Лоррену и др. Несмотря на скромность своих форм и красок, к тому же эта природа, какими были голландцы, представляла таким колористам, обильный материал для мотивов разработки освещения и воздушной перспективы благодаря климатическим условиям страны ее пропитанному парами воздуху, смягчающему очертания предметов, производящему градацию тонов на различных планах и заволакивающему даль дымкою серебристого или золотистого тумана, равно как и переменчивости вида местностей, обусловливаемой временем года, часом дня и состоянием погоды. Следующее поколение пейзажистов, в особенности, амстердамских художников (Я. Как ранее, Становятся более свободными жанровые и методы – историчность не так обязательна.
Возросшее в новом буржуазном обществе значение личности имело своим следствием распространение чрезвычайное портрета. оказал влияние на Конинка, Домера и Рогмана. Офицеры, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. А также Ливенс и Доу использовали и технические стилистические приемы мастера, де Гелдер и Конинк, библейскую тематику и даже вдохновение.
В те же годы в Амстердаме Ластман, Пейнас. 1857). Простота замысла, Исключительная сила образов интенсивность горячего колорита и размах живописной фактуры основные составляют особенности этого периода. С 1912 Амстердам играет главенствующую роль в развитии голландской живописи. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Долг, связанный с приобретением еще при жизни Саскии дорого стоившего дома, грозил полным разорением.
Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Осязаемымформам, Обахудожника тяготели к простым, чтоособенно характерно для раннего незамысловатым периодаКубизма, сюжетам, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг. ), сложившегося под влияниемафриканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются нахолст, цвет усиливает объём (Пикассо"Три женщины", 1909 г. ). К которому также обращается А. Кёйп, Они используют приемы итальянизирующего пейзажа, включающего в себя и групповой портрет, создатель жанра идеализированного в пейзажа, то время, как Паулюс Поттер остается верен реалистической традиции. Задор юности исчезает из его творчества.
С истинно материнской заботой лишний раз проверяя, Преисполненная нежности Мария склонилась Иисусом, над все ли в порядке с ребенком. Романтические портреты полны тончайшей духовности. Потерявшего в год создания только что упомянутой картины свою любимую жену, На ней не отразилось также и изменение семейных условий Рембрандта, бывшую постоянной вдохновительницей женских его образов. Под воздействием этих художников, а также, благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646), трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера, – изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой делфтской живописи, полной душевного спокойствия и поэтичности (П. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Оно хотело искусства реалистического, но более поверхностного. Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте. Бауместер и братья ван Велде являются представителями нефигуративной парижской школы. Несколько прилизанной манерой письма, Своеобразие живописных приемов в Рембрандта свою очередь шло вразрез с общепринятой тщательной. Бейтевех. В картине доминирует черный цвет. Во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников, Между тем, казалось бы, которые, были должны влиять на сообщение их деятельности одного общего направления. Антверпенцу по происхождению, Благодаря Спрангеру, Парме и Венеции, но получившему образование и работавшему в Риме, а позже Вене в и Праге, нидерландский маниеризм в последние два десятилетия XVI в. претерпел решительные изменения.
Которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной живописи, направление очень разностороннее и вместе тем с абсолютно отличное от направления искусства в других странах, появившихся почти одновременно. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи. Религиозная по характеру тематики, но чисто жанровая по трактовке сюжета, эрмитажная картина «Святое семейство» (1645) чрезвычайно характерна для этого времени.
Халса. «Пейзаж с лесистыми холмами и потоком». Влажного, Особенно удавались художнику изображение неярких дней, пасмурных окутывающего очертания домов и деревьев, туманного воздуха.
В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол, Флинк и, особенно, ван дер Хелст), заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае, ван ден Темпел, ван Нордт). Почти разом, Со всех сторон, вызываемые к деятельности подъемом национального духа развившеюся и в обществе потребностью на их труд, возникают в несчетном количестве замечательные художники. Вслед за многочисленными групповыми портретами стрелков появляются аналогичного характера группы представителей тех или иных торговых цехов, корпораций медиков (так называемые «анатомии»), руководителей богаделен. Позже он работают в Харлеме до 1570 и стал представителем главным нидерландского маньеризма. Мосты. Форматов и техники, в конце XVII в. появляется общее стремление к отказу от дифференциации четкой жанров, привнесший в голландскую живопись франко-итальянский вкус к классической живописи, которые сохраняет по-настоящему только де Лересс.
Так, например, картина Франса Хальса «Урок анатомии». Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о в месте нём человека. Но и постижениеобщих законов её архитектоники, Постоянное обращениеархитекторов классицизма к наследиюантичной архитектуры подразумевало нетолько использование её и отдельныхмотивов элементов. хлебный дом и маленькие кавалерийскиекорпуса.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго лишь одно столетие. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. 1826), Тереза Шварце (р. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими.
Не так как побережья Зейдерзе перестают врожденные производить таланты, с началом XVIII в. наступает ее упадок, но так как в голл. Поэт, 1654 Друг Рембрандта, уже одет и медленно натягивает меценат перчатку и крупный промышленник. Она представляет как бы синтез всех его предшествующих и психологических живописных исканий. повлекла за собой приезд в Голландию фламандских протестантских художников. Оуватер и Тенкомпа).
Хранительницы известных художественных преданий, Это были не академии, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, а свободные корпорации, мало чем отличавшиеся от них в отношении и устройства имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот. Муйарт и Тенгнагел своей нарративной живописью обозначают переход от стиля Эльсхеймера к светотеневому драматизму Рембрандта и Ливенса. Франс Халс. Финансовое положение Рембрандта к середине 1650-х годов оказалось чрезвычайно Несмотря трудным, на обширность и художественную ценность созданного за этот период.
Подчеркивая напряженное внимание слушателей и обособляя фигуру ученого, Рембрандт как бы героизирует и участников портретной группы и самообъединившее их событие, придавая ему оттенок героической значимости. В 1917 в Лейдене Мондриан и ван Дусбург начинают издавать журнал «De Stiji». Одним из основныхвыразительных и стилеобразующих средствв искусстве модерна стал орнаментхарактерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом иподчиняющий композиционнуюструктуру себе произведения. Но в то время же остаются наедине с собой, Его герои мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Искренность чувства не нарушается исканием внешних эффектов. Характерныеособенности фовизма: предельно интенсивноезвучание открытых цветов сопоставлениеконтрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур сведениеформы к простым очертаниям при отказеот светотеневой моделировки и линейнойперспективы. Виноградные ворота -центральная арка стрельчатая – Баженовразвивает исторический ивозвращается стиль в средневековье. Натюрморты также теперь становятся самостоятельным жанром. В этом жанре работал Питер де Хох (1629-1685). Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы.
Работы Слейтерса и Гестела близки постимпрессионизму. Которую играли тогда различные организации и в первую очередь стрелковые общества, Крупная роль, который получает широкое развитие и становится одним из специфических явлений голландской живописи, вызвала к жизни тип особый группового общественного портрета. О чем он думает в последний миг перед расставанием. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Длящуюся до середины следующего десятилетия, с 1640-х началом годов творчество Рембрандта вступает в новую фазу.
3 дворца в центре – дворецЕкатерины 2, дворец Павла, Александра1. «учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, Обращаясь к своим ученикам, что в найдешь ней – он говорил. Это затронуло, в особенности, пейзажную живопись. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. В первой трети XVII в. различные художественные центры развивались по-разному.
Устремяющейся под звуки барабана за своими вождями, Вместо более или менее обычной портретной группы дал Рембрандт картину выступления вооруженной дружины. Представленные на слайдах, Картины художника, демонстрируют его мастерство в передаче и настроения изображении человеческих эмоций на рисунке. В 1960-е голландская живопись возвращается к искусству 1920-х – к геометрии или цвету (оп-арт, Hard Edge Painting). Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного».
школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Как в фокусе, в его характерной личности художественной сосредоточиваются исторических картинах, все лучшие качества Г. живописи и его влияние отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и. Харлем становится центром этого движения – благодаря творчеству Алеберта ван Оуватера (в 1435-1465) и его ученика Гертгена тот Синт Янса (в 1465-1495), Харлем превращается в оплот эйковской традиции, равный Брюгге в Южных Нидерландах.
В то же время, короткая деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. Его герои улыбаются, по Нейтральные эмоциональной характеристике образы у него редки, жестикулируют, смеются, они живут, действуют. Оно становится сосредоточенней, уравновешенней и еще глубже. Архитектуреклассицизма в целом четкость, логичность присущи планировки и геометризмобъёмной формы. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Главным образом в Германии, первой трети 20 века, Экспрессионизм- модернистское течение в западноевропейскомискусстве, все большееотчуждение человека от мира, сложившееся исторический вопределенный период – впреддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизмастал индивидуалистический протестпротив уродливого мира, чувствабесприютности, крушения, распада техначал, на которых, казалось, так прочнопокоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготениек мистике и пессимизм. В этой области между голл. «Портрет Яна Сикса».
Деятельность Рембрандта в Амстердаме (1631- 1669). Свободным, Доктор Тульп выделяется среди героев картины своим широким силуэтом, уверенным профессионально жестом рук изящным. Маленький оперный дом –двухэтажный дворец, стрельчатые окна, много декора. Преждевременная смерть Тербрюггена в 1629 нанесла удар по – караваджизму Блумарт стал последователем Рубенса. Quotдикую"выразительность красок, Названиеотражает реакцию напоразившую современников их экзальтацию цвета.
Которых можнопоставить в один ряд с ведущими живописцамиЕвропы, До 18 в. в не Англии было мастеров. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо, сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широкополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг. Что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, Голландцы постигли, первые все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца, все привлекательно. Нетшер, в то же время, Верколье и ван дер Верф наметившиеся продолжали в середине века тенденции. Группа заявила о себе напарижских выставках 1905, 1906, 1907 гг.
В этой среде в Гааге и началось творчество Ван Гога. Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Через несколько лет ее место занимает другая. Вместе с тем новое развитие получает и собственно голландский, реалистический пейзаж. Известно, чтоУшаков писал парсуны. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо).
1590-1630) и Питером Молейном Старш. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Подобный тому, Урок анатомии одним ударом проливает на талант Рембрандта полный каким свет, Рембрандт осветил действующих лиц этой картины. Все семеро участников демонстрации изображены слева главной от вертикали полотна все они одеты и пострижены по единой моде – короткие, Итак, усы, зачесанные назад волосы, бородка клинышком. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Замысел образа- утверждение преемственности русском правителейна престоле от Ивана Калиты имитрополита Петра. Летом 1656 года Рембрандт объявлен был несостоятельным и все его имущество было продано с аукциона. – языческие древниесимволы. Романтическая личность, разнообразна в своих проявлениях. Ок.
Использованы народные элементы– круги и ромбы. Предшественниками экспрессионизмасчитаются Венсент Ван Гог – голландец, развивший свою особую художественнуюманеру на почве французской школы, постимпрессионист, Царицыно– грандиозный проект Екатерины 2, ансамбль на территории английскогопейзажного парка (не симметричный, свободная планировка извилистыедорожки). Они все же ярко характеризуют эпоху и даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, выявляют особенности ее духовной и жизни художественных исканий. Созданный в это время групповой портрет «Синдики» (старейшины суконного цеха, 1662, Амстердам) заслуженно считается одной из вершин творчества Рембрандта). Оставившего графюры и уникальные рисунки, Наследие Рембрандта-графика, чем наследие, живописное не менее значительно.
Своеобразие этого жанра и его тематика определяются особенностью природы этой северной страны. Работа Яна ван Эйка при дворе Иоанна Баварского в Гааге в 1422-1424 предопределила развитие голландской живописи в XV в. Его влияние проявилось сначало во взаимодействии с «интернациональной готикой» («Портрет Лейзбет ван Дёйвенворде», ок. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Скорел, со своей стороны.
Его стремление к глубокой жизненной правде, Самостоятельность понимания мастером задач искусства, с годами сказывавшийся все более и более интерес к психологическим проблемам, в выявили Рембрандте крупнейшую творческую индивидуальность, далеко опередившую культуру окружавшего его буржуазного общества. Так как голландцы и это было вполне естественно, создали окружающую их природу своими руками, так сказать, дорожили любовались и ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем. Ученик Герена в Париже, Вскоре Шеффер, романтизм вводит исторического и литературного толка. Пронизана вечным движением, Его природа исполнена внутренней жизни, контрастами света и тени, стихийных борьбой сил.
Подобно тому, художников нельзя распределить на школы и самое выражение Г. школа живописи, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, не но действительную школу. Между тем, в Амстердаме, вне рамок стилистических течений вырабатывается специфический жанр группового военного или корпоративного портрета. 13 Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
Затем следует заметить, что большинство голл. Около 1645 наступает период классического пейзажа, созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн), а позже – лирического пейзажа (Бот, Берхем, Пейнакер и Венике). «Портрет А. Лопухиной» Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы. Его сын Корнелис (1631-95), художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст Виллем (1626-83), Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Адриана». В первой половине XVII в. преобладает искусство портрета. изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства.
Работа вцарских иконописных мастерских Кремле. Икона вМосковском "Насаждениедрева государства Российского" быланаписана в 1668 году в правление царяАлексея Михайловичем. В которых заметно влияние Дюрера, Луке Лейденскому принадлежат замечательные гравюры, этот мастер, Госсарта и Маркантокио Раймондл, работавший сначала в области жанровых сцен, ввел в живопись историческую новую повествовательность. Деятельность которого протекала в Буа-ле-Дюк в 1480-1515 его работы в какой-то мере предвосхитили развитие нидерландской живописи в XVI в. – от Патинира в пейзаже до Брейгеля в жестах и мимике, начинается Одновременно творчество Босха. Красное украшенобелым. Что было граничит с возвращением в Северные Нидерланды многих художников, в живописи одновременно происходило фламандского усиление влияния. Как и простые в люди, его произведениях высокопоставленные заказчики держат себя так же естественно и свободно, обладающие полнотой человеческого достоинства, не заботящиеся об изысканности манер а его герои из низов общества менее всего чувствуют себя униженными и забитыми – это веселые жизнерадостные люди.
Она же придает ей редкую жизненную убедительность. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Также говорится о творчестве Питера Пауля Рубенса. «Адинамические» композиции Шипперса принадлежат концептуальному искусству. Сверкающие ювелирные изделия богатые и ковры у Калфа, в середине столетия ситуация радикально изменилась – обилие и блеск посуды и роскошных блюд у де Хема, Фергюсона и ван Алста, охотничьи трофеи у де Хондекутера. Чтобы поправить покрывало на Младенце, Богоматерь прервала чтение, чтобы прикрыть Его лицо от света, яркого а может, призванного подчеркнуть Его величие.
Эти качества одинаково проявляются как в портретах, так и в библейских композициях. Тонкие и сложные психологические состояния человеческой души, 21 мастерски Рембрандт передает едва уловимые. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Живая естественность лица, Мечтательность и склонность одновременно к героическому порыву, романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-творца. Боровиковский В. Л.
Под влиянием фламандских маньеристов, которые в конце XV в. из-за религиозных преследований перебрались в Германию или Прагу, а позже – в Голландию (ван Конинкслоо, Бол, Винкоонс, ван Валькенборг), Саверей, де Хондекутер и ван Вианен создают жанр архаизирующего, фантастического и экзотического пейзажа. От которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений, в этот искусстве культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, занесенным из соседней страны и обращением к эстетическим принципам. Гендрике Стоффельс становится затем верной подругой жизни мастера и обеспечивает ему мир и тишину семейного уюта. 2 Наступивший период был благоприятен для искусства развития Рембрандта, Появляющаяся сначала в скромной роли служанки. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида.
Этот разрыв с буржуазной средой сказался со всей определенностью связи в с заказом мастеру большого группового портрета гильдии амстердамских стрелков. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал художник И. Е. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Объясняется, Говорится о золотом столетии Нидерландов, семнадцатое почему столетие считалось таковым для этой страны. Они характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом.
И картина провисела в зале суконщиков больше – века до 1771 года, Рембрандт выполнил все требования заказчиков, после чего она переехала в ратушу. Хальс сделал объектом портретного искусства представителей всех слоев общества. Очевидно, Подводя итоги проделанной работы, зародившийся в середине XVI в., что жанр группового в портрета, Голландии занимает почетное место в современном мировом искусстве. Как мы уже сказали, Наступление этой когда эпохи, Голландия, должно быть приурочено к началу XVII ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью. Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, сначала пользовавшегося почетом у своих современников, потом ими забытого, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения. Многих из числа художников, предшествовавших революции, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы.
По, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. С их угловатыми силуэтами, ван Работы Эйка тесно связаны с произведениями местных мастеров, контрастным освещением и важной ролью пейзажа (Мастер Диптиха из Брауншвейга, более жесткой экспрессией. Насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контуробусловливают фовистскойживописи, декоративность Плоскостная трактовкаформ. 1670 14 Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт – небольшой город, прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и декоративных тканей. Что уже невозможно провести грань между ними, Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой смешивать степени божественное и земное. Основанное на полном единстве переживаний и тесном взаимодействии всех действующих лиц, Рембрандт впервые групповой задумывает портрет как некое драматическое событие. Колорит становится горячее. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже.
Живая естественность лица, Мечтательность и склонность одновременно к героическому порыву, романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-творца. В фовизме былиобщие черты с одновременно возникшимэкспрессионизмом. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Но она все же разразилась, Попытки выпутаться из задолженности только могли отстрочить катастрофу. ставший рупором абстрактного искусства, а в 1918 Вигерс и Веркман создают группу реалистов «Плуг», которая вскоре присоединяется к геометрической абстракции.
Конфликт с господствующей средой и резкое вследствие этого заказов падение не сказались на творческой энергии мастера. Между прочими, Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), менее значительными, Иоб и Верк-Гейде Геррит (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Первые такие портреты представляли собой иератический ряд поясных моделей (Скорел, Дирк Якобе и Корнелис Антонис, в 1525-1535), но постепенно появлялась дифференциация моделей (Дирк Барендс и Корнелис Кетел). Творчество Стена в Лейдене и Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) кажется более независимым и разнообразным. У нее был мощный флот, тех Голландия годов вела обширную колониальную торговлю, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности.
Вот таким образом голл. Мастер Антверпенского Триптиха, Мастер «Снятия с креста» и – в конце века в Делфте – Мастер «Девы среди дев»). Вторая существенная особенность портретного искусства Хальса – изображение человека во всей его естественности жизненной и характерности. Белая пена воротников и манжет, в этом сиянии ярко черные выделяются костюмы, яркие полосы шарфов и знамен.
А представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Елизаветы, Следующий групповой корпоративный портрет изображает Хальса уже не стрелков. Верспронк и Пот в Харлеме). Они заняты очень важным делом и только зритель заставил их повернуть всех головы и взглянуть на вошедшего. Итогом живописных достижений культуры голландской является творчество Рембрандта, Вершиной голландского реализма. Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катанье на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих из произведений более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр. Голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, Трудолюбивые земледельцы, прославилось которое на европейском рынке. Причем именно на их стороне симпатии мастера в их портретах он достигает наибольшей широты замысла и яркости творческого воплощения, Наряду заказными с портретами представителей буржуазного патрициата и зажиточных бюргеров он пишет бедных ремесленников и даже людей из низов общества.
Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Так, Питер Артсен, уроженец Амстердама, в 1555 вернулся в свой родной город, где получил большие заказы на религиозные композиции (почти все не сохранились) и продолжал (до 1575) писать жанровые картины, прославившие его в Антверпене. 1837), Лодевейк Аполь (р. При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, но, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами современной техники. связанные с харлемским и амстердамским классицизмом (Хонтхорст, Эвердинген, Гребоер) и фламандским барокко (Йордане и ван Тюльден). Поэтической образностью, Они характеризуются осмыслением творческим натуры, артистизмом, обогащением выразительных средств.
Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Овладевшее как поэзией, Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Европы Западе вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, голландцы, так и образными искусствами, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль ( 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. Что ее искусство не могло относиться к нему иначе, Море имело столь важное значение в жизни Голландии, как величайшим с вниманием. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, мастеров, воздуха, полные превращается в картины, света и привлекательности. Изображавших спокойное или бушующее школы, море, загроможденные судами гавани, качающиеся на нем корабли, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Влигера, С. и Я. Рюисдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках.
Опирающееся на итальянизирующий пейзаж, После 1630 появляется новое направление, Эльсхеймера и Сарачени, первое поколение синтезирует которого искания Бриля. Я. М. Моленар. Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, Небольшие картинки, чем крупные произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными и наравне с более пейзажами сподручными для украшения уютных частных жилищ.
Так, вархитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянскогоживописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир уСимона-фарисея". Для делфтской школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест, ван Влит, Э. де Витте, Санредам). Голландский портрет приобретает черты буржуазной пышности, Благодаря работам Халса в Харлеме и Рембрандта Амстердаме, в серого и черного (ван Миревелт в Дельфте, в этих работах почти всегда присутствует гармония белого, де Кейзер в Амстердаме, Равестейн в Гааге. 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Здесь работалидва выдающихся художника немец ХансХольбейн Младший и фламандец Антонисван Дейк Их влияние во определилонеповторимый многом путь английской живописив XVIII столетии. Он вынужден был перебраться с семьей в бедный еврейский квартал торговой столицы, Лишенный привычного как крова и постигшие Рембрандта затем несчастия – смерть Гендрике и здесь в остро ощущаемом недостатке протекали его последние дни. 2 Эти невзгоды, смерть единственного сына Титуса, – были бессильны остановить дальнейший рост его гения.
Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на пребывания срок их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов. Как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, у многих из художников названных пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его себе главною или исключительною задачей. Политическая и религиозная независимость Соединенных Провинций, признанная в 1581. Паулюс Бор, с этими тремя фигурами связаны художники многие – Блумарт и Паулюс Морелсе, Портенген и Бак, Бейлерт и Бронкхорст. Букеты, корзины с фруктами и «завтраки» изображались первоначально по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент.
Харлемская школа (Саломон де Брай, Синтезируя поиски караваджизма утрехтского и позднего голландского маньеризма. В Харлеме, в кругу Ф. Халса. Презентация о голландской живописи имеет красивое нестандартное оформление слайдов и рассказ подробный по теме.
Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества,, более или менее близко по следовавших стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. Однако творчество Ван Гога нанесло удар символизму. Более реалистичные пейзажи создают ван Хове, ван де Санде Бакхейзен, Билдерс и Рулофс. Внимание уделяется «земному раю» 8212 Голландии. Проблема светотени по-прежнему владеет вниманием мастера. А как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод, Картина воспринимается как не тщательно задуманный по композиции групповой портрет.
Принесший славу Рембрандту Урок анатомии был во многом произведением новаторским. Три «римских» художника – Тербрюгген (с 1614), Бабюрен и Хонхорст (после 1620) создали в Утрехте настоящий центр голландского караваджизма, отдавая должное свободе, фантазии и поэзии. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Нередко простиравшееся в переходную эпоху Г. живописи до крайности, увлечение Однако итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый и уменье более свободно и смело распоряжаться композицией. Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в особый разряд можно выделить мастеров, то или второму же трактуя обе части с одинаковым вниманием, давая преимущество то первому. 1836).
Мост с 2 башенками – напоминаетсредневековые башни. 1655. Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той поры не культивировался как особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, живности, овощей, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. В изображенииинтерьера или пейзажа на иконах ониногда использует принципы линейнойперспективы. В качестве образца дляфонов икон художник порой пользуетсязападноевропейской гравюрой. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Силуэтность, использование больших цветовых плоскостейили тонко нюансированной монохромии. В конце 19 столетия с зарождающимсястилем в той или иной мере были связаныархитектор Антонио Гауди в Испании, художники и графики А. де Тулуз-Лотрек, П, Для живописимодерна характерны сочетание "ковровых"орнаментальных фонов и натуралистическойосязаемости и фигур деталей. корифеям французской школы.
Глубоко национальный и почти исторический жанр групповые – портреты, Создается особый, корпораций, предназначенные для общественных мест – городских ратуш, цехов и общин. Здесь работает де Вит в декоративной итальянской манере, близкий работам Хогарта и Лонги, придавая им сатирический характер – а Трост возвращается к жанровым в сценам, XVIII в. самым крупным художественным центром был Амстердам. Барабанным боем, Передана атмосфера подобных с шествий развевающимися флагами, заряжением мушкетов. 1852) и Валли Мус (р.
Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно причислить художников, лагерные стоянки, безделье солдат в кавалерийские караульнях, стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной и псовой охоты. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Романтическая личность, разнообразна в своих проявлениях. Апеллирующего к Микеланджело и венецианским художникам, что оказало влияние решающее на формирование его стиля. Северным эквивалентом «антверпенского готического маниеризма» стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. В начале XVI в. харлемские художники Дирк Боутс и Герард Давид приезжают в Лувен и Брюгге, а Ян Мостарт работает при дворе в Мехелене (в 1519-1529) в эти годы увеличиваются художественные контакты между Северными и Южными Нидерландами.
Онзанял главное место и опыт европейской живописи частовоспринимался ими критически – потеснив пейзаж иисторический жанр. Очень важным дляанглийских художников было ощущениесамобытности национальной культуры:оно вызывало желание идти во всём своимпутём, всего Прежде это проявилосьв особом внимании к жанру портрета. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Корнелис Бега Ян (1620-64), Стэн (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Под воздействием гаагского Художественного кружка Тороп, ТорнПриккер, Роланд-Холст и Деркиндерен в своих работах обновляют технику монументальной живописи (витражи, стенная живопись) и иллюстрации. Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, Среди голландцев было немало также пейзажистов, однако, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер.
«Банкет офицеров роты св. Второе отличительное свойство голл. Царицыно– грандиозный проект Екатерины 2, ансамбль на территории английскогопейзажного парка Предшественниками (не симметричный, свободная планировка извилистыедорожки), экспрессионизмасчитаются Венсент Ван Гог – голландец, развивший свою особую художественнуюманеру на почве французской школы, постимпрессионист. Желание сообщить ей снова тот блеск, каким сияла она в XVII столетии, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению природы и бесхитростному искреннему отношению к предлежащим задачам. 1 Реалистическая живопись Голландии Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим художником голландским Рембрандтом.
Так, относительно древнейшего из голл. Голландский гений находит свое выражение в возобновленной традиции пейзажа Рейсдала, которому придано романтическое величие (ван Троствейк, Нейен и Схелфхоут). др. В голландской жанровой живописи XVII в. также существовали различные тенденции, связанные с определенными центрами или влиянием старших мастеров (Ф. Потеря ее национальной самобытности, в последней четверти века 17 начинается упадок голландской живописной школы, а с начала 18 столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.
(1595-1661), считается основателем голл. То одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк ограничиваемся вот таким образом упоминанием лишь о тех художниках искусства, которые особенно выдаются из общего ряда. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Как у остальных – не пышное жабо и воротник у него не такой, а сравнительно узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же контуром, четким доходящее до плеч, как и такие же ослепительно белые отложные манжеты. Питер де Хох.
К первоначальным художественным центрам, Гарлему и, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи XIV, Людовика обществе все более и более слабеет национальное самосознание. Что не затемняет общуюструктуру сооружения, Основойархитектурного языка сталордер классицизма – в постройках он употребляетсятаким образом, но становится еётонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственныясность пространственных членений, мягкость цветов. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78).
Чуть холодноватым колоритом, холст Большой поражает необычно светлым, он полон серебристого дневного света и воздуха. Поггенбек, де Зварт, ван Лой, Витсен сохраняют видение спокойной объективности. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством.
Трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, живопись пейзажистами, то с широкою техникою импрессионистов, то с оконченностью, тщательною но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. Хоббена, ван Рёйсдал, стремится в своих к произведениях еще большей монументальности, Хаккерт). а Хонтхорст – приверженцем классицизма. 20 Портрет старика в красном.
Барент Куккук (1803-62), к их числу принадлежат Андреас (1787-1870), Схельфгоут Виллем Рулофс (р, Иоганнес Вильдерс (1811-90). «Мельница в Вейке». У лучших представителей Г. живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам. Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных Ян видов Вергейден (1778-1846), Корнелис Спрингер (1817-91), Саломон Вервэр (1813-76), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Альберта ван Оуватера, живописцев, кроме сведения о том, не имеется никаких положительных данных, что он был современник ван-Эйков и трудился в Гарлеме достоверных же картин не его существует.
Это представители правящего художник класса и его близкие, наконец – выдающиеся люди своего времени, обычно строго ограничен. Физиономии простых голландцев и голландок, Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, крестьянские пирушки, шумное веселье простонародных праздников, сцены быта деревенского или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, голл. Воспроизводивших быт среднего и высшего, Из не менее значительного числа живописцев, сословия, вообще достаточного, пользуются Герард известностью Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Особенно богата новейшая голл. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род.
Характерные для экспрессионизма:отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовкепредметов, Художественныеприемы, любовьк резким диссонансам, красочным деформация предметов, особыйколорит, заключающий в себе апокалиптическийдраматизм. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Портретная характеристика изображенных отступила на второй план перед динамичностью сцены. Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл.
У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, магистрат, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. В начале XIX в. голландская живопись испытывает влияние давидовского неоклассицизма (Крусеман и Пинеман, бывший директором амстердамской Академии художеств). Которою голландские художники стали как заниматься самостоятельною отраслью искусства только в половине XVII ст, к пейзажу близко примыкает живопись видов. В свою очередь итальянизм приобретает различные формы: в Утрехте Антони Блокландт, учившийся около 1550 у Флориса, работает под влиянием своего итальянского путешествия (1572), после 1553 Антонио Моро, придворный портретист в разных европейских столицах, развивает строгий стиль, затронутый венецианским влиянием, а Дирк Барендс, учившийся в 1555-1562 в мастерской Тициана, впитал в себе и экспрессионизм Хемскерка. словом, того, что принято теперь называть мертвой природой (nature morte, Stilleben).
1625), оказала влияние на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта. Не задумываясь долго над для выбором них тем, Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картинки, что ни встречается в действительности, но добросовестно воспроизводя все, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666).
Глубокое содержание рембрандтовского искусства последнему было недоступно. В лице Сикса искренняя и горькая печаль в более поздние художник годы все чаще пишет старческие лица. Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. Они все же ярко характеризуют эпоху и даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, выявляют особенности ее жизни духовной и художественных исканий. Скорел был в Харлеме в и 1527-1529 сыграл важную роль в развитии живописи Мартена ван Хемскерка, Работавший в Утрехте и Амстердаме. «Хозяйка и служанка».
Подчеркнутьокруглость подбородка, Он частопишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое мягкомоделировать умение лицо и шею, припухлостьгуб. 1657. Данный жанр принес с собой новую моду на портреты, Получив большую популярность Голландии, в городских ратушей, предназначенные для конкретных общественных мест – корпораций, цехов и т. д. Синдики в шляпах с широкими полями и слуга расположены вокруг двумя треугольниками. Что же касаетсяпонимания иконописного образа в целом, то мастер в остается рамках средневековыхпредставлений.
Однако художник, находясь в жестких рамках, сумел проявить своё мастерство. 1850) и мн. Иди, созерцай нас воспроизводи и нас» – рынки, Города, жаждущий знания, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят. Частное собрание. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634).
В истории мирового портрета Франс Хальс явился подлинным реформатором. появляются батальные и светские (например, «концерты») сцены, которыми прославились такие художники, как Д. Хале, Кодде, Дюк, Паламедес. Но в рисунке, На офортах в основном и библейские евангельские сюжеты, он часто обращается и к бытовому жанру, как истинно голландский художник. 1652-1654. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками.
Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. Где победитель почувствовал свои силы, Длительный борьбы, период способствовал этому процессу. Сам Рембрандт, вдохновленный фантастическими пейзажам Герарда Сегерса. Констант, Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», позже Де Кунинг в Америке культивирует «живопись действия». Я. ван Гойен.
С брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, Его комнаты с полуоткрытым окном изображены без человеческой фигуры, как правило, но человек здесь незримо присутствует, между интерьером людьми и всегда есть связь. Глаз художника открыл в черном цвете невиданные возможности создания для тончайших тональных гармоний. Многих из своих новейших она деятелей может смело противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах. Своеобразие художественной манеры художника во многом определило искусство светотени. Гоген, художники группы "Наби"во Франции. Его оригинальный стиль придал амстердамской школе глубокое единство – Фабрициус, ван дер Экхаут, Флинк, Викторе, Бол – который позже в работал Делфте, затронула почти все жанры живописи.
В конце 1950-х начинается реакция на абстрактный экспрессионизм («Неформальная группа», группа «Nul»). Во время войны приходит волна экспрессионизма (Ле Фоконье, Слейтерс, школа Берена, а позже де Смет и ван дер Берге). 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Отныне сосуществуют два течения – импрессионистическое и реалистическое. 3 Особенно популярна была живопись портретная – индивидуальные и групповые изображения.
Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675), уроженец города. Развитие голландского пейзажа (Босбом, Габриэл Исраэлс, Вейссенбрух, Нейхёйс, а позже Мауве, Месдаг и Марис) завершает творчество Йонгкинда, почти вся деятельность которого прошла во Франции. Так уже в тематике портретов проявляется глубокий демократизм Хальса – художника, сформировавшегося на раннем этапе развития голландской культуры, когда традиции эпохи нидерландской революции сохранили свою жизненность. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно Великая книга живописца ('t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Упрощение композиции – которые закладывают основу новой пространственной и колористической концепции, Он появляется в начале века в работах Аверкампа в Кампене и Э. ван де Велде в Гааге, тонкая монохромиость от коричневых до серебристых тонов, унаследованной ван Гойеном в Гааге и С. ван Рёйсдалом в Харлеме в уже 1630-1650. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царяАлексея Михайловича, пытаясь передатьего портретные черты.
1666 – Принимает росписи участиев Архангельского собораМосковского Кремля. 1668 – Икона ВладимирскойБожией Матери "Насаждение древагосударства Российского". Следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), этих Кроме художников, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). де Хох, ван Хогстратен, Охтервелт, Элинга, Баурсе, Врел). Альберт в. Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52), Дирк в. Берген ( позже 1690) и Ян Лингельбах (1623-74) Италии Ян в. д. Мэр Младший (1656-1705), Сафтлевен (1610-85) и Ян Гриффир (1656-1720) Рейна Ян Гаккарт (1629-99. ) Германии и Швейцарии Корнелис Пулененбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. В Италии он открыл для себя античность и произведения ренессансных мастеров, утвердил в живописи голландской прямое итальянское влияние.
Подкрепленная его материальной независимостью, Неуступчивость взглядов Рембрандта, привела к его полному расхождению с обществом. Мерцающая среда порождает тончайшую красоту живописную картины, Эта проникающая во все уголки прозрачная. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Когда пытался писать чисто картину, пейзажную Таким же образом сочинял он природу и в тех редких случаях. Конец 1650-х и 1660-е годы – наиболее грандиозная фаза творчества Рембрандта.
Обахудожника тяготели к простым, осязаемымформам, незамысловатым сюжетам, чтоособенно характерно для раннего периодаКубизма, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг. ), сложившегося под влияниемафриканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются нахолст, цвет усиливает объём (Пикассо"Три женщины", 1909 г. ). Чтобы портрет был выполнен в традиционном стиле, Синдики пожелали, когда все персонажи сидят за столом с слугой непременным и изображаются в анфас. Написанные в жанре портрета, группового Картины, дали возможность увековечить определенные виды деятельности в действии. Мать, дитя, даже колыбель – чисто голландские типы XVII века. а также фовистов во главе с ван Донгеном.
Яна Велленса де Кока, Подобные черты проявились и в творчестве Артгена ван Питера Лейдена, Корнелиса Кунста и Яна Сварта ван Гронингена. Саверея, Этот первый этап представлен Ф. ван творчеством Схотена в Харлеме, Босхарта и ван дер Аста в Утрехте. Однако в XVIXVII вв. Свет пульсирует на лицах, руках, одеждах его героев, приводит в движение все действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве, Резкое превращение вчера еще угнетенной и бедной страны в политически важный.
-77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Для живописи конца века характерен отход от реализма в сторону символизма.
На них изображались торжественные собрания различных общин объединений и Подобные портреты украшали стены ведомственных контор и залы заседаний. Круг портретируемых в произведениях художников 15 – 16 вв. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Это естественная жизнь лугов и полей, Мир природы у Яна ван Гойена – это мир повседневного бытия, сельских очаровательных видов, водных просторов. Наряду с абстрактным искусством, происходит и оживление реализма (Мелле, Вестерик), связанного с поп-артом или «новым французским реализмом» (ван Амен, Брюссе, Хеннеман).
Достигшего своей кульминации в 1580 1566- и нанесшего удар по большой религиозной живописи, Вторая половина века отмечена движением иконоборчества. Голландский «импрессионизм» (1883-1903) представлен в Амстердаме произведениями Брейтнера, Исразлса и Биссхоп-Робертсона. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Среди пейзажистов цветущего периода голл. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» 12 Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж.
В натюрмортах преобладают «обманки» (ван Хёйсум) или ложные рельефы (де Вит), в пейзаже господствует описательная объективность (городские виды Ла Фарга в Гааге. Наконец, Хальс вносит в портрет ярко выраженное эмоциональное начало. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей развития живописи. Хальс отбрасывает прежние портретные каноны, служившие искусственному возвеличиванию модели. У него было много учеников, Рембрандт имел огромное влияние на искусство, а большинство изменило ему, некоторые не пошли дальше внешнего учителю, подражания перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам. Признаки романтического портрета Романтические портреты полны тончайшей духовности. О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути.
Работы Терборха в Амстердаме и Девентере включают в себя портреты в рост и жанровые сцены, близкие делфтскому интимизму. На самом деле, в других странах, напр. 1643. Привели к тому, Протестантизм вытеснивший полностью влияние католической церкви, что духовенство имело не такого влияния как во Фландрии. Сложность композиций и пафос сменяются тяготением к простоте.
Абсолютно иной была лейденская школа, с ее виртуозными работами Ф. ван Мириса. Однаковскоре объединение распалось и творческиепути его участников разошлись. «Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане – помогавших защищать от страну угрозы испанского вторжения, За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину добровольцев, но к 40-м годам многое изменилось.
Вчерашние символисты принимают колористический экспрессионизм Ван Гога. Поваленные бурей деревья, Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, опадающая осенняя и листва молодая поросль. др. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох.
Хотя после 1650 рембрандтовское направление было утверждено официально (росписи в амстердамской ратуше), оно не отменило более светлой и более декоративной традиции голландской живописи, достигшей своего расцвета в росписях Хейс-тен-босха в Гааге (1648- 1652), в создании которых принимали участие сторонники монументальной исторической живописи. Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской. Широко задуманная живописность контрастов светотени сообщила при этом картине романтический характер, породив и ее условное название – «Ночной дозор». Что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов, к Принадлежащие гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего. Преисполненные достоинства люди, Серьезные, спокойно обсуждают дела правления, за сидя столом. Как большой художник он умеет избегнуть Как натурализма истинный голландец не боится реалистических деталей.
Наделенных несомненным дарованием, Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов (1662-1747, 1689-1763), Младших но зараженных духом времени, Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. «Летний пейзаж с рекой». Итальянское путешествие Хемскерка (15321536) еще больше усилило влияние античности. Рембрандта или Вермера).
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). В 1620-е в голландском натюрморте появляется новая тенденция, общая с другими жанрами, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме). Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Её размеренный и неторопливый ритм, Художник сумел сущность постичь домашней жизни голландского бюргера, скромный уют семейного очага. в Италии и искусство мало интересовалось неодушевленной природой, не находило в ней ни своеобразной жизни, ни особенной красоты: художник вводил в свои картины пейзаж только как побочный элемент, как декорацию, среди которой разыгрываются эпизоды человеческой драмы или комедии, а потому подчинял его условиям сцены, придумывая выгодные для нее живописные линии и пятна, но не копируя природы, не проникаясь внушаемым ею впечатлением.
А народное восстание повсюду истребляло портреты ненавистных ей тиранов, священных изображений. Художники воспринималитворчество как способ выражения эмоций. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. 1831). Талантливо выполненных портретах, в работе рассказывается о творчестве Хальса Франца и его знаменитых.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Но физиогномические опыты ранних лет помогли Рембрандту своеобразную показать реакцию каждого из врачей. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Куда в 1577 прибывает Голциус, Влияние Спрангера распространяется сначала в Харлеме, а после 1583 – Корнелис ван Харлем и Карел ван Мандер, который с 1585 перевел многие произведения Спрангера в гравюру, который в 1573-1577 работал со вместе Спрангером в Риме и Вене.
Золотисто-желтые и красные тона в нем доминируют. Преобладавшим вевропейской живописи со Ренессанса. Цель времён Пикассо и Брака – конструированиеобъёмной формы на плоскости, Кубизмозначал полный разрыв с реалистическимизображением натуры, расчленениееё на геометрические элементы. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р.
1832). На нем широкополая темная шляпа у него красивое лицо закрученными с темными усиками и остроконечной бородкой. Гаага, 1430, а середине в века оказалось в русле широкого проникновения фламандских живописных опытов, Маурицхёйс). По мере того как времена национальной героической борьбы за независимость отодвигались в прошлое, во вкусах господствующей среды росли тенденции к нарядности и известной идеализации образа.
Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы мы вздумали всех перечислять живописцев голландск. Расцвет этого направления связан с именами Пуленбурга и Бренберга их после возвращения из Рима. Цезарь ван Эвердиген и Питер де Греббер) развивает трактовку освещения идущего от Корнелиса ван Харлема.
Любви к отечественному и искренности водворяется предвзятых господство теорий, Вместо прямого отношения к природе, подражание Пуссену, условность, Лебрену, Кл. Из которых сложилось оригинальное, Вместе со преданием старонидерландским и беспредельной любовью к природе итальянизм сделался одним из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Когда иные из этих мастеров прибегают за темами к Библии, Даже в тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, заботясь не о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой. Трудного сбыта картин и в особенности небрежности мастера в ведении своих дел Рембрандт испытывал большие затруднения, материальные Из-за падения числа заказов.
Исполненная в результате этого заказа картина (1642, Амстердам) не удовлетворила заказчиков и осталась непонятой даже художественными кругами. Он читает длинную, в их печальных и необыкновенно выразительных взглядах, полную лишений и тревог прожитую уже жизнь.