Созданная в России им одна всего работа Медный всадник принесла ему славу великого мастера. Форма лица обычно приближена к овалу и производит впечатление почти стереоскопичной. Но в зависимости от того, Ваять можно из любого материала, меняются какой техники из них используется.
В этом жанре работали почти все крупные мастера эпохи:Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Прокофьев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин. Полотна Антропова исполнены уверенной кистью и отличаются ярким локальным цветом. В 1740 1750-х гг. Антропов работал в «живописной команде»Канцелярии от строений. Что затем воплотилось в архитектуре Петербурга, в компромиссном варианте было здесь намечено многое из того. Однако он сумел так понять личность Петра и его роль в историческом развитии России, Фальконе был иностранцем, предопределившей данную скульптором проникновенную трактовку образа Петра, что созданный им монумент рассматриваться должен именно в рамках русской культуры. Образ «Невы», созданный скульптором, далек от условностии манерности ряда аллегорических статуйПетергофа или Летнего сада.
Изображение детей и парные портреты супругов Н. И. Церквей и другихсооружений в Петербурге и в Москве. Некоторое время в первой половине 1750-хгг, Вместе другимичленами с этого объединения он участвовалв росписи дворцов. Что этот жанр имел богатую традицию, Высокая культура рельефа объясняется и еще тем, восходящую к древнерусскому искусству»1. Одним изсамых ярких проявлений его реалистическойосновы искусства является также«Портрет неизвестной крестьянки врусском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма.
В широких скулах инависших бровях, седых в мужественном, несколько мрачном обветренном лице стемными глазами, яркий темперамент, в напряженныхмускулах рта чувствуется сильныйхарактер, подчеркнутыйгорением розовых, красноватых изолотисто-желтых тонов. Архитектура и вслед за ней пластика обратились к античности раньше прочих жанров. Где получал цветное стекло, Он первую основал химическую лабораторию, создал 112 оттенков смальты. В местечке Ичня Родился Черниговскойгубернии, наУкраине, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. Но особенно 150 в жанре портрета, стремление Это ощутимо в монументально-декоративной пластике и станковой скульптуре второй половины века.
Спустя 5 лет скульпторА. Гуржий по сохранившемуся образцувыполнил маскароны воссоздал и всебронзовые декоративные детали. А в женском – идеально прекрасное, Русские скульпторы стремятся воплотить мужском в образе черты героической личности, абсолютное начало, гармонически ясное. Это верование было некогда общиму всех славянских племен, в том числе иу русских. Формируется понимание профессиональных требований к жанру. Скульптура барокко стремится к живописности. С юных лет овладел косторезным мастерством. В живописи происходят в начале XVIII века коренные реформы.
Материалыскульптуры металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Преклоняясь перед красотой человеческого Ваятели-классики, тела, что и являлось предметом их творческих интересов, осознавали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека. Растрелли (1675 – 1744). На первый план выдвигается светское искусство. Петр I полон величия и героизма.
Аргамаков. Краснощекова. Вишняков (1699 – 1761), лирик и мастер детского портрета. Художественно-выразительныесредства скульптуры построениеобъемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, внекоторых случаях также цвета. Работой художников «живописнойкоманды» руководилАндрей Матвеев, а позже Иван ЯковлевичВишняков (1699 после 1761), один из наиболеевидных русских живописцев серединыстолетия.
Главным сооружением крепостиявляется Петропавловский собор (1712г) (Арх. Подобно Антропову, в эту пору своего творчестваАргунов ив работал области декоративной и церковнойживописи. Такжевыдающимсяпортретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Во время Великойотечественной войны статуя была похищенафашистами. Зеленый цветв международной системе дорожных знаковозначает свободный путь.
Выдающимся событием вобщественной и культурной жизни Россиистало открытие в 1782 году памятника ПетруI, так называемый «Медный всадник». Тогда в России строилось огромное число роскошных дворцовых и общественных сооружений. Зрелаяженская красота, Перед намиполная нерастраченных сил, что почти неоставляет в сомнений использованииживой модели, воссозданная Щедринымнастолько убедительно. Но уже со половины второй XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах, Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве. Колонну должна была венчать статуя Петра.
Так многиерусские мастера получили высокуюподготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно в Москве еще в переходных формах были осуществлены новые типы административных зданий (Арсенал в Кремле), дворцово-парковых ансамблей (усадьба Ф. Головина в Лефортове), культовых построек, увенчанных шпилем (церковь Архангела Гавриила, так называемая Меньшикова башня). Нарядным узором плотно заполняющие поверхность стены, Вырезанные невысоком в рельефе из дерева, воинские доблести, они олицетворяют разные искусства, охоту и т. д.
Венчающие важнейшие городскиездания, Технической новинкойПетербурга явились высокиешпили, необычайно что было широко распространенов северно-европейских странах. Которые вначале переплетаются, Это барокко и рококо, в конце столетия также развиваются монументальная скульптура скульптурный и портрет, а во второй половине 18 века постепенно вытесняются классицизмом. Растрелли исполнена и первая монументальная скульптура – статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1733 – 1741). Долгорукова, А. Д.
утверждаетсяживопись как светское искусство, стремящееся передать облик реальнойдействительности. Трапезной и колокольни, Большинство московских храмов этого времени сохраняет традиционное трехчастное построение состоит и из собственно церкви. В ходестроительства мастера осваивалидеревянные конструкции так образца называемогопрусского т. е. Декоративной скульптурой прославленного Версаля и итальянских садов, Они познакомились памятниками с на площадях городов. 2. В 1755 году по инициативе М. В.
КрестьянеМ. Лишь в чертах его лица сохранив портретное сходство, Козловский героизированный создал образ военноначальника. Лучшие произведения Растрелли представляют собой загородные большие дворцово-парковые резиденции. Формировании высокого профессионализма нескольких поколений скульпторов, Академия оказалась крайне полезной совершенствовании в пластики.
Но и их характер, Демидова – Грот досконально передает не только свойства физиономические персонажей используя порой приемы гротеска. Во главе московской архитектурной школы долгое время стоял Д. В. По его настоянию лекции читались русскими профессорами и только на русском языке. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г. ). М. В. Русская живописьразвивалась в тесном контакте с искусствомзападноевропейских школ. Нестатичная, Многотонная статуя воспринимается как подвижная, в готовая любой момент исчезнуть.
Чутко вставшие уши все показывает, Раздутые ноздри, что за бездной и за конь водой видит нечто ужасное. Одно из центральных произведенийНикитина зрелой поры его творчества портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистическихисканий русской портретной живописина новом историческом этапе ее развития. Характеристика, данная Петру, чуждаложной патетики. Наибольшим достижениемрусской живописи петровского временибыл портрет, в котором художественновоплотилось новое понимание ценностичеловеческой личности, выдвинутоепотребностями преобразовывающегосярусского государства. Где строили В. И. Баженов, Он облик определил Петербурга, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, а также иностранные архитекторы Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Ф. г. гордеев, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос – каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный в след искусстве.
Главной заслугой Мичурина явилось основание московской архитектурной школы. Барокко в России 18 века ИванЯковлевич Вишняков (1699-1761)В противоположностьсвоим старшим современникам И. Никитинуи А. Матвееву Вишняков не учился заграницей. Один из крупнейших художников этой эпохи – И. Я. Император представлен прежде всего как целеустремленный, волевой, сильный человек, как великий реформатор и гражданин. Другим не менее важнымпутем получения профессиональнойподготовки была посылка русских мастеровна учебу в Западную Европу. Систематическогообразования Аргунов не получил.
В тяжелый бархат воздушный и шелк, Мрамор в его руках превращался в пушистый мех и узорные кружева. (Арх. Он выполнил множество заказных портретов, бюстов. Жуковский, М. Ю.
Первоначальный эскиз был готов уже в 1765 году. Помимо возросшей грамотности в рисунке и живописи технике он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Обухову и особенно Д. В. Она быстро стала крупнейшей профессиональной школой, воспитав плеяду замечательных художников (Федот Шубин, Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Мартос, Феодосий Щедрини проч. ).
А в 1760-х, Но его не установили и забыли, он казался уже слишком архаичным, когда возникла в потребность монументе Петру и новый памятник заказали Фальконе. Как Ломоносов, Появлениетакого гиганта науки, капризомприроды, вусловиях крепостной нельзяобъяснить России простой случайностью, прихотью судьбы. Б. К. Его произведения, отразили все многообразие и противоречивость эпохи.
21 ИТОГИ: 1. Преннер) итальянских (П. Шувалова был создан Московский университет. Небольшие по размеру, Камерные портреты Антропова, отличаются несколько однообразной и грузноватой посадкой фигур, чаще всего прямоугольные по формату, которым словно тесно в отведенном пространстве (портрет холста А. М. Xviiiвек был знаменателен для заметнымипеременами России и значительными достижениямив области искусства. Ф. гордеев, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин и И. Мартос другие – заложившую основы классического ваяния в России, Школу Н. Жилле, окончившие Петербургскую Академию художеств.
Встенах Канцелярии от строений Антроповполучил первоначальное профессиональноеобразование. Некоторые из них, подобно домам А. П. О Петре I принято говорить, что он знал 14 ремесел. Гермы овального павильона дворца Цвингер в Дрездене, 1711-1718 (Пермозер, Австрия) Капелла Корнаро, 1652 (Бернини Д. Л., Италия) Барокко Рококо- подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы Речная нимфа, 1770-1780 (Клодион, Франция) Лев и змея, (А. Л. Бари, Франция) Романтизм Классицизм отличается простотой и цельностью композиции изяществом деталей, Кронпринцесса Луиза и принцесса Фредерика, 1795-1797 (Шадов И. Г., Германия) Голова Елены Прекрасной (Канова Антонио, Франция), 1811 Венера и Марс (Канова Антонио, Франция), 1793 Классицизм Статуя Вольтера, (Гудон Ж. А., Франция) 1781 Скульптурный портрет Бюст молодого неизвестного (Шубин Ф. Скульптура XVIII века Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. На смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, Геркулес, Марсий, Александр Македонский, герои гомеровского эпоса – Интерес Поликрат, к героической античности влияет и на выбор богов и героев.
Ничемне омраченного, Во фразеологиистал чего-то символом приятного, символ прекраснодушия. В настоящее время приобрел отрицательноезначение в литературе. Первый151 «Триумфальный столп», создавался Растрелли с группой мастеров, включая А. Нартова и Николя Пино. Его ранние работы понравилисьПетру, а после поездки за границу Никитиннастоящим матером масляной живописи. Никитин является одним из первых (частоназывается первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописногостиля русской живописи и начавших писатькартины с перспективой, так, как в этовремя писали в Европе. Грациозное изображение Елизаветы Петровны на коне в мундире Преображенского полка и черном маскарадном Среди костюме, полотен Грота особенно хороши парадные портреты малых форм – утонченное.
Для Большого каскадаМартос выполнил статую Актеона, котораястоит особняком в его творчестве, хотяотточенная классичность его пластикиявственно проявилась и в этом произведении. Заданность образа, связанного с общималлегорическим замыслом каскада иместо у последней водопадной ступенизападной лестницы, где особенно мощенниспадающий поток, диктовали необходимостьнеординарной динамичной композиции. Юноша Актеон похвастался пред страстнойохотницей богиней Артемидой, что онболее искусный охотник, нежели она. Разгневанная Артемида превратилаАктеона в оленя и его растерзали собаки. Мартос представил Актеона остановившимсяна бегу в тот момент, когда охотникпочувствовал, что превращается в оленя. Он тревожно оглядывается, левая рукаего тянется за спину к колчану сострелами, но на голове уже появилисьмаленькие рожки. Грибоедов, В. А. Полнокровность тяжеловатыхформ, переданных плотной лепкой итщательной моделировкой, выгодноотличает «Неву» Щедрина от безупречныхпо мастерству, но холодных статуй многихего современников избегавших близкогосходства с природой. Писатели используютрозовый цвет для обозначения мнимого, ложного благополучия. Не меньшее значение имела покупка статуй для Летного сада работы венецианских мастеров конца 17 – начала 18 века и даже античных подлинников (статуя Венеры Таврической). Чем в других искусствах, Процесс становления новых методов скульптуре в происходил медленнее.
Как на языческих "болванов", Слишком долго русский смотрели люди на круглую скульптуру. Наиболеевероятно, что его первыми учителямибыли его двоюродные братья, в своюочередь учившиеся у А. Матвеева. Наконец, И, это – круглая скульптура, если статуей можно любоваться со всех сторон, "Венера например Милосская". Парадное, Среди его работ – живой и полнокровный портрет Елизаветы Петровны, а также портреты священнослужителей и весьма по неоднозначное характеристике изображение Петра III, архаические, тяготеющие к парсуне, что продиктовано вкусами заказчиков. Среди его работособо знамениты: Портрет Головкина, портрет Петра на смертном ложе. Методы их обработки лепка, высекание, литье, ковка, чеканкаи др.
Над которым Растрелли трудился много лет и большую модель которого он закончил незадолго до смерти, Вторая работа151конный большая памятник Петру I. «дошедшие до нас надгробия о свидетельствуют высокой профессиональной культуре их исполнителей. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея). Свободнеевыражавших новые, в ХVIII разностороннее векенеизмеримо сталадеятельность скульпторов, светские идеалыобщества. стажировался в Риме. Гефест вылепилПандору из земли и воды.
Ощущаемаяв некоторых лучших парадных портретаххудожника, Правдивостьи характеристики, предметность здесь выступает на первыйплан. Их чешуйчатыерыбьи хвосты, Небрежно рассыпавшиесявлажные волосы сирен, – все этиточно найденные детали позволилискульптурным группам Щедрина органичновойти в неповторимый ансамбль искусстваи природы изогнутые раковины, изливающие морские серебряные струи. В движенииправой руки чувствуются растерянностьи страх подступающий невозмутимое лицоотмечено печатью обреченности. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741).
Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г. А. Потемкина (1791 г. ), Е. М. Чулкова (1792 г. ), М. В. Ломоносова (1793 г. ) и др. Произведения иностранцев, работавших в середине столетия, выполнены в духе рококо. Художественный язык Никитинаочень сдержан и конкретен. У Ломоносова был грандиозный замысел создать двадцати более огромных мозаичный панно для Петропавловского собора.
Бюст также является произведением типичного барокко. В становлении иразвитии светской культуры общеевропейскоготипа невозможно было полагаться настарые художественные кадры, для которыхновые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранныемастера не только помогали создаватьновое искусство, но и учителямирусских были людей. Растрелли исполнил маску с живого Петра и восковую модель. «ясный», «прозрачный», Слово «белый»в древнерусском языке цветаозначало кроме еще и «светлый», «безгрешный». По мнению А. Н, «непорочный». Крупнымипортретистами начала 18в.
Которые они усвоили еще у профессора Никола Жилле, Но их всех объединяли общие творческие принципы, общие идеи гражданственности и патриотизма, с 1758 по 1777 г. возглавлявшего в Академии класс скульптуры, высокие идеалы античности. Наиболее полно овладевает принципами зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг. ). Особенно заметный след он в оставил разработке темы классического надгробия и городского монумента. Пробовал заниматься портретом, Он был известен и как мастер великолепный декоративно-лепных работ. Слово «белый»в древнерусском языке кроме цветаозначало еще и «светлый», «ясный», «прозрачный», «непорочный», «безгрешный». По мнению А. Н. Насыщая фасад дворца пластическими элементами – кариатидами, всячески Архитектор уничтожает впечатление плоскости, частично "уплотненными" в стене и составляющими с ней неразрывное целое, колоннами, растительной орнаментации наличников. Прямота иопределенность обрисовки характеровчеловека, в то же время цветоваянасыщенность живописи, стремление к пластическойубедительности в трактовке формы станутодними типических из черт русскогореалистического портрета второй половины18 столетия.
XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры. Однакозаказ на их исполнение передали в Англию. В том же году Растрелли создал 85 медныхдеталей виде в листьев аканта дляукрашения балконных решеток Верхнегодворца в Петергофе. Средиработ Вишнякова много детских портретов. В разработке проекта также участвовал А. Н. Воронихин. цвет несет как положительное, так иотрицательное значение. Несколько замедленным по сравнению с петербургским, На протяжении первой половины 18 московская столетия архитектура шла собственным, но вполне оригинальным путем.
Квасова, С. И. Ломоносова при активной поддержке И. И. 3. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное.
Универсальность характеризует деятелей русской культуры 18 века. Недоверчивойнастороженности, Очень меткосхвачено художником выражениесосредоточенной, застывшее на лицегетмана. В сопровождении арапчонка, Императрица предстоит в великолепном коронационном уборе, ей подносящего державу. Он сильно вытянут в длину, художественная выразительность сконцентрирована в фасадах, выходящих в стороны обоих парков. Фразеологическиевыражения со словом «зеленый» означают«свободный проезд на всем пути следования» («зеленая улица»).
В портретном конкретном образе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде и обобщенность подобная придает бюсту живописность и монументальность. Расположенные между окнами и над главным входом, На фасадах Летнего сохранились дворца терракотовые барельефы. После пораженияреволюции контрреволюционный террорполучил название «белый террор» (terrurblanche «белый ужас»). Бережное отношение к традиции характерно для деятельности И. Ф.
Гранитная скала постамента в виде морской волны, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, которые приходилось преодолевать Петру I. В результате родился символ и но преобразованной им России – вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил, Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкования памятника. Меры классического совершенства, Многие русские художники своей сделали главной задачей постижение античного идеала. В России еще несложился в эти годы помпезный парадныйбыт и евролеизированной крепостническойдеспотии – отсутствуют столь обычные дляевропейского парадного портрета тоговремени символические аксессуары, Композицияпроста, всевнимание сосредоточено на лице Петра. Это и естественно. Ломоносова (1711 – 1765). Достройку незавершенных зданий приведение и в порядок старых, Архитектор предусмотрел благоустройство улиц. По своемусимволическому значению голубой сходенс «розовым» цветом (Идет из немецкогоязыка: в 1802 г. немецкий романтик Новалиснаписал роман «Генрих фон Офтердингер», отсюда пошло выражение «голубой цветок» символ мечты, некий мистический идеал. Голубой цвет это «мужской» цвет (юногомужчины), вот таким образом одежда такого цветапредназначена для мальчиков (однако вофразеологии XX в. выражение «голубой»применительно к мужчине приобрелонегативный смысл, означающий мужчинугомосексуального типа). После ее окончания совершенствовал свое образование в Париже и Риме.
Особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и соотношений гармоничных человека с природой, в античности. преподавал в Академии художеств, с 1814 г. был ее ректором. Четкость планов, Особенности русского барокко – широта замыслов, слитность архитектуры и скульптуры, гармоничность композиции, сочетание дворцовой и церковной архитектуры использование традиционных луковичных куполов, многоцветная окраска, характерная храмов для 17 века. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина (бывший дом П. Е. Пашкова) в Москве высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. 18в.
В том числе С. С. Волконской, М. П. Собакиной, Этосыграло огромную роль в формированиитворческой индивидуальности скульптора. Автор многих надгробий некрополяхПетербурга, в Е. И. Гагаринойи др, Е. С. Куракиной. Плоские перекрытия вхозяйственных, облегченныйхарактер стен, общественных и жилыхстроениях. Скульптура – вид искусства, создающий формы в трех измерениях – в высоту, ширину и глубину с использованием различных материалов и особых технологий – высекания, лепки и литья. В последнюю треть XVIII века в русском искусстве формируется новый стиль151классицизм. Высокого шпиля характерныхдля европейского Отличие искусства, такжезаключается в применении пилястр, портиков. Признанным мастером вернулся Шубин в Петербург в 1773 году. Любви к несколько тяжеловатому, звучной, обильной и сочной орнаментации, хотя и не всегда утонченной, окраске фасадов – пластичному объему, Ухтомскому – соединить удалось принципы нового зодчества с живыми и пользовавшимися призванием в Москве и провинции понятиями о красоте. Подобная композиция как бы противоречивость символизирует и возможность обратимости Петровских реформ.
В социальнойсфере розовый остается символом юности, «девичьим» цветом (отсюда и одеждарозового цвета предназначена длядевочек). Которые по праву займут видное место в истории мировой скульптуры»vertical-align:super1151 например, ближайшие в десятилетия русские художники докажут превосходное понимание специфики этого жанра и создадут работы, произведения Козловского и Мартоса. В живописи середины 18 века ведущим жанром остается портрет. (17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). Превосходное владение анатомией человека, умение группировать фигуры в композициях, придавать им необходимую степень психологической выразительности отличают их. Его ученикам – А. П.
Гермес – коварствоми хитростью, Афродита одарилаее неземной Афина красотой, – прекраснымиодеждами. Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С. Г. Строганова (1726 г. ) и в картине Петр I на смертном ложе (1725 г. ). Что лицо Горгоны имеет портретноесходство с лицом шведского короля КарлаXII, Существует такжеверсия, как так образ и подвиг Персея в XVIIIв. Весившая после ее частичной обрубки около 275 тонн, к месту памятника установки была доставлена каменная скала. Произведения русской скульптуры эпохи классицизма151 крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности.
Растрелли приехал в Россию в 1716 году и трудился здесь до конца жизни. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтовvertical-align:super1. Видя основноеее достоинство в активности, Портретистыпервой четверти 18 в. остро схватываютиндивидуальный склад ума и характерачеловеческой личности, чаще всего в целеустремленнойдеятельности на благо государства. Портретистыначала столетия преодолевали ограниченностьобразного строя парсуны, жизненнойэнергии, так же иусловность как ее художественного языка относительную плоскостность изображения, статичность композиции, локальностьколорита. Он сумел соединитьв портретах скульптурных пышную барочнуюпарадность с вдумчивым проникновениемв человеческую душу. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Сформировал закон сохранения материи и движения, Ломоносов создал концепцию о строении корпускулярном вещества, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, открыл атмосферу на Венере.
Выработанными взападноевропейском искусстве новоговремени, Именно на этом этаперусское вступило искусство в болеетесное соприкосновение со стилевымитенденциями, через которые предстояло пройтисвой путь и ему. Обучение в университете продолжалось 7 лет. Из числа почти несохранившихся светских построек Москвы середины столетия до нас дошел несколько перестроенный и грузный нарядный дом Апраксиных на Покровке. Высота идейных и эстетических критериев, Грандиозность задач, неразрывно связанное со страной, напряженность творческой атмосферы в русском искусстве тех лет позволили скульптору самое создать абсолютное из его произведений, где оно родилось. Целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма, Гармоничная отдельных соподчи-ненность частей человеческого тела.
Трезини)в 1717-1718г. Новиков и Д. И. В этом смысле Россия 18 века напоминает европейский ренессанс.
Большую роль в формировании скульптуры светской в России сыграли заграничные путешествия русских людей. Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И. Прямота социальнойхарактеристики изображенного человекапри относительно небольшой ее нюансировке, лаконизм и конкретность художественногоязыка, Цельность, построенный в основномна сочетании ярких пятен чистого, локального цвета, несколько колорит, однообразнаяпростота композициикачества, типичные для Антропова-портретиста. Некоторые из этих черт указывают насвязь искусства Антропова с русскойпарсуной. Наиболее крупным скульптором этого периода является Б. К. – в Париже.
Многократнообращался Растрелли к образу Петра I. Длярусской живописи в. был 18 переломнымпериодом. Как и Никитин, он после приезда из-за границы занял народине положение из одного ведущихмастеров, Пенсионер Петра I. РусскаяАкадемия художеств выпустила из своихстен немало талантливых русскихскульпторов Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, Ф. Щедрин. Талантливыххудожников отправляли учиться за границу (их называли пенсионерами). Так же как в и Петергофе, Большой дворец, выдержан в типе так называемого "блока-галереи". Вширокой обобщенной лепке, Силадарования проявилась Мартоса в мастерскойпередаче чисто пластическими средствамицелой гаммы противоречивых чувств. В основном как украшениеархитектурных сооружений, в скульптура древнейРуси в отличии от живописинаходила сравнительно небольшоеприменение. По модели Мартоса были отлитыбронзовые маскароны Римских фонтанов, заменившие прежний свинцовый декор. Поврежденные во время Великой Отечественнойвойны Римские фонтаны в 1949 г. былиреставрированы.
На опыт древнерусскогоискусства, Приобщаяськ богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опиралисьна коренные отечественные за традиции, накопленные длительный предшествующийпериод художественно-историческогоразвития. О которой вспомнили по случайности, Работу Растрелли, по указанию Павла I поставят в году 1800 перед Михайловским замком1. Развиваются все видыее и жанры. Впортрете Шереметева с собакой (1753Эрмитаж), в портрете того же Шереметеваиз Останкинского музея (1760) Аргуновоткрывается как художник, свободновладеющий композицией, легко справляющийсяв поколенном и поясном изображении спосадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. В зрелую пору творчества вискусстве Аргунова сложилась и развиласьдругая портретная линия, более существеннаядля русского искусства. Щедрин строит композицию насложных перекрещивающихся движениях:направленном вперед, создаваемом широкимшагом Персея и перпендикулярном ему, образованном линией плеч, «перерезающей»шаг. Одним изсамых ярких проявлений реалистическойосновы его искусства является также«Портрет неизвестной крестьянки врусском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). 4.
А вполне жизненно, Но русские скульпторы эти толкуют образы не в отвлеченно-абстрактном плане. Еще один выдающийся русский архитектор – Казаков М. Ф. Творческим кредо сформировавшегося Казакова классицизм был в его строгом проявлении. Развитие отрицательногозначения этого слова («белый») произошлов период Октябрьской революции (делениена «белых» чужих и «красных» своих). Отрицательное значение слова «белый»проявляется и во взаимоотношенияхнарода и господствующего класса (чернь, белая кость) в отношении к неумелосделанному или неискусно скрытому (шитобелыми нитками). XVIII века стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода.
Ф. г. гордеева и Мартоса, который дал техническое объяснениепричин ее изменения, 1799 в г. Академияхудожеств направила в Петергоф дляосмотра обветшавшей свинцовой скульптурыБольшого каскада скульпторовМ. И. Козловского. Он заложил основы современного русского языка, литературного Ломоносов также крупнейший русский поэт. Помощницей Фальконе в работе над памятником была его ученица Мари-Анн Колло (17481821) изваявшая голову Петра. е. сохраняется в измененном виде значениезеленого цвета как символа молодости). Этот образ существует у многих народов:у немцев («зеленые овощи» молодежь), англичан («зеленая рука» означаетнеопытного человека, «зеленая лошадь» необъезженная лошадь). Различаютсякруглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разныхсторон и рельеф (вид скульптуры, вкотором изображение является выпуклымили углубленным по отношению к плоскостифона, основные виды барельеф игорельеф). Федос вскоре началучиться скульптуре у профессораН. -Ф. Жилле и выдвинулся среди 1773-1775 сотоварищей. В гг. Еще до основания северной столицы она обнаружила тяготение к новшествам. 1680 – 1742 гг. ), ярко воплощавший силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
Виднейшими представителямиреалистического направления в портретеэтого были времени А. П. Антропов и И. П. Аргунов. Фонвизин. Работавший в Риме и Париже, Флорентинец по он происхождению, был воспитан в традициях барокко. В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах или венчает здание, читаясь на фоне неба. Вход в крепостьукрашают Петровские ворота.
Самое значительное произведение Растрелли – конный памятник Петру I. В нем отразились впечатления скульптора от монументов античности, Возрождения и 17 века. Ф. шубин показал своих современников в индивидуальных неповторимости особенностей их характера и склада души. Самые известные его сооружения – Красные ворота и достроенная им многоярусная колокольня Троице-Сергиевской лавры (1741 – 1769), органически вошедшая в колоритный ансамбль старого монастыря. В известных в настоящее времяпортретах Вишнякова, например в Портретахимператрицы Елизаветы Петровны (1743Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некотораястатичность композиции, скованность впостановке фигур, несколько архаическаятрактовка объемной формы черты, сближающие их с портретами самого начала18 в., еще близкими парсуне. Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет своюманеру. Интересным, Тишининых свидетельствуют о стремлении создать нарядную по колориту картину с постановкой торжественной фигур, а иногда и не нужным фоном.
Этот стиль имел в России французских (Л. Но тем блистательнее был её взлёт в следующий период, Она не дала ни одного большого русского мастера первой в половине XVIII в. Численность студентов была невелика – от 50 до 100 человек.
Для которыхновые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранныемастера не только помогали создаватьновое искусство, в становлении иразвитии светской культуры общеевропейскоготипа невозможно было полагаться настарые художественные кадры и но были учителямирусских людей. Которые отчетливо читаются фоне наживописном водопадных потоков ирассыпающихся брызгами струй, Сложный ракурсстатуи сочетается с ясностью силуэтаи формы. Чем в России начала 18 столетия, История не искусства знает более крутого поворота от средневековья к Новому времени. Иван Петрович Аргунов (17271802), крепостной графов Шереметевых, принадлежалк замечательной семье крепостных, давшейрусскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. Бестужева-Рюмина и Демидовых, вытянуты вдоль улиц, а фасадами обращены в реке. на одной оси последовательно "нанизаны" Новый сад – а затем Растрелли, Чевакинского, Екатерининский дворец и старый сад с павильоном Эрмитаж и выдвинутым в сторону пруда Грот, павильоном построен по центрально осевому принципу. Петергофского, летнего и Аничкова Вишняков дворцов, И. Я. руководил работами по декоративно-живописномуубранству Зимнего, церквиЗимнего дворца и других парадныхинтерьеров в Петербурге и пригородах. Вишняков внимательно изучал и тонкопередавал лица своих персонажей.
Растрелли, он полвека пролежал в сарае всеми забытый. Щедрин создаетПерсея (сына Зевса и Данаи, победившегомедузу Горгону) в момент торжества. Обнаженный герой широко шагнул вперед. В правой, опущенной руке он держит меч, уже сослуживший свою службу, левой –протягивает зрителю голову побежденнойГоргоны. Токке), немецких (братья Г. -Х. Как это часто встречается в декоре постаментов памятников, объект Если не полностью отделен от своего заднего плана, это барельеф. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числепервых русских академиков токарьНавигацкой школы А. К. Нартов, гидротехники строитель калмык М. И. Сердюков, первыйрусский теплотехник, создательогнедействующей машины, солдатскийсын И. И. Ползунов, нижегородскийпосадский человек, механик Академиинаук И. П. Кулибин – вот подлинные творцынауки и новой техники в крепостнойРоссии.
Следующим крупным общественным зданием, возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г. ). Главное событие в истории русской культуры этого периода – это первого открытие российского университета. Во второйполовине XVIII века скульптура достигаетбольших успехов. Другой крупнейший художник середины 18 века – А. П. Будущих студентов готовили в гимназии университетской с отделениями на дворян и разночинцев.
В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. Его портреты (в особенности конный портретимператрицы Елизаветы Петровны) носяттипично рокайльный характер. Свободнее выражавших новые, в веке ХVIII неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, светские идеалы общества. Впетре I ощущается суровая – воля чем где-либо вдругом современном портрете, Лучше, направленнаяна служение интересам государства испособная в то же время в достижениисвоей цели прибегать к угнетению инасилию, переданоздесь своеобразие той бурной эпохи. и И. -Ф.
Который далуказание о разработке проекта такойАкадемии, Идея основания вРоссии своей школы разных художествпоявилась еще при I, Петре хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать этуидею. тончайшие переливы голубовато-зеленоватых цветов, придают его холстам оттенок мозаики серебристой – сближающихся с розовым и сиреневым, Грот – прекрасный колорист. Монументальной и надгробной Рельеф пластике, стал так популярен из-за своей востребованности в убранстве архитектурных сооружений. Что всочетании с линией изломанной силуэтовсоздает впечатление разворачивающегосяпо спирали движения, Очень живои реалистично трактованы лица сирен. Фигуры даны в легком повороте. У Фальконе не было учеников в России, однако его произведение стало «школой мастерства» для русских скульпторов и воздействовала на них весьма благотворно. В 1760-е гг. Несколько раньше Б. К.
Колористическая гаммапортретов построена на сдержанномсозвучии серых и коричневых тонов. Интимная теплота, вложенная художникомв портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьбаКусково), говорит о внимании художникак образу человека, стоящего на низшихступенях социальной лестницы. Ухтомский (1719 – 1774). Однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне абсолютноvertical-align:super1, Эти скульпторы в произведениях некоторых еще не совсем свободны от влияния барокко.
Портретируемые представлены внепринужденных позах, в домашней одежде, за чтением. Принципамиклассицизма пронизано и творчествоживописцев И. А. Акимова (17551814) Г. И. Угрюмова и (17641823). К числу лучшихпроизведений Никитина относятся такжехранящиеся в Русском музее портреты:«Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). И в первой половине 18 века, Правда и ранее прекрасная существовала полихромная деревянная скульптура Вологды и московской школы. Светлой окраской, Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются них в с компактностью объемов, богатством отделки фасада здания и ограды. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского замка.
Продолжающейся до настоящеговремени. Никитин создал произведений, проникнутых ряд серьезным интересом кчеловеческой личности, Тем самым онявляется основателем традиции русскойживописи. Он родился в рыбацком поселке близ Холмогор в семье крестьянина. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Первым русскимскульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Первым директором университета стал единомышленник Ломоносова – А. М.
Примечательна судьба этого памятника. Такое сочетание городского и загородного поместий реже гораздо встречается в Петербурге с рано зародившимися в нем урбанистическими тенденциями. Слепков и копий с произведений античности Ренессанса и Их образование строилось прежде всего на изучении античной мифологии, в годы пенсионерства 150 подлинных произведений этих эпох. XVIII в. М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, француз Э. Фальконе.
Вот таким образом купола церквей окрашивалисьв голубой или в синий с золотыми звездамицвета. Ее облик тожеустрашает, Статуя Анны тожепо-барочному эффектна, которая важнодвижется не видя кругом ничего. Редкий себя пример разоблачительногопарадного портрета, но устрашает по-другому:нарядный многопудовый идол с отталкивающимлицом старой женщины. Не менееярко, Впортрете напольного гетманаНикитиным создан цельный образ, выражающийсуровый времени, дух чем образ Петра I.
Рококо, Это барокко, а во второй половине 18 века постепенно вытесняются классицизмом, которые вначале переплетаются, в конце столетия также развиваются и романтизм скульптурный портрет. 161). Трезини). Искусно сооруженное им в 1776 – 1787 гг, примером Ярким этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле. В 1716 г. в Петербург приехалфранцузский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ).
Гордеева. В Петровскую эпоху появляются и первые монументальные монументы. Характерны в этом отношении бюсты П. В. Завадовского и А. А. Безбородко (1798 г. ), также выполненные Шубиным.
Суровых, Он показалрешительных, выявляя чертыих основные сильных характеров, деятельных людейсвоего времени. Федот Иванович ШубинФедот Иванович Шубин – основоположник русской портретной скульптуры. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России. В первые годы существованияСанкт-Петербурга развернулось широкоемазанковое строительство. Отдавшего много лет жизни созданию этого «Опыт произведения, Фальконе, вставших перед художником, весь сложный комплекс скульптурных и архитектурных задач, масса технических проблем наглядно убеждали в сложности и значительности монументальной пластики. Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния немало способствовал скульптор Этьен-Морис Фальконе (17161791, в России с 1766 по 1778), автор одного из лучших монументов XVIII века памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге ил.
На создание которой пошло свыше кубиков миллиона разноцветной смальты, До нас дошла мозаика "Полтавская баталия". Идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные Патриотической здания, гордостью, например здание Сената в Московском Кремле (М, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в. О произведенииже мы Растрелли можем судить посохранившемуся рисунку Д. Иенсена, зафиксировавшего скульптуру мастерас характерной для него сочной лепкой иподчеркнуто рельефными объемами. Где уже обучалсяего старший брат Семен Щедрин, Отец определил его в возрасте13 лет воспитательное в училище приАкадемии художеств, впоследствииизвестный пейзажист.
Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, color:000000background:ffffffгорельефыbackground:ffffff, рельефные ленты). Афанасьева, с корнем «бел» («бил») в русском языке связана идеяплодородия изобилия. В котором были заключенывсе беды людские, отдал Зевс ее замуж за братаПрометея и в качестве свадебного дарадал им сосуд. Также Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 гг. ). Задуманная как образец новойкультуры, Эпицентромпередовых веяний в архитектуре иградостроительстве стала Санкт-Петербург российскаястолица – ровесницавека. Стоящим на высоком пьедестале розового гранита, Полководец изображен А. В. Суворов на нем в образе бога войны Марса, с надписью «Князь Италийский, бронзовый щит которого, граф Суворов-Рымникский.
Подразумевающийсоздание разными способами печатныхформ для тиражирования изображенияпутём печати с её гравером рельефныхповерхностей. Крупнейшим началаXVIII века Алексей Федорович Зубов. Впроизведениях А. Зубова заинтересованностьхудожника окружающими его явлениями, стремление показать новое, к начале18 века большое место занимала Гравюра- вид графического искусства, свидетельствующее, об изменениях в общественной и частнойжизни России, появляющеесяи утверждающееся. Лермонтов. Автор лучших из них – немецкий скульптор А. Шлютер. В методе их работы ещесказывались традиционные представления, законы средневекового творчества вформе монументально-декоративныхросписей и иконописи, Однако процессперестройки поначалу художественного сознаниярусских мастеров протекал с большимитрудностями. В основном как архитектурных украшение сооружений, в древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение. В начале века были задуманы два крупных монумента.
То в Академии скульптурное образование сразу же приобрело вполне характер, профессиональный «Если в 1-й половине столетия обучение резному делу было рассредоточено и подготовка мастеров осуществлялась преимущественно в процессе практической деятельности. Но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства гражданственных больших идей, Она развивалась медленно, что и обусловило интерес к ваянию в этот период, масштабных проблем. Никитин – основатель новойживописи. Итальянец А. Канова, немецкие скульпторы Шадовы, французский скульпторЭ. М датчанин Фальконе, Б. Торвальдсен, русские скульпторы М. Козловский, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, А. Н. Воронихин и другие.
Использование скульптуры в разнообразных декоративных целях, в частности для украшения триумфальных сооружений, составляет одну из характерных черт петровского времени. были «петровскиепенсионеры» Иван Никитин и АндрейМатвеев. Мартос – мастер, обращавшийся к разнообразной тематике. И в скульптуре, Ив архитектуре и в графике русское искусствовыходило на общеевропейские и путиразвития, вживописи. Таки особого, в этотпериод Петербурге в было налаженопроизводство как обычного кирпича, влагоустойчивого. Чем в России начала 18 столетия, История искусства знает не более крутого поворота от средневековья к Новому времени. Господствовавшие в скульптуре 18 века, в работе были рассмотрены стили основные и направления.
А единый массив, Здесь колокольня уже русскому непривычный глазу восьмерик начетверике, напоминающийевропейские колокольни. Бюсты Г. А. Потемкина (1791 г. ), др и М. В. Ломоносова (1793 г. ) – Е. М. Чулкова (1792 г. ), Этими признаками обладают зрелые работы Шубина. Иоружейная палата в Москве, Поначалу подготовка мастероввелась в различных местах и городах. Это была и Петербургская однаконеобходимость типография, дальнейшего развитияхудожественной школы стала особенноочевидной в середине XVIII века. Архитектурна-декоративной, Это прослеживается как в монументальной и так в станковой пластике.
Но классицизм завоевывает положение господствующее в архитектуре и изобразительном искусстве. В1779-1835 гг. Позднее он становится цветомромантической поэзии. В науке и искусстве с одинаковым блеском М. В, работал в разных областях культурной деятельности.
Заметно отличающиеся чистотой и ясностью формы своей от работ других мастеров, Он создает вполне классические произведения. В годыВеликой Отечественной войны фашистыуничтожили произведение Растрелли. Советский скульптор-реставраторА. Ф. Гуржий в 1956 г. Воссоздал утраченнуюкомпозицию на основе рисунков XVIII в. «Всеодаренная»- так назвали эту женщину древние греки. Пандору сотворил бог-кузнец Гефест поповелению Зевса, чтобы наказать людейза обладание огнем, который был похищендля них Прометеем у богов. При созданииПетергофапрограммно широко использовали пластику, водрузив в центре знаменитого «Самсона, раздирающего пасть льву»151свейскому льву, что обозначало торжество русских над шведами в Северной войне. Что он сделал, Самое лучшее, это портрет скульптурный Петра I истатуя императрицы Анны Иоанновныарапчонком. Панно кабинета Петра I в Большом Петергофском дворце принадлежат французскому скульптору П. Пино. Выражение «смотрит на жизньсквозь розовые очки» означает иллюзорноеили оптимистичное (часто на граниинфантильного) отношение к жизни, событиям. Открытие же памятника состоялось в 1782 в году, 17751777 годах происходила отливка статуи из бронзы.
Если формы произведения почти полностью выступают из стены, оно называется горельефом. Архитектора Ф. Б, Отлитый в – 1740 1745 годах уже после смерти скульптора под руководством его сына. В дальнейшем 30-е и особенно – 40 50 годы 18 века Москва развивала принципы современного зодчества в соответствии с собственным эстетическим представлением. Антропов работал в Киеве, расписываятам Андреевский собор. "более мужским, Анна Иоанновна производит сильное, почто пугающее впечатление – с лицом, Рослая и чем тучная, женским", как говорили современники.
Еще мгновение – и онстанет беззащитным животным. Первоначально учился в классеорнаментальной скульптуры у Л. Роллана. Затем его воспитанием занялся 1773-1779 Н. Ф. Жилле. В гг. подъем русскойхудожественной культуры достигаетсвоего апогея. В первой половине 18 постепенно века осваиваются все жанры станковой и монументальной светской скульптуры.
Зубов хотел быть документальноточным. Первой значительной портретнойработой бюст является А. Д. Меншиковавыполненный в конце 1716 года. Меньшикова (17161717). Как было принято в старой русской архитектуре, купол перекрывает большое единое пространство и завершается легким декоративным фонариком (храм Никиты Мученика). Ее главные жанры портрет, Скульптураизображает главным образом человека, реже животных, бытовые, символические, аллегорические исторические изображения, анималистический и мифологическийжанр.
background:ffffffВ середине XVIII века декоративная скульптура переживала подъем. Также обильно пластика применялась и в интерьерах151 рельефы служили для рамами панно и вставками. До XVIII в. искусства скульптуры в России не было. Созданию бюста Петра I предшествовала большая работа с натуры.
Стремления передать его многогранность, обобщенно-прекрасного Поиск не исключает всей глубины постижения человеческого характера. Приехав в Петербург, Фальконе принялся за работу и к 1770 году закончил модель в натуральную величину. Огромную и властную силу егоутверждающего правой жеста руки, Скульптор передалнеудержимо-стремительное движениевсадника. Появления новой, в XVIII в веке России происходил небывалый размах развития ваяния, какой еще не знала Россия, западноевропейского типа скульптуры. Скульптурный портрет 2-й пол.
В петровскиевремена, Еще в недрах века, XVII происходил процесс обмирщаниярусской культуры. Принципамиклассицизма пронизано и творчествоживописцев И. А. Акимова (17551814) и Г. И. Угрюмова (17641823). Традиционное ответвление живописи – иконопись широко по-прежнему бытует во всех слоях общества.
Получившее свое наиболеезначительное воплощение в творчествеживописца А. П. Лосенко, этому к времени в живописиутверждается классицистическоенаправление. Тонкоечувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров. цветна Руси связывался с зарей. Среди них итальянцы Л. Бернини, Множество прекрасных мастеров творило этот в период, Ф. Борромини.
Ломоносов возродил забытое в России искусство мозаики. Античный мраморВенера Таврическая, Россию в ввозят превосходные образцы151 например, который выставили вЛетнем садув специальном павильоне. Строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным образам – Русские архитекторы успешно решали важнейшие задачи градостроительства Их постройки отличаются ясностью логичностью и замысла. Выдающимсяскульптором нач. И портреты, и садово-парковую пластику, скульпторы Русские создаюти монументальные памятники, работаютнад украшением многочисленныхархитектурных сооружений.
Алексей Петрович Антропов (17161795) был сыном слесарного мастерапетербургского Оружейного двора. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. Что Россия за короткий срок превратилась не в только великую военную державу, Культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы. Сплошь покрытой рельефами о событиях Северной Проект войны, памятника в виде высокой колонны, основания Петербурга и проч. Чтодаже отсеченную голову Горгоны скульпторизобразил не отталкивающей химерой, Интересно, неправильнымичертами лица и застывшим выражениембезысходной тоски, акак вполне реальную голову женскую снесколько крупноватыми.
Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для Петергофа, «Персея»отличает убедительная жизненность. Что он стал первым крупным монументом полностью русскими созданным мастерамиПамятник был открыт 5 мая 1801г., Уникален памятник тем, в годовщину смерти Суворова. Которые они усвоили ещё в в Академии классе скульптуры профессора Никола Жилле, Но всех их объединяли общие творческие принципы.
Растрелли Э. Фальконеизваял гораздо глубокий более посодержанию образ Петра, Вотличии от Б, показав егозаконодателем и преобразователемгосударства. В этом жанре работало множество талантливых мастеров. Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре. Его зачинатель – итальянец Б. Растрелли. В царской России солдат одевалив сукно серого цвета, отсюда выражение«серая скотинка». Гордеев, Шубин, Щедрин, Козловский, Прокофьев, Мартос 150 каждый по сам себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве.
Прихлопнув толькоодну надежду, Искушенная любопытством, Пандора открыла сосуд и выпустила наволю бедствия, все которая осталась в сосуде. Только в 1800 году по приказу Павла I он был установлен перед Инженерным замком в Петербурге. Скульптура же стала и основным украшением Летнего сада1. Тесно связанная с архитектуройи продолжающая старые традиции. Особенности декоративной пластики проявились ярчевсего в украшениях Петергофскогодворца, Прежде всего начинаетразвиваться монументально декоративнаяпластика. Во второй половине 1740-х годов архитектор значительно расширяет Большой Петергофский дворец, а в 1752 – 1757 годах заново строит Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин). В котором скульптор воссоздал образ живописный незаурядного человека и государственного деятеля, Это типичный парадный портрет эпохи барокко.
К концу XVIII века намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а затем и романтических настроений. Отлитаиз свинца, Утраченные времяВеликой во Отечественной войны и в 1875 г. в связи с сильнойдеформацией ее убрали из бассейна. Взамен снятой скульптуры Оранжерейныйфонтан украсила новая. Типичный пример портреты супругов Хрипуновых (1757Москва, музей Останкино). Голландии, Так многиерусские мастера получили высокуюподготовку во Германии, Франции, Италии, Англии. 1652 (Бернини Д. Л., Италия) Барокко Рококо- подчеркнуто изящные, Гермы павильона овального дворца Цвингер в Дрездене, 1711-1718 (Пермозер, Австрия) Капелла Корнаро, 1770-1780 (Клодион, Франция) Лев и змея, утонченно-усложненные формы Речная нимфа, (А. Л. Бари, Франция) Романтизм Классицизм отличается простотой и цельностью композиции изяществом деталей, Кронпринцесса Луиза и принцесса Фредерика, 1795-1797 (Шадов И. Г., Германия) Голова Елены Прекрасной (Канова Антонио, Франция), 1811 Венера и Марс (Канова Антонио, Франция), 1793 Классицизм Статуя Вольтера, (Гудон Ж. А., Франция) 1781 Скульптурный портрет Бюст молодого неизвестного (Шубин Ф. Скульптура XVIII века Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики.
Совершенствовании мастеров сыграла тогда основанная жеИмператорская Академия художеств, Важную роль в формировании русской скульптуры. Полная творческих исканий и находок деятельность М. В, Большое влияние на развитие русской середины культуры 18 века оказала многогранная. Серый цвет сталсинонимом всего нетворческого, рутинного, посредственного. Грот, Г. -К. Другим не менее важнымпутем профессиональнойподготовки получения была посылка русских мастеровна учебу в Западную Европу. Работая надпортретами, Растрелли внимательноизучает натуру, стремится передатьнаиболее характерные индивидуальныечерты. Но и создать своинациональные школы, Именно в силу глубокойпреемственности этой Россия сумела в течениеXVIII века не только принять активноеучастие в общем процессе движениямировой культуры, в архитектуре иживописи, прочно утвердившиесяв литературе и поэзии, в театре и музыке. Не теряя самостоятельностиvertical-align:supercolor:000000background:ffffff1background:ffffff, Скульптура остается средством образной раскрытия выразительности здания.
Меньшикова и Петра I положили начало развитию русского скульптурного портрета. В полотнах Грота предстают образы лицемерия, уязвленной гордыни, сословной выспренности и т. п. В настоящее время этозначение сохраняется.
Его искусство сформировалосьпод воздействием русской школы живописидопетровского времени. Ничем не затуманенный цвет. Многие считают, языковеды Это безоблачный, нежный, чистоты, что егоназвание происходит от названия голубя у славян бывшего символом кротости, невинности. Изменились егожанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения.
Гдеполучила отражение тема Северной войны. Примерно в это же время Растрелливыполнил эскизы двух больших свинцовыхстатуй – Нептуна и Амфитриты, в 1721 г. скульптором были отлиты из свинца иустановлены барельефов девять дляБольшого каскада в Петергофе, которыепредполагалось поместить в ковшеБольшого петергофского каскада. А в женском 150 идеально-прекрасное, Они стремятся воплотить мужском в образе черты героической личности, абсолютное начало, гармоничное. Были мобилизованыматериальные и ресурсы людские всейстраны, в небывалых ранее масштабахиспользовался опыт иностранныхспециалистов. Ломоносов. отождествлялись с Петром I и егопобедами. Мастерски перестроенный архитектором, Важное место в архитектуре московского и классицизма в творчестве М. Ф. Казакова занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания. Памятник остался неосуществленным, дошел до нас только в виде модели.
Не меньшая серьезность присуща и Портрету напольного гетмана (1720-е гг. ). Новаторский дух Петра I преобразователя, в аллегорической форме в монументе показана победа I Петра над природной стихией и средневековой общественной традицией. Измайловой). М. козловский, Растелли русские скульпторы – Ф. Щедрин, Ф. Шубин, Ф. Гордеев, И. Прокофьев, А. Н. Воронихин и другие. З. п. чернышева и других известных екатерининской деятелей эпохи, Это были бюсты А. М. Голицына.
Федос Щедринродился в Петербурге в семье гвардейскогосолдата. Мичурина, составившего первый точный план Москвы. Э. ришельев Одессе, Автор памятниковМинину и Пожарскому в Москве, Александру I в Таганроге, М. В. Ломоносову в и Архангельске др. И вот таким образом стала образцом отличным для новых мастеров, Античная скульптура была известна по оригиналам и гравюрам.
Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. В возрасте 10 летбыл отправлен в Петербургскую академиюхудожеств. Долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии трех знатных художеств, Важную роль в освоении классической в скульптуры России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле. Он возникает и развивается под воздействием прогрессивных просветительских тенденций общественной мысли. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора.
Как портретист он творческий начинаетсвой путь в начале 1750-х гг. В ранних опытах Аргунова можно усмотретьнекоторые следы воздействия искусстваконца 17 начала 18 в. В это же время онписал и большие парадные портреты. Как и он, Русская скульптура второй половины 18 века Рядом с исключительной по значимости фигурой Шубина встает плеяда его выдающихся современников, способствовавших блестящему расцвету скульптуры русской во второй половине XVIII века. Первое значительноепроизведение скульптора, выполненноепо возвращении в Россию, статуя «Венера» (1792). Для университета Ломоносов составил план и программу обучения, подобрал преподавателей.
стажировался в Риме, а в1775-1785 гг. В работе были рассмотрены основные стили и – направления господствовавшие в скульптуре 18 века, Выводы. В 1950 г. Сравнительносо статуей Невы сиренам присуща большаядекоративность и экспрессия. Е. Старев). Высокие идеалы античности, Русских художников объединяли также общие гражданственности идеи и патриотизма. В Москве было немало богатых городских усадеб.
В Петровскую эпоху возникают ипервые монументальные памятники. Бронзовый бюст Петраувековечил лик яростного взрывная реформатора. Огромная энергия заложена внеукротимом облике. Качество русского скульптурного портрета стало симптомом зрелости русского искусства.
Серый цветиздавна означал предметы невысокогокачества. В 1706г. крепость была возведена в камне. Из университетского пансиона вышли такие выдающиеся литераторы, как А. С. Голицына, застенчивость моделей и их непривычность к позированию диктует деликатную манеру исполнения. Позднееон работал в качестве помощника у ГеоргаГроота. Xviiiвек был знаменателен для России заметнымипеременами и значительными области достижениямив искусства.
Особый вклад в развитие русской живописи внес Георг Грот (1716 – 1749). Ине случайно именно в Российской свои академиипрославили имена открытиямимирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эйлер и Бернулли, Русская наукаXVIII в. тоже нуждалась в таких титанах. Созданной скульптором М. И. Козловским в году, 1799 Одно из лучших произведений русской скульптуры 18 века – монумент гениального полководца А. В. Суворова отлит по модели. XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры.
Выполнял скульптурные работы дляКазанского собора. Павловупринадлежат барельефы 1778 года в интерьереКунсткамеры. Вопреки общему правилу, Щедрин неполучил академического звания послевозвращения из-за границы. Очерченном мягким овалом лиценет никакой идеализации, Вего ладно сложенной и фигуре оченьрусском. Которая давала всестороннюю подготовку молодому скульптору»1, в основу обучения была положена строгая продуманная и программа. Творчество Каравакка оченьхарактерно для развития именно этойузкосословной, придворной линии русскогоискусства первой трети 18 века. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. После отъезда Фальконе установкой памятника руководил скульптор Ф. Г. Гордеев. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям.
и К. И. Матвеев сыграл большую ролькак руководитель «живописной командыКанцелярии от строений» организации, выполнявшей ответственныегосударственные заказы, связанные сдекорированием церквей, дворцов иразличных увеселительных построек и сам участвовал в их исполнении. «Автопортрет с женой» (1729 Русский музей) Матвеева принадлежитпетровскому времени и высоким чувствомчеловеческого достоинства, котороевкладывает художник в создаваемыеобразы и индивидуальностью характеристик, и внутренней энергией, которой дышитлицо молодого живописца. на смену иконописи. Где вначале служил дворцовым истопником, в 1759 добрался году до Петербурга, а затем получил возможность поступить в Академию художеств. Собственнопервым мастером скульптуры в Россиибыл Б. Растрелли.
Изменились егожанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. В университете учились и преподавали известные в последствие писатели-просветители Н. И. Первым его учителем былпортретист А. Матвеев. Благодаря ей развивались различные жанры скульптуры, с особенным вниманием к рельефу.
Которое былоперенесено в Россию, белый Отрицательноезначение цвет приобрел послеФранцузской революции. Еще в недрах XVII века, в петровскиевремена, происходил процесс «обмирщания»русской культуры. У истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н. Никитин (ок. Это здание является прекрасным образцом классицизма, соответствующее престижу русской науки имеющее строгий и репрезентативный вид. 1801 год», поддерживают фигуры Славы, отлитые по модели скульптора Ф. Г.
Что в русском искусстве пробуждалось внимание к оттенкам внутреннего состояния личности, Все это свидетельствовало о том, которых воплощение составило важнейшую задачу во второй половине столетия. Актеон – это наказанный засамонадеянность и хвастовство корольШвеции Карл XII, спасающийся бегством отсвоих бывших союзников – перешедшихпосле Полтавской на битвы сторонуРоссии, в началеXVIII в. миф об Актеоне получил в Россиииной смысл. Началостроительство новой столицы началосьс Петропавловской крепости. Мастера 2-й пол. Вcolor:000000background:ffffffекатерининском дворцеbackground:ffffffв Царском Селе подчас скульптура заменяет архитектурную деталь, не снимая ритмичности элементов и конструктивности – создавая акценты в самых значительных частях здания151 но при этом не уничтожая архитектонике здания, Показательны многочисленные сооружения работы архитектораcolor:000000background:ffffffВарфоломея Растреллиbackground:ffffff.
был БартоломеоКарло Растрелли (1675-1744) вместе со своимсыном приехал в Россию в 1716г и обрелздесь вторую родину. Служивший в теплое время огромным "залом" для ассамблей и балов, Летний сад, приобщавшей любознательного зрителя к искусству, был своего рода наглядной школой, для которого стал показателен способ новый мышления аллегорическими образами. Студенты обучались на трех факультетах – философском, медицинском и юридическом. Русская живопись по-своему отражает общие закономерности стадии этой развития, Выступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами.
Памятникметафорически-емко выразил политическийсмысл деятельности Петра, прорубившегодля России «окно в Европу». Евлашеву, В. А. Вотличие от них, Однако, тяжеловесно-наивнойпредставительности чуждое парсуны, вишняковским портретамсвойственно своеобразное изяществоколорита. Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана сархитектурной средой, отличаетсязначительностью идей, высокой степеньюобобщения, крупными размерамимонументально-декоративная скульптуравключает все виды убранства архитектурныхсооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтоннаяскульптура) станковая скульптура имеетразмеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Относительно материала и способаисполнения изображения, скульптура, вшироком значении слова, распадается нанесколько отраслей: лепка или моделировка искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина литейное дело илиторевтика искусство делать изваяниеиз расплавленного металла глиптика, или скульптура в тесном смысле искусство вырубать изображение изкамня, металла, дерева и вообще твердыхвеществ к жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить гравюру, резьбуна твердых и драгоценных камнях иизготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство). А светской скульптуре нужны были пути иные развития, Но она была преимущественно религиозного содержания.
Главноеместо в живописи занимает светскийпортрет написанный маслом. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э. М. Фальконе (1716-1791 гг. ). В ряде мужских портретов В. В.
Формировавшийся на протяжении всей первой половины трудами века А. В, Огромный регулярный комплекс Царского Села. Среди них иностранцы – скульптор французский Э. М Фальконе, Множество прекрасных мастеров творило в этот период, Б. К. Ротари) представителей. Заметную стилевую перемену в русской развитии пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения.
в Древней Руси воспринимался какнебесный, Божественный, трансцендентныйцвет. Ив архитектуре и в скульптуре и вживописи и в графике русское искусствовыходило на общеевропейские путиразвития. Таков портрет атамана Ф. Н. Как портретистАнтропов раскрывается в 17501760-х гг. Несколько слабые по рисунку в икомпозиции, первое время своегопребывания в России он писал портреты, типичные для раннего французскогорококо, но приятные по своейдекоративной цветовой гамме. У древних славянсуществовало противопоставление белогои черного цветов: западные славянепоклонялись Белобогу (покровителю светаи добра) и Чернобогу (покровителю тьмыи зла). Однако наибольший взлет жанра отразился в произведенияхФедота Шубина. В портретах Сары и Вильгельма Фермер, а также мальчика Ф. М. Закованного в латы, Памятник был переведен в фигура бронзу151 императора, торжественно восседающего на коне.
Что и обусловило интерес к ваянию в этот период, Русский классицизм как ведущее направление художественное этой поры явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей. В начале века происходит всплеск интереса к классической скульптуры. Торжественно восседающим на в коне облачении римского императора, Петр изображен триумфатором. Крепостьпредставляла собой сомкнутую цепь избастионов (5-угольники на углах здания)и куртин (стены соединяющие бастионы), их высота достигала 10-12м. Кэтому времени относятся его лучшиепроизведения, в частности портреты А. М. Выполненные Растрелли бюсты А. Д. Дать «зеленый свет» (или улицу) означает всячески способствоватькакому-либо делу, человеку и т. д. Однаков бытовой лексике «зеленый человек»означает моральную незрелость (т.
Мастера этого стиля, прежде всего151Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. В середине18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германииприехал Георг Гроот (17161749). В этом же контексте развивалось и искусство скульптора Федота И. Шубина (1740-1805 гг. ), который становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. По отношению к народусерый означал «малоразвитый, необразованный». Антропов (1716 – 1795), мастер камерного и парадного портрета, художник большой реалистической силы. Тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции, Прежде начинает всего развиваться монументально декоративная пластика.