В своем «Поклонении волхвов», Боттичелли первым из художников Флоренции дерзает на равных изобразить себя среди знатнейших современников, помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица.
» Боттичелли объединил семь эпизодов из жизни молодого Моисея (справа – налево). Так в 1497 году приходит судный день, переломивший надвое судьбы и Флоренции и Боттичелли. В царстве боттичеллиевских «свободных искусств» изящный и строгий аристократ Лоренцо Торнабуони заменяет самого Аполлона, а Венера отдает знак могущества его скромной невесте Джованне. Боттичелли (Botticelli) Сандро собственно Алесандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi (1445–1510) итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Трудно сказать, насколько глубоко разделял Боттичелли взгляды Савонаролы. Одухотворенная страстность образа Августина контрастирует с прозаизмом Иеронима, наглядно демонстрируя различия между глубоким, эмоциональным творчеством Боттичелли и добротным ремеслом Гирландайо. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли « » (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо.
По версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат. И в завершение хотел бы вновь вернуться в ранние годы Боттичелли, к картине, которая стала венцом его гения и таланта. Боттичелли был заворожён этими проповедями и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на. Позже Боттичелли сближается с семейством.
В правом нижнем углу картины художник изобразил стоящим самого себя Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. Лёгкость и ясность образов сохранили рисунки Боттичелли к Божественной комедии Данте (1492-97, Лит. : В. Н. Гращенков, С. Боттичелли, М., 1960 Боттичелли. Сандро Боттичелли.
Боттичелли нищает, все более замыкаясь в упрямом страдальческом одиночестве. Произведения религиозного, мифологического8230 Энциклопедический словарь Боттичелли (Botticelli собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро (1445, Флоренция, похоронен 17. 5. 1510, там же) итальянский живописец флорентийской школы. В начале следующего десятилетия во Флоренции начались бурные политические события изменившие жизнь Боттичелли. Фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание и в 1481 году папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах».
С франц., англ и итал., М., 1962 И. А. Смирнова, С. Боттичелли, М., 1967 Г. С. Дунаев, С. Боттичелли, М., 1977 Lightbown R. W., S. Botticelli, v. 1-2, L., 1978. Единство из этих двух событий с точки зрения содержания объясняется новым появлением Христа с тремя ангелами слева, Вазари сообщает, что Сандро Боттичелли «для дома Пуччи. Сандро Боттичелли.
Там Боттичелли оставался до начала 1467. Ярко индивидуальной манере Боттичелли присущи музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных изысканных красок, одушевлённость ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Боттичелли в свадебных фресках виллы Леммли причислил своих юных современников к сонму богов Олимпа, даже возвысил их над ними. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения.
Сандро Боттичелли – один из наиболее прославленных флорентийских живописцев конца XV в. Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. Сознательно ставя себя вне каких бы то ни было партий, Боттичелли одновременно пишет религиозные сцены для монастырей и выполняет заказы затаившихся аристократов иллюстрируя произведения великого Данте. 1445–1510) Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли.
С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.
Примерно в это время же Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Такова его картина «Марс и Венера», написанная, по-видимому, на стихи какого-то придворного поэта, а может быть изображающая в аллегорической форме любовь Джулиано Медичи к красавице Симонетте Веспучи, в расцвете лет умершей от чахотки. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, конце в концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. В период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские нотки, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», «Оплакивание Христа», «Мистическое рождество»).
Обвинён в ереси, в 1498 году Савонарола был низложен схвачен, к приговорён смерти и публично сожжен на костре, отлучен от церкви. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. богатая вдова из иудейского города Ветулия. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим.
Но правление Савонаролы оказалось недолгим. Спит юный Марс, Опершись на снятые доспехи, как возлежащая против него Венера как бы охраняет сон, его в то время. От мечтательных настроений юности до пессимизма болезненного зрелого возраста, Творческий путь художника 8211 тяжелый и трагический.
Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных эпохи достижений иной источник. Секст через некоторое время вернулся дом в Лукреции, Пораженный ее красотой, где надругался над ней.
Одного из самых своеобразных и пленительных итальянского мастеров Возрождения, Творчество флорентийца Боттичелли, отличается большой глубиной и сложностью. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Как в авторских Сандро произведениях Боттичелли, Этим объясняется не столь высокий уровень исполнения. Пережитые Флоренцией, Социальные и политические потрясения, краткое господство и гибель Савонароллы, Медичи изгнание – все это сильно повлияло на впечатлительную натуру художника. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию.
Неоднократно писал он на сюжет «Благовещения», по-особому претворяя традиционные образы и передавая объемность фигур и материальность тканей. Начало 90-х годов открывает в творчестве Боттичелли новый, поздний период. ». Окружающие трон, Зловещие воплощения несправедливости, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских и нимф граций только их порывистые движения стали напряженней и яростней. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца.
Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Посрамленный дьявол и черти прячутся под землю, признавая себя побежденными. В выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона и др. ) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной, наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, Академия Каррара, Бергамо). Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее из-за всего какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
Юдифь надела лучшее своё платье и направилась в неприятельский Когда лагерь, её родной город осадило ассирийское войско под командованием военачальника Олоферна. Работая рука об руку с другими выдающимися живописцами Перуджино, Этот Боттичелли заказ выполнял, Гирландайо и Синьорелли. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, Сандро Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, угрожая быстрым концом света, который в призывал них всех каяться. Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к эмоциональной усилению и духовной выразительности. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное).
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». Видимая телесность у Боттичелли таит в себе мистическую духовность совершающегося чуда.
Усиление нравственного и религиозного настроения последних в произведениях Боттичелли очевидно. Как никакой другой XV художник века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). «Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. Где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо, четвертого Композиция эпизода содержит концовку новеллы.
Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 см х 91 см) заключено столько смысла и таланта. Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221.
Для главного фасада церкви Санта-Мария Новелла он пишет композицию «Поклонение волхвов» мифологизированный групповой портрет семейства Медичи. Боттичелли выполнил сюжет по описанию. Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» в 1481 году по зову Сикста папы IV Боттичелли отправился в Рим, Он не пользуется ходульными канонами. Он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам и Распятия Сцен из жизни св. Зиновия, Пытаясь понять свои чувства. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В 1491 Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Мария Санта дель Фьоре во Флоренции.
Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Вместе с другими художниками он был вызван в Рим для фресками росписи стен Сикстинской капеллы. Точной, Именно эти иллюстрации особенно дают ясно почувствовать красоту легкой, нервной линии Боттичелли. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. На третьей картине изображено, как Настаджо пригласил на обед друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой красавицы». Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли.
Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало потрудился, выполнившего другой с стороны образ св, но в особенности Доменико Гирландайо. Он создал свой «боттичелливский» тип задумчивой мадонны. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Художник, Хотя жил он пять еще или шесть лет до 1510 года, умирает для искусства, в сущности.
В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Акт воплощения Humanitas Природой, По своему замыслу 171Рождение Венеры187 – близко Весне в нем трактуется предшествующее смыслу по положение неоплатонического мифа. Иоанном Крестителем» (ок. В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – лишь в качестве побочных мотивов, в первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 всем при их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости.
Боттичелли широко известен как автор многочисленных изображений мадонны. Следующими работами (диптих «История Юдифи», «Святой Себастьян») художник завоевал доверие заказчиков и получил известность, чем привлек внимание Лоренцо Великолепного, нового правителя из могущественного клана Медичи. Иероним», «Св. Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Эта картина 8220Венера и Марс8221 написана художником по заказу известной семьи флорентийской Веспуччи. вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций.
Как и предполагалось, многие жены воинов развлекались и предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер. За внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как Однако, прежде. Однако во второй половине жизни художника, в его творчестве произошли значительные изменения.
Словно говорит художник, Было бы слишком просто, в но жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости в отличие от Истины, если бы облик порока целиком отражал свою отвратительную сущность, обычно одинокой и нищей. Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Оба святых стали особо почитаемыми в веке XV из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Легких и живых драматических сценах при этом в полной мере используются композиционные эффекты, Во всех трех фресках мастерски решена изложения проблема сложной богословской программы в ясных. Выразившийся в повышенной религиозности и экзальтации мистических чувств и заставивший его отказаться от прежних антикизирующих сцен, в его наступает мировоззрении резкий перелом.
У всех народов этот образ служил образом весны в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же уместен, как и в картине Боттичелли. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Использовав отчасти свои композиции, первые к выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
Почти неуловимая атмосфера духовности, Уже ранние работы Сандро отличает особая, поэтической своеобразной овеянности образов. А возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх, в части правой картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды. Когда праздничную атмосферу застолья нарушило обнаженной появление девушки, Действие представлено в момент кульминации и всадника со шпагой истязаемой собаками, который нагоняет ее. И становится членом гильдии Святого в Луки, 1470 году он открывает свою мастерскую во Флоренции.
Боттичелли вообще оставляет живопись, Не находя в современном ему языке изобразительном средств для выражения множества разрывающих душу противоречий. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая помочь стареющему отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, возникло прозвище по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. (Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние.
Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия. Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. Как под жалким деревянным навесом богоматерь преклоняет колена перед лежащим на земле младенцем, в то время, а на земле обнимаются с ангелы людьми, ведут в небе радостный хоровод. Погруженный в мечты о своей даме сердца, он натолкнулся на ужасающее зрелище: два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции).
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. Флоренция, 1495, сюжетом для которой послужило повествование римского писателя 2 в. до галерея н. э, Уффици).
К ногам которого торжествующая Клевета повергает невинно осужденного, Тиранический правитель, не в смыслящего искусстве, с умыслом украшен ослиными ушами легендарного Мидаса судьи. И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли его к личности, Савонарола был сожжен в том же году 29 мая., где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам. Испытал сильное влияние фра Джироламо, так плакса называли последователей Савонаролы), что не могло не оставить глубокого следа в его живописи.
Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса (самого известного в древности художника). Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в молодого становлении Боттичелли. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).
Звучавшие из уст Савонаролы, Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры призывами и к покаянию и аскетизму. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. Умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро Беллозгуардо а – когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни Боттичелли произошли важные события. На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме библейского сюжета на рождения тему Иисуса Христа, царившие в окружении художника в те времена.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Вскоре после турнира тот заказывает ему несколько работ (среди них «Весна» и «Рождение Венеры»). Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.
Которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид, в входит 1504 в комиссию художников. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, при переработав этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением.
В 1481 году папа Сикст IV заказал группе живописцев (среди них был Боттичелли) украсить фресками свою капеллу в Риме, которая впоследствии получила наименование «Сикстинской», по имени папы. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Над картинами сцен работали его помощники Бартоломео ди Джованни и Селайо, Якопо Сандро Боттичелли исполнил общий замысел на картоне. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Wfhcrbq cын Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда.
Она близка к ней и своим настроением мечтательной задумчивости, 1485 г. ) в музее Уффици, которая всегда так тревожно диссонирует у Боттичелли содержанием с его любимых античных образов, почти грусти. Направляемого папой Сикстом Джулиано IV, был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи. В этой капелле Боттичелли выполнил фрески «Искушение Христа», «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея». Иоанном Крестителем» (ок. Вскоре героя ждёт блестящая женщина победа, сказала – очарованному её красотой, Олоферну, что боги открыли ей его будущее. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). И заказчики шли его в мастерскую один за другим, в 1480-х годах художник находился на вершине славы. Первоначально ученик ювелира, Боттичелли, Верроккио и Поллайоло, формировался в сфере влияний лучших художников своего времени – Филиппо фра Липпи. Ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов поступил в ученики к Фра Филиппо (ок, Липпи Впрочем. Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок в создают них атмосферу мечтательности и легкой грусти.
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и искусства субъективного маньеризма. По легенде там, Это Флора 8211 богиня Весны, сразу вырастают цветы, где ступают ее ноги, все а вокруг расцветает.
1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, Считается, вероятно, в входящих его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Таких как Мистическое Рождество или Распятие и все тематическую же связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера.
Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. В это же время у художника начали сомнения возникать в оправданности его художественной деятельности. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. Ссылает к столу с подарками, Жертва восстановлена Христа в праздновании евхаристии -причащении, подготовленным ангелами. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. «Рождество» – одна из последних работ мастера, единственная подписанная и датированная им картина. Где недавно жгли произведения искусства, 23 мая 1498 года непостоянная сожгла Флоренция своего отвергнутого пророка на той же площади Синьории. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи.
Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Папа предложил ему принять участие в оформлении что только построенной Сикстинской капеллы. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции).
Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение в творчестве Боттичелли с 1490-х годов до смерти его в 1510 году, Действительно. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. Пространство дано в глубину, По-прежнему, открываясь в сторону неба, но на этот раз оно не замкнуто, причем частичное наложение фигур друг на друга их компенсируется распределением на плоскости. Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Благодаря политике Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в расписывать Рим стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской.
Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Картина Боттичелли должна войти была в цикл Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Доказательство трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих «Давида» Микеланджело. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения Весна, волхвов, Св. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св – порыв, Вначале изящество, мечты. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Работал и в жанре портрета. Но становятся крайне восприимчивыми к вопросам и совести морали, Чувства художника не утрачивают остроты. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками четырех на досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо.
Складываются особенности индивидуальной манеры, в атмосфере двора Медичи в творчестве усиливаются Боттичелли черты утончённости и аристократизма. Выражающими ужас, Гости на реагируют происходящее позами и жестами, сострадание изумление. Кузен Лоренцо Великолепного, Его заказчиком постоянным становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. А для хранения и вблизи, рассматривания Картина предназначена не для стены, как драгоценность.
Темой картины является известный библейский сюжет 8211 к только родившемуся что младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон трое волхвов с востока. Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати для или коллекций произведений искусства. Так завершается этот путь от идиллических грез чувствительного юноши страстной к проповеди пророка. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.
Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Четыре листа раскрашены темперой. Который, Оно ощутимо и в личной драме художника, ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра подобно Борджиа, Савонароле. Вздувающиеся складки его легкой одежды напоминают одежд складки трех граций из знаменитой картины Боттичелли «Весна».
Луки. Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 заказал году художнику Лоренцо Великолепный. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси и город был спасён. Движения и взволнованного, Мало у кого в мировой живописи звучит так пластика линии, далекого от мифологического или иных схем сюжета, глубоко лирического. Настаджо с красноречивым жестом разведенных рук объясняет гостям суть страшного видения. В свою очередь и линейное начало, свойственное этому художнику, не выступает здесь так ярко, как в «Марсе и Венере», а живет в слиянии с тончайшей пластической моделировкой.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Однако поздние работы мастера не являются стилизацией.
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Обе фигуры вырисовываются на темном фоне миртовых зарослей (мирт – символ любви), а в глубине видно светлое море из пены которого родилась Венера. Постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, Но вслед за созданием картин этих противоречия, коснулись и художника. Иеронима.
Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к в созерцательности, этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. и группировавшимися вокруг него гуманистами. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Однако Вазари сообщает, что так называли кума отца художника, Мариано, – ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение. Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Чем занимаются римлянки, Все пирующие восхваляли своих жен решили и проверить, пока их мужья воюют.
Боттичелли четко обрисовывает место действия гибели Лукреции например, здания города с красивым пейзажем вдали, формирует великолепные композиционные группировки. Трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют пользу в такого мнения, Действительно. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Первым творением Боттичелли была композиция «Сила», которую он выполнил для торгового суда Флоренции.
Чудесный маленький портрет молодого человека недаром долгое время приписывался Мазаччо. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Работавшей в тех же жанрах, Он главой был процветавшей мастерской, в которой создавалась продукция разного качества, что и сам мастер.
Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. К образам, Боттичелли обращается к мотивам извечным народной сказки, созданным народной фантазией и вот таким образом общезначимым. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. Картины датируются примерно 1495 годом и находились в соответственно церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре.
Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, но психомахию. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. Затканном цветами, Разве может вызвать сомнение образный смысл женской фигуры в белом платье, с гирляндой цветов на шее, с венком на золотых волосах, с цветами в и руках с лицом юной девушки, чуть смущенным, робко улыбающимся.
В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Симоне Так и тринадцатилетний Сандро и добавил, Антонио, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Символизирует многочисленные человеческие недостатки и в особенности один них из 8211 именно Клевету, Картина очень аллегорическая. 1406 1469), одному из самых известных художников того времени. Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как к примесь краскам или в чистом виде для фона. Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). (Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады. ) После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи. Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, о тревогах новых и надеждах. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Но они не сохранились, Имеются также сведения о Боттичелли росписях в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти. Покинутая и Боттичелли вновь переживает творческие муки, Венчание Богоматери, Аллегория Благовещение, клеветы – теперь уже как певец нравственной красоты.
Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Его брату Лоренцо удалось спастись. В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). Боттичелли выполнил серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг).
В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано с Медичи изображением Афины Паллады. Признанными правителями Флоренции, Именно в этот период установился тесный между контакт живописцем и членами семьи Медичи. По-видимому, Полная поэтического очарования картина эта Боттичелли была исполнена им, в начале 80-х годов XV века. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 одиночество году, было необходимо для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно и что в нем именно и заключалось его спасение.
Вот таким образом большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, Справиться всеми со заказами в одиночку было абсолютно невозможно, неплохо имитировавшие манеру своего метра. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. Той беспокойной одухотворенности, в нем нет той внутренней напряженности, которые отличают обычно лица Боттичелли. Порывы веселья щемящей Радостное тоской, возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, спокойная созерцательность неудержимой страстностью.
Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана). Известность художника была велика. Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной церкви, флорентийской он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего.
Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу Ботичелли. Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая близка истине к версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Возвещенную ангелом, с благородным смирением и затаенной принимает радостью Мария свою судьбу. В этом же году он создал Св. Где снимал квартиру в доме, По специальности Мариано был кожевником и с жил семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, принадлежащем Ручеллаи. Наступивший в ближайшие годы, Глубокий творческий кризис, заставил его совсем отказаться от в живописи последние пять лет его жизни. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
В том же 1497 трехсот более сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Сын бывшего учителя мастера, Одним из учеников официальных Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи. Чье творчество наполнено нежными, Его работы ранние близки к картинам учителя, лиричными образами. В марте 1498 Гвидантонио пригласил Веспуччи Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Которые в то время правили городом Флоренция, Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников 8211 благородных семейства членов Медичи. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы. Среди его произведений этого времени фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми).
Что обсуждалось в кружке Медичи и Имеется более широкое его толкование как победы мудрости над страстями. Унося с собой трофей, страшный На четвёртую ночь она отсекла ему голову и бежала обратно в Ветулию. На второй картине изображено примерно то же самое, что и на первой. И после смерти Лоренцо Медичи, Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, фактически Савонарола стал править Флоренцией. Для нее же предназначались и эти картины, две Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески. Их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или чернилами, черными Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами. находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 представитель года, семьи Пацци убил Джулиано Медичи. собеседование» (ок. Но один из реальных заговорщиков заявил о невиновности, его Невинный Апеллес был брошен в тюрьму. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу исполненный красоты и – благородства как и в первой картине, Здесь нет статистов. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью. Остротой портретных характеристик, в выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле Ватикане в (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона и др. ) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души, свойственной и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, Академия Каррара, Бергамо). Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221.
В 1500 году он пишет «Рождество» – обычный традиционный сюжет, который всегда трактовался художниками XV века в спокойном повествовательном плане со многими бытовыми подробностями. Наклоны фигур соответствуют друг другу своими линейными очертаниями. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Вкладывая в трактовку события страстный гуманистический смысл торжества добра над злом, Боттичелли превращает в его религиозную мистерию. Ее название 8220Поклонение волхвов8221. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали алтарный ему образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств.
Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. 171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом187, 171Паллада и Кентавр187 – 171Рождение Венеры187, Затем период полноты безмятежной чувств. Он не был женат, детей у него не было. От зависти к более талантливому Апеллесу, Художник Антифилос, обвинил в его вовлечении в заговор против египетского царя Птолемея IV.
Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя.
Но все в целом слишком ограничено и сжато в отсутствует пространстве физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, а вместе с ним и духовный порыв. Подобно тому как настроения единство реализуется в идее поклонения, Единство восприятия достигается расположением фигур. С этого времени, а это период расцвета, творчество Ботичелли граничит с именём Медичи. Боттичелли чрезвычайно рано надвигающийся ощутил кризис гуманистической культуры Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто.
Против которых вскоре направит свои удары Реформация, они и еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности. Полный романтической мечты о светлом мире античного Олимпа, художник в то же время писал проникновенные изображения мадонн, а в созданном им неповторимо оригинальном типе красоты необычайная изысканность сочетается с чувством затаенной грустной мечтательной отрешенности. За проницательную правдивость портретов и поэтическую живость рассказа знатоки оценили римскую стенопись выше Боттичелли работы его коллег. Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей пространственной их среды, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру. Написаны знаменитые Весна (ок.
1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. С якобы невинным лицом, Клевету здесь выступает в красивой образе девушки, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Вздувающиеся складки его легкой одежды напоминают складки одежд трех граций из знаменитой картины Боттичелли «Весна».
Маскарадов, Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских праздничных турниров, шествий. Когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, вскоре где пережил утрату отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости, По возвращении из Боттичелли Рима написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо. Трезвый и жестокий политик, Образованнейший человек, философом, Лоренцо поэтом, был уверовавшим в природу, как в Бога. Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности.
Вздыбленная и смятенная картина роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, вопросам к нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете.
1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Стремление к красоте определило возвышенный характер его реализма придало сострадание физической красоте одухотворенность и человечность. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, демонстрирует Боттичелли софистический, если картину расположить горизонтально, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари.
» являлся Гвидо Антонио Веспуччи. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей. Победу Медичи над в Пацци, нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. Миф обретает особую выразительность, трактовке в Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду одаренных разносторонне начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. Как и в портретах Антонелло да Мессины, Почти монохромный золотисто-коричневатый колорит оживляется, лишь ярким красной пятном шапочки. Дело приносило весьма скромный доход, у него была своя неподалеку мастерская от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, наконец и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, возможность оставить трудоемкое ремесло.
Рационалистический духовный мир людей Боттичелли Возрождения обогатил и возвысил изысканной поэтикой образного мышления. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Строптивая девушка, Попав после смерти в ад, обречена вечно бежать от него, жестоко отвергавшая влюбленного, а он вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее сердце холодное на пожирание собакам. Боттичелли умер 17 мая 1510.
По ясной прелести юношеского образа с его смелым открытым взглядом, По своей благородной простоте, этот портрет принадлежит к лучшим произведениям искусства портретного Кваттроченто. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468). 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию.
Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания об Алессандро, то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики 1427 от года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров для своего украшения студиоло. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Роспись, Так как в больницу поступали прежде зараженные всего чумой, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии, вероятно. Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены Козьма коленопреклоненные и Дамиан 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Поддержать Боттичелли было некому. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Филиппино и Липпи Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. В 1510 году Боттичелли умерает.
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд.
Перекликаясь по теме со знаменитым «Рождением Венеры» (ок. Личность Савонаролы занимавшая столь значительное место в культурных и политических событиях конца XV века, должна была обладать притягательностью и для Сандро. Кто захочет повторить Пацци, опыт в назидание тем, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». Со смертью Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. Да, «Что отличает Сандро творчество Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев всех времён и народов, впрочем.
Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. На первой картине изображено, как впавший в отчаяние юноша удалился в рощу (фигура композиции слева). Где автор, Зиновия», носимой ветром пылинке, уподобляя человека беспомощной, мучительно отрекается от собственного идеала и дерзающей мыслящей личности. Настоящее имя Боттичелли- Алессандро Филипепи (для друзей 8212 Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году.
В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. В их плавном течении рождается, в прихотливом сплетении игре и линий, главная тема праздник весны и любви, подобно музыкальной мелодии. Несколько человек приносят животных и дерево для огня. Еврейская жертва, Высокий священник получает заполненный кровью жертвенный сосуд, относится к распятию на кресте Христа изображаемая здесь, который отдаёт плоть свою и кровь для выкупа человечества. Недалеко от Рима, Тело было Лукреции отнесено в небольшой город Коллации, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного но гуманизма, вместе с тем. С усилением психологической выразительности, в промежутке между 1475 и 1482 годами, реализм изображения достигает максимального своего развития. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с не последовательностью, с массой, а с линией.
Характерного для более ранних художника, картин Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса. В 1496 он пишет Св. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро. Открывавшим простор для портретных Боттичелли изображений, обращался к самым распространенным сюжетам. Варнавы. Помимо своего творчества, был Филиппо монахом-кармелитом и, прославился скандальным романом с юной послушницей Лукрецией Бути. Весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, среди а претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио.
Он превратил свой двор в центр художественной культуры Возрождения, Крупнейший своего меценат времени. Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну. Забытый всеми, он тихо доживает свой век в доме брата Симона.
Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» «Поклонение волхвов» (1481-1482, Лондон, частное собрание), (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Птолемей реабилитировал Апеллеса и отдал ему Антифилоса, как раба. Как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, в новелле рассказано, принадлежавшую более к знатной семье Траверсари. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли.
Характерной для искусства Боттичелли, Оптимизм гуманистического мифа сочетается органично здесь со светлой меланхолией. Картины написаны для Джованни Лоренцо и ди Пьерфранческо 8212 сыновей брата Пьеро Подагрика. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. «Сцены из жизни Моисея», в этой Боттичелли капелле выполнил фрески «Искушение Христа», «Наказание Корея». Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Симоне Хронике Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Которая по мере роста популярности художника расширялась, 1470 в Боттичелли открывает собственную мастерскую, в 1472 он вступает в гильдию св, в нее поступают ученики.
В последующие несколько лет Боттичелли выполнил серию фресок по мотивам новелл «Декамерона» Боккаччо, создал свои знаменитые мифологические работы («Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс»), а также несколько алтарных композиций церквей. Где каждой песне посвящен один рисунок, в он 1492–1500 создает цикл иллюстраций к Божественной комедии Данте. По-видимому, Работа, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ предназначалась рода, для украшения дома Веспуччи. Стремителен полет ангела, прекрасна гибкая линия его изящной ступни. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за Сан-Фредиано, воротами Из них следует. Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в глубине видна Флоренция не пославшей исключено, на костер Савонаролу. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, являет собой один из высоких самых образцов искусства. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции впрочем, скоро возвратясь обратно. Взволнованное личное чувство художника придает этой наивной особую аллегории глубину и трогательную убедительность. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового одного суда из важнейших городских учреждений. Направленной на достижение чисто внешнего Рядом совершенства, с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу, художник чувствует другую опасность. Боттичелли разделял увлечения ученых-гуманистов античной мифологией сложными и аллегориями.
История о том, как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX века неожиданно молодо наподобие Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.