- период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм). Анималистический жанр – Борзая с лисицей, Бык-победитель, Лев - бронза, ГТГ). Но и не более того, Они рассказывают повседневных о наблюдениях иногда с нотками сентиментального умиления или сочувствия. Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. В этихгруппах выражена идея покорения человекомприроды. Примерно в это же времяРастрелли выполнил эскизы двух больших свинцовых статуй – Нептуна Амфитриты, которые и предполагалось поместить в ковше Большого петергофского каскада.
Борис Иванович Орловский (Смирнов 1796 (. ) -1837) памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1836, поставлены в 1837). В особенностипри сооружении Казанского собора вПетербурге, Известны и другиепамятники памятник Мартоса Ришельев Одессе и Ломоносову в Архангельске. Мартос внес вклад в развитие синтезаскульптуры и архитектуры. Выразительность движений и красота силуэта сделали эти скульптурные группы одними из украшений лучших Петербурга, Мастерство лепки.
Отец определил его в возрасте 13 лет ввоспитательное училище при Академии художеств, где уже обучался его старшийбрат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист. При создании памятника скульпторрешает и градостроительную соразмеряет задачу скульптурный образ согромной площадью. Что он сделал, Самое лучшее, этоскульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Бронзовый бюст увековечил Петра лик яростного реформатора. Актеон – это наказанный за самонадеянность и хвастовство корольШвеции Карл XII, спасающийся бегством от своих бывших союзников – перешедшихпосле Полтавской битвы на сторону России, в XVIII начале в. миф об Актеоне получил в Россиииной смысл.
Однако уже целиком связанной собственно историей с Отечественной войны, Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), философская направленность- Христос перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), созерцательная, Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий Сократ (мрамор, ГРМ, 1878), Спиноза (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Боткина, Тургенева, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О.
Мастерство художественного обобщения, Патриотический пафос и гуманизм, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, величественная простота и классическая ясность отличают замысла скульптуру русского классицизма, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Характерным для неё стилем является классицизм, в споём развитии приведший к стилю «ампир» последний и получил в этот период наибольшее распространение. В 1773-1779 гг. Выполнял скульптурные работыдля Казанского собора.
Известны и другие памятники Мартоса памятник Ришелье в и Одессе Ломоносову в Архангельске. Тесно связанная с архитектурой и продолжающая старыетрадиции, Прежде всего начинает развиваться декоративная монументально пластика. Когда самый ход общественного развития решительно утверждает тяготение к прекрасному, На протяжении многих веков расцвет пластики обычно совпадает такими с этапами истории, когда гражданские и нравственные идеи обретают достаточную зрелость и конкретность, героическому, чтобы стать почвой для поисков эстетического идеала. Мартос внес вклад в развитие синтеза скульптуры и архитектуры, в особенности при сооружении Казанского собора в Петербурге. Мартос изобразил людей, страдающих от мучительной жажды и находящих живительную влагу источенную Моисеем из камня. Сложный ракурс статуи сочетается с ясностью силуэта и формы, которые отчетливо читаются на живописном фоне водопадных потоков брызгами ирассыпающихся струй.
Кроме того, расцвет деятельности Антокольского приходится на 1870-е годы. Чем в вещах спокойно-идиллического свойства, Чувство идеального и прекрасного предстает в пластике этой даже поры еще более обостренным и энергичным. Это памятник Суворову (1801) в Петербурге и Минину и Пожарскому (1826) в Москве, оба в классицистическом стиле. Он с большой остротой и правдивостью реалистической передал их индивидуальный и социальный облик. Играли на сценах частных театров крепостные артисты. Среди экспонатов немало шедевров и уникальных работ. Памятник метафорически-емко выразилполитический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русскихскульпторов Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, Ф. Щедрин.
Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) и Степан Степанович Пименов (1784-1833) Колесница Славы на арке Главного Штаба в Санкт-Петербурге. Редкий пример разоблачительного парадного портрета. Нестатичная, Многотонная статуя как воспринимается подвижная, готовая в любой момент исчезнуть. Когда охотник почувствовал, Мартос представил на Актеонаостановившимся бегу в тот момент, чтопревращается в оленя.
Сампсония. Упорное стремление изучать и познавать натуру, - мастерам первой половины XIX свойственно века постоянное. Первое значительноепроизведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию, статуя «Венера» (1792). М. Козловский. Пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров, Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в не России существовало.
Шредер И. Н. Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере). Э. ришельев Одессе, Автор памятников Минину и Пожарскому в Москве, М. В. Ломоносову в Архангельске др и Александру I в Таганроге. Русские скульпторы второй половины XIX века работали преимущественно в станковых жанрах (ведь и памятники той поры чаще всего представляли собой как бы многократно увеличенные камерные статуэтки).
Каменский Ф. Ф. Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге (1849-1850). Засилье академических и натуралистических течений условиях в буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века. Но, пожалуй, впервые все произведения, которые представлены в ЦДХ в декабре, 160 будут выставлены на продажу. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов.
Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». Из крепостных людей вышел знаменитый актёр М. С. Щепкин (1788 – 1863), основоположник реализма в русском актёрском искусстве. Укрощение человеком коняпередано в динамичной и темпераментнойкомпозиции.
Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825) Морские нимфы Адмиралтейства. Аукционный дом «Кабинетъ» неоднократно экспонировал свою коллекцию. Очерченном мягким овалом лице нетникакой идеализации, в еголадно сложенной и фигуре очень русском. Не случайно их копиибыли подарены в Неаполь и Берлин. (1838-1916) - бытовая тематика. К высшим достижением русской и мировой этого скульптуры времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Запечатлев в мраморе многих крупных деятелей времени, своего Шубин создал обширную портретную галерею. Художественно-выразительные средстваскульптуры построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.
В котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и деятеля, государственного Это типичный парадный портрет эпохи барокко. Ф. г. гордеева и Мартоса, в 1799 г. Академияхудожеств направила в Петергоф для осмотра свинцовой обветшавшей скульптурыБольшого каскада скульпторов М. И. Козловского, которыйдал техническое объяснение причин ее изменения. (1843-1917) – ученик бари, продолжатель традиций Клодта. Скульптура барокко стремится к живописности. В широкойобобщенной лепке, Сила дарования Мартоса проявилась мастерской в передачечисто пластическими средствами целой гаммы противоречивых чувств.
– монументальная скульптура Демут-Малиновский В. И., Пименов С. С. Много и других талантливых актёров выдвинуло в это время крепостное крестьянство. Скульптурная группа «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» была отлитаиз свинца и в 1875 г. в связи с сильной деформацией ее убрали из бассейна. Взамен снятой скульптуры Оранжерейный фонтан украсила новая. Это сыгралоогромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора.
Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для Петергофа, «Персея» отличает убедительная жизненность. Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и особенности в ее монументальных форм. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Что всочетании с изломанной линией силуэтов создает впечатление разворачивающегосяпо спирали Фигуры движения, даны в легком повороте.
1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Ампир – стиль величественных построек с колоннадами. Что даже отсеченную голову Горгоны скульпторизобразил не отталкивающей химерой, Интересно, неправильными чертами и лица застывшим выражениембезысходной тоски, а как вполне реальную женскую голову снесколько крупноватыми.
П. толстой) Русская скульптура второй трети 19 – начала 20 века Развитие русской скульптуры связано тесно с процессом становления реализма в русском искусстве. Преклоняясь перед красотой человеческого тела, Ваятели-классики, что и являлось предметом их творческих интересов, осознавали необходимость внутренней раскрытия свободы и воли человека. В том же году Растрелли создал 85медных деталей в виде листьев аканта для украшения балконных решеток в Верхнегодворца Петергофе. (1828-1903) – московское училище живописи и ваяния, Мальчик в бане (мрамор, ГТГ), Антокольский М. М.
Эмоциональностью образа, Памятник отличается строгостью и простотой силуэта, пластических монументальностью форм. Зафиксировавшегоскульптуру мастера с характерной него для сочной лепкой и подчеркнуторельефными объемами, о произведении жеРастрелли мы можем судить по сохранившемуся рисунку Д. Иенсена. Крылов М. Г. – скульптурный портрет Толстой Ф. П. - медальерное искусство Соколов П. П. Но и в других городах и в усадьбах богатых Театры помещиков, были не только в Петербурге и Москве.
Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741). Где получила отражение тема Северной войны, в 1721 г. скульпторомбыли отлиты из свинца и установлены барельефов девять для Большого каскада вПетергофе. Очень живо иреалистично трактованы лица сирен.
«Всеодаренная» – такназвали эту женщину древние греки. Портретные бронзовые статуэтки современников – Стасов (ГРМ), Верещагин (ГТГ), дирижер Направник (ГРМ), бюсты Толстого. Утраченные во время Великой Отечественной войны, онибыли воссозданы в 1949 г. Из свинца была отлита статуя «Зима», когда-тостоявшая в Верхнем саду. Обвинения пластика чаще всего воплощает в образах положительного Даже свойства идеи разоблачения, зовущих к борьбе или молящих о помощи, запечатлевших гнев или страдание. Заменившие прежний свинцовый декор. Поврежденные во время Отечественной Великой войны Римские фонтаны в 1949 г. были реставрированы, По модели Мартоса были отлитыбронзовые маскароны Римских фонтанов.
Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), созерцательная, философская направленность- Христос перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий Сократ (мрамор, ГРМ, 1878), Спиноза (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Тургенева, Боткина, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О. – в Париже. Новаторский дух Петра I преобразователя, аллегорической в форме в монументе показана победа Петра I над природной стихией и средневековой общественной традицией. - утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры.
Мальчик, собирающийся купаться (бронза, ГРМ). Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России. Чутко вставшие уши все показывает, Раздутые ноздри, что за бездной за и водой конь видит нечто ужасное. Во время Великойотечественной войны статуя была похищена фашистами. Многие ее весьма специфические принципы и приемы механически переносились в ваяние.
Надгробия, Именно в период этот создавались памятники выдающимся русским людям, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Укрощение человеком коня передано в динамичной и темпераментной композиции. Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере). Начав с мемориальнойскульптуры и создав замечательныеобразцы в этом виде искусства (надгробияС. С. Волконской и М. П. Собакиной), к началуХIХв.
В этих группах выражена идея покорения человеком природы. Где это чувство ослабевает или исчезает, вовсе Там же, художественной экспрессии и даже просто эмоциональной внятности скульптуры, происходит разрушение пластического образа. Однако это верно лишь отчасти. Из скульптуры только памятника два того времени оказались и художественно ценны и удовлетворяли гражданскому чувству современников. Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому в Москве, надгробие Кожуховой), а так же : Гордеева, Щедрина, Степан Степановича Пименова, Демут-Малиновского.
Петр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург 1805-1867) скульптурные группы Укротители коней на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850). Чем самостоятельные произведения станковой скульптуры, Они скорее напоминают нам к эскизы городским памятникам. Ведь такие вещи, как «Первый шаг» Ф. Ф. Каменского, «Крестьянин в беде» М. А. Чижова, «Нищий» Л. В. Позена, «Деревенская любовь» В. А. Беклемишева и другие близкие им по содержанию композиции, повествующие о жизни современников, крестьян и горожан, всего лишь простодушные жанры. стажировался в Риме, а в 1775-1785 гг. Которое почти не отрицательных знает персонажей, Ведь скульптура это по самой природе своей искусство утверждающее.
Выразительностьдвижений и красота силуэта сделали этискульптурные группы одними из Петербурга, лучшихукрашений Мастерство лепки. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожилипроизведение Растрелли. (1835-1896) - памятник 1000-летию России (Новгород), проект памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, памятник русским воинам в Ташкенте. Что он более искусный охотник, Юноша Актеон похвастался пред страстной охотницей нежели богинейАртемидой, она. Постановка памятниканапротив Кремля была символическимсвидетельством патриотического подъема, который российское переживало обществов те годы.
Роль русских скульпторов в художественном оформлении архитектурных ансамблей. Методы их обработки лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Крупнейшим скульптором России конца XVIII – первой половины XIX вв. Бюст также является произведением типичного барокко. Обыденность трактовки, - в станковой скульптуре подчеркнутая – будничность сюжетов и образов. Что есть значительного в скульптуре нынешнего столетия, Все, Деспио и Мура, будь то творения Майоля и Бурделя, Голубкиной и Мухиной Матвеева и Коненкова, Цадкина и Манцу, связано либо с поисками и утверждением гармонического идеала, либо с гневным возмущением против тех, кто повинен в людских страданиях. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области скульптуры синтеза и архитектуры. Кроме этой основной группы, напоминающей «Самсона», в композицию входили четыре черепахи, размещенные нанебольших искусственно насыпанных островках.
Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. - рождение скульптуры реалистического плана.
Выдающейся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова. и видным представителем классицизма в скульптуре является Мартос (1752-1835). Растрелли создал величественный образ А. Д. Не случайно их копии были подарены в Неаполь и Берлин. Обобщённо трактованы одежды.
- монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. «Памятник Барклаю-де- Толли». Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова мостав Петербурге (1849-1850).
Затем еговоспитанием занялся Н. Ф. Жилле. Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин. Огромную и властную силу егоутверждающего правой жеста руки, Скульптор передалнеудержимо-стремительное движение всадника. Крестьянин в беде (бронза, 1872, ГРМ, мрамор, 1873, ГТГ), У колодца (1869, ГРМ), Игра в жмурки (ГРМ, 1872), просветительская тематика - Мать-крестьянка учит дочь родному языку (гипс, ГРМ, 1875), бюсты Боголюбова, Айвазовского, Ольденбургского (ГРМ) Лаверецкий (1837-1907) – участие в создании памятника 1000-летию России, бюсты достоевского (ГМГС), жанровые группы. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные для группы Адмиралтейства.
В ХVIII веке неизмериморазностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами (Демут-Малиновский и Пименов). Однакозаказ на их исполнение передали в Англию. Начав с мемориальной скульптуры и создав замечательные образцы в этом виде искусства (надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной), к началу ХIХ в. он обращается к монументальному жанру. Ещемгновение – и он станет беззащитным животным. - скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств.
Которая стоит особняком в его творчестве, Для Большого каскада Мартосвыполнил статую Актеона, хотяотточенная классичность его явственно пластики проявилась и в этомпроизведении. Иван Грозный, Нестор-Летописец, Смерть Сократа – автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Марк Матвеевич Антокольский, Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, Пётр создавший I, композиции. он обращается к монументальномужанру. в день св. Михаил Козловский был наиболее значительной в фигурой области классицистической пластики конца XVIII века. Безусловно, Этот, новаторский симбиоз показывает возможности изобразительного искусства в бронзовой соединении скульптуры и фотографии. И прежде всего перемены социально-общественного порядка. М. Козловский. Б. К.
Материалы скульптуры металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Щедрин создает Персея (сына Зевса и Данаи, победившего медузу Горгону) в момент торжества. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам. Основанная на народных мелодиях, Большого расцвета достигает в первую четверть XIX романс века и песня. В движении правой растерянность рукичувствуются и подступающий страх невозмутимое лицо отмеченопечатью обреченности. Среди актёров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства.
Он создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» (1807) на аттике колоннады собора. Различаютсякруглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разныхсторон и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым илиуглубленным по отношению к плоскости фона, основные виды барельеф игорельеф). «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Орловский. Но и средоточием наиболее видных скульпторов, Академия являлась не только центром будущих подготовки ваятелей, чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма. Федос Щедрин родился вПетербурге в семье гвардейского солдата. Орловский.
Выдающимся произведением Мартосаявляется памятник Минину и Пожарскомув Москве (1804-818). Спустя 5 лет скульптор А. Гуржий по сохранившемуся образцувыполнил маскароны воссоздал и все бронзовые декоративные детали. Что заслугой русской скульптуры второй половины XIX века был отход многих мастеров ее от традиционной тематики классицизма, Часто говорят, приближение к повседневной жизни народа. Несколько раньше Б. К. Восновном как украшение архитектурных сооружений, в древней Русискульптура в от отличии живописи находила сравнительно небольшое применение.
Вместечке Ичня Черниговской губернии, Родился на Украине, в отставногокорнета, семье обедневшего помещика. Во второй половинеXVIII века скульптура достигает больших успехов. Обер А. Л.
В котором были заключены все беды людские. Искушенная любопытством, Зевс отдал ее замуж за брата Прометея и в качествесвадебного дара дал им сосуд, только прихлопнув одну надежду, Пандора открыла сосуд и выпустила на волю всебедствия, которая осталась в сосуде. анималистический жанр (люди и животные). Выдающаяся роль в русской скульптуре принадлежит П. К. Клодту (1805-1867). Нарядный многопудовый идол сотталкивающим лицом старой женщины, Статуя Анны по-барочному тоже эффектна, ее облик тоже устрашает, которая важно движется не видя кругом себяничего – но устрашает по-другому. Отразившая подъём национального самосознания, Скульптура XIX века в России в начале 19 века русская скульптура, приобретает значение, мировое развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей. Советский скульптор-реставратор А. Ф. Гуржий в 1956 г. Воссоздал утраченную композицию на основе рисунков XVIII в. В 1735 г. он создалсвинцовую группу «Самсон, раздирающий пасть льву», в аллегорической формепрославившую победу русской армии в Полтавской битве, произошедшей 27 июня 1709г.
К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства. Посягнувшим на независимость России, - темы героики национального и торжества по случаю победы над врагом, надолго становятся ведущими в монументальной скульптуре. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. и виднымпредставителем классицизма в скульптуреявляется Мартос (1752-1835). (1835-1908) - памятник Петру 1 в Петрозаводске, Пржевальскому, Крузенштерну в СПб, Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Тотлебену, Нахимову в Севастополе.
Который переживало российское общество в те Постановка годы, памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема. Реже животных, Скульптура изображаетглавным образом человека, бытовые, главные ее жанры портрет, исторические, символические, аллегорические изображения, анималистический и мифологический жанр. В том числе С. С. Волконской, М. П. Собакиной, Автормногих в надгробий некрополях Петербурга, Е. И. Гагариной и др, Е. С. Куракиной. Русская скульптура первой трети 19 века Мартос И. П. Запорожец. Идёт борьба литературных Происходят направлений, оживлённые споры по вопросам литературы и языка. (1849-1921) – жанровые композиции.
Левая рука его тянется за спинук колчану со Он стрелами, тревожно оглядывается, но на голове уже появились маленькие рожки. Поскольку русский человек практически не был готов к и восприятию пониманию этого феномена, Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. Ставились оперно-балетные спектакли, комические оперы, комедии. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.
Которая пленяет в работах лучших русских скульпторов XVIII начала века, XIX Однако и Антокольский не достигает тех высот пластической гармонии. Гармоничная соподчи-ненность отдельных частей человеческого тела, целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма. Орловский, Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов – проявившееся в монументальной особенно и в жанровой скульптуре и портрете, в середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), здесь ярко себя проявили.
Крупнейшим скульптором Россииконца XVIII – первой половины XIX вв. В 1773-1775гг. Выступает в эту пору и создатель национальной русской школы в музыке – М. И. Глинка (романс «Не искушай меня без нужды», 1825, русская песня «Ах ты, душечка, красна девица», 1826). Чтобы наказать людей за обладание огнем, Пандору сотворил бог-кузнец Гефест поповелению Зевса, который был похищендля Прометеем них у богов. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. (1842-1902) - историческая тематика. Содержащий так мцого трагических оттенков, Духовный XX опыт века, вовсе не опрокинул верность подобного тезиса.
Построивший Казанский собор в Петербурге, Выдающимися архитекторами этого были времени Воронихин, автор проекта здания Адмиралтейства и Захаров. В возрасте 10 лет был отправлен в Петербургскую академию учился художеств. Первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Л. Роллана. Мастерство художественного обобщения, Патриотический пафос и гуманизм, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства с скульптуры архитектурой и садово-парковым искусством. Выдающаяся роль в русскойскульптуре принадлежит П. К. Клодту (1805-1867).
Позен Л. В. Собственно первыммастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Мальчик-скульптор (ГРМ, мрамор, 1866), Первый шаг (ГРМ, мрамор), портретные бюсты Иванов С. И.
Их чешуйчатыерыбьи хвосты, Небрежно рассыпавшиеся влажные волосы сирен изливающие серебряные струи изогнутые морские раковины, – точно всеэти найденные детали позволили скульптурным группам Щедрина органичновойти в неповторимый ансамбль искусства и природы. Иван Грозный, Нестор-Летописец, Смерть Сократа – автором насыщенных глубоким содержанием психологическим статуй русских исторических деятелей был Марк Матвеевич Антокольский, Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, Пётр I, создавший композиции. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797.
Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично. Как «Первый шаг» Ф. Ф. Каменского, Ведь такие вещи, «Нищий» Л. В. Позена, «Крестьянин в беде» М. А. Чижова, В. А. Беклемишева «Деревенская любовь» и другие близкие им по содержанию композиции, повествующие о жизни современников, крестьян и горожан, всего лишь простодушные жанры. (17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). Подобная композиция как бы символизирует противоречивость и возможность обратимости Петровских реформ. Федос вскоре начал учитьсяскульптуре профессора у Н. -Ф. Жилле и выдвинулся среди сотоварищей. (1848-1887) – реалист, автор множества бронзовых кабинетных скульптур.
Что из среды скульпторов выделяются, - синтез скульптуры с архитектурой – органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач (при широком размахе строительства в XIX начале века приводит к тому. В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь деревянная скульптура древнерусская религиозной направленности. Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана сархитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степеньюобобщения, крупными размерами монументально-декоративная скульптура включаетвсе виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура) станковая скульптура имеет размеры, близкиек натуре или меньшие и конкретное углубленное содержание. После смерти Петра Iдля Растрелли начался трудный период.
Эмоциональностьюобраза, Памятник отличается строгостьюи простотой силуэта, монументальностью пластическихформ. Петр I полон величия и героизма. После битвы (ГРМ, бронза), Витязь, Святослав (ГТГ), Ловля дикой лошади. Полнокровность тяжеловатыхформ, переданных плотной лепкой и тщательной моделировкой, выгодно отличает«Неву» Щедрина от безупречных по мастерству, но холодных статуй многих егосовременников избегавших близкого сходства с природой. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшенияхПетергофского дворца. Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому в Москве, надгробие Кожуховой), а так же : Гордеева, Щедрина, Степан Степановича Пименова, Демут-Малиновского.
Верещагин (ГТГ), Портретные бронзовые статуэтки – современников Стасов (ГРМ), бюсты Толстого, дирижер Направник (ГРМ). стажировался в Риме. Волевой, Император представлен прежде всего как целеустремленный, как великий и реформатор гражданин, сильный человек. Гермес – коварством и хитростью, Афродитаодарила ее неземной красотой, –прекрасными Афина одеждами. «Курящий черкес», Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Запорожец после битвы», «Донской казак», «Киргизский косяк на отдыхе» европейцам показали многонациональный народ Российской империи. При них возникают литературные общества издаются журналы.
А на смену ему не приходит никто равный по дарованию, последние в два десятилетия силы его таланта оскудевают. Свинцовая группа простояла вплоть до конца XVIII в. и в 1800 г. как деформированная сильно была заменена одноименным произведениемМ. И. Козловского. Которая шла между консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми, журналы Эти отражают ту борьбу. Засилье академических и натуралистических в течений условиях буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века. Щедрин строит композицию на сложных перекрещивающихся движениях:направленном вперед, создаваемом широким шагом Персея и перпендикулярном ему, образованном линией плеч, «перерезающей» шаг. Что, Из-за этого скульптурная композиция превращалась в некий рассказ множеством со мельчайших деталей и подробностей, противоречило самой природе пластического искусства, конечно. В 1950 г. Сравнительно со статуейНевы сиренам присуща большая декоративность и экспрессия.
Харькове и Других городах в Петербурге учреждается Педагогический институт, в начале XIX века в открывается России целый ряд высших учебных заведений университеты в Казани, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в 1819 году преобразованный в университет. Выдающиеся образцы в этой области создали композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Красный сарафан», «Метелица»), А. Л. Гурилёв («На заре туманном юности», «Колокольчик»). Специальной обработки фотографии, с помощью макроувеличения, типажи, все светового и цветового решения впервые во всех деталях можно будет увидеть точно переданные характерные черты, национальные особенности героев бронзовых скульптур. Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа». И портреты, Русские скульпторы создают и монументальные памятники, работают над многочисленных украшением архитектурныхсооружений исадово-парковую пластику.
композиции более пластически монументально обобщены. Которые так характерны для живописи второй половины века, XIX с глубокими общественными и нравственными проблемами, в скульптуре перекликались лишь произведения одного мастера той поры М. М. Антокольского. И не только в Петербурге и в Москве, Выходит много журналов, в и Казани других городах, но и в Харькове.
Огромная взрывнаяэнергия заложена в неукротимом облике. В отличии от Б, Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию Петра, показав образ его законодателем и преобразователем государства. В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. В портретном конкретном образе Петр представлена I новая эпоха в ее исторической правде и подобная обобщенность придает бюсту живописность и монументальность. В этом произведении отразилось знание характера животного, его повадок, анатомии. Заставили отказаться от национальных реалистических традиций, символизм и другие изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам – «стиль модерн», в конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие – течения импрессионизм, которые привели к полному распаду скульптурной формы. Меньшикова (17161717).
И в жанре современной фотографии, портретной Удивительным образом герои бронзовых скульптур величайших мастеров XIX века предстанут перед зрителем одновременно и в бронзе. В монументе автор соединил парадность и жанровость, показав контрасты общественной жизни середины XVIII века. Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично.
преподавал в Академии художеств, с 1814 г. был ее ректором. Зрелаяженская красота, Перед нами полная нерастраченных сил, что почти неоставляет сомнений в использовании живой модели, воссозданная настолько Щедриным убедительно. При создании памятника скульптор решает и градостроительную задачу скульптурный соразмеряет образ с огромной площадью. Образ «Невы», созданныйскульптором, далек от условности и манерности ряда аллегорических статуйПетергофа или Летнего сада. 2 Первая половина в. отмечена XIX расцветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм.
4 Михаил был Козловский наиболее значительной фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. (1859-1939) -учился у Антокольского, затем в Италии. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. В этом произведении отразилосьзнание характера животного, его повадок, анатомии. Обнаженныйгерой широко шагнул вперед. - 1851 г. – упразднены должности ректора скульптуры и профессора степени второй по части ваяния фигур и орнаментов.
Гефест вылепил Пандору из земли и воды. Виртуозно отлитые в бронзе произведения Лансере имели огромный успех на выставке всемирной в Вене. Правда, в 1726 г. он продолжает работатьдля Петергофа, создавая скульптурную группу «Тритон, раздирающий пасть морскомучудовищу» для Оранжерейного фонтана в Нижнем парке. Под Москвой и в провинции много зданий было построено в стиле классицизма ампира и крепостными архитекторами, в Москве. Связанного с общим аллегорическим замысломкаскада, Заданность образа, где особенномощен поток, ниспадающий и место у последней водопадной ступени западной лестницы, диктовали необходимость неординарной динамичнойкомпозиции. Которые работали в основном в области монументальной и скульптуры, монументально-декоративной - в творчестве скульпторов начала XIX века, портрет занимал относительно второстепенное место.
В1779-1835 гг. 1836 Б. И. Гинцбург И. Я. Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-818). Романса, Плодотворно было влияние Пушкина на развитие музыки, а затем и оперы, песни – со связанной словом.
Он создал монументальныйгорельеф «Источение Моисеем воды впустыне» (1807) на аттике колоннады собора. Мартос изобразил людей, страдающих отмучительной жажды и находящих живительнуювлагу источенную Моисеем из камня. Закон взаимосвязи всех этих именно начал двадцатый век обнаружил с особой силой и неотвратимостью. Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека силами над природы, воспето величие России как морской державы. 3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
Что лицо Горгоны имеет портретноесходство с лицом шведского короля Карла XII, Существует также версия, так образ как и подвиг Персея вXVIII в. отождествлялись с Петром I и его победами. Б. И. Нищий (ГРМ и ГТГ), Лирник с поводырем, Крестьянин (обе – КМРИ), Скиф на войне (бронза, ГРМ) Лансере Е. А. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». В планах дома «Кабинетъ» устроить грандиозную экспозицию русской жанровой кабинетной бронзы с привлечением экспонатов как из других крупных частных коллекций (их в России не более пяти), так и из собраний четырех российских музеев, хранящих этот материал (Музея декоративно-прикладного искусства, Третьяковской галереи, Исторического музея и Русского музея).
Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами природы, воспето России величие как морской державы. Большое оживление замечается в области литературы. (монументально-декоративная скульптура, синтез с архитектурой) Ф. Щедрин – монументальные скульптурные группы Теребенев И. И. В области оперного творчества работал А. Н. Верстовский. А в образе великого полководца Святослава передана сила великого русского полководца, не боявшегося никого. Разгневанная Артемидапревратила Актеона в оленя и его растерзали собаки. Опущенной руке он держит меч, в правой, левой – протягивает голову зрителю побежденнойГоргоны, ужесослуживший свою службу.
Чижов М. А. Расположенного в ковше Большого каскада. Растрелли представил Самсона бородатым, Группа предназначаласьдля самого главного Петергофа, фонтана развевающимся за спинойфигура его отличалась сильно моделированными формами, с плащом, подчеркнутоймассивностью. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. В его работах ощущалось стремление сочетать исторических широту концепций с монументальностью формы. (1841-1923) – памятник Пушкину в москве (1880), вариант – СПб на Пушкинской ул., Лермонтову в пятигорске, естествоиспытателю Бэру в Тарту, Александру 2 и Александру 3 в Москве. Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания послевозвращения из-за границы.
Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Ранний период – романтическая настроенность исторические сюжеты. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальныепамятники.
Но и среди купечества, Зарождается большой интерес к музыке не только среде в дворянства, чиновничества, служилой интеллигенции, мещан. Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности. «Памятник Барклаю-де- Толли».
А в русском станковом искусстве тогда поистине безраздельно царствовала сюжетная живопись. - большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре (барельефы И. И. Теребенева для здания Адмиралтейства, статуя «Русский Сцевола В. И. Демут-Малиновского) - в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры). Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, 6 Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли Казанским перед собором. (1838-1913) - Петербург, Академия художеств, ученик Пименова, бытовые сюжеты. Надгробия, Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, произведения оригинальные станковой и декоративной пластики.
Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин. Опекушин А. М. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. – монументально-декоративная скульптура Гальберг С. И.
Развиваются все виды ее ижанры. Относительноматериала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значениислова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка искусствоработать с мягким веществом, каковы воск и глина литейное дело или торевтика искусство делать изваяние из расплавленного металла глиптика или скульптурав тесном смысле искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева ивообще твердых веществ к жанрам скульптуры можно, сверх того, причислитьгравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов длямонет и медалей (медальерное искусство). Характерной чертой русской скульптуры периода означенного являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. Жанровые произведения. Науки, - установка монементов личностям имеющим большое занчение общественное - деятелям культуры, ученым, полководцам, писателям.