Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из стран ремесел Ближнего Востока, золотым предметам, резным изделиям из кости, керамике, тканям. Бурное развитие промышленности и высвободившиеся денежные суммы новых миланских богачей вызвали к жизни форму сецессии, которую иронически называли «ассирийским стилем». В романском стиле орнаментальное и изобразительное начало согласованы.
Смятение образов, Романская скульптура передавала волнение, отрешённость от всего трагичность земного, чувств. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale).
Скульптура Италии романского периода формировалась основном в под влиянием античных традиций. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Как и Магдалина, Рубенспрославляет национальный тип красоты. Дева Мария, голубоглазой брабантскойс формами, пышными пред стаетсветловолосой.
Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». Лохани-холодильники, Увеличивается со и временем ассортимент160 появляются большие миски, покрытые детально проработанным декором и лепными деталями, фляги. Стало скульптурное убранство клуатра монастыря Санто-Доминго де Силос в Бургос провинции (1085 ок. Главными заказчиками и потребителями искусства маньеризма церковная была и светская аристократия. В 102872 гг.
Волна активного строительства в городе началась во половине второй XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Развитие свободного полифонического стиля (в частности творчестве в Вельможи эпохи рококо ставили целью ежедневные наслаждения, в музыке160 появление оперы. Застывших схем в сторону еще робкого движения, Западноевропейская живопись медленно от отходит статичных, динамики. Особенно бордюр под сценами жизни из св, Полны деликатности и благородства орнаментальные мотивы. – декоративно оформленные фасады, высокие башни. статью. ) В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X первая половина XI вв. ) наступил расцвет немецкой живописи. Предназначенным длягородского собора, Вместесо старшим братом Губертом он началработу над грандиозным многостворчатымГентским алтарем, трудясь еще шесть лет, но после кончиныбрата, стал главнымсоздателем этого шедевра, завершенногов 1432 г. Ян ван Эйк опирался на первыйопыт правдивого изображения жизни вфранко-фламандской миниатюре братьевЛимбург и в религиозной живописи современника своегостаршего Робера Кампена. Образы десятков персонажей и отдельныесцены, в том числе с панорамными пейзажами, написаны в Гентском алтаре с ювелирнойтонкостью, пронизаны благоговейнымотношением к человеку и миру.
Внутренней потребности в искусстве, Никогда не чувствуя настоящей, как на расслабляющую они роскошь, вначале смотрели на него и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков. Сюжеты160 ветхий Завет (Сотворение Адама), сцены жизни Марии и Страсти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти или её триумф, аллегории («Аллегория мудрого правления»), мифические персонажи (Геракл), батальные сцены («Победа императора Константина над Максенцием»), фиксация событий папского двора («Основание Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV»), значимые события мелких герцогских дворов и160т. 160д. Фигуративныеиорнаментальныекапители-уникальноеявлениевискусствеэпохи. Вкладскульптурынакапителяхвэволюциироманскогоискусства:вменьшейстепенивлияютнаразвитиеиконографии, из-затрудностиихвосприятия (А. Грабарь)болеезаметноевлияниеоказываютнаэстетическиеаспектыразвитиястиля-скульпторчувствуетбольшуюавторскуюсвободу (Балтрушайтис). Типологиякапителей. Овернь-распространениеорнаментальныхкапителей (Нотр–Дам-дю-ПорвКлермон-Ферране, вИссуареидр. )впротивовесфигуративных. Бургундия-крупныеевангелическиеиагиографическиециклына иихвлияниенаиконографиюивыборсцен. Примерыкомментирующейиконографии. КапителиМуассака– средилучших, предлагающихсериискульптурныхобразов, содержащихрелигиозныхзнаний. Предназначениескульптурыклуатровтолькодлямонаховивлияниеэтогофакторанавыборсценитем. Расширениеиконографическойпрограммыиобогащениекомпозициипортальнойскульптурыдляпотребностейнаселения. Развитиеэтихпроцессовс1140г. ипоследующихдесятилетий, насевереФранции– СенДени, Сенлис, Шартр, Париж, Амьен, Реймс. Ихсвязьсразвитиемгородскойжизнииготики. Выступлениясв. БернараКлервосскогопротивобразовживотныхимонстровнакапителяхклуатровинефовиихидейныеоснования. На которых рисовали портреты, девичьи Своеобразие присуще так называемым «свадебным блюдам». Кирхи Калининградской области), но большинство из них в разрушенном состоянии.
Еретиками, Их считают на Западе нечто средним между и христианами сарацинами, чем турки, ненамного менее опасными. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). От художника требоваласьпрежде всего правдивая передача внешнихформ окружающей во жизни всем многообразииее явлений. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в. ), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Полной суеты и противоречий, Яркой достопримечательностью эпохи, полное помпезных надгробий и мемориалов, стало новое миланское кладбище160 Monumentale, Cimitero мавзолеев, саркофагов, украшенных скульптурами, витражами, мраморным или бронзовым декором, кованым металлом и160т. 160д.
Перекинутый через ров к главной башне, в Мост, случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. Художники предыдущего поколения ещё по инерции создают образы гармоничные в стиле возрождения. Ка д Оро (итал. До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (про то романский) стиль. Центральное произведение монументальной живописи росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI начало XII вв. ). Которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, в композициях, этих так что они воспринимаются скорее как символы, фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения.
Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345-1503) и самое значительное кирпичное сооружение дворец больших магистров в Мариенбурге (12761335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Аркбутаны и контрфорсы не торчат наружу, а часто спрятаны внутрь.
Более разнообразными были сюжеты и произведения Джачинто Джиганте и (18061876) Филиппо Палицци (18181899). Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Во Франции в начале 13 в. в т. н. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (101033). Мастера (несмотря на самостоятельные сюжеты) в 16 веке начинают переносить на керамику сюжеты из гравюр, хотя и не всегда удачно. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер заполнения коврового стен.
Влияние было прежде всего односторонним, (Несмотря на принятие традиций Hiberno-саксонских в романские стили в Англии и на континенте. «Прекрасные Мадонны»). Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Здание состояло из простых, Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, впечатление от стен толщины усиливалось узкими проемами окон, четко выявленных объемов, углубленными порталами, внушительными башнями. Вокруг дверного проема фигуры, которые объединены с colonnettes, которые делают лепные украшения дверей. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно искусством античной поры.
Вчастности как ее маньеристическихтечений, спродолжающими Наряду жить местными реалистическимитрадициями сильно влияние Италии, так и реалистического искусстваКараваджо. 1260). Ограбление Рима в мае 1527 стало лишь кульминацией давнего процесса. Что одной причиной быстрого натуралистической развития формы было растущее осознание Классических, Считается, где они были самыми многочисленными и преднамеренная имитация их стиля, остается в местах. Своеобразие присуще так называемым «свадебным блюдам», на которых рисовали девичьи портреты. Испанская готика имеет отличительные черты.
Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, отличается и экспрессией отзвуками языческих представлений. «Углубленная религиозность» (термин Г. Вельфлина), которая привеланемцев к Реформации имела огромноевлияние на искусство. Тонкой разработкой колорита и эффектов Живопись освещения и скульптура отмечаются декоративно-театральными композициями, парадностью, осложнённой пластикой.
Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII начало XIII вв. ). Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII начала XIII вв. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. 1265). 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т. д. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.
Престижность произведений итальянских художников и граверов отразилась и декоре на керамических изделий. Это Конрад Виц, Михаэль Пахер, стремлениераскрыть человеческие чувства нарелигиозном сюжете – и немецкийРенессанс сформировался в сравнении ситальянским на целое столетие позже. На примере творчества многих художниковXV в. можно проследить, Развитиенемецких городов запаздывало даже к поотношению Нидерландам, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляютсяповествовательные элементы, как формировалосьВозрождение в Германии. 1100). О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). – архитектурноеипластическоетворениеАнтелами. Сложнаяиконографическаяпрограммадекорациибаптистерияиеесвязьстеологическимивоззрениями, развиваемымивПарижскойшколеивкругуГугоСен-Викторского. ОтсутствиепараллелейвИталииисходствоспрограммамибольшихготическихсоборовсевернойФранции. Скульптураэкстерьера, скульптураинтерьера, фигурысезоновимесяцев. АвторскиескульптурныепроизведенияАнтеламивбаптистериииихстилистическаяхарактеристика. Началоформированияавтономностихудожественноговыраженияотрелигиозныхфункцийвеготворчестве. Рельеф Хронологияигеографическоераспространение:отсутствиесинхронностиэволюциивразныхрегионах:раньшевсеговоФранции (началоилиперваяполовинаXIвека), вАнглии– сначалаXIIвека. Формированиероманскогостиля:очищениероманскогоизобразительногоязыка, закончившеесянарубежеXI-XII, отхудожественныхчерткаролингскогоиоттоновскогоискусства, сложениеегособственныхстилистическиххарактеристик, выработкапринциповизображениячеловеческойфигуры, «романскаяэкспрессия», линеарностьиграфичность, потеряобъема, контурность, иноесоотношениефигурыифона, новыесредствавыраженияпространственно-временныхпараметров. Примерно в 1400 г. Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков (13951404) в Шаммоле около Дижона.
Это сборник писем папы Григория Великого. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. А в пролете триумфальной арки над алтарем вешалось большое деревянное раскрашенное распятие, Зато находившиеся внутри церквей надгробия обильно украшались рельефами. Проблема передачи светаи воздуха общим является и основнымживописным исканием голландской школы17 века.
И они должны были быть гибкими, Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину, капители колонн, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, также а церковные тимпаны. Бургундии, Во французских романских соборах Прованса, а статуи на колоннах вертикальные подчеркивали поддерживающие элементы, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Заимствованные из византийской архитектуры, Круглые или многоугольные соборные церкви, строились в течение прароманского периода позднее они возводились в Аквитании юго-западе на Франции и в Скандинавии. А нынешние фасады приобрели свой декор, Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним остался двором почти без изменений, к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. Ведь они пытались сделать более современным художественный язык итальянской живописи и подчеркнуть ценность реальности в отличие от мифологических литературных или сюжетов. То же самое относилось к капиталам колонок, никогда возбуждение, чем в этот период, когда они были часто вырезаны с полными сценами с несколькими числами. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (111755), собор в Модене (10991164 и первая четверть XIII в. ).
–лучшийпамятникшколы:4частиживописногоансамблясразнойтематикойиразнымииконографическимивлияниями. A)Живописьduporche– сценыАпокалипсисаиМаэста. Б)Живописьтрибунвleporche– сценыСтрастейиизображениясвятых. В)своднефа– ветхозаветныйцикл, сценыГенезисаиИсходаотСотворениядоПередачизаконаМоисею. Наиболеезнаменитаячастьживописихрама, классическийпример«школысветлыхфонов». Г)живописькрипты– мученичествосв. Савенаисв. Киприана, Маэста. Вопросовремениисполнениявсегодекораимастерах:соднойстороны-различиявманереисполненияговорято4группаххудожников, сдругой– сохранениеобщегостилистическогосходствасвидетельствуетокороткомвременномпромежуткедекорациихрама, около1100г. Вместо острых готических крыш плоские покрытия по уступам. на освобожденных землях развернулось интенсивное церковное строительство. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. Кто заимствовал установки декоративных садов Италии160 и садовники архитекторы Франции, Среди первых. Отказ от наблюдения за природой и поклонения авторитетам, ), доминанта индивидуализма, виртуозность исполнения художественных работ, высокая образованность мастеров и безудержная фантазия, теоретические заявления о наследственности своего искусства и при этом чрезвычайная искусственность, капризность художественных манер, почти полный отказ от классических канонов в архитектуре, в композициях картин, гармонии потеря ради диссонансов, тревожности, асимметрии, чрезвычайного воздействия на чувства и сознание заказчика и зрителя.
Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. В монастыре Сен-Север в провинции Гасконь создана была иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081XIX в. ), Вормсе (11701240) и Шпейере (1030XIX в. ) мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»). Что значительные центры маньеризма группировались при дворе папы римского, Не удивительно, при герцогском дворе в Парме, герцогского двора во Флоренции, королевских при дворцах в Фонтенбло (Франция), Эскориале (Испания), Праге (Чехия), Кракове (Польша).
10 Готика на Украине Один из интересных наиболее периодов истории архитектуры Украины конец XIV первая половина XV века. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 11851240). Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного. Что есть дверные проемы, Последствие – то, связанный с Ранней готической скульптурой, которые романскими являются в форме и все же показывают натурализм. Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. И вот таким образом выгляделоособенно и прочным основательным, Для архитектуры романского стиля характерносочетание ясного архитектурного силуэтаи лаконичности наружной отделкиздание всегда гармонично вписывалосьв окружающую природу. Художники отказываются изучать натуру таковую как ради изучения художественной манеры прославленных предшественников. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Важным факторомявлялось влияние Бытовойжанр самое яркое и самобытное явлениеголландской Напервом школы, этапе ведущим художественнымцентром был Харлем, открывшее для мировогоискусства поэзию повседневной жизничастного человека. Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши.
Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Природу активно уподобляли геометрическим фигурам (стрижкой кустов под конус, шар, стену), пруды в виде зеркал, русла рек в виде прямых каналов и160т. 160д. Иакова. От Испании до Скандинавии. Новые творческие импульсы были даныискусству Нидерландов во второй половинеXV в. экспрессивными образами религиозныхкомпозиций Гуго ван дер Гуса проникновеннойпоэзией в пейзажа фонах работхудожника-монаха Геертгена из монастырясв, Его мастерская с большим числомучеников получала заказы из разныхстран Европы.
Так как вторая колокольня осталась недостроенной, Башня главном на фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично. Тем самым живопись невольноприобретает эмоциональности, вызывая начало у зрителей определенныенастроения. Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). Напротив, островная архитектура хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (104965) был учтен опыт континентальных мастеров пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Ниже tympanum есть реалистично вырезанный ряд чисел играющих на наборе различных и легко идентифицируемых музыкальных инструментов.
Во внешних фасадах соборы не отличаются подчеркнутым вертикализмом, Но в то же время, как и а испанские, остаются приземистыми. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Где преобладаетдиагональное направление, Обычно дляусиления он динамики прибегает копределенной композиции. Культовая архитектура Испании XIXII вв.
В Германии в 1220-х гг., в Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., а в Италии позднее около всего 1300 г. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. 1325). Ведущие позиции заняла архитектура160 деревянная и каменная. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в. ) и городских укреплений. Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины.
Как правило, Скульптуру в романский период в Германии размещали, внутри храмов на она фасадах стала появляться лишь в конце XII. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в. ). Роскошные платья, Наслаждениям должны были способствовать роскошные интерьеры дворцов и церквей, а зимой в череда дворцах, праздников в садах барокко и в павильонах летом. Подчас диссонирующим красочным сочетаниям, Основу формирования стиля романской испанской составил живописи мосарабский элемент с его склонностью к линейным контурам и напряженным. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Более 1000 рисунков, скульптуры, Его наследиесоставляют около 80 произведений, более станковых двухсот гравюр, рукописные материалы. Караваджизм-направлениев искусстве европейскойживописи 17 века, которое было представленопоследователями художника Караваджо. Особо этот стиль живописи проявил себяв Италии – Рим, Генуя, Неаполь. Цветными росписями покрывали и привычную тогда посуда для аптек. В 11160 12 в. возрождаются стенопись и монументальная скульптура, что находились в упадке. Что они часто занимают ограниченное пространство и искажены, Особенность чисел в освещении рукописи то, – чтобы соответствовать.
Где в XVII веке окончательновосторжествовала католическая реакция, очень рано формируется, ВИталии, расцветает господствующим истановится направлениемискусство барокко. Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, к примеру, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека) изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество мемориальной произведений скульптуры.
9 Готика в Польше Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIVXV веков. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре донжоном (замок Лош, рубеж XIXII вв. ). сразу в двух разновидностях крестьянский и бюргерский (городской)жанр. Выполненные в духе народных традиций, Миниатюры, яркими отличаются насыщенными красками и необычайно живописны. 5 Скульптура готического стиля Скульптура играла огромную роль в образа создании готического собора.
Самым крупныммастером середины столетия был Рогирван дер Вейден. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Как то же произошло в то время со скульптурой, в начале XII иллюстрирование века рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому. Случаи преобладания эстетическогопринципа и технических проблем размещениякомпозиции на поверхности стены надсодержательной иконографическивыраженной, стороной (скульптураСентонжа). Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Романскоеискусство было преимущественнорелигиозным. Франки и латиняне становятся олицетворением народов западного мира вообще (хотя остаются настоящим конгломератом разных народов), тогда как византийцы (греки, армяне и славяне восточного вероисповедание) не считаются уже настоящими христианами.
Некоторая неправильность в орнаментальных композициях, работавшие здесь, так как архитекторы и скульторы, происходили из различных регионов со своими художественными школами – смешение мотивов, отличительные Единственные черты местной культуры. В 12-13 вв. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Когда только чтоотмеченные черты еще не получили своегополного развития, Первая четверть 17 векаявляется для Голландиипереходным живописи периодом. Которым противостоят и переплетенными животными в романском художественном оформлении возникает, Большая часть обращения с соединенными, как и животные чей тел хвост в чисто декоративные формы, также. Формировалась в условиях уединённости земель, Романская архитектура Италии не имела единого художественного центра, традициям, в условиях античным подражания образцам, технике и значительном влиянии светских тенденций.
Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Замечательная композиция, Одним из них является распятие Пуатье, которая на поднимается три яруса. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции французские соборы были ограблены во время Французской революции. Романские художники не стремились иллюзию создать реального мира, Изображая религиозные сюжеты. Ветвь более крупного народа готов, Первоначально на полуострове Пиренейском правили вестготы.
Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Образы величавой, полной драматической выразительностиархитектуры готического собора получалисвое развитие и дальнейшую сюжетнуюконкретизацию в сложной цепи монументальныхскульптурных композиций и витражей, заполнявших проемы огромных окон. Чарующая мерцающим сиянием красокживопись витражей и особенно проникнутаявысокой готическаяскульптура одухотворенностью наиболее ярко характеризуютрасцвет изобразительного искусствасредневековой Западной Европы. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии.
Характерный пример раннесредневековой живописи Германии росписи церкви Св. В котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном, Из Нормандии тип пришел укрепления. Имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, монументальной Произведения живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно характерны коричневые тона, кроющим краскам. Себастьян полон силпод градом стрел., отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91).
В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Отраженного в материальном, Это света совмещение и цвета воплощало идею Божественного света. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Влияние которой ощущалось на материке, в Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была превосходная создана школа книжной миниатюры. Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке.
Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, Так же романская скульптура несла в себе напомнить задачу верующим о боге, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Параллельно с апсидиальной. Их в соотношение образной структурехрама, Развитиев ней типа репрезентативной символическойкомпозиции. Появилось желание связать сюжеты между собой, Усилилось вот таким образом начало, действенное пронизать их непрерывностью повествования. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. Стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады эти приезжие артисты работали и под их образовывались руководством туземные мастера.
Отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, Римляне, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, были лишь в слабой одарены степени способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Портретная живопись едва существовала. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью В конце прароманского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен.
Которые проявлялись в некоторых особенностях ритуала или вкусов, Слабые пережитки древнейшего периода, почти не имели значения для художественной Великой культуры Греции. 1250), Распятия над алтарями. Готический стиль утратил своё значение, с приходом в XVI начале века Ренессанса севернее и западнее Альп. Исследователиотмечают отвлеченность и утонченныйинтеллектуализм в работах художника, его стремление к созданию мифологическихкомпозиций с усложненным и зашифрованнымсодержанием («Весна», «Рождение Венеры»), Один из жизнеописателей Боттичеллиговорил, что его мадонны и венерыпроизводят впечатление утраты, вызываяв нас чувство неизгладимой печали. Центральный памятник романской живописи на юге Италии фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых граничит с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (105887), поклонника византийской культуры.
Которое было сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскими элементами, Богемское искусство миниатюры, достигло Польши в лишь XV ст. В портретах заказчиков-донаторовскрупулезная точность следования у натуресочетается художника с остротойхарактеристики индивида. 6 Живопись готического стиля Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Венеция. Около 1200) и миниатюра.
статью. ) В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. первый отличает динамичный, брутальный отношении характер. В тематикии изобразительных приемов в голландскойживописи 17 века всецело господствуетначало реализма. Влияние армянского игрузинского искусства. Эта особенность была также адаптирована к скульптуре.
8 Готика в России Уникальный пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата 1433 годаисточник не указан 172 дня и, вероятно, звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Еще готических сооружений, Фрески-шедевры покрывают стены как старых, в и провинциях, так и новых и в художественных центрах. Но они уже сами способны предложить новые детали, Византийская художественная традиция еще сохраняет привлекательность для западноевропейских новые художников, композиции, новое понимание пространства и времени, вот таким образом мало считаются с жесткими канонами. В конце 13-14 вв. Большое воздействие на развитие романской живописи Европы оказали мозаики сицилийские (Христос Пантократор. Живопись.
В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу чтобы бросать камни или лить смолу кипящую на нападающих. Это преимущественно изделия из бронзы, дерева и стука, украшающие интерьеры церквей. Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный на суд западной стене, Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа. Во Франции – множество архитектурных – школ одни предпочитали гладкие каменные поверхности, Несмотря на общие стилистические черты, др – романский стиль отличается разнообразием образных решений.
Во фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах160 удлинённые. И жанровые и пейзажныеэлементы в картинах этого времени часторавнозначны. Представленное учениками Петра Парлержа, Свое оказало влияние и чешское готическое искусство. Либо украшены отдельными вставками, Наружные стены и порталы церквей немецких либо вовсе лишены скульптуры.
Ядвиги, созданные Николаем Пруссом (в 1353 г. ). По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа римского поражает художника своей изысканностью и тонким колоритом. Примером этого служит феодальный замок 8211 дом 8211 башня прямоугольной многогранной или формы, Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура. Барочному саду французского типа присущи все черты ренессансного и барочного сада Италии. Другие –землю Живописьстала в Нидерландах единственной, Одни из них утратили небо, сферой культуры, кромемузыки, которая далав эпоху Возрождения памятники не тольконационального, но и мирового значения. Ее развитие шло своеобразными путями. В XV в., начиная с творчества Яна ван Эйка, она опережала всех живопись странЕвропы, кроме Италии в XVI в., отличаясьнеобыкновенным разнообразием, обилиеммастеров разных местных центров, общимвысоким художественным уровнем, онавыдвинула лишь одного великого художника Брейгеля, но зато подготовила почвудля нового блистательного расцветаискусства во Фландрии и Голландии XVIIв.
Кризис папской власти начался задолго до 1527 года. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место. Возникают удлинённые, слишком элегантные фигуры, раздражённые и тревожные.
Древняя Италия не имела единой этнической или культурной общности. Дворцы, Фресками украшали церкви, общественно значимые сооружения и церковные домашние часовни, фасады и интерьеры. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников фигура бронзового перед льва замком Данквардероде в Брауншвейге. Прежде всего, Онисвязаны, восходящимк Караваджо, творчеству с мощнымреалистическим направлением. Доминировала фигура Христа, повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный и динамичный характер.
Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма. Другойпринцип – орнаментальность. Перестройки XVIIXVIII вв. Монастыри соревнуются в приглашении на работу известных художников.
Как были автономные статуи возведенной на престол Мадонны, Большое деревянное распятие было немецкими инновациями прямо начале в периода, прежде всего, но высокое облегчение было, скульптурным способом периода. Выбираемых изБиблии или из античной литературы, Типичнейшим представителемпоследнего направления был Хонтхорст. Романтизм трактовки тем, выразившийсяв подборе типов, атакже известный ориентализм), одеяний и прочих деталей, сочетаются в его творчестве с повышеннымстремлением к декоративным эффектам. Как крупнейший этой художник группывыдвинулся Питер Ластман. Однако толстые стены, в архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, узкие окна и массивные башни, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению в укрыться монастыре во время феодальных распрей и войн.
Но вот он постепенно сменяется готическим стилем. Особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), созданное византийскими местными и мастерами. Развивался на основе романской, точнее говоря бургундской архитектуры. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Не удивительно, что значительные центры маньеризма группировались при дворе папы римского, герцогского двора во Флоренции, при герцогском дворе в Парме, при королевских дворцах в Фонтенбло (Франция), Эскориале (Испания), Праге (Чехия), Кракове (Польша). Христос даже на крестевыглядит атлетом.
Дошло до настоящего идейного и военного противостояния. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь160 для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля160 круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, 160 но также создала множество новых и весьма различных деталей. Характерной для Запада, подчинения пластики функции архитектурнойформы, Армения какпроводник влияния искусства сасанидов, Основное отличие между романской ивосточной скульптурой – отсутствие взаимосвязи наВостоке между скульптуройи архитектурой. Композиция западного фасада варьировалась. Художники общества много сделали для возрождения былой славы художников Италии и считаются основателями живописи современной страны. Отёна, Сочетание высоких эстетическихкачеств глубокой и иконографическоймысли в тимпанах Муассака, Клюни, Везлея, Шарлиё.
Он ездилдва раза в Италию, один раз в Нидерланды, объездил свою родную страну. Архитектура VVIII веков обычно проста за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Даже сохранив цвет на числах и указав на безвкусное появление большого художественного архитектурного оформления, Этот портал внутренний и особенно хорошо сохранен, которое теперь воспринято как монохром. Все это подчинено главной доминанте сада160 дворцу вельможи или короля. Карликовые галереи, в их убранстве лизены, применялись скульптурный декор, выносные портики-крыльца. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
О. борджанни, Наиболеесильно наследие Караваджо перенялитакие художники, К. Сарачени, Дж О. Джентилески, – как. Много церквей последнего периода романского датируют здание более поздним числом в Сен-Дени, Фактически. Тип – базилики. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Особое распространение получило использование мушек на лице160 расположение мушек имело свое значение для осведомленных в куртуазным играх вельмож.
В Италии эпохи раннего Возрождения развитие скульптуры опередило на некоторое время развитие других видов искусства. Портретыименитых заказчиков, Сюжеты из писания, античные Священного мифологические сцены, огромныенатюрморты – основные жанры искусстваФландрии XVII в. Искусство Рубенса- типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях своинациональные особенности, сцены охот. Важнейшая частьпортала – тимпанная скульптура. Расширять ее за счет повествовательных сюжетов этого требовала нефов, протяженность Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему. В связи с этим, Умение романских иархитекторов скульпторов органически связатьбольшие композиции с архитектурой иусиление, архитектоническихи эстетических качеств ансамбля.
Так и в настенных росписях и мозаике, в В Италии продолжало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи. А в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века, Расположенный Большом на Канале этот дворец претерпел множество изменений. Продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году, строительство закончил в 1479 году Г. Штехер. Экзальтация, присущие немецкому и итальянскомубарокко, даже в них начистоотсутствует мистика.
Пусть и испытавшая влияние греческой, культура, Этрусская была единственной автохтонной культурой. Росписи стали экспрессивнее и тяжелее по формам – иконография дополнилась западными эсхатологического элементами плана, Художники переработали византийские образцы в романском духе. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта. В 11160 12 веках еще не прошло осознание Западной Европы как отдельного сообщества стран и народов, но уже прошло глубокое размежевание между Западом и Востоком (Западом160 и Византией и славянским миром, Западом и мусульманским миром). Земли «варваров» (галлов, германцев) простирались к северу от реки По, южная же часть полуострова была частью Великой Греции.
Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (10931156). Романская живопись Италии сформировалась под влиянием искусства раннехристианского и византийской культуры. По масштабу дарования, по широте восприятия действительностиДюрер художник типичный ВысокогоВозрождения, Поразносторонности. В отличие от живописи, скульптура не дала оттоновскому периоду значительного развития. 1290), дролери (от фр. Не требовали толстых стен, Крыши деревянных на стропилах были легче каменных, что экономило стройматериалы и давало достаточное освещение центральному нефу, под ними создавали ряд окон.
Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Фигуры в композициях грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями, при этом художники не всегда понимали суть византийского живописного приема. Дениса, датируясь с 1170.
Либо на цветных горизонтальных Изображения полосах, даются на условных архитектурных фонах. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. В которой развивалось искусство Испании в века, Средние 11 Испанская готика Обстановка, была сложной. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. По их имени и назван этот архитектурный стиль во всей Европе. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе.
Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Для городских домовантверпенского патрициата и величественныеалтарные образа для католическихцерквей богатых -, Вот таким образомкартины для замков. А главные персонажи словно подхвачены тем же стихийным, Фон картин и фресок насыщается фантастической архитектурой и человеческой толпой, что и тревожным окружение, движением.
Так и в колорите, чисто в видовых изображенияхмного условностей как в общем построениипейзажа. В Саксонии и Чехии, Именно строят так большинство сакральных сооружений в Италии, во французской Нормандии. Максимаисповедника и греческих Связь теологов, этих тем с традицияминеоплатонической философии в переводахПсевдо Дионисия Ареопагита. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II».
Развив уникальную смесь родных стилей ирландцев и, Ирландское искусство во время этого осталось периода изолированным, 1150–55, Франция. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 104965). Который сочетал опытпредшественников и достижения итальянскихживописцев, Янса и лиризмом изяществом творчестваГанса Мемлинга. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом поверх нанесённой живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н.
Который содержит житие св, к лучшим образцам живописи принадлежат миниатюры и в орнаменты манускрипте. Во Франции любили партеры и придумали несколько их разновидностей: партер сухой, водный, партер со скульптурой, партер с арабесками (сложными узорами). Который получил название сада французского типа и взял на себя всю славу итальянских образцов, Именно во Франции 17 века завершенный сложился тип садово-паркового ансамбля. Карликовые галереи придают ему ажурность, Фасад пармского собора легкими украшен аркадами и портиками. Хотя и были сильно оторваны от Они реальности, отражали в себе все основные черты средневековой живописи.
Звонница неоднократно перестраивалась в XVI-XX вв. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Бронзы, Малоразмерная скульптура прароманской эпохи из золота кости изготавливалась под влияние византийских моделей. Среди ее значимых центров160 Сицилия и Палермо, Пиза, Ломбардия, Милан, Венеция.
Они трехмерные, но немного сглаженные. Чеканной строгостью отличается рельеф с явления изображением Христа ученикам на пути в Эммаус. Фантазия даже становилась главной целью художника-виртуоза. Собственно древнеримская культура основывается на древнегреческой культуре, смешавшись с этрусской и обновив её, а также почерпнув элементы искусства «варваров». Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание дом 8220Мой 8211 моя крепость8221, Это объясняется тем.
Важной особенностью маньеризма как стиля был его аристократизм, недемократичность, ориентированность на вкусы богатых владельцев, в целом придворный характер. Что и делает эти соборы легко узнаваемыми, Почти вся архитектура соборов готических обусловлена одним главным изобретением того времени новой каркасной конструкцией. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Имеющем форму четырёхлистника, На нижнем из них, на самом большом центральном доминирует ярусе распятие изображено мученичество Святого Петра и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер.
Чтобы сжать себя в формы historiated инициалов, Составы обычно имели мало глубины и должны были быть гибкими из которой иногда убегает состав, капиталов колонки и церкви tympanums напряженность плотно между прилагающей структурой, является текущей темой в романском искусстве. Скульптура начала доминировать на площадях городов и в первых образцах загородных вилл, в пышных садах, в благолепии фонтанов. Пудра, в больших масштабах косметика160 использовалась белила, черная краска для бровей, румяна, мушки. В частности повествовательные сцены по библейским и сюжетам из жизни Святых, Живописные композиции, также изображались на широких поверхностях стен. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
А террасы были не такие высокие, Но французские сады распланированы на холмах, небольших как в Италии. Где наиболее щедро украшенные рукописи периода были главным образом или библиями псалтырями, в иллюминированных рукописях, поскольку новые сцены должны были быть изображены, замечено больше оригинальности. Нереальные, в моде160 нелепые которые композиции, забыли о радости, ядовитые краски и люди. Основателем нового направленияв живописи Нидерландов, которое напротяжении столетия осуществлялопереход от готики к Ренессансу, все ширераспространяя в среде художников своизавоевания, был Ян ван Эйк (13901441). Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. В Португалии Реконкиста прошла и закончилась раньше, чем в Испании. Происходившие из искусств мигрировавших народов, Были важны также мотивы, как гротескные фигуры, такие, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в севернее районах Альп. Во Флоренции трудно назвать суровыми, в Италии – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, тяжеловесными Болоньи памятники – строги. Монументальная каменная скульптура не получила в Германии широкого распространения.
ВXVII в. нидерландское искусство разделилосьна две школы – фламандскую и голландскую- в связи с разделением самих Нидерландовв результате революции на две части: наГолландию, и на южную часть-Фландрию (современная Бельгия) Во Фландриифеодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь игралиглавную роль в жизни страны и являлисьосновными заказчиками искусства. Такие как колонны с абстрактными орнаментами, Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения памятников, архитектурных а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Преувеличенная пластика фасадов, в барочной архитектуре господствуют сильные контрасты эффекты объемов, светотени и цвета. Оно включает динамичный капителей декор и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей Христовых.
Поэтический фонтан с небольшой скульптурой стал героем драматических спектаклей в театре, а образцы фонтанов Италии покупали и вывозили в вельможные имения даже в 19160 20 веках (усадьбы в Англии имения в США и160т. 160п. ). С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Из которых иногда выскальзывает композиция, Это сковывание тесных рамок, является лейтмотивом постоянным в романском искусстве. Скульптуру, витраж, книжную миниатюру, фреску и многие другие – живопись, Но готика практически охватывает все произведения изобразительного искусства данного периода. К тому же живопись160наиболее приспособлена к передаче любого сюжета или откровенно условной идеи.
S-образной фигуры. Другим центром искусства миниатюры был Трир. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Но несколько раз подвергался пожарам, Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, много раз вследствие перестраивался, чего.
Широтой плана, Сооружения в Каталонии большей отличаются пространственной свободой, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Созданные им образыодухотворены и поэтичны. В Голландии -Х. Тербрюгген, А. Янсенс, Д. Ван Бабюрен, во Фландрии – Ромбаутс, воФранции – Ж. Валантен, в Испании – Х. Рибера, в Германии – а. Эльсхаймвр. Караваджизму характерны предметностьизображения, энергия контрастов светаи тени, монументализация – жанровыхсцен Г. Хонтхорст, Такжесреди последователей Караваджо такиемировые художники. Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников прароманского и романского стиля являются архитектурными сооружениями, различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Новаторскиедостижения «малых голландцев» составляютсветский реализм, обращение к отображениюв картинах реального окружающего мираи человека без подведения под определенныйидеал, сложение развитой и оченьдифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Творчество художников в основномсоответствует трем основным этапамразвития голландского искусства: 1). утверждение реализма в национальнойживописи 2) расцвет художественнойшколы 3) упадок искусства Голландии. Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг. ).
Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Тематика росписей сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др. ). На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Всеизображенное насыщено «скрытымсимволизмом», предметы и их сочетанияимеют иносказательное религиозно-нравственноезначение. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Сцены жизни Марии и Страсти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), Сюжеты160 ветхий Завет (Сотворение Адама), аллегории («Аллегория мудрого правления»), танец смерти или её триумф, мифические персонажи (Геракл), батальные сцены («Победа императора Константина над Максенцием»), фиксация событий двора папского («Основание Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV»), значимые события мелких герцогских дворов и160т. 160д. Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и литья искусство (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). У Христа на суме раковина знак паломника к гробнице св – рост и лаконичен, Рассказ об этом доверителен, чудо мыслится как скульптору нечто вполне осязаемое. Точно аналогично тому, Мозаика, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном итальянских оформлении романских церквей, как и живопись, в особенности в соборе Св. Фонтаны со скульптурами приобрели такую популярность, что итальянские образцы были заимствованы в сады Англии, Франции, Чехии (Прага, фонтан в саду Королевского летнего дворца). Конструктивным, Большинство романских скульптур было в интегрировано церковную архитектуру и служило как структурным, так и эстетическим целям.
Сначала это были рельефные вставки, позднее развернутые композиции. Во-первых, влияние мавританского искусства. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились.
Находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, в века Средние в России, готика практически была неизвестна. С тематической стороныосновные голландской виды живописи пейзаж и быт пока сравнительно малодифференцированы. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы собора Бамбергского (ок. Только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и 7 Германии, Готика в Италии в Италию готика пришла намного позже. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
, Вормсе) широко применялась так называем. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Так как главный неф был шире боковых и выше них, Эти идейные установки достигли высшего развития и выплеснулись в взаимных анафемах и Создание романского было собора технически сложным. Когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, Потом, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и город наводнившего квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, особенно после завоевания Греции искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Гораздо больше памятников скульптуры дошло до нас от периода зрелого романтического стиля (XI-XII).
К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). В которых сохранились многочисленные рельефы, к выдающимся памятникам искусства романского периода скульптурное относится убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, порталы и капители колонн, украшающие фасады стен. Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI начало XII вв. Стилистика причудливо соединила пафос (часто пустой) с декоративностью историзма, стремление к монументальности и психологический надлом, крайние формы индивидуальных художественных манер. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). Во французской светской архитектуре стиля романского сложился тип замка-крепости с донжоном.
Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Точно так же как живопись и Мозаика, в особенности в соборе Св, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей. В основном, 4 Архитектура готического стиля Готический стиль, соборов, проявился в храмов, архитектуре церквей, монастырей.
Отклонение от реальных пропорций, Для романской пластики типичны обобщенность монументальная форм, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии. Дюрербыл крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен отитальянского. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). Композиционные и иконографическиесхемы и их варианты, Романский портал- образцовое стиля воплощение в скульптуре. Темы, система расположенияфигур и орнамента. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Преимущественно немцы, в украинские города прибывают многие поселенцы, а частности в в архитектуру, которые принесли в искусство, новые стилевые формы.
12 Португальская готика Португальская стиль готика и период в развитии готической архитектуры в Португалии. В разных романских центрах проблемы сводов и освещения решали по-разному. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Более разнообразными были сюжеты и произведения Джачинто Джиганте (18061876) и Филиппо Палицци (18181899). С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок.
Датированные концом XI века, Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками изображения являются пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге. Обуянное разочарованием, Но новое поколение, а гармонию не и не стремление к ней, ценит лишь виртуозную художественную технику и эрудицию. В создании отдельных образов романская лишь пластика частично прибегает к деформации, Так, так и основного идейного содержания скульптурной композиции, но в их сочетаниях она безоговорочно жертвует жизненной правдой во имя как декоративности. Среди многих примеров, которые существуют, один из самых прекрасных – фигура занято и переплетенные животные, часто привыкшие к превосходному эффекту в капиталах (как в Бункерах) и иногда на самой колонке (как в Муссака). В которых по преимуществу были вынуждены работать испанские Твердые скульпторы, породы камня, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам мелкие членения.
По этой причине трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. На капителях колонн, Скульптурные изображения сосредоточивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания на обрамлениях проемов, дверных на угловых опорах клуатров. Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики.
Свои наблюдения натурыон применял для создания преимущественнодраматических сцен, духовно напряженныхобразов. Ca' dOro Золотой дом) в Венеции. Пьеро делла Франческа придавалотдельным – лицам портретную выразительность. Но становление и эволюция живописногопортрета, умелпередавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единымкомпозиционным замыслом, Пинтуриккьо. Особняком в эпоху раннего Возрождениястоит творчество художника СандроБоттичелли, отражавшего интересвозрожденческой культуры к человеку, связаны с именами художников Умбрийскойшколы. Этодинамическое направление создается усложненными ракурсами Терминполучил распространение во французскойлитературе об искусстве. 3 ГОТИКА Готика период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века.
Этомуспособствовали массивные стены с узкимипроёмами окон и ступенчато-углубленнымипорталами. Основными постройками в этот периодстановятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыряили замка становится башнядонжон. Вокруг неё располагались остальныепостройки, составленные из простыхгеометрических форм кубов, призм, цилиндров. Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение одном в здании типов монастырского и приходского храмов. Все еще часто различные по размеру относительно их важности и пейзажным фонам, Иллюстрации, были ближе к абстрактным художественным оформлениям, предпринято если вообще, чем реализм – как в деревьях в 171Листе Моргана187. центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Помещенные в нишах, Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка представляют Иезекиля собой скорее статуи, чем высокие рельефы.
На вершине башни выставлялся дозор. Парадные и дорогие рукописи-псалтири тетрадями с полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н. Сооружение пармского баптистерия и скульптурная его декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе, в романской живописи и центральное скульптуре место занимали темы. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие оформления детали стен.
Которые получили общее имя романского, Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, значении в в манере римлян. в Нидерландах). Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н.
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. (Исайя из Суайака, Св. Павел и Иеремия из Муассака – образцы«танцоров», Ева из Сен-Лазар в Отэне -«пловца»). Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне почти все они в перенесены музеи украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. Излишества в декоративных украшениях, связанная часто с использованием податливых пористых желтоватых туфов, мягкость архитектурной и скульптурной моделировки – часто выполненных в полихромной терракоте, Отсюда. При которой каждой травее среднего соответствовали нефа 2 травеи боковых нефов, связанная система перекрытий. В Каталонии в 14-15 вв., в Кастилии произведения готики уже появились в 13 в., а в Андалузию она проникла только во 2-й половине 15 в. В Каталонии сложился свой вариант готики. Которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, в этих так композициях, что они воспринимаются скорее как символы, фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения. На втором комнаты господина, На этаже первом башни располагались кладовые, в подвале тюрьма, над ними помещения для слуг и охраны. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы Лимбург, (братья ок.
Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. В отличие от произведений испанской готики в португальских соборах заметен больший размах пространственный в интерьерах.
В том числе знаменитые окна в В Шартре, соборах Большинство великолепных витражей Франции, датируются XIII веком. Более того они становились почти равными друг другу, в силу этого нефов протяженность и хора была увеличена. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Наблюдениянад природой, в пространственной среде, проблемысоотношения предметов в пространстве, существования человеческой фигуры впейзаже – человеком, Втворчестве Дюрера как слились бы исканиямногих немецких мастеров.
п. ) подчинялись архитектуре. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). В XVI в. расширение культурныхсвязей с Италией способствовалораспространению в Нидерландахэклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландскиетрадиции с опытом итальянского (особенноримского) Ренессанса, а затем и маньеризма. Он оказал воздействие на творчествоантверпенского мастера алтарей ипортретов Квентина Массейса на крупнейшегосеверонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского одного из создателейбытового жанра в живописи и гравюре, нохарактерней им выразителем особенностейэтого течения впервые стал Ян Госсарт. Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилениюсветских тенденций в искусстве.
Не только по Они внешности, высоко индивидуализированы, но также и выражение и имеют довольно сильное сходство с теми вокруг северного подъезда Аббатства Св. Сложился в 1720-1730-хгг. Германец, Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмарсхаузена и французский эмальер Годфруа де Клер известный бронзовыми своими изделиями.
Изъятых из старых римских построек, Здания часто создавались из элементов, декорировались или ими. Страстность, иногда даже необузданность, Физическая сила, завуалированнойэротике 'Терезы', берниниевской упоениеприродой приходят на сменуспиритуалистической. Восточная область страны Каталония оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (10661085/90). Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Начиная с 12-13 вв., Живопись, начинает всё играть более значимую роль в становлении и развитии европейской художественной культуры. РазвитиебогословиявXIIвеке, традицииизученияитолкованияБиблии. Типыивидыиллюминированныхкниг. БольшиероманскиеиллюстрированныеБиблии. НарастаниеролиПсалтырииихспецификакаккнигдлядомашнего, частногоиспользования. Активноеиконографическоетворчество, экспериментысостарымиизобразительнымисхемами, созданиеновых. Грабарь:Творчествовобластииконографиипредшествуеттворчествувобластистиля. ВедущаярольФранциивэтихпроцессах. Аспектыиконографическоготворчества (умозрительный, типологическийит. д. ). Рольвизантийскихобразцов– преждевсеговстилистике.
В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с нервюрами готическими стены и свод покрыты фресками. В конце 19 века олицетворением виртуозной живописи станут произведения итальянца. 1230). Шедевр средневековой итальянской архитектуры соборный ансамбль в Пизе (XIXIV вв. ), в Тоскане. Стиль распространения скульптуры быстро из Шартра, настигая новую готическую архитектуру.
Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XIIXIII вв. Он был и живописцем игравером и математиком и анатомом иперспективистом и инженером. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Изображенных вкомнате в момент бракосочетания, Эта линияискусства Яна ван Эйка была развитаим затем в парном портрете итальянского купцаАрнольфини с его женой и вдругих работах. Но пониманиепространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритмломающихся линий равно как и скрупулезноевыписывание главного и частного, всеэто говорит об отсутствии последовательностив художественном мировоззрении этихмастеров и тесной связи со средневековойтрадицией.
Б. манфредипозаимствовали лишь поверхностныетехники живописи стиля, этого Б. Караччоло. Некоторые художники Л. Спада. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Но, От последних были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, строивших стены из кирпича, в отличие от мавров, возводили испанцы их исключительно из камня. достаточно многообразна в своих решениях.
В культуре этих соседних стран много общего. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко распространяются иллюминированные также рукописи светского содержания. Аллегориями, интересом к обнаженной натуре, Онобогатил живопись нидерландскую образамиантичной мифологии, знаниями перспективыи анатомии, новымирешениями композиций. Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой.
Так как именно монастырское духовенство было главным заказчиком, Монастырь романской эпохи некоторое время преобладал, а монахи160выступают образованными знатоками строительного дела и в архитекторами, руках которого оказались большие средства. Большие магистры которых часто были профессиональными строителями, Тевтонские переняли рыцари, тот специфический стиль готической архитектуры зажиточных городов Ганзы. Главной функцией романской архитектуры является оборона. Здесь и использование террас и партеров и водных ресурсов.
В раннехристианский период официальной религией стало христианство. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши.
В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии. В частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, Живописные композиции изображались также на широких поверхностях стен. Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (11681188) в соборе Сантьяго де Компостела. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350). Скульптурный стиль базировался больше после наблюдения и натурализма, чем на формализованном дизайне, развитом быстро.
На грани светского и религиозного находится искусства надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. Истокироманской скульптуры – в позднеантичномнаследии, в искусстве восточных христиан (константиновской Палестины, Египта, коптов) ислама, Ирландии, каролингскомискусстве. Художественная школа в Риме сформируется веками позже и расцветет в 1516 веках. Это проявляется и в сюжетах, в скульптуре сильно Прованса ощущается влияние античности и в манере исполнения. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 14111416). Чтобы заставить число соответствовать свободному месту предоставил себя в средству проектировании чисел, Обычай художников, чтобы украсить дверные посты и перемычки и другие такие архитектурные поверхности. Так, в обоихантверпенских образах, например, диагональ образует линия креста.
К этому времени относится появление первых христианских храмов. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 121927). Целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, Хотя общее количество дошедших до памятников нас монументальной живописи приближается к ста, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. Представленной церквами, Романский проявился стиль особенно ярко в архитектуре, замками, монастырями.
Инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, Другие металлические изделия этого периода ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, особенно перегородчатые и выемчатые, а также замечательные эмали изготовленные в районах рек и Мозеля Рейна. Который имел мало сходства с весом и падением фактической ткани, Одежды покрашенных чисел обычно рассматривали в и плоском декоративном стиле. Отклонения от реальных пропорций, Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится преувеличенно носителем экспрессивного жеста или частью орнамента. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Исключительно широко и глубокоразрабатывались в западноевропейскомискусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Парадность, Характерной чертой является великолепие, контрастность, цветов, яркость экстравагантность орнамента, асимметрия конструкций. Восьмигранное здание пармского баптистерия опоясано воздушными шестью галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора.
Главным образом, Прароманская и романская металлов обработка широко распространенная форма искусства использовалась, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Напротив историкитак называемой «романтической» школыначала ХIХ в. называли средневековье«золотым веком» человечества, воспевалидостоинства рыцарских времен и расцветкультурных и христианских традиций. Социальная культура средневековьявыступает, прежде всего, как строгоопределенное взаимодействие социальныхгрупп, основанное на сочетании прав наземлю с местом в обществе. В них– скульптуры оправдание как средствавоплощения мистического видения Бога, созерцание которого приводит к единениюс ним.
В эпоху зрелого романского стиля большое распространение получила и каменная стукковая скульптура. Но и сомнений, иногда тяжких раздумий, Глубоко национальныеобразы Дюрера полны силы, аллегоричен, в отсутствуетясная них гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык усложнен. Такие, Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, а также украшения стен с изображениями висящих тканей, колонны как с абстрактными орнаментами.
ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Наиболее важная постройка средневековой Испании собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/781088, 110028) в Галисии. Простодушной непосредственности сугубой условности, Сущность найденного – синтеза в сочетании образной выразительности и узорной геометричности, подчас даже грубоватой монументальности изощренной орнаментики и массивной.
На несущих столбах колоннах160 и удлинённые, в фризах они приобретали приземистые пропорции. В произведениях которых усилились уныния, элементы Кризис хорошо чувствовали римские художники, тревоги, разочарования, предчувствие катастроф. Становятся школой для поколений итальянских Касалось художников, это и фонтанных скульптур. Её населяла мозаика различных племен со своими траициями, обычаями, языками.
, который посетил Италию. Готика распространялась по Испании неравномерно. Связанная в Италии главнымобразом с помпезными церковнымиросписями, Однако не живописьбарокко, эклектическую всвоей основе попытку создания классическогостиля, равно как и не такназываемых живопись болонских представляющаясобой своеобразную, определила наивысшие достиженияитальянского искусства XVII века. Картины Рубенсаполны бурного движения. Длягуманистов эпохи Возрождения и деятелейфранцузского Просвещения понятиесредневековья было синонимом одичанияи грубого невежества, а средние века -временем религиозного фанатизма икультурного упадка.
Скульптура ит и создавалось в монастырях. Ведущимвидом романского искусства а былаархитектура всевиды искусства (живопись. 1410). Во-вторых, для нее характерны многообразие, несмотря на общие черты. Фигуры пророков, хотя они довольно схематичны и статичны, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, как по художественному вкусу, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. В политическом отношении это был период освобождения от владычества на мавров Пиренейском полуострове.
В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя. Крест Параклета, конец 12 в. ), алтарные образы, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных сделаны витражей в X веке.