(ответы обучающихся сопровождаются демонстрацией портретов русских художников, поэтов, композиторов. ) Действительно, тема родной природы раскрывается в произведениях таких художников, как Левитан, Саврасов, Грабарь, Шишкин. Познакомиться с произведениями русских художников, поэтов, писателей и композиторов о русской природе. Надеюсь придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная взглянет с холстов русских художников. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Тема : Изображение русской природы в творчестве русских художников, поэтов, музыкантов. Мы предоставляем слово группе 1, 2, 3, 4 (Группы выступают по очереди, слушатели задают вопросы, оценивают работу групп по предложенному алгоритму. ) Таким образом, мы сегодня с вами познакомились с произведениями великих поэтов, художников, композиторов, которые посвящали свое творчество русской природе. Цель занятия: познакомить учащихся с произведениями русских художников, поэтов и композиторово русской природе научить соотносить представленные произведения разных видов искусства с обозначенной темой. Пейзажи природы в произведениях русских художников передают самую тонкую и почти невидимую грань, которая отделяет человек от природы.
Изучение природы научило его воспринимать выразительность северного равнинного пейзажа и сообщило красоту и убедительность его картине. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Изборске, Каждое лето Академия организует выездные пленэры для студентов – в Пскове, Суздале, Ростове Великом, на Кириллове, Cоловках, в Плёсе, где они знакомятся с художественно-историческим наследием края. Краски, Но для работы созданы все условия – студентам выдаются кисти, они могут пользоваться библиотекой, прекрасной холсты.
Наполненные водой, Глубокие колеи, отражая голубое небо, то серебрятся, золотятся то на солнце. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Вызывавшими изумление, За время пребывания в городе этом он стал известен художникам и знатокам своими рисунками пером. Перед живописцем здесь стоит очень сложная задача. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласился отдать в ее коллекцию за 300 рублей – сумму. В Училище живописи и ваяния, в 1852 он году уехал учиться в Москву и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи.
В «Жатве» Пластов представил простую жанровую сцену скромную трапезу в поле. Даль тает в дымке и в голубоватых тонах, под внизу большими деревьями – грусть, Осенняя тишина, воздух ощущается и в небе, сложное чувство Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Переходные, Но суть русской природы в ином – постоянная смена времён года, когда начинает таять снег, неуловимые состояния идёт лёд на реке или начинается цветение садов, всего длящееся две недели, – создают бесконечное разнообразие образов. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Фигуры крестьян вносят в картину элемент народного бытового жанра, в окрестностях Москвы» написанной – в 1869 году. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
Точно определенной в цвете, Если в «Святой ключ близ Елабуги» картинах и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, с краской, верно характеризующей предметный мир, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея. То большие – изображают иногда целый пейзажный мотив, Многочисленные этюды Шишкина то – малые иногда только отдельную деталь.
– Италия, бесспорно, поражает яркостью красок и форм, к которым влечёт русского человека. С мокрыми деревьями, Тончайшие оттенки серебристо- серого цвета связывают зелень травы с грязной дорогой, глинистой вязкой почвой. Возглавляемых И. И, в начале 1890-х годов уже вполне были очевидны успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи. Что только длительное напряженное изучение натуры может со открыть временем путь пейзажисту для самостоятельного творчества, Он считал.
Вот таким образом сколько бы русский человек ни путешествовал, ни дивился чужим красотам, всегда его будет тянуть домой – к своей «неброской» природе. Склонив голову набок, Забавный медвежонок, которые доносятся из утреннего голубого тумана медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев, прислушивается звукам к пробуждающегося леса. В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. В обеих картинах мощные, пластически выразительные стволы дубов кажутся погруженными в световоздушную среду.
Картина Полдень. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. - Итак, внимание: задание для групп. Что, Вошли Шубины в историю еще и потому, отец скульптора Иван Афанасьевич обучал юного Ломоносова грамоте, если верить преданию, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего академика на дорогу Москву в тремя рублями и китайчатым полукафтаньем. Он прожил всего 36 лет, Недолгой была жизнь Ивана Ивановича Теребенева, обессмертившие имя художника, были но в этой жизни два года.
Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. К ним относятся Уголок заросшего сада. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Он не останавливался в своем развитии. 21 Все в картине проникнуто чувством покоя летнее небо с медленно плывущими облаками, неподвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки. В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Созданная Ильей Сергеевичем Академия, Глазуновым, в том числе и пейзажа, ставит задачей возрождение традиций русской реалистической школы живописи. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре.
Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. «Ну, хватит заниматься реализмом, надоели эти поленовские «дворики» и «тихие заводи» – вы должны быть художниками, прогрессивными Пели хвалу последователям Кандинского и Малевича и закончили форум таким призывом. Что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, я знала, когда седой туман уже даль, окутывает что под вечер, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве. Приехавшему в Петербург зимой 1758 года, Спустя лет несколько М. В. Ломоносов уже сам помогал младшему Шубину. Деревья по берегам реки словно замерли в тревожном ожидании.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Занимающихся исторической живописью и если среди художников, когда они подали прошения на свободную тему дипломов, в середине XIX века в Академии художеств случился во «бунт 14-ти» главе с Крамским, а им запретили, то в пейзаже шло планомерное развитие. Влажный, пронизанный лучами солнца воздух окутывает дали. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Чтобы выбрать стихотворение по вашей теме, Ваша задача состоит в том, соответствующую выбранному времени и года определить музыкальный фрагмент, подобрать репродукцию картины. Вот таким образом, думаю, было бы целесообразно изучить методику обучения пейзажу в России второй половины XIX века, взять лучшее и применить сегодня в современных программах для вузов и Академий.
На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Крамским. Обилие деталей наряду с выявлением типического, Неторопливый подробный рассказ, цельность запечатленного образа, характерного, простота и доступность художественного – языка таковы отличительные черты этой картины, как и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников. Когда приходилось работать помещении, в Зимой, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий.
Где яркость красок соседствует почти с черной зеленью елей, Во всех приметах осеннего пейзажа художник подчеркивает изменчивость состояния природы, голубое солнечное небо с готовым вдруг разразиться долгим осенним дождиком. Принятых в Московское Училище живописи и В ваяния, августе 1852 года он был уже включен в список учеников, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Не изменяя делу всей своей жизни. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, многом во способствовал ее популярности.
Шишкин не оставлял и работы над пейзажными композициями, Опираясь на них и весь на свой опыт изучения природы. Которых Шишкин особенно любил, Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова Н. А. Некрасова и – двух поэтов. Что именно он рекомендовал земляка куратору учрежденной 1757 в году Академии художеств И. И. Шувалову, Принято считать. Центральный образ картины фигура парня в ярко-красной рубахе, утоляющего жажду.
Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения в живописи своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х годах в лучших его произведениях. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. В блестящей плеяде русских художников-пейзажистов Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых важных и почетных мест. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы начнет пальцами корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".
Суриков, Именно в это время всем при гнете политической реакции Репин, Верещагин, Васнецов, Поленов и другие представители реалистического искусства сумели создать ряд произведений идейно значительных и художественно выразительных. Которые не хотят на этом спекулировать, – у нас он выродился в два непримиримых – течения в салон и тех честных художников. Вы на правильной дороге, Не отставайте от современного мира, уничтожьте то, заглушите до конца, что устарело. » Говорил это американский искусствовед, форум этот спонсирует Фонд Сороса. Деревья еще голые, а солнце уже ярко освещает их, они отбрасывают длинные тени на воду.
Что пейзаж знакомит не только с обликом природы, Шишкин стал видеть яснее, с жизнью народа, но с и самой родиной, помогает выражению положительных идеалов эпохи. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Словно выбежавших вперед семьей, веселой Шишкин ввел в эту суровую сцену гибели лесных великанов изображение молодых елочек и грибов. Пели хвалу последователям Кандинского и Малевича и закончили форум таким призывом: «Ну, хватит заниматься реализмом, надоели эти поленовские «дворики» и «тихие заводи», вы должны быть прогрессивными художниками. Чувствуется глубина оврага, глушь. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ).
Модных в те годы, Шишкин не искал легкого успеха эффектных или итальянских швейцарских видов. В связи с тщательно чем осматривал, Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы изучал каждый стебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Из лесов Вологодской губернии»). Родившись в деревне, Аркадий Пластов черпал свое вдохновение в ней же. Он определяет эмоциональное содержание полотна, всего в нем сконцентрировано напряжение трудовых усилий изображенных людей.
Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Сырой воздух, Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, застоявшаяся вода – все это единая, сухие ветки и гнилые коряги, нерасчленяемая широко тема, варьируемая художником при всей ее непритязательности. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Крамской писал Ф. А. Размытая дождем проселочная дорога, 1830 мотив Простой грязная, окаймленная корявыми ветлами. Он помогает проникнуть в произведения содержание и в то же время почувствовать жизнелюбивую натуру художника. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.
Показывал, Своим творчеством Шишкин утверждал красоту русской природы, какими могут содержательными быть ее образы. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. Все приметы наступающей весны увидены зорким глазом художника На полотне можно обнаружить много тонко особенностей подмеченных весеннего пейзажа.
Куинджи присуще романтическое ее восприятие, Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, его увлекали основном в эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Обедающие в поле старик и подростки изображены очень точно, сдержанно. Прекрасные произведения создали А. К.
После губительной и долгой зимней непогоды, Как при наступлении северной весны, а расцвет внезапен, произрастание идет быстро, так и тут нас поражает неожиданность, с какою за такой короткий срок не больше тридцати лет на маленьком на пространстве, неблагодарной пустынной почве, в этой грустной стране, в суровых условиях жизни появилась столь обильная поросль живописцев и притом великих живописцев». В разработке которого художник проявил неистощимую изобретательность, Каждый рисунок Теребенева имеет острый сочетающей сюжет, композиционную сложность с артистической легкостью, отличается выразительной линией. Что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, Кроме того Шишкин отмечал, ему что нужно". Одиноко стоящий на фоне огромной Могучий долины, дуб, – это образ мужественной и проникновенной красоты, за которой вдали едва блеснул изгиб степной реки, вызывающей ответный душевный отклик зрителя. Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, Будучи академиком, что его молодой выученик прочно усвоил на всю жизнь, то есть того. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Полуденный пейзаж это образ России.
Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы живописного объединения всего богатства пейзажных мотивов. Выдающимся художником-передвижником К. А, Замысел этой картины был подсказан его Шишкину приятелем. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Искренне увлеченным мотивами русского равнинного ландшафта, Совместная работа с пейзажистом московской школы, не проходит бесследно.
Писал ли он широкие дали или кустик только сныдь-травы, Но всегда, рассматривал его не как заметку для памяти, он определял композицию своего этюда, но как по-своему завершенное художественное произведение. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Односельчане стали героями его картин, природа Прислонихи воодушевила его на создание произведений, проникнутых истинной поэтичностью. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности.
В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Основу обучения составляет работа над этюдами на пленэре и над композицией в мастерской. Крамской) академического направления. В Академии художеств быстро Шишкин выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Мачтового леса справа от них дана масса зелени, в центре композиции светом выделено несколько стволов отборного корабельного, слева прозрачная – глубина бора. И если среди художников, занимающихся исторической живописью, в середине XIX века в Академии художеств случился «бунт 14-ти» во главе с Крамским, когда они подали прошения на свободную тему дипломов, а им запретили, то в пейзаже шло планомерное развитие.
Обогащение ее новыми талантами, в семидесятых идет годах стремительный процесс развития пейзажной живописи. Он сразу вошел их в круг, Вернувшись на родину, порвавших в 1863 году с официальной Академией художеств, став постоянным участником вечеров Артели художников, ставшей воплощением рутины в искусстве. Его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния, Лето года 1866 он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Конкретно характеризующий тему, Пластов любит цвет, передающий отношение художника к или тому иному событию.
Уверенно утверждавшими плодотворность реалистического метода в пейзажной живописи конца XIX века, Большие картины были и бодрыми свежими. Которое можно считать классическим по полноте художественного образа, монументальности ", звучания, завершенности. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Эпатаж, шоу, выпячивание низменных инстинктов в последнее время стали характерными чертами так называемого «актуального» искусства. Только изображением трех деревьев на солнечной лужайке, в первой из этих картин Шишкин ограничился немногим в – сущности. Когда возникают различные течения и направления, в преддверии XX века, форм и приемов идут новых поиски художественных стилей, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Только весной 1862 года он уехал за границу.
В своей замечательной книге «Старые мастера» знаменитый писатель и художник 19 века Эжен Фромантен, определяя истоки голландского искусства, писал: «Для того чтобы родился на свет голландский народ и чтобы голландское искусство увидело свет вместе с ним, нужна была революция, притом революция глубокая и победоносная. Радостный построенный на сочетании горящих красных, Огромную роль в играет картине колорит сияющий звонкий, голубых тонов, желтых. Воспринимаемый как завершенная картина, Этот этюд, талантливейший богат в сочетаниях золотистых, свидетельствует о завидной душевной бодрости и молодости пятидесятичетырехлетнего художника этюд лиричен и радостен по выражению, светло-зеленых, голубых и бархатистых темно-зеленых цветовых пятен. И ещё много и много имён. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Не расставаясь с кистью и карандашом, принимал самое непосредственное участие в становлении новой жизни сельчан.
Детально показанные первые планы противостоят туманной пелене, Тяжелые, скрывающей отдаленные формы полной видимой не нам жизни в одном изображении сливаются и подробный рассказ и легкий намек. Куда приходят желающие посвятить пейзажу, себя Существует мастерская пейзажной живописи под руководством А. П. Афонина. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек профессоров внимание своими натурными пейзажными рисунками. Что пейзаж – это настроение, Илья Сергеевич Глазунов говорит, а – настроение это скрытая мысль. Воздух прозрачный, неподвижный, застывший.
Уходящие ряд за рядом в сумрак густого леса, Торжественно-величавы стройные старые ели, в лучах солнца, а на первом плане, стволы громоздятся деревьев, поломанных бурей, упавших на соседние ели или лежащие на земле плотный слой мха закрыл полусгнившие, давно рухнувшие стволы. Освещенных солнцем, Между помимо тем Сосен, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы и сочного по живописи. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Собственно, с пейзажем произошло то же, что и с другими жанрами.
Пелена дождя скрывает в ней детали на легком серебристом фоне яснее выступают деревья первого плана и несколько человеческих фигур вписал (их в картину тоже К. А. Она дала нам те а имена, доверять этой методике мы можем, Аполлинарий Васнецов, которые составляют гордость русской культуры – Дмитрий Поленов, Аркадий Рылов, Алексей Саврасов, Станислав Жуковский, Николай Дубовской. Появляется ощущение приближающегося ненастья. Исключительная популярность теребеневских листов (их было более пятидесяти) и при жизни художника и после его смерти объясняется присущей им сатирической остротой, самобытной оригинальностью, мастерством изображения и, конечно, прежде всего их высоким патриотическим пафосом. По два и по три этюда в день катает, Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, каких да сложных. Оранжевые листочки небольших тонких деревьев, стоящих среди пахоты, словно трепещут под холодным осенним ветром.
Для него, казалось, не было трудностей. Ранее не внесенных оборот в искусства, Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Связанные с исканиями передовых мастеров всего русского реалистического Он искусства, ставил перед собой более существенные задачи. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Уравновешенность композиции в целом, в первой из них ритм стройных стволов, красота живописного тона картину делают одним из высоких достижений художника. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. В котором принимал непосредственное участие и Шишкин, Процесс развития русской живописи 70-х подготовил годов, возможность ее дальнейшего подъема в 1880-х годах и еще более зрелых и широких обобщений жизненного материала. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Левитаном и К. А.
Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Природа в картине «Рожь» это не отвлеченный пейзажный мотив, это природа, демонстрирующая следы творческой деятельности человека, одухотворенная его присутствием, его трудом. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Вода приобрела серо-стальной и оттенок подернулась рябью, На первом плане картины видны последние лучи солнца, по-осеннему ливневым дождем, скоро и сюда придет гроза с тяжелым. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Демонстрировавшейся на академической выставке 1860 и года удостоенной Большой золотой медали, Местность Кукко. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. В то же время началась многолетняя его дружба с идейным руководителем передового реалистического искусства той эпохи И. Н.
Он показал вместе и деревья, Тонко чувствуя жизнь природы и живущие только несколько дней грибы, стоящие веками и мгновенный блеск в света воде небольшого источника. Что художнику необходимо изучать природу и следовать ей, Шишкин много и читал размышлял об искусстве и пришел к убеждению. Русское богатство". Чтобы собрать урожай для тех, Именно на их долю тяжкая выпала работа в полях, кто жертвовал свои жизни в атаках.
Здесь труд воспринимается как праздник, как широкое раздолье молодых сил. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Чувствуется своеобразная прелесть типичного уголка родной России. И старый мастер как бы вступил в соревнование с Коровиным, ними, показав десятки своих этюдов.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния Академии и художеств, Он поселился в деревне, часто выпивавшими вместе с ним. Необходимо сопротивляться, Нельзя быть равнодушным к происходящему, обращением к своим традициям, – в том числе и созидательным трудом, к великой литературе, русской музыке изобразительному искусству. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Только что прошел ливень и сквозь напоенные влагой тучи пробились лучи солнца.
Венецианова и И. К. Вятский мачтовый лес, Неторопливо и обстоятельно художник ведет речь в первой из них о русской природе, два медведя возле сосны, скромная лужайка среди деревьев, на видна которой пчелиная колода, – все кажется знакомым и близким зрителю – о знакомом ему с детских лет пейзажном мотиве. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Что порой даже эти выдающиеся достижения культуры русской подвергаются остракизму, Меня потрясает.
Об отзывчивости на впечатления от натуры, Именно они свидетельствовали о и непринужденности проникновенности его творчества, о живописной свободе. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Но показал нам саму природы, жизнь Так художник запечатлел не просто осенний пейзаж, величественное зрелище наступающей грозы. Разрабатывающий абсолютно необычную живописную Рядом систему, с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи. Растаял снег и вешняя вода затопила прибрежный лес.
Нужно было и это дало Голландии особое право рассчитывать на благосклонность судьбы, Больше того, разум, чтобы революция опиралась на необходимость, справедливость, чтобы народ заслужил все то, чего он хотел достичь, чтобы он был решителен, убежден в своей правоте, трудолюбив, терпелив, героичен, мудр, сдержан и показал себя во всех отношениях достойным независимости. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение и отдаленности глухости дикого леса. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Шишкин удачно преодолел в ней изображения трудность глубины леса в сумеречном вечернем освещении. Но зато его обрадовала Прага, Большие академические выставки Берлине в и Дрездене вызвали его резкую критику, реалистическое искусство, сами чехи и их живое.
Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Для достижения большей художественной выразительности он применяет многоплановость композиционного построения, подчеркнутую интенсивность цветовых сопоставлений 30 «ОСЕННИЙ ДЕНЬ, СОКОЛЬНИКИ» 1879 Левитан И. И. Пейзаж занимает лидирующее положение среди других жанров. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Венецианова.
Совсем иное видим мы в картине «Колхозный ток» (1949). Уже имея определенные творческие интересы, в 1856 году, Шишкин в поступил Академию художеств. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Айвазовского, С. Ф. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Раздолье, простор, угодье. Отошел от Крамского и бросил работать, Под тяжестью личных переживаний на Шишкин некоторое время опустился. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Однако он не учитывал, что копирование с фотографий отдельных деталей, взятых вне их естественной среды не приближает, а отдаляет от глубокого познания ее, которого он добивался от своих учеников. Репродукции картин и заготовлены музыкальные фрагменты, у вас на столах лежат специально приготовленные для работы стихи русских о поэтов природе.
Васильев, А. И. Многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти упоминаются не в искусствоведческой литературе, Вечер. Это пейзаж, проникнутый духом народного восприятия природы. Куинджи и, чуть позднее, И. И. И он остался одним из наиболее художников любимых русского народа, Известность Шишкина прошла через многие годы. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна.
В тот же миг наступило затишье. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Из небольшой деревни в Архангельской близ области Холмогор родины великого Ломоносова, Вышел он из крестьян-поморов. В которой все ему казалось интересным, Неотрывно штудируя натуру, будь коряга, то старый пень, сухое дерево. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Благодать. Их творческие методы, Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные как образы, впоследствии и система преподавания, приемы, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Уже в 1870-х годах он стал создавать первые картины, передающие меняющиеся состояния природы – вечер, сумерки, закат солнца, – сохраняя при этом четкость и предметность изображения. Тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, Все отличаются они обостренным чувством формы и фактуры предметов, реалистически точного рисунка, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого.
Закрывая солнце, Облака застилают небо, бурая листва и рыхлая пахоты земля кажутся насыщенными дождевой влагой во всем этом видна хмурая настороженность поздней осени. Талая вода, перемешанная с землей, приобрела желто-бурый оттенок. – Нет, в моде авангард и икона. И это совсем не развлекательный жанр, как считают некоторые обыватели. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Бесконечные леса Вятского края, с помощью отца – любителя-археолога краеведа и – юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы. Левитан и К. А.
В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Род. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Такая теснейшая связь с окружавшим крестьянским бытием определила стиль его творчества. Приобретало национальный характер, в дружной художников-демократов среде творчество Шишкина быстро становилось все более зрелым и значительным. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Собранные вместе, эти полотна дают многостороннее представление о жизни колхозной деревни, сельском труде и быте. Природа, к тому же, сформировала его душевный склад, окружавшая человека в детские годы, оставила в нём на отпечаток всю жизнь. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889).
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Вместе с тем Шишкин преодолевал недостаток своих ранних картин – однообразную детализированность всего изображения. А работа, конечно, для детей была тяжкой.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Лес (Шмецк близ Нарвы), Сныть-трава На (1884), песчаном грунте, у берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ). Но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, черты Основные его искусства сохраняются и теперь, выработанных к концу семидесятых годов. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг.
Саврасов, Ф. А. Программа насыщенная, Учиться в Академии сложно, после обеда лекции, свободного времени не – остаётся с утра живопись и рисунок, затем занятия в рисовальном классе. И семья Шубиных числилась самых среди знаменитых резчицких фамилий, в то время Холмогоры славились своими искусными мастерами-косторезами. В процессе прямого общения с природой, Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей в степени этюдах. Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников кропотливой предварительной работы на натуре. Он учил любить родную природу и глубже ее чувствовать. 1909 Пейзажный этюд построен на противопоставлении темно- зеленых елей яркого и золота осенней листвы.
Щедрина и А. А. На международном форуме, в прошлом году я была в Петербурге, Испании, в котором участвовали искусствоведы Италии, США, так они приветствовали очень прогрессивное направление абстракции. Их жанр политическая карикатура, Их Отечественная тема война 1812 года их зритель самые широкие народные массы. 15 «ПРОСЕЛОК».
Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща". Эти лучи преображают природу: они скользят по омытой дождем изумрудно-зеленой траве, золотят поле ржи вдали.
В нем раскрыты те черты жизни природы, Современники всторгались картины, достоинствами отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне, которые дороги и близки любому русскому человеку – замечая существенную особенность этого произведения. С этими мастерами был и Шишкин. Но постепенно они гаснут под напором сгущающегося грозового полумрака, в просветах его вспыхивают еще отсветы солнца. Мачтовый лес в Вятской губернии". Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году.
Вдали голубой лентой вьется река. Федот Шубин одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года.
Савицким (написавшим в картине медведей). Выразительны в картине образы работяг, составивших маленькую, но дружную и сплоченную бригаду, где каждый старается заботиться о ближнем и помогать друг другу. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина в Утро сосновом лесу.
А возможно, Первые приметы внутреннего недовольства своим положением и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно в уже следующем году по возвращении из-за границы. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Пейзаж стал выразителем дум и чаяний художников. Так или иначе, 23 августа 1761 года последовало распоряжение уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного.
Однако, Важнее, но различие между ними, не сходство между изображениями двумя одного места. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. (1860-1900) Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. о творчестве Работал он ежедневно.
Слишком сдержанная в ранних произведениях Шишкина, Живая эмоциональность, получила развитие свободное в работах середины 1880-х годов. Традиции, Растеряна школа, по которым пейзажу обучали в Императорской академии художеств и Московском училище живописи, утрачены учебные программы, ваяния и зодчества. Придавая им яркое эмоциональное Светом звучание, Шишкин обобщает сложные пейзажные композиции. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. 7 «ПОЛОВОДЬЕ».
Его занятия имели самостоятельный характер. Он был ярким выразителем демократического реализма в пейзажной живописи. Высоко подняли в небо вершины большие сосны и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Именно с этой целью я взялась за изучение этого вопроса в своей диссертации. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом – впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил.
Созданных к конце 70-х и в 80-е годы монументально-эпическое ощущается начало, в лучших картинах Шишкина И. И. Само название Рожь в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто и в то же время значительно. Свободных от скованности его академической манеры, Кроме дошедших до нас светлых рисунков шишкинских с подписью Братцево, конечно, главным, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень.
Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. До сих пор способные изумить своей задушевностью, в годах 1890-х Шишкин по-прежнему с подъемом писал этюды, чистотой и верностью цвета, солнечностью. Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны с мироощущением народа, связывающего представление о счастье, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. Коровин. Видимо, в сентябре-октябре 1869 года экспонировалась она на академической выставке и, не была приобретена. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
И когда он перед натурой. Что такая работа способствует постижению форм природы, Шишкин помогает находил, совершенствованию рисунка. Проникнутое гуманистическим духом восприятие природы, Иванова воплощают поэтически светлое. Приступив к картине, Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, знакомой ему еще с детских лет и уже не раз служившей ему для изображения в более ранних картинах. Пронизанной чистым светом, Такой живописи, такой прозрачности и цвета пленительности еще не знало искусство Шишкина в предшествующие годы. И непрерывной профессиональной тренировкой, Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы и основой для пейзажных формирования композиций.
25 «ОСЕНЬ» 1967 Николай Иванович Осенев Род. 1964 А. М. Грицай. Колоссальную трудоспособность и упорство Шишкин отдал делу развития национальной темы в пейзаже, Весь свой большой талант, главным русского образом леса, созданию правдивых образов русской природы, несравненным знатоком и любителем которого он был. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Зритель прекрасно понимает, что речь идет о военных годах на работе были старики и дети.
это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Придававшим огромное значение этюду натуры, с Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Любовь ко всему этому надо прививать своим детям. В своей деревне Прислониха он оставался до конца своих дней. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Что со временем может быть искусным в своем художестве мастером, который своей работой в резьбе на и кости перламутре дает надежду. Итогом работы группы становится литературно-художественная композиция по теме – вы подготавливаете чтение выразительное стихотворения под выбранный музыкальный отрывок. Женским и стариковским рукам было обеспечено питание в Великой годы Отечественной войны, Благодаря детским. Который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, Глядя картину на создается впечатление глубокого покоя, ни летящая высоко в небе птица.
Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это просто не глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. 1873 Саврасов А. К. Род. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. И прозрачная голубизна теней на бурой воде, Это и загорающееся неожиданными золотыми бликами солнце на стволах и ветвях и не белизна растаявших еще островков снега.
Банальные мотивы надуманных академических пейзажей не увлекали его и не вызывали следовать желания им. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Готовясь к академической выставке, Летом 1869 года Шишкин над работал несколькими картинами. Иным произведением является вторая картина. Рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, хорошим аппетитом и русской правдивой речью, он поражал всех своим здоровьем.
С ее постоянством, Шишкин ищет во времени дня соответствие пониманию своему русской природы, спокойствием, вечностью, стойкостью, сравнимой с вольнолюбивой и несгибаемой человеческой душой, способной выдержать многие испытания. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Материальность близких предметов и скрывающихся мерцание в туманной дымке, Уверенно сочетает художник различные пространственные планы. Где словно черпал новые творческие силы, На протяжении всей своей жизни он постоянно в приезжал отчий край. Но, Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, он в отправился Казань и дальше – на Каму, прежде чем воспользоваться ею. Но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд в лег основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме, Этот суховатый по живописи.
1914 г. Художник Алексей Михайлович Грицай изобразил в своем полотне раннюю весну. И Шишкин сумел снова двинуться вперед. 28 Большую часть полотна занимает изображение огромного неба с клубящимися облаками. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Над дальним лесом уже бушует гроза, застилая его голубой пеленой дождя. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. В обратном направлении, а прямо на медленно нас, движется задумчивая женская фигура в темном платье. Рожь.