Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. «Пейзаж с видом от дюн на равнину» (Национальная галерея, Дрезден), Среди его многочисленных работ выделить можно «Вид на реку Ваал близ Бека» (1654, Национальный музей, Копенгаген), «Пейзаж с рекой» (1664, Музей Бойманса ван-Бёнингена, Роттердам), «Перспектива Гельдерланда» (1655, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Жемчужина коллекции Даная (1636 г. )написана на довольно распространенный в искусстве XVIXVII вв. Все остальное детали и одежды окружающая обстановка растворяется в теплом полумраке, Светом выделены лицо и руки. Пейзажи Рейсдала не пользовались большой популярностью у соотечественников. Впереди было еще 40 лет жизни, но художник так больше и не вернулся в искусство. Его картины обычно имеют вытянутую по форму горизонтали две трети холста занимает небо с низкой линией горизонта.
Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Однако очень скоро ноты меланхолии и грусти ушли из живописи Кейпа. Таковы картины «Церковь Сан-Джованни и Паоло со Скуолой Сан-Марко» (1725–1729, Картинная галерея, Дрезден), «Мастерская мраморщиков в Сан-Витале» (1730, Национальная галерея, Лондон), «Рио деи Мендиканти» (1730-е, частное собрание, Милан). Вдумчивой, в этой сдержанной, несколько горделивой есть живописи какое-то печальное величие.
Таковы картины «Вид Лондона» (1746, частное собрание, Лондон), «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы» (1747–1750, Национальная галерея, Лондон), «Праздник на Темзе», «Вид Уайтхолла», «Лондонское Сити под аркой Вестминстерского моста» и многие другие. Распоряжаясь формами растительного царства, Мастер, которое нам из знакомо фресок Сикстинской капеллы Глядя на эти корчащиеся ветви, достигает здесь того же трагизма впечатления, приходят на ум титаны, превращенные богами в пригвожденные к почве растения. Полуподвальном помещении, Действие разворачивается в темном, куда через запыленные окна чудесный проникает рембрандтовский свет. Он сразу же вступил на путь исканий. музей), которая является прекрасным примером этой почти музыкальной трактовки облаков.
– пора жизненных успехов Рембрандта, когда он становится известнейшим живописцем Амстердама. В 1669 году он получил должность в городской таможне. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Высокие деревья ровными рядами уходят в глубину пространства, Восхитителен пейзаж, легкие белые облака плывут по где небу, виднеются дома – открывающийся взору. Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику. Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац.
Возможно, Вместе с тем Рёйсдал или даже болезненным, был хрупкого здоровья, чем о указано в первой редакции завещания 1667. Таковы Портрет старика в красном (ок. Облачая модель в старинный берет и рыцарский нагрудник, в поисках выразительности молодой художник здесь обращается к своеобразному антуражу и к необычному освещению со светотеневыми контрастами. Группа пейзажей «Болото» (Лондон, Нац. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. Что все бледнеет рядом с этой живописью, я не говорю, всегда прячущей свои приемы, без особого блеска, но выглядит все беспорядочным, бессодержательным, бессвязным. Художник передает мельчайшие подробности листвы истволов, раскрывает глубину и характер каждого дерева.
Склонившись над сыном, Слепой старик, ласку и прощение, легким нежным движением его касается плеч лицо и руки отца выражают бесконечную любовь. Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. Таковы картины «Домик в роще» (1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Пейзаж с путниками» (1647, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Дюнный пейзаж» (Старая пинакотека, Мюнхен). В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга).
С яркой листвой, Ненавязчивые и тщательные фактуре, по первые произведения Рёйсдала исполнены в почти графической манере. Чьи обязанности заключались измерении в количества привозимого в Амстердам вина и масла, с этого времени Хоббема, почти забросил живопись. Лучшей работой Хоббемы стал пейзаж «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Галерея Тейт, Лондон). Этот образ будто символизирует Голландию, вступающую со стихиями в тесный союз. Готовясь нанести удар, Связанный Исаак лежит на жертвеннике отец занес руку, чтобы не видеть в этот страшный момент сына, лица и, прикрыл его своей большой загорелой рукой. В те же годы было исполнено и знаменитое «Еврейское кладбище» (Дрезден, Картинная гал. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (16261679) – увлекательная повествовательность. Писал в сырой, Рейсдал много работал с натуры, в результате заработал чего ревматизм, болотистой местности.
Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству.
По еще светлому небу медленно легкие плывут облака, Над рекой разливается вечерняя прохлада. Художник вспомнил о каком-то им виденном близ Амстердама старом еврейском кладбище, Возможно, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл. Пейзажи изображающие скромную природу Голландии, полны глубокого поэтического чувства.
Флора, Даная, Жертвоприношение Авраама, Притча о работниках на винограднике, рядом портретов – Снятие с Этот креста, период представлен в Эрмитаже выдающимися произведениями. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. писал о Данае бельгийский поэт Эмиль Верхарн, как гибко это тело с нежными полными формами, от которых веет радостной молодостью, как загорается оно пылкой жизнью под ласками божественного металла. Кто пишет парадные Выгодные портреты, заказы получают те и композиции изображающие модели величественными и нарядными, показывающие уютные интерьеры буржуазных домов, занятия и развлечения богатых бюргеров и аристократов. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде.
Эгмонд ан Зее и к немецкой границе в Бентхейм, Различные произведения – и рисунки картины – свидетельствуют о его многочисленных поездках в Алкмар, Ренен. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. В Гааге к Гойену пришла настоящая известность. На площадь Дам, в 1670 г. художник переехал в самый центр города, торговца картинами книгами и где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свертса. Они чересчур художники. Но уже в них появляется характерный репертуар тем, установившийся очень быстро, дюны с несколькими деревьями, лесная дорога, болото в листве.
Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. А в 1746 году посетил Лондон, в 1740 году совершил Каналетто непродолжительную поездку в Рим, где получил большое количество заказов от английских аристократов. Но Рейсдаль делает их его предметом картин и наделяетих особыми качествами, Ранее голландские художники использовали деревья просто как декоративныйкомпозиционный элемент.
Формы – массивнее, 1650 После еголандшафты становятся монументальнее, а предмет изображения более конкретным, цвета становятся болееживыми, что вполне очевидно в егознаменитой картине (ок. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (16101685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. 1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), отражают его одержимостьдеревьями. Относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, амым ранним документом извещающая о том, считается от запись 14 июня 1657 года, что Якоб ван Рейсдаль принял крещение в голландской реформатской церкви. А также пейзажи, Конинк писал портреты и картины на мифологические сюжеты, которые его считаются лучшими произведениями.
Эрмитаж). «несколько картин Рейсдала, на котором, кроме моря в серую погоду с одной или двумя лодками, почти ничего нет, показались мне вершиной искусства, так как искусство совсем в них скрыто – увидевший картины Рейсдала в частном собрании в Париже, Знаменитый французский художник Эжен Делакруа, в особенности снега изображение и один совсем скромный морской пейзаж, писал. гал. Бесстрастное лицо небесного вестника и горестный взгляд отца в контрастах этих лежит ключ к раскрытию эмоционально-психологического содержания произведения, Беззащитное тело неподвижно лежащей жертвы и широкое движение сильной фигуры Авраама. Кажется, что все вокруг дышит покоем и тихим счастьем.
Впоследствии художник использовал мотивы, встречающиеся в этих зарисовках, для создания своих ведут. При расположении деталей композиции он применял перспективные правила сценографии. Чини, Венеция). За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е.
При дворе которого работало множество художников, Принц Оранский, живописцу демократической направленности именно Гойену, заказал панораму города, заплатив ему за работу 650 гульденов весьма значительное тем по временам вознаграждение. Сухой дуб печально простирает к небу свои голые сучья, поверженного бурей тишину нарушает лишь внезапный шум крыльев вспорхнувшей стайки уток да легкий шорох шагов охотника, ним ствол старого дерева, забредшего в эту таинственную чащу, куда редко заглядывают лучи солнца – а рядом с, Поросшее цветами и листьями кувшинок болото развесистые окружают могучие деревья. Тогда же Каналетто написал первые картины: «Арка Септимия Севера» (1719, частное собрание, Бергамо), «Кортеж дожа на кампо Сан-Рокко» (1720-е, Национальная галерея, Лондон), «Каприччо с руинами» (1720–1721, Фонд Дж. Виллема Дейстера, XVII в. знакомят картины Дирка Хальса, Якоба Дюка, Якоба фан Фельзена, которые изображали общество, веселящееся пирушки в тавернах, домашние концерты игру в карты и трик-трак, бытовые сценки, преимущественно из жизни зажиточных бюргеров и военных. Пейзажи не приносили художнику достаточных средств для существования.
В нем преобладают тона, золотисто-красные Колорит Рембрандта в эти годы становится более теплым. Он получал выгодные заказы и не только от горожан, но и от местных властей и двора. Которые являются лишь предлогом к передаче эффектов облачного неба, Появление марин и городских видов, граничит с художника переездом в Амстердам, вероятно. На фоне реки четко выделяется темно-зеленый берег. Сохранились сведения, что Рейсдаль практиковалхирургию.
Рембрандт фан Рейн (16061669). В то время в Голландии хорошо зарабатывали лишь портретисты, писавшие на заказ. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Среди излюбленных жанров голландских художников был изображение пейзаж отвоеванной у моря и любовно возделанной родной земли. Хозяин дома работает за верстаком мадонна, оторвавшись от книги, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели, чтобы взглянуть на ребенка. Что он мог бы найти время для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), Кажется маловероятным, например Стину (который былуправляющим таверной), нодругим талантливым художникам, голландским удалось сделать две карьеры.
Иметь у себя в комнате перед глазами такие картины было бы величайшей радостью». гал. Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта). Получившей в Голландии такое широкое развитие, богата Необычайно коллекция жанровой живописи, как ни в какой другой стране Европы.
Художник, видимо, сделал блестящую карьеру, однако, мало что известно о его жизни. Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. Так же как и смерть Рейсдала в глубокой нужде, Такой конец творческой его деятельности, вполне закономерен. Когда-то великая торговая держава, Голландия уступила пальму первенства Англии и Франции.
Вторая ранняя вещьПортрет старика-воина (ок. музей Гаага, Маурицхёйс Цюрих, Кунстхауз «Пляжи в Эгмонд ан Зее», Лондон, Нац. Такова картина «Еврейское кладбище» (1655, Картинная галерея, Дрезден вариант в Институте искусств, Детройт). Как выразительные возможности изображения неба приобретают возрастающее значение для живописцев голландских – оно не только уравновешивает композицию, Картина Пейзаж с лесистыми холмами и ручьем показывает, но и привносит в сцену воздух и пространство. Созданные в этот период пейзажи изображающие величие городской архитектуры и древних руин, полны драматизма («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Рейксмузеум, Амстердам). Мрачные настроения пронизывают известное полотно Рейсдала «Болото» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), о котором русский историк искусства Александр Бенуа писал: «Это не пустая игра форм, а исповедь мятежной души. Один из наиболее поэтичных пейзажей голландского мастера «Закат на реке» (до 1655, Эрмитаж, Санкт-Петербург). А. Хаубракен, младший современник Рейсдаля, сообщает, что он в юности овладел латынью и изучил медицину, в которой продвинулся так далеко, что с большим успехом делал в Амстердаме различные операции.
16521654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Будничную жизнь города: узкие кривые улочки со старыми, На других полотнах он показывал площади, простую, покосившимися лачугами или центральные улицы с красивыми каменными домами, порт, а также жителей города: торговцев, каменщиков, рыбаков, грузчиков, занятых своими повседневными делами. Что несколько усложняет хронологию Рёйсдала, творчества После 1653 датированных произведений становится все меньше. 1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса.
сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. Восхитительны краски пейзажа нежно-золотистые, зеленые, коричневатые. Питера Янсенса (Комната в голландском доме), достижения Живописные голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач). Главная тема искусства Рембрандта мир человеческих чувств. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Молодой Рембрандт открывает светотени способность усиливать эмоциональность образа Начало 1630-х гг. 16291630 гг. ). Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг.
Конькобежцев, Фигурки рыбаков, занятых своими повседневными, будничными горожан, делами, неотъемлемая часть этих картин. Эта изумительная простота ослабляет эффект, производимый Ватто или Рубенсом. Наполняется внутренней жизнью, Под кистью голландская Рейсдала природа приобретает значительность. Подчеркивая в то же самое время равнинный характер голландского ландшафта, прием Такой обуславливает ощущение необычайного простора. Что ему удалось найти в списке врачей г. Амстердама имя Якоба ван Рейсдаля, в статье Х. Вайнмана Жизнь Рейсдаля сообщает, автор получившего степень доктора медицины в университете города Кан в Нормандии.
С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/291682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. И в этом он превзошел своего Якоба учителя ван Рейсдала, с большим мастерством передает Хоббема световоздушное пространство. Часто он изображал и античные постройки.
Институт искусства) – замечательный диалог знаков смерти с элементами жизни, – вариант Детройт, мыслителя и поэта, который увлек Гёте, но также и художника и наблюдателя. Арки, каменные украшения, балконы – колонны, любил Каналетто гулять по улицам Рима с альбомом и зарисовывал различные элементы зданий. Он прославился как величайший и самый разносторонний из голландских всех пейзажистов семнадцатого века, Притягательность работ Рейсдаля заключена в их реалистическомподходе к природе. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Облака словно вырастают на глазах, Собирается непогода идущая в гору и глубину, песчаная оживлена дорога, лишь фигурой путника с собаками. Вот таким образом уточнение этапов его творчества Рейсдал затруднено, в основном датировал только ранние работы.
В последней использован сюжет евангельской притчи о легкомысленном юноше, который, покинув отчий дом, предался разгулу и после тяжких испытаний, раскаявшись, вернулся домой. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. Поэтично и достоверно передававшие приветливый облик равнинной страны под огромным небом, в первой XVII половине столетия в городах Голландии работали известные пейзажисты, каналы, ее полноводные реки, пастбища, песчаные дюны, влажный воздух и тающие в тумане дали. Большей частью погрудные, Ранние портреты кисти и Миревельта Равестейна, отличает тщательность исполнения лица и костюма.
Кажется маловероятным, что он мог бы найти время для этого (он, как говорят имел медицинскую степень в Кане в Нормандии в 1676 году), нодругим талантливым голландским художникам, например Стину (который былуправляющим таверной), удалось сделать две карьеры. Ранние работы Рейсдаля, такие, как «Пейзаж возле дома вГрове» (ок. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ). Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена Саломон фан Рейсдаль (1600 1670). Что его призвание ярким наполненные светом, Художник понял, жизнеутверждающие и радостные картины. Когда-то восхищавшаяся картинами Рейсдала, Публика, Гойена, Хоббемы, Хальса, теперь уже удовлетворена не скромными и простыми ландшафтами и жанровыми сценами. Музей Метрополитен, 1670 иего многочисленные Харлема виды – это панорамы равнинной голландской сельскойместности, Нью-Йорк).
Чувствуется, что еще немного и замерзшая природа погрузится в ночную тьму. Виртуозно использующего контрасты света и тени, Это романтическое произведение свидетельствует о громадном мастерстве молодого художника, создающих эффект воздушности светонасыщенности и разнообразную фактуру штрихов. 1665, Государственный музей, Амстердам), «Уитфилдс» (ок.
Герои произведения простые люди Голландии. Изорванная одежда напоминает том, о Юноша опустился перед отцом на колени, обращенная к зрителю спиной, что путь скитальца был долог и труден его фигура, передает смятенное состояние души. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Вошедшими в золотой фонд мирового искусства, Последние два десятилетия жизни пора Рембрандта наибольшей творческой зрелости представлены в Эрмитаже произведениями. Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса).
«Хлебное поле», Лилль, Музей изящных искусств Нью-Йорк, музей Метрополитен: Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Из которых наиболее известной «Ниве» является (Петит-Пале, Париж), Он также выпустил несколько изящныхгравюр. Исследователи его творчества подчеркивают тот факт, что из всех известных голландских художников XVII века Рейсдаль был единственным, кто получил университетское образование.
Причудливую красоту форм, Пронеся через века своего существования могучую силу, рушатся, деревья в пейзажах Рейсдала обречены на гибель, гниют в воде стоячей болот. Мадонна немолодая изможденная крестьянка падает на руки заботливо подоспевших друзей. Мотивы его ранних картин, где молодой художник передавал непосредственное впечатление от окрестностей Харлема, просты и печальны. Как в известной картине Тициана, Не золото, струящийся из глубины теплым потоком, а свет, устремляется к Данае, озаряя лицо молодой женщины ее обнаженное как тело бы оживает от прикосновения волшебных лучей. К которой он принадлежал, в 1681 община меннонитов, он где вскоре и умер, перевезла его в приют в Харлеме.
Санкт-Петербург, Гос. Например, Иногда маленькие фигурки в картинах мастера былидобавлены другими художниками, ФилипсомВоуверманом и Берхемом, Класом Адрианом ванн де Вельдо. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет). Характеризующих разные периоды его творчества, в Эрмитаже портретов тринадцать кисти Рембрандта. Эта картина одна из тех, которые связаны с реальной местностью (чаще всего названия картин Хоббемы не дают зрителю возможности узнать, какое селение или город изображены на полотне).
Крупнейший пейзажистГолландии XVII века, Рейсдал в раннихпроизведениях изображал скромные видыокрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландами Германии, Рейсдал писал монументальныепейзажные композиции, в которых суроваяхолодная гамма и резкие контрастысветотени воплощают ощущениедраматической изменчивости жизни (Еврейскоекладбище, Картинная галерея, Дрезденвариант – в Институте искусств, Детройт). В зрелый период творчества Рейсдалсоздавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ, Москва Пейзаж с водяноймельницей, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным итаинственным лесным чащам у болот ирек (Болото, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Легкими, в отличие от ранних произведений эти работы мелкими, написаны почти прозрачными мазками. Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. Случавшиеся в Венеции, в качестве для сюжетов некоторых картин Каналетто избирал важные политические события. Он торговал картинами других мастеров, было недостаточно, продавал недвижимость и даже луковицы тюльпанов – вырученных за продажу пейзажей, Тем не менее средств известному и живописцу приходилось заниматься бизнесом.
Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). Когда сумерки еще зарождаются, только Острая наблюдательность и тонкое чувство природы помогли художнику запечатлеть на полотне тот момент. Что идет из Франции, в среде голландских аристократов и бюргеров стало популярно то, выстроенного XIV, Людовиком из Версаля. Гуманизм Рембрандта, пламенная вера в человека, в великую облагораживающую силу любви получили свое наиболее цельное выражение.
Что в этой картине отразилась печальная судьба автора ее и всего голландского искусства, Бенуа считал, расцвет которого закончился вскоре после смерти Рейсдала. Вместо четкой границы между светом и тенью художник стал делать плавный переход. На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку.
Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Постепенно утратившей могущество, Реалистичные уже пейзажи не интересуют покупателей в стране. Какой ослепительный праздник любви.
В Амстердаме он прожил до конца своей жизни (хотя и был похоронен в соборе Святого Баво в Харлеме). Берег в Схевенингене, что Гой-ена вдохновляли мотивы родной природы, Зимний вид в окрестностях Гааги свидетельствуют уже о том – Река Маас близ Дордрехта, Сами названия работ. В Лондоне художник был принят в члены Королевской академии. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. И горячий багряно-красный Внутреннему колорит, строю произведения отвечает и широкая живописная манера.
Горизонт неизменно низкий и далекий, над ним доминируетогромное облачное небо. Когда он создавал панорамные пейзажи на основе приемов перспективного построения, Период расцвета мастера творчества пришелся на 1650–1660-е годы, разработанных Я. ван Гойеном и Г. Сегерсом. Деревенские музыканты, Его представлено искусство на выставке характерными вещами – Драка, четырьмя картинами из серии Пять чувств и др. Дорогу перечеркивает по диагонали упавший черный ствол дерева, в приветливых голландских перелесках неожиданно несутся быстрые ручьи, решительно встает на переднем резкий плане силуэт голой высохшей березы. Что создано великим мастером в этом жанре, Но лучшее, когда особое внимание художника привлекали старые лица, психологические портреты 1650-х гг., как бы хранящие жизненной печать мудрости.
Питера Нольпе, Коллекция Эрмитажа проследить позволяет эволюцию голландского пейзажа на образцах искусства Арта фан дер Неера, Абрагама Виллартса и др, Яна Порселлиса. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Мейндерт Хоббема былего самым знаменитым учеником и последователем.
Среди его многочисленных работ можно выделить «Вид на реку Ваал близ Бека» (1654, Национальный музей, Копенгаген), «Пейзаж с видом от дюн на равнину» (Национальная галерея, Дрезден), «Перспектива Гельдерланда» (1655, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Пейзаж с рекой» (1664, Музей Бойманса ван-Бёнингена, Роттердам). Так же и манера художника меняется в зависимости от избранных им тем. Произведенияэтого периода проникнуты ощущениемсурового величия и живой изменчивостиприроды, отличаются материальнойосязаемостью форм, мастерской передачейдинамики световоздушной среды. Драматический, даже мрачный характермироощущения присущ поздним работамхудожника (Горы Норвегии, Эрмитаж). В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо.
Они почти монохромны тонкая градация серых блекло-желтых и тонов передает ощущение насыщенной влагой воздушной среды, в пейзажах Гойена нет ярких красок, а по мере удаления от глаза очертания предметов все более стираются, которая смягчает контуры. Рейсдаль пишет так, как мыслит, здраво, сильно и широко, восклицает Эжен Фромантен на страницах своей книги Старые мастера. Простые мотивы на этих полотнах приобретают весомость и даже монументальность. Он также выпустил несколько изящныхгравюр из которых наиболее известной является «Ниве» (Петит-Пале, Париж). В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля.
В целом он стремится к более тонкому и теплому колориту. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств). Многие работы голландского мастера отразили его трагическое мироощущение. В начале 1640-х гг. Пастозными мазками, Эти полотна Каналетто писал широкими используя цветовые резкие сочетания для усиления контраста света и тени. Рейсдал, Рёйсдал, Рёйсдаль (Ruysdael, Ruisdael) Якоб ван (1628 или1629-1682), голландский художник и график. Учился, вероятно, у своего дяди, С. ванРёйсдала испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса работал в Харлеме, с 1656 – вАмстердаме. Выхваченные из мрака, Тягостное ощущение вызывают могильные плиты, бурный высохшее ручей, дерево на переднем плане, развалины старинного здания, темные тучи, клубящиеся в небе.
Воспевшие в своих произведениях быт верхушки буржуазного общества Голландии, Эти мастера, которые повторялись часто и служили лишь поводом для великолепной передачи предметов обстановки, отводили незначительную роль самим сюжетам, одежды и наполненных воздухом и светом интерьеров. Среди этих работ виды моря, ландшафты, показывающие природу в различное время суток и пейзажи с изображением животных («Море при лунном освещении», «Накренившийся парусник», «Коровница», все в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Коровы на водопое», ГМИИ, Москва «Пастух со стадом», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Гористый пейзаж», «Пейзаж с коровами и пастухами», оба в Рейксмузеуме, Амстердам). Все пронизано движением света. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. С образцами жанра 2030-х гг.
А в 1660 г. написал рекомендательное письмо для Мейндерта Хоббема, Спустя два года Рейсдаль получил права гражданина Амстердама, что этот молодой на художник протяжении нескольких лет был его учеником и помощником, в котором упоминает. Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс). Всюду он находил любимые им мотивы. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов.
Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (15961667) известнейшего портретиста своего времени. гал. Сзади виднеются руины когда-то богатого здания, Мертвенный свет озаряет белеющие во мраке мраморные гробницы и сухое на дерево фоне темной зелени, на первом плане водный поток пробивается среди камней и могил. Этот прием, получивший название воздушной перспективы, явился замечательным достижением голландских живописцев.
Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (15961656). Водопад в Норвегии, Крестьянские домики в дюнах, сумевшего отразить все многообразие природы, Горный пейзаж характеризуют Якоба Рейсдаля как мастера, ее меняющийся вечно облик с такой глубиной и эмоциональностью, какой до него не знало голландское искусство. Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека), знаменитый «Куст» (Париж, Лувр) и особенно «Болото» (Будапешт. Одновременно жесткого и и точного в то же время робкого и скрупулезного, Среди лучших работ этого периода, можно назвать пейзажи, но еще не освободившегося от некоторого поэтического очарования представленной в изобилии природы, созданные в 1646-1647 (Санкт-Петербург, Гос. Одни еще борются и плачут, другие покорились судьбе, свалились и гниют в ядовитой воде». Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдаль наделил чувством драматического величия.
В основном поздних, Нужно также упомянуть и несколько эскизов зимних пейзажей, пронизанных чувством меланхолии, с очень гармонией тонкой тонов. Профессия живописца не помешала Рейсдалю не только заниматься медициной, но и стать высокообразованным человеком. В евангельском мифе рассказывается, что после казни Христа близкие испросив разрешения у иерусалимских властей, ночью сняли с креста его тело и захоронили. Среди которых особенно выделяется лист Хижина воды, у Эти слова следует отнести к серии из шести офортов, глубоко вросшими в землю и будто поддерживающими старую, с могучими стволами деревьев, но крепкую хижину, составляющую с ними единое целое.
И этот контраст света и тени доводит до предела трагизм изображенной сцены, мерцающий Тревожно на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (15801666). Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Судьба замечательного художника была трагична.
Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. «Аллея в Миддельхарнисе» редкое исключение. Но прожил там всего год, Каналетто вернулся в Венецию, после чего снова в отправился Англию. Примерно в 1655 он поселился в Амстердаме, где, спустя 4года, стал свободным гражданином. Творческий расцвет Рейсдала приходится на 1550–1560 годы. Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже.
«Мастерская мраморщиков в Сан-Витале» (1730, Национальная галерея, Лондон), Таковы картины «Церковь Сан-Джованни и Паоло со Скуолой Сан-Марко» (1725–1729, Картинная галерея, Дрезден), «Рио деи Мендиканти» (1730-е, частное собрание, Милан). Они лишены сочных цветовых сочетаний – предметы них в как бы окутаны туманной дымкой, Его пейзажи этого периода стали типично лондонскими. В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс). Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника.
Очень популярной в XIX в. В действительности же его картины ценились очень высоко, Его бедность и нищета в конце жизни являются легендой, составленное в 1667 в пользу своего отца – который, а его завещание, зная о постоянных финансовых и трудностях, был как раз распространителем этих слухов, – свидетельствует об обеспечекности художника. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Картины 1640-х годов посвящены Харлему и его окрестностям. Потребность строить и организовывать, Прочная основа, цвет общему впечатлению, подчинять детали целому интерес к вещам, абсолютное знание законов природы и законов ремесла, большой вкус в сочетании с большим смыслом, спокойная очень рука и трепетное сердце вот приблизительно что открывается при анализе картины Рейсдаля. На этот раз мастер заинтересовался гравюрой и занялся выполнением офортов «Порт в Доло». Торжественных, Однако там ему не удалось написать ни одного из тех ярких, он которые создавал на юге, праздничных полотен, в Венеции.
1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. Последние лучи заходящего солнца освещают спокойную речную гладь, на которой замерли лодки с чуть трепещущимися от легкого движения воздуха парусами. – Здесь царит задушевность, покой и уют. художественный музей, 1646), Гааги (Маурицхёйс, 1648), Кембриджа (музей Фицуильям, 1647), Вены (Собрания Академии художеств) и рисунок из музея Конде в Шантийи. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни.