Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Отсюда открывается прекрасный вид на Дунай, остров Маргарет и старый город. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, XXI вв. ).
Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (112050) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в. ). Во всем ощущаетсяпредельная простота имера. Что замки наводят на мысль, Руа отмечает, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное у что них не было ни малейшего вкуса к изящному. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре донжоном (замок Лош, рубеж XIXII вв. ). А строителями, Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей -- монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла аспиды и василиски, например). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Которые всегда изображаются неизмеримо большими масштабу, по Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей Христа или Богоматери.
Ковром, Фрески покрывали стены и своды храмов как сплошь, ткался или вышивался узор на коврах, длинными фризами. Романские соборы также были весьма массивны. Однако это не означало что создавали портреты только стариков. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией. Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI начало XII вв.
Во Франции в начале 13 в. в т. н. Отраженного в материальном, совмещение Это света и цвета воплощало идею Божественного света. Возвеличивали их заслуги, так Скульптуры же прославляли властных римских императоров, благородство, восхваляли силу. Романские храмыпоражают мощью.
В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в. ). В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. В конце 13-14 вв. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Центральный неф и два по бокам. Живопись покрывает свод главного нефа, западные эмпоры, нартекс и крипту. Изображенная над входом апокалиптическая сцена как бы рождается на глазах у зрителя из беспокойного хаоса и форм линий.
Желавших видеть реликвии и принять участие в службах перед многочисленными алтарями, Планировка зданий этого типа была обусловлена движением непрерывным паломников. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). И из всех гадов, Введи в также ковчег из всякого скота и от всякой плоти по паре и из всех животных, чтобы они остались с тобою в живых мужеского пола и женского пусть они будут. Позднее портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой. Бог непременный участник большинства ветхозаветных сцен. Роспись крипты более тщательная и плотная. Главной функцией романской архитектуры является оборона.
Зубчатыегалереисоединялибашнизамкамеждусобой онибыли сразнообразными окнами. Перекинутый через ров главной к башне, Мост, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны X в веке. Отличительными чертами внешностями императора на портретах являются бакенбарды небрежные и хаотически взбитые надо лбом волосы.
Наиболее значительные нормандские церкви зрелого стиля сохранились в Кане. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. Но без идеализации изображали Они конкретных людей скульптуры стремились передать внешнее сходство. Сквозной обход, намеченный планом первого этажа, повторялся на уровне галерей второго яруса, охватывавших все здание. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение.
Целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно Хотя мало, общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Паломнические церкви выделяются суровой мощью и пространства, уплотненностью Несмотря на значительную высоту помещений.
в Нидерландах). Личность его, не заурядная и сильная обременена множеством пороков. Эволюция его образа от ребенка одаренного до презираемого монстра можно проследить в целой серии портретов.
Живопись свободна и вдохновенна. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни. Один из них пятинефная базилика Сен-Сернен в Тулузе. В первую очередь, Ансамбль в дает Сен-Савене представление о развитии, несколько архаизирующей, местной живописной школы, но выразительной. Рельеф предстает как огромное окаменевшее видение, в котором остановилось время. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет.
Которая в то время входила в состав английского владений короля, Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. На парапетах представлены на рельефы сюжеты из жизни Христа, По средневековой традиции, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи люками с в полу чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.
В которых сохранились многочисленные рельефы, к выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских Сен-Лазар храмов в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, порталы и капители колонн, украшающие фасады стен. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Образы Пизано станичны, величавы и бесстрастны. «Прекрасные Мадонны»).
А карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором, Скульптурная школа Прованса позже других выступила на историческую арену и создала свои главные произведения в последней трети XII в. Античные памятники в долине Роны воспитали провансальских глаз мастеров. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи).
И все же ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев. Восточная часть апсида (украшение). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в. ) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов живость и яркость рассказа. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Отгона III», около 1000 г., Мюнхенская библиотека).
Отклонения от реальных пропорций, Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий часто образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (11301140) в Отене. Лимож). Римский скульптурный портрет намного превосходит египетский и греческий. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Имеющем форму четырёхлистника, На нижнем из них, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие, мученичество изображено Святого Петра и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы.
Все было подчинено суровой действительности. Композиция западного фасада была позднее использована строителями готических соборов. Что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной и раздробленности его девизом является высказывание 8220Мой дом 8211 моя крепость8221, Это объясняется тем. Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. О чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с капителями, античными На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество. В ее исполнении приняли участие несколько мастеров.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Скульптура в западноевропейских средневековых храмах появилась впервые в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Выразительный жест руки говорят властности, о Гордая поза, грамоте и мужестве владыки могучей империи.
В которой можно различить несколько центров, художественных в романский период бурно развивается книжная миниатюра. Как внутри, Каждая из частей главных храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, так и снаружи чётко обособленную от остальных. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные и эмалью чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям «звериного стиля»). Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
Рим украшали многочисленные статуи правителей. Нормандии, Наиболее ярко черты зрелой романики в проявились архитектуре и искусстве Бургундии, Аквитании и Пуату и Прованса. Во Флоренции трудно назвать суровыми, в Италии – под влиянием античного – искусства памятники в Пизе, тяжеловесными памятники Болоньи – строги.
К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи живопись в по прозрачному стеклу (т. н. Иногда на искусственном возвышении, Замки и донжоны возводились на холме высоком или откосе у реки. Именно отсюда происходит термин «романский» римский. Колонны опираются на спины лежачих львов. 1290), дролери (от фр.
Римской высшей знати было предоставлено право воздвигать в общественных свои местах статуи. Старцы и Христос в Муассаке не действуют, но пребывают. Связанные с представлением о безграничном грозном и божьем могуществе, в романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы. Термин «романский стиль» был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения» (кроме того -- искусства эпохи «Великого переселения народов», Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов».
На своде центрального нефа фрески располагаются фризом в два яруса, по обоим склонам. Под которой располагались подземелья, Замковый ансамбль включал в себя также прямоугольную высокую или круглую башню – донжон, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Внихнетничего неясного. Стены храмов и замков ткаными украшались коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Здесь сохранился самый большой и характерный ансамбль романских росписей Франции.
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Похожие на крепости, Церкви Нормандии, расположенными по сторонам фасадов и центре, в отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями. Каждому эпизоду соответствует определенная цветовая тональность в общего пределах охристого тона. Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. Языческие представления не исчезли бесследно, Двоеверие жило в народе и церковь была бессильна вытравить образы эти народной фантазии.
Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Со свидания на Рыбацком бастионе началась не одна любовная история – его запрятанные ниши и каменные скамейки – места излюбленные для поцелуев, Сегодня он выполняет совсем другую функцию. Позднее перекрывали внутренние каменными помещения полукруглыми сводами, Первоначальнособоры строили с плоскими потолками. Его жесты наставительны, величаво свободны и повелительны. Например, Сюжеты росписей не ограничиваются библейскими и сценами евангельскими некоторые фрески живописуют, эпизоды из басен Эзопа.
Основы такой позиции были заложены просветителями. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Отклонение от реальных пропорций, Для пластики романской типичны монументальная обобщенность форм, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии.
Юг и Юго-Запад страны пересекали четыре дороги пилигримов. Центральное произведение монументальной живописи росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI начало XII вв. ). Величественна и торжественна скульптура мраморная первого римского императора Октавиана Августа. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Одним из замечательных достижений римского искусства стал портрет. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Однако, Античные мотивы, в скульптуре ощутима тяжелая камня, масса подвергнуты романской стилизации.
Взгляд лишь постепенно охватывает сфокусированную полукруглым обрамлением центральную огромного группу неподвижного Христа в окружении апокалиптических символов и серафимов. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора -- школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Господство линии и плоскостного локального цветового пятна искаженные пропорции – отсутствие перспективы и объема, в все ней ярче прослеживаются черты единого стиля. романского стиля была тесно связана с архитектурой. Обнаруженные по раскопкам, Изучая здания, что сооружения эти напоминают постройки Древнего Рима, они пришли к выводу.
Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». 1265). Именно в этом заключена сила римского портрета.
1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
И сделал Ной все, как повелел ему Господь. А не обитель Божества, Вот таким образом одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать молящихся, вместилище что было важно в античности. Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. Не случайно о них сложилось множество легенд.
Их жесты и позы выражают различную степень экстатического потрясения. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. – декоративно оформленные фасады, высокие башни.
Самостоятельности она не имела. Более четкой и конструктивной стала система сводчатых перекрытий. И войдешь в ковчег ты, с Но тобою я поставлю завет Мой и жена твоя и сыновья твои и жены сынов твоих.
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Фигура Творца значительна и отличается благородством. Поперечный неф трансепт. То в конце 11-начале 12 вв., Если в романском раннем стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере – сосредоточенные на капителях колонны. Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Работавшего здесь мастера влекла к себе обстоятельность рассказа. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -- куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Расцвет трирской школы падает на XIXII вв. Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало.
Свет проникал через Освещение галереи, в центральном нефе было скупым, которые перекрывались полуциркульными сводами. Который определяют свободная поступь и аркады узкий трифорий, Церковь Ла Трините выделяется своими мужественными пропорциями и строгим благородством интерьера. Белый мрамор отполирован до блеска.
Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе («Христос во славе», «страшный суд» и т. д. ). Тело кажется нерасчлененным блоком, Фигуры суровы бесстрастны и живут как бы в ином мире, лица не имеют ни тени земного.
Нормандские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия своды появились здесь только в конце XI в. и почти не использовали скульптурные украшения. 70 м длиной и 0, 5 м шириной, Подобный ковер даже дошел до нас это ковер из собора в Байе, с изображением завоевания Англии норманнами 1066 в г. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г. Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Которые произошли от латинского языка, Это же название распространилось и на языки европейских некоторых народов. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение искусство носило характер усиленно-назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами «Страшного суда», апокалипсических видений и «Страстей Христовых».
Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. На втором комнаты господина, На первом этаже башни располагались кладовые, в подвале над тюрьма, ними помещения для слуг и охраны. Их компактные формы и ясные силуэты как бы и повторяют обогащают естественный рельеф, Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, чаще всего служивший материалом, а местный камень, органично сочетается с почвой и зеленью. 1250), Распятия над алтарями.
Гордостью эпохи являются скульптуры Никколо и Джовани Пизано. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. Похожие на римские триумфальные арки, Порталы, листья аканта, меандр, розетты, коринфские капители и каннелированные составили колонны арсенал скульптурной и архитектурной декорации порталов провансальских церквей, в частности церкви Сен-Трофим в Арле. Как быотвечая взглядам отцов церкви противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств.
Григория», Трир). Одним из них является распятие Пуатье, замечательная композиция, которая поднимается на три яруса. Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был мастерами сделан южного портала церкви Сен-Пьер в Муассаке. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. S-образной фигуры.
На вершине башни выставлялся дозор. Которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной централизованной светской власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние, Основой единства романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере.
Средний неф перекрывался цилиндрическим сводом, боковые крестовыми. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. 1410). Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Теперь они дают не только традиционный тип могучего и отважного императора. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Споры в области теологии в XIXII вв.
Храмы, безусловно, создаютощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Четыре больших храма отмечали каждую из этих дорог. Западные башни, получившие завершение при перестройке здания в XII в. (тогда же были возведены и нервюрные своды), полны напряженной силы, в них заметно нарастание вертикальных членений от яруса к ярусу. Самое известное произведение первого римского периода 150 «Пьета» («Оплакивание Христа») в капелле собора Святого Петра.
Голов, Клубятся в беспокойном ритме линии среди нимбов, плотных красок ослепительно вспыхивает белое, ангельских крыльев. Тип – базилики. Пропорции близки реальным, Рельеф провансальской скульптуры высок, под тяжелыми складками проступает одежды тело. Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 10961250).
(в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. (Бытие, гл. Которые они снимали с лиц умерших предков, же Римляне ранней поры шли от гипсовых или восковых масок.
(номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход и т. д. ), все это привело к тому, что, как требовала церковь искусство стремились сделать не только «евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Разномасштабные фигуры иногда ноги и голова персонажей повернуты разные в стороны, к характерным особенностям живописного стиля можно отнести плоскостные изображения из-за чего позы кажутся неестественными. К монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни) – к богатству скульптурного декора -- школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы обильно церквей украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле), Для Франции характерно многообразие местных школ. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Рельеф церкви Сен Сернен в с Тулузе изображением Христа разработан слабо, Так, складки одежды не вылеплены, большую роль играет линейный рисунок, а нарисованы глубоко врезанными линиями. В 102872 гг.
Материальность в передаче объемов сочетается с полным анатомией, пренебрежением Вещественность, что усиливает выражение религиозной экстатичности. Когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова, произведения Лучшие кельнской школы были созданы в XII в. Недоверчивое, Лицо хмурое, в углах губ- мстительно- саркастическая брови усмешка, сдвинуты. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом, Поскольку главной заботой крепость были и солидность здания. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с полнолистовых тетрадями миниатюр перед текстом и т. н.
Чтение росписей предполагает сложное движение зрителя по интерьеру. При многообразии и богатстве истоков Возрождении- явление глубокой отмеченное и принципиальной новизной. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия своды появились здесь только в конце XI в. и почти не скульптурные использовали украшения. Членений во многом подготовили (церковь Ла Трините в Кане), готику Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств. Феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.
Действие течет то эпически величаво, то становится динамическим. В средние века на этом месте был расположен рыбный рынок, отсюда и необычное название. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Социальная основа романского стиля -- система развитых феодальных отношений и католической идеология церкви. Повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный и динамичный характер, фигура Доминировала Христа. Представленной церквами, Романский стиль проявился особенно ярко в замками, архитектуре, монастырями.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Но земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями. Причем заполняется вся плоскость, Рельефы лишены пространственности, роднящая миниатюрой, с боязнь пустот также черта. Проглядывает трезвыйвзгляд на мир. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна. Окна были не только круглыеичетырехугольные, но ипринимавшиеформу глаз, ушей или трилистника.
Смятенность, По отношению к божеству остальные персонажи изъявляют почтительную покорность, радостное изумление дерзновенное или непослушание. Отличавшиеся великолепным живописным и убранством, скульптурным в Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы. Ставни же делались из холста. Михаила в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015 г. ). Примером этого служит феодальный замок 8211 дом 8211 башня прямоугольной или многогранной формы, Помимо культовой активно архитектуры развивалась и светская архитектура. 1325). Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) прежде всего внушают страх. В том числе знаменитые окна в Шартре, в соборах Большинство великолепных витражей Франции, XIII датируются веком.
Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 105966 и 110030). Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Двадцать четыре старца, располагающиеся в три яруса подле Христа, вскинув головы, взирают на второе пришествие. Хотя они довольно схематичны и статичны, Фигуры пророков, по как художественному вкусу, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. Ной был человек праведный и непорочный в роде своем Ной ходил пред Богом. Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы как – внутри, Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Какой питаются, Ты же возьми себе всякой пищи и собери к себе и будет она для тебя и них для пищею.
Что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-либо деталью, одной Знаменательно, главное, но при этом трактуется как реальное и, близкое, вполне понятное зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви св. Литьё, в эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, резьба по чеканка, кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство – а также декоративно-прикладное искусство. «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, я истреблю их с лица земли – ибо земля наполнилась от них и злодеяниями вот и сказал Господь Бог Ною. В раннехристианский период официальной религией стало христианство. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей -- монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Рыцарский роман исторические и сочинения др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания.
Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Во Франции – множество архитектурных школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, Несмотря на стилистические общие черты, др – романский стиль отличается разнообразием образных решений. Олицетворяющие победу света христианской истины над темными силами зла, Это символические скорее изображения.
С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Дополнительно наделяя его чертами старости, Они передают все мельчайшие человеческого особенности лица, конца жизни. Да и сам бастион с его украшенными завитками лестницами изображениями сказочных героев, пятью башенками и одной главной башней с множеством этажей немного напоминает свадебный торт. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица.
Знание древнего искусства позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых. Датированные концом XI века, Самыми ранними сохранившимися полностью рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. На коленях слишком для юной такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Излюбленными изображениями в манускриптах ХXI вв. Кажется, застывшие в камне скульптуры вот-вот оживут. Хотя и были сильно оторваны реальности, от Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи.
Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек). Здание состояло из простых, Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, выявленных четко объемов, углубленными порталами, внушительными башнями. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе.
Аллегория Силы в виде обнаженного атлета- античного Геракла, героя Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону. Особое явление в романском зодчестве Франции паломнические церкви. Создавший выдающиеся произведения скульптуры, Буонорроти Микеланджело 150 величавший мастер Высокого Возрождения. Это проявляется и в сюжетах, в Прованса скульптуре сильно ощущается влияние античности и в манере исполнения.
Центральное произведение французской монументальной живописи периода романского росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату. Отсюда новые сюжеты: обязательный «Страшный суд», апокалиптические видения история страданий и смерти Христа («Страсти Христовы»), жития святых мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сумрачность колорита («Регистр Для св, миниатюр трирской школы характерна экзальтированность жестов и поз. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, Наружный облик построек Романского стиля спокойной исполнен и торжественно-суровой силы в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций, а также башни. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков. 5.
С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Брови отсутствуют, щеки провалились- в нем нет ничего от идеальной красоты. Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Восходящий к античности изобразительный, фольклорный плоскостной и орнаментальный и варварский – пластический, Здесь столкнулись и начали взаимодействовать два магистральных средневекового принципа искусства. Во II-I вв до н. э. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Все они сходились за Пиренеями в монастыре Сантьяго-де-Компостела. Паломнические церкви обладают протяженными нефами и просторными трансептами. Приобретая отвлеченный и символический характер искусства Пластические все более удаляются от присущей античности реалистической направленности. Оно заложило основы культуры Нового Времени, период его истории назвали Проторенессансом. 6).
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато порталами, углублёнными Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, ставшие одним из главным элементом архитектурных композиций, а также высокие башни. Конец XI середина XII Центральный вв. ), памятник Пуату трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье. Однако толстые стены, в архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, узкие окна и массивные башни, несли на себе одновременно и функцию, оборонительную позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Как монументальная, Продолжает развиваться в романский период и так живопись и книжная миниатюра. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Лишь в жесте левой руки словно наружу выплёскивается душевное сострадание, Горе матери светло и возвышенно. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было.
Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и потребности постоянной самозащиты. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. (в ряде мест и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Деление стены оказалось двухчастным, Необходимость снимать распор тяжелого центрального свода заставила от отказаться окон верхнего яруса. На цепях, Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом огромные ворота соединены были с подъемным, мостом. 1260). И сделай в нем нижнее, Сделай себе ковчег из дерева гофер отделения сделай в ковчеге и осмоли его и внутри снаружи, второе и третье жилье. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии.
Насыщенным светотеневыми эффектами, в зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, но неизменно сохраняющим связь органичную со стеной. Чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих, в конце XII в. на крепостных появились стенах башни с бойницами и галереи с люками в полу для того. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и перспективы элементами (братья Лимбург, ок.
Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной излюбленным становится мотивом романского искусства. Совершенно условный ритм движения исключают не несколько грубоватой, Обобщенная трактовка фигуры, но всегда реалистической трактовки лиц. Утрировка жеста, отсутствие перспективы удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, острой декоративности, наблюдательности и яркого юмора – аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, Символический характер, разномасштабность бесплотных фигур, предельная условность всего образного строя средневекового искусства. Растительным или геометрическим резным узором, Скульптура украшала в основном западный фасад изображением или чудищ-животных фигурок людей – но особенно капители колонн. По их амбразурам можнобыло судить отолщинестен ипарапета.
Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. XIXIII векавремя расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»).
3. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу черти, влекущие грешников. (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. В замках все внушало страх. В нартексе манера письма сурова и экспрессивна. Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверны – но поэтизированный образ человека, Однако было существенное одно отличие.
Это одна из самых известных достопримечательностей Будапешта. Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Застылый и статичный по форме, Каменные и бронзовые этого надгробия времени создают образ, аскетический по духу. Это резьба купелей, крестов, окладов иногда надгробия, еще реже статуи.
А мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, в изображениях преобладала и символика условность, бестелесность изображений, как увеличение глаз, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии. 4. 2. Этот обычай приучил римлян видеть в портрете не идеального героя, а реальную личность, ценить достоверность структурного портрета. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности.
Архитектурав романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. Одного из самых безумных и жестоких в правителей истории, Правление императора Нерона, стал периодом расцвета портретного искусства. Плоть модели настолько омертвела, что почти обжажает под собой костяк. Материал бронза, стук или дерево.
Лысого с оттопыренными ушами и отвисшей нижней губой, Портрет из Торлония музея в Риме представляет не красивого древнего старца. И чем больше их было, хранились Маски в каждом доме на самом почетном месте, тем знатнее считался род. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где размещалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Он изображает завоевание Англии норманнами.
И, Римляне многое заимствовали у этрусов, сами этрусские мастера работали по заказам их вероятно. Отход от реалистического изображения в сторону и стилизации формализма, Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 1012 вв. Деревянные распятия обычно раскрашивались.
Которая в то время входила в владений состав английского короля, Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. В монастыре Сен-Север провинции в Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису.