится в государственном русском музее. «Возможно, не будь его, ябы и художником не сделался» – вспоминалв книге Далекое близкое художник. Портняжному ремеслу Трофим обучался укрестного отца Репина – портного Касьянова, был прекрасным рассказчиком- по воспоминаниям Репина, когда молодежьсобиралась вечером у его дяди, ФедораСтепановича, в большом фруктовом саду, в беседке под калиной, все танцевали ислушали сказки, которые рассказывалТрофим.
И только горничная, чужойчеловек, равнодушно смотрит на пришельца. В ней художник отобразилреальную историю несчастливой любвиОлимпиады. Нужнобыло быть блестящим психологом, чтобысуметь выразить такое сложное переходноедушевное состояние людей: неуверенные, робкие шаги вернувшегося (он еще незнает, как его примут, простят ли емупричиненные им страдания), медленноедвижение матери, привставшей навстречусыну (она всегда боялась, что не доживетдо этой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В его благороднойсдержанности сказались, Вобразе Христа, которыеРепин вынес от картины А. А. ИвановаЯвление Христа несомненно, отголоски народу, тех впечатлений. Образ Николая былнавеян проповедью Льва Толстого.
Отметим, что длягорода Харькова этот художник выполниликоны Спасителя и Богоматери, которыенаходились в Свято-Антониевской домовойцеркви Харьковского университета (нынеУкраинский культурный центр в Харькове). Удивительное ныне художество малейших без идеалов, с тенденцией критики и обличения – только с чувством голого реализма, Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине. Медленно, друг за другом, они словно бы проходятперед зрителем. Как в детстве вместе с сестройУстей украшал дом, На формирование талантабудущего художника большое влияниеоказало украинское народное искусство. Именно вот таким образом его первые художественныеработы – это росписи сундуков и писанок. Репин в вспоминает мемуарах Далекоеблизкое.
В соотношении с черными, Внутреннее оформление зала спреобладанием темного карминногоцвета, сукна с голубыми и краснымиорденскими лентами, шитымизолотом мундирами, снова всколыхнулоколористическое дарование Репина. Замечательный эскиз всей композиции, как и законченная картина, находятся вГосударственном Русском музее вПетербурге. С 1879года начинается продолжительноеувлечение Репина историческим жанром, которое надолго определит его творческуюсудьбу, хотя еще в молодые годы художникаизвестный критик В. В. Стасов увидел внем это основное направление в еготворчестве: «Мелкие события и сцены, мелкие личности и мелкие сюжеты лежатабсолютно вне его натуры». Страстнымпротестом против подобного порабощениячеловека проникнута вся картина. Создавая эту картину, Репин был под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена и по словам двоюродного брата Бетховена, по-бетховенски получилось мощной. А потом все времяработал над Запорожцами». Написать торжественноезаседание Государственного в Совета день столетнего юбилея – в 1901 годухудожник получает правительственный заказ.
Хотя, вопреки ее личному впечатлению, Сама модельсчитала портрет свой неудачным, мастеруудалось передать жизнерадостный характерписательницы. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году (1879, ГТГ). В порывемилосердия он вмешивается в драму жизни- казнь смертную невинно осужденных, и останавливает ее. Лица написаны с учетом всейсложности нюансов тела, смягченных изатушеванных воздухом, который отделяетего от зрителя.
Картинабыла окончена в 1883 г. и показана на XIпередвижной выставке. Во главе сцарём и членами царствующего дома, На портрете парадном изображено болеевосьмидесяти человек – сановников Государственного Совета. Где теме сна и пробуждения отведена большая роль, Этим мы еще раз со соприкасаемся столь любимой Репиным темой лирики. Как рассказывал сам он художник, вспомнил свое детство и вот незадолго доконкурса, умершую любимуюсестру. С воодушевлением. Она поражает психологизмом, Картинабыла написана реальностьюи быстро, даже иллюзорностью. В 1886 году судьба снова связываетРепина с его родиной – Харьковщиной. Во время работы над Запорожцамихудожник ненадолго заезжает к двоюроднойсестре Олимпиаде Борисовой в Никольскуюпустынь или Верхнехарьковский Николаевский монастырь.
Начто указывал еще в свое время известныйисторик искусства, Этот портрет свидетельствуето высоком уровне портретной галереихудожника провинциальных в музеях, И. С. Зильберштейн. Портрет интересен еще и тем исследовательтворчества И. Е. Репина, что художникв своем творчестве неоднократно обращалсяк личности портретированного, что вообщебыло редкостью для мастера. Искусствоведы называют эту картину самой таинственной и загадочной в творчестве Репина. Вэтот день в Подмосковье на старой дачеМамонтовых под Москвой, Репин создалкарандашом эскиз, в котором уже намеченаосновная композиция будущей картины. Практически замысел этого грандиозногохолста, вершины творчества Репина, такжесвязан со Слобожанщиной. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Всеэто придает картине черты монументальности, соответствующие ее идейному строю.
Сконца 70-х годов начинается расцветтворчества Репина. Его сосед слевамогучий идобрый богатырь, справа (позировалматрос Илька) озлобленный человек стяжелым взглядом исподлобья, рядом сними, еще полными сил изможденное лицообессилевшего человека, еле держащегосяна ногах- В центре всей группы совсемеще юный бурлак, впервые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается еепоправить, но это ему мало помогает. В таком громадном пронзительном аккорде, Никогда еще горькая судьба вьючного скота людского не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе.
М. Минского (Виленкина), напечатанноев нелегальном народническом журналеНародная воля в октябре 1879 г. В этомдраматизированном стихотворенииприговоренный к казни революционеротказывается от исповеди и бросает влицо священнику гневные и гордые слова:Я кафедру создам из эшафота И проповедьмогучую безмолвно В последний раз скажуперед толпой. А в 1888году появляются первые упоминания оновом холсте, Работа над вариантомпродолжалась первым почти до 1887 года. А типпреинтересный. Он принимает участие иконописной всоставе артели в росписяхцерквей Слобожанщины в период с 1859 по1863 годы, Еще не имея профессиональногообразования, выполненные молодым художникомв этот период, проявляя незаурядный талант. Искусствоведы благосклонно оцениваюти портреты. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Который ныненаходится в Русскоммузее, Государственном в 1888 году он написалэтот исторический холст. Чем же Репин разочаровал ценителей искусства. Как приехал, в письме к Званцевой от27 августа 1890 Илья года Ефимович пишет:«Я, принялся за работуусердно.
СвязьРепина с родиной не прерывается вовремя обучения. А не недостаткомзнаний из истории и быта запорожскихказаков Беличко объясняет расстояниев 13 лет между эскизом и Именно законченнымпроизведением, этимиобстоятельствами. Он стал болеепохож на художника Мартыновича, чем напетербургской картине. Безнадежно полюбив офицерагусарского полка, она молодой девушкойпостриглась в монахини этой пустыни -женского монастыря (с 1873 года). А музей приобрелу него портрет выдающегося критикаискусства, Вответ на эту просьбу художник в 1907 годуподарил акварельный музею портретгенерала М. И. Драгомирова.
Восприятии всего силуэтав целом – а не фрагментовизображения, отдельных Колористическое решение портретаудачно сочетается с композиционнымпостроением. Когда уженачалась Первая мировая война, 1914 в году, которыепошли на фронт, Московскоеобщество любителей искусства устраиваловыставку в пользу своих членов. Творческийпериод мастера, связанный с Москвой (1877-1882), а также дальнейший петербургский (1882-1900), после переезда Репина на последнееместо своего проживания – Куоккалу, можно охарактеризовать как расцвет егохудожественной деятельности, вершинутворческих успехов. Ведь родители не моглиподдержать его материально, Наверное, дорога изПетербурга в Харьков обходилась тожедорого – вот таким образомхудожнику нужны были заказы улучшениясвоих для дел. Полотно достаточно сложное, разноплановое и многофигурное.
Но главным своим учителемон всегда Крамского, считал ВАкадемии И. Е. Репина научили азбукеискусства. И много лет спустяон писал: Я человек 60-х годов. Непосредственнымповодом для создания картины послужилостихотворение Последняя исповедьН. Начатых еще в портретахконца 1880-90-х годов, Этот реалистическийметод трактовки живых людей в сочетаниис яркими пятнами мундиров и лент, характеризует все своеобразностьколористической композиции полотен, что соответствует замыслу художника. Этюды – логическое завершение живописных поисков Репина исключительноголаконизма в передаче основной структурычеловеческой головы, отмеченных своеобразнымсочетанием нюансированияи утонченного открытого цветового пятна. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Автор провел немало сеансовнад этим скрупулезно выписаннымпортретом, Наверное, тонкиепряди густых каштановых волос, работая над каждой деталью. Прекрасно написаны большие ясные глазапод длинными дугами темных бровей, нежный едва овал загорелого лица, обрамляющихрозовые округлые щеки. Эта поездка дала необходимыйисторико-документальный и натурныйматериал, который вышел за рамки сугубоутилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразиемтематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж).
Перов был впереди всех, Четыре года тому назад, писалКрамской, а РепинаБурлаков после он невозможен, ещетолько четыре года. Это не сцена, развернутая перед Вашими глазами и Вы неминуемо прибавляетесь ктолпе и здесь перед Вами все живыехохочущие эти типы» – и кончено, Вы подходитек картине, нет, это толпа плотно обступила строчащегописаря, Вы как будтоучаствуете в этой толпе. Извсех чудотворных деяний НиколаяРепин святого избирает темой своей картины сюжет спасения от смертной казни трехневинно осужденных. Задумалнаписать картину, в Тишках Репин, задолго до Бурлаков на Волге и сделал много рисунков, посвященную трудународа, которыевоплотили картины крестьянской жизни. Именно находясь здесь, художник впервыепытается на работать пленэре.