Вольное переложение Рубенсом картины Караваджо «Положение во гроб» ярко свидетельствует об интересе Рубенса к творчеству этого мастера.
Как и перед его современниками, Новая историческая действительность перед выдвинула ним, задачу воплощения идеала и натуры. Католицизмсохранил в стране свои господствующиепозиции. Всю еевосточную сторону занял дворец герцогаБрабантского в воздвигнутое 1698 г. Гийомом де Брейном здание, Так, объединившеесвоим обширным фасадом шесть старыхцеховых домов. Пропагандируемогоиезуитами, Установлениеиспанского протектората и сохранениекатолицизма качестве в господствующейрелигии вызвали во фламандской культовойархитектуре 17 в. распространение формримского барокко.
Глубокой приверженностью традиции венецианской школы, Произведения Тициана и Веронезе его интересовали постижением тайн колорита. Здесь нет места фантастическим толкованиям или произвольному обращению с текстами. Из которой вышли многие известные мастера, Им была создана собственная в мастерская Антверпене, А. ван Дейк, например. Как высокие дома цехов икорпораций, Но ничто так не оживляетплощадь, лучшие из которых западной построенына стороне. Хейсенса, 16141621 гг. ).
Пошли в ход первые вымыслы, в изобилии посыпались недостоверные подробности. Чтоперед ними бессильным оказался дажеавторитет Рубенса, былинастолько Они прочными и жизненными, воздействие которогово многих областях художественной жизниФландрии было определяющим. Драматизма, взволнованности и большой искренности. Караваджо одевает своих героев всовременные одежды, Все это создает атмосферувнутренней напряженности, чемдобивается еще большей убедительности. Произведения Караваджо порой были такреалистичны, помещает в простую, знакомую зрителям обстановку, что заказчики отказывалисьот них, не усматривая в образах и должногоблагочестия идеальности.
О Рубенсе много писали. Изучаятворчество великих мастеров ВысокогоВозрождения, он вместе с тем имелвозможность учесть опыт борьбы попреодолению маньеризма, которуювозглавлял в это время в Италии Караваджо. Вольное переложение Рубенсом картиныКараваджо «Положение во гроб» яркосвидетельствует об интересе Рубенса ктворчеству этого мастера. Художник дал зрителюпочувствовать и доверчивую нежностьсупруги к любимому мужу спокойнуюжизнерадостность и характера молодогоРубенса. Право же, Но, если этот только человек не принадлежит к числу избранников, это мало интересно, владеющих даром увлекать нас чародейством своей фантазии.
Вокруг испанскихнаместников сгруппировалось дворянствои католическое духовенство Фландрии. Ценой предательства национальныхинтересов дворянство сумело сохранитьряд своих сословных привилегий, афламандская крупная буржуазия, скупаяземли и приобретая дворянские звания, сама превращалась в своеобразнуюземельную аристократию. В полнокровностиего образов народного типа и ярковыраженной декоративности аллегорическихи мифологических композиций ощущаетсянепосредственная с связь традицияминациональной живописи. Величественностькомпозиций, Длязрелого творчества мастера характернымонументальность, формы, классическая скульптурность ясность рисунка. Большоезначение для формирования живописногомастерства Рубенса имело непосредственноеизучение искусства итальянскогоВозрождения и современного Рубенсуитальянского искусства. 16171618, Мюнхен, Старая пинакотека) с выразительной пластикой и динамикой борьбы крупных тел передана группа полные страсти братья Диоскуры с их вздыбленными конями и белокурые красавицы.
Но сознательно опрокидывает все их художественные представления, Он использует их умение играючи их вовлекая в вакханалию своего воображения. Маннекен (по-фламандски человечек) издавна стал настоящимлюбимцем жителей города, называющихего «самым древним гражданином Брюсселя». Старший сын Жерома, Франсуа Дюкенуа (1594 1643), посланный в 1618 г. эрцгерцогомАльбертом в Рим, работал преимущественнов Италии, сотрудничая с Бернини вукрашении собора св. Рубенс создал огромнуюмастерскую, Заваленныйзаказами, которая объединила талантливых целуюгруппу фламандскиххудожников.
Гуманисты любили выставлять напоказ безмятежность духа, достойную стоиков. Сам Рубенс и сидящая у его ногжена изображены в полных внешнегосветского изящества позах. «Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры. Как он скорбит, о Говоря том, что путешествие принесет ему пользу, Рубенс высказывает предположение.
мастерафламандского караваджизма подпадаютпод влияние искусства Рубенса. Я счастлив, что могу представить Рубенса русским читателям. Он оставил около двухсот тридцати писем, но в них едва ли наберется полдюжины высказываний, которые вдруг бросают свет на самые глубины его души. Чувство ансамбляподсказало мастерам, создавшим Гран-плас, необходимость противопоставить ратушена северной стороне площади умелостилизованное в созвучных ей формахизящное здание хлебного рынка с ажурнойаркадой, более известное под названиемДома короля. Женился на Изабелле Брандт, Еще по возвращении из Италии Рубенс занял видный пост придворного художника испанских правителей Южных дочери Нидерландов, состоятельного бюргера.
Эрмитаж), драматическая сила «Снятия со креста», ожесточенная борьба в «Охоте на львов»или «Охоте на кабана» (Дрезден), Ленинград, неистовость бойцов, пафосмирового катаклизма в сплетенныхв «Страшном суде» (Мюнхен), яростной схватке не на жизнь, а насмерть в «Битве амазонок» (Мюнхен). А. С. Всегда ярко выраженочувство могучей силы бытия, в правдивыхв своей основе композициях Рубенса, созданных 1610-е в гг., его вечногодвижения. Занимая должностьпридворного художника мантуанскогогерцога Винченцо Гонзага, с по 1600 1608 г. Рубенс жил в Италии. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Многочисленныекопии с произведений великих мастеровВозрождения, близкое знакомство схудожественной жизнью Италии расширилихудожественный кругозор Рубенса. Прекрасные манеры, Его приветливый характер, «гуманистические» все притязания это форма самозащиты, любовь к роскоши.
Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы. Простых пейзажных мотивах с изображением радуги или движущихся по дороге подвод возчиков камней реальное и эпическое в рассказе о природе Фландрии соединяются в неразрывной гармонии, в народных сценах праздников-кермесс или возвращения крестьян с поля. Рубенса, который любил его больше всех своихучеников. Движения всадников, похищающихмолодых женщин, полны мужественнойрешительности и энергии. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Наконец, Творческиедостижения Рубенса и его авторитет какодного из образованнейших людей своеговремени, само обаяние еголичности определили то высокое положение, которое он занял общественной в жизниФландрии.
16301640, Вена, Музей истории искусства). И в первуюочередь искусства Рубенса, с другой стороны, более мощным воздействие было местнойхудожественной традиции. Испуганныеразмахом народного революционногодвижения, )и Голландию было обусловлено развитиемнидерландской буржуазной революции. Феодальное дворянство Фландрии вместес местной крупной буржуазией, пошли на компромисс с испанскимиГабсбургами и предали революцию. Аррасская уния 1579 г. была выражениемэтого она компромисса закрепилапротекторат испанской монархии надюжными провинциями.
Основные произведения Файдхербесозданы им в Малине и находятся в соборесв. Наряду с Караваджо, Пуссеном, Веласкесом, Рембрандтом, Рубенс принадлежит к плеяде крупнейших живописцев XVII столетия, глубоко индивидуально выразивших два главных стилевых направления времени барокко и классицизм. Правда, эти влияниясказываются скорее в технике, в некоторыхособенностях формы, чем в пониманииобраза. Из него нельзя сделать решительно никаких выводов.
Его забрасывают заказами, к нему стекаются ученики. Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы. Добавляйте знания и делитесь ими. Ранний до 1620 г. – зрелый с до 1620 1630 г. и поздний, охватывающий последнее десятилетиеего жизни, Вцелом творчество Рубенса может бытьразделено на следующие три этапа. На самом деле Рубенс всю свою жизнь носил маску. Молодости и красоте героев создают фигуры главных персонажей, Атмосферу сказочности в аллегорическом повествовании о торжестве любви, богиня Славы, также а играющие с крылатым Пегасом маленькие амуры, венчающая голову освободителя царевны, амур, поддерживающий тяжелый щит Персея со страшным ликом Медузы, распростертое тело дракона. Он все же не мог не оказать своеговлияния на эволюцию культуры, Несмотря на то, что этот подъем носил ограниченный ивременный и характер происходил вобстановке упадка политической активностинации.
И в том, что Рубенс, подобно Караваджо избрал для себя путь максимального приближения к реальности, решая антиномию барокко «трансцендентальное» или «природное», видна поступь века, торжество нового видения художником окружающего мира. Впрочем, он и с пером в руке продолжает защищаться. УКараваджо сильная пластическая лепкаформы, он накладывает краску большими, широкими плоскостями, выхватывая измрака светом наиболее важные частикомпозиции. Ему помогают одаренные сотрудники каждый большой мастер в своей области искусства. Которая во все времена объединяет народы в их общем стремлении к Искусство прекрасному, это та могучая сила.
Классическое наследие, трансформировались им в духе национальной фламандской традиции глубокие и мощные витальные силы раскрывались в созданных им природы образах и человека, формировавшегося на земле Италии – принципы стиля барокко, Пребывание в Италии способствовало развитию таланта Рубенса. Произведения Рубенса более красноречивы. В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. Объединения страны, в основе замысла лежала характерная для эпохи барокко идея прославления прекращения абсолютизма, смут после смерти Генриха IV. На который он был возведен многочисленными биографами, Таким образом Рубенс-человек как бы с спускается вымышленного пьедестала, чтобы стать вровень с рядовыми людьми своими братьями. Колонны, волюты, Широко использованытройные и пилястры, двойные разорванные фронтоны и различныедекоративные мотивы. Каждая индивидуальностьраскрывает свой подлинный характерлишь через с взаимодействие другимиперсонажами.
Центрстарого города Гран-плас представляетсобой прямоугольную площадь сторонами110 со X 68 м. Сплошная периметральная застройка, прерываемая лишь выходами ведущих наплощадь узких и малоприметных улочек, сообщает ансамблю впечатление строгойзамкнутости. А. С. Пушкина). Удивительно, Но пусть даже первые почитатели художника дали волю своей фантазии, когда были изучены архивы, в что позднейшие времена, ни один из биографов Рубенса не подумал о том, что пора придать общеизвестным фактам большую достоверность. Светское обаяние и приятная внешность позволили ему много сил отдавать дипломатической деятельности, эти Все качества. Фламандскаяскульптура 17 в. развивалась в общем cархитектурой русле барочного искусства. Она не только обильно украшала фасадызданий, но и была многообразно представленав их интерьерах.
Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. Полной скрытых сил, в широких панорамных видах предстает образ природы, подчиняющей себе жизнь человека, могущественной и величественной, как пейзажах в Питера Брейгеля Мужицкого. К этому сюжету он обращался не раз (ок. Единственный источниктем своего искусства, – это окружающаядействительность. Хотя формально он не вступаетв противоречие с официальным культовымназначением картины, Рубенслегко условность преодолевает религиозногосюжета. В портретах Марии Медичи (ок.
Здесь было создано колоссальноечисло больших полотен, украшавших дворцыи храмы многих столиц Европы. С 1630-х гг. Сюжеты были связаны с темой Страстей трагического повествования о конце земной жизни Христа.
Однако фламандское барокково многом существенно отличалось отитальянского. Ее автор Лукас Файдхербе изМалина (16171697), один из наиболее известныхфламандских зодчих и скульпторов 17столетия, применил здесь оригинальноерешение фасада в виде трех фронтонов, из которых центральный господствуетнад боковыми. Никаких новых архивных Настоящая документов, книга не содержит никаких сенсационных открытий. Что взрывало все принятые устои в идеальном воспроизведении натуры, Он ощутил в нем огромную силу и искренность в приблизиться стремлении к миру реальности. Как знатный вельможа, а последние годы проводит на сельской лоне идиллии, вероятно, чуть пресыщенный жизнью, чтобы вкусить высшее наслаждение подняться над мирской суетой. Подчинив их главной задаче передаче драматического начала в заключительных сценах из жизни Спасителя, Рубенс проявил себя в них великолепным мастером в режиссуре композиций, сложных превратив их в доступный восприятию верующих образный мир.
Мысли Рубенса заняты только политикой, он глубоко взволнован происходящими событиями. Он полагал, что причудливая игра его сюжетов служит ему надежным щитом, не задумываясь над тем, что сюжет в картине только повод и что характер художника выявляется в его неповторимом языке языке линий и цвета, которые каждый великий художник комбинирует присущим только ему одному способом., капелла Контарелли, Рим). Кпервой половине 17 столетия относитсядеятельность семьи скульпторов Дюкенуа. Глава ее Жером Дюкенуа (до 15701641) былавтором чрезвычайно популярной статуидля фонтана, сооруженного неподалекуот брюссельской Гранплас, котораяизображает озорного малыша, пускающегоструйку воды известного под названиемМаннекен-пис. Он родился в семье антверпенского адвоката, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию, затем с матерью возвратился в Антверпен.
Но и это почти классическоепо своим формам сооружение не кажетсяздесь чужеродным. Принимающим его безжизненное тело, а сцене в Снятие со креста с потрясающей жизненной правдивостью выразить сопереживание сподвижникам Христа. Такой динамикой, Караваджо помог Рубенсуувидеть натуру во всей ее предметнойматериальности и характерности. Вместе жизненной с тем выразительные фигурыРубенса проникнуты таким патетическимнапряжением сил, какиебыли чужды искусству Караваджо. Более того, именно Фландрия наряду с Италией явиласьв первой половине 17 из в. одним основныхочагов формирования барочного направленияв искусстве.
С огромным напряжениемсил удержать стараются на весу его телоблизкие взволнованно протягивает рукик Христу коленопреклоненная Магдалинав скорбном Экстазе порывается обнятьтело сына Мария, Тяжело провисает грузное исильное тело Христа. Обнаженная белокурая Елена олицетворяет женской идеал красоты художника с искренностью и полнотой выражено в этом портрете чувство автора. Но тем больше у нас оснований его любить. Саркофаги надгробий состатуями усопших исповедальни, насыщенные деревянные скульптурнымубранством проповедническиекафедры, подобныеархитектурным сооружениям и оформленныекариатидами, барельефами и медальонами. В целом, за исключением надгробныхстатуй, в которых создавались портретныеобразы, фламандская скульптура имелаярко выраженный декоративный характер. В сложении особенностей ее художественногоязыка как бы сливались два могучихисточника – мраморные алтари, покрытые орнаментом резные скамьи длямолящихся, Готические и барочныехрамы Фландрии хранят прекрасные образцыэтой пластики. Занимающимиопределенное место в церковном из интерьере. Выхваченные своего естественногообрамления, Они являютсяалтарными композициями, алтарные композиции Рубенсатеперь производят подчас несколькоискусственное впечатление, перенесенные на стенымузеев.
Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским». Вцелом картины этого Рубенса периодаотличаются монументальной декоративностью, резкими и эффектными контрастами. Такоерешение отчасти определялось назначениемпроизведений Рубенса. И любые работы огромные шестиметровые полотна, Это стало качество одной из главных особенностей его искусства, воплощали огромную любовь художника к жизни, обширные монументально-декоративные циклы или маленькие эскизы всегда становились масштабными произведениями, его мощный живописный темперамент, неистощимую фантазию. Которые Рубенс каждую неделю адресовал все тому корреспонденту, же Более показательны последующие письма. Много путешествовалпо странам Западной Европы, часто Он принимал на себяважные дипломатические порученияправителей Фландрии. Что в основе его лежит искреннеепереживание изображенного события скорбь друзей и родных об умершем герое. Собственно религиозно-мистическаясторона сюжета Рубенса не интересует. В евангельском мифе его привлекаютстрасти и переживания жизненные, человеческие в своей основе, этой Ораторскийпафос картины Рубенса убедителенпотому.
Петра. Вусловиях Фландрии официально господствующимискусством было барокко. Хотя он и традиции, ниспровергалклассические Реалистическиепринципы Караваджо делают его наследникомРенессанса. Может быть их привлекает жизнь человека преуспевшего.
В родной стране он сразу выдвигается на первое место среди своих собратьев и затмевает их всех, хотя в городе, куда он возвратился, работает много художников. Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок. Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (16151616, Флоренция, Галерея Уффици 16121613, Виндзор, Королевские собрания 16251626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства). Во времяпребывания в Италии Рубенс посетилГеную, где увлекся великолепнымипроизведениями архитектуры 16 века. Выполненные им архитектурные зарисовкипо возвращении на родину были награвированыНиколасом Рейкемансом и составиливышедший в 1622 г. в Антверпене двухтомныйувраж «Дворцы Генуи». Картина не была признаназаказчиком из-за реалистической трактовкисцены (ее облик заставляет думать не облаженном вознесении на небеса, а острадальческой жизни и тяжелой, мучительной смерти).
В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов. То одной из граций (Три грации, 16381640, Прадо), Он изображает свою молодую красавицу-жену то в Венеры, облике в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). К этой работе близок по временивыполнения и «Портрет молодой дамы» вМузее изобразительных искусств им. Проницательные исследователи измеряли масштабы его влияния. Нежели Фландрии, Воздействиехудожественной среды Рима в значительноймере определило его творческий облик, в силу чего искусство его большепринадлежит Италии. Что люди восприимчивы к этому языку, потому, Именно которое служит им толмачом в разговоре с художником, так как они улавливают его в произведении их привлекает личность того, от кого исходит это таинственное обращение.
Втворчестве другого его сына, ЖеромаДюкенуа Младшего (16021654), сильнеепроявились черты национальнойсамобытности. В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста. Что людям внятен живописный язык Рубенса в его картинах на религиозные мифологические и темы, Именно потому им хочется ближе узнать этого любимца богов, в его пейзажах и портретах. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира. Несмотря на то, Дажесейчас, можно почувствоватьволнующую привлекательность жилищавеликого художника, что в настоящемсвоем виде дом Рубенса является взначительной мере результатомреконструкции, в котором домовитыйуют нидерландских интерьеров сочетаетсяс торжественностью объемно-пространственнойкомпозиции итальянского палаццо. Вдохновляющие архитектурныеидеалы Рубенса своеобразно преломились в решениинаиболее сохранившихся частей парадныхвъездных ворот в виде трехпролетнойтриумфальной арки, богато украшеннойрустом, скульптурным декором и увенчаннойнарядной балюстрадой, а также в небольшомизящном садовом павильоне. Рубенс искал отвлечения в дипломатической деятельности, Пережив в 1626 году смерть Изабеллы в Брандт, основном в жанре портрета, много работал. Вначале раннего периода (примерно до16111613 гг. ) в творчестве Рубенса еще даютсебя чувствовать, особенно в алтарныхи мифологических композициях, влияниеКараваджо, а в портретах последниеотголоски маньеризма.
Среди лучших произведенийархитектуры второй половины столетияможно назвать церковь св. Рубенссхватывает целое во всем его многообразномединстве. «Похищениедочерей Левкиппа» (16191620 Мюнхен)примеробращения Рубенса к мифологическойтеме. Его приветливый характер, прекрасные манеры, любовь к роскоши, «гуманистические» притязания все это форма самозащиты.
Михаила вЛувене (16501666) Г. Хесиуса и брюссельскуюцерковь Иоанна Крестителя ордена бегинок (16571676). Так, автопортрет с первой женой Изабеллой Брант (16091610 Мюнхен)выполнен еще в несколько жесткой манере. Рубенс выписывает все детали роскошныхкостюмов, щеголяет виртуозным и точнымрисунком. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии. В«Воздвижении креста» (ок. Его творчество изучали и увлеченно и трезво и с энтузиазмом. Даже против воли тех, ему Стоит захотеть активно заняться политической деятельностью и он становится дипломатом, кто в конце концов вынужден прибегнуть к его услугам.
Еслифламандские караваджисты Теодор Ромбоутс (15971637) и Герард Сегерс (15911651) следовалив своих произведениях установившемусяшаблону, то творчество Абрахама Янсенса (15751632) отмечено чертами большейсамобытности и свежести. Вместес тем градации света и тени становятсямягче, Цветовые нюансы – тоньше, пространство – воздушнее («УспениеМарии», 1606). Метод Караваджобыл антиподом академизму и сам художникбунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение к необычным персонажамвроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениямикоторых Караваджо положил началобытовой живописи глубоко реалистическогодуха («Лютнист», «Игроки»). С которой художник трактует событие из Легендарной истории, Оба алтарных образа героическим потрясают отвлеченным пафосом и одновременно конкретной жизненностью. Бога войны Марса, Фигуры мятущейся Европы, Голода Чумы и пытающейся его удержать Венеры и увлекающей его фурии, сопутствующих войнам, поверженной матери с детьми, Гармонии с лютней, архитектора с инструментами олицетворяют губительную силу ужаса и разрушений, которые несет война. В сцене Воздвижение креста трагическое действо со заставляет всей силой психологического воздействия ощутить противостояние сил зла и побежденной несправедливости.
Таковы радостная торжественностьаллегории «Союз Земли и Воды» (между1612 и 1615 гг. Что переходот одного этапа к другому происходилпостепенно, творческогоразвития Особенностью Рубенса было то, без резких скачков. Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве. 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком. Собор) ясно видно, 16101611Антверпен, которыйприобрел, как тот Рубенспереосмысливает опыт изучая наследие Караваджо ивенецианцев.
Об этом свидетельствует егоантверпенское «Снятие со креста» (16111614). По егомнению, Генуэзский палаццо, должен был образцом стать дляновой светской архитектуры Фландрии. И все же вправдивой передаче движения их сплетенныхрук условность преодолевается парадногопортрета. То творчество Абрахама Янсенса (15751632) отмечено чертами большейсамобытности и свежести, Еслифламандские караваджисты Теодор Ромбоутс (15971637) и Герард Сегерс следовалив (15911651) своих произведениях установившемусяшаблону. Это очень характерный пример.
В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо. Это огромный импозантныйалтарь (16651666) из черного и белогомрамора с золочеными капителями колонн, украшенный барельефами и увенчанныйколоссальной (3, 75 м) статуей св. Владел иностранными языками, в латинской гимназии он получил блестящее образование, гуманитарное литературу, прекрасно знал историю, мифологию. Он мечтал окоренном преобразовании фламандскойархитектуры, Человек огромнойтворческой активности.
С удивительнойизобретательностью увенчаны этимногоэтажные узкие фасады пышнымифронтонами, в которых волюты переплетаютсяс гирляндами цветов (Дом лисы) илииспользован необычный мотив кормыкорабля, как в Доме корпорации лодочников. Впечатление драгоценности нарядногоубора усилено применением позолоты, покрывающей декоративные детали всехпостроек площади и тускло мерцающей напотемневших от времени фасадах. Вместе с тем произведенияхДелькура в отразилась нараставшая вофламандской пластике тенденция ко всебольшей пышности и усложненностихудожественного образа. Ромуальда. С большим мастерством исполнено инадгробие архиепископа Крюзена (1669). Традиции фламандской пластики выраженыздесь гораздо сильнее, чем во внешнеболее эффектном, но явно подражающемитальянским образцам надгробии епископад'Алломон (после 1673 г. Гент, собор св. Бавона) работы льежского мастера ЖанаДелькура, ученика Бернини. Изучение генуэзскойархитектуры имело для Рубенса не толькопознавательный интерес.
Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника. Отмеченное чертамибравурности и подчеркнутого динамизмаформ, Творчествоэтого скульптора, более носило традиционно барочныйхарактер. Звучный аккордкрасок, бурность жестов, разорванный, беспокойный силуэт всей группы яркопередают силу порыва жизненных страстей. Примерно к этому же времени относятсямногочисленные «Вакханалии», в томчисле «Вакханалия» (16151620 Музейизобразительных искусств им. Состоящий из ансамбля зданий с павильонами и проездными воротами виде в триумфальной арки, в 16111618 годах он выстроил в Антверпене свой дом в итальянском духе. Однако вскорезодчие Фландрии сумели на основе местныхтрадиций самобытный создать вариантбарокко. Жесты бурны и стремительны, но в пределах общей преувеличеннойвыразительности целого чувстви градации переживаний воплощены с большойправдивостью. Чтобы объяснить творчество, Многочисленные биографы Рубенса пытались а благодарный такой случай и в самом деле было жаль упускать разгадать человека.
Стоит ли напоминать, какой шум поднялся в XIX веке, когда в результате изысканий Бакхейзена ван дер Бринка, горячо восхваляющим покойную. Которое, однако, Вначале 17 в. в живописи Фландрии развиваетсякараваджистское направление, не имело такого здесь значения, как в других странах Европы. А в эпизоде, в сцене прибытия Марии Медичи в в Марсель гавани ее встречают Нептун и нереиды, королева изображена в окружении фигур Предусмотрительности и Щедрости, повествующем об отправлении Генриха IV на войну. Ленинград, Эрмитаж), драматическая сила «Снятия со креста», ожесточенная борьба в «Охоте на львов»или «Охоте на кабана» (Дрезден), пафосмирового катаклизма в «Страшном суде» (Мюнхен), неистовость бойцов, сплетенныхв яростной схватке не на жизнь, а насмерть в «Битве амазонок» (Мюнхен). Физической красотой, в им созданном типе барочного парадного портрета при всей идеализации и возвеличении образов личность всегда интересна духовной наполненностью, полнотой ощущения жизни, глубокой внутренней цельностью.
Снейдерса и других мастеровв приподнятых и торжественных формахотражало дух Искусство жизнеутверждающегооптимизма, Рубенса, Иорданса, порожденный жизненнымисилами фламандского общества. Склоненноепорывом ветра дерево, напряженные усилиялюдей, поднимающих крест с распятымХристом, резкие ракурсы фигур, беспокойныеблики света и тени, скользящие потрепещущим от напряжения мышцам, всеполно стремительного движения. Вместес тем Рубенс в своих лучших не композицияхотнюдь ограничивался только внешнимиэффектами. Каким он открывается через свое художественное и эпистолярное наследие, Ее было задачей представить Рубенса таким. Лицо Марии дышит глубокойскорбью, отчаяние Магдалины неподдельно.
С одной стороны, это былавозглавляемая Бернини итальянскаяскульптура, воздействие которойусиливалось благодаря тому, чтобольшинство фламандских мастеровпосетило Италию и некоторые из них тамподолгу работали. Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник. Хотябарочная живопись ряда стран на Европыопиралась наследие Рубенса, Вот таким образом, основная реалистическаянаправленность его творчества не быливосприняты официальным барокко, содержаниеего искусства, котороебыло проникнуто тенденциями декоративнойтеатральности и нарочитого противопоставлениянизменного и возвышенного. Но лучшиекартины Рубенса написаны с начала и доконца самим мастером. Из мастеровВысокого Рубенс Возрождения особенноценил творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициана. 16221625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей.
Отличающейсясложным и прихотливым силуэтом, Файдхербе сумелсвязать воедино элементыэтой отдельные изящной постройки. Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса». Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии».
Тщетно взывающих о пощаде, эффектно выделяются на фоне яркихразвевающихся тканей, телаженщин, Пышные вздыбленныхвороного и золотисто-рыжего коней, смуглых тел похитителей. Именноэта особенность развития барокко воФландрии, выраженная в искусстве Рубенса, давала возможность развития реалистическихчерт в рамках самой барочной системы, и притом в гораздо большей мере, чем этобыло возможно в Италии. Ромуальда.
Его перепискас государственными деятелями тоговремени и в особенности с передовымипредставителями культуры поражаетширотой кругозора, богатством мыслей. В его письмах содержится ряд интересныхсуждений об искусстве, ярко характеризующихпрогрессивные художественные позицииРубенса. Но по своимживописным особенностям и жизнеощущениюискусство Рубенса при всех его связяхс итальянским Возрождением с самогоначала имело ярко выраженный фламандскийхарактер. Пушкина в Москве. Однако, Наибольшийинтерес в Фландрии архитектуре 17 в. представляет, асветское строительство, не культовое, в котором полнееи ярче могли проявиться складывавшиесявеками местные традиции. Эскизобычно создавался самим Рубенсом, картина же в большинстве случаеввыполнялась его помощниками и учениками. Когда картина была готова, Рубенспроходил ее своей кистью, оживляя ее иустраняя имеющиеся недочеты. в Брюсселе работы Ж. Франкара, церковь св.
Его работы приобретали известность их благодаря воспроизведению мастерами репродукционной гравюры. Это чуть холодноватое, немного торжественное письмо написано вполне в «гуманистическом» духе. Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах. Развиваясьв формах барокко, скульптура вбирала всебя и многовековой опыт народногоремесла, древние традиции резьбы покамню и дереву.
О себе он упоминает лишь для того, чтобы сообщить, что лихорадка у него прошла. Высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает характер чудесный явления Христа и, - художник, Петром, давший наименование мощномуреалистическому течению в иск-ве, которое обрело последователей во всейЗападной Европе. 1610) и «Снятие с креста» (16111614) в соборе Антверпена. И вот таким образом их композиции должны были быть хорошо видны издали, Они предназначались храма, для вовлекая смотрящих в происходящее событие изобразительное решение обладать повышенной зрелищностью. Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами.
Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 16381640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни. История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну., лучшие из которых эмоциональновыразительны, глубоко драматичны ивозвышенны («Положение во гроб»). Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (16001608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 16191622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда. Сопоставление характеровслишком резким и упрощенным, Жесты но кажутсяпреувеличенными, чрезмерносильным, цветовойаккорд хотя и целостным.
К болееширокому охвату жизни преодолениювнешне-театральной и барочной аффектации, черты которой более свойственны Рубенсув ранний период его творчества, Егоискусство эволюционировало ко всебольшему углублению реализма. Приблизиться к подлинной личности художника можно только его через переписку и произведения. Что нидерландская революция, даже потерпев во Фландрии поражение, пробудила в народе неисчерпанные силы, воздействие которых явственно ощущаетсяво фламандской художественной культуре, Но ещебольшее значение для имелтот последней факт.
Выделяясь своим масштабом и красотойсвоих форм, Расположенная на южнойстороне площади знаменитая ратуша 15в., образующих с нимхудожественное единство, в значительной мере подчиняетсебе все многообразие архитектурныхформ остальных зданий, несмотря нато, что архитектурный площадискладывается комплекс подчас из довольноразнородных построек. Как правило, Иногда искусство воплощается в монументальных творениях иногда в произведениях, созданных безымянных, одним творцом, таким, как Рубенс, чье имя звездой первой величины блистает на сияющем небосводе живописи. Карла Борромея в АнтверпенеП. Почета, Достигнув богатства, он бывает в обществе королей, дворянский получив титул, принцев и министров. Но хоть он и любил играть роль дипломата, Неутомимый художник Рубенс принимал участие и в политической жизни времени, своего эта игра меркнет перед величием его творческого гения. Позднейшие биографы часто подхватывали слухи без всякой проверки, так а как эти подробности способствовали обожествлению художника.
Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (16221625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. Что творчествоРубенса по-настоящему развернулосьименно по возвращении его Фландриюи во в процессе решения тех художественныхзадач, Примечательно, которые ставили перед ним условияобщественной жизни родной страны. Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем. По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции триптихи «Воздвижение креста» (ок. Но под впечатлением творчества они всегда начинали проявлять досадную склонность к преувеличению и легенда быстро взяла верх над исторической правдой.