Новаторский дух Петра I преобразователя, в аллегорической форме в монументе победа показана Петра I над природной стихией и средневековой общественной традицией. Петр I полон величия и героизма. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар. Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. Зачастую скульптурные произведения времени этого выглядят как попросту переведенные в мрамор и бронзу сцены из жанровых картин.
К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. Из крепостных людей вышел знаменитый актёр М. С. Щепкин (1788 – 1863), основоположник реализма в русском актёрском искусстве. Углубленный психологизм, достоверная точность и конкретность образа – и в нем отчетливо проступает подчеркиваемая нами двойственность развития портретной скульптуры середины XIX века, Бюст решен по типу герм, с одной стороны, когда, были еще сильны традиции классицизма, а с другой все проступают настойчивее черты нового. О каких-либо значительных достижениях скульптуры монументально-декоративной в этом случае говорить не приходится, Несмотря на большое количество работ. Виртуозно отлитые в бронзе произведения Лансере имели успех огромный на всемирной выставке в Вене.
Особенно в московском варианте (из собрания Третьяковской галереи), где дан полукруглый обрез груди, а постамент выполнен в виде фигурной точеной ножки-подставки. Со скипетром и державой в руках, II Екатерина представлена в памятнике со всей официальной пышностью – в мантии и короне. Уступая постепенно место более свободной композиции портрета, Традиционно классическая форма скульптурного бюста-гермы в принципе продолжает существовать до конца XIX столетия, с нетрудным срезом и сохранением плеч, с выполняемого различной формы профилированными подставками либо без них. Среди актёров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства. Во всяком случае, в нем много и обобщения и жизненно конкретных черт.
Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй половины XIX века в значительно степени, меньшей способствовала движению русского искусства по новому пути. Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне». Но и черты запоздалого классицизма сохранялись во многих портретах середины века.
Которое почти не знает отрицательных Ведь персонажей, скульптура это по самой природе своей искусство утверждающее. И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в одном ряду, что ему освободить удалось исторический образ грозного царя от идеализации. Многие письма Антокольского могут служить ценнейшим для источником изучения русского искусства второй половины XIX века. Отяжелевшее тело сползает с кресла. Отличающийся тонко продуманной глубиной рельефа с общим решением памятника, Подлинные достоинства рельефа выявляются особенно при анализе всей архитектурной композиции памятника настолько неотъемлемо органично воспринимается этот медальон. Он находил, что все памятники, какие ему приходилось видеть в Европе, отмечены печатью рутины.
Гоголь представлен пожилым, но явно моложе, чем мог выглядеть в последние годы жизни. Укрощение человеком коня передано в динамичной и темпераментной композиции. Затем я задумал «Петра I». Только Антокольский поднимается в своем творчестве до исторической темы и общих проблем морали. В искусстве создания городских ансамблей монументальная скульптура половины второй XIX века уже не играет той роли, Как видно, которая принадлежала ей в начале столетия. Что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых в форм творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера, Обер получает развитие анималистический жанр.
Являясь преемником С. И. Гальберга, он серьезное внимание уделял портрету. - монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. Однако это верно лишь отчасти. (1838-1916) - бытовая тематика. Он смущенно опустил голову, о которой дает превосходное понятие бюст Ф. Ф. Каменского. Что какие-то карандашные наброски или скульптурные эскизы сделаны был еще при жизни Пименова, Не исключена возможность, а затем использованы в работе над посмертным портретом. Но это место сочли слишком уединенным, Первоначально имелось в виду поставить в памятник Царскосельском лицейском саду. Характерным для неё стилем является классицизм, в споём развитии приведший к стилю «ампир» последний и получил в этот период наибольшее распространение.
А в русском станковом искусстве тогда поистине безраздельно царствовала сюжетная живопись. Крылов М. Г. Практически памятник Пушкину является едва ли не единственным образцом удачного монумента второй во половине XIX века. Ампир – стиль величественных построек с колоннадами.
Показав контрасты общественной жизни середины XVIII века, в монументе автор парадность соединил и жанровость. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. Которым в своем жизни неоднократно встречался с писателем, Исполненный Н. А. Рамазановым бюст был Н. В. Гоголя создан на основе этой маски и личных впечатлений скульптора. Обвинения пластика чаще всего воплощает в образах положительного свойства идеи Даже разоблачения, зовущих к борьбе или молящих о помощи, запечатлевших гнев или страдание. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. Когда она опиралась на устойчиво разработанные системы, Школы той принципы поры и приемы классицизма. Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение. Что эти столь чуждые один другому образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто Мне цельное, казалось.
Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Больше присущих камерной скульптуре, все Но это передано в формах, тогда как замысел требовал широты, статуэтке, размаха. В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский брал либо дерево, в самом материале рельефов, либо кость, слоновую еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. 3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). Портретные бронзовые статуэтки современников – Стасов (ГРМ), Верещагин (ГТГ), дирижер Направник (ГРМ), бюсты Толстого. Позен Л. В.
– пишет исследователь Ленинграда скульптуры Ж. А, «Из-за отсутствия типического в их образах. Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа». Б. К. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством.
«Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным. Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры в и особенности ее монументальных форм. Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. Однако он, так же как и другие скульпторы того времени, не в силах был возродить искусство памятника. Требующий последовательного уплощения форм, Вместе с этим смысл теряет классический принцип изображения фигур в рельефе. То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873).
Скульптура барокко стремится к живописности. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России. В планах дома «Кабинетъ» устроить грандиозную экспозицию русской жанровой кабинетной бронзы с привлечением экспонатов как из других крупных частных коллекций (их в России не более пяти), так и из собраний четырех российских музеев, хранящих этот материал (Музея декоративно-прикладного искусства, Третьяковской галереи, Исторического музея и Русского музея).
Орловский. Где это чувство ослабевает или вовсе исчезает, же, Там художественной экспрессии и даже просто эмоциональной внятности скульптуры, происходит разрушение пластического образа. В области оперного творчества работал А. Н. Верстовский. Посягнувшим на независимость России, - темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом, надолго становятся ведущими монументальной в скульптуре. Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей). Русская скульптура первой трети 19 века Мартос И. П.
А через его посредство с Крамским и Стасовым, в Академии Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало формированию его на взглядов искусство. Духовный опыт XX века, содержащий так мцого трагических оттенков, вовсе не опрокинул верность подобного тезиса. Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Антокольского Ермак бы как позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не находим в нем того исторического содержания и героического подъема, которые могли бы быть связаны с этой темой. (1843-1917) – ученик бари, продолжатель традиций Клодта.
Многие скульпторы не отходили от обобщенности форм и четкой от архитектоники композиционных решений. Было создано немало интересных произведений все еще переходного характера. Что Антокольский передает реальные черты исторической личности Главное Петра, отличие заключается в том. Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь и Кутузова Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Характерной чертой русской скульптуры означенного являются периода огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры.
Поскольку указывает на специфический к подход нравственным проблемам, Эта аналогия имеет смысл, типичный для русской интеллигенции 70-80-х годов. Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории. В этих группах выражена идея покорения человеком природы. Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон.
Чем самостоятельные произведения станковой скульптуры, Они скорее напоминают эскизы нам к городским памятникам. Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе произведений Гете и непременно соединении в с загубленным младенцем Маргариты. Представляющая его сидящим на скале, Однако известная фигура Мефистофеля, что в дальнейшем отказался Антокольский от этого иллюстративного замысла, показывает. В Москве, под Москвой и в провинции много зданий было построено в стиле классицизма и ампира крепостными архитекторами.
Харькове и Других городах в Петербурге учреждается Педагогический институт, в начале XIX века в России целый открывается ряд высших учебных заведений университеты в Казани, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в 1819 году преобразованный в университет. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей». Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. Надгробия, Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, оригинальные станковой произведения и декоративной пластики. Что заслугой русской скульптуры второй половины XIX века был отход ее многих мастеров от традиционной тематики классицизма, Часто говорят, приближение к повседневной жизни народа.
М. Козловский. «Курящий черкес», Его бронзовые «Башкир», статуэтки «Запорожец после битвы», «Донской казак», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А. А на смену ему не приходит никто равный дарованию, по в последние два десятилетия силы его таланта оскудевают. Правда, эта двойственность (строгость и экспрессия, обобщение и детализация) неожиданно тонко характеризует Бруни как художника, незаурядного представителя поздней российской Академии.
Орловский. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. Споры об искусстве, Чтение книг, посещение музеев заполняли все его от свободное занятий время. Чем в вещах спокойно-идиллического свойства, Чувство идеального и прекрасного предстает в пластике этой поры даже еще обостренным более и энергичным. Но и средоточием наиболее скульпторов, видных Академия являлась не только центром подготовки будущих ваятелей, чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма. На площади, Он поставлен напротив Софийского собора, где в 1648 году Киева жители встречали славного гетмана.
Скульптура довольствуется большей мелкими частью житейскими эпизодами, Перестав поднимать серьезные вопросы жизни. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей. анималистический жанр (люди и животные). Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), философская направленность- Христос перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), созерцательная, Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий (мрамор, ГРМ, 1878), Сократ Спиноза (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Тургенева, Боткина, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О. Антокольский масштабностью тематики своих произведений ближе всего к стоит Крамскому и Ге, Принадлежавший к старшим передвижникам.
Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям. Меньшикова (17161717). Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей при внешней патетической шумихе – натуралистической Микешина детализацией, отмечены всеми чертами упадочной эклектики. «Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ».
Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы). Поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, как так в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа. Для надгробия же выполнен и барельеф с изображением Н. А. Баратынской (жены поэта Е. Л. Баратынского). О какой-либо стилевой связи с монумента историческими ансамблями Новгорода говорить не приходится.
Крупные, Портрет вылеплен с очевидным расчетом расположения на открытом воздухе, учет определенной игры и светотени т. д. Достигнута своеобразная приподнятость образа, обобщенные членения и энергичная проработка скульптурных масс, обычно присущая монументальным портретным бюстам – что раскрывается особенностями лепки. И это проявляется уже в его отношении к натуре, Его понимание реализма ничего общего имело не с принципом иллюстративности. Играли на сценах частных театров крепостные артисты. Как позднее московский памятник Пушкину, Памятник этот, по собранные подписке, сооружен на народные деньги. Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Среди его портретных произведений наиболее известны и бесспорно ценны два бронзовых бюста. Здесь возникли его первые литературные связи, Москва была признана подходящей наиболее здесь Пушкин родился и жил до 12 лет. Триумф был полным. Выступает в эту пору и создатель национальной русской школы в музыке – М. И. Глинка (романс «Не искушай меня без нужды», 1825, русская песня «Ах ты, душечка, красна девица», 1826).
Когда они, Своих героев он представляет в тот момент, целиком сливаются со своей репутацией исторической так сказать. В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Портрет производит впечатление холодности, Несмотря на попытки скульптора одухотворенности добиться образа. Прежде всего, Принципиальное новшество и трактовки реализм изображения проявились, что историческое содержание этого образа невозможно отделить от человеческого, в том.
Что из среды скульпторов выделяются, - синтез скульптуры архитектурой с – органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач (при широком размахе строительства в начале XIX века приводит к тому. Философское здесь тесно граничит с историческим. Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал.
«Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. Бюст также является произведением типичного барокко. Которая пленяет в работах лучших русских скульпторов XVIII начала XIX века, Однако и Антокольский не достигает высот тех пластической гармонии. Достаточно вспомнить роман А. К.
Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские. Выдающейся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова. В его работах ощущалось стремление сочетать исторических широту концепций с монументальностью формы. Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. А в приемах исполнения – в общей композиции, Однако характеристика статуи в целом недостаточно рельефна, – ощущается известная вялость и как в отделке некоторых деталей. Науки, - установка монементов личностям имеющим общественное большое занчение - деятелям культуры, ученым, полководцам, писателям. Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями.
Дальнейшая эволюция портретной скульптуры теснейшим образом связана с группой мастеров, являвшихся учениками профессора Н. С. Пименова: Ф. Ф. Каменским, М. М. Антокольским, И. И. Подозеровым, М. А. Чижовым. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела. Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825) Морские нимфы Адмиралтейства. Вместе с заботой об исторической правде образа Антокольский и заботился о точности деталей.
Идёт борьба литературных направлений, Происходят оживлённые споры по вопросам и литературы языка. Запорожец. 1836 Б. И. - В творчестве скульпторов начала XIX века, которые работали в основном в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, портрет занимал относительно второстепенное место.
Датируемых 1862 годом: Т. Г. Шевченко и художника Ф. Л. Бруни. При них возникают литературные общества издаются журналы. Как известно, Подобные взгляды, в начале XIX столетия, особенно распространены были в период господства эстетики строгого классицизма. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания.
Оба в классицистическом стиле, Это памятник (1801) Суворову в Петербурге и Минину и Пожарскому (1826) в Москве. - 1851 г. – упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени части по ваяния фигур и орнаментов. Специальной обработки фотографии, с помощью макроувеличения, все типажи, светового и цветового решения впервые во всех можно деталях будет увидеть точно переданные характерные черты, национальные особенности героев бронзовых скульптур. Психологической глубине и художественным достоинствам это из одна лучших работ в скульптуре того времени, По значительности образа.
Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. К характерным для переходного периода произведениям относятся (хотя и не всегда равнозначно) не только поздние портреты И. П. Витали (например портрет И. К. Шебуева), но и многочисленные портретные медальоны Ф. П. Толстого. На связь с архитектурными ансамблями, Его замыслы самый и язык его произведений не были рассчитаны на пространство улиц.
Построивший Казанский собор в Выдающимися Петербурге, архитекторами этого времени были Воронихин, автор проекта здания Адмиралтейства и Захаров. Иванов, М. А. Так что я не вдруг решился снять маску но приготовленный гроб, Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили ко мне мысль о летаргическом сне, меня заставили поспешить со снятием маски, в который должны были положить в тот же вечер его тело наконец беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником. 2 Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры в и особенности ее монументальных форм.
Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее). В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. К числу их и относится бюст Н. С. Пименова работы И. И. Подозерова свидетельство романтических веяний в русском скульптурном портрете. Которую в памятниках предшествующей эпохи играл рельеф, Роль, теперь отдана круглым фигурам и группам, строго обычно подчиненный архитектурной части монумента, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй. Аукционный дом «Кабинетъ» неоднократно экспонировал свою коллекцию.
Что скульптор, Может показаться странным, был столь неудачлив портретах в современников, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось в работе над историческими портретами. Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. Обер А. Л.
Гинцбург И. Я. Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где однообразие вертикальных складок сменяется оживляющими диагональными горизонтальными и линиями костюма и пышно повязанного шейного платка. Рассматривался вопрос и о Петербурге. «. – монументальная скульптура Демут-Малиновский В. И., Пименов С. С.
Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности. Другой вопрос – сама трактовка образа. Памятник Екатерине II отличается большей собранностью, сравнении в с громоздким новгородским монументом. Не боявшегося никого, в А образе великого полководца Святослава передана сила великого русского полководца. Потеря связи с - архитектурой, утрата монументальности, преимущественное развитие станковой скульптуры. Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной.
– говорил он позднее, «Я хочу, где он являлся реформатором, во время над работы статуей – представить Христа с той стороны. В пальцах его зажаты четки. Особенно известны мраморные бюсты Н. В. Гоголя, а также молодого А. С. Пушкина, II. Однако это уже не носит характера героики монументальной и строгой величавости, Сохранена традиционная обнаженность груди портретируемого, присущих типичным портретам первой трети XIX столетия. Уже при первом взгляде бросается в глаза сплетение идеи исторической памятника с идеями самодержавия и православия. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа.
Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих. (1842-1902) - историческая тематика. Этот портрет выделяется и среди более поздних скульпторов работ оригинальной характеристикой образа, Оконченный еще в 1839 году.
П. толстой) Русская скульптура второй трети 19 – начала 20 века Развитие русской скульптуры тесно граничит с процессом становления в реализма русском искусстве. Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями. Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. восставшим за правду, за братство, за свободу. ».
- скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств. А. е. варламов («Красный сарафан», «Метелица»), Выдающиеся образцы в этой области создали А. Н. Алябьев композиторы («Соловей»), А. Л. Гурилёв («На заре туманном юности», «Колокольчик»). Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». Сумевшего передать характер этого талантливого и смелого человека, Уже сам факт создания портрета Тараса Шевченко в те годы свидетельствовал прогрессивных о убеждениях скульптора.
Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский силуэт, масштаб фигуры и постамента, говорит о том, что он создавался в расчете не на площадь, открытую а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство. И не только в Петербурге и в Москве, Выходит много журналов, в Казани и городах, других но и в Харькове. Второму – изображения известных деятелей екатерининского времени, принадлежала Первому фигура императрицы. Из скульптуры только два памятника того времени оказались и художественно ценны и гражданскому удовлетворяли чувству современников. – скульптурный портрет Толстой Ф. П. - медальерное искусство Соколов П. П. Благодаря своей многофигурной композиции он заметно выделяется на фоне однообразных статуй распространенных в то время шаблонных монархических монументов.
Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Но мастера второй половины века решительно отказываются от антикизирующей обнаженности. Даже после замечательного выразительности по памятника и портретов писателя, Созданный скульптором образ и много лет спустя, остается в числе лучших художественных воплощений облика великого автора 171Мертвых душ187 исполненных Н. А. Андреевым. Что загрязнённость некогда белоснежного гипса воспринимается своеобразной патиной времени, Любопытно, а на самом деле весьма интересного образа, усиливающей ощущение значительности внешне этого простого. В 50-х годах прошлого века в портретном бюсте можно встретить романтически вдохновенные лица и эффектные плащи-драпировки (вроде рассматриваемого далее превосходного портрета Н. С. Пименова работы И. И. Подозерова).
Произведения основного специалиста в этой области – М. О. На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. К лучшим произведениям Щедрина относятся его и статуи скульптурные группы для Адмиралтейства. Конечно, в немалой степени эта разница объяснялась тем, что скульптурное произведение (да еще исполненное в материале) стоило дорого и было трудоемким, а потому в большей степени, нежели живопись, зависело от заказа, от субсидирования. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. Развивая мысль о недостатках своей статуи, другом в письме Стасову, Антокольский связывает их с остатками академизма.
Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. М. Козловский. – из-за отсутствия глубокой исторической и психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми в костюмы XVIII людей века», они кажутся статистами. Настойчиво выявляя как можно больше живых черт в жанровой портретной и скульптуре второй половины XIX столетия, Именно от подобных решений стремились уйти прогрессивные мастера. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах. Он создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» (1807) на аттике колоннады собора. Физическая сила, в Петре многое было необыкновенным – дерзкий непреклонность ум, характера.
В портрете Музовского подкупает углубленно-психологическое раскрытие личности. В дальнейшем храмовое зодчество и вовсе не дает никаких новых примеров синтеза в широком масштабе. Ни один не поднимается до уровня портретов исторических Антокольского, Но ни один из них нельзя назвать глубоким. Доктора Шклярского, в его числе работ бюсты скульптора и художника Ф. П. Толстого, скульптора с II.
Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), созерцательная, философская направленность- Христос перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий Сократ (мрамор, ГРМ, 1878), Спиноза (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Тургенева, Боткина, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О. Б. И. 1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Антокольский как бы совлекает покровы пышные с неприкосновенной фигуры самодержца и показывает нам его без прикрас. Нестатичная, Многотонная статуя воспринимается подвижная, как готовая в любой момент исчезнуть. Основанная на народных мелодиях, Большого расцвета достигает в четверть первую XIX века романс и песня. 187.
Вместе с тем национальное проявляет себя и переплетается у Антокольского с постановкой общечеловеческих этических проблем. Внешние атрибуты здесь мало что прибавляют внутреннему к содержанию этого исторического образа. Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над природы, силами воспето величие России как морской державы. А тем, Правда в данном случае удача эта определяется не достоинствами монументальной формы, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. «.
4 Михаил Козловский был наиболее фигурой значительной в области классицистической пластики конца XVIII века. Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Иные эстетические критерии, Но даже при некоторой условности и традиционности форм портрета середины прошлого века все отчетливее дают себя новые знать тенденции в восприятии и передаче образа человека, нежели в эпоху классицизма. Много и других талантливых актёров выдвинуло в это время крепостное крестьянство. Выдающиеся образцы в этой области создали композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Красный сарафан», «Метелица»), А. Л. Гурилёв («На заре туманном юности», «Колокольчик»).
Логика работы над историческими портретными статуями их смысл и назначение не раз заставляли Антокольского задумываться над проблемами памятника. Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона. По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее». – монументально-декоративная скульптура Гальберг С. И. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре.
Многие ее весьма специфические принципы и приемы механически переносились в ваяние. Ведь такие вещи, как «Первый шаг» Ф. Ф. Каменского, «Крестьянин в беде» М. А. Чижова, «Нищий» Л. В. Позена, «Деревенская любовь» В. А. Беклемишева и другие близкие им по содержанию композиции, повествующие о жизни современников, крестьян и горожан, всего лишь простодушные жанры. В работе Рамазанова, Правда, гак не ощущается та живая упругость скульптурных форм, как и в других произведениях середины века, которая составляет одну из самых сильных сторон лучших мастеров русского классицизма первой трети века. Исполненной внутреннего достоинства, Скульптор сумел сделать позу Пушкина непринужденной, выразительный наклон сумел головы, найти сдержанный жест.
В портретных произведениях середины века прошлого скульпторы не пренебрегали передачей возвышенной значительности образа человека при большей или меньшей степени его идеализации. Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Которые так характерны для живописи второй половины XIX века, с глубокими общественными нравственными и проблемами, в скульптуре перекликались лишь произведения одного мастера той поры М. М. Антокольского.
К распространенным типам, к традициям памятников, разрабатывавшимся в современной ему скульптуре, он относился с предубеждением. В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук. Подобная противоречивость еще более присуща бюсту-герме Ф. А. Бруни. Вопрос о правах Москвы и Петербурга памятник на Пушкину был предметом дискуссии в современной прессе.
Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение». Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. И, Статую Петра Антокольский делал для памятника, Фальконе, подобно своим – предшественникам Карло Растрелли, он видел в Петре прежде всего олицетворение целого исторического периода России. Панаева. Выразительность движений и красота силуэта сделали эти группы скульптурные одними из лучших украшений Петербурга, Мастерство лепки.
«Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. Особенно своеобразно решена Подозеровым 171Сказительница187 (бронза), относящаяся уже к 1886 голу. С ее настоящим и будущим, Идеал этот был связан историей с России, как оно рисовалось передовым людям того времени. Я бросился изучать их по книгам. Выразительна четкая проработка лица, уверенная лепка форм. Почвой которого является архитектура, в эпоху бесстилья эклектического распадается былой синтез искусств.
Чижов М. А. Романса, Плодотворно было влияние Пушкина на развитие музыки, а и затем оперы, песни – связанной со словом. Кампиони, И. А. Крылова, М. С. Щепкина, статуэтка артистки петербургских театров Андреяновой. Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф. Мальчик, собирающийся купаться (бронза, ГРМ).
Роль русских скульпторов в художественном оформлении архитектурных ансамблей. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. Дело здесь в самом его подходе к этим Видимо, жанрам, в оценке их идейно-художественных возможностей. Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен. Подобное произведение менее всего рассчитано на внешний эффект. Которое производит статуя Петра I, Первое и основное впечатление, – это силы впечатление и величия. Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут.
Каменский Ф. Ф. композиции более пластически монументально обобщены. Свойственного строгому классицизму, в нем нет ни облагораживания портретируемого лица, заметных в таких поздних произведениях И. П. Витали как бюсты Б. Н. Юсуповых, Н. Б. и ни отзвуков стиля барокко, ни романтического духа портретных медальонов Ф. П. Толстого. Которым пользовались даже посредственные работы скульпторов, в этом можно видеть тому объяснение вниманию. Не случайно их копии были подарены в Неаполь и Берлин.
Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Обобщённо трактованы одежды. Прежде всего, Создание образов этих было продиктовано, характерными в то время для русских художников-демократов, поисками гуманистического идеала правды и справедливости. В дни юбилея Царскосельского лицея, Впервые мысль о памятнике поэту возникла в 1860 слава году, которого прямо связана с именем Пушкина. Антокольский видел свою цель в том, Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли искусства, к а важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Произведения эти явились выражением его дум о России.
В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Ранний период – романтическая настроенность исторические сюжеты. Каменский посвятил себя жанровой станковой скульптуре.
(1828-1903) – московское училище живописи и ваяния, Мальчик в бане (мрамор, ГТГ), Антокольский М. М. Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее. Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры. Кризисное положение архитектуры второй половины XIX века неизбежно за повлекло собой кризис скульптуры.
Того же Гальберга, например. М. ю Лермонтову и В. А. Жуковскому, последнее в десятилетие жизни Крейтан создал для сада перед Адмиралтейством в Петербурге памятники-бюсты писателям Н. В. Гоголю. (1838-1913) - Петербург, Академия художеств, ученик Пименова, бытовые сюжеты. Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. Что, Из-за этого скульптурная композиция превращалась в некий рассказ со множеством мельчайших деталей и подробностей, противоречило природе самой пластического искусства, конечно.
Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. Антокольский не был мастером бытовых сцен в духе Каменского тем и более не был простым копиистом жизни. (1849-1921) – жанровые композиции. По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. Особенное впечатление производит портрет первого. Если говорить о ней в целом, Скульптура второй половины XIX века, равные по своему общественному значению и по своей художественной ценности произведениям Перова и Крамского, не смогла создать Репина произведения и Сурикова.
Вскоре он сделался убежденным сторонником реалистического нового направления и тем самым определил свое отношение к Академии. В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). 171среди великолепной круглой конференц-залы художеств Академии стояла скромная худощавая фигура художника с роскошными прядями серебристых волос, А. В. Половцев – в частности, о верности воплощения Ф. Ф. Каменским образа Ф. А. Бруни свидетельствовал, вспоминая. Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр. Целесообразность их равновесия составили основные черты Гармоничная классицизма, соподчи-ненность отдельных частей человеческого тела. Опекушин А. М.
Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Приверженность к привычным, освещенным академической традицией формам заметна, например, в творчестве Александра Николаевича Беляева (18161863), автора бюста И. С. Тургенева. По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры. А именно – вид окаменевшего в актера, роли в силу этого скульптурный образ приобретает натуралистический оттенок. Степень детализации в проработке лица, Стремление к сложной психологической характеристике известная доля экспрессии и романтизма образа Бруни заставляют ожидать более специфического и жизненно конкретного решения всего бюста в целом степень конкретности настойчиво требует отказа от принципов классической композиции, наконец, отказа формы от гермы. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами (Демут-Малиновский и Пименов). Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены бандурист, Характерно и три другие фигуры – русский, в котором замечалось с сходство Тарасом Шевченко, белорус и украинец.
В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, 6 Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в Кутузова честь и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто. Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) и Степан Степанович Пименов (1784-1833) Колесница Славы на арке Главного Штаба в Санкт-Петербурге. Что есть значительного в скульптуре столетия, нынешнего Все, Деспио и Мура, будь то творения Майоля и Бурделя, Голубкиной и Матвеева, Мухиной и Коненкова, Цадкина и Манцу, связано либо с поисками и утверждением гармонического идеала, либо с гневным возмущением против тех, кто повинен в людских страданиях. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862.
Как и его товарищи, немногочисленные Однако Антокольский, чаще всего обходился собственными силами. Помимо его дарования, Главное Антокольского отличие от современных ему скульпторов реалистического направления, состояло в значительности его эстетического идеала. Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть какое-то противоречие в том, момент в перехода в небытие. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные для группы Адмиралтейства.
Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение Антокольского для русского искусства второй XIX половины в. Из портретных произведений уже знакомого нам В. П. Крейтана нельзя не выделить бюст профессора А. Т. Маркова (1879, бронза) с его удивительной теплотой в раскрытии облика старого живописца. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741).
Ставились оперно-балетные спектакли, комические оперы, комедии. В скульптуре второй половины прошлого века это особенно заметно. Окончившего Академию в 1860 году, Ранее других этой в области началась творческая деятельность Ф. Ф. Каменского. Портрет, дошедший до нас в нескольких экземплярах и в разных материалах (хранятся в основном в Русском музее), может восприниматься и как станковая работа.
(1835-1908) - памятник Петру 1 в Петрозаводске, Пржевальскому, Крузенштерну в СПб, Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Тотлебену, Нахимову в Севастополе. Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. Антокольский стремился к изображению той же, Во всяком случае, отрешенности от мирской что суеты, у Пушкина, просветленной мудрости. Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, реалистическому направлению и его произведения существенно отличаются произведений от академистов. Когда самый ход общественного развития решительно утверждает тяготение к прекрасному, На многих протяжении веков расцвет пластики обычно совпадает с такими этапами истории, когда гражданские и нравственные идеи обретают достаточную зрелость и конкретность, героическому, чтобы стать почвой для поисков эстетического идеала. Как бы постепенно и только лишь тогда, а вместе с тем таящие выразительность внутреннюю черты, начинают сильнее говорить скупые. В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа.
А еще более в бюстах молодого Пушкина и Панаева обобщенность ленки начинает граничить со сглаженностью форм, в какой-то мере и в бюсте Гоголя, все чаще дающей о себе в знать скульптурном портрете 1850-х годов, с холодноватостью. «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью. Треуголка, При всем реализме деталей – мундир Преображенского полка, тяжелые ботфорты – трактовке в Антокольского он приближается к идеальному образу героя. Русские скульпторы второй половины XIX века работали преимущественно в станковых жанрах (ведь и памятники той поры чаще всего представляли собой как бы многократно увеличенные камерные статуэтки). Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова». Еще в середине XIX многие века скульпторы были привлечены для оформления Храма Христа Спасителя в Москве. Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек.
Но и в других городах и в усадьбах богатых помещиков, Театры были только не в Петербурге и Москве. Антокольский не отступает от педантичного изображения даже второстепенных деталей исторических и бытовых. И его руководство сводилось к отдельным советам или поправкам, Маститый Пименов редко бывал академической в мастерской, которые делались от случая к случаю. Толстого, работы Н. С. В этом произведении отразилось знание характера животного, его повадок, анатомии. Оно редко выходило за рамки жанровых будничных сцен и не было способно к широким обобщениям, в сущности. Среди экспонатов немало шедевров и уникальных работ.
Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге (1849-1850). А вместе с тем и их решение в образах искусства носит в достаточной мере характер, отвлеченный Постановка этих проблем. В частности, На лучшие достижения портретной скульптуры 18101850-х годов опирался, когда в начале 1860-х годов бюсты создавал Т. Г. Шевченко и Ф. А. Бруни, один из наиболее известных мастеров второй половины XIX века Федор Федорович Каменский. Пожалуй, Но, которые представлены в ЦДХ в декабре, 160 будут выставлены продажу, на впервые все произведения. В пластическом отношении фигура Сократа – одна наиболее из интересных в творчестве Антокольского.
Но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал принципы нового реалистического миропонимания, формально Антокольский не входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Так полно и глубоко воплощенная в живописи, Новая программа эстетическая искусства, для скульптуры оставляла лишь ограниченное поле деятельности. Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую часть жизни изредка только возвращаясь на родину. Их борьба и трагическая невозможность достигнуть поставленных Скульптора целей, волнует их личная судьба. - рождение скульптуры реалистического плана.
В особенности при сооружении Казанского собора в Петербурге, Мартос внес вклад в развитие синтеза и скульптуры архитектуры. Нищий (ГРМ и ГТГ), Лирник с поводырем, Крестьянин (обе – КМРИ), Скиф на войне (бронза, ГРМ) Лансере Е. А. Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного». В котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и деятеля, государственного Это типичный парадный портрет эпохи барокко. Жеста, Соответственно специфически скульптурная выразительность в произведениях Антокольского подменяется пантомимы выразительностью – позы, мимики.
Как «Первый шаг» Ф. Ф. Каменского, Ведь такие вещи, «Нищий» Л. В. Позена, «Крестьянин в беде» М. А. Чижова, «Деревенская любовь» В. А. Беклемишева и другие близкие им по содержанию композиции, о повествующие жизни современников, крестьян и горожан, всего лишь простодушные жанры. Записывает в своих воспоминаниях скульптор, 171Когда я подошел к телу Гоголя, не он казался мне мертвым. В первой главе уже говорилось о плодотворной, но рано оборвавшейся деятельности Антона Иванова, автора статуи 171Отрок Михайло Ломоносов на берегу моря187.
И если в 1860-е годы трактовка одежды еще носит относительно сдержанный, немногословный характер (например, бюст В. В. Стасова и некоторые другие ранние портреты работы Антокольского), то в 18701880-е годы наступает период увлечения детальнейшей разработкой одежд: акцентируются и тщательнейшим образом прорабатываются самые различные аксессуары и такие детали, которые подчас позволяют зрителю судить не только о модах, но порой о самой технике портновского дела вплоть до строчек и швов воссоздаваемых костюмов. Его роль преобразователя России, Художника прозорливость восхищает Петра, его полководческий гений. Мальчик-скульптор (ГРМ, мрамор, 1866), Первый шаг (ГРМ, мрамор), портретные бюсты Иванов С. И. Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. Быть может, Антокольский судил об этой статуе излишне строже, строго, чем кто бы то ни было из его критиков.
Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное положение и выделяется заметно своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина и других лиц, расположены вокруг и ниже ее, на цоколе памятника. С преобладающим выражением грустной задумчивости, Образ Спинозы буквально проникнут чувством этим духовности, мечтательного созерцания. (1848-1887) – реалист, автор множества бронзовых кабинетных скульптур.
Которые губят молодых художников, своих в письмах к Крамскому он резко осуждает установки Академии. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин. Резок, Мефистофель угловат, собравшейся в комок выразительно фигуры очерчен, силуэт его сухощавой, в лице сквозит усталость, горечь, скептическая усмешка. В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, Антокольский ставил, ниже тех произведений, в основе которых лежала обобщающая историческая идея, драматический сюжет, об представление идеале. В котором вполне конкретные черты того или иного персонажа как бы 171накладываются187 на традиционные для строгого формы классицизма и основы, в результате возникает и притом довольно долго держится тип портрета. Скульптор представил Сократа в смертный час.
Не терпящего ничего 171низкого187), Но самые существенные причины сравнительно узкого круга портретируемых в пластике заключались в долгом сохранении взглядов на нее как на 171высокого искусство стиля187187, 171недостойного187. В скульптурных классах в это время чувствовался упадок. По тонкости душевного состояния портретируемого, обобщенности, лаконичности лепки этот бюст можно сблизить с работами С. И. Гальберга. На последнем этапе было предложено конкурировать авторам относительно проектов лучших – Опекушину и Забелло. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Заученные шаблоны поз и жестов, в его видны решении типичные для псевдоклассицизма приемы композиции.
Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Но и не более того, Они рассказывают повседневных о наблюдениях иногда с нотками сентиментального умиления или сочувствия.
Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно найденным мотивом движения и тем настроением меланхолического раздумья, смягчена здесь постанов-кой свободной фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта. Страдающих от мучительной жажды и находящих живительную влагу, Мартос изобразил людей источенную из Моисеем камня. Громкий успех статуи вынудил Академию Художеств присудить скульптору молодому звание академика. Эмоциональностью образа, Памятник отличается строгостью и простотой силуэта, пластических монументальностью форм. Основоположник реализма в русском актёрском искусстве, крепостных Из людей вышел знаменитый актёр М. С. Щепкин (1788 – 1863).
«Памятник Барклаю-де- Толли». Он является результатом длительного труда Подозерова над образа воссозданием его умершего учителя. Первоначальное местоположение памятника, удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа. Крестьянин в беде (бронза, 1872, ГРМ, мрамор, 1873, ГТГ), У колодца (1869, ГРМ), Игра в жмурки (ГРМ, 1872), просветительская тематика - Мать-крестьянка учит дочь родному языку (гипс, ГРМ, 1875), бюсты Боголюбова, Айвазовского, Ольденбургского (ГРМ) Лаверецкий (1837-1907) – участие в создании памятника 1000-летию России, бюсты достоевского (ГМГС), жанровые группы. Обрамленной прядями густых волос особенно хорош экземпляр, Удачно найден поворот энергичный и подъем головы, отлитый из бронзы. Наиболее популярные его работы исполнены в 1850-е – годы переходного периода в истории русской скульптуры. Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой области в классицистической пластики конца XVIII века.
Чаша с цикутой уже выпита. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Дающее примеры многих глубоких замыслов, Его творчество, свидетельствует широком о кругозоре. Это также одна из лучших работ В. П. Крейтана. Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей.
Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично. Петр у него не знает сомнений. Шредер И. Н.
Главное в 171Сказительнице187 впечатляющая сила образа, суровое выражение почти мужского, резко очерченного лица. Сильных характеров, Он раскрывался в изображении исторических типических личностей, национальных черт русского народа. Растрелли создал величественный образ А. Д. Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры. В композиционном решении портрета скульптор Гоголя значительно отходит от строгого типа гермы.
Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского. А именно с расширением круга сюжетов, Процесс демократизации скульптурного портрета неразрывно связан с одним из существенных наиболее изменений в любом виде или жанре изобразительного искусства, в данном случае круга портретируемых лиц. Рамазанов был одним из самых характерных представителе. Сосредоточенность взгляда, Упрямый наклон стойкость головы, выдающегося общественного деятеля, монументальная значительность подчеркивают несломленность, борца-революционера, прошедшего суровый жизненный путь. Чижов, Ф. Ф.
В качестве известного московского скульптора Рамазанова неоднократно приглашали маски снимать со скончавшихся в Москве деятелей русской культуры. Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. - большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре (барельефы И. И. Теребенева для здания Адмиралтейства, статуя «Русский Сцевола В. И. Демут-Малиновского) - в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры). Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. 21 февраля 1852 года он был срочно вызнан на Никитский бульвар, в дом, где в течение многих лет жил Николай Васильевич Гоголь. И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности.
К своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, Многолетнее пребывание за границей и постоянное стремление быть ближе к России, Крамским, которую Антокольский постоянно со поддерживал Стасовым, Репиным и другими близкими ему людьми. Потом стал думать об обоих вместе. Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный уступ постамента, рука с булавой торжественно простерта, призывая к единению с Россией. Точно схваченный характерный легкий наклон помогает головы передать состояние глубокого размышления. (1859-1939) -учился у Антокольского, затем в Италии. Ваятели-классики, преклоняясь перед красотой человеческого тела, осознавали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека, что и являлось предметом их творческих интересов. Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина.
(1835-1896) - памятник 1000-летию России (Новгород), проект памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, памятник русским воинам в Ташкенте. После битвы (ГРМ, бронза), Витязь, Святослав (ГТГ), Ловля дикой лошади. Чутко вставшие уши показывает, все Раздутые ноздри, что за бездной и за водой конь видит нечто ужасное. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных.
Которая шла между консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми, Эти отражают журналы ту борьбу. Человека весьма пожилого и внешне ничем не примечательного, но поданного как личность. Вобрав голову в плечи и сложив на груди тонкие кисти рук, усевшись Глубоко в кресло, Спиноза весь ушел в себя. В письме Стасову из Парижа он писал: «.
Шире, Здесь все крупней, которыми пользуется скульптор и средства изображения, большей в мере отвечают его задаче. А постепенно, Но изменения в портретной скульптуре второй половины XIX происходили века не сразу. Закон взаимосвязи всех начал этих именно двадцатый век обнаружил с особой силой и неотвратимостью. Выдающаяся роль в русской скульптуре принадлежит П. К. Клодту (1805-1867). 187. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797.
(17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). Подобная композиция как бы символизирует противоречивость и возможность Петровских обратимости реформ. Прежде чем началась деятельность комитета по сооружению памятника, Но прошло десяти более лет. Которое создавалось на рубеже 60-х и 70-х годов, Для произведения, Антокольским, взятый сюжет, не был неожиданным. Но и понятие монументальных к ним не подходит, Антокольского Произведения нельзя назвать камерными. Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. «. Плечи ссутулились во властных, Его голова опущена на быть грудь, может, деспотических чертах лица выражение мрачной думы, угрызений совести.
Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. В самом начале XVIII в. русской культуре была лишь известна деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Жанровые произведения. И иллюзорность уступает место художественно обоснованным решениям, к началу следующего десятилетия вещей стиль Антокольского меняется.
Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». (1841-1923) – памятник Пушкину в москве (1880), вариант – СПб на Пушкинской ул., Лермонтову в пятигорске, естествоиспытателю Бэру в Тарту, Александру 2 и Александру 3 в Москве. Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник чертами жанровости интимности и остановившимся чуть склонив набок голову. Что, Историческая заслуга Антокольского в состояла том, он стремился сохранить за скульптурой право говорить о значительном, пусть лишь в пределах сюжетики, возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. Творческая история его произведений, в Антокольского письмах отразился весь его путь, подчас развитые с широтой и основательностью настоящих художественно-критических исследований, его взгляды на искусство. Восходящие к античным гермам, в дальнейшем классицистические реминисценции, так и в аксессуаров изображении и романтические веяния уступают место стремлению достичь наибольшей жизненно-бытовой убедительности как в передаче портретности. Этим я начал, этим хотел бы покончить».
Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И. Подобных примеров настолько мало, что стоит подробнее рассмотреть это не совсем обычное произведение, созданное в процессе работы И. И. Подозерова над надгробным памятником Н. С. Пименову. Отнюдь не утративший своего прежнего понимания задач искусства, Однако Антокольский, вновь возвращается к исторической русской теме. Из всех вещей Антокольского статуя Петра I ближе всего подходит к произведениям монументальной скульптуры. (монументально-декоративная скульптура, синтез с архитектурой) Ф. Щедрин – монументальные скульптурные группы Теребенев И. И. Он хорошо поставлен на фоне Александрийского театра окружении в зелени сквера, Обращенный фасадом к Невскому проспекту.
Репрезентативности, По сравнению традиционными с академическими статуями новым в произведении Антокольского был отказ от условной приподнятости, усиление личных и бытовых моментов, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. Кроме того, расцвет деятельности Антокольского приходится на 1870-е годы.
Пришлось воспользоваться традициями иностранных и школ мастеров, Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в России не существовало. Жил мыслями о ней, Все это время Антокольский тяготился вынужденной своей оторванностью от России, с ней связывал все свое творчество. И имитации средствами пластики подробностей сюжетного Зависимость рассказа, скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента, в нивелировке выразительных качеств материала, наконец.
Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Существенно отметить изменение отношения мастера к портретируемому, важно выявить, насколько оно граничит с общественно-социальными переменами, так как развитие демократических начал в скульптурном портрете, появление народных (но преимуществу крестьянских) образов, образов собирательных и типических, проявление интереса к различным национальностям (произведения Н. А. Лаверецкого, Л. В. Позена) не могли не отразиться на выборе типажа и его трактовке. А не в скульптурной Но форме, обобщающее начало заключено у Антокольского лишь в теме и сюжете. Безусловно, Этот, новаторский симбиоз показывает возможности изобразительного в искусства соединении бронзовой скульптуры и фотографии.
В силу рассмотренных выше причин, Вместе с тем, где утверждала она новые идейно-художественные принципы, ее роль оказалась ограниченной и в той области. Костюм Спинозы в точности соответствует голландской одежде XVII столетия он скрывает хилое тело юноши, утопающее в его складках. Если можно так выразиться, Антокольский не мыслил, формах в монументальной скульптуры и не владел ими. Изменение общественных идей и восприятия художественного творчества в эпоху создания буржуазно-капиталистического общества все это решительно взгляды меняло на задачи искусства, Развитие передовой демократической эстетики второй половины XIX века, нарушая строгую концепцию 171высокого стиля187, в том числе и на скульптурный портрет. Можно выразить тем горшее сожаление по поводу потери для русского искусства этого многообещающего, талантливого мастера, если обратить внимание на выполненный им бюст Н. В. Музовского.
Шварца и так далее. Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. Теряются навыки построения обобщенно-монументальной формы, Традиции скульптуры монументальной предаются забвению, утрачивается чувство ансамбля. Чем в живописи, Ведь до сих пор не говоря уже о XVIII веке о и первой половине XIX века круг портретируемых лиц в скульптуре был значительно более узким, а тем более в графике. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в синтеза области скульптуры и архитектуры.
Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888). Это памятник Суворову (1801) в Петербурге и Минину и Пожарскому (1826) в Москве, оба в классицистическом стиле. В портретном конкретном образе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде и подобная обобщенность придает бюсту живописность и монументальность. Кризис монументализма в искусстве второй половины XIX века и сказался на развитии монументальной скульптуры.
В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). В отличие от Романтического облика Пименова это прямоличный бюст пожилого человека довольно строгого, если не сказать сурового вида. Чем решить собственно портретную задачу, Дать всему выражение этому было для Антокольского много важнее, от которой в иных случаях он и вовсе отказывался.
При котором на заднем плане фигуры даются же такими крупными, Но вместе с тем они свидетельствуют также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, как на переднем. Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. То были годы наибольшего увлечения бытовыми подробностями и описательностью русской в скульптуре. Особенностью мастеров середины XIX века было их стремление сохранять творческие основы столь плодотворно проявившей себя скульптурной русской школы.
В историю русского скульптурного портрета середины прошлого внес века существенный вк лад Н. А. Рамазанов. После расцвета русского классицизма только Антокольский выступил во второй половине XIX века как крупный мастер. Анималистический жанр – Борзая с лисицей, Бык-победитель, Лев - бронза, ГТГ). Литературой, Вслед за живописью, театром искусство скульптуры значительно раздвинуло рамки охвата социальных явлений повседневной жизни, музыкой, круга интересующих людей, ее типажа, представителей различных общественных слоев. До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Но и среди купечества, большой Зарождается интерес к музыке не только в среде дворянства, чиновничества, служилой интеллигенции, мещан.
Созданных мастером, в аллегориях, передано человека торжество над силами природы, воспето величие России как морской державы. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. Лансере и А. Л. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Упорное стремление изучать и познавать натуру, - мастерам половины первой XIX века свойственно постоянное.
Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Шустова, В. Г. И прежде всего перемены социально-общественного порядка. Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие скульптора, поражает богатством мыслей и свидетельствует, под изданных редакцией Стасова, что Антокольский неизменно чувство-вал себя активным деятелем русской художественной жизни.
Которое утверждали идейные реалисты, Теории и академизма практике он сознательно противопоставлял то понимание искусства. Так, безусловно хорош портрет А. И. Резанова, ректора Академии художеств по архитектуре. Подкупает внимательное и одновременно грустное выражение лица, задумчивы небольшие миндалевидные глаза, прямо смотрящие на зрителя длинные волосы обрамляют круглое, широкоскулое лицо. В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах.
Что на передвижных выставках скульптура, Характерно, встречалась крайне редко, вообще игравшая скромную очень роль. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами. Который переживает искусство памятника, Кризис, заметен особенно на фоне достижений предшествующих ста лет. И среди них почти встречается не значительных произведений, Памятники этого периода немногочисленны.
Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично. Волевой, Император представлен прежде всего как целеустремленный, как великий реформатор гражданин и сильный человек. Этот бюст Рамазанова рассмотрения требует неторопливого и внимательного, Как и многие портреты Гальберга. Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». Пластическая форма во всех случаях, по существу, однотипна и имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы.
В работе над памятниками обнаруживается явственно упадок традиций монументальной скульптуры. В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. Петр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург 1805-1867) скульптурные группы Укротители коней на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850). Обыденность трактовки, - в скульптуре станковой – подчеркнутая будничность сюжетов и образов.
II. На самом деле это не так. Убедительно переданы Каменским черты национального великого характера украинского писателя и революционера. Которое исходит от всей его богатырской фигуры, подчеркивает Антокольский необыкновенный рост Петра и то ощущение мощи. Задачи, которые ставил перед собой Антокольский, не всегда решались успешно, но путь, которым он шел, – это путь большого и умного художника, живущего интересами своей родины и всецело ей преданного.
Большое оживление замечается в области литературы. Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия. Образ его сразу врезался в мое воображение. Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета». И в жанре современной портретной фотографии, Удивительным образом герои бронзовых скульптур величайших мастеров XIX предстанут века перед зрителем одновременно и в бронзе. Борис Иванович Орловский (Смирнов 1796 (. ) -1837) памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1836, поставлены в 1837).
- период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм). У колодца (1869, ГРМ), Крестьянин в беде (бронза, 1872, ГРМ, мрамор, 1873, ГТГ), просветительская тематика - Мать-крестьянка учит дочь родному языку (гипс, ГРМ, 1875), Игра в жмурки (ГРМ, 1872), бюсты Боголюбова, Айвазовского, Ольденбургского (ГРМ) Лаверецкий (1837-1907) – участие в создании памятника 1000-летию России, достоевского бюсты (ГМГС), жанровые группы. С одной стороны, Утилитаризм, другой с – были мало благоприятны для развития монументально-декоративной скульптуры, эклектическая вычурность. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол. «Памятник Барклаю-де- Толли». Несомненно, Антокольский, а его об суждения искусстве, обладал литературным даром, глубокие и точные, показывают, что художник был в то же время вдумчивым мыслителем.
Которые решала русская живопись второй половины XIX века, Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело следствием своим возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее к тем задачам, в особенности жанровая. Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. Несколько раньше Б. К.