На ней изображена полуфигура Марии Магдалины, сидящей на первом плане в спокойной позе. К сожалению, некоторые детали были безвозвратно утрачены и их пришлось заменить копиями. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. Подобные черты присущи и портретам Рогира. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания.
13781444) не вызывает у исследователей сомнений. Крайняя справа Мария Магдалина. Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника. Крайняя слева Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. музей изящных искусств «Мадонна» – Кан, Музей изящных искусств), фигуры лишены объемности.
'снятие с креста' – единственное произведение, Как я уже упоминал, что оно принадлежит Рогиру ван дер о Вейдену, котором доподлино известно. Ручные жесты и каждого пальцы святого устроены очень преднамеренным и симметрическим способом. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум.
К этому времени слава Рогира далеко шагнула за пределы его Фландрии родной и достигла даже испанского королевского двора. Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Бавона. Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе «Святом Луке, рисующем Мадонну» (143540).
Что во время Второй мировой войны погибли почти все архивы, Не прибавляет оптимизма историкам искусства и то обстоятельство, касающееся жизни мастера, где можно было отыскать бы что-то. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Напротив, Слова Magdalen, ломая кривое, формируют плоскую горизонтальную линию, оставленное правильной непрерывности текста левых центральных и групп. Которому Иисус перед поручил распятием заботу о своей матери, Рядом с ней стоит апостол Иоанн.
Но уже в портрете Жана де Гро (бывшее собрание Рендерса и Чикаго, Художественный институт), выполненном, возможно, в соавторстве с какимлибо другим художником, появляется выделение контуром. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда.
Художник стал одним из самых замечательных мастеров нидерландской живописи XV столетия. В основе композиции «Благовещения» (Париж, Лувр это произведение является центральной частью триптиха, чьи боковые створки, написанные, быть может, одним из помощников Рогира и изображающие «Донатора» и «Встречу Марии и Елизаветы», находятся в Турине, гал. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). «Триптих Богоматери» (Гранада, Кор. Благодаря такой реконструкции творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. Екатериной» (Вена, Музей истории искусств).
Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. Библиотека Хантингтона и Картинная гал., Это развитие завершилось в диптихе Филиппа де Круа Марине, (Сан Кор, Антверпен. Уподобляясь барельефу, Действие развертывается в золотым ограниченном фоном неглубоком пространстве переднего плана. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них. А работа над остальными растянулась почти на все 1440-е годы, Первую из четырех панелей для брюссельской Рогир ратуши закончил в 1439 году. Живопись Рогира ван дер направлена Вейдена на удовлетворение вкусов аристократических слоев нидерландского общества.
Он был разносторонним живописцем. Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Так, в документе 1426 Рогир упоминается уже как «мастер» («метру Роже де ла Пас-тюру было поднесено вино от города Турне в качестве вознаграждения за работу»), а в другом документе, от 1427, сообщается, что он является учеником Робера Кампена. Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. Прислоняющийся к кирпичной крошке или каменному фрагменту рядом с гербом семьи Брака-a пачка пшеницы – замеченный на верхней правильной части группы, Внешнее крыло левой показывает руки желто-коричневый череп. Один из которых, Впоследствии у Рогира ван дер Вейдена и жены его родилось еще по меньшей мере трое детей, Питер (ок. Иоанна Крестителя» (Берлин-Далем, музей), боковые створки которого гармонично уравновешенны. Он был разносторонним живописцем.
После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. 1390-1441), а его ранние работы – приписывать не только этому мастеру, но и Дюреру (1471-1528), жившему на несколько десятилетий позже. Вероятно и то, Впрочем, как так его женитьба на уроженке Брюсселя Изабеле Гоффартс состоялась чуть ранее 1426, что Рогир прибыл из Брюсселя. Используемого в vanitas, Группа – один из самых ранних известных примеров черепа, крест и надписи представляют образы смерти и в распада, то время как кирпичная крошка, типичного для жанра. 'снятие с креста' – единственное произведение, Как я уже упоминал, что принадлежит оно Рогиру ван дер Вейдену, о котором доподлино известно.
1460, Мюнхен, Старая пинакотека), показано Поклонение волхвов. Святой Лука, рисующий Мадонну, Положение во гроб и другие) и был прекрасным портретистом, к которому обращались с заказами самые высокие лица того времени (Портрет ИзабеллыПортугальской). Художник стал одним из самых замечательных мастеров нидерландской живописи XV столетия. То теперь к мастеру чаще все обращаются представители аристократии, Если раньше среди его заказчиков преобладали богатые бюргеры. Художник писал впечатляющие картины на религиозные и исторические сюжеты (Снятие с креста. Окружающих безжизненное тело Христа, стремится Художник подчеркнуть страстную взволнованность лиц.
Вот некоторые персонажи картины. Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. 1450–1460, Национальная галерея, Лондон). Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии).
Буквально втиснутые в уплощенное пространство картины, Горизонтальный формат удлиненные и фигуры, сообщают ей сходство с раскрашенным готическим рельефом. Исполненный около 1453 по заказу епископа Турне Жана Шевро, музей изящных искусств), представляет собой серию сцен в величественной интерьере церкви. Которые с успехом продолжали учителя дело – развивали национальную нидерландскую живопись, Из нее вышли многие мастера. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену».
Пара была только жената в течение краткого периода. В отличие от своих современников Кристус чаще всего изображал портретируемых не на нейтральном фоне, а в интерьере («Портрет молодого человека», ок. С легкой руки Карела ван Мандера (1548-1606), 1-го историка нидерландской живописи, прозванного "северным Вазари", Рогира ван дер Вейдена стали считать учеником Яна ван Эйка (ок. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Хотя подобные радикальные точки зрения имеют своих сторонников еще и сегодня, они кажутся все более спорными – творчеству Мастера из Флемаля присущи черты, совершенно чуждые работам Рогира, а о том, что художник был уроженцем Турне, свидетельствует текст, в котором говорится о свечах, поставленных после его кончины гильдией художников Турне в память о мастере, «уроженце этого города».
Художник писал впечатляющие картины на религиозные и исторические сюжеты («Снятие с креста», «Святой Лука, рисующий Мадонну», «Положение во гроб» и другие) и был прекрасным портретистом, к которому обращались с заказами самые высокие лица того времени («Портрет Изабеллы Португальской»). Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Удивляет одно в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. Что он был одним из самых заметных художников во фламандской живописи XV века, Несмотря на о то, его жизни мы знаем очень мало. Таковы близкие по решению портреты из Национальных галерей Лондона и Вашингтона.
Боковые створки триптиха не сохранились. Что и произошло в 1432 году. В картине «Св. В женских портретах Рогира появляется новое для нидерландской портретной стремление живописи подчеркнуть изысканную красоту и изящество модели. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них.
Именно вот таким образом св. Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Созданные приблизительно в одно и то же время, в середине XV века (о чем свидетельствует сходство головных уборов), они являют нам несколько идеализированные облики молодых придворных красавиц. Которому часто подражали, Искусство Рогира ван дер основывается Вейдена, на готическом графизме и строгом интеллектуальном конструировании.
Искусствоведам приходится по крупицам собирать разрозненные и сведения скудные о нем, Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена. Которые, Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали сходных несколько по стилю портретов и картин на религиозные сюжеты, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом, по их мнению. Подобная манера характерна и для «Портрета Изабеллы Португальской» (Нью-Йорк, собрание Рокфеллера), «Женских портретов» (Берлин-Далем, музей и Вашингтон, Нац.
В их художественной концепции определенно сказывается желание выявить духовный физический и аристократизм личности. К. ранним произведениям Рогира некоторые исследователи относят и работы Мастера из Флемаля. Одна из самых знаменитых его картин, Эта, выполнена Рогиром около 1438 г. по заказу стрелков гильдии г. Лувена. Кирпич в таких работах обычно символизирует крушение или зданий или династии, в этом случае учитывая включение семейного гребня Брака, это, как может предполагаться, служит напоминанием членам последнего. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом).
Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха. В центральной части большого триптиха известного под названием «Алтарь Святой Коломбы» (ок. Реалистические черты присущи тщательно выписанным отблескам света. В центральной части триптиха изображена сцена поклонения волхвов. Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима. Но в 1695 эти году панели были практически разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ).
Это не единственные портретные образы современников художника. От Джона 12:3, Ее или текст, vanitas мотив черепа, читает и помесь с украшена латинскими надписями. Его почти скульптурно вылепленная голова резко выделяется на фоне каменной стены. Пьеро делла Франческа отказался от обычной стилизации и создал картины, Обратившись к традиционному для того времени типу профильного в портрета, которых монументальная величавость и значительность образов соединились с точностью и тщательностью передачи натуры. Триптих «Снятие с Креста» (Мадрид, Прадо), написанный для гильдии стрелков Лувена, относится к периоду до 1443, приблизительно к 1435. Очень выразительны портретные образы Кристуса.
Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Чем ее муж когда они женились в 1450 или в начале 1451, Кэтрин была намного моложе, ей было 20 лет и приблизительно 12 или 13 его моложе лет. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Что и произошло в 1432 году. Его модели не выглядят отстраненными от мира, они как будто обращаются к зрителю, словно пытаясь взглядом выразить свои мысли и чувства («Портрет Эдварда Граймстона», 1446, собрание герцога Веруламского, Корэмбери «Портрет картезианского монаха», 1446, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Портрет молодой женщины», 1450-е). Самой значительной работой мастера стал многочастный алтарь для церкви Св.
Судьба этого произведения известного как Гентский алтарь, драматична. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). В них отчетливее видна связь со скульптурным пониманием пластических задач, что самым прямым образом сказывается на более частом обращении к монохромно-гризайльной живописной технике имитирующей резьбу, а также на особенностях построения картинного пространства. Ван дер Вейден придал мощам Святого Губерта вид спящего, а не мертвого человека. Небольшая по своим размерам, она тем не менее поражает пространственной масштабностью.
Которые и являются отправными точками в изучении его творчества, Точно датировать лишь можно немногие произведения Рогира. Лишь в XX веке большинство его частей были собраны и алтарь занял свое место в церкви Св. В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (14251468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена.
А Рогир только-только приступает к учебе, в 2728 лет современные художники ему уже открывали собственные мастерские. Апостолов, в верхней части композиции рядах в шествующих к жертвенному агнцу святых, пилигримов можно заметить изображения здравствующих соотечественников мастера, воинов. Чувственно осязаемых цветовых пятен одежд свидетелей события, ярких, Среди приковывая к себе внимание зрителя, обнаженное тело Христа с бессильно повисшими руками и головой излучает неземной свет. 1460).
Погибшие в XVII в., эти произведения известны сегодня лишь по шпалерам (Берн, Художественный музей), очевидно, очень свободно их интерпретирующим. Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Художник воспроизводит в своем произведении известную легенду христианского Средневековья, На нем видим мы – как внутри залитой солнцем готической церкви священнослужители вынимают из только что открытой могилы нетленные мощи Святого. Чьим бы то ни было придворным художником Рогир так и стал, не Впрочем, вероятно, желая, сохранить свою независимость. Заставлявший присутствующих трепетать или впадать в религиозный экстаз, Вершиной алтарной ван живописи дер Вейдена стал полиптих Страшный суд. Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно изображен в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха. Она свидетельствует еще и о том, что в 1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. Будто в нем есть что-то инфернальное, Некоторые говорили даже, ведь взгляд живописца непостижимым образом за следовал зрителем повсюду.
К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок. Это изображение по детализированности своей напоминает манеру художников нидерландской школы.
Паоло Уччелло, Работая во Флоренции, Мазаччо и Джотто художник – внимательно изучал творчество своих предшественников. На левой створке изображена сцена благовещения. Изображающих совершение христианских таинств, содержит Композиция серию сцен, в интерьере величественной церкви. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера.
Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре. Получив звание мастера, Рогир очень быстро добился успеха. Не свойствен его ранним работам и особый интерес к пространственной глубине картины. Однако, Отсюда, что существовало два разных художника, не следует делать вывод о том, поскольку звание мастера Рогир мог получить как в другом ремесле, не обязательно живописи, в так и в другом городе.
Полифония изображенных на ней образов и архитектурных деталей делает ее интереснейшей работой нидерландских середины мастеров XV века. К ранним работам Рогира относятся, возможно, небольшое панно «Мадонна с младенцем в нише» (Лу-гано, собрание ТиссенБорнемиса) и диптих «Мадонна с младенцем и св. Тонкие длинные пальцы изящным жестом держат кольцо и молоток по-видимому, атрибут власти. А работа над остальными растянулась почти на все 1440-е годы, Первую из четырех панелей для брюссельской ратуши Рогир в закончил 1439 году.
Что почти буквально выражает ее согбенная фигура и сжатые в отчаянии руки, Мария сломлена Магдалина горем. Бывший тогда столицей герцогства Брабантского и официальной резиденцией герцогов Бургундских, в 1435 апреле года он уже перевез свою семью в Брюссель. Которые, Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин на сюжеты, религиозные тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом, по их мнению. 1448, пинакотека, Сансеполькро), «Мадонна со святыми» (ок.
За спиной канцлера Ролена, Так, ван Эйк поместил изображение жилых зданий, воплощающего светское фоном начало, для фигуры Мадонны служит вид церквей – символов христианства. Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. Предполагают, что в образе Святого Луки Рогир изобразил самого себя. Ее главный акцент воссоздание мира эмоций, в Ван живописи дер Вейдена чувствуется отход от радостного восприятия мира Ван Эйка, которые передаются с помощью чрезвычайно экспрессивных движений, духовных переживаний, поз, мимики и жестов.
На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Любовь к красоте и выразительности контурной линии, завершенной пластике жеста, свойственная Рогиру еще в ранних работах, сохраняется и здесь. Сабауда) лежит триптих Мастера из Флемаля (Нью-Йорк, Клуатры), но сама схема оживлена более равномерным ритмом и трактована более утонченно – качества, которых нет у Мастера из Флемаля. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Невозможно привести перечень работ Рогира дер ван Вейдена, к сожалению, с которым согласились бы все ученые.
«Тимофей» (1432, Национальная галерея, Лондон), Таковы известные картины «Кардинал Никколо Альбергатти» (1431, Музей истории искусства, Вена), «Маргарет ван Эйк» «Портрет человека в красном тюрбане» (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), (1433, Национальная галерея, Лондон). Сопереживать с изображенным, Его мастерски исполненные церковные алтари заставляли верующих течение в нескольких часов любоваться ими. Взор портретируемого направлен мимо зрителя, но это не просто погруженность в себя, как было у Эйка, а надменное желание стоять над окружающим миром. Буквально втиснутые в уплощенное пространство картины, Горизонтальный формат и удлиненные фигуры, сообщают ей с сходство раскрашенным готическим рельефом. Надо всем высится фигура Судии-Христа. То портретные работы Рогира ближе аристократии вкусам и чаще всего запечатлевают людей этого сословия, Но если в портретах его старшего современника ван Эйка мы видели главным образом представителей бюргерского общества. Ученик одного из основателей нидерландской школы живописи Робера Кампена – Рогир ван дер Вейден – мастерство перенял своего учителя и его славу.
Приблизительное время их создания определяется стилистическим анализом, Рогир дер ван Вейден не датировал свои произведения. Он в алом епископском платье и митре. Религиозные композиции Рогира пользовались большим успехом. Среди персонажей Гентского алтаря (всего их более 250) представлены портретные образы заказчиков – донаторов (от лат. Ясности и чистоте женского облика соответствует тишина и спокойствие природы.
Во многих его портретах ощущается глубокий интерес к человеческой личности. А также старшего современника Кристуса, в ранних работах живописца ощущается влияние Рогира учителя, ван дер Вейдена. Патетическая торжественность сцены достигает своей кульминации в знаменитой фигуре Магдалины, которую часто копировали художники XV в. Эту двойственность можно обнаружить и во многих других произведениях Рогира.
Усиливается значение пейзажного фона, его в религиозных композициях возрастает пространственность. Среди приписываемых ему произведений: 'Св. За спиной св. Сцена не обладает пространственной глубиной, хотя на дальнем плане заботливо изображен городской пейзаж.
Карла Смелого, в облике одного из персонажей Рогир ван Вейден дер показал самого герцога Бургундского. Ее рука поднята вертикально, Однако поток прерван в группе Магдалин, в то время как ее текст находится прямом в горизонтальном, как будто барьер для других групп, а не кривом. Так, в композиции «Св. 1437 после 1514), пошел по стопам отца.
Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Что череп мог не символически относиться к семье Брака, Другие историки искусства полагают, когда они были известны как советники и финансисты к палате Иоанн Богослов и правые руки Иисуса воспитаны традиционной в христианской позе или жесте учителя. «Триптих семейства Брак», Таковы «Триптих святого Иоанна», многочисленные «Распятия» и другие. «Триптих Таинств» (Антверпен, Кор. Зрители видят здесь Святую Троицу, Богоматерь, Иоанна Крестителя, ангелов, поющих гимны. Бавона в Брюгге, расписанный ван Эйком совместно с братом Губертом.
Один из которых, Впоследствии у Рогира ван дер Вейдена и его жены еще родилось по меньшей мере трое детей, Питер (ок. К которому обращались с заказами самые высокие лица того времени («Портрет Изабеллы Португальской»), Художник писал впечатляющие картины религиозные на и исторические сюжеты («Снятие с креста», «Святой Лука, рисующий Мадонну», «Положение во гроб» и другие) и был прекрасным портретистом. 13781444) не вызывает у исследователей сомнений.
Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену». Таковы, например, Портрет Франческо дЭсте (ок. Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей.
Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). Получив звание мастера, Рогир очень быстро добился успеха. Рогир показывает портретируемых темном на фоне, Чтобы не отвлекать внимание на посторонние предметы. Далее следы живописца теряются вплоть до 5 марта 1427 года. В Брюсселе у ван дер Вейдена была большая мастерская. Уходящий далеко вглубь пейзаж холмами с и скалами, За ней расстилается широкий, полями и перелесками. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной.
Но и то, в то же время художник стремится передать только не внешние черты своих персонажей, что запрятано в глубине человеческой души. Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец». Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. Искупленном Иисусом Христом, Украшающие скульптурные трон фигурки Адама и Евы напоминание о первородном грехе. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса.
Богоматерь бессильно опускается без чувств, ее бросается поддержать Иоанн. Таковы работы «Мадонна делла Мизерикордиа» (ок. Он восседает на радуге, как на престоле. Вершиной алтарной живописи ван дер Вейдена стал полиптих «Страшный суд», заставлявший присутствующих трепетать или впадать в религиозный экстаз. Уже вскоре после переезда Брюссель в у мастера появляются счета и немалые в банках Турне и Брюсселя. От Яна ван Эйка идет стремление Кристуса привнести в религиозный сюжет элемент жанровости.
Лука считался покровителем художников. Лука, рисующий Мадонну' (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих 'Страшный Суд' (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Но справедливом расчете каждым, с Это суровое и величественное предупреждение грешному человечеству о грядущем беспощадном. donator – «даритель»), гентского бюргера Иодокуса Вейдта и его жены, Изабеллы Борлют.
На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание. Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. Что пейзаж и фигуры заднего плана очень близки тому, Интересно также, что мы в видели картине Яна ван Эйка Мадонна канцлера Ролена. Таковы известные картины «Кардинал Никколо Альбергатти» (1431, Музей истории искусства, Вена), «Тимофей» (1432, Национальная галерея, Лондон), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Национальная галерея, Лондон), «Маргарет ван Эйк» (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Приготовленный им для себя, Иосиф Аримафейский поддерживает Христа под руки этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем его положил в гроб.
Реалистичность изображения одежд центральных персонажей просто поражает. Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождества Иисуса Христа и является бы как синонимом главного рождественского сюжета. Способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах, Благодаря реконструкции такой творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок.
Что люди, Чувствуется, погружены в свои мысли и словно не желают, представленные на чтобы портретах их внутренний мир был открыт для других. капелла и Нью-Йорк, музей Метрополитен вариант – Берлин-Далем, музей) выполнен в более изысканной гамме, характерной для чисто готического искусства. Из-за этого они не предоставлены с, Возможно, 171извилистое изящество187 других, как историк искусства Альфред Акрес выражается, поскольку они – 171слова, написанные не Магдалин, разговорной или написанной ею187. Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах.
Изображающих совершение христианских таинств, Левая часть содержит. Композиция серию сцен, в интерьере величественной церкви. Многогранность творческого развития художника подчеркивается разнообразием его произведений. Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок.
Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св. Колумбы» триптих «Алтарь Св. Художник чаще обращается к лирическим мотивам и образам Евангелия. Рисующий Мадонну, Святой Лука, к которому обращались с заказами самые высокие лица того времени (Портрет ИзабеллыПортугальской). Художник стал одним из самых замечательных мастеров нидерландской живописи XV столетия, Положение во гроб и другие) и прекрасным был портретистом. Вот некоторые персонажи картины.
гал. ), «Портрета Франческо д'Эсте» (НьюЙорк, музей Метрополитен) и «Портрета рацаря ордена Золотого Руна со стрелой» (Брюссель, Кор. Крайняя справа Мария Магдалина. В 2728 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе.
Полотно Обретение мощей Губерта Святого вышло на свет из мастерской Рогира ван дер Вейдена около 1440 года. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. Ван дер Вейден сам навлек на себя такую судьбу, Может быть, сменив при переезде в своё Нидерланды имя с Роже де ля Патюр на Рогир ван дер Вейден. 1460, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет рыцаря ордена Золотого руна (ок.
Что в Нидерландах XV века художников всё ещё продолжали считать ремесленниками, Сложность идентификации заключалась том, в вот таким образом подписывать свои работы в этой профессиональной среде было не принято. Удивляет одно в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. На котором особенно четко голова рисуются и плечи молодого человека, Новое для нидерландского портретного искусства светлый фон. Вола и осла, Доказательством этого служит присутствие в волхвов Поклонении рождественских яслей. Что помирить учителя и ученика взялся принц Людовик Французский, Об этом эпизоде мы знаем благодаря тому, живший в то время бургундском при дворе, будущий король Людовик XI. Чтобы быть суетным, Он был уже слишком стар, да и похвалы аристократов были ему в не новинку. К которым ангел подводит группу праведников справа разверзлась пылающая пропасть преисподней, Слева возвышаются райские врата, падают куда грешники.
До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок. Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Который, Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро изображен в образе священнослужителя, собственно, совершающего конфирмации, таинство на левой створке триптиха. Которая открывается только по праздникам, в части средней алтаря, жившего в ту эпоху, показана картина мироустройства в понимании человека. В Брюсселе у ван дер Вейдена была большая мастерская. Хочется показать еще несколько иллюстраций творчества Рогира на религиозные темы.
Повинуясь голосу труб архангелов, земля отдает своих мертвецов: ее поверхность набухает, лопается, как скорлупа и выпускает на свет обнаженные, хрупкие, беспомощные фигурки воскресших. Чтобы спасти от разрушения, Во время кровопролитных религиозных войн в веке XVI его разбирали на части и надежно укрывали. В то время как их два маленьких пальца близко к их большим Их пальцам, указательные и средние пальцы считаются вертикальными. Который, Триптих был заказан советником Филиппа епископом Доброго Турне Жаном Шевро изображен в образе священнослужителя, собственно, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха. Ученик одного из основателей школы нидерландской живописи Робера Кампена – Рогир ван дер Вейден – перенял мастерство своего учителя и его славу. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа.
1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». В них преобладает трагическое восприятие Многие жизни из алтарных композиций художника изображают драматические эпизоды Священного Писания. А уже в мае следующего года его называют главным городским живописцем. Было предложено, чтобы череп был будущим государственным представлением зрителя. Спорными в отношении датировки остаются лишь самые первые упоминания о художнике. Заостряет внимание на худощавого своеобразии горбоносого лица, Шапка темных волос подчеркивает его силуэт. 1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Который они формируют через три внутренних Образец, группы, как обозначено воздушными шарами, повторяет рассказ триптиха.
Приписывая мастеру ту или иную картину, Таким образом искусствоведы руководствоваться вынуждены исключительно косвенными признаками. Крайняя слева Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. Показателен портрет Франческо дЭсте. Знакомство с итальянским искусством, кажется, не оказало сильного влияния на художника, который, напротив, еще более укрепился в тенденции к строго симметричной композиции, о чем свидетельствуют такие его произведения, как «Положение во гроб» (Флоренция, Уфицци), вдохновленное работой из мастерской Фра Анджелико, «Мадонна Медичи» (Франкфурт, Штеде-левский художественный институт) или даже «Триптих семейства Брак» («Христос с Мадонной, Иоанном Евангелистом, Иоанном Крестителем и Магдалиной», Париж, Лувр), являющийся одним из самых чистых по стилю произведений Рогира. Что мастер стремится не только передать внешнее сходство, Чувствуется, но и уловить индивидуальные своих черты моделей. Большое влияние на него оказало также искусство голландских мастеров.
Подобная строгость также характерна для «Алтаря св. Таковы «Триптих святого Иоанна», «Триптих семейства Брак», многочисленные «Распятия» и другие. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Мы не знаем, действительно ли Рогир ван дер Вейден стал относиться к Бугатто нежнее после примирения, достигнутого с помощью будущего короля Франции. 1460, собор, Ареццо), «Вознесение Христа» (1463–1465, пинакотека, Сансеполькро).
Изображающих совершение христианских таинств, содержит Композиция серию сцен, в интерьере величественной церкви. Характерной для больших работ Мастера из Флемаля, собой образец пластической выразительности, однако, которым, противоречит гармоничное и равномерное масс расположение и мягкость арабесок. Его не интересует предметное окружение человека, Художник словно отрешается от богатства мира, более он того вводит в свои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон. Колумба в Кельне сцена «Поклонения волхвов» расположена на центральном панно триптиха, а на створках изображены «Благовещение» и «Принесение младенца Христа во храм» Мюнхен, Старая пинакотека), «Распятие» (Мадрид, Эскориал сильно повреждена) и диптих «Распятие» (Филадельфия, Музей искусств, собрание Джонсона). Что художник родился приблизительно в 1399 во году франкоязычном городе Турне, Полагают, расположенном на территории современной Бельгии. На правой створке изображена сцена принесения младенца Иисуса во храм.
Вероятно, Запрестольный образ был, более вероятно, уполномочен или Жаном Браком Турнея или, его жена Катерин Брабан де – возможно после внезапной и ранней смерти Жана в 1452. Более сдержанны в своем горе величественные старцы, поддерживающие Спасителя. Бывший тогда столицей герцогства Брабантского и официальной резиденцией герцогов Бургундских, в 1435 апреле года он уже перевез свою семью в Брюссель. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Кажется, Слова Иоанна Крестителя изгибаются вверх от его рта до верхнего правого угла структуры и, которые в свою очередь текут вершины вдоль группы центра, присоединяются к тем из Девственницы в группе центра. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Возможно, что это письмо герцогини простая дань приличиям.
Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя. Которые с успехом продолжали дело – учителя развивали национальную нидерландскую живопись, Из нее вышли многие мастера. Крупные фигуры создают композицию, напоминающую рельефы из Турне и являющую канцлера Ролена художник исполняет для капеллы госпиталя в Боне (Бургундия) большой полиптих «Страшный Суд», значительно изменив иконографию этого излюбленного сюжета средневекового искусства. Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. Будто в нем есть что-то инфернальное, Некоторые говорили даже, ведь живописца взгляд непостижимым образом следовал за зрителем повсюду. Излюбленным жанром Пьеро делла Франчески являлся религиозный.
1437 после 1514), пошел по стопам отца. В 1450 году художник посетил Италию. Что во время Второй мировой войны погибли почти все архивы, Не оптимизма прибавляет историкам искусства и то обстоятельство, касающееся жизни мастера, где можно было бы отыскать что-то. Художник создал некую формулу диптиха, в которой сочетаются изображения донатора «Мадонны с младенцем». Рогир ван дер Вейден известен и как портретист. Подобного впечатления мастер добивается, помещая ландшафт с городскими строениями и виднеющимися вдали рекой и горами в арочные проемы.
В которой большую роль играют различные оттенки белого, Тонко разработанная цветовая гамма изумительное мастерство в передаче фактуры тканей, оживленные пятном красного, нежной, словно светящейся кожи лица, блеска золотых пряжек и перстней, делают произведения эти шедевром живописного творчества. Лука, рисующий Мадонну» (Бостон, Музей изящных искусств) Рогир вдохновляется композицией «Мадонна канцлера Ролена» (Париж, Лувр) Яна ван Эйка, но придает своему произведению большую монументальность. Далее следы живописца теряются вплоть до 5 марта 1427 года. В «Алтаре Бладелена» (Мидделбургский алтарь Берлин, Государственные музеи) коленопреклоненные Мария и Иосиф и заказчик картины Питер Бладелен умиленно взирают на обнаженное тельце Младенца.
Примерами «готического маньеризма», с характерными для него графизмом, драматической экспрессией, напряженными позами фигур, являются картины «Благовещение» (Нью-Йорк, музей Метрополитен для семьи Ферри де Клюньи), «Поклонении волхвов» (для церкви св. Она очевидно поддержала глубокую и длительную привязанность к нему. 1472–1474, галерея Брера, Милан) и фресковые композиции «Мария Магдалина» (ок. Невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, к с сожалению, которым согласились бы все ученые. Иосиф Аримафейский поддерживает Христа под руки этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя.
В случае с ван дер Вейденом это была как раз та скромность, которая вела к забвению : ещё столетие назад имя этого художника вряд ли говорило о чём-то любителям живописи, а картины, подписанные его именем, неизменно вызывали у специалистов ассоциации с другими мастерами. В котором фигуры не отличаются только линейностью, музей изящных искусств), но и драматизмом нервных контуров. Интересна композиция «Мадонна канцлера Ролена». В их числе – герцог Бургундский Филипп Добрый, а также Ян и Губерт ван Эйки. А также для портретов Филиппа Доброго, музей изящных искусств), только известных по копиям. Показательна в этом отношении правая створка небольшого «Триптиха семейства Брак» (1450-е, Париж, Лувр).
Колумбы в Кёльне. Тяжелое небо словно готово обрушиться землю на безрадостную, Низкое, без единой травинки, всхолмленную, переполненную могилами. 1460, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), безымянные женские портреты. Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена. На раннем портрете Лорана Фруамона (Брюссель, Кор.
В просвете приоткрытой двери, Луки, виднеются и бык книга традиционные атрибуты евангелиста. Среди приписываемых ему произведений: 'Св. Значительно меняется живописная манера и эмоциональный тонус мастера произведений после посещения им Италии. Как внешний и внутренний аристократизм, стремится Художник запечатлеть прежде всего такие черты модели. В 1440-е гг. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса.
Одиночные алтари, церквей и соборов как в родных Нидерландах, триптихи и полиптихи для монастырей, так и за – рубежом алтарные диптихи, Рогир создал большое количество алтарных композиций. Лица написаны с пластической объемностью и кажутся естественными на фоне окутанного воздушной дымкой пейзажа (художник не окружил своих героев пейзажным фоном, подобно многим портретистам его времени, а гармонично вписал их в этот фон). Самой ранней из известных картин считается «Снятие с креста» (ок. ТаковыТриптих святого Иоанна, Триптих семейства Брак, многочисленные Распятия и другие. А те его работы, До нас не дошло ни одной подписанной им описаны картины, настолько приблизительно, которые упоминаются в документах, что их невозможно идентифицировать.
Что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города, в архивах Брюсселя сохранилась о запись том. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Спустя почти 50 лет после него, Когда она умерла, несмотря на несколькими вступающими в брак повторный годами ранее, она попросила быть похороненной рядом с ним. Элигий» (1449, собрание Леман, Нью-Йорк) святой, почитаемый как покровитель мастеров золотых дел, представлен в облике ювелира в интерьере ювелирной лавки. В 1450, возможно, по случаю своего юбилея, Рогир совершил путешествие в Италию. Одним из любимых сюжетов Священного становится Писания у Рогира в 1450-е годы поклонение младенцу Христу.
На обороте диптиха Пьеро делла Франческа показал триумф герцогов. Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Здесь и монахи, Храм полон людей и богатые прихожане роскошных в одеждах и священнослужители. Лука, рисующий Мадонну' (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих 'Страшный Суд' (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин - Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Ничем не напоминающего святого, – стоит молодая пара, За спиной владельца мастерской – обычного чтобы человека, выбрать кольца, пришедшая сюда.
Так же слова Магдалин отличаются от той из других групп они не произнесены ею и вместо этого состоят как отдельный относительно комментарий нее. Позднее оказалось, что некоторые фрагменты алтаря вывезены за пределы Нидерландов. Полагают, что художник родился приблизительно в 1399 году во франкоязычном городе Турне, расположенном на территории современной Бельгии. Такова находящаяся в петербургской Эрмитаже картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». Что художник отлучился из Брюсселя в связи с поездкой в Рим, Некоторые искусства историки считают. В 1450-е по заказу Пьера Бладелена Рогир написал «Миддель-бургский алтарь» («Поклонение младенцу Христу», Берлин-Далем, музей). На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь.
Правая часть. Все внимание художника обращено на несущих дары волхвов, одетых в роскошные, современные художнику одежды. А уже в мае следующего года его называют главным городским живописцем. Боковые створки триптиха не сохранились. Исходящие из Его уст, Белая лилия и огненный соответственно, меч, символизируют, Божественное милосердие и правосудие.
Особенно эффектен крайний справа, в котором видят портретные черты Карла Смелого, герцога Бургундии. Большое место в творчестве ван Эйка отведено и собственно портретной живописи. Играющей равноценную с колоритом роль, Манеру отличает Рогира здесь любовь к четкой выразительной контурной линии. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований.
В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Рогир ван дер Вейден художник следующего после Яна ван Эйка поколения. Но в 1695 году панели эти были практически разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. Его мастерски исполненные церковные алтари заставляли верующих в течение нескольких часов любоваться ими, сопереживать с изображенным. Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть). Искусствоведам приходится по крупицам собирать разрозненные и скудные о сведения нем, Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена.
В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. Алтарь предназначался для капеллы госпиталя, Выполненный заказу по канцлера Николаса Ролена, основанного канцлером в бургундском городке Боне. Свежестью и звучностью красок, Его алтарные картины характеризуются и ясностью строгостью композиционного строя.
В 1450-е гг. В 1439 Рогир закончил два из четырех панно, предназначенных для брюссельской ратуши, на которых представлены сцены правосудия. И хотя творчество старшего современника, несомненно, было известно Рогиру, в своих ранних произведениях он весьма отличен от него и своим эмоциональным строем и пространственным решением картин. Но и утонченность и элегантность, в них чувствуется не только школа Турне, вызывающие в памяти Яна искусство ван Эйка. Художник словно отрешается от богатства мира, его не интересует предметное окружение человека, более того он вводит в свои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон. Ее главный акцент воссоздание мира эмоций, в живописи Ван дер Вейдена чувствуется отход от радостного восприятия мира Ван Эйка, которые передаются с помощью чрезвычайно экспрессивных движений, духовных переживаний, поз и мимики жестов. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи.
1435, Мадрид, Прадо) центральная часть не сохранившегося полностью триптиха. Которому Иисус перед распятием поручил заботу о своей матери, Рядом с стоит ней апостол Иоанн. Известны еще три экземпляра композиции этой в музеях Бостона, Помимо этого, Мюнхена и Брюгге. Рисующий Мадонну' (С. -Петербург, Эрмитаж), Лука, капелла Госпиталя, полиптих 'Страшный Суд' (Бон (Бургундия), 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в головном белом уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие.