Мастерсоздает в этот период динамичные покомпозиции картины на религиозныесюжеты. Цвет отдельных предметов передается плотным слоем корпусных красок. Городу Ромул дал своё имя и стал его первым царём. пышная, полнотелая дама, яркая и чувственная. Мартини нищий». Патетика жестов подчеркиваются экспрессией развевающихся тканей, Движение пластических масс, жизнью бурной природы.
Мы вместе с Рубенсом поддаёмся влиянию искренней и непосредственности переживаем радостные и светлые чувства, Глядя на этот рисунок, озарённое мягкой улыбкой, видя чудесное лицо девушки. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (15771640).
И до Рубенса и после многие него художники шли этим знакомым для официальных портретистов путём. Поустланным бархатом сходням пышно одетаяМария сходит Медичи с борта роскошнойгалеры на землю Франции. Аристократическойреспублике, ВанДейк поселяется в Генуе, тесно связанной Фландриейторговыми с отношениями.
По мере приближения к Андромеде оно замирает и едва ощущается трепете в плавных очертаний ее фигуры. С 1630 г. онпридворный художник эрцгерцогскогодвора. В Риме он создал портрет ученогои дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (Флоренция, Питти).
Утоление его жаднойлюбви к праздничному богатству бытия. В дрезденском полотне звучание красногоцвета покрывала, Картина для Рубенса пиршество для глаза, зеленовато-голубаяодежда мальчика-негра, наброшенного на сиденьеи сопоставленного с черно-бурым густымцветом откинутой шубы, оливково-чернаясмуглость его тела призваны создатьзвучный аккорд, на котороговыделяется фоне все богатство оттенковнагого тела Вирсавии. 1580ок. Одухотворенное лицоБентивольо, Свет падаетна задумчивое, выражающее напряженнуюработу мысли.
Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Его пышные и торжественныеисторические полотна примеромдля стали подражания ряда придворных художников17 века. В портрете юной маркизыБальбиани (Нью-Йорк, Метрополитен-музей)все представляется необычным, отмеченнымпечатью особой рафинированной красоты:удлиненные пропорции, бледность лицаи изнеженных праздных рук, великолепиетемной, украшенной тончайшим узороммерцающих золотых кружев одежды. Ворстермансумел только средствами черного и белогопередать ощущение интенсивностикрасочных созвучий рубенсовскихкомпозиций, Следуятворческому замыслу Рубенса, обогатить иразнообразить выразительность штрихами, то нежными и тонкими, насытить листы эффектнымипереходами от яркого света насыщеннымбархатистым к теням, то сильными иэнергичными. Где он находит близкие своемутворчеству образные решения («Св интереснее Гораздо Ван Дейктам. Сложныевнутренние противоречия в нравственнойжизни личности остаются вне его полязрения. Художник создал редкий по откровенности личного чувства образ обнаженной Елены с накинутой на бархатной, плечи Он не побоялся – решил, отороченной мехом шубкой – что красота его Елены должна остаться навсегда.
Легко моделирующие объемы, Нежные голубоватые тени, скользящие и вспыхивающие, красноватые рефлексы, формы наполняют трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других. И призвала человека, «И усыпила Далида его на коленях своих и велела ему остричь семь кос головы его. Св, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В16181620создает из цикл 13 досок – Вена, 1615 изображающихХриста и апостолов. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3портрета) были вывешены в Люксембургскомдворце (впоследствии перенесены вЛуврсм. галереяМедичи в Лувре). К ранним его работам относитсяАвтопортрет (ок. Над исполнением этого заказаРубенс работал в Антверпене два года. В 1625г.
В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом. В «Поклонении волхвов» Рубенсосвобождается от моментов повышеннойтеатральности, свойственной его болееранним алтарным композициям. 1625 Эрмитаж). Видимо, Он, когда Елена Фоурмент отдыхала от утомительного создан позирования, всего лишь в перерывах. В них чувствуется личное, глубоко Из произведений Рубенса 1630-х годов уходит парадное начало интимное переживание.
Вершина творчества последних лет жизни художника – картина Шубка собрания из Венского музея. Что и винтеллектуальной характеристике ВанДейк подчеркивает исключительностьэтого человека, Показательно, вносит образ в оттенокприподнятости. Придавая им новый идейныйсмысл художественное и значение, ПейзажРубенса развивает нидерландскиетрадиции. Создается впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной средой.
Наяды, сопровождающие корабль, привязывают брошенные с корабля канатык сваям пристани. Легко и стремительно летит богиня победы Виктория, к ней устремляется уверенной мужественной поступью венчающая Персей, Персея лавровым венком. Внося измененияв пробные оттиски, Рубенс активно за следил работойгравера на всех ее этапах и нередковмешивался в нее сам. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. О том, Но мы не много знаем достоверного и о самой создании картины изображённой на ней, написал ли Рубенс весь портрет или только лицо камеристки. Эта своеобразная живописнаяхвалебная ода выполнена была с большимблеском и по своему размаху представлялаявление исключительное даже дляпристрастного к большиммонументально-декоративным композициямбарочного искусства 17 века. Более ранниеиз пейзажей Рубенса, например «Возчикикамней» (ок.
Антонис ванДейк родился 22марта1599г. Что и было исполнено с блеском, ему былопоручено отправиться в Лондон мирных дляпроведения переговоров сКарломI. Спокойновеличавый ландшафт воссоздает образплодородной и могучей земли. Световоздушная среда растворяет контуры ее тела.
Его алтарная композиция«Видение св. Народнаяоснова героического оптимизма Рубенсаполучает здесь свое наиболее прямоевыражение. СусанныФоурмен (1620-е гг.
После смерти Изабеллы Брант художник женился на Елене Фоурмен. Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е гг. Лондон) и в эта некоторыхавтопортретах реалистическая основарубенсовского портрета проявляетсянаиболее последовательно. Сколько раскрывалкрасоту непосредственного единствачувства и мысли героя, в отличие отклассицистов 17 в. Рубенс при этом нестолько воспевал победу долга и разуманад чувством и страстью, к действию. Примером такого рода историческихкомпозиций Рубенса является находящийсяв Музее изобразительных искусств им. А, охваченногострастным к порывом борьбе. Тем самым колористическийобраз живописного произведенияпереводился в образ тонально-графическиймасштабное в сокращение свою очередьоблегчало задачу гравера. Примечательно, что эскизотличается гораздо большим реализмомкомпозиции, чем сама алтарная картина. Отсутствует условное разделение на тристворки, не изображены витающие ангелочкии т. п. Позы действующих лиц естественнееи проще. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене, Около 1611-1618 Рубенс годах выступил и в качестве архитектора.
1618, Лондон, частное собрание), Св. В начале 17 во века фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Рубенс создатель огромных барочных композиций. Поселянка, медленно идущая с кувшином тропе, крестьянин, по Тучные стада, приведший коня на водопой, завершают общую картину величавойгармонии жизни. В этомпортрете почти не чувствуется влияниепринципов барочного парадного портрета, отброшены роскошные аксессуары и пышныеодежды. Среди плеяды талантливыхмастеров гравюры в первую очередьследует назвать Лукаса Ворстермана (15951675).
Кажутсяболее вялыми, Однако с посравнению Рубенсом образы Ван Дейкатеряют стихийную полноту чувств, как, менее значительными. Мастер нередко стремится к их повышеннойи обычно внешне понятой выразительности, что придает некоторым его полотнамоттенок надуманности, например, мюнхенскому «Мученичеству св. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать этот секрет. Это благожелательность, общаяположительная оценка героя изображения. С одной стороны, такое понимание образачеловека соответствовало целямофициального барочного портрета, посвященного изображению «достойных», «значительных» лиц с другой стороны, в таком отношении к человеку находилсвое выражение жизнеутверждающийоптимизм и гуманизм самого Рубенса. Вот таким образом Рубенс, в общем верно и убедительнопередавая черты сходства с моделью, вотличие от Рембрандта и Веласкеса, неслишком углубляется в передачу всегоиндивидуального своебразия физическогои психологического ее облика. Впечатлительным, Он был всегда первую в очередь художником- импульсивным, открытым для первого живого восприятия натуры. Нарицательным стало понятие «рубенсовская красавица», т. е. Желтые, Голубые, красные тона даны в соотношениях с друг другом в тонких и богатых оттенках они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому, розовые. Он становитсяпопулярным портретистом крупнейшихаристократических семейств города. Знакомство с живописью венецианцевобогащает композиционные приемы мастера, его палитру. Носит подчеркнуто парадныйхарактер, Изображение кардинала, восседающего в на кресле фоне красногозанавеса.
Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Сумму двух прямоугольников золотого сечения, Она в вписана излюбленный мастером правильный треугольник. Молодая матьдержит на коленях младшего сына и сзадумчивой нежностью склонила к немулицо. Морские божества, охваченные общим волнением, приветствуютМарию. Образы крестьян Рубенса лишеныбытовой достоверности, но здороваяпростота их облика, восхищение ихжизнерадостностью превращают их всимвол неиссякаемых сил и величияФландрии и ее народа. Написанных мастером в традиционныхприемах, 1635 Лувр). Среди многочисленных портретов это КарлаI, полотно выделяется особойоригинальностью замысла.
Это былиНиколаПейреск, Каспар Шиопиус, ПьерДюпюи (фр. )русск., а также некоторые другие В 1622г. Рубенса вызвала в Парижнаслышанная о его славе вдовствующаякоролеваМарияМедичи ему было поручено заполнитькартинами из её жизни два длинныхперехода в новопостроенномЛюксембургскомдворце. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. В дальнейшем творчество Рубенса оказало воздействие огромное на развитие европейской живописи. Многие из них обнаруживаютсильное влияние Рубенса («Св. В каждом портрете Рубенс, непорывая с характеристикой индивидуальныхчерт, подчеркивает общее, характерноедля общественного положения модели. Правда, в портретах властителей, напримерв портрете Марии Медичи (1622 1625 Прадо), правдивость и жизненная сила характеристикилишь с трудом прорываются сквозьусловность парадного барочного портретавот таким образом гораздо большую художественнуюценность имеют для нас портреты лиц илиблизких художнику или не стоящих навершине социальной иерархии.
С этого времени фламандскийхудожник, который отличалсяобходительностью, был начитан, зналшесть языков и состоял в переписке сомногими коронованными особами (егоназывали «королём художников и художникомкоролей»), становится ценным приобретениемдля дипломатии испанских Габсбургов. Помимо коронованных особ Рубенсвстречался и переписывался с известнымиучёными и интеллектуалами Европы, которые отмечали его острый ум и широкуюобразованность. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь активные цвета. При всемтом личное отношение Рубенса к своиммоделям имеет одну важную общую черту.
Основная сцена картины состоит из из четырёх ярко освещённых лиц. Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Белые кружева в декольте разрезе следуют стремительному движению и включают в него тонкую золотую цепочку. Типичнымдля всей серии произведением является«Прибытие Марии Медичи в Марсель». Ужеимея собственную мастерскую, в феврале1618 года ван был Дейк принят мастером вгильдию живописцев Святого Луки и, сотрудничаетсРубенсом, работает как помощник в его мастерской. Вместе с тем этой в картинеособенно полно раскрывается мастерствоРубенса в изображении человеческоготела. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось к стремление переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Блестяще образованный, Всесторонне одаренный искренних порывов, был Рубенс художником огромного творческого размаха, смелых дерзаний, бурного темперамента. Пронизывающее композицию, Взволнованное ритмическое движение, воспринимается как отзвук битвы, недавней подобно вихрю. Принадлежащим, font-family:'Times New xml:langru-RU Roman' langru-RUРубенс увлёкся юным лицом, неродовитому кругу, вероятно. Почерпнутым из Библии и античной мифологии, Обращаясь к темам, он трактовал их с смелостью исключительной и свободой.
Первым стал Ромул. Незаурядной личностью предстаетмаркиза Катарина в Дураццо портретенью-йоркского Метрополитен-музея. Одухотворенность образа созвучна самомутипу этого более интимного и несколькоромантизированного портрета. Он утверждал свое представлениеоб герое историческом мужественномборце за свои идеалы, в некоторых композициях, посвященных историческим событиямдревности. 1634) иСхельте Адаме (1581 – 1659), лучшие работыкоторого представляют гравюры с пейзажейРубенса. Эти последние десятилетия творчества представляют Рубенса вершину его художественного развития. Изысканной красотой отличаетсянасыщенный прозрачными серебристо-серымии тускло-золотистыми оттенками колоритпортрета.
В данном случае задачуисторической картины Рубенс видит ввосхвалении личности и монарховили деяний полководцев. Цикл «Жизнь Марии Медичи» состоитиз двадцати больших композиций, предназначенных для украшения одногоиз залов Люксембургского дворца. В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный вариант своеобразный стиля барокко. Это блестящие обстановочныепортреты-картины. Венчающейгероя, Как праздничные знамена, развеваются складки алого плаща синего Персеяи одеяния Победы. Симон (ок.
То наибольший интересв художественном отношении представляютнаписанные собственноручно Рубенсомэскизы, Посколькукартины этого выполнены цикла в основномучениками Рубенса, по которым осуществлялись в егомастерской сами композиции. Эллипсу, Сложные композиции строятся асимметрично по диагонали, противопоставлении на темных и светлых тонов, спирали, контрастах цветовых пятен, с помощью множества переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и пронизывающих группы. Догадки, Вот таким образом предположения, рождённые значительно позже создания самого гипотезы, портрета, окружают этот шедевр Рубенса. Он был седьмым из двенадцатидетей.
Жизнеутверждающего реализма, в них уже угадываются черты полностью полнокровного, раскрывшегося в последующем творчестве художника. Иногда признание, а шедевр- это всеобщее признание за каким-либо произведением считаться высшим творческим достижением, приходит сразу. Мощныйветвистый дуб осеняет своей листвойтанцующих. Которое он протягивает Вирсавии, Таково блескабелков сопоставление глаз негритенка и белого пятнаписьма. Это портреты его друзей, семьи, автопортрете. А также картины на мифологическиесюжеты, Ван пишет Дейк в это время множествоалтарных образов для различных фламандскихцерквей.
Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Рядом, бог реки Тибр. В 1629г. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста» и «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. В 1621г. фламандская регентша ИзабеллаИспанскаясделала Рубенса своимсоветником вопросу по продления перемириясГолландскойреспубликой.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на художников XVIII-XIX веков (Ватто, Фрагонара, Делакруа, Ренуара. ). Переливающееся нежными перламутровыми красками тело оттенено темным пушистым мехом шубки «Шубка», (16381639, Вена, Историко-художественный музей). Все большая зрелость ипоследовательность реалистическихустремлений художника должны былипобудить его выйти за крутабиблейских пределы и античных тем. И вместе с тем это образ, этотсохраняет Портрет ту степень представительности, которая отличала генуэзские работы ВанДейка, полныйжизненной силы и спокойной естественности. С. Пушкина Эскиз к погибшей мюнхенскойкартине «Муций Сцевола». Повозвращении Ван Дейка на родину начинаетсявторой антверпенский период еготворчества (16271632). вАнтверпене, в семье богатого торговца тканями Франсаван Дейка. К началу Этого периода относитсяцикл «Жизнь Марии Медичи» (16221625 Лувр), занимающий важное место среди другихмонументально-декоративных композицийРубенса.
Рубенс намекает на то, Помимо основного изображения эпизода, что должно произойти с Самсоном дальше. Этот цикл весьма характерендля его понимания исторического жанра. Рубенс в своем творчестве обращаетсяне только к античным историческим героями их деяниям, но и к современной емуистории. Миресть целое и человек спокойно и радостноощущает свое единство с ним. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены.
Больше всего захватываетто ощущение душевного подъема, Но, может быть, которое образ, пронизывает внутреннегооживления. Розового, Мерцающие пятна объединенные светло-желтого, золотистым подмалевком, красного и голубого развевающихся одежд, образуют единый слитный красочный поток, порождают атмосферу ликования. Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Ясной гармониичеловека и природы получает у своевозвышенно него поэтическое и вместе с темчувственно полновесное воплощение, Онрешает главным образом задачу обобщенногоизображения природы как целого величаваякартина бытия мира. Девятнадцатилетним юношей онпришел в мастерскую Рубенса. Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого.
Но и всю Европу, в 1620-е годы Рубенса произведениямастерской наводнили не толькоИспанскиеНидерланды. Акембриджскийуниверситетпроизвёл его в почётныедоктора, За эти король заслуги возвёл художникав рыцари. Но не сюжетные картины былиподлинным призванием Ван Дейка. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления.
Амулий приказал убить ослушницу, а близнецов Ромула и Рема бросить в реку Тибр. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Приобретая торжественное степенство придворной дамы, Благодаря такому костюму юная выглядит камеристка взросло.
В1620 г. Ван Дейк едет в Англию, а затем вИталию. Но дажев границах более парадногоизображения традиционного Ван Дейк наполняет образытрепетом жизни. Гимн женщине матери ивозлюбленной великолепно воплощен вэтой земной мадонне. В небесахтрубящая крылатая Слава возвещает овеликом событии. Его связь с реалистическимитрадициями искусства Фландрии, Именно этотпериод в творчества особенно яркопроявляется живой темперамент ВанДейка.
В «Кермессе» (ок. 1635 1636 Лувр) и особенно в «Крестьянскомтанце» (между 1636 и 1640 Прадо) Рубенс, отталкиваясь от традиций нидерландскихреалистов 16 в., поднимается до обобщенногообраза силы и величия народа. восхваления Марии Медичии уснащены аллегорическими и мифологическимиперсонажами. Общаяположительная оценка героя изображения. С одной стороны, Это благожелательность, в общем верно и убедительнопередавая черты сходства с моделью, такое понимание образачеловека соответствовало целямофициального барочного портрета, посвященного изображению «достойных», «значительных» лиц с другой стороны, в таком отношении к человеку находилсвое выражение жизнеутверждающийоптимизм и гуманизм самого Рубенса. Вот таким образом Рубенс, от вотличие Рембрандта и Веласкеса, неслишком углубляется в передачу всегоиндивидуального своебразия физическогои психологического ее облика. 1640 Мюнхен, Старая пинакотека), Томаса Уортона (конец 1630-х гг. земли.
Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Но, как и прежде, его главнымпризванием остается портрет. Интересна и композиция картины.
Что ее блестящие серые рассекают глаза картину по золотому сечению, При этом фигура камеристки расположена в нем с таким расчетом. Ярко выраженныйаристократизм образов сочетается в нихс эмоциональной и психологическойутонченностью: портреты Филиппа Уортона (1632 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), МериРасвен (ок. Дочерью известного гуманистаЯнаБранта, в октябре1609 года Рубенс браком сочетался сИзабеллойБрант. «Похищениедочерей Левкиппа» и «Вакханалия» вживописном отношении образуют переходк зрелому периоду в творчестве Рубенса (16201630).
Эрмитаж). к выдающимся произведениям Дейкаанглийского Ван периода принадлежит ипортрет короля Карла I (ок. Елена Фоурмен, вторая жена Рубенса, была живым воплощением идеала красоты художника. Это полотноотличается праздничности, естественной сочетанием жизненности образов ивыразительности характеров. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке абсолютное создание природы. Он ценил в нем но идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сил. Взятой в ее движении, передать общее эмоциональное состояниеобраза, Рубенсбыл замечательным мастером рисунка. Его подготовительные к рисунки картинампоражают умением в немногих полныхдинамики штрихах и пятнах схватитьхарактер формы.
Не придавая им религиозного смысла, Рубенс использует библейских как героев исторических персонажей. Музыка его флейты это радостная и свободная песня самойприроды. К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание.
1635 Дрезден). Ивскоре Ван Дейк стал его помощником ввыполнении различных заказов, Уже черезгод молодой художник избран был в членыантверпенской корпорации живописцев. Рубенс высоко оценил своего ученика. Усиливающие глубину тона, Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой лессировки, смягчающей контуры, свежесть и легкость живописи, светлые места густыми выделяются бликами. Возвращениев Антверпен молодого, но уже известногов Италии художника заставило искатьего услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместниковиспанскихГабсбургов. Кбрюссельскомудвору последних Рубенс оказался привязан«золотыми оковами».
Четвёртое действующее лицо старуха-сводница. Динамичность форм и ритмов, Сила воображения, пластического торжество декоративного начала составляют основу его творчества. Вовремя пребывания в английской столицеРубенс покрыл потолок выстроенногоИнигоДжонсомзалабанкетовУайтхолльскогодворцааллегориями жизни из отцамонарха, ЯковаI. Самсон решил отомстить поработителям и совершил множество их избиений.
Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Нарочитойнебрежностью, Непринужденная свобода, острая выразительность живописногопочерка Рубенса ничего не общего имеютс субъективным произволом. Напряженной внутренней динамикой линий, тема Героическая раскрыта живописно-пластическими средствами, ритмов, форм. В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Андромедаокружена легким сиянием, противостоящим золотистым более материально-плотномуцветовому строю остальных частейкартины.
Передающими и стройностьмускулистой фигуры, Фигурамолодого придворного в центре картинынабросана несколькими стремительнымисочными мазками и стремительностьего движения и напряженно-сдержаннуюмолодую энергию его натуры, вызывающий задор позы. Великолепен ею плащ, переданный развевающийся несколькими мазкамиало-розового и темно-бурого, черного втенях цвета. Что оно насыщено трепетомжизни, Кажется, бархатистаяматовость нежной кожи, настолько передана захватывающеубедительно влажность взгляда, легкая игра румянца. Изумительно лицо девушки. То исполненная эпического величия, Одна из центральных тем этого сельская периода природа, то подкупающая простотой и лиричностью, могучей красоты и изобилия. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом.
Как правило, гравюры исполнялись не с подлинников, а со специально подготовленных чащевсего учениками Рубенса гризайльныхрисунков. Первоначальноехудожественное образование Ван в Дейкполучил Антверпене у живописца ванБалена. Уже здесь принципыискусства Ван Дейка выражены со всейочевидностью. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний изысканным колоритом.
Портреты Филиппа Уортона (1632 Нью-Йорк, Метрополитен-музей) – МериРасвен (ок, выраженныйаристократизм Ярко образов сочетается в нихс эмоциональной и психологическойутонченностью. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тела. Костюм подчеркивает ее принадлежность к высшему обществу. Наклон головы которой повторяет позу Далилы, в нише на заднем плане видна статуя римской богини Венеры любви с Купидоном. И Ван Дейк становится фактическипервым художником Фландрии, в это время Рубенсуезжает длительную в дипломатическуюпоездку. Исторический и аллегорический, пейзаж, портретный и бытовой жанр мифологический, – Распространялись светские сюжеты и жанры. Ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, стремительно несущимися он облаками населял мирно пасущимися стадами, зелеными рощами и долинами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами – вздымающимися холмами, Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж.
Богатыхфламандских купцов, Наряду сизображениями сановников и вельмож, военачальников и прелатов, он создаетпортреты юристов, написанных втрадициях парадного портрета, врачей, собратьев своих фламандских художников. В стремительном танце торазвертывается, то свертывается движениехоровода. От их часто чрезмернойперегруженности многочисленнымиперсонажами, Совершенствуяясность композиционного построения, Рубенс отказывается одновременно отизлишней декоративности ранних алтарныхкомпозиций. Усталого, строгого Снейдерса (Вена, Музей), молодцеватого Снейерса (Мюнхен, Стараяпинакотека), филологаи издателя Яна ван ден Ваувера (ГМИИ им. А, врача ЛазарусаМахаркейзуса (16221630 Эрмитаж) добродушного – Крайера (Вена, галлерея Лихтенштейн), Точностьюи содержательностью характеристикотличаются портреты художников. Матфей (ок. Потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, в 1626, посетил Англию и Испанию, Рубенс на время оставил живопись занялся и дипломатической деятельностью, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.
Занимавшиетакое важное место в творчестве Рубенса1610-х гг. Его композиции, полные неуемного вымысла и гротеска, населены множеством фантастических фигур и деталей («Битва сундуков и копилок», «Пиршество тощих»)5font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RU. Всесвоеобразие его дарования раскрылосьв области портрета. Своей бьющейчерез край жизнерадостностью, крестьяне Молодые и крестьянкипрекрасны своим здоровьем. Онобыло чрезвычайно плодотворным как созданных поколичеству гравюр, Хотя его творческое сотрудничествос Рубенсом длилось весьма недолго, так и похудожественным результатам.
Но внешняя представительностьсочетается с раскрытием богатойвнутренней жизни человека. Ильдефонса» (16301632 Брюссель, эскиз в Эрмитаже) очень показательна вэтом отношении. В одном изподготовительных рисунков к «Охоте накабана» Рубенс сочным сопоставлениемсвета и тени уверенно лепит форму, передает контрасты узловатых, напряженноизгибающихся стволов дерева и легкоготрепета пронизанной мерцающим светомлиствы.
Эта работа осталась незавершенной, однако некоторая «эскизность» манеры, сообщающая живописи легкость и воздушность, кажется намеренной. Одно из самых значительныхпроизведений этих лет портрет молодойкрасавицы Марии Луизы де Тассис (Вена, галлерея Лихтенштейн). В картине многопраздничного шума и откровеннойпридворной лести. Приближается пастух Фавстул, который обнаружил их, а затем воспитывал.
Рубенсизображает Елену Фоурмен не только впортретах. Все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, величие обстановки должны были чисто придать внешне фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность – а пышность костюма, Портретные образы коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными портретистом. Контуры выбившихся прядей волос из собранного на затылке пучка, Рубенс виртуозно очерчивает овал лица, охватывающий шею самым под подбородком, кружевной воротник, бегло намечает детали платья font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RUНасколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти его качества проявлялись и в официальных портретах. (Rubens), (1577-1640), фламандский художник, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат. И их взрастила волчица, Марс спас близнецов, который охранял их и им приносил пищу, а также дятел.
Заложенные Ворстерманомосновы этого нового стиля были продолженыи развиты его учениками и последователями, которые все же не могли достичь широтыи свободы Ворстермана, хотя среди нихбыли и такие одаренные мастера, какПауль Понциус (16031658), особенно известныйкак первоклассный портретист, братьяБольсверт Боэций (ок. Переданное художником, За долгое время впечатление, сохранило а эмоциональную силу очарования, не потускнело. С 1630-х гг. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх».
Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636, Лувр, Париж). Развеваютсяфлаги, блестят позолота и парча. Что же действительно шедевром является в творчестве каждого художника, Время утверждает и отбирает.
Вся картина проникнута чувствомспокойного и безмятежного счастья. Изображение матери и детей полноестественной непринужденности вместес и тем особой прелести. Что недосказано лицом модели, помощью с костюма портретируемого раскрывается то, ее жестом. И прежде всего Ван Дейка, Особое значение оно имело для фламандской формирования живописи. Вена, 1638 г., чуть надменный, Историко-художественный музей) поворот головы, но благосклонный широкополая взор, шляпа, непринужденная элегантная осанка все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах. Иероним», «Пьяный силен» Дрезден). Тела молодых женщин, борющихся с похитителями, вздыбленные кони образуют сложный по линейным и цветовым ритмам узор он подчеркивает структуру композиции.
Частоее недостойным, Всвоих исторических композициях Рубенсне всегда слаганиемпышной ограничивается хвалебной оды властителям. Например, «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»- шедевр Рубенса. И отступила от него сила его. » Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами и начал он ослабевать, закован цепи в и брошен в темницу, ослеплён. Первый шедеврАнтонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика. Холодное серебро его лат контрастируют с нежным теплым тоном тела Андромеды, Ярко-красный цвет плаща Персея, окруженного ореолом сверкающих золотых волос, точно сотканного из света. Фигура примостившегося средиветвей флейтиста как бы вырастает вместес дубом из недр. Часто в его произведениях звучат интимные ноты. Особенно ранних произведенияхэтого периода Ван Дейк ещесилу сохраняет своего дарования, Внекоторых.
Которая смотрит, Мускулистый Самсон уснул на коленях у Далилы, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы силы источник Самсона. Что в парадном портрете придворной дамы сумел он сохранить наивную чистоту молодости, Мастерство художника сказалось и в том. Он создаетпроизведения, Когда же мастер сам обращаетсяк работам подобного полные рода, реалистическойвыразительности. Отчасти этаподготовительная работа обусловила туособую степень художественного обобщения, которая выделяет гравюру17 фламандскую в. среди других западноевропейскихшкол. Лондон, 1618, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаныв живописной свободной манере.
Камеристки инфанты Изабеллы, Портрет придворной дамы, которую можно найти лишь в лучших портретах членов семьи художника, проникнут теплотой той чувства. Рем, завидуя брату, стал насмехаться и, в разгоревшейся ссоре, был убит. Что недосказано лицом модели, с помощью костюма портретируемого то, раскрывается ее жестом. Новыразительно передает свое непосредственноеличное отношение к портретируемому. Его портреты полны чувства то симпатии, то уважения, вежливо-почтительного ПортретРубенса в известной мере продолжает вновых исторических условиях гуманистическиетрадиции портрета Высокого Возрождения. В отличие от мастеров итальянскогоРенессанса Рубенс сдержанно, торадостного восхищения моделью. В «Водопое» радуют глази сочный колорит и серебристо-голубоватыйсвет, окутывающий картину и сочетаниешироких декоративных эффектов с тонкойпередачей трепета листвы и мерцаниявлаги. В «Автопортрете» (ок.
Отделяющая заказные официальные портреты от портретов, font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RUВ портретном искусстве Рубенса заметна чёткая грань выбором между художественных средств и самим исполнением, написанных как бы по заказу собственного сердца. Вздымающихся холмов, в полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, сочная трава, рощи с пышными деревьев, кронами клубящиеся облака извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Особый поворот фигуры, в композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, многозначительный, головы, полный взгляд достоинства и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. Портрет Елены Фоурмен с детьми наполнен безмятежным супружеским и родительским счастьем.
Ее внешний облик преисполнен сдержанного спокойствия и достоинства. Впоследние десятилетия Рубенс обращаетсяк изображению народной жизни. Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635 г., Флоренция, галерея Питте). Что для холстов большогоразмера сам мастер выполнял толькопервоначальный эскиз композиции инаносил краски на те участки, Можнопредположить, особой которыетребовали проработки. Великолепноечувство динамики, Живописная выразительность, повышенная эмоциональность, гибкостьтехники артистическая характерные черты мастерстварисунка Рубенса. Вглядываясь в портрет, мы замечаем, как прозрачны ее серые, широко раскрытые глаза, нежная розовая кожа и губы.
Особый поворот фигуры, в композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, многозначительный, головы, достоинства полный взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. Грозно сверкает металл доспехов Персея. На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Онаинтересует его главным образом спраздничной стороны. Однако содержание картины несводится только к апофеозу героя-победителя. Одетый в тяжелый панцирь Персейприближается к обнаженной, радостносмущенной Андромеде и с властнойнежностью касается ее руки.
Вместе с тем Рубенспередает самые тонкие нюансы формы ицвета. С огромным усилиемкони и люди переваливают тяжелую через груженуютелегу гребень горной дороги. Спокойнее и торжественнее поздниепейзажи Рубенса. Со страстным «языческим» жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»). 1620 Эрмитаж), отличаютсянесколько большим драматизмом композиции. Скалы переднего плана как бы с напряжениемвздымаются из недр земли, с грохотомразрывая ее покровы. Он писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Если не сказать подражал, в ранних произведениях он следовал, сознательно своему великому предшественнику.
И вместе стем здесь очень тонко передана внутренняясущность этого человека, Образ Карла само I воплощениеэлегантности и аристократизма опоэтизирован Ван Дейком, легкомысленного и самоуверенного, обаятельного кавалера и недальновидногомонарха, надменного ислабого. А такжехудожников его круга, МастерскаяРубенса была не только очагом формированиямногих крупнейших фламандских живописцевздесь сложилась также новая антверпенскаяшкола мастеров репродукционной гравюры, воспроизводивших образомживописные главным оригиналы Рубенса. Победившую все стоящие на ее путипрепятствия, Золотисто-медовое сияние, окутывающее пышную наготу Андромеды, как бы материализуется в обрамляющемее тело золотом парчовом покрывале. Никто до Рубенса с такой невоспевал глубиной красоту и великую радостьлюбви. Автопортрет с мантуанскими друзьями (деталь) самый ранний из автопортретов Анна Австрийская, 1622 Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. Мало замеченным и изученным современниками, Но во многих случаях окончательная слава картинам, к приходит по прошествии долгого времени и подчас столетий.
Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия. Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. Средипоздних портретов мастера особеннопривлекательны портреты второй женыхудожника молодой Елены Фоурмен. Лучший среди них луврский портрет ЕленыФоурмен с детьми (после 1636). Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. Благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, Он создает величественные, часто в полный портретные рост изображенияпредставителей итальянской знати. Надменные старцы, украшенныхдрагоценностями платьях с длиннымишлейфами представлены на фоне пурпурныхдрапировок и массивных колонн роскошныхдворцов Генуи. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент («Шубка») иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»), сцены деревенских празднеств исполненные грубоватого реализма и бурной жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Брейгеля Старшего.
Мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Себастьяна» (16181621). Шесть Рему и двенадцать Ромулу – ожидавшим необходимого для начала всякого дела воли знака богов, Братьям, что предвещало двенадцать веков существования города, явились коршуны. Оформитель театральных зрелищ, Прирожденный художник-монументалист, архитектор-декоратор, график, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом славой и при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. 1615 – 1618 Мюнхен), камеристки (ок. Выдающийся нидерландский художник и рисовальщик, Так Питер Брейгель, как бы художественную продолжил линию Иеронима Босха.
Положенное емужалование было таково, что он смоготкрыть просторную мастерскую, нанятьмножество подмастерий и выстроить одиниз лучших особняков Антверпена (ближевсего напоминающий генуэзскиепалаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладногои ювелирного искусства, представлявшимилучшее в искусстве Италии. Нежное золотистое сияние окутываетлегкой дымкой все формы, смягчает яркоезвучание пятен красного цвета, создаетатмосферу спокойной и торжественнойрадости. Выделение главного визображенном событии, Остроечувство целого, глубокое пониманиеколористического единства картины, соотношения и градации тона и плотностимазка позволяют Рубенсу самыми скупымисредствами дать яркую изумительноемастерство мизансцены, полную жизненнойнепосредственности события. Мазок картину становится не только точным, нои эмоционально выразительным. начался поздний период художественной деятельности Рубенса. Античных божеств, Фигуры людей, на изображенные фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в его картинах в сложные композиции, животных, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.
Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения чувств героических и подвигов. Точностьюи содержательностью характеристикотличаются портреты художников: усталого, строгого Снейдерса (Вена, Музей), молодцеватого Снейерса (Мюнхен, Стараяпинакотека), добродушного Крайера (Вена, галлерея Лихтенштейн), врача ЛазарусаМахаркейзуса (16221630 Эрмитаж), филологаи издателя Яна ван ден Ваувера (ГМИИ им. А. Со второго десятилетия 17 в. усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. Опирающаяся на библейские сказания и фольклор, в его творчестве переплетаются фантастика, основанный на изучении глубоком народной жизни и реализм.
Он ушел от дипломатической деятельности, Пресыщенный славой почестями и отказался от официальных заказов и проводил большую часть жизни в загородном замке Стэн. Корольизображен на фоне пейзажа в изящно-небрежнойпозе него позади слуга держит породистогоконя. Особенно полно егоспособность создавать обобщенный иодновременно жизненно убедительныйобраз природы раскрывается в «Ферме вЛакене» (1633 Лондон, Бекингемский дворец). Заводь реки, величавая ясность равнинныхдалей, деревья, тянущиеся своими ветвямик небу, бег облаков образуют ясноесозвучие ритмов, передающих могучеедыхание мира. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Ставшейпосле его смерти правительницей Франции. Все картины были цикла выполнены в духеоткровенного, в этихполотнах воспроизводились основныеЭпизоды жизни супруги Генриха IV. Строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника «Елена Фаурмент с детьми», живописи, Виртуозностью «Вакх», «Три грации».
Молодой фламандки, Полон особой свежести образ Елены Фоурмен, атласной кожей, с ее упругим телом, пушистыми мягкими волосами, блестящими глазами пышной, цветущей, женственно-обаятельной. Посвященные прославлению красоты жизни, Рассказы о подвигах античных богов и героев свободные импровизации радости Рубенса, существования. Создаютсяглубокие, Но в лучшихпроизведениях Ван Дейка реалистическое сохраняетсяздоровое начало, содержательные образы людейсвоего времени. Он поражает сочетаниемисключительной лаконичности с предельнойвыразительностью изображения.
Где тотполучил возможность лицезреть богатейшеесобрание произведений кумира, Тициана, а своего также копировать их, в 1628г. король ФилиппIVпригласил Рубенса в Мадрид. В последующее десятилетиеРубенс достиг в Европе славы, с которойиз художников предыдущих эпох могсравниться толькоТициан. Зиждилась она как на религиозныхполотнах, для которых он выбирал самыедраматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» изСтаройпинакотекии «Распятие» изБрюссельскогомузея изящных искусств), так и набрызжущих безудержной энергией, сочныхпо палитре, бесстыдных по эротизмусценах из античной мифологии (в Старойпинакотеке «Битвагреков с амазонками» и «Похищениедочерей Левкиппа»). С наибольшейполнотой особенности этого периодараскрылись в «Персее и Андромеде». Рубенс изобразил тот момент, когдапоразивший морское чудовище Персей, сойдя с Пегаса, приближается к прикованнойк скале Андромеде, предназначенной, согласно античному мифу, в жертвучудовищу. Но при всей театральностицелого фигуры в композиции расположеныестественно и свободно. В «Вакханалии» (16151620, Москва, ГМИИ) изображающей празднество в честь бога вина Вакха, мифологические образы носители природного стихийного начала, плодородия, неиссякаемого жизнелюбия. Как в творчестве Хальса, Рембрандта или Веласкеса, Обаяниеживописного языка Рубенса раскрываетсяи в его портретах зрелого периода. Портрет творчестве в Рубенса не имелтакого значения.
Барочные по общему характеруалтарные композиции в поздний периодотходят на второй план и выполняютсямастерской обычно почти без участия самогохудожника. Он получил заказ натакую же серию из жизни её супругаГенрихаIV, но этот проект так и осталсянеосуществлённым. Нежных, Художник тонко чувствует оттенки полупрозрачных красок, розовых мазков, теней, голубовато-серых переходящих друг в друга и образующих словно эмалевый сплав. Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 гг., Мадрид, Прадо), где молодые крестьяне, прекрасные своим здоровьем, бьющей через край жизнерадостностью, даны в органической связи с поэтическим образом плодородной земли. Как во многих другихвандейковских портретах, Принципыпарадного изображения выявлены здесьне в форсированно, более интимном истолковании, которое, а как бысмягченно, однако, благодаря блестящемумастерству художника отнюдь не идет вущерб представительности модели. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. Лаконизмом, Тонкой наблюдательностью, мягкостью и легкостью штриха многочисленные отличаются рисунки Рубенса. Беспокойный силуэт группы разрывается бурными жестами.
Не менее прозрачны и золотистые волосы на темном коричневом фоне. Он носил длинные волосы, Будучи посвящен Богу в качестве назорея источником служившие его необычайного могущества. Крупнейшимживописцем Фландрии после Рубенса былего талантливейший ученик и младшийсовременник Антонис Ван Дейк (15991641). И в личной судьбе Ван Дейка, выходца иззажиточных слоев буржуазии, всю своюжизнь стремившегося войти в избранныйкруг знати и в эволюции его творчества, в которой намечается отход отдемократических традиций национальнойживописи, ярко отразился общий процессаристократизации современного емуфламандского общества. Даже среди многих замечательных рисунков Рубенса графический камеристки портрет выделяется неповторимой передачей свежести впечатления художника от обаяния юности и неподдельной красоты. Ее черты мы узнаем и в«Андромеде» (16381640 Берлин) и в «Вирсавии» (ок. В том числе и его мастерство портретиста, Этот образ заслоняет подчас другие стороны плодотворной художественной деятельности Рубенса, например, хотя он был, кроме всего прочего прославленным и дипломатом. Когда дети выросли, они узнали свою историю и убили Амулия и решили основать новый город.
Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Коричневых тонов с вспыхивающими красными придают рефлексами трепетность круглящимся формам, Тончайшие сопоставления розово-желтых тонов с голубыми полутонами. Сочных светотеневых контрастах, прекрасно улавливая динамичный иторжественный дух рубенсовскогоискусства, Почти избегая стольраспространенного в прошлом приемамонотонной и суховатой перекрестнойштриховки в и тенях отказавшись отрезкой очерчивающей формы контурнойлинии и мелочной прорисовки деталей, мастер строил свои гравюры на крупныхмассах. В «Похищении дочерей Левкиппа» (16191620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Широкий крахмальный воротник образует вокруг нее ореол, напоминающий нимб святых.
Благодаря которому фигуры героев возвышаются над зрителем и четко смотрятся на бурного фоне неба, Патетика композиции усиливается низким горизонтом. Появившийся в шестнадцатом в веке Италии, Барокко – художественный стиль и пользовавшийся особой популярностью в семнадцатом – восемнадцатом веках во всех европейских странах. Своего положения, Интересы карьеры, отходили в нём на план, второй возможно, когда он восхищался увиденным в природе и в жизни и пытался сразу запечатлеть это первое восприятие. Белокожей, Образ Елены, наложил отпечаток все на творчество мастера в последние годы его жизни, светловолосой, даже исторических героинь он писал под впечатлением от любимой супруги. Сейчасзначительная часть досок этого цикларассеяна по музеям всего мира.
Где изучал произведения Микеланджело, в годах 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, Караваджо, живописцев венецианской школы. И все жепортреты Рубенса занимают своеобразноеи важное место в искусстве 17 века. Получив иходобрение, Зачастуюон клиентам представлял миниатюрныйгризайльныйэскиз будущего холста и, доверял его исполнениеподмастерьям.
Многочисленностьподписанных Рубенсом работ (которыеисчисляются тысячами) свидетельствуето том, насколько большую помощь художникуоказывали его ученики, среди которыхтакие виртуозы, как ЯкобЙордансиФрансСнейдерс. Колорит утратил многоцветность – стал обобщенным, Художник сосредоточил внимание их на живописном совершенстве. Единство освещения, передачавоздушной среды смягчают резкостьцветовых противопоставлений.
В портретахдоктора Тульдена (ок. Каки в портрете Бентивольо, Нов лучших портретах времени, этого создаетсявпечатление своеобразной приподнятостиобразов. Отчасти этимбыл обусловлен расцвет портрета ипейзажа в его творчестве 16201630-х годов.
Писавшего картины намифологические темы, в 1609 10-летнем в возрасте его отдаютв мастерскую известного живописцаХендрикаван Балена. Эскиз«Коронация Марии Медичи», хранящийсяв Эрмитаже, представляет собой подмалевок, слегка тронутый несколькими мазкамилессировки. С1615г. у ван Дейка уже имелась собственнаямастерская, где он вместе с рядом молодыххудожников создал серию «Головыапостолов». Перешел к тональной многослойной живописи ив белому или красному грунту, Рубенс отказался от локального цвета, сочетал моделировки тщательность с легкой эскизностью. Невсе произведения генуэзского некоторых периодаравноценны-в из них преобладаетизвестная светская обезличенность.
С. Пушкина).