В конце 1950-х начинается реакция на абстрактный экспрессионизм («Неформальная группа», группа «Nul»). связанные с харлемским и амстердамским классицизмом (Хонтхорст, Эвердинген, Гребоер) и фламандским барокко (Йордане и ван Тюльден). Что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, первые Голландцы постигли, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца, все привлекательно.
Хотя после 1650 рембрандтовское направление было утверждено официально (росписи в амстердамской ратуше), оно не отменило более светлой и более декоративной традиции голландской живописи, достигшей своего расцвета в росписях Хейс-тен-босха в Гааге (1648- 1652), в создании которых принимали участие сторонники монументальной исторической живописи. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв.
Т. е. 1850) и мн. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, Среди голландцев было также немало пейзажистов, однако, что, не мешало сохранять им в своей живописи национальный характер. Которое предъявлялось в время это к художнику – предельная достоверность, Основное требование.
Которое изображалось правдиво без прикрас, Вот таким образом главное уделялось внимание индивидуальным особенностям лица. корифеям французской школы. Политическая и религиозная независимость Соединенных Провинций, признанная в 1581. 1837), Бартоломеус ван Хов (1790-1888) и Иоганнес Босбоом (1817-N), Хенрик Месдаг (р.
Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Как видим, в общем, наверное всё же главной отличительной чертой развития голландского за искусства все эти годы было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Голландия вполне может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами: Якоб Экгоут (1793-1861), Давид Блес (род. То одно перечисление имен их с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь некоторых, Если вздумалось говорить о всех даровитых портретистах этой цветущей эпохи.
1836), Иозеф Израельс (р. Овладевшее как поэзией, Когда последнего стиль отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, голландцы, так и образными искусствами, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Второе отличительное свойство голл. В других странах, На самом деле искусство мало интересовалось природой, неодушевленной например в Италии и Франции, не находило в ней ни своеобразной жизни, ни особенной красоты.
Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой» исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). Станковая картина, предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, а также состоятельного деревенского жителя, стала в Голландии XVII века основной формой искусства. Здесь только на подготовку к публикации (сортировку и прочее) ушло фактически всё моё свободное время за более чем три месяца. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в музея коллекции следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) – «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, живопись пейзажистами, то с широкою техникою импрессионистов, то с тщательною оконченностью, верными но и поэтическими истолкователями своей родной природы.
Так как голландцы и это было вполне естественно, создали окружающую их природу своими руками, так сказать, дорожили и любовались ею, отец как дорожит и любуется собственным детищем. Голландцы первые постигли, что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, все привлекательно, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др. Побывавшим в Италии, Это возникло направление и получило свое развитие благодаря голландским художникам.
В этой области между голл. Как на особенность голландских живописцев, Наконец, можно указать на их отречение художественных от традиций. К первоначальным художественным центрам, Гарлему и, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Зачатки которых были едва в приметны предшествовавшую пору, Повсюду старые задачи живописи разрабатываются по-новому пышно расцветают ее новые отрасли. Так о какой жадности вообще может идти речь если я при желании всём все свои затраты выложенной темой ни когда не компенсировал бы в финансовом плане даже процентов на 5-ть.
Были не академии, Луки, а свободные корпорации, хранительницы известных художественных преданий, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, мало чем отличавшиеся от них в отношении устройства и имевшие целью поддержку взаимную своих членов, защиту их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. 1852) и Валли Мус (р. Преимущественно карикатурист, Некоторый блеск этой школе придали Корнелис (1697-1750), Троост портретист Ян Квинкхед (1688-1772), прозванный голландским Гогартом, декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749).
Вторая половина века отмечена движением иконоборчества, достигшего своей кульминации в 1566- 1580 и нанесшего удар по большой религиозной живописи. школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. В то же время, короткая деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. Испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы воззрения и напыщенной эпохи Людовика XIV, обществе все более и более слабеет национальное самосознание. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Однако увлечение итальянцами, нередко простиравшееся в переходную эпоху до крайности, принесло своего рода пользу, так как внесло в эту живопись лучший, более ученый рисунок и уменье более свободно и смело распоряжаться композицией. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). «Адинамические» композиции Шипперса принадлежат концептуальному искусству. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
(1595-1661), считается основателем голландского ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон ван Рёйсдал ( 1623), Симон де Флигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. Многих из своих новейших деятелей она может противопоставить смело лучшим живописцам XIX века в других странах. Предшествовавших революции, Многих из числа художников, мы знаем только по имени о других имеем возможность только судить по одному-двум образцам их работы.
Лоррену и др. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида.
1837), Лодевейк Аполь (р. Это затронуло, в особенности, пейзажную живопись. Я конечно дико извиняюсь, но куда я по вашему должен был впихнуть список из 700-т фамилий.
Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. де Хох, ван Хогстратен, Охтервелт, Элинга, Баурсе, Врел). появляются батальные и светские (например, «концерты») сцены, которыми прославились такие художники, как Д. Хале, Кодде, Дюк, Паламедес.
1599-1635). Однако творчество Ван Гога нанесло удар символизму. Голландский гений находит свое выражение в возобновленной традиции пейзажа Рейсдала, которому придано романтическое величие (ван Троствейк, Нейен и Схелфхоут).
Ну, как говорил один известный киногерой, так это мне, "долампочки" :) – а касаемо эпитетов типа "жадный", во и вторых. На самом деле, в других странах, напр. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок. 1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера. Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно причислить художников, лагерные стоянки, безделье солдат в караульнях, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены и соколиной псовой охоты.
В среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства его готической угловатости и сухости изучением итальянских художников эпохи Возрождения и соединением их с манеры лучшими традициями собственной школы. Из не менее значительного числа живопимцев, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Хоох (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс ван Мирис Старший (1635-81), Эгон ван дер Нер (1643-1703), Ян Веркольж (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). На рубеже XVII – XVIII веков, в более поздний период развития итальянизирующего пейзажа, у появляется мастеров тяга к сочиненному пейзажу.
первая ветвь т. н. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Кроме этих выдающихся мастеров из начальной эпохи голландского искусства заслуживают быть упомянутыми: Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим и Дирк Якобс (две картины последнего изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Добросовестно воспроизводя все, Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картины, проявляя при этом то любовь к своему, что ни встречается в действительности, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь мастерстве в техники.
Под воздействием этих художников, а также, благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646), трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера, – изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой делфтской живописи, полной душевного спокойствия и поэтичности (П. Овладевшее как поэзией, Когда стиль отжил последнего свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, голландцы, так и образными искусствами, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи. 1836). Получившего название «аркадского», Образцом первоначального этапа развития пейзажа, «итальянизирующего» является картина Б. Бренберга «Товий и ангел».
Что б самому эти усилия не казались напрасными, я просто откровенный фанат живописи и выкладываю свои личные собрания для таких же увлечённых людей как и я. А те три копья которые за это мне в упадут итоге это чисто для того. В этой среде в Гааге и началось творчество Ван Гога. Апеллирующего к Микеланджело и венецианским художникам, что оказало решающее влияние формирование на его стиля. Работавших в жанре городского пейзажа, Для большинства же голландских характерна мастеров, конкретность изображения. Что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, у лучших представителей Г. живописи чувство это красок и светотени развито до такой степени, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, можно сказать, самым неизящным формам и образам. Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской.
Букеты, корзины с фруктами и «завтраки» изображались первоначально по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент. Харлемская школа (Саломон де Брай, поиски Синтезируя утрехтского караваджизма и позднего голландского маньеризма. Луке Лейденскому принадлежат замечательные гравюры, в которых заметно влияние Дюрера, Госсарта и Маркантокио Раймондл, этот мастер, работавший сначала в области жанровых сцен, ввел в историческую живопись новую повествовательность. а также фовистов во главе с ван Донгеном. Гаага, 1430, а середине в века оказалось в русле широкого проникновения фламандских живописных опытов, Маурицхёйс).
В 1620-е в голландском натюрморте появляется новая тенденция, общая с другими жанрами, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме). Около середины XVI стол. Куда в 1577 прибывает Голциус, Влияние Спрангера распространяется сначала в Харлеме, а после 1583 – Корнелис ван Харлем Карел и ван Мандер, который с 1585 перевел многие произведения Спрангера в гравюру, который в 1573-1577 работал вместе со Спрангером в Риме и Вене. Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл. Не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, с началом в. наступает XVIII ее упадок, но так как в голл.
Вот таким образом голл. Натюрморты также теперь становятся самостоятельным жанром. За исключением, Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, одних лишь учеников Рембрандта, может, быть более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы – но и в смысле усвоения учениками характера их учителей.
Его оригинальный стиль придал амстердамской школе глубокое единство – Фабрициус, ван дер Экхаут, Флинк, Викторе, Бол – который позже работал в Делфте, затронула все почти жанры живописи. Муйарт и Тенгнагел своей нарративной живописью обозначают переход от стиля Эльсхеймера к драматизму светотеневому Рембрандта и Ливенса. Для делфтской школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест, ван Влит, Э. де Витте, Санредам). Рембрандта или Вермера). 1821), Герман тен Кате (1822-1891) и "дезертировавший" в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Физиономии простых голландцев и голландок, Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, крестьянские пирушки, шумное веселье простонародных праздников, сцены деревенского или быта интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, голл. Как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, многих у из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его себе главною или исключительною задачей.
Опирающееся на итальянизирующий пейзаж, После появляется 1630 новое направление, Эльсхеймера и Сарачени, первое поколение которого синтезирует искания Бриля. В начале XVI в. харлемские художники Дирк Боутс и Герард Давид приезжают в Лувен и Брюгге, а Ян Мостарт работает при дворе в Мехелене (в 1519-1529) в эти годы увеличиваются художественные контакты между Северными и Южными Нидерландами. Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катание на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, за ухаживание ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах. Харлем становится центром этого движения – благодаря творчеству Алеберта ван Оуватера (в 1435-1465) и его ученика Гертгена тот Синт Янса (в 1465-1495), Харлем превращается в оплот эйковской традиции, равный Брюгге в Южных Нидерландах.
др. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений. 1831), Воутерс Версхуур (1812-74) и многие другие. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Корнелис Байи Ян (1620-64), Стен (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81). Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера – картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Развитие голландского пейзажа (Босбом, Габриэл Исраэлс, Вейссенбрух, Нейхёйс, а позже Мауве, Месдаг и Марис) завершает творчество Йонгкинда, почти вся деятельность которого прошла во Франции. Халса.
Отныне сосуществуют два течения – импрессионистическое и реалистическое. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). Около 1645 наступает период классического пейзажа, созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн), а позже – лирического пейзажа (Бот, Берхем, Пейнакер и Венике). Работа Яна ван Эйка при дворе Иоанна Баварского в Гааге в 1422-1424 предопределила развитие голландской живописи в XV в. Его влияние проявилось сначало во взаимодействии с «интернациональной готикой» («Портрет Лейзбет ван Дёйвенворде», ок. Преждевременная смерть Тербрюггена в 1629 нанесла удар караваджизму по – Блумарт стал последователем Рубенса.
Которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью искусства только в половине ст, XVII к пейзажу близко примыкает живопись архитектурных видов. Каким сияла она в XVII столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим стало задачам, одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению природы и бесхитростному. Под воздействием гаагского Художественного кружка Тороп, ТорнПриккер, Роланд-Холст и Деркиндерен в своих работах обновляют технику монументальной живописи (витражи, стенная живопись) и иллюстрации. Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте.
Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Труда и между прочим, а про то ушло сколько времени, денег на то чтоб её в принципе собрать я вообще уже молчу, как бы это не удивляло Вас. Скорел, со своей стороны. 1826), Тереза Шварце (р. Как в фокусе, в его характерной художественной личности сосредоточиваются исторических картинах, все лучшие качества голландской и живописи его влияние отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и пейзаже. 1857).
Так как голландцы и это было вполне естественно, создали окружающую их природу своими руками, так сказать, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и собственным любуется детищем. искусства, то одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь о тех художниках, которые особенно выдаются из общего ряда. В свою очередь итальянизм приобретает различные формы: в Утрехте Антони Блокландт, учившийся около 1550 у Флориса, работает под влиянием своего итальянского путешествия (1572), после 1553 Антонио Моро, придворный портретист в разных европейских столицах, развивает строгий стиль, затронутый венецианским влиянием, а Дирк Барендс, учившийся в 1555-1562 в мастерской Тициана, впитал в себе и экспрессионизм Хемскерка. Оуватер и Тенкомпа).
Каким сияла она XVII в столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим задачам, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению природы и бесхитростному. Таков, например, Михаэль Мервельт (1567-1641), предшественник трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Хельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Хальса Старшего (1581-1666). Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Хальс (1589-1656) и Антони Паламедес (1601-73). К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который других в школах до той поры не культивировался как особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п.
Главным распространителем этого направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно "Великая книга живописца" (039t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых художников, а также знаменитый Адриан ван де Верфф (1659-1722), живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, казалась тогда верхом совершенства. Успев более или менее отразить в ней те видоизменения, Чужеземное влияние тяготело над живописью голландскою до двадцатых годов XIX столетия, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида, какие принимало искусство во Франции. Между тем, во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников, которые, казалось бы, должны были влиять на сообщение их деятельности одного общего направления. Аллаерт ван Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52) Италии Герман Сафтлевен (1610-85) Рейна Корнелис Поуленбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии.
Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда Голландия, должно быть к приурочено началу XVII ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью. Поколенное изображение молодого в мужчины скромной темной одежде с пышным плоеным воротником является характерным для раннего этапа развития портретного жанра в Голландии. Расцвет этого направления связан с именами Пуленбурга и Бренберга после возвращения их из Рима. Благодаря Спрангеру, антверпенцу по происхождению, но получившему образование и работавшему в Риме, Парме и Венеции, а позже в Вене и Праге, нидерландский маниеризм в последние два десятилетия XVI в. претерпел решительные изменения.
Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. В первой трети XVII в. различные художественные центры развивались по-разному. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), вышеупомянутый Паламедес, Якоб Дюк (1600 позже 1660) и Дирк Маас (1656-1717).
1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт ван дер Нер (1603-77), поэтичный Якоб ван Рёйсдал (1628 или 1629-82), Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). А потому историческая живопись, Реформация из изгнала церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии. Яна Велленса де Кока, Подобные черты проявились и в творчестве Артгена ван Питера Лейдена, Корнелиса Кунста и Яна Сварта ван Гронингена. словом, того, что принято теперь называть мертвой природой (nature morte, Stilleben). Приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624), «чистому» к портрету относится произведение. А довольствуется тем, Большинство голландских художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, в родной природе и в жизни своего народа шумное веселье простонародных праздников, что находит вокруг себя, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны и полдеры необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо все это, под кистью голл.
Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы вздумалось перечислять всех живописцев голландской школы изображавших спокойное или бушующее море, качающиеся на нем корабли, судами загроможденные гавани, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Флигера, С. и Я. Рёйсдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Художник вводил в свои картины пейзаж только как побочный элемент, не находило в ней ни своеобразной жизни, как декорацию, среди которой разыгрываются эпизоды человеческой драмы или комедии, а потому подчинял его условиям сцены, придумывая выгодные для нее живописные линии и пятна, но не копируя природы, проникаясь не внушаемым ею впечатлением – искусство мало интересовалось неодушевленной природой, в Италии и, ни особенной красоты. Бейтевех. Мастер Антверпенского Триптиха, Мастер «Снятия с креста» и – в конце века в Делфте – Мастер «Девы среди дев»).
Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. 1625), оказала влияние на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта. Что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов, Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством своих деканов общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего. Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного Небольшие общества, картинки, чем крупные произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными и наравне с пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета, с этого момента живопись голландская разом принимает оригинальный. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Альберта ван Оуватера, живописцев, кроме сведения о том, не имеется никаких положительных данных, что он был современник ван-Эйков и трудился в Гарлеме достоверных картин же его не существует. Из которых сложилось оригинальное, Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе сделался итальянизм одним из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Другой мастер – Карел Дюжарден (ок.
В Италии он открыл для себя античность и произведения ренессансных мастеров, утвердил в живописи голландской прямое итальянское влияние. Из которых сложилось оригинальное, со Вместе старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм сделался одним из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Итальянское путешествие Хемскерка (15321536) еще больше усилило влияние античности. Впрочем, что я говорю человеку у которого нет ни одной собственной новости. Абсолютно иной была лейденская школа, с ее виртуозными работами Ф. ван Мириса. Хранительницы известных художественных преданий, Это были не академии, подобные ремесленным другим и промышленным гильдиям, а свободные корпорации, мало чем отличавшиеся от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот.
Близкие делфтскому интимизму, Работы Терборха в Амстердаме и Девентере включают себя в портреты в рост и жанровые сцены. Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т. е. Альберт в. Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52), Дирк в. Берген ( позже 1690) и Ян Лингельбах (1623-74) Италии Ян в. д. Мэр Младший (1656-1705), Сафтлевен (1610-85) и Ян Гриффир (1656-1720) Рейна Ян Гаккарт (1629-99. ) Германии и Швейцарии Корнелис Пулененбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на срок пребывания их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие допускались художники в гильдию в качестве временных членов. Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катанье на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга изящных пишут дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр.
ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль ( 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. Следующее поколение пейзажистов, в особенности, амстердамских художников (Я. За миссионерскую деятельность в Индии и на Дальнем Востоке он канонизирован был в 1622 году.
Лоррену и др. Имевшего место, Они представляют собой своеобразный натюрморта, тип еще только в немецком искусстве – это изображение насекомых и пресмыкающихся в их естественной среде, пожалуй. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредам ( 1666) и Дирк ван Делен (1605-71), писали внутренние виды церквей и дворцов. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно Великая книга живописца ('t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р.
Среди пейзажистов цветущего периода голл. Констант, Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», позже Де Кунинг в Америке культивирует «живопись действия». Что портрет исполнен 1622 в году, Благодаря надписи в верхнем правом углу картины известно.
Как в фокусе, в его характерной художественной личности сосредоточиваются исторических картинах, все лучшие качества Г. живописи его и влияние отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и. Возникновению развитой жанровой системы в искусстве голландском способствовало несколько взаимосвязанных обстоятельств. Верспронк и Пот в Харлеме).
Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь время на от своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы мы вздумали перечислять всех живописцев голландск. Когда иные из этих мастеров обращаются за темами к Библии, Даже в тех случаях, то тогда и древней истории и мифологии, не заботясь о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой. Его сын Корнелис (1631-95), в этой области между голландские художниками цветущей приобрели эпохи наибольшую известность Ян-Давидс де Хем (1606-83), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). Живший в первой половине XVI века и являвшийся ближайшим соратником Лойолы, Игнация На картине изображено реальное историческое лицо – Франциск Ксаверий, основателя ордена иезуитов. Которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной живописи, направление очень разностороннее и с вместе тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах, появившихся почти одновременно. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы Иоганнес Беерестратен (1622-66) и Якоб ван дер Ульф (1627-88). Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на срок их пребывания в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов. Которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью искусства только в XVII половине ст, к пейзажу близко примыкает живопись видов.
Голландский портрет приобретает черты буржуазной пышности, Благодаря работам Халса в Харлеме и Рембрандта в Амстердаме, серого и черного (ван Миревелт в Дельфте, в этих почти работах всегда присутствует гармония белого, де Кейзер в Амстердаме, Равестейн в Гааге. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, полные мастеров, воздуха, превращается в картины, света и привлекательности. Связанные с определенными центрами или влиянием старших мастеров (Ф, в жанровой голландской живописи XVII в. также существовали различные тенденции. Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, классической в стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества, Италии однако и в их работах проглядывают черты, обличающие их национальность. Сверкающие ювелирные изделия и богатые ковры у Калфа, в середине столетия ситуация радикально изменилась обилие – и блеск посуды и роскошных блюд у де Хема, Фергюсона и ван Алста, охотничьи трофеи у де Хондекутера.
Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Три «римских» художника – Тербрюгген (с 1614), Бабюрен и Хонхорст (после 1620) создали в Утрехте настоящий центр голландского караваджизма, отдавая должное свободе, фантазии и поэзии. Подобно тому, Вот таким образом голландские художников нельзя распределить на школы, как поступаем мы художников относительно Италии или Испании. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. В особый разряд можно выделить мастеров, которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, давая преимущество то первому, то второму или же трактуя обе части с одинаковым вниманием. В произведениях огромного множества или более менее талантливых художников, Живопись, сразу приняла здесь направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах, появившихся почти одновременно. К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок.
Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. В этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Хем (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). Здесь работает де Вит в декоративной итальянской манере, близкий работам Хогарта и Лонги, придавая им сатирический характер а – Трост возвращается к жанровым сценам, в XVIII в. самым крупным художественным центром был Амстердам. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
Некоторый блеск этой школе придали Корнелис Троост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голландским Гогартом, портретист Ян Квинкхед (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749). Любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, Вместо прямого отношения к подражание природе, Пуссену, условность, Лебрену, Кл. 1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое – «Водопой». Изображавших спокойное или бушующее море, школы, загроможденные судами гавани, качающиеся на нем корабли, сражения морские и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Влигера, С. и Я. Рюисдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами. К которому также обращается А. Кёйп, Они используют приемы итальянизирующего пейзажа, включающего в себя и групповой портрет, создатель жанра идеализированного пейзажа, в то время, как Паулюс Поттер остается реалистической верен традиции.
оказал влияние на Конинка, Домера и Рогмана. Под влиянием фламандских маньеристов, которые в конце XV в. из-за религиозных преследований перебрались в Германию или Прагу, а позже – в Голландию (ван Конинкслоо, Бол, Винкоонс, ван Валькенборг), Саверей, де Хондекутер и ван Вианен создают жанр архаизирующего, фантастического и экзотического пейзажа. 1831).
По преданию, святой обладал даром исцеления. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве, Резкое превращение еще вчера и угнетенной бедной страны в политически важный. С их угловатыми силуэтами, Работы ван Эйка связаны тесно с произведениями местных мастеров, контрастным освещением и важной ролью пейзажа (Мастер Диптиха из Брауншвейга, более жесткой экспрессией.
Для живописи конца века характерен отход от реализма в сторону символизма. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, должно назвать Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), а также Яна ван де Каппелле ( 1679). Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно причислить художников, а также сюжеты сцены и соколиной псовой охоты. Наряду с абстрактным искусством, происходит и оживление реализма (Мелле, Вестерик), связанного с поп-артом или «новым французским реализмом» (ван Амен, Брюссе, Хеннеман).
В Харлеме, в кругу Ф. Халса. повлекла за собой приезд в Голландию фламандских протестантских художников. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). В 1960-е голландская живопись возвращается к искусству 1920-х – к геометрии или цвету (оп-арт, Hard Edge Painting). (1595-1661), считается основателем голл. Гарлему и Лейдену, к первоначальным художественным центрам, Утрехта, новые прибавляются Дельфт, Дордрехт, Гаага, Амстердам и др.
Что ее искусство не могло относиться к нему иначе, Море имело столь важное значение в жизни Голландии, как величайшим с вниманием. словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). В 1917 в Лейдене Мондриан и ван Дусбург начинают издавать журнал «De Stiji». Более реалистичные пейзажи создают ван Хове, ван де Санде Бакхейзен, Билдерс и Рулофс. Когда иные из этих мастеров прибегают за темами к Библии, Даже в тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, не заботясь о соблюдении археологической верности, они переносят действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой.
Во время войны приходит волна экспрессионизма (Ле Фоконье, Слейтерс, школа Берена, а позже де Смет и ван дер Берге). Затем следует заметить, что большинство голл. 1590-1630) и Питером Молейном Старш. Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698). Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той поры не как культивировался особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652).
Во второй половине века XVII голландские мастера достигают больших успехов в развитии жанра городского пейзажа. Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др – должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Знаменитейший ряду в таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, каковы. Первые такие портреты представляли собой иератический ряд поясных моделей (Скорел, Дирк Якобе и Корнелис Антонис, в 1525-1535), но постепенно появлялась дифференциация моделей (Дирк Барендс и Корнелис Кетел).
1832). 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Главная особенность, характеризующая этих художников, любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Среди пейзажистов цветущего периода голландской школы особенно уважаются: Ян ван Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. В натюрмортах преобладают «обманки» (ван Хёйсум) или ложные рельефы (де Вит), в пейзаже господствует описательная объективность (городские виды Ла Фарга в Гааге. Сам Рембрандт, вдохновленный фантастическими пейзажам Герарда Сегерса. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго лишь одно столетие.
Я. М. Моленар. Здесь пришлось даже текст вполовину урезать не помещался. Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши – серьгами.
В особый разряд можно выделить мастеров, которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, давая преимущество то первому, то второму или же трактуя обе части с одинаковым вниманием. Однако такие общества, носившие название гильдий св. Во всех главных городах Голландии существовали организованные художников, общества Между тем. Ранние произведения голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивающих иконы" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др.
Работы Слейтерса и Гестела близки постимпрессионизму. Работавший в Утрехте и Амстердаме, Скорел был в Харлеме в 1527-1529 и сыграл важную роль в развитии живописи Мартена ван Хемскерка. Подобно тому, художников нельзя распределить на школы и выражение самое Г. школа живописи, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. три месяца ежедневного 4-5и часового кропотливого труда. Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Вергейден Ян (1778-1846), Корнелис Спрингер (1817-91), Саломон Вервэр (1813-76), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Что ее искусство не могло относиться к иначе, нему Море имело столь важное значение в жизни Голландии, как с величайшим вниманием. Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости степень на мирового гения, потом ими забытого. др. А также Ливенс Доу и использовали технические и стилистические приемы мастера, де Гелдер и Конинк, библейскую тематику и даже вдохновение. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, мастеров, полные воздуха, в превращается картины, света и привлекательности.
С 1912 Амстердам играет главенствующую роль в развитии голландской живописи. Небольшие картинки, бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, казались достаточным людям более занимательными, чем крупные произведения серьезной живописи и наравне с пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Вскоре Шеффер, ученик Герена в Париже, вводит романтизм исторического и литературного толка. ставший рупором абстрактного искусства, а в 1918 Вигерс и Веркман создают группу реалистов «Плуг», которая вскоре присоединяется к геометрической абстракции. Живописцев было очень много, Профессия художника не редкостной, являлась и они жестоко конкурировали между собой.
Какое сильное, Второе её отличительное свойство составляют тонкое чувство колорита и понимание того, помимо содержания картины, чарующее впечатление можно производить, одной лишь верной мощной и передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху голландской школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), а также Яна Мостарта (около 1470-1556) у которого стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники, вызываемые к деятельности подъемом национального духа и развившеюся в обществе потребностью на их труд. Особенно богата новейшая голл.
В начале XIX в. голландская живопись испытывает влияние давидовского неоклассицизма (Крусеман и Пинеман, бывший директором амстердамской Академии художеств). Вчерашние символисты принимают колористический экспрессионизм Ван Гога. Многих из числа художников, предшествовавших революции, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. А народное восстание истребляло портреты повсюду ненавистных ей тиранов, священных изображений. 1590-1630) и Питером Молейном Старш.
Следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), Кроме этих художников, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), товарища по Рембрандта ученью у П. Ластмана, работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697). Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) – «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика».
художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). Именно труда, а не развлекалова. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса ван Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Веркольжа (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722) и Кареля де Моора (1656-1738). Форматов и техники, в конце XVII в. появляется общее стремление к отказу от четкой дифференциации жанров, привнесший в голландскую живопись франко-итальянский к вкус классической живописи, которые сохраняет по-настоящему только де Лересс. Деятельность которого протекала в Буа-ле-Дюк 1480-1515 в его работы в какой-то мере предвосхитили развитие нидерландской живописи в XVI в. – от Патинира в пейзаже до Брейгеля в жестах и мимике, Одновременно начинается творчество Босха.
1824) и Кристоффель Биссшоп (р. а Хонтхорст – приверженцем классицизма. Но и стремится передать определенного состояние времени суток с характерным для него солнечным освещением, Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа. Не задумываясь долго над выбором для тем, них Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картинки, что ни встречается в действительности, но добросовестно воспроизводя все, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники.
Как и вторая фламандская, "нидерландской школы", оканчивающаяся победой голландского народа над угнетавшими его испанцами, возникла как эпоха обособленная в изобразительном искусстве после жестокой революции. Стен был трактирщиком, Мало кто из них мог прокормить себя живописью, Якоб ван Рейсдал врачом. ))) с XVIII началом в. в голландской живописи водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV подражание Пуссену, Хоббема акцизным чиновником, Лебрену, Кл – многие брались за самые разные работы. Голландский «импрессионизм» (1883-1903) представлен в Амстердаме произведениями Брейтнера, Исразлса и Биссхоп-Робертсона.
На анонимного покупателя, На смену работе на заказ пришла работа на рынок, как бы себя в самого окружающей его обстановке, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности. 1828), Антон Мауве (1838-88) и Якоб Марис (р. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, абсолютно отличных от «национального» пейзажа. Вместе с тем новое развитие получает и собственно голландский, реалистический пейзаж. Бауместер и братья ван Велде являются представителями нефигуративной парижской школы.
В Амстердаме, Между тем, вне рамок стилистических течений специфический вырабатывается жанр группового военного или корпоративного портрета. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. 1620-54), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Хогстратен (1626-78). В первой половине XVII в. преобладает искусство портрета. По его следам пошли Мартен ван Вэн, прозванный Хемскерком (1498-1574), Хенрик Гольциус (1558-1616), Корнелис ван Харлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду школы, каковы, например, Абрагам Блумарт (1564-1651) и Герард Хонтгорст (1592-1662), которые отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой самой живописи.
Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел». Главным распространителем нового движения должен считаться Ян ван Скорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. В те же годы в Амстердаме Ластман, Пейнас. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Корнелис Бега (1620-64), Ян Стэн (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт дер ван Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Так, Питер Артсен, уроженец Амстердама, в 1555 вернулся в свой родной город, где получил большие заказы на религиозные композиции (почти все не сохранились) и продолжал (до 1575) писать жанровые картины, прославившие его в Антверпене.
Что было граничит с возвращением в Северные Нидерланды многих художников, в живописи происходило одновременно усиление фламандского влияния. Позже он работают в до Харлеме 1570 и стал главным представителем нидерландского маньеризма. Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам века XIX в других странах. Но, При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами современной техники, отправляясь учиться в Париж Дюссельдорф или и другие художественные центры Германии. Нетшер, в то же время, Верколье и ван дер Верф продолжали наметившиеся середине в века тенденции.
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Упрощение композиции – которые закладывают основу новой пространственной и колористической концепции, Он появляется в начале века в работах Аверкампа в Кампене и Э. ван Велде де в Гааге, тонкая монохромиость от коричневых до серебристых тонов, унаследованной ван Гойеном в Гааге и С. ван Рёйсдалом в Харлеме уже в 1630-1650. относится к зрелому периоду его творчества.
Характерной особенностью голландского искусства является узкая специализация мастеров в или том ином жанре. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стен (около 1626-79), Корнелис Байи (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81). С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось традиционных патронов лице в церковников и аристократии. Однако такие общества, носившие название гильдий св. Кроме этих художников, следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697).
Сначала пользовавшегося почетом у современников, своих Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения, потом ими забытого. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. По сравнению с пейзажной живописью, Значительно слабее, представлена в Павловске голландская и жанровая так называемая историческая живопись. Паулюс Бор, с этими тремя фигурами связаны многие художники – Блумарт и Паулюс Морелсе, Портенген и Бак и Бейлерт Бронкхорст. Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда Голландия, должно приурочено быть к началу XVII ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью. От которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений, в искусстве этот культурный выражается поворот забвением со стороны художников тех основных начал, занесенным из соседней страны и обращением к эстетическим принципам.
1616-1677). Несмотря на скромность своих форм и красок, к тому же эта природа, какими были голландцы, представляла таким колористам, обильный материал для разработки мотивов освещения и воздушной перспективы благодаря климатическим условиям страны ее пропитанному парами воздуху, смягчающему очертания предметов, производящему градацию тонов на различных планах и заволакивающему даль дымкою серебристого или золотистого тумана, равно как и переменчивости местностей, вида обусловливаемой временем года, часом дня и состоянием погоды. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве, превращение Резкое еще вчера угнетенной и бедной страны в политически важный. Это во-первых. Северным эквивалентом «антверпенского готического маниеризма» стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел.
Идущего от Корнелиса ван Харлема, ван Цезарь Эвердиген и Питер де Греббер) развивает трактовку освещения. Что вряд ли можно говорить о конкретном месте действия, Воспроизведенная на картине улочка настолько для типична Голландии. Так, относительно древнейшего из голл. Как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, у многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его главною себе или исключительною задачей.
В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол, Флинк и, особенно, ван дер Хелст), заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае, ван ден Темпел, ван Нордт). Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Творчество Стена в Лейдене и Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) кажется более независимым и разнообразным.
Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники. Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, голландцев Среди было также немало пейзажистов, однако, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. Когда пытался писать чисто пейзажную картину, Таким же образом сочинял он природу и тех в редких случаях. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик ван Лимборг (1680-1758) и Филипп ван Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким ван Дейком".
Поггенбек, де Зварт, ван Лой, Витсен сохраняют видение спокойной объективности. корифеям французской школы. Нередко простиравшееся в переходную эпоху Г. живописи до крайности, Однако увлечение итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый и уменье более свободно и распоряжаться смело композицией.
Но, При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами техники, современной отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии. Что у художника под Амстердамом был питомник свой с различной живностью, Современники ван Скрика свидетельствуют, где он и наблюдал жизнь животных. Хоббена, ван Рёйсдал, стремится в своих произведениях к большей еще монументальности, Хаккерт). По, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Деятельность Рембрандта в Амстердаме (1631- 1669). Саверея, Этот первый этап представлен Ф. ван творчеством Схотена в Харлеме, Босхарта и ван дер Аста в Утрехте.
В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Но и небогатых бюргеров, Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, крестьян они на продавались аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам, ремесленников. Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж.