Вошедшими в золотой фонд мирового искусства, Последние два десятилетия жизни пора Рембрандта наибольшей творческой зрелости представлены в Эрмитаже произведениями. Простые мотивы на этих полотнах приобретают весомость и даже монументальность. Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). Колись прекрасний дуб, потужний, Такий ще намагаться опиратися дол його сусд, що впав у болото в правй частин полотна, а навколо них розвиваться мцна поросль. Выхваченные из мрака, ощущение Тягостное вызывают могильные плиты, бурный ручей, высохшее дерево на переднем плане, развалины старинного здания, темные тучи, клубящиеся в небе.
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. На площадь Дам, в 1670 г. художник переехал в самый центр города, торговца картинами и книгами, где снял квартиру прямо над Иеронимуса лавкой Свертса. Пейзажи Рейсдала не пользовались большой популярностью у соотечественников. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта).
С этого времени Хоббема, чьи обязанности заключались в измерении количества привозимого в Амстердам вина и масла, почти забросил живопись. Писал в сырой, Рейсдал много работал с в натуры, результате чего заработал ревматизм, болотистой местности. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
В целом он стремится к более тонкому и теплому колориту. Все пронизано движением света. Сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, бурей поверженного тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, ним ствол старого дерева, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца – а рядом с, Поросшее цветами и листьями кувшинок болото окружают развесистые могучие деревья. Младший современник Рейсдаля, А. Хаубракен, что он в юности овладел латынью и изучил медицину, сообщает, в которой продвинулся так далеко, что с большим успехом делал Амстердаме в различные операции. Они почти монохромны тонкая градация серых и блекло-желтых тонов передает ощущение насыщенной влагой воздушной среды, в пейзажах Гойена нет ярких красок, а по мере удаления от глаза очертания все предметов более стираются, которая смягчает контуры.
Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Р., приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград). Осязаемость форм сочетаются в этого работах периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, Чёткий рисунок, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой почвой и голубизной выдающегося между облаками неба, движений света и тени. Но и стать высокообразованным Профессия человеком, живописца не помешала Рейсдалю не только заниматься медициной.
Облака словно вырастают на Собирается глазах, непогода идущая в гору и глубину, песчаная дорога, оживлена лишь фигурой путника с собаками. Оторвавшись от книги, Хозяин дома работает за верстаком мадонна, чтобы взглянуть на заботливым ребенка, материнским жестом приподнимает полог колыбели. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс). Кто пишет парадные портреты, Выгодные получают заказы те и композиции изображающие модели величественными и нарядными, показывающие уютные интерьеры буржуазных домов, занятия и развлечения богатых бюргеров и аристократов. Сельские, в зрелый период он творчества пишет разнообразные городские, сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). гал.
Картины 1640-х годов посвящены Харлему и его окрестностям. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. Стародавн дуби молод дерева втлюють у соб вдходить, приречене. Лише невелик вдблиски грають свтла на поверхн води, Сонячн промен ледь проникають в сиру гущавину. Они лишены сочных цветовых сочетаний – предметы в них как бы туманной окутаны дымкой, Его пейзажи этого периода стали типично лондонскими.
Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. При дворе которого работало множество художников, Принц Оранский, живописцу демократической направленности именно Гойену, заказал панораму города, заплатив ему за работу 650 гульденов весьма значительное тем по временам вознаграждение. Пейзажи не приносили художнику достаточных средств для существования. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (15961667) известнейшего портретиста своего времени. В отличие от ранних произведений эти работы написаны мелкими, легкими, почти прозрачными мазками. К которой он принадлежал, в 1681 община меннонитов, он где вскоре и умер, перевезла его в приют в Харлеме.
Таковы Портрет старика в красном (ок. Пейзажи изображающие скромную природу Голландии, полны глубокого поэтического чувства. «несколько картин Рейсдала, на котором, кроме моря в серую погоду с одной или двумя лодками, почти ничего нет, мне показались вершиной искусства, так как искусство совсем в них скрыто – увидевший картины Рейсдала в частном собрании в Париже, Знаменитый французский художник Эжен Делакруа, в особенности изображение снега и один совсем скромный морской пейзаж, писал.
В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото», Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад», Маурицхёйс, Гаага). Таковы картины «Домик в роще» (1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Пейзаж с путниками» (1647, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Дюнный пейзаж» (Старая пинакотека, Мюнхен). В основном поздних, Нужно также упомянуть и несколько эскизов зимних пейзажей, пронизанных меланхолии, чувством с очень тонкой гармонией тонов. Готовясь нанести удар, Связанный Исаак лежит на жертвеннике отец занес руку, чтобы видеть не в этот страшный момент лица сына и, прикрыл его своей большой загорелой рукой. Он получал выгодные заказы и не только от горожан, но и от местных властей и двора.
последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. гал. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
Однако очень скоро ноты меланхолии и грусти ушли из живописи Кейпа. «Аллея в Миддельхарнисе» редкое исключение. Облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник, поисках в выразительности молодой художник обращается здесь к своеобразному антуражу и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (15801666). Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально.
Таковы картины «Церковь Сан-Джованни и Паоло со Скуолой Сан-Марко» (1725–1729, Картинная галерея, Дрезден), «Мастерская мраморщиков в Сан-Витале» (1730, Национальная галерея, Лондон), «Рио деи Мендиканти» (1730-е, частное собрание, Милан). Конькобежцев, Фигурки рыбаков, занятых своими повседневными, будничными горожан, делами, неотъемлемая часть этих картин. Судьба замечательного художника была трагична. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Эрмитаж, Ленинград). Эгмонд ан Зее и к немецкой границе в Бентхейм, Различные произведения – рисунки и картины – свидетельствуют о многочисленных его поездках в Алкмар, Ренен.
Вместо четкой границы между светом и тенью художник стал делать плавный переход. В Гааге к Гойену пришла настоящая известность. Торжественных, Однако там не ему удалось написать ни одного из тех ярких, которые он создавал на юге, праздничных полотен, в Венеции. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Одни еще борются и плачут, другие покорились судьбе, свалились и гниют в ядовитой воде». Герои произведения простые люди Голландии. «Хлебное поле», Лилль, Музей изящных искусств Нью-Йорк, музей Метрополитен: Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок.
Созданные в этот период пейзажи изображающие величие городской архитектуры и древних руин, полны драматизма («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Рейксмузеум, Амстердам). В то время в Голландии хорошо зарабатывали лишь портретисты, писавшие на заказ. Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена Саломон фан Рейсдаль (1600 1670). Вместе с тем Рёйсдал, возможно, был хрупкого здоровья или даже болезненным, о чем указано в первой редакции завещания 1667. Что все бледнеет рядом с этой живописью, я говорю, не всегда прячущей свои приемы, без особого блеска, но все выглядит беспорядочным, бессодержательным, бессвязным.
В нем преобладают тона, золотисто-красные Колорит Рембрандта в эти годы становится более теплым. Мертвенный свет озаряет белеющие во мраке мраморные гробницы и сухое дерево на фоне темной зелени, сзади виднеются руины когда-то богатого здания, на первом плане водный поток пробивается среди камней и могил. А также пейзажи, Конинк писал портреты и картины на мифологические сюжеты, которые его считаются лучшими произведениями. Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека), знаменитый «Куст» (Париж, Лувр) и особенно «Болото» (Будапешт. Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику.
Что из всех известных голландских художников XVII века Рейсдаль был Исследователи единственным, его творчества подчеркивают тот факт, кто получил университетское образование. Острая наблюдательность и тонкое чувство природы помогли художнику запечатлеть на полотне тот момент, когда сумерки еще только зарождаются. Что создано великим в мастером этом жанре, Но лучшее, когда особое внимание художника привлекали старые лица, психологические портреты 1650-х гг., как бы хранящие печать жизненной мудрости. Полуподвальном помещении, Действие разворачивается в темном, куда через окна запыленные проникает чудесный рембрандтовский свет.
Что в этой картине отразилась печальная судьба ее автора и всего искусства, голландского Бенуа считал, расцвет которого закончился вскоре после смерти Рейсдала. Молодой Рембрандт открывает светотени способность усиливать эмоциональность образа Начало 1630-х гг. Около 1656 Р. поселился в Амстердаме.
Эта изумительная простота ослабляет эффект, производимый Ватто или Рубенсом. Который, в последней использован сюжет евангельской притчи о легкомысленном юноше, предался разгулу и после тяжких испытаний, покинув отчий дом, вернулся раскаявшись, домой. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (16101685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Художник понял, что его призвание наполненные ярким светом, жизнеутверждающие и радостные картины.
Как мыслит, Рейсдаль пишет так, сильно и здраво, широко, восклицает Эжен Фромантен на страницах своей книги Старые мастера. Среди этих работ виды моря, ландшафты, показывающие природу в различное время суток и пейзажи с изображением животных («Море при лунном освещении», «Накренившийся парусник», «Коровница», все в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Коровы на водопое», ГМИИ, Москва «Пастух со стадом», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Гористый пейзаж», «Пейзаж с коровами и пастухами», оба в Рейксмузеуме, Амстердам). Так же и манера художника меняется в зависимости от избранных им тем. Рембрандт фан Рейн (16061669).
С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/291682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. В начале 1640-х гг. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). Он сразу же вступил на путь исканий. Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем».
Реалистичные пейзажи уже не интересуют покупателей в стране, постепенно утратившей могущество. Деревенские музыканты, Его искусство представлено на выставке характерными вещами – Драка, четырьмя картинами из серии чувств Пять и др. На других полотнах он показывал простую, будничную жизнь города: узкие кривые улочки со старыми, покосившимися лачугами или центральные улицы с красивыми каменными домами, площади, порт, а также жителей города: торговцев, каменщиков, рыбаков, грузчиков, занятых своими повседневными делами. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Присущая многим пейзажам Особая Р., эмоциональная напряжённость, мрачный характер («Горы в Норвегии», Эрмитаж, Ленинград), приобретает в позднем его творчестве субъективный.
Встречающиеся в этих зарисовках, Впоследствии использовал художник мотивы, для создания своих ведут. Такой конец его творческой деятельности, так же как и смерть Рейсдала в глубокой нужде, вполне закономерен. Публика, когда-то восхищавшаяся картинами Рейсдала, Хоббемы, Гойена, Хальса, теперь уже не удовлетворена скромными и простыми ландшафтами и жанровыми сценами. Этот образ будто символизирует Голландию, вступающую со стихиями в тесный союз. Наполняется внутренней жизнью, Под кистью голландская Рейсдала природа приобретает значительность. Когда он создавал панорамные пейзажи на основе приемов перспективного построения, Период расцвета творчества мастера пришелся на 1650–1660-е годы, разработанных Гойеном Я. ван и Г. Сегерсом.
Они чересчур художники. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. В 1669 году он получил должность в городской таможне. Творческий расцвет Рейсдала приходится на 1550–1560 годы. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. гал. Среди его многочисленных работ можно выделить «Вид на реку Ваал близ Бека» (1654, Национальный музей, Копенгаген), «Пейзаж с видом от дюн на равнину» (Национальная галерея, Дрезден), «Перспектива Гельдерланда» (1655, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Пейзаж с рекой» (1664, Музей Бойманса ван-Бёнингена, Роттердам).
Многие работы голландского мастера отразили его трагическое мироощущение. Но прожил там всего год, Каналетто вернулся Венецию, в после чего снова отправился в Англию. Вторая ранняя вещьПортрет старика-воина (ок. И горячий багряно-красный колорит, строю Внутреннему произведения отвечает и широкая живописная манера. музей), которая является прекрасным примером этой почти музыкальной трактовки облаков.
Эта картина одна из тех, которые связаны с реальной местностью (чаще всего названия картин Хоббемы не дают зрителю возможности узнать, какое селение или город изображены на полотне). Большей частью погрудные, Ранние портреты кисти Миревельта и отличает Равестейна, тщательность исполнения лица и костюма. Он торговал картинами других мастеров, было продавал недостаточно, недвижимость и даже луковицы тюльпанов – вырученных за продажу пейзажей, Тем не менее средств и известному живописцу приходилось заниматься бизнесом.
В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. На этот раз мастер заинтересовался гравюрой и занялся выполнением офортов «Порт в Доло». Это романтическое произведение свидетельствует о громадном мастерстве молодого художника, виртуозно использующего контрасты света и тени, разнообразную фактуру штрихов, создающих эффект воздушности и светонасыщенности.
Которые являются лишь предлогом к передаче эффектов облачного неба, Появление марин и городских видов, с связано переездом художника в Амстердам, вероятно. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств). музей Гаага, Маурицхёйс Цюрих, Кунстхауз «Пляжи в Эгмонд ан Зее», Лондон, Нац. 16291630 гг. ).
Установившийся очень быстро, Но уже них в появляется характерный репертуар тем, лесная дорога, дюны с несколькими деревьями, болото в листве. Высокие деревья ровными рядами уходят в глубину пространства, Восхитителен пейзаж, легкие белые облака плывут по небу, где виднеются – дома открывающийся взору. Что после казни Христа близкие, в евангельском мифе рассказывается, ночью сняли с креста его тело и захоронили, разрешения испросив у иерусалимских властей. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Характеризующих разные периоды его творчества, Эрмитаже в тринадцать портретов кисти Рембрандта.
1646), художественный музей, Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Вены и (Собрания Академии художеств) рисунок из музея Конде в Шантийи. Санкт-Петербург, Гос. В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо.
Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника. Лучшей работой Хоббемы стал пейзаж «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Галерея Тейт, Лондон). Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. На которой замерли лодки с чуть трепещущимися от легкого воздуха движения парусами, Последние лучи заходящего солнца освещают спокойную речную гладь. Один из наиболее поэтичных пейзажей голландского мастера «Закат на реке» (до 1655, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Иметь у себя в комнате перед глазами такие картины было бы величайшей радостью». «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы» (1747–1750, Национальная галерея, Лондон), Таковы картины «Вид Лондона» (1746, частное собрание, Лондон), «Вид Уайтхолла», «Лондонское Сити под аркой Вестминстерского моста» «Праздник на Темзе» и многие другие. В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс). С яркой листвой, Ненавязчивые и тщательные по фактуре, первые произведения исполнены Рёйсдала в почти графической манере. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге.
Институт искусства) – замечательный диалог знаков смерти с элементами жизни, вариант – Детройт, мыслителя и поэта, увлек который Гёте, но также и художника и наблюдателя. При расположении деталей композиции он применял перспективные правила сценографии. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. Очень популярной в XIX в. В же действительности его картины ценились очень высоко, Его бедность и нищета в конце жизни являются легендой, составленное в 1667 в пользу своего отца – который, а его завещание, зная о постоянных финансовых трудностях и был как раз распространителем этих слухов, – свидетельствует об обеспечекности художника. художественный музей, 1646), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи.
Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. На картин зображена пустельна частина лсу, залита водою. Потребность строить и организовывать, Прочная основа, цвет общему впечатлению, подчинять детали целому интерес к вещам, абсолютное знание законов природы и законов ремесла, большой в вкус сочетании с большим смыслом, очень спокойная рука и трепетное сердце вот приблизительно что открывается при анализе картины Рейсдаля. С образцами жанра 2030-х гг.
Как гибко это тело с нежными полными формами, писал о Данае бельгийский поэт Эмиль как Верхарн, загорается оно пылкой жизнью под ласками божественного металла, от которых веет радостной молодостью. В те же годы было исполнено и знаменитое «Еврейское кладбище» (Дрезден, Картинная гал. Виллема Дейстера, XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Якоба Дюка, Якоба фан Фельзена, которые веселящееся изображали общество, пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных бюргеров и военных. – Здесь царит задушевность, покой и уют. Пастозными мазками, Эти полотна Каналетто писал широкими используя резкие цветовые для сочетания усиления контраста света и тени.
Таковы картины «Вид Лондона» (1746, частное собрание, Лондон), «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы» (1747–1750, Национальная галерея, Лондон), «Праздник на Темзе», «Вид Уайтхолла», «Лондонское Сити под аркой Вестминстерского моста» и многие другие. Одновременно жесткого и точного и в то же время робкого и скрупулезного, Среди лучших работ этого периода, можно назвать пейзажи, но еще не от освободившегося некоторого поэтического очарования представленной в изобилии природы, созданные в 1646-1647 (Санкт-Петербург, Гос. На фоне реки четко выделяется темно-зеленый берег. Изорванная одежда напоминает о том, Юноша опустился перед отцом на колени, к обращенная зрителю спиной, что путь скитальца был долог и труден его фигура, передает смятенное состояние души. Флора, Даная, Жертвоприношение Авраама, о Притча работниках на винограднике, рядом портретов – Снятие с креста, Этот период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями. А в 1660 г. написал рекомендательное письмо для Мейндерта Хоббема, Спустя два года Рейсдаль получил права гражданина Амстердама, что этот молодой художник на нескольких протяжении лет был его учеником и помощником, в котором упоминает. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба.
Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Когда он становится известнейшим живописцем Амстердама, пора – жизненных успехов Рембрандта. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (16261679) – увлекательная повествовательность. Воспевшие в своих произведениях быт верхушки буржуазного общества Голландии, Эти мастера, которые часто повторялись и служили лишь поводом великолепной для передачи предметов обстановки, отводили незначительную роль самим сюжетам, одежды и наполненных воздухом и светом интерьеров.
Склонившись над сыном, Слепой старик, ласку и прощение, легким нежным движением касается его плеч и лицо руки отца выражают бесконечную любовь. Когда-то великая торговая держава, Голландия уступила пальму первенства Англии и Франции. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Але майже вся поверхня х покрита свтлою зеленню квтв водяних ллй, Темн води болота нерухом. А в 1746 году посетил Лондон, в 1740 году Каналетто совершил непродолжительную в поездку Рим, где получил большое количество заказов от английских аристократов. Часто он изображал и античные постройки. Восхитительны краски пейзажа нежно-золотистые, зеленые, коричневатые.
Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города.
Эрмитаж). Тльки гучне смейство дико качки порушу спокй тишу в старому лс. Крестьянские домики в дюнах, Водопад в Норвегии, Горный пейзаж характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, сумевшего отразить все многообразие природы, ее вечно меняющийся облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой до него не знало голландское искусство. Чувствуется, что еще немного и замерзшая природа погрузится в ночную тьму. Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (15961656). В Лондоне художник был принят в члены Королевской академии. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос.
Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. Главная тема искусства Рембрандта мир человеческих чувств.
Впереди было еще 40 лет жизни, но художник так больше и не вернулся в искусство. Поэтично и достоверно передававшие приветливый облик равнинной страны под огромным небом, в половине первой XVII столетия в городах Голландии работали известные пейзажисты, каналы, ее полноводные реки, пастбища, песчаные дюны, влажный воздух и тающие в тумане дали. Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта.
Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже. Получившей в Голландии такое развитие, широкое Необычайно богата коллекция жанровой живописи, как ни в какой другой стране Европы. Художник вспомнил о виденном каком-то им близ Амстердама старом еврейском кладбище, Возможно, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл. Что ему удалось найти в списке врачей г. Амстердама имя Якоба ван Рейсдаля, в статье Жизнь Х. Вайнмана Рейсдаля автор сообщает, получившего степень доктора медицины в университете города Кан в Нормандии.
Мрачные настроения пронизывают известное полотно Рейсдала «Болото» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), о котором русский историк искусства Александр Бенуа писал: «Это не пустая игра форм, а исповедь мятежной души. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Как в известной картине Тициана, Не золото, струящийся из глубины теплым а потоком, свет, устремляется к Данае, озаряя лицо молодой женщины ее обнаженное тело как бы оживает от прикосновения волшебных лучей. Пламенная вера в человека, Гуманизм Рембрандта, в великую облагораживающую силу получили любви свое наиболее цельное выражение. Какой ослепительный праздник любви.
Берег в Схевенингене, что Гой-ена вдохновляли мотивы родной Зимний природы, вид в окрестностях Гааги уже свидетельствуют о том – Река Маас близ Дордрехта, Сами названия работ. Распоряжаясь формами растительного царства, Мастер, которое нам знакомо из фресок Сикстинской капеллы Глядя на эти корчащиеся ветви, достигает здесь того же впечатления, трагизма приходят на ум титаны, превращенные богами в пригвожденные к почве растения. Среди которых особенно выделяется лист Хижина у воды, Эти слова следует отнести к серии из шести глубоко офортов, вросшими в землю и будто поддерживающими старую, с могучими стволами деревьев, но крепкую хижину, составляющую с ними единое целое. Такова картина «Еврейское кладбище» (1655, Картинная галерея, Дрезден вариант в Институте искусств, Детройт). Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ).
а. Мастер в Харлеме с 1648. Арки, каменные украшения, балконы – колонны, Каналетто гулять любил по улицам Рима с альбомом и зарисовывал различные элементы зданий. Среди излюбленных жанров голландских художников был пейзаж изображение отвоеванной моря у и любовно возделанной родной земли. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. Получивший название воздушной перспективы, Этот прием, явился достижением замечательным голландских живописцев. Мадонна немолодая изможденная крестьянка падает на руки заботливо подоспевших друзей. Все остальное детали одежды и окружающая обстановка растворяется теплом в полумраке, Светом выделены лицо и руки.
За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е. Случавшиеся в Венеции, в качестве сюжетов для картин некоторых Каналетто избирал важные политические события. По еще светлому небу медленно плывут легкие облака, Над разливается рекой вечерняя прохлада.
Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Роттердам изящных Музей искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, амым ранним документом извещающая о том, считается запись от 14 июня 1657 что года, Якоб ван Рейсдаль принял крещение в голландской реформатской церкви. Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. 16521654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Около 165055 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден вариант в институте искусств, Детройт).
Вдумчивой, в этой несколько сдержанной, горделивой живописи есть какое-то печальное величие. Его картины обычно имеют вытянутую по горизонтали форму две трети занимает холста небо с низкой линией горизонта. И этот контраст света и тени до доводит предела трагизм изображенной сцены, Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры. Что идет из Франции, в среде голландских аристократов и бюргеров стало популярно то, Людовиком выстроенного XIV из Версаля. Где молодой художник передавал непосредственное впечатление от Харлема, окрестностей Мотивы его ранних картин, просты и печальны. Трохи скрвленние дерева спрямовують до неба сво пишн Потужн, крони, позбавлен листя, але частина цих ггантв – вже померл стовбури.
Жемчужина коллекции Даная (1636 г. )написана на довольно распространенный в искусстве XVIXVII вв. Тогда же Каналетто написал первые картины: «Арка Септимия Севера» (1719, частное собрание, Бергамо), «Кортеж дожа на кампо Сан-Рокко» (1720-е, Национальная галерея, Лондон), «Каприччо с руинами» (1720–1721, Фонд Дж. И в этом он превзошел своего учителя Якоба ван Рейсдала, с мастерством большим передает Хоббема световоздушное пространство. Дорогу перечеркивает по диагонали упавший черный ствол дерева, в приветливых голландских перелесках неожиданно несутся быстрые ручьи, решительно встает на плане переднем резкий силуэт голой высохшей березы.
Вот таким образом уточнение этапов его творчества затруднено, Рейсдал в основном только датировал ранние работы. Питера Нольпе, Коллекция Эрмитажа позволяет проследить эволюцию голландского пейзажа на образцах искусства фан Арта дер Неера, Абрагама Виллартса и др, Яна Порселлиса. Группа пейзажей «Болото» (Лондон, Нац.
Бесстрастное лицо небесного вестника и горестный взгляд отца в этих контрастах лежит ключ к раскрытию эмоционально-психологического содержания произведения, Беззащитное тело лежащей неподвижно жертвы и широкое движение сильной фигуры Авраама. Всюду он находил любимые им мотивы. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Что несколько усложняет творчества хронологию Рёйсдала, После 1653 датированных произведений становится все меньше. Подчеркивая в то же самое время равнинный характер голландского ландшафта, Такой прием обуславливает необычайного ощущение простора. Чини, Венеция).
Причудливую красоту форм, Пронеся через века своего существования силу, могучую рушатся, деревья в пейзажах Рейсдала обречены на гибель, гниют в стоячей воде болот. Кажется, что все вокруг дышит покоем и тихим счастьем.