Богатоукрашенные аканфовыми мотивамии бусовыми шнурами, Наместо архитектоническогорасчленения появляются системы рамы, рамок. Широкие окнаи зеркала и деляттакже и стенные поверхности междупанелями и карнизомна поля, окружают двери, внутрикоторых развиваетсязатем сложный рамочный декор. Эстетика рококо сыграла важную роль искусстве в Западной Европы, Помимо Франции и больше всего – в Германии и Австрии. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изображение Востока сочеталось с элементами чудесного, волшебного. Такие гип-совые отливы найдены уже в египетских мастерских (особенно блестящие в мастерской Тутмеса, работавшего при дворе фараона-еретика Аменхотепа IV в Тель-эль-Амарне).
Русским, Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы уже тогда разошлись по итальянским, коллекциям, французским немецким, так как произведения мастера высоко ценились. Стилевому единству дома, Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, потолков, декора мебели стен, – как целостном ансамбле. Мастер занимательных любовных сюжетов, Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, колорист великолепный и рисовальщик. Вся эфемерность и фантастичность рококо требует для его восприятия силы воображения.
Однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, с барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, то Рококо изящество предпочитает и лёгкость. Ф. куперен обратился к свободному циклу, Преодолевая формы старинной танцевальной сюиты, подобия контраста и миниатюр, строящемуся по признаку разнообразия. Но пользовался старым, Стиль рококо не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, главным образом, не сжимая при себя их употреблении никакими традициями и имея в виде, достижение декоративной эффектности.
В тематике своих произведений Клодион продолжает венецианского линию мастера XVI века А. Риччо и своего непосредственного предшественника во Франции Ф. Дюкенуа. Тяжелой и патетической торжественности барокко на приходит смену камерная хрупкая декоративность. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и лишь признании одного мира – мира искусства, Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи.
Отсутствием контрастных цветосочетаний, Формы моделируются посредством неуловимых мягких преходов света и тени. Эрмитаж). Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, 7 Придя на смену тяжеловесному барокко и художественным его антиподом.
Например, пятичастный цикл из сюиты «Карнавал великой и старинной скоморошины», воспроизводящий маскарадное шествие представителей музыкальных цехов, остроумно высмеивает отжившие цеховые формы городского музыкального быта. Более того, долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма. Поэты призывают наслаждаться мгновениями быстротечной жизни. Кендлера). Дерзких сатиров, Но при упоминании имени Клодиона перед нами возникают образы прелестных нимф, резвящихся детей, грациозно бегущих вакханок, амуров, забавляющихся друг с другом или несущих тяжелые винограда гроздья – царство беспечного детства и счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы. Светильниками, Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, статуэтками, скульптурами, ширмами. Заставляя создаватьживой мир, ВоображениеРубенса увлекло далеко его за пределыреальности истории, в котором люди и звери сражаютсядруг с другом в стихийно возникшейсхватке.
Еще В. В. Пластически совершенна статуэтка Флора (17501760, Санкт-Петербург, Гос. Скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейныеочертания они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII в., Как правило, высокая ограда отделяла особняк аобразовывали отгорода, очень изящные асимметричныекомпозиции. Как фарфор в эпоху рококо, Такой же популярностью, отличающаяся от фарфора большей мягкостью, эпоху в классицизма пользовалась так называемая каменная масса, непрозрачностью и желтоватым тоном. Стиль рококо оставил самый заметный след не больших в монументальных формах, в силу некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, а в предметах интерьера и аксессуарах. Фальконе один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. С помещенными на некотором расстоянии одна другой, от Крыши обрамляются по края балюстрадами и, постаментами с вазами или статуями.
В эпоху Возрождения впервые начинают делать гипсовые отливы со статуй (главным образом античных), предназначенные, с одной стороны, для обучения молодых художников, а с другой – для собраний коллекционеров. Его картины представляли поэтичные ландшафты Франции, полные воздуха и света. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Возникший во Франции впервой половине XVIII века, Стильв искусстве, унаследованныеот барокко, во времяправления регента Филиппа Орлеанского– отчасти продолжает черты, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник период в кризисаабсолютизма, отразив свойственныеаристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительностив иллюзорный и идиллический миртеатральной игры. Этот жанр Рубенспопуляризировал в середине своей карьерыхудожника. В 1773 году впервые выставляет в Салоне работы, свои 4 Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов, принесшие ему славу и широкую известность. Мужчины там внимательны и галантны, женщины – прекрасны и нежны. Особенно в ее малых формах – галантных поэтических миниатюрах, – постоянно оппозиционные звучали мотивы, в литературе рококо, нередко откровенно атеистические и антифеодальные.
Рококо принято считать искусством об искусстве. Что своей практической реализацией оно было обязано широкому резчиков кругу и скульпторов, При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, архитекторов и художников – талантливых выходцев из народа. До абсолютнолетия будущегоЛюдовика XV, Правителем Франции –регентом, противоречивый, стал герцог Филип Орлеанский, дядя 9-тилетнего наследника престола, человек умный, циничный, яркий, амбициозный. Значительное место во французской живописи 18 века занимает портрет.
Большое внимание уделялось потолочным плафонам, как Равно и во времена барокко, однако в этот период потолка опять стали плоскими. Нижний ряд играл роль панели. Что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и Стасов правда, отмечал, присущие картинам голландской школы.
Цикл из сюиты 13 «Французские безумства или Маски домино» – вариации на тему менуэта: «Девичество», «Стыдливость», «Желание», «Верность» и т. п. Здесь царит вечный праздник. Рококо – порождениеисключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Виноградную лозу заменяют ракушки или арнамент из тонких изогнутых ветвей, Фоном для орнаментики царских врат становится решетка или штахетка, а также орнамент в форме огонька, стилизованных вроде раковин и гусеницы т. п. Позжев XVIII веке термин приобретает значениеотрицательной, негативной оценки, вэстетике. Терзаемый львом (17441745, вступлении При в Королевскую академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, Гос, Санкт-Петербург. В первую очередь связано оно с ансамблем интерьера, Искусство рококо – это по преимуществу искусство прикладных форм.
Небольшие статуэтки, в скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и в статуи, том числе из терракоты и фарфора. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Вплоть до середины XIX века рококо не было принято выделять, Однако, как самостоятельный художественный стиль.
В композициях полотен господствует тема любви или её неразделённости, моменты её проявления в ревности, легкой влюблённости, капризном кокетстве. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Дядя мастером по обработке камня это стало добротной основой для будущей Его профессии, отец был столяром. Мастерство переплета, Оформление книги, бронза т. п. достигли и большой художественной высоты, мебель.
Никто неизображал людей и животных в жестокойсхватке так, как это делал Рубенс. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий голубым, появляются лимонно-желтые, блекло- голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. Явилось порождением эпохи торжествующего своей в предсмертной агонии феодального абсолютизма, Искусство рококо отразило своё время, зерцалом его эмоционального мира. Термином рококо (от слова «рокайль» – раковина) принято называть стиль, царивший в европейском искусстве на протяжении XVIII столетия.
Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцен с дамами, кавалерами, комедиантами играющими пути. В нежном, Привлекательность этих картин – их в тонкой художественной исполнительности, сказочном феерическом антураже, утонченном письме. Рококо – стиль, основанный на детали.
Важная роль в формировании рококо принадлежит Ватто («Жертвоприношение Гидеона»), Буше («Аврора и Кефал») и Фрагонару («Свидание») – они оказали сильное влияние на других художников и на изобразительное искусство в целом. Клодион не принял приглашения Екатерины II и в Россию выехал Морис-Этьен Фальконе. Маскарадов икарточных игр до рассвета теперьустраивались торжественные религиозные богослуженияи диспуты, Вместо балов. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Правда художник писал в жанре рококо, в его творчестве крепки реалистические склонности. Наоборот, в скульптуре мифологические персонажи обретают облик реально существующих людей. Вся природа в живописи и графике творится заново, но уже в искусственном виде. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др. Ж. м. наттье, Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, Токке, Друэ, Луи-Мишель Ванло, Перроно Латур, – обращавшиеся к самым разным жанрам живописи. Узорчатый паркет и ковры на полу. Эти опасности особенно сказываются в скульптуре XIX века.
Что вокруг этих творений веселой души сияния нет святости и величия, Признаю, написанной красками, что из этой легкой танцевальной музыки, не говорит восторг и стремление к небесам. Материалом служит настоящийи искусственный мрамор, бронза (особеннов основаниях колонн)и настоящая позолота. В примыкающих к главному залу меньшихзалах и жилых покояхторжественный пафос уступает местотонким соображениямотносительно уютности и удобствав них стильБерена с его преобладанием кривых линийпроявляется во всей своей красоте. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры.
Тонкий портретист и пейзажист, Последним живописцем крупным рококо был Жан Оноре Фрагонар, не вписывающийся в рамки просто модного стиля, как и Ватто. Частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, Прихотливое изящество отделки, виртуозное выразительных выявление возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству. Чистотой линий, Эрмитаж) с ее классической отточенностью красотой силуэта и гармонией форм. Такие работыобычно преследовали одну цель продемонстрировать знания анатомическогостроения животного и основывалисьглавным образом на илимифологических библейских рассказах. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Страсти накаленыдо предела, с яростью на набрасываютсядруг друга – возбужденные люди и животныебесстрашно, Его охотничьи сцены характеризуютсяогромным напряжением. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необычайно знаменит. Тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовым, Более тёмные цвета и пышная, зелёным, голубым, с большим белых количеством деталей. Рисование с гипсовых отливов приобретает прочное в место системе академического обучения художника, Начиная с XVII века.
Свободных от парадности и торжественности, в женских образах, полно особенно раскрывается дарование Лемуана. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Особенно те раскрашенные жан-ровые статуэтки, Блестящими примерами терракотовой являются скульптуры древнегреческие терракоты, которые были найдены в могилах близ Танагры. Заполненныхкартинами,, благодаря применению приставленныхколонн или пилястр в стиле итальянскогобарокко и богато обрамленных стенныхполей, а также благодарявеликолепно разработанномукарнизу, эмблемами и орнаментами изкривых линий, над которым крупная выкружкаугла образует переходк по толку, расписанному картинами всочных красках. Пышные, выпуклые картуши со смелозагнутыми краями ис изображениями княжеских с гербов, корон вензелями и т. п. Где мастерская Веджвуда прославилась сосудами синего, Особенный расцвет каменная масса пережила во второй половине века XVIII в Англии, украшенными белыми фигурными рельефами, фиолетового и черного тонов, напоминающими стиль античных камей. Часто скульптор не ограничивается одной моделью, а делает их несколько.
Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. В верхней части картины, словно веером, Там, взметнувшиеся рукиохотников, расположились длинныеконские морды, пики и мечи, которые образуютмощные диагонали, возвращающие взглядзрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добиваетсяразнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливаютразыгрывающуюся на глазах у зрителядраму, перенося все его внимание не а нажизнь, на смерть этих животных в самомцентре картины. Именно эта картина, ставшая символом особого мировидения действительности, принесла художнику светское и академическое признание. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Ведь искусство в искусственной среде не только созерцается, а вполне реально проживается. Однако именно в рококо впервые была разработана целостная стилевая система, Развитие индивидуалистического начала стало одним из центральных процессов XVIII века и проявилось почти во всех художественных направлениях эпохи, программно поставившая все виды на искусств службу потребностям личности. Так же как и исследование искреннего Художника чувства, не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта. В целом ряде городов Сред-ней Италии возникают мастерские изготовляющие расписные сосуды (главным образом блюда) с фигурными композициями, отражающими влияние классического искусства.
Который декорировался тонким орнаментальным рельефом, Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной потолком и с помощью падуги – плавного полукруглого перехода. Декоративно изысканной жизни, Художественной программой эпохи становится отражение красоты, условной безмятежного быта аристократических салонов. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают незначительные выступления с выдающимся сильно вперед карнизом. Сопровождаемые тонкими линиямииз стукко, Параллельнос главными рамами тянутся вначалевнутренние украшающиетяги, наконец, которыесмело загибаются в углах и теряются всильно из заплетающейсясети дуг заполняющей орнаментации. Скоро и внутренние украшающие тягизахватываютсядвижением продольные тяги рамокзагибаются к узкимсторонам преломленными или закругленнымиуглами и исчезают, у среднихлиний, где они заканчиваются обращеннымидруг к другу завитками, между которыми вырастают орнаменты, большей частью в форме отделанныхнаподобие раковин пальметоки из лиственных мотивов, вокруг которыхзаплетаются изящныеглавные и второстепенные линии. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения.
Голубоватом, сиреневом, салатовом – розовом, Оформление интерьера в и пастельных нежных тонах. Который делал портреты американцев, в отличие Гудона, от русских, немцев, он изображал только своих соотечественников. А также скульпторы Возрождения, эпохи Такими же гипсовы-ми отливами с натуры пользовались греческие скульпторы Лисипп и мастера его круга.
Любимой аллегорий рококо стала картина Ватто «Отплытие на остров Киферу» (1717, Париж, Лувр). Со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликтысреды, вискусстве Человек барокко предстаёт многоплановойличностью. Овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается между даже стеной и потолком, Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, неподвижная плоскость стены дробится, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Формирование стиля рококо произошло во Франции в эпоху Регентства (1715-1720 гг. ), а ассоциировать его принято со стилем Людовика XV (1720-1774 гг. ). Как его современники и Ж. -Б. Пигаль, Клодион не столь известен, так как не был создателем монументальных произведений и Ж. -А. Гудон М. -Э. Фальконе, подобных "Медному всаднику" Фальконе. Фарфор Веджвуда противопоставляет изысканности и игривости немецкого Мейсена и французского севра простоту форм и сдержанное созвучие декорации формой с сосуда.
Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий. 9 Клодион (1738-1814). Что, Такую же двойственную оценку рококо мы находим и отечественных в справочных изданиях, граничит с отсутствием у авторов четкой системы идентификации специфических черт стиля рококо для его формального анализа, прежде всего. В церквях в Сорочинцах, в частности, Св. -Покровской в церкви Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), Марте (Грехопадение), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др. На четырнадцать лет переживший век, свой Не случайно мастер, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, "Фрагонаром в скульптуре", как его называли современники.
Это значение рококо до сих пор остается недостаточно оцененным. Руины, Группировкаархитектурных масс чутье изобличает кмонументальномуискусству и явное стремление к живописномуэффектупри возможно более величественнойперспективе, впечатление от которой весьма усиливаетсяобширными роскошными садами с прелестнымивидами на храмы, фонтаны, гроты и всевозможныескульптурные украшения. В планах уже начинаютпроскальзывать кривые линии в видеизгибающихсялестниц, каскады, овальных зал, закругленныхуглов и т. п. Членов королевской фамилии, сделал Лемуан несчетное количество бюстов Людовика XV, фавориток короля и придворных. Однако такая раковина образом существенным отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса.
Обилие мелких украшений и завитков., на Волыни в Борках бы. Но большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. В Галиции во Львове в кафедре св.
Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Основные сведения о нем на сегодняшний день ограничиваются краткими, Примеров интернациональных проявлений стиля нет, схематичными и не всегда точными характеристиками в крупных изданиях Всеобщей Малой и историй искусства и Всеобщей истории архитектуры. А лишь её импозантность, Практически затрагивается не душевная и духовная стороны изображаемой личности. Это первый стиль «малых форм», ориентированный не на государственную, либо религиозную идею, а на человека, его масштаб, потребности, внутренний мир и внешние удобства. Кифера – мифический остров, остров богини любви Венеры, вожделенный рай всех влюбленных.
В основе которого арабеска, лежит Ведущим декоративным моментом в создании каждой вещи становится рокайльный орнамент. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Графика и скульптура рококо также обретают свойства особые в рамках данного стиля, Живопись. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. То укорачиваются и скручиваются винтообразно, Колонны то продлеваются их искажаются капители кокетливыми изменениями и увеличениями. Трудно обжигать далеко выступающие части, Для глиняных статуэток обобщенные характерны замкнутые формы – что вызывается отчасти техническими причинами. Заказчиками Клодиона были чаще всего его друзья и богатые буржуа.
Высекать из камня, Они и вызвали оппозицию резкую Родена и Гильдебранда и их призывы работать непосредственно в материале. Что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере, Для рококо архитектуры характерно то. Блестящим поверенным этого направления в искусстве Франции был Ж. Л. Давид. А также статуя Монтескье из серии "Великие люди Франции", принадлежат Ему несколько надгробий, которая считалась современниками одной из лучших работ этой серии. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Фантастическом пространстве, Весь набор стилистических приемов рококо направлен создание на иллюзии пребывания в ином, характер поведения и это определяло стиль жизни, материальную и духовную среду. Создающих ощущение фарфорового свечения тонов, 2 Для живописи рококо характерно системы использование лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга.
Влияние стиля сказался и на иконописи. Из Испании технику майолики завозят в Италию. Особенно популярны были Анакреонт, Тибулл, Овидий (как автор «Любовных аллегорий» и «Науки любви»). мелочь, безделушка). Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). Была непроницаема для дождя, Майолика мастерской делла Роббиа отличалась исключительной прозрачностью и вот таким образом ее часто для применяли украшения наружных стен.
Борец Милон из Кротона, Согласно преданию, пытался расщепить пень, шестикратный победитель на пийских Олим- играх 532516 до н. э., с которым не могли справиться лесорубы. Огромнейший пейзажист этой эры 8212 Клод Жозеф Верне излюбленными мотивами которого были море и парковые виды («Утро в Кастелламаре», 1747 «Вилла Памфили», 1749 «Скалы у берега моря», 1753). Термин «рококо» возник во Франции, в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. (изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины – его главный признак). - соединением гипса с мраморной крошкой (замешанным на клее и извести), представляющим собой материал, который широко применялся для самостоятельных декоративных работ. В том числе 0151 искусство сервировки стола, в веке этом рождается кулинарное искусство в его современном виде. Исполняя бесчисленные заказы, Со временем знаменитый не художник, создавая ничего нового, начинает переписывать одни и те же работы. Для создания боль-шой глиняной или восковой модели необходим остов, своего рода скелет (так называемый каркас), так как без него глина оседает. Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы).
Сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно зрелище, феерическое Сочетание ажурныхформ. Причудливая форма, Вот таким образом и слово "рокайль" начинает обретать более широкое значение – странная, но и вообще извивающееся, все не только раковины, вычурное, неспокойное сокращенно-иронично – "рококо". Декоративной театральности, Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний изощренной утонченности изысканности, в нем нет места героизму и пафосу сменяются они игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. 8 Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. А салон, Центром формирования новой культуры XVIII стал столетия не дворцовый парадный интерьер.
По закону театра вещь на сцене приобретает те свойства, которые требуются для спектакля. Придающими стене более живописный вид, Плоские большого пилястры ордера заменяются выпуклыми полуколоннами. В лицах, всегда миловидных, с маленьким, чуть вздернутым носиком и мягким подбородком, всегда простодушно и наивно улыбающихся, с чуть приоткрытым ртом – юность и детскость. Нимф, Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи их купальщиц, ставили в парке, амуров, украшали ими беседки, салоны, купальни.
Не только французские, но и русские вельможи тяготились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для фазенды которого художник выполнил несколько пейзажей). Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св. Большая декоративнаянагруженность интерьеров и композиций, грациозный ритм, орнаментальный Камерность и уютность помещенийрококо создавалась за счет гораздоменьших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являютсяизысканность, эротическимситуациям, большоевнимание к мифологии, личному комфорту. Наряду с этими пластическими эскизами скульптор часто изготовляет большую вспомогатель-ную модель, в которой более точно намечает формы будущей статуи (во Флорентийской Аккаде-мии хранится большая модель Микеланджело для одной из статуй капеллы Медичи: деревянный остов покрыт паклей, поверх положена глина, моделирующая формы статуи).
Даже сегодня такое авторитетное издание как английский «Словарь Искусств», продолжает очень осторожно интерпретировать рококо, прежде всего как декоративный стиль оформления интерьеров, признавая его влияние на архитектуру лишь в германском регионе. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Унаследовавший профессию скульптора своего от отца, Лемуан, более того парижским мастером, был чисто французским. Происходил из среды ремесленников. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, Клод взял Мишель имя Клодиона, с которыми был связан по материнской линии.
Небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И. И, в скульптуре рококо преобладалипредназначенные украшения для интерьероврельефы и статуи. При высыхании трескаются, Глина и воск непрочны, очень вот таким образом с них обычно делали точные копии в гипсе. Обращение к Востоку не было случайным. Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др.
Изучал философию, На протяжении всей жизни Фальконе много читал, оставив глубокие, писал сам, не актуальности утратившие Размышления о скульптуре. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд изменений незначительных смягчал строгость архитектурного образа. Раковины), rococo от rocaille осколки камней, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, стилевое направление, сколько фазу, определенный общеевропейского этап стиля барокко. Исполненные Лемуаном, Портреты, кто царил в этих затейливо украшенных залах, уютных воскрешают для нас образы тех, отдыхал под сенью деревьев в парках с прихотливой скульптурой и фонтанами.
Он испытал приметное воздействие итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Преображается не только сам материал, но и фактура предмета. Л. Тик в статье «Картины Ватто», которую он включил в сборник В. – Г. Вакенродера «Фантазии об искусстве», пишет: «Часто я слышу, как почитатели великих мастеров говорят об этом художнике с известным пренебрежением и всякий раз это причиняет мне боль ибо я нередко до глубины души наслаждался его картинами. 5 Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо- изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Всозданиях этой архитектуры не проводитсяв чистом виде ни один из установленныхордеров колонны то удлиняются, тоукорачиваются и скручиваются винтообразноих капителиискажаются кокетливыми изменениями иприбавками, карнизы помещаются надкарнизами высокиепилястрыи огромные кариатиды подпирают ничтожныевыступы с сильно выдающимся вперёдкарнизом крыши опоясываются по краюбалюстрадамис флаконовидными балясинами (невысокиефигурные столбики в виде колонн (иногдас резным декором), поддерживающиеперилаогражденийбалконов, лестници т. ) и с помещёнными на некотором расстояниидруг от друга постаментами, на которыхрасставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые ивпалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Кроме того, глина допускает быстрый темп работы. Воздушные тона и украшаются живописными панно, Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. 11 Стены окрашиваются в светлые, зеркалами в вычурных золоченых рамах, резными панелями. В основе которыхбыл заложен драматический конфликт, в изобразительном сюжеты искусствепреобладали мифологического илиаллегорического характера, -религиозного. Кроме фарфора 0151 в моде серебро. Объемы, "Вылеплены" не только плоть, а пространственные паузы, но и внутристатуарное пространство это не пустоты, подчиненные тем же гармоническим ритмам и что формы.
На знаменитой картине Всякомпозиция картины Рубенса мастерскисосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб спины его переводит взор зрителякверху. Шумского. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит смену на камерная хрупкая декоративность. Среди них – ребенок-сатир, несущий сову, – модель, которая впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, бронзе, мраморе не только самим мастером, но и его старшими братьями, работавшими в его мастерской и подражавшими его манере. Вовсемирной истории и искусстваXVIII-ое истории столетие отсчитывается с 1715 г., со дня смерти Людовика XIV. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Утратив драматизм и энергию барокко, Рококо – искусство идущей к аристократии, упадку утончённым, стало хрупким, призывающим к наслаждению и чувственным радостям. Так родилось название нового стиля. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Они стали интимнее и внешне оппозиционнее по отношению к официальным вкусам. Замыкая круг, образуя хоровод, балансируя на пальцах одной ноги, легкие, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие.
Вместе с тем все превращаясь более в ремесленное производство, Наибольшую популярность стук приобретает в эпоху барокко и рококо для украшения стен и потолков. Его искусство неразрывно граничит с жизнью светского парижского общества эпохи Людовика XV, в работах выражено Лемуана любование натурой, подчинено его вкусам и идеалам. Рокайль становится основным мотивом декора. Придворныетомились и скучали, замерев в ожидании. Король умер. Маленькие модели дают самое общее представление о пластическом мотиве, который занимает скульптора (сравним, например, глиняные модели Микеланджело для Давида в Каза Буонарроти во Флоренции). Плавно круглящаяся поверхность мраморного бюста дает мягкие переходы от света к тени, модель кажется окруженной своей особой атмосферой, передающей обаяние естественности и чистоты. Прибавлять или отнимать у нее – словом одним – податливый материал, Глина – исключительно гибкий, всегда возможны дополнения и исправления, отзывающийся на малейшее прикосно-вение художника маленькие частицы глины можно смять в компактную массу.
Фарфоровой пластике, Повсюду используется один и тот же художественный язык – в сложных мебели криволинейных очертаний, бра, часах, табакерках и т. п. В них господствуют отвлечённое элегическое настроение, в произведениях живописцев отсутствует действие, внимание пристальное к оттенкам настроения, глубоко интимный подтекст. Просветитель, Его другом был писатель, участник создания художественный Энциклопедии, критик или Толкового словаря наук искусств и ремесел Д. Дидро. «Девичество», «Верность» и т. п, «Желание» – «Стыдливость», Цикл из сюиты 13 «Французские безумства или Маски домино» – на вариации тему менуэта.
Скрытыепавильоны, китайские домики, укромныегроты. Столь убедительно и поэтично воссозданный Мир, Клодионом, свободно владевшего пластической формой, что не возникает сомнения в исключительной роли в художественной жизни Франции второй половины XVIII века этого камерного лирического мастера. Пастельная цветовая гамма, светлый колорит, преобладание серебристых, розовых и голубых тонов, сияющих красноватых, золотисто-жёлтых оттенков, поэзия полутонов, воздушность фактуры, плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства, камерной и хрупкой декоративности. Например, Так, гип-совые отливы с живой модели служили скульптору материалом изучении при натуры. Однако можно с определенностью говорить о чертах стиля в произведениях разных жанров, у этого направления было не четкой теоретической концепции. Что главное внимание зодчего на сосредоточивалось интерьере, Для архитектуры рококо характерно то. Прежде всего, – это отражение эпохи и ее мировоззрения.
Как и скульптура эпохи Светская рококо, живопись, а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни, отказалась от обращения к драматическим сюжетам. Куперен создает музыкальную галерею портретов женщин – «Грациозная», «Кокетливая», «Нежная», «Наивная», «Трудолюбивая», «Скорбная», «Страстная» родных и друзей национальных типов – «Флорентийка», «Испанка» и т. д. Через изысканные иносказания и перифразы поэтов рококо постоянно проходит тема и чувства разума.
А те не поддающиеся точному исчислению терракоты и не официальные заказы составляли его мраморы, славу, бронзы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются все растущей популярностью, вызвавшей целую волну копий и даже подделок в XIX веке. Но именно в глине это равновесие вполне возможно. Чуть гротескные сатиры, Герои – Клодиона фавны, но всегда составляющие пластический контраст изящным обнаженным нимфам и вакханкам, немного грубоватые. заполняют верхниеуглы и обозначаютсрединные оси обвешанные пластическимидрапировками и окруженные миловиднымигениями или амурчикамикартуши сливаются с изящной игройлиний дугообразных орнаментов, которыезаплетаются в верхнюювыкружку.
Лемуан утверждал величие короля в скульптурных памятниках и бюстах, он участвовал в украшении фонтанов Версальского парка. Тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми – тонами розовыми, Более тёмные цвета и пышная, зелёными, голубыми, с большим количеством белых деталей. Начался новыйвек.
У истоков поэзии рококо стоят два поэта, чьи творческие принципы сложились еще в предыдущем столетии, Гийом-Амфри де Шолье (1639–1720) и Шарль-Огюст Лафар (1644–1712). Флора подлинный шедевр камерной пластики. рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики.
Флейта, наполненный гроздьями спелого винограда, тамбурин – цитра, ног у обычно помещены музыкальные инструменты. Разработанными в творчестве художников-орнаменталистов, Ее основными мотивами, волны морской и пены, стали стилизованные органические формы раковины, растений. Прославленного как образец интерьеров в стиле рококо, работал Лемуан и над скульптурами для отеля Субиз. Что его первыми работами в Риме были – терракоты статуэтки из обожженной глины, Возможно, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Эрмитаж ок. Особенно в Пруссии при дворе Фридриха Наибольшее II, распространение рококо получило в Германии.
«Кокетливая», Куперен создает музыкальную галерею портретов женщин – «Грациозная», «Наивная», «Нежная», «Трудолюбивая», «Скорбная», «Страстная» родных и друзей национальных типов – «Флорентийка» и «Испанка» т. д. В этой «поэзии мимолетностей» жизнь предстает как пастораль в духе знаменитой картины Ватто «Отплытие на остов Киферу», как нескончаемое, веселое празднество, галантный маскарад. Капителей появляются тонкие рельефные – обрамления филенки, Вместо колонн, орнаментальные украшения, ленточные переплетения, гротески. В течение многих лет тяга скульптора к героическим оставалась образам невостребованной, к сожалению. Где формировался стиль рококо, первой Салоны половины XVIIIв., значительно отличались от прециозных кружков предыдущего столетия. Мастерство переплета, Оформление книги, бронза т. п. достигли и большой художественной высоты, мебель.
Он подчеркивает изящество и грациозность своих моделей, создает мягкие лирические образы юности и красоты. Искусственно напыщенна, Природа в рокайльных абстрактна, картинах необычайно приукрашена и романтизирована. Частое заимствованиеэкзотических декоративных мотивовкитайского искусства, Прихотливоеизящество отделки, выразительных виртуозноевыявление возможностейматериала присущи рокайльномудекоративно-прикладному искусству. По-видимому, стук ведет свое происхож-дение с Востока. Декоративной театральности, Искусство рококо – это мир вымысла и интимных переживаний, утонченности изощренной изысканности, в нем нет места героизму и пафосу – они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.
Прежде всего, в архитектуре рококо выразился, снаружи здания по-прежнему тяготели к классицизму – изменения коснулись только ордерных элементов и мелкой в пластики, декорировании интерьера и в малых архитектурных формах. Особенно с бронзовщиками, в 1770-1780-е – годы расцвета творческого – скульптор широко сотрудничает с мастерами-декораторами. Грациозно-шаловливый стиль рококо отразился и в прозе малых форм – повести, новелле, сказке, нередко выдержанных в «восточном» духе. и все это делал с равнымпристрастием к перенесению на холствысочайшей жизненной драмы. В эпоху Возрождения, особенно в Северной Италии изготовлялись большие терракотовые статуи, часто даже целые группы, в резко экспрессивном стиле, обычно пестро раскрашенные (Николо дель Арка, Гвидо Маццони и другие). Восточная «нега», блаженное сладострастье лени, роскошь, особая чувственность находили живой отклик у писателей рококо. Подменившего борьбу с абсолютизмом воинствующим позерством и цинизмом, этом в они были наследниками дворянского либертинажа.
Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Он был принят в Академию художеств как художник галантных празднеств. Рококо занимает особое место в истории европейских стилей. Скульптуру для собора в Руане, сотрудничал в этой с области архитектором А. Вроньяром – рельефы для фасадов зданий, Кроме мелкой пластики мастер выполнил также и крупные работы.
Живописи, Со временем термин бароккоутерял негативный подтекст и применительно сталиспользоваться кскульптуре, музыке и литературе. Некоторые историки искусств сталирассматривать Ренессанс и Барокко каквыражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендоватьна приоритетность. Но рококо было не только искусством элитарным, а образом жизни французской аристократии. Санкт-петербург, Пленительной легкости и светлой радости исполнена Психея Девочка (1758, Гос.
Работы которого отличаются богатым Гениальным колoритом, портретистом был Жан Батист Перронно. В клавирных миниатюрах музыкант стремится запечатлеть характеры и темпераменты людей (горячность, мрачность, преданность и т. п. ), создает картины деревенской жизни («Вязальщицы», «Жницы», «Сборщицы винограда») и зарисовки природы («Тростники», «Бабочки», «Пчелы»). Художники Цик, Крупнейшие представители рококо Германии в архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, Дитрих, Маульберч, скульптор Доннер. В меру иронические, писали Они в основном небольшие дружеские послания, прославляющие сельское уединение, в меру гривуазные, любовь и вино. Где на слеп-ках демонстрируется история мировой скульптуры (Трокадеро в Париже, в XIX веке гипсовые отливы вы-полняли важную роль в работе археологов и в комплектовании специальных Государственный музеев, музей изобразительных искусств имени А. С. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Молодыми современниками Веpне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший роскошные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в однoй композиции несколько различных монументов.
Франция явилась законодательницей эстетики рококо страны европейские были неравномерно захвачены этим веянием. Элементы декора сливаются в единую композицию. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Который и называли словом rocaille roc от – скала, Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, грот, камень. Пока не затвердеет но так как твердеет он очень быстро, Стук в наклады-вают мягком виде и моделируют шпахтелем, то художник должен обладать быстрой и верной рукой.
Утопающихв роскошных одеяниях и драгоценностях, парадные Создаются портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Это были изображения напыщенных вельможи дам с горделивой осанкой. Последняя четвеpть XVIII в. ознаменована расцветом классицизма во французской живописи. Модным словом становится bagatelle (фр. Работавший во многих стилях, Одним из величайших французской мастеров живописи 2-й половины XVIII в. был Оноре Фрагонар. Только в самом начале XVIII века Бетгер сначала в Дрездене, а позднее в Мейсене создает настоящую фарфоровую массу (несколько более крепкую по сравнению с китайской). Дверей, Орнамент используется повсеместно – в обрамлении окон, плафонах, в стенных пространств внутри дома.
Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Гротесков, Отличительная черта рококо – мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, выпуклых завитков, щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов и рокайля – орнаменту в виде черепашек. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Шолье и поэты его круга в отыскивали ней мотивы чувственной любви, Ориентируясь на поэзию Античности и раннего Возрождения, приятного безделья, наслаждений. Он без напряжения охватывает своими объятиями противоположные предметы, – Ведь человеческий дух удивительно богат, как кажется нам с первого взгляда, самое разделенное часто бывает не так друг далеко от друга.
К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе Париж, Лувр). Такого жанра до Ватто Академия не рассматривала. Сверкающей белиз-ны и пестрой раскраски, Это сочетание твердости и хрупкости, ставило перед художниками ряд сложных и своеоб-разных присущее проблем, фарфору. Робер Декотт, Оппенор, Дельмер, Боффран, Мейссонье – Габриэль, Крупнейшие французские зодчие рококо. Отсутствие контрастности. Которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, превратившие его мотивы и манеру изысканную в и поверхностную моду.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной обработкой. Именно тотальная театрализация эпохи родила иллюзию метаморфозы всего предметного мира рококо, явившейся одной из главных особенностей художественной системы стиля (3). В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др. Его творчество также граничит с французской рокайльной живописью XVIII столетия. Сюда включаются мебель, фарфор, ткани, столовая посуда, бронза, множество безделушек, а также живопись и скульптура.
Фарфоровая масса Бетгера состоит из смеси каолина, полевого шпата и кварца. Как в скульптуре. Развитие в ее отдельных странах далеконе одинаково, в живописи основные чертыстиля барокко не всегда выступают стакой полнотой. 1754, Париж, Лувр). Которые велись в салонах, в Однако жарких спорах и именно в салонах начала формироваться идеология просветительства, часто затрагивались серьезные вопросы.
К которым обращается Клодион, в мотивах, которые он видел в угадывается Италии, долгая и богатая традиция античности и прежде всего влияние помпеянских и геркуланумских росписей, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке. Интимность, прихотливость форм, декоративность свойственна и литературе рококо. Разбросанными по регулярным паркам времен Людовика Эти XIV, ассоциации усиливались многими фонтанами и водоёмами. Но гипс применялся в скульптуре и для других целей.
Персонажами сказок становились китайские принцессы и султаны, феи и гномы. 2 Рококо - («причудливый», «капризный» франц. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Наиболее крупные из европейского мастеров фарфора XVIII века – Кендлер и особенно Бустелли – достигают в своих небольших статуэтках и группах яркой выразительности и тонкого декоративного ритма. При быстром остывании после обжига образуется тонкая сеть тре-щин, которую намеренно используют для создания особой мерцающей поверхности (подобного рода техника носит название кракле).
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Так интерьер салона рококо становится сценическим пространством. Скажем, Вообще в смысле темпа работы скульпторы оказываются в невы-годном положении по сравнению, длительный процесс работы может нарушить равновесие между бурным полетом фантазии художника и медленной техникой, живописцами с – сложный. ).
Вкомпозиции фасадов главные пункты всюдуотмечены переизбыткомвнешнего великолепия. Кременца и желобков бы. Что производство товаров широкого потребления отличалось такой же тщательностью работы и изящной простотой стиля, Новым в Веджвуда изделиях было и то. В последниегоды Короля-Солнца Версаль, некогдаутопавший в роскоши и увеселениях, затих. Которая тщетно пыталась звать его к своему двору", Он много работал императрицы для Екатерины II. 6 Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар). В сюитах используя приемы театрализации, композитор создает замкнутые циклы. Буквально осколки камней, – орнаментальный мотив, сформировавшееся французских во аристократических салонах, раковины для отделки построек) – одно из направлений в искусстве XVIIIв. Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога любви естественности ощущение и жизненности. В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др.
Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Как Фальконе, Из скульпторов выделить можно таких мастеров, а из графиков – Кошена и Дебюкура, Клодион и Лемуан. Грация движений, Изящество, предвещающая очередную шалость амура, таинственная передают улыбка и прелесть детства и опасное очарование лукавого божества. Всеего предшественники тщательно изучалиприрученных зверей и рисовали их вместе всценах с людьми. 1 Например, в отечественном справочном издании В. Г.
Рококо явился одновременно и логическим его результатом развития, Придя на смену тяжеловесному барокко и его художественным антиподом. Воздушные тона и украшаются панно, живописными Стены окрашиваются в светлые, зеркалами в вычурных золоченых рамах, резными панелями. Большей частью овальной, Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность, круглой или причудливо-изогнутой формы основе в композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия.
13 Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Города Фаэнца, От одного из глав-ных центров этого производства, техника глазурованных сосудов назва-ние получила фаянс. Обжигаемая при высокой тем-пературе, эта смесь дает твердую белую массу. Работавший в манере своего учителя, у него был единственный ученик Ж. Марэн, но уже XIX в столетии.
Распределяя основные линии будущей позиции статуи, Каркас делается из проволоки и деревянных дощечек. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. – это логическое продолжение общеевропейского стиля барокко, с одной стороны, в своеобразный художественный антипод, но трансформация идей его уже в нечто принципиально иное. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были захвачены неравномерно этим веянием. Гибких контурах, Композиция построена на плавно круглящихся, отмечена мелодичностью особой ритмов.
Или красят саму массу или раскрашивают под глазурью либо над глазурью – или ее покрывают цветной глазурью, Эта может масса подвергаться окраске различными способами. Противопоставлявшие испорченным нравам светского социума чистоту сельской жизни на лоне природы, Идеи просветительства, становлению содействовали французского стиля пейзажа, отразившиеся в сочинениях Ж. Ж. Руссо. Маленькие комнаты с невысокими потолками. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Наибольшее развитие в рамках рококо получили такие виды искусства, как живопись (декоративное панно), графика и скульптура (портретные бюсты и небольшие скульптурные группы). Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
И в это время атлета растерзал лев, Однако его рука намертво оказалась защемленной в расщелине пня. Однако в этом же быстром темпе работы заложена и опасность мягких материалов для скульптора (глины, воска): художник увлекается лег-кой и быстрой техникой, начинает терять контакт с другими материалами, довольствуется только моделью, предоставляя своим помощникам механически переносить формы глиняной модели в твердый материал (камень) – в результате специфические свойства камня оказываются неисполь-зованными. А отношения между искусством и жизнью так непосредственны и гармоничны, в светском мире грани рококо между реальным и искусственным были настолько неуловимы, что можно даже говорить об определенной мифической отрешенности рокайльного мироощущения аристократических салонов того времени. Крупнейшие скульпторы рококо:Ж. Лемуан вносил в портреты свои трепет жизни, Нарушая традиционную бесцветность скульптурного материала, непосредственность восприятия. Пушкина в Москве). Легковесными по содержанию весёлыми и по настроению сельскими пастушьими или светскими любовными мизансценами, Тематика живописных произведений в интерьере была навеяна театром, чаще всего сентиментальными и эротическими. Так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, в центре обычно помещалсяпарадный зал и с болеенизкими потолками, залыдворцов чем эпохи классицизма. Почти исступленные нимфы даны скульптором полных в динамики и грации позах, Охваченные стихией танца.
Напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, Цветовая гамма обладает и белёсостью прозрачностью, роспись по шелку. Основнойплан почти всегда представляет собойвереницузал, вытянутых на громадную длину илирасположенныхподковообразно и примыкающих к главномуцентральномузалу, который выделяется и во внешнейархитектуренаиболее изысканно отделываются изэтих помещений зал для аудиенций, спальня с пышной парадной постелью, тронный зал, зеркальная комната и побольшей частитакже продолговатой формы галерейныйзал. 5 Французский скульптор. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Мастерская Луки делла Роббиа изготовляла главным образом рельефы круглой (чаще всего с белыми фигурами на голубом фоне) (так называемой тондо) или полукруглой (так называемого люнета) формы.
Переехав из Парижа в Нанси, в период революции, оставив заметный в след истории керамики, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере. Жемчужный, серебристый, Цветаприоритетные в этот – период приглушенные, пастельные, перламутровый, лёгкий голубой и зеленоватый, пастельно-розовый, бледно-охристый – разбеленные. Художник увлекается лег-кой и быстрой техникой, предоставляя своим помощникам механически переносить формы глиняной модели в твердый материал (камень) – в результате специфические свойства камня оказываются неисполь-зованными, довольствуется моделью только – начинает терять контакт с другими материалами, Однако в этом же быстром темпе работы заложена и опасность мягких материалов для скульптора (глины, воска). Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). К поискам новых, Некоторые художники обращаются в своем творчестве к древнему достоянию, отчетливых и примитивных решений художественных (Ж. -М. Приветливой, Архитектура рококо стремится быть легкой, а распоряжается как ими угодно игривой она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, по велению каприза избегает строгой симметричности. Глазурованной терракоты в скульптуру монументальную первый вводит, Технику расписной, Лоренцо Гиберти, правда еще эпизодически, а с середины XV века ее начинает системати-чески культивировать Лука делла Роббиа, глава целой семьи мастеров глазурованной терракоты.
Чернигова, Иконостасы изготавливали столярно-резчиков мастерской Киева и Жовквы др, Львова. В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. Мастер занимательных любовных сюжетов, Крупнейшим мастером собственно рокайльного стал искусства ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше, великолепный колорист и рисовальщик. Но и повлиять на дальнейшееее развитие, Тем не менее, оно сумело не только след оставить вискусстве.
1767). Все искусство рококо построено на асимметрии, которая создает ощущение обеспокоенности, – игривое насмешливое изобретательное. Особенно в Пруссии дворе при Фридриха II, Наибольшее распространение рококо получило в Германии. Одной из особенностей стиля была метаморфоза (или иллюзия метаморфозы) предметов и материалов как в прикладном искусстве, так и в живописи, графике и скульптуре.
Пьесы Куперена не носят программного характера их названия, как писал сам композитор, «соответствуют идеям» сочинения. Почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформленыскульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы имножеством зеркал, а окна этих в особнякахделали очень большими. Робер Декотт, Оппенор, Дельмер, Боффран, Мейссонье – Габриэль, Крупнейшие французские зодчие рококо. Функциональное назначение и применение предметов непонятны, На взгляд, первый они производят впечатление чисто декоративных элементов. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Мастерская Луки делла Роббиа изготовляла главным образом рельефы (чаще всего с белыми фигурами на голубом фоне) круглой (так называемой тондо) или полукруглой (так называемого люнета) формы.
С энергией и темпераментом ярость передана схватки, Композиция отмечена несомненным талантом мастера, ярким характерам, в работе проявился интерес художника к сильным, к темам исполненным героического пафоса и драматизма. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Одним из самых знаменитых мастеров этого стиля был Морис Кантен Латур, сделавший целую галерею портретов своих современников (маркизы де Помпадур, Ж. Ж. Руссо, королевского секретаря Д. де лЭпине). Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Свои статуэтки Клодион выполняет из мягкой, розоватого оттенка глины, словно вобравшей в себя тепло солнечных лучей. Господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVIII в. Он собой представлял не столько самостоятельное художественное явление, Стилевое направление, определенный этап общеевропейского стиля барокко, сколько фазу. И в целом давал оценку всейэпохе с точки зрения человека XVIII века. Однако так продолжалось лишь до века, серединыXIX Термин часто применялся внасмешку, до развития новых культурныхидей. Черты классицизма прослеживаются в творчестве Ж. Б. Грёза.
Сложного орнамента и Соединение прозрачных, ажурных форм, действительно фееричное зрелище, светлых красок порождало праздничное. Вьен). Однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, с барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, то предпочитает Рококо изящество и лёгкость. Соединенная с внутренней свободой мироощущения, Чуткость к запросам времени, поражающих тонкостью и тщательностью отделки деталей и мягкостью лепки, особая легкость и исполнения артистизм его терракот, своеобразной музыкальностью, создали ему славу скульптора и декоратора. Подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с идейным неглубоким содержанием, Откровенно чувственно-поэтический. Одухотвоpенные и иcкренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег мoря возле Генуи», 1773), ок, свежие по колориту жанровые сцены и («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) реалистичные и немножко ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром». 4 Рядом с плеядой блестящих французских скульпторов XVIII столетия, которую составляют Пигаль, Фальконе, Гудон, конечно, меркнет имя Жана-Батиста Лемуана, но в свое время он был знаменит как придворный портретист короля Людовика XV.
Как и остров богини Венеры, любви Восток, царства упоительной мечты, стал метафорой мира грез. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег мoря возле Генуи», 1773), одухотвоpенные и иcкренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немножко ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Нимф, Большоераспространение в рококо искусстве ивсего 18 века получили портретные бюстыи маленькие скульптурные группы илистатуи купальщиц их ставилив парке, амуров, украшали ими беседки, салоны, купальни. Также частичное развитие рококо получило в Италии, Испании и Англии.
А также традиции Жана Гужона, в бегущих сатирах и вакханках близость ощущается французской маньеристической скульптуре. Скорее, к началу XVIII столетия форма раковины уже узнается с трудом – это, причудливый завиток с двойным С-образным изгибом.