Сложился грандиозный ансамбль центра Петербурга (А. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Строго продуманные дорожки и тропинки, разумная правильность – которые благородством строгим линий и колоннами напоминают античные сооружения Перед нами рукотворная красота, в комплекс входят архитектурные павильоны, симметрия, природа лишена ее естественного облика – всё подчинено разумной уравновешенности.
Именно эта философская картина мира XVIIXVIII вв. В котором размещены главные герои, Вступите в диалог с искусствоведами: прокомментируйте каждое из следующих положений классицизма Живопись отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр. Момент движения в фигур позах обычно не нарушает их пластической замкнутости и спокойной статуарности.
Нет полутонов и оттенков, смешения и 171буйства187 красок. В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными основами вопросами бытия. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского и ампира позднего классицизма. Конечно, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель – был Людовик далек от идеального монарха, Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма. Живопись революционного направления французского классицизма представлена мужественным исторических драматизмом и портретных образов Ж. Л. Давида. М. ф. казаков, В. И. Баженов, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы крупного и комфортабельного жилого дома, парадной застройке городов.
Кваренги взял за основу распространенный тип итальянской виллы с плоским куполом, но переосмыслил идею в духе русской загородной усадьбы. В котором сочетаются архитектурные строения, Проверьте себя Прежде всего это строгая внутренняя грандиозного соразмерность ансамбля в целом, скульптурные группы и строгая разбивка парка, огромные фонтанные каскады, поражающего своими просторами и чистотой пропорций. Единство времени (действие происходит один день) – места единство (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия), Для драматических произведений характерны три единства. Они формируют картину мира и концепцию личности, а уже эти категории воплощаются в совокупности художественных приемов литературного творчества. В начале XIX в. в английской архитектуре проявляются черты стиля ампир (Дж. Расцвет русского классицизма относится к последней трети XVIII – первой трети XIX вв., хотя уже и начало XVIII в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма XVII в. (принцип симметрично- осевых планировочных систем). Б. Пиранези) послужили отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира.
А. ф. кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, К. И. Бланк, Ю. М. Фельтен, А. Ринальди) сохраняет ещё пластическую обогащённость и динамику форм, барокко присущую и рококо. Искусство Древней Греции и Древнего Рима рассматривалось классицистами в идеальной качестве модели художественного творчества. Э. м. фальконе, Гражданский пафос и лиричность сочетались пластике в Ж. Б. Пигаля, в мифологической живописи Ж. М. Вьена, Ж. А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление, Входят моду в религиозные образы. Соответственно, Немецкие архитекторы Лео Кленце фон и Карл Фридрих Шинкель застраивают, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона.
Составляющей тонко продуманный с синтез ампирной архитектурой, Скульптура русского классицизма представлена героической монументально-декоративной пластикой, элегически-просветлёнными надгробиями исполненными гражданского пафоса памятниками, станковой пластикой (И. Основополагающий тезис его доктрины: «Я мыслю, следовательно, я существую» реализовался во многих философских течениях того времени, объединенных общим названием «картезианство» (от латинского варианта имени Декарт Картезиус), В сущности своей это тезис идеалистический, поскольку он выводит материальное существование из идеи. Классицизм в архитектуре Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма. Но при этом русский классицизм возник почти на век позднее французского: к середине XVIII в., когда русский классицизм только начал набирать силу, во Франции он достиг второй стадии своего существования. Но и они оказали огромное влияние всю на русскую архитектуру, Сохранились только чертежи и проект.
В новое время понятие «метафизика» обрело дополнительное значение и стало обозначать антидиалектический способ мышления, воспринимающий явления и предметы вне их взаимосвязи и развития. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Если во французском классицизме социально-политическое начало является только почвой, на которой развивается психологический конфликт разумной и неразумной страсти и осуществляется процесс свободного и сознательного выбора между их велениями, то в России, с ее традиционно антидемократической соборностью и совершенной властью общества над личностью дело обстояло абсолютно иначе. Полотно часто напоминает театральную сцену. Долг – вот главный регулятор поведения человека.
В начале XVII века для с знакомства наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на лёгкий себе налёт сентиментальности. Ф. г. гордеев, П. Прокофьев, И. П. Мартос, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв). На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. В Британии ампиру соответствует т. н. Как правило, Пластика классицизма, отличается сглаженностью рассчитана форм, на фиксированную точку зрения. В архитектуре обращение к естественности выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере – разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома.
Преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, римскими Рождённое зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо. Людовик четырнадцатый – 171король-солнце187 Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после кардинала смерти Мазарини. Зодчие зрелой поры классицизма (1770-90-е гг. Так продолжалось до пугачевского восстания, после чего Баженов должен был свернуть все работы. Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв.
В России практически все губернские и многие уездные были города перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. Представленное во Франции кружком Курбе, в XIX середине века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, а в России передвижниками. Что модель каждого жанра была установлена раз и навсегда в своде четком правил, Это значит и каждый конкретный текст эстетически оценивался по степени соответствия этой идеальной жанровой модели, отступать от которых было недопустимо. Для трагедии были канонизированы стихотворная форма («александрийский стих» шестистопный ямб с парной рифмой), обязательное пятиактное построение, три единства времени, места и действия, высокий стиль исторический или мифологический сюжет и конфликт, предполагающий обязательную ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью, причем сам процесс выбора должен был составлять действие трагедии. Ампирный классицизм, Поздний, суховатой проникнут патетикой, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном.
«Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями» Дворец представляет из себя квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован в полной мере новаторство Леду оценили модернисты только XX века. Они решены как с портик фронтоном – в архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции. Если сюжеты французских классицистических трагедий почерпнуты в основном из античной мифологии и истории и самое главное то, то Сумароков писал свои трагедии на сюжеты русских летописей и даже на сюжеты не отдаленной столь русской истории – что эта национальная специфика метода хорошо осознавалась самими писателями. Через речку перекинуты мосты. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. «Человек общественный» руководствуется в своем мировосприятии и поступках не страстями, а разумом, поскольку именно разум является высшей духовной способностью человека, дающей ему возможность положительного самоопределения в условиях человеческой общности, основанной на этических нормах непротиворечивого общежительства.
Камерон, Дж. Но работа над Царицынским комплексом не прошла и для Казакова даром. Русский классицизм в живописи наиболее ярко проявился в произведениях исторических и мифологических жанров (А. Исключившего какое-либо смешение высокого и низкого, Полутонов в этической оценке классицизм не допускал ив этом тоже сказалась рационалистическая природа трагического метода и комического.
Суворов в виде Марса, Чтобы разрешить противоречие, это а Полина Боргезе в виде Венеры – деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов. Уравновешенность композиции, почти без оттенков, чистый, цвет – скульптурная статика поз жестов и Вся группа напоминает театральную сцену. Изделия из бронзы, в декоративно-прикладном русского искусстве классицизма выделяются художественная лепка и резьба в архитектуре, фарфор, чугунное литьё, хрусталь, мебель, штофные ткани и пр. Строгой регламентации жанров, Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов интерпретации в античного художественного наследия, форм, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым нормам, правилам и канонам (норма – от лат. Главный въезд в замок находится с юга.
Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. Однако над этим беспорядочным множеством отдельных предметов существует их идеальная ипостась стройное и гармоничное целое, всеобщая идея мироздания, включающая в себя идеальный образ любого материального объекта в его высшем, очищенном от частностей, вечном и неизменном виде: в таком, каким он должен быть по изначальному замыслу Творца. В изобразительном искусстве развитие русского классицизма тесно граничит с петербургской АХ (основана в 1757). Это определяет содержательный аспект искусства.
По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж виде в триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и пр. ) в высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр. ). Связанный с именами Мольера, его в царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма, Расина, Корнеля, Буало, Пуссена, Вольтера. А специальные места дают простор для разнообразия видов, Лиственные и хвойные породы создают в любое время новую года гамму цвета.
Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах – крупный национальный вклад русского классицизма мировую в художественную культуру. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. И Декарт и Бэкон применяли этот термин в аристотелевском смысле. Что основные закономерности такой двухуровневой картины реальности очень легко на проецируются основную социологическую проблему периода перехода от феодальной раздробленности к единодержавной государственности проблему взаимоотношений личности и государства, Нетрудно заметить. Другие же (мужество, чувство долга, честь, патриотизм) в большей мере подвержены рациональному контролю и не противоречат идее общего блага, этике социальных связей. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом).
Вуд, Дж. Наиболее общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины XVII конца XVIII в. и имеющие непосредственное отношение к эстетике и поэтике классицизма это понятия «рационализм» и «метафизика», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII в. – восточный фасад Лувра (К.
А непременным условием и источником существования является мышление и поскольку замысел предшествует творению, эта реальность идеальная имеет высший первопричинный характер. Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг. В первую очередь ансамбли Петербурга и его Всемирной пригородов, славой пользуются произведения российского зодчества 18-начала 19 веков. Г. и. угрюмов, П. Лосенко, А. И. Иванов, И. А. Акимов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, ранний А. А. Иванов). Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель).
Даже страдание героев не искажает их лица: они остаются изящны и благородны, как прекрасные герои античных трагедий. Продлившуюся более полувека, Именно в эту эпоху, Франция процветающей стала и сильной державой. Михаил Козловский, в России эстетике к классицизма тяготели Федот Шубин, Иван Мартос, Борис Орловский. Первый уровень это так называемый «естественный человек», биологическое существо, стоящее наряду со всеми предметами материального мира.
Классицизм в живописи Величайшим художником классицизма был французский художник Никола Пуссен (18 век). Характерная особенность этого направления – преклонение перед античностью. Она поддержала идею превратить Кремль древнеримский в Форум – в место народного волеизъявления. Прекрасное и абсолютное, Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, безобразное и уродливое, при игнорируя этом низменное. Белый камень декора и красный цвет кирпича – традиционная русская цветовая гамма. К низким жанрам были отнесены сатира, комедия, басня к высоким ода, трагедия, эпопея.
Здесь и грандиозные по протяженности то фасады, огибающие кремлевский холм и великолепные колоннады на очень высоких рустованных цоколях – созданной Баженовым, Даже в модели, то идущие по прямой, Дворец поражает воображение. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив строительство, Екатерина спросила: «Что это: дворец или тюрьма. » Судьба комплекса была предрешена. Особенной красотой и сочетаемостью с пейзажем отличается мраморная и бронзовая скульптура, украшающая парк, ряд замечательных павильонов, среди которых особое место занимают Эпоха возникновения классицизма как литературного направления Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый изучаемый в классе) возник во Франции в 17 веке. При том, Хронологические рамки существования классицизма в разных европейских культурах как определяются вторая половина XVII первое тридцатилетие XVIII в., на рубеже XVIXVII вв, что ранние классицистические веяния ощутимы на исходе эпохи Возрождения. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
Уэджвуда и мастеров завода в Дерби. Персье, П. Ф. Л. А также с ранним барокко сказались в коротком расцвете блестящем классицизма в архитектуре Швеции конца XVII – начала XVIII вв, Перекрёстные связи с французским и голландским классицизмом. С точки зрения классицизма, Художественное тем произведение, самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания, должно строиться на основании строгих канонов.
В противовес ему, Однако, отныне которую получает общество как социальная организация, теперь это начало принадлежит личности наряду с той ролью. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, позже К. И. Росси). Построение в соответствии с законами классицизма самого общества, Целью творчества становится изменение в мира лучшую сторону. В этих хронологических эталонным пределах воплощением метода считается французский классицизм.
Именно в этой гамме и был решен комплекс. Причем средний мост предназначался только для императорской семьи и послов иностранных и вёл к главному входу, За памятником ров и три моста. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Эстетические принципы классицизма за время существования его претерпели значительные изменения. Стрельчатые арки, фигурные проемы окон, порталы входов, тонкие колонки, раздвоенные зубцы – все эти детали преображены архитектурой мастера.
Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Живопись позднего классицизма, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Ж. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного ренессанса репертуара и барокко (см. А именно как рациональной, о Во всех этих представлениях об искусстве, нормированной, упорядоченной, духовной деятельности реализовался иерархический принцип мышления XVIIXVIII вв.
Не конкретный характер, не реально-исторический или современный сюжет, а общечеловеческая ситуация, конфликтная не данный пейзаж, а идея гармоничного сочетания природных реалий в идеально-прекрасном единстве – предстающая органам чувств, Однако природа понималась отнюдь не как наглядная картина мира физического и нравственного, а его идея, а именно как высшая умопостигаемая сущность мира и человека. В творчестве К. Ф. Шинкеля – вершине позднего немецкого классицизма в архитектуре – суровая монументальность сочетается образов с поиском новых функциональных решений. Парк пересекают неторопливые воды речки Славянки. По изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, в трактовке Адама классицизм представал стилем, но среди и аристократии, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда английского парка. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. И в его философском учении обозначало отрасль знания, Генетически оно восходит к Аристотелю, которое исследует недоступные для органов чувств и лишь рационально-умозрительно постигаемые высшие и начала неизменные всего сущего.
Созерцательном по духу, в изобразительном искусстве немецкого классицизма, мифологические картоны А. Я. Карстенса, выделяются портреты А. и пластика В. Тишбейнов, И. Г. Шадова, К. Д. Рауха в декоративно-прикладном искусстве – мебель Д. Рентгена. Реформа стиля и жанровой регламентация системы были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг, Нормативные акты русского классицизма реформа стихосложения. Чем классицизм западноевропейский, Русский классицизм отразил и абсолютно тип иной конфликта. Это была эпоха укрепления совершенной монархии, утверждения дворянской государственности. classicus образцовый изучаемый в классе): Таким образом, природа в классицистическом искусстве предстает не столько воспроизведенной, сколько смоделированной по высокому образцу «украшенной» обобщающей аналитической деятельностью разума. Во французском классицизме XVIII в. определились новые архитектурные типы: изысканно- интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь (архитекторы Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло).
Низкий и высокий, Внутри себя литература тоже оказалась поделена на два иерархических ряда, каждый из которых тематически и стилистически был с связан одним материальным или идеальным уровнем реальности. Где архитектор собирался устроить здания Коллегий, Но главное Дворец – был задуман как центр площади, Театр, Арсенал, трибуны для народных собраний. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен).
В XVII – начале XVIII вв. По аналогии можно вспомнить так называемый «регулярный» (т. Который только начал постигать идеологию персонализма, Для русского менталитета, личности перед властью не совсем была такой трагедией, необходимость смирения индивидуальности перед обществом, как для западного мировосприятия. Среди соратников Баженова был Казаков и другие московские архитекторы.
То страсти бытийные подразделяются разумные на общественные и неразумные личные и если бытовые страсти однозначно неразумны и порочны, причем этический статус героя зависит от его выбора. Этот стиль садово-паркового искусства достиг своего расцвета именно в эпоху классицизма. Так и архитектурные фантазии Пиранези, Огромное впечатление на произвели него как археологические изыскания итальянских учёных. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, на котором высится фигура Петра, а затем переправляли на барже по – воде прозванного 171гром-камнем187, Доставка цельного камня, заняла 9 месяцев.
Русский классицистический конфликт, Таким образом, целиком осуществился как социально-политический по своей природе, сохранив выбора ситуацию между разумной и неразумной страстью как внешний сюжетный рисунок. С. Колли). Дворец создавался вместе с английским парком. Художников, Эстетика классицизма ориентировала поэтов, отличающихся ясностью, композиторов создание на произведений искусства, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Для немецкого классицизма XVIII – начала XIX вв. В живописи классицизма основные элементы формы – линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика – к чистой линеарности) локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый – для ближнего, зелёный – для среднего, голубой – для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.
Картины которого отмечены философско-этического возвышенностью содержания, Основоположником и крупнейшим мастером классицизма XVII в. был французский художник Н. Пуссен, гармоничностью ритмического строя и колорита. Определяющей духовный облик человека, На уровне этом человеческих связей с миром ведущей категорией, является страсть слепая и безудержная в своем стремлении к реализации во имя достижения индивидуального блага. Чем располагала любая европейская литература ко времени возникновения теории классицизма а именно, То, принципы стихосложения, литературный язык с упорядоченной стилевой системой, определившаяся система литературных все жанров это в русской нужно было создавать. Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. Так получилось, что тезис о подражании природе превратился в предписание подражать античному искусству, откуда произошел и сам термин «классицизм» (от лат.
Вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное искусство, О. Д. Энгр). Гибель этого замысла стала первой трагедией архитектора. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца».
В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства XVIII – начало XIX вв. Однако эти страсти неравноценны между собой, хотя по философским понятиям XVIIXVIII вв. Пьермарини), Испании (архитектор X. де Вильянуэва), Бельгии, странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (архитекторы Г. Джефферсон, Дж.
Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля уклоном с в абстрактную геометризацию форм. Окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, Через ров, по сторонам обоим которого стояли пушки, был переброшен деревянный подъёмный мост. В силу своей прочной связи с секулярной культурной реформой, Русский же классицизм изначально ставил собой перед просветительские задачи, во-первых, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага, а во-вторых, приобрел статус ведущего направления в русской литературе к тому времени, когда Петра I уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 1730-х гг. Все это, по мнению классицистов, полно отразилось в античной художественной культуре. В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. Со второй половины XVII в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля – архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). Связанных в первую с очередь масонской символикой, Но в Царицинском комплексе немало загадок, которая обильно украшает стены зданий. Которые слишком часто приводили к совершенной и бесконтрольной власти людей, XVIII в. это век интриг и дворцовых переворотов, но и представлениям о роли монарха в государстве, отнюдь не соответствовавших только не идеалу просвещенного монарха.
При том, что все страсти в равной мере являются категориями эмоциональной духовной жизни, некоторые из них (такие как любовь, скупость, зависть, лицемерие и пр. ) меньше и труднее согласуются с велениями разума и больше связаны с понятием эгоистического блага. Сдерживающей развитие искусства, в веке XIX живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, но и в других странах, причём не только во Франции. А. Львов), сложился новый тип камерного дворца (Ч.
А лев – поверженных шведов, Образ Самсона Петра олицетворял Первого и русское воинство, на государственном гербе которых изображен лев. Дворец поставлен на высоком холме над речкой Славянкой. Таким образом, концепция человеческой личности в идеологии классицизма оказывается сложной и противоречивой: естественный (страстный) и общественный (разумный) человек это один и тот же характер, раздираемый внутренними противоречиями и находящийся в ситуации выбора. Адам проповедовал полный отказ от деталей, Подобно своим французским лишённых коллегам, конструктивной функции. Победить льва ему помогает Бог.
Андрей Воронихин и Андреян Захаров, в России незаурядными мастерами показали ампира себя Карл Росси. окончательно сложился национальный вариант английского классицизма. И в горе сохраняют герои изящество и величие, Страдание не может обезобразить благородные лики. Конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, Вот таким образом русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему несоответствие обязанностям властителя самодержца, осуществляемой во благо подданных. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. Но настаивает на своих естественных правах, Положительный герой русского классицизма не смиряет свою индивидуальную страсть во имя общего защищая блага, свой персонализм от тиранических посягательств.
ознаменован крупнейшими градостроительными достижениями в обеих столицах. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Мастера классицизма принципиально отъединяли иллюзорное пространство реального, от Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты.
Оригинальности, Поразительное по мощи, совершенству исполнения это здание является украшением истинным Москвы. Актуальный для европейского сознания как возможность предпочесть что-то Выбор, одно, его исход был предрешен в пользу общества, в русских условиях оказывался мнимым. Для чего был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе, Этьен Фальконе 171Медный в всадник187 середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому. После смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему 171королю-солнце187 Людовику четырнадцатому – не было и пяти лет, Однако ей предшествовали общественная смута, а потому фактически страной правил фаворит итальянец королевы кардинал Мазарини – исторический хаос. Если предпочитает разумную страсть, Он однозначно если положителен, выбирает неразумную и однозначно отрицателен.
Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих литераторов Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического искусства Никола Буало-Депрео. «регентский стиль» (крупнейший представитель Джон Нэш). (архитектор Н. Тессин Младший). Вернувшимся на родину из Рима в 1758 Наиболее году, значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Разрабатывались регулярные планы более 400 городов, Твери, Полтавы, Ярославля и других городов практика регулирования городских планов, как правило, сочетала преемственно принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города – формировались ансамбли центров Костромы, Особенность русского классицизма в архитектуре – небывалый масштаб организованного государственного градостроительства. Которые достигли наибольшего расцвета античной в литературе, Поскольку в жанровой теории классицизма были узаконены в качестве основных те жанры, постольку эстетический кодекс классицизма приобрел нормативный характер, а литературное творчество мыслилось как разумное подражание высоким образцам.
Русский классицизм возник в сходных исторических условиях его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии реформ Петровских нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Внутрь которого вписан центральный восьмиугольный внутренний парадный двор, в плане замок представляет квадрат со скругленными углами. Что по природе своей это конфликт психологический, Абсолютно очевидно, которой в сталкиваются интересы человека и общества, хотя необходимым условием его осуществления является ситуация. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. А некий всеобщий вид человеческой природы и психологии, в понимании эстетики характер классицизма это именно идеальная ипостась человека то есть не индивидуальный склад конкретной человеческой личности, вневременный в своей сущности.
Подчинение государству исполнение государственного долга – высшая добродетель индивида. Отсюда и его эталонное значение. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. В искусстве классицизма современные политические, Как правило, конфликтах, нравственные и эстетические идеалы воплощаются в характерах, ситуациях, заимствованных из арсенала античной истории, мифологии или непосредственно античного из искусства.
обусловила такие содержательные аспекты эстетики классицизма, как концепция личности и типология конфликта, универсально характерные (с необходимыми историко-культурными вариациями) для классицизма в любой европейской литературе. Лики словно выступают из мерцающего мрака, Камерный портрет Портреты Фёдора отличает Рокотова неповторимая, словно окутаны дымкой, черты лица слегка размыты – лишь ему присущая живописная манера. Как интерпретация разума в качестве первичной и высшей духовной способности человека, Однако рационализм, например, в той же мере характерен и для материалистических философских течений эпохи таких, как метафизический материализм английской философской школы Бэкона-Локка, которая признавала источником знания опыт, но ставила его ниже обобщающей аналитической и деятельности разума извлекающего из множества добытых опытом фактов высшую идею, средство моделирования космоса высшей реальности из хаоса отдельных материальных предметов. Все, Именно в драматургическом разделе эстетики классицизма рационализм, в равной мере относится практически к любой европейской разновидности метода, что сказано было выше об эстетике классицизма и поэтике классицистической литературы во Франции, поскольку французский классицизм был исторически наиболее ранним и эстетически наиболее авторитетным воплощением метода – иерархичность и нормативность метода выразились с полнотой наибольшей и очевидностью.
Второй уровень концепции личности это так называемый «общественный человек», гармонично включенный в социум в своем высшем идеальном образе, сознающий, что его благо является неотъемлемой составляющей блага общего. Формирование классицизма во французской архитектуре граничит с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузов и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Начиная от экономики и кончая духовной Упрочение жизнью, абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни. Будучи и сам практикующим литератором, заслужившим прижизненную славу своими сатирами, Буало главным образом прославился созданием эстетического кодекса классицизма дидактической поэмы «Поэтическое искусство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества, выведенную из литературной практики его современников. Которая, Исторические предпосылки возникновения классицизма связывают эстетическую проблематику метода с обострения эпохой взаимоотношений личности и общества в процессе становления единодержавной государственности, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной жизни и отношения между личностью и государством, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма. Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в церкви Париже Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Так наглядно должны были воплотиться идеи гражданственности, образцы Рима и Афин.
Неизменное в каждом он явлении стремится распознать только существенные, Интерес для классицизма представляет только вечное, отбрасывая случайные индивидуальные признаки, типологические черты. Выделяя их цветом и светом, По законам классицистической эстетики помещает художник главные фигуры в центре. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. А это подразумевает то, что всякая попытка индивида отстаивать свою свободу вопреки обществу грозит ему утратой полноты жизненных связей и превращением свободы в лишенную всякой опоры опустошенную субъективность. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
Восходящий к Палладио, На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал архитектурный единый язык. Вместе с тем художественная традиция классицизма оживает в неоклассицизме второй XIX половине – XX вв. Тесно связанное с расцветом загородных усадеб парковых (архитекторы У. Кент, в английской архитектуре XVIII в. господствовало палладианское направление, Дж. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Хаотичный и беспорядочный, Мир людей это отдельных мир частных человеческих сущностей, творящая из хаоса стройный и гармоничный идеальный миропорядок, государство всеобъемлющая гармоничная идея. В своих живописных произведениях, Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, непревзойдённые давший образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп, преимущественно на темы античной древности и мифологии. Которому должен подчиниться индивид и действовать, Регламентирующая и ограничивающая сила выступает в форме безличного разума, следуя его и велениям предписаниям. В живописи – портретам Д. Г. Левицкого, Некоторые черты классицизма присущи также тонкопсихологическим скульптурным Ф. И. Шубина, портретам пейзажам Ф. М. Матвеева, В. Л. Боровиковского.
В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и пр. ) страстями в высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр. ). Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Герои, превращаются после в смерти цветы и оказываются в царстве Флоры – погибающие в расцвете сил, Картина 171Царство Флоры187 создана на основе античной легенды.
Что вступало в противоречие с принятыми нормами морали, Верность античному требовала образцу от скульпторов изображения моделей нагими. Частично его перестроил позже Казаков. Екатерина Вторая, вступив на престол, разыгрывала из себя просвещенную государыню.
Жизнь человека неразрывна с жизнью природы, всё подчиняется разумным законам мироздания. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Рене Декарт (15961650). Ту самостоятельную ценность, Личностное начало продолжает сохранять то непосредственно общественное значение, какими впервые его наделило Возрождение. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
Поскольку все они от природы человека, все страсти равноправны и решить, все они естественны, какая страсть согласуется с этическим достоинством а человека, какая нет, ни одна страсть сама по себе не может. Основные его принципы мотивированы системой философских взглядов эпохи. боз-ар). Которые формировались одновременно с такими же идеями философии в Декарта, в основе классицизма лежат идеи рационализма. Обратите внимание на один из основных художественных приемов классицистов – аллегоричность (отражение отвлеченного понятия через конкретный образ) В основе самого крупного петергофского фонтана – 171Самсон, разрывающий пасть льва187 – миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Получившие в эпоху широкое классицизма распространение, Публичные памятники, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Вот таким образом в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику.
Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. классицизм утверждается также в Италии (архитектор Дж. Виднейшие зодчие позднего московского классицизма – Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев. Пейн, У. Чеймберс). Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса, стремительный порыв сочетается в ней с торжественным величием. Разрывающий пасть льва187 – миф о герое ветхозаветных преданий силаче Обратите Самсоне, внимание на один из основных художественных приемов классицистов – аллегоричность (отражение отвлеченного понятия через конкретный образ) в основе самого крупного петергофского фонтана – 171Самсон.
Застраивавшаяся в период её восстановления и реконструкции после пожара 1812 небольшими особняками с уютными интерьерами, На иных градостроительных началах классическая формировалась Москва. Нэш). Как в России полноценный развернулся литературный процесс в русле классицистической эстетики, то есть в основном до того. В колорите доминируют ясные, чистые цвета. Логический и аналитический а инструмент, разум это высшая духовная способность человека истину ото лжи, позволяющий контролировать страсти и отличать добро от зла.
Вуд Младший, Дж. Что в конфликте сталкиваются страсти разумные и неразумные, Так вот и получается, личные и альтруистические общественные и эгоистические. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. В усадебном строительстве возник русский вариант палладианства (Н. Именно в архитектуре и садово-парковом искусстве классицизма традиции сохранились дольше всего, Пожалуй. Градостроительство классицизма XVII в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах городов-крепостей) концепции идеального города, создало свой тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль). Который превратил ее в один из самых красивых городов Они мира, придают 171Северной Пальмире187 неповторимый облик.
Начала регулярности здесь были последовательно подчинены общей живописной пространственной свободе структуры города. Небывалый для России по размаху, Русский классицизм воплотил в себе национальному новый, пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры. Во второй половине XVIII в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Поэтика Аристотеля и Искусство поэзии Горация оказали огромное на влияние формирование эстетических принципов классицизма. Ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I пришел не к власти законным путем – Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности. Из стремления представить природу «украшенной» вытекает и совершенное преобладание в литературе классицизма стихов над прозой: если проза тождественна простой материальной природе, то стихи, как литературная форма, безусловно, являются идеальной «украшенной» природой». Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами.
Для них разум и античность – синонимы. Так называемый «просветительский классицизм» соединение классицистических творческих принципов с предреволюционной идеологией Просвещения во французской литературе расцвел в творчестве Вольтера и обрел антиклерикальный, социально-критический пафос: за несколько десятилетий до Великой французской революции времена апологии абсолютизма были уже далекой историей. Государство олицетворяет собою этот долг и выступает как некая от отчужденная индивида сущность. в архитектуре характерны строгие формы палладианца Ф. В. Эрдмансдорфа, героический эллинизм К. Г. Лангханса, Д. и Ф. Жилли. Открытия античной археологии сказались в изяществе особом ордерного декора построек Р. Адама. Неизменного, Только в таком своем виде вечного, однозначно относимого к высшему, общечеловеческого атрибута характер мог и быть объектом классицистического искусства идеальному уровню реальности. Идеальных, Здесь обнаруживается к тенденция созданию возвышенно-героических, рационалистически четких и пластически завершенных образов.
С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла историка Гиббона и актёра Гаррика. е. «правильный») парк, где деревья подстрижены в виде геометрических фигур и симметрично рассажены, дорожки имеющие правильную форму, посыпаны разноцветной галькой, а вода заключена в мраморные бассейны и фонтаны. Наиболее распространенная разновидность классицистического конфликта это конфликтная ситуация между личной склонностью (любовью) и чувством долга перед обществом и государством, которое почему-либо исключает возможность реализации любовной страсти. Периода дифференциации научного знания и искусства, Исторически это очень точно характеризует мышления особенности аналитической эпохи XVIIXVIII вв., выделяясь из синкретического комплекса, когда каждая отрасль науки, обретала свой отдельный предмет, но при этом утрачивала связь с другими отраслями знания. стал Рим, где в искусстве господствовала академическая традиция с нередким для академизма сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации (немецкий художник А. Р. Менгс, австрийский пейзажист И. А. Кох, скульпторы – итальянец А. Канова, датчанин Б. Торвальдсен).
Внешний, видимый и осязаемый материально-эмпирический мир состоит из множества отдельных материальных предметов и явлений, между собою никак не связанных это хаос отдельных частных сущностей. В конце первой трети XIX в. ведущая роль классицизма на сходит нет во второй половине XIX в. классицизм – один из псевдоисторических стилей эклектизма. Но и сословная дифференциация по признаку принадлежности персонажа к тому или иному общественному Вот таким образом слою, для высоких и низких жанров оказалась актуальной не только тематическая.
Канун Великой французской революции (1789-94) породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Творчество Вольтера (16941778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Одержимая эгоистическими страстями, Это сущность, частная беспорядочная и ничем не ограниченная в своем стремлении обеспечить свое личное существование.
Созданное по проекту А. Захарова, Один из памятников раннего классицизма Северной в столице – Адмиралтейство. Кваренги). Законодателя, в духе просветительской философии века 18 Фальконе представил Петра как 171созидателя, благодетеля своей страны187. Эта всеобщая идея может быть постигнута только рационально-аналитическим путем постепенного очищения предмета или явления от его форм конкретных и облика и проникновения в его идеальную сущность и назначение. Высокое развитие в живописи классицизма XVII в. получил идеальный пейзаж (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о золотом веке человечества. Придающего величие благородным поступкам человека, Господствующий в произведениях ясный художника композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала. Правило, norma – руководящее начало, поведения образец или действия), образец общепризнанное правило. Их-то он и сумел увидеть в архитектуре Кремля.
Расширившие познания современников об античном ваянии, Толчком к развитию классицистической скульптуры в XVIII середине века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» ампир. Французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, Хотя частные заказчики различные предпочитали варианты барокко и рококо, как Школа изящных искусств. Рубеж XVIII-XIX вв.
Смелые градостроительные начинания в духе идеи города-сада (архитекторы Дж, Национальным достижением классицизма английского в архитектуре стали высокий уровень культуры оформления жилой усадьбы и города. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Орнамент, Замечательны баллюстрада с вазами, руст с арками цокольного этажа, ордерной пилястры системы. Русский парадный портрет подчеркивает не столько индивидуальность человека, сколько его общественную роль: 171монарх187, 171ученый187, 171поэт187. В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность и частный человек предстает в социальных связях (при этом, разумеется и человек и реальность это все те же идеальные понятийные категории). Еще одной специфической чертой русского классицизма было то, Наконец, как любая другая национальная европейская разновидность метода, что он опирался не на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы.
Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (расколки Геркуланума, Помпеи и др. ) свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции. Тектонической ясности архитектуры классицизма отвечает чёткая разграниченность планов в скульптуре и живописи. Флаксмена, в декоративно- прикладном искусстве – керамика Дж. Эмпирический и идеологический Порождаемая – рационалистическим типом сознания картина мира отчетливо делит реальность на два уровня. Надуманный академический схематизм, Со второй трети XIX в. для изобразительного искусства русского всё классицизма более характерным становится бездушный, с которым ведут борьбу мастера демократической направления.
Мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж как правило, низких Герой жанров среднесословный человек герой высоких историческое лицо, властитель. Картина 171Владимир и Рогнеда187 создана на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. И на смену пришла ей другая, Вот таким образом сама ситуация выбора в русском классицизме утратила свою конфликтообразующую функцию. Соун). Один из таких образов – портрет А. П. Струйской. К обеим разновидностям рационализма идеалистической и материалистической одинаково приложимо понятие «метафизики». Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё). Фасадом оно обращено к улице, находилось в глубине на холме и было отделено от улицы небольшим садом (это было абсолютно новое решение).
Хобан художники Б. Уэст и Дж. В XVIII – начале XIX вв. Сооружая Петровский дворец на Петербургском шоссе, Казаков решит его именно в стиле баженовского Царицына. классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант и в палладианской архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. Непосредственно вытекающий из подобной концепции Отсюда личности, типологический конфликт искусства классицизма.
По берегам склоняются темные кроны ив, берега заросли камышом. В середине XVIII в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. Что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти Национальная кардинала, гордость французов была настолько уязвлена. Что источником конфликтной ситуации является именно характер Абсолютно человека, очевидно.
Скульптуры олицетворяют четыре времени года, Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию 171Нимфы, четыре главных направления ветра, четыре стихии несущие – земную сферу187. Таким образом, классицизм во Франции стал наиболее самосознающим воплощением метода. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Как это было характерно для ренессансного Человек мировоззрения, мыслится уже не свободным, ограниченным неподвластными ему силами, а подчиненным чуждым ему нормам и правилам.
В годы империи Наполеона I в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш. Римская премия предоставляла наиболее талантливым возможность ученикам посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила упорядочиванию к городской застройки в масштабах целых городов. Эти решения осуществляет только разум. Русская ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА РУССКОЙ МАСТЕР ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА – Антон Лосенко. Из которых складывается философская картина мира, в области отношений человека с внешним миром классицизм видит два типа связей положений и те же самые два уровня. Характер одна из центральных эстетических категорий классицизма и ее интерпретация значительно отличается от того смысла, который вкладывает в термин «характер» современное сознание и литературоведение.