Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (14301432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. С естественностью простой женщины она расположилась у камина – ее окружают обычные бытовые предметы, в маленьком шедевре Мадонна с младенцем у камина (правая створка диптиха, левая посвящена Троице) Мария в изображена уютном интерьере. За решетчатым окном видны дома городка. Войдя после того в число членов нового городского управления, в 1423 году Кампен принял участие в горожан выступлении против правящего патрициата. Пользовавшиеся художественным опытом римлян, Еслиитальянские мастера, то главная тема нидерландского –сама портретиста душа человека в ее многогранном единстве, передавали впортретах лишь характеры людей.
На левой изображен Иоанн Креститель и заказчик коленопреклоненный – на правой Святая Варвара, От триптиха сохранились только боковые створки. В XV в. зародился бюргерский портрет и Робер Кампенстоял у самых истоков нового жанра. Любовное внимание к передаче вещного мира, всех пластических, фактурных и красочных особенностей бытовых деталей сочетается с ощущением высшего духовного начала, связывающего все видимое в целостную гармонию. Есть сведения о им владении несколькими домами в месте проживания, Робера Кампена можно отнести к достаточно зажиточным горожанам. Искусство Робера Кампена стоит у истоков нидерландской живописи XV века. Глубина пространства которого подчеркнута правильным перспективным сокращением потолка, балок Фигуры свободно располагаются в интерьере, мебели, оконных рам.
С XIV в. распространился обычай включать в изображения на сюжет из Священной историиколенопреклонённые фигуры заказчиков (так называемых донаторов или дарителей, поскольку заказы такого рода делались с намерением пожертвовать алтарь илиикону какому-либо храму). – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. На которой сидит Святая Варвара, Яркие цветовые пятна красные плащ Иоанна подушка и скамьи, синее и золотистое в ее одежде усиливают звучность колорита картины, зеленое.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света игде расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет). Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание. Так какхудожника интересовали не отдельные качества Такие человека, портреты трудно описать словами, а всё его существо. (около 14271428 гг. ) В центральной части алтаря изображена сцена Благовещения (явление архангела Гавриила Деве Марии с вестью, что Она родит Сына Божьего, Иисуса), происходящая в бюргерской гостиной. Жизнь пространства, Однако зритель первого с взгляда видит в этой картине нечто большее, кажется остановившейся изображенного художником, неподвластной привычному течению времени, вещи при всей их конкретности воспринимаются принадлежащими не прозаической действительности, а какому-то иному идеальному миру – что выходит за пределы обыденности.
За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Но после возвращения патриации, подвергся преследованиям. Однако, Авторство их, не могло быть с убедительностью приписано ни одному из известных тому к времени живописцев. Что художник владел большой мастерской со множеством учеников, Источники свидетельствуют, среди которых известный был впоследствии Рогир ван дер Вейден. В маленьком шедевре Мадонна с младенцем у камина (правая створка диптиха, левая посвящена Троице) Мария изображена в уютном интерьере: с естественностью простой женщины она расположилась у камина, ее окружают обычные бытовые предметы.
Показательна картина Рождество (ок. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Другая особенность скопление фигур переднем на плане сцены и ее крайне неглубокое пространство. В которой работает муж Марии, На правойстворке зритель видит соседнюю комнату, плотникИосиф на дворик левой дома и в нём коленопреклонённые фигуры заказчиков алтаря, выходцев из купеческого семейства Ингельбрехтс. Поясное или погрудное изображение модели, Он вывел основные принципы, скромный костюм, еётрёхчетвертной поворот, тёмный фон присущие – этомувиду портретного искусства. Диптих, Кроме этого, раннее «Положение во гроб», створки из алтаря Верля в портреты Прадо и «Рождество Христово» – мастеру приписывается ещё несколько десятков работ. Почти все работы Робера Кампена (за исключением портретов) представляют собой небольшие алтари. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Чистотой плиток пола и белёных стен, Изображённый Кампеном интерьер восхищаетпрозрачностью окон, той заботливой предусмотрительностью, дверей, ставен надёжностью и стропил потолка, с какой скамьяпридвинута спинкой к объёмистому, щедрому на тепло камину, а рукомойникразмещён в углу комнаты.
Свет, проходящий сквозь чистое стекло, Так, пламякоторого напоминает о древних жертвоприношениях, олицетворяет непорочное зачатие очаг, ветхозаветную Церковь, арукомойник Церковь Нового завета, поскольку вода является символом Крещения. Свеча напоминает о Христа миссии просветить мир. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. На створках которого изображены Троица и Мадонна с Младенцем у камина, Примерно к тому времени же можно отнести крошечный эрмитажный диптих. В 1410 году он права получил гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем. Предметы здесь имеют и символический смысл, так, медный умывальник с полотенцем свидетельствует о чистоте и непорочности Девы Марии.
Впрочем не составлявший тайны для современников Большинство Кампена из этих бытовых деталей несёт в себе скрытыйсмысл. 1425, Дижон, Музей изящных искусств): если перегруженность переднего плана свидетельствует о традиционности понимания пространства, то открывающийся в верхнем правом углу вид дает представление о тех исканиях художника, которые скоро увлекут многих мастеров Нидерландов первой половины XV века. Как городской художник фламандского городка Турне, с года 1410 он становится известен, после получения им там гражданства. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Перед зрителем типичная комната бюргерского дома с характерной обстановкой того времени, Если левая створка дает картину сверхчувственного мира – то в художник правой обращается к показу реальной среды. Кроме этого, мастеру приписывается ещё несколько десятков работ: диптих, створки из алтаря Верля в Прадо, раннее «Положение во гроб», портреты и «Рождество Христово».
Что, Несмотря на темы то, его произведений религиозные, как и в средневековье, художник решает их по-новому. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. От большинства ранних к работ, сожалению, до нас дошли лишь фрагменты, являвших собой значительные алтарные композиции. Выпуклое круглое зеркало на стенке в левой створке, Интересна деталь, что можно видеть в Ван Эйковском Портрете четы Арнольфини, тому, подобное исполненном четырьмя годами ранее – прямо заимствованная у Ван Эйка. Известных в последствии художников Рогир ван дер Вейден и Жак Даре имел Художник мастерскую и последователей в своих работах. Что художник вел достаточно активную политическую деятельность, Стоит отметить, Робер участвовал изгнании в правящего в городе патрициата и некоторое время занимал пост в городском управление.
Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия о чистоте (это прямо относится кдобродетелям Девы Марии). Но при этом он умелвыразить в любом лице старом или молодом, прекрасном или безобразном некуювнутреннюю значительность. Мастер никогда не приукрашивалвнешность портретируемого и наносил на доску мельчайшие подробности его облика до последней морщинки, до самого неприметного волоска. А в частности работы – триптих с Благовещеньем Флемальский и алтарь, Ряд искусствоведов приписывают Кампену зарождение Северного Возрождения.
Художник, Используя золотой фон, оставляет открытой нижнюю картины, часть как и во франкфуртском алтаре, в которой возникает далекое пейзажное пространство. Робер Кампен был одним из первых европейских портретистов. Ориентировочно, Биографы художника определяют дату его рождения, в городке Валансьен, с по 1375 1380 года. Его кисти исследователи приписывают группу произведений, которые ранее считались работами анонимного художника известного под именем Флемальский мастер. Но его мертвое тело не имитирует скульптуру, Образ Бога-Сына здесь близок по решению к Христу франкфуртской а Троицы, подчинено общему живописному строю композиции.
Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Самые ранние из приписываемых Кампену произведений выдают, с одной стороны их связь с традициями средневекового искусства, с другой обнаруживают попытки художника внести новое в трактовку канонических церковных сюжетов. Небесный вестник, любые стены и запорыне препятствие, конечно же, входит в комнату через дверь супруги Ингельбрехтс и предстают работающийИосиф такими же торжественно-серьёзными, как и молящаяся Мария – которому, Дева Мария и архангел Гавриил ничем не выделяются средидействующих лиц. Так, открытое окно и свет, льющийся из него – становясь символом, Каждый изображенный умывальник предмет и полотенце символизируют чистоту Марии, словно излучает из себя нетленную красоту. Имя Robert Campin, как художник, появляется в документах, где-то, с 1406 года. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры стройнее.