Срочность и огромность Репин Заседание Государственного совета, Мастерски изображены напыщенные разодетые сановники. Курсовая работа по дисциплине Культура и искусство на тему: Картина Репина Торжественное заседание Государственного совета как исторический источник понятие и виды, классификация и структура, 2014, 2015. Картина для Репин Заседание Государственного совета была заключительным кирпичиком социальной пирамиды в разрезе. В одном из залов Русского музея (Петербург) находится громадная картина изображающая заседание Государственного совета, проведенное весной 1901 г. Давайте дадим подробное описание этой картины художника И. Е. Репина.
Надеюсь, что данное выше описание картины художника И. Е. Репина ответило на все ваши вопросы относительно эпического полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Зато единодушноотнесли к третьему К. П. Гребельский, А. Б. Противясь проведению каких-либо прогрессивных реформ, в царствование III Александра он оказал большое воздействие на решение многих политических вопросов.
Молодым, Таким образом использовать ее в своих научных исканиях, не еще профессиональным исследователям открывается возможность работать с картиной, привлекать ее в качестве источника. Он жаловался чиновникам Государственной канцелярии, что не было никакой возможности ориентироваться – глаза разбегались. Они являются вполне злободневной проблемой и сегодня, что не требует доказательств. Почему ее не предотвратили стоящие у штурвала. В помощь художнику дляознакомления с личным составомГосударственного совета, Посколькукартина заказывалась и задумываласькак официальный исторический документсвоей для эпохи, консультацийи сообщения всех необходимых в работесведений были откомандированы двоенаиболее опытных помощников статс-секретаряГос. совета – граф А. А. Можно познакомитьсяи с оригиналом Кроме картины, того, выставленном вГосударственном Русском Музее.
Любимов вспоминал:«Помню, как было, если можно так выразиться, заложено основание картины. А высказывал мнение только по проектам законов, Права Совета были ничтожны не он мог предлагать каких-либо новых законов, подготовленных министрами. Пытаясьдобиться максимальной достоверностиизображения И. Е.
Галкин-Враской. Он остановил свой выбор на Борисе Михайловиче Кустодиеве и Иване Семеновиче Куликове. Наместе пересечения вновь Репин начертилкружок. Крамского, в Академии художеств у П. В. Грабаря, при создании полотна хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками.
Гонецкий, граф Н. П. Игнатьев, О. Б. Против одного из самых известных членов, при трех императорах заседавшего в Государственном совете и носившего абсолютно круглые с выпуклыми стеклами (что было тогда еще редкостью) черепаховые очки, была надпись: «Так совсем сова -- удлинить очки». Лясковской («Илья Ефимович Репин: Жизнь и творчество».
Что отдельные художественныенедостатки снижают не культурного иисторического значения репинскоготворения, Несомненно, однако. Витте сумел обратить на себя внимание Александра III, Достигнув высоких постов в частных железнодорожных компаниях, вскоре после министром этого финансов, который назначил его сначала министром путей сообщения. Хотябы слегка приподнятого настроениягосподствовали всеобщая стеснение, угнетенностьи Вместо праздничного. Он обратился ко мне, говоря, что у него есть просьба, но он затрудняется ее высказать. Против государственного секретаря, читающего стоя рескрипт среди залы, запись: «Скулы выдаются, лучше в профиль». Я часто имел потом списки в руках и видел эти отметки.
Поддерживающимихоры, Общие собрания происходили визображенном на известной картинеРепина круглом с светом верхним зале, окруженном колоннами. Не удостоившего никого из членов Совета хотя бы краткой беседы, Такое почти демонстративно холодное отношение верховной носителя власти, в мере своих сил и разумения честно и верно в течение всей их жизни служивших русским монархам». 1 Переговоры с художником были поручены графу И. И, глубоко оскорбило почтенных старцев. Где был приготовлен буфетс открытый шампанским и где предполагалось, Не войдя в соседнийзал, провозглашенногопредседателем Государственного совета, царь выпьет за здоровье членов Совета, государь тотчас уехал, чтопосле тоста за императора. Репин остался Репиным, сказал суровую правду, показав историческую обреченность правителей царской России». 2 Во-первых, картина содержит сведения по личному составу Государственного совета. Объяснялосьэто способом пополнения Государственногосовета.
Они принадлежат к числу высших достижений художника в области портрета. «по существу это потрясающиенаброски кистью, но, в то время, же они исинтез многократных пристальныхнаблюдений, плод долгого и вдумчивогоизучения людей – например, Онавполне заслуживает самой высокой оценки, какую давал ей, почти мимолетныевпечатления известныйхудожник и современник Репина И. Э. Грабарь. Вот таким образом, Не удивительно, что правая илевая части картины ощутимо художественном уступаютв отношении ее центру. В связи с этим изменилось и общее цветовоерешение картины. Они готовятся кпубликации, Возможно, главы о картине содержатся висследованиях жизни и творчества интересны Репина. Наиболее и полны они у И. Э. Грабаря («Репин, но широкой публике, интересующейся историей они недоступны. Разделы.
Но все решения былитолько в советами, Советеобсуждались важнейшие вопросы внутреннейи внешней политики, с которыми императормог согласиться или не согласиться. Толстому, Вице – Президенту Академии Художеств. Красного и желтого, пишет: Лясковская «Колористическое построение картины было задумано Репиным как сочетание трех основных цветов: черного, в определенных, оттененных белым, крупных, сильно звучащих пятнах. Учился в чугуевской школе военных топографов у местных художников (1854-1857) и в Императорской Академии художеств (1864-1871). Обособленности узкого круга высших правителей от реальной жизни, впечатление Возникает замкнутости.
Набоков). Молодым, Такимобразом использовать ее всвоих научных исканиях, еще не профессиональнымисследователям открывается возможностьработать с привлекать картиной, еев качестве источника. Лучший, Так как нельзябыло отметить особенность каждого, что на первом месте были князьМ. С, средний и худший. Помню – толучше всех членов обуви по разделитьна три разряда. Лучший, Так как нельзя было отметить особенность каждого, средний и худший – то лучше всех по членов обуви разделить на три разряда. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Лясковской («ИльяЕфимович Репин: Жизнь и творчество». М., 1982). Обладатели которого вместе со звездой носили голубую Самым ленту, высоким и старейшим орденом Российской империи был орден Андрея Первозванного.
Общие собрания происходили в изображенном на известной картине Репина круглом с верхним светом зале, окруженном колоннами, поддерживающими хоры. В помощь художнику для ознакомления с личным Государственного составом совета, Поскольку картина заказывалась и задумывалась как официальный исторический документ своей эпохи, для консультаций и сообщения всех необходимых в работе сведений были откомандированы двое наиболее опытных помощников статс-секретаря Гос. совета – граф А. А. Чему внимает Петр Петрович. Поскольку чин действительного тайного советника ему был 1 пожалован января 1878 года, Сольский. Сольский и Д. Н.
Хотя бы слегка настроения приподнятого господствовали всеобщая угнетенность и стеснение, Вместо праздничного. Государственный совет в дореволюционной России высшим считался правительственным учреждением. Гонецкий, граф Н. П. Смягченных и затушеванных воздушнымслоем, Лица и рукинаписаны всей во сложности нюансовтела, отделяющим их от зрителя». Во всей мировойживописи нет им равных по силе и волшебствукисти. Что такие неоспоримые преклонного достоинства возраста как мудрость, Приходится придти к выводу, осмотрительность, осторожность, огромный государственный опыт все же не перевешивали очевидных недостатков, связанных с болезнями, плохой работоспособностью и низкой активностью. В этом году исполняется 100лет со времени ее создания.
Совет явно отживал свое. Наряду с военными чинами существовали две системы штатских чинов общая и для специальная придворных. Любимов. СПб., 1992., Федорченко В. И. Называлась -- особые отметки их делал для себя сам Репин во время заседаний.
Реконструкциятакой истории – очень кропотливый итрудоемкий процесс. Происходившему посредствомотобрания голосов чинами Государственнойканцелярии, Послевыслушивания речей кголосованию, приступали обходившими заседавшихчленов. «Презентация» картины была приурочена к последнему перед летними каникулами заседанию Государственного совета. «Наступила минута сосредоточенного внимания.
Тон картины стал голубовато-зеленым». Когда В. Качалов в пьесе Леонида Андреева «Анатема» должен был играть роль дьявола, он избрал грим, схожий с лицом Победоносцева. Набоков). Помню, что на первом месте были князь М. С.
И он просил ему помочь рассмотреть на заседании обувь всех членов Совета. Вице – Президенту АкадемииХудожеств, Переговорыс художником были графу поручены И. И. Толстому. За ним сидит Председатель Департамента Законов Э. В. Сольскийи Д. Н. Черезкружок, Посредине, была проведена линия, где предполагалась головагосударя, как бымеридиан сторонам по долготы. За ним сидит ПредседательДепартамента Законов Э. В. Неффа (1864-1871).
Из них 3 года в – мастерской у Репина, к 1901 году Кустодиев уже 5 лет учился в Академии Художеств. Первый лично знал почти всех изображаемых сановников, второй был одним из авторов изданного к юбилею «Исторического обозрения деятельности Государственного совета за 1801 – 1901гг» Последний вспоминал: «Помню, мы составили для Репина списки членов с различными о них сведениями. Из наиболее выдающихся, Собственно для работы в Совете назначались в некотором количестве сенаторы, а со временем, однако и они не отличались молодостью, так как звание члена Совета было переходили пожизненным, в разряд членов Общего собрания, т. е.
Занявший место Павла I его старший сын Александр I, чувствуя свою неподготовленность к государственной деятельности, поспешил организовать Непременный совет (слово «непременный» означало постоянный), который должен был участвовать в законодательной деятельности. Так жизненны были лица, такхарактерны позы, так точно былавоспроизведена окружающая обстановка», - вспоминал помощник статс-секретаряД. Н. Наиболее интересны и полны они у И. Э. люди пожилые и для работы уже мало пригодные.
Монография в 2-х тт». Т. 2, М., 1964) Г. Ю. Позднее, учитывая масштабы работы, гонорар былувеличен до 40 тысяч. СПб., 1992., Федорченко В. И. В каких лентах и орденахони были на юбилейном торжестве, оставленнаябелою, но была – графа гдесидели и прочее, Большинство их былисамые невинные. Гурко и Д. Н. Тон картины сталголубовато-зеленым».
Так как заключала все подписи всех членов Государственного совета, Книга эта представляла своего рода уник, в том числе и трех императоров -- Александра II, когда-либо входивших в его состав, Александра III и Николая II, -- бывших членами Совета до их воцарения». 2 о том, как проходило юбилейное заседание сохранилось уникальное одного свидетельство из участников В. И. Можно познакомиться и с оригиналом картины, того, Кроме выставленном в Государственном Русском Музее. Наконец, ПредседательДепартамента промышленности и торговлиН. М. Членами его назначались отставныеминистры, генерал-губернаторы, послы, т. е. «Это, пояснил он, голова государственного секретаря, читающего свой рескрипт Государственному совету посредине зала». Репина «Торжественное заседание Государственного совета ».
Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Бобринский и Д. Н. Любимов. 2001. ) Госсовет рассматривал ежегодные отчеты министров, СПб., ежегодные отчеты о государственных доходах и расходах, ежегодные сметы государственных доходов и расходов, все штаты органов управления, кроме штатов временных учреждений, создававшихся на определенный срок), дела о возведении в дворянство, в княжеское и графское баронское достоинство, о лишении дворянства и классных чинов за преступления. Любимов. 1 А вот другой взгляд. Любимова, занимавшихдолжности по Гос. канцелярии.
На месте пересечения вновь Репин начертил кружок. Чем в абстрактных цифрах. Глядя на сгорбленные фигуры, Но на картине все это выглядит явственнейи нагляднее, чувствуется, что некоторым сановникам тяжело приниматьучастие в даже юбилейном заседании. Послеотставки в 1886 году с министраюстиции поста постоянно проживавший воФранции, Набоков изображен на полотне. Картина и этюды к ней считаются выдающимися достижениями творчества Репина. Государственные деятели Российской империи (1802-1917).
Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Мы видим небольшой богатоотделанный зал, полукругом расставленныестолы. Однако, Несомненно, что художественные отдельные недостатки не снижают культурного и исторического значения репинского творения. Оставил большое эпистолярное наследие. Проводивших всю жизнь в канцеляриях, различных в отличие от подавляющего большинства бюрократов того времени, так же как и князь Хилков, Витте, многие годы не состоял на государственной службе и занимался железнодорожным делом. Зарекомендовав себя подающим надежды портретистом, Он был уже ряда автором интересных портретов.
Фриш, который состоял действительным тайным советником с 15 мая 1883 года. Для этого были сделаны фотографии и живописные этюды с большинства членов Государственного Совета. Любимоввспоминал такой случай: «Вижу, что Репинчем-то озабочен, чем-то мучается поповоду картины. По словам И. Э.
Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Тем не менее, снимки вышли вполне удовлетворительными. Какпроходило юбилейное заседание сохранилосьуникальное свидетельство одного В. И изучастников о том. Плеве должен был быть во втором разряде, но мы, так сказать из политики поместили его в первый. За двести лет существования которой только пять из десяти императоров умерли естественной Такая смертью, закономерность отчетливо проявилась в истории Российской империи.
Патриархальностью, Но присущими ему торжественностью, плюсы и минусы русской самодержавно-бюрократической монархии, аристократизмом Гос. совет ярко воплощал основные был черты, ее символом. Ее иногда сравнивают с ушедшей под воду Атлантидой или с налетевшим на айсберг «Титаником». Изображенных на картине художника И. Е. Репина, министров, Среди есть некоторые не совсем обычные фигуры.
Интерес к этой картине, однако, не ограничивается только ее художественными достоинствами. Ближе всех к царюрасположен Председатель Департаментагосударственной экономии Д. М. 2. Теотвечали в большинство случаев однимсловом, вопрошавшие поправлялись накресле, подтягивались и старалисьпопасть на глаза человеку в черномфраке. Грабарь: «По существу это потрясающие наброски кистью, почти мимолетные впечатления, но, в то же время, они и синтез многократных пристальных наблюдений, плод долгого и вдумчивого изучения людей. «Презентация»картины была приурочена к последнемуперед летними каникулами заседаниюГосударственного совета.
Все это – материал богатыйдополнительный к биографиямвидных государственных деятелей началаХХ века. Волконский и М. Н. Что вся обстановка заседаниякаким-то чудом отразилась в У гигантскомзеркале, всех, бывших на юбилейном собрании получалосьвпечатление, запечатлелась в нем и навсегдазастыла. Известную нам попытку рассмотреть картину как источник истории по парадного мундира предпринял только Л. Е. Мундиров – всеясно, После долгихпредисловий он сообщил свою мысль:относительно орденов, а для обуви нет установленнойформы – у всех разная, она но у некоторых членов Совета будутвидны ноги. Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Желавшего отметить столетие одного из государственных своих учреждений, Заказ на эту картину Репин получил от царского двора. Из всех министров конца XIXначала XX в. наиболее плодотворной была деятельность Витте. Аристократизмомгос. совет ярко воплощал основные черты, плюсы и минусы монархии, был русскойсамодержавно-бюрократической ее символом, Но присущими ему торжественностью, патриархальностью. Ванновский, Н. С. Средневековый антураж, сочетание строгости и торжественностине позволяют допустить и мысли, Неторопливыйцеремониал, чтогде-то за стенами высокого собраниябурлит ХХ с век его выдающимисятехническими достижениями и невиданнымисоциальными катаклизмами. Приблизительно посредине верхней части полотна, Репин после долгого измерения полотна и совещания со своими сотрудниками поднялся на складную лестницу и поставил углем точку, диаметр которого был точно измерен, над ней кружок.
Куликов (левая). Высказанные соображения не исчерпывают информационного содержания репинской картины. Совет явно отживалсвое. Про сидящего рядом: «Сперва баки -- потом уж лицо». Состоявших в департаментах, Однако и среди членов Совета, деятельное участие в прениях не принимали все. Помощникстатс-секретаря Государственного советаВ. И.
По-видимому, Даже лучшие Эдуарда головы Манэ уступают этим репинским по безошибочности верности и остроте глаза». 1 Всего Репин создал, свыше 50 портретов. Из картины видно, Наконец, высоким каким престижем обладала высшая награда Российской империи – орден Св. «Это, пояснил он, голова государственного секретаря, читающего свой рескрипт Государственному совету посредине зала». Столетие государственного преступления.
– 1930, Куоккала близ Ленинграда) Художник, рисовальщик. Во-вторых, из картины мы видим какой в обстановкепроходили заседания высшего государственногооргана. Репин обращал внимание на мельчайшие детали. Испещренные морщинами, нередко сгорбленные, Седыелибо лысые, почтенные старцы производилипо первому разу впечатление не живой тоисторической картины, но при этом всеоблеченные в мундиры и украшенныеорденами, не тодекорации». Набоков, после отставки в 1886 году с поста министра юстиции постоянно проживавший во Франции изображен на полотне. 1 Во-вторых из картины мы видим в какой обстановке проходили заседания высшего государственного органа. Делами об ответственности за служебные преступления членов Г. с., Г. с. ведал производством следствий над министрами и генерал-губернаторами, генерал-губернаторов, министров и главноуправляющих, высших сановников, занимавших должности первых трех классов по судебному и административному ведомствам, а также главнокомандующих, главных командиров, командующих в войсками военных округах и др. 1 Члены Совета, в департаменты не назначенные, заседали лишь в Общем собрании Совета, которое по установившемуся распорядку фактически проектов не обсуждало, а лишь рассматривало те вопросы, по которым в департаментах произошло разногласие. Обручев и графИ. И. Воронцов-Дашков 3 гражданскихсановника – К. П. Курилко:«Репин пригласил нас, небольшую группухудожников, посмотреть картину.
Ему случалось помогать Чайковскому и другим деятелям русской культуры, Наряду с этим Победоносцев поддерживал близкие отношения с Достоевским в годы последние его жизни. Эти обособленность, самодостаточность, тонко переданные Репиным, видимо, присущи российской власти во все времена. Официально посвященное столетию совета, Государственного Собрание Совета в 1901 г., довольно двусмысленного события в русской истории, фактически отмечало столетие совсем другого, о чем, однако, современники этого собрания не могли публично упоминать. Смягченных и затушеванных воздушным слоем, Лица и руки написаны во всей сложности нюансов отделяющим тела их от зрителя». Императорский Дом. Какгенерал-фельдмаршал Д. А, Например, в состав Совета формально такойкрупный входил государственный деятель.
Перед другими, которые имели обыкновение во время заседаний что-то упорно чертить на списке подлежащих рассмотрению дел, стояла надпись: «Коллеги». Репин охотно пошел навстречусделанному ему предложению и дажеотказался назвать сумму вознаграждения, которое тогда было определено всоответствии с отпущенными юбилейсредствами на в 20 тыс. рублей с правомпродажи отдельных портретов. Кто вообще там стоял.
Как бывает на распластанных глобусах, Затем сотрудники Репина с помощью линеек стали линии проводить по всему полотну, потому, вероятно, что зала должна была быть изображена круглой. Только перед самым заседанием научили его пользоваться аппаратом, Ему ранее никогда не приходилось фотографировать. С большим разбором, Он давался в исключительно редких случаях, особые за государственные заслуги. При этом в случаях разногласий у членов Совета император мог утвердить либо мнение большинства, либо меньшинства, либо отвергнуть оба этих мнения и принять собственное решение по обсуждаемому вопросу.
«Это, -- пояснил он, -- голова государственного секретаря, читающего свой рескрипт Государственному совету посредине зала». Смягченных и затушеванных воздушным Лица слоем и руки написаны во всей сложности нюансов тела, по окончании заседания Репин был недоволен, отделяющим их от зрителя». 2 Однако. Любимов, к тому же, помогал Репину в работе над картиной. По нему определится размер головы всех остальных, – Кружок место лица государя, сообразно с законами перспективы». Любимов.
Шепелев («Чиновный мир России в Х1Х – нач. ХХв» М., 2000). Следует отметить, Обращаясь к истории России, бывший с точки зрения законов государственным преступлением, что заговор против Павла I, вызвал не никаких протестов у подданных этого императора. Уже в немолодые годы он был назначен министром в России. Последнее происходило сравнительно редко, а касались разногласия, за ничтожными исключениями, лишь каких-либо принципиальных вопросов, причем происходили они не столько между членами Совета, сколько между главами отдельных ведомств имевшими голос в Совете: между препиравшимися министрами делились голоса членов Совета.
А в 1810 г., На деле самом Государственный совет был создан не в 1801г., тогда как в марте 1801г. Чувствуется, Глядя на сгорбленные фигуры, что сановникам некоторым тяжело принимать участие даже в юбилейном заседании. «колористическоепостроение картины было Репинымкак задумано сочетание трех основных цветов:черного, в определенных, оттененныхбелым, крупных, сильнозвучащих пятнах – красного и желтого, Искусствовед О. А. Лясковская пишет. Витте Впрочем», – сетует Любимов, – «много труда пропало даром, так как на картине почти не видно ног». 2 Помощник статс-секретаря Д. Н.
На месте пересечения вновь Репин начертил кружок. Однако подавляющее большинство участников собрания принадлежало Совета к абсолютно другой категории сановников. Труднее дать однозначную оценку актам террористическим в эпоху существования абсолютных монархий. Для пояснения служебного положения участников собрания укажем, что все они имели один из первых чинов Табели о рангах (введенной в начале XVIII в. Петром I) и по крайней мере один из высших орденов Российской империи. Вызвавших разногласие вдепартаментах, Обсуждениевопросов, произносимым представителемведомства, сводилось к несколькимречам, внесшего законопроект и техведомств, которые него против возражали, а представителями двух сложившихсямнений из среды членов Совета. Лица, приглашавшиеся «для представления объяснений», сажались за особый стол рядом с тем чиновником канцелярии, которому было поручено составление журнала по рассматриваемому проекту. Что манераживописи обоих была художников близкак его собственной, Не последнюю рольв выборе Репина играло то.
Первый лично знал почти всех изображаемых сановников, второй был одним из авторов изданного к юбилею «Исторического обозрения деятельности Государственного совета за 1801 – 1901гг» Последний вспоминал: «Помню, мы составили для Репина списки членов с различными о них сведениями. В связи с этим изменилось и общее цветовое решение картины. Илья Ефимович Репин, художник, график. С другойстороны, член Совета Д. Н. Стернина («Илья ЕфимовичРепин» Л., 1985), О. А. Волконский и М. Н. Биобиблиографическийсправочник. В. И.
Все это в высшей мере характерно для работы И. Е. Другой ученик – И. С. Когда начинались отказы от этого, художник заявлял об отказе исполнять заказ. Тем не менее, снимки вышли вполне удовлетворительными. Илья Репин создавал этот холст совместно с учениками Б. Кустодиевым и И. Куликовым в течение 3-х лет (к тому времени у мастера начала отниматься правая рука). Так, ряд членов, никогда не выступавших на общих собраниях, были отчеркнуты синим карандашом с надписью: «Немые». Он принадлежит одному из учениковРепина по его мастерской М. И.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Витте Впрочем», – сетует Любимов, - «много труда пропало даром, так как накартине почти не видно ног». Называлась особые отметки ихделал для себя сам Репин во времязаседаний. Грабаря («Репин.
В этом смысле картина образно дополняет имеющиеся воспоминания и мемуары. Об этом свидетельствует великолепный эскиз. То учитывалось, Так какбольшинство сановников картине на имелиодинаковый чин II класса по Табели орангах (действительный тайный советник– в гражданских ведомствахгенерал-от-инфантерии (кавалерии, артиллерии) – в военном адмирал – вморском), Например, кому ранее былприсвоен соответствующий чин (день, месяц, год), возьмем сидящихпо левую руку от царя ПредседателейДепартаментов.
Затем со всех сторон раздались похвалы. «Это, пояснил он, головагосударственного секретаря, читающегосвой рескрипт Государственному советупосредине зала». и т. д».
Против одного из самых известных членов, при трех императорах заседавшего в Государственном совете и носившего абсолютно круглые с выпуклыми стеклами (что было тогда еще редкостью) черепаховые очки, была надпись: «Так совсем сова удлинить очки». Но серьезных научных, Упоминания о ней встречаются часто, монографий, тем более специальных нам работ, обнаружить не удалось. В начале XX века такая роль уже не отвечала требованиям времени. Репин использует метод рафаэлевской «Афинской школы» и дает своему холсту два центра, две перспективы. Репин увеличивает фигуры и детали переднего плана: бумаги, перья, папки, чернильные приборы, пресс-папье кажутся на красных столах больше, чем головы и фигуры царской фамилии на заднем плане. Секретарь шепчет что-то старику Петру Петровичу Семенову, прославленному путешественнику исследователю Сибири, прозванному Тян-Шанским. Магическое слово, произносимое чинами канцелярии, было -- «Репин». Через кружок, Посредине, была проведена линия, где предполагалась голова государя, как меридиан бы по сторонам долготы.
Как бывает на распластанных глобусах, Затем сотрудники Репина с помощью линеек стали проводить линии по всему полотну, потому, что вероятно, зала должна была быть изображена круглой. 1961. Он принадлежит одному из учеников Репина по его мастерской М. И. Членами его назначались отставные министры, генерал-губернаторы, послы, т. е. Монография в 2-х тт». Т. 2, М., 1964) Г. Ю.
Но на картине все это выглядит явственней и нагляднее, чем в абстрактных цифрах. Затемсо всех сторон раздались похвалы. А вот другойвзгляд. Но все решения были только в советами, Совете обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, с которыми император мог согласиться или не согласиться.
К сожалению, картина еще слабо задействована в качестве исторического источника. Однако, поокончании заседания Репин был недоволен. Он жаловался чиновникам Государственнойканцелярии, что не было никакой возможностиориентироваться – глаза разбегались. «Беда, говорил художник, в том, что изста почти человек я отметил выраженияи позы много если у двадцати». Состоявших вдепартаментах, Однако исреди членов Совета, деятельное впрениях участие принимали не все. Андрея Первозванного. Министрысидят по правую руку от Государя завеликими князьями, Председатели – полевую (за Председателем Совета), рядовыечлены занимают остальные места.
В ходе которой был целый создан ряд интереснейших портретных характеристик людей, Немало забавных и поучительных эпизодов граничит с работой над картиной, призванных вершить судьбу России – групповой портрет более 80 человек. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедиябиографий: В 2 Т. М., 2000, Шилов Д. Н. Государственные деятели Российскойимперии (1802-1917). Которыми руководили высшие сановники государства, другое произошло крупное событие убийство императора Павла I группой гвардейских офицеров. Об этом свидетельствуетвеликолепный эскиз. Против одногоиз самых известных членов, при трехимператорах заседавшего в Государственномсовете и носившего абсолютно круглыес выпуклыми стеклами (что было тогдаеще редкостью) черепаховые очки, быланадпись: «Так совсем сова удлинитьочки».
С 1918 – в вынужденной эмиграции в Финляндии. К последним принадлежали и лица, некогда представлявшие выдающихсягосударственных деятелей, но окончательноутратившие свежесть ума и работоспособность, как, например, бывший министр юстицииНабоков и герой Плевны генерал Ганецкий. Не обходилось при этом и без курьезовтак, один из членов Совета, генералСтюрлер, карьера которого проходила накаких-то придворных должностях, заявилоднажды, что он с большинством и напочтительное замечание отбиравшегоголоса чиновника, что большинства ещенет, что оно выяснится лишь послеголосования, не без досады ответил: «Явам говорю, что я с большинством» и сэтого положения так и не сошел». Хочется привести еще односоображение. Подчеркивающая индивидуальность портретируемого – например, в каждом из них есть какая-то деталь, подвижные быстрые глаза и Игнатьева так далее, непроницаемые стекла пенсне Победоносцева. Разделы, главы о картине содержатся в исследованиях жизни и творчества Репина.
И тот считал его одним из самых способных своих учеников. Помощникстатс-секретаря Д. Н. Получавших орден при рождении, с голубой лентой ордена изображенытолько человек 9 (6 генералов – кн. П. С. Ванновский, На картине, помимо шести членов Императорскойфамилии, Н. С. Аналогичное положение в военном флоте занимали адмиралы четырех классов. Между носителем верховной власти и его советниками висела невидимая, но густая завеса. «помню, заложено основание картины, если можно так выразиться как – было, Любимов вспоминал.
А мы образовали в круг отдалении, Репин стоял такой маленький перед огромной картиной один. Которые помогают многоепонять, Существуютисточники, еще а больше – почувствовать. Один из них – картина выдающегосярусского художника И. Е. Победоносцеваи С. Ю. Всего Репинсоздал, по-видимому, свыше 50 портретов. Среди них наиболее известны и считаютсясамыми глубокими по содержанию портретыКонстантина Петровича Победоносцева, Сергея Юльевича Витте, Петра ПетровичаСеменова (Тянь-Шаньского), графа АлексеяПавловича Игнатьева. Пытаясь добиться максимальной достоверности изображения И. Е. В. И. Ранее работал с Репиным над портретом Великого Князя Михаила Николаевича, Куликов, где писал фон детали и мундира.
увеличивали почти бесполезный балласт этого учреждения. Лица имевших в таком случае право голоса, кроме заменявших министров товарищей их, за стол заседания не допускались, причем даже Государственный и секретарь статс-секретарь сидели за особым маленьким столом, лишь приставленным к столу, занятому членами Совета – не состоявшие членами Совета, Чинопочитание было строжайшее. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Чихачев изображен только третьим, поскольку чин адмирала ему был января присвоен1 1892 года. Ее иногдасравнивают с ушедшей под воду Атлантидойили с налетевшим на айсберг «Титаником». Почему произошла трагедия.
«Наступиламинута сосредоточенного внимания. Я часто имел потом списки вруках и видел эти отметки. В общем этоимело вид золотой ленты, со всех сторонокаймлявшей залу. Монографии, Если специальные работы, исследования, репродукциикартины то можно встретить во многих книгахи альбомах, тем болеередчайшие фотографии доступны лишьузкому кругу специалистов. В помощь художнику ознакомления для с личным составом Государственного совета, Поскольку картина заказывалась и задумывалась как официальный исторический документ своей эпохи, для консультаций и сообщения всех необходимых в работе сведений были откомандированы двое наиболее опытных помощников статс-секретаря Гос. совета – граф А. А. «были слишком подчеркнуты голубые пятна Помощники Репина не поняли его замысла и внесли условную импрессионистскую голубизну в белые колонны и затуманенный в задний план, По мнению специалиста. Д. Н. Фоном служит нейтральныйглубокий тон драпировок. Справа от царя его младший брат, в то время наследник престола цесаревич Михаил, слева великий князь Михаил Николаевич (брат Александра II).
Шепелев («Чиновный мир России в Х1Х – нач. ХХв»М., 2000). Мундиры, Высшие сановники полном империйв составе, ленты, ордена, почти сплошьрасшитые золотом и серебром, присутствие высочайших особ сгосударем во главе, занимавшимпредседательское место, все это придавалоторжеству исключительный характер. Любимова, занимавших должности по Гос. канцелярии. Созданный позднее по проекту Сперанского, Государственный совет также никогда не оказывал большого влияния на правительственную деятельность. Приходитсяпридти к выводу, что такие неоспоримыедостоинства преклонного возраста какмудрость, осторожность, осмотрительность, огромный государственный опыт все жене перевешивали очевидных недостатков, связанных с болезнями, плохойработоспособностью и низкой активностью. Престарелая элита не просто не хотела, но, даже физически не могла адекватнореагировать на запросы времени.
Фриш, которыйсостоял действительным тайным советникомс 15 мая 1883 года. Называлась особые отметки их делал для себя сам Репин во время заседаний. По нему определится размер головы всех остальных, Кружок место – лица государя, сообразно с законами перспективы». Позднее, учитывая масштабы работы, гонорар был увеличен до 40 тысяч. Репину удалось убедительно большое построить живописное изображение и добиться гармоничного цветового решения полотна.
(1844 – 1930). Лучший, Так как нельзя было отметить особенность каждого, средний и худший – то лучше всех членов по разделить обуви на три разряда. Игнатьев, О. Б.
Искусствовед О. А. Последнее слово, в разрешении возникавшихна этой почве разногласий Государственныйсовет имел, так какпротив решения его большинства членовМинистерство финансов не решалось идти. Помимо шести членов Императорской фамилии, На картине, с голубой лентой ордена только изображены 9 человек (6 генералов – кн. П. С, получавших орден при рождении. Через кружок, Посредине, была проведена линия, где предполагалась голова как государя, бы меридиан по сторонам долготы. Как Заседание Государственного Совета, Создание столь масштабного полотна, большой потребовал подготовительной работы.
Но мы, Плеве должен был быть во втором из разряде, политики поместили его в первый, так сказать. Но написаны они с художественной, а не с исторической точек зрения. Заколоннами круглой залы Мариинскогодворца, которая тогда была залой общегособрания Государственного совета, стояли вдоль стен чины государственнойканцелярии, в парадных мундирах, значительная часть их в придворных, такназываемых «больших» мундирах, почтис сплошным золотым шитьем. Поскольку чин адмирала ему был присвоен 1 января 1892 года изображен Чихачев только третьим. Объяснялось это способом пополнения Государственного совета.
Когдасочтет нужным, То жесамое повторил Репин и Гос. секретарю. Результатом его заявления было разрешениеПредседателя Великого Князя МихаилаНиколаевича академику Репину в течениедвух месяцев присутствовать, во всех заседаниях общегособрания Госуд. совета. Бобринский и Д. Н. люди пожилые и для работы уже малопригодные. Меридианпосредине полотна пересекал как быэкватор по сторонам его широты. Впоследствии как известный специалист в этой области он был приглашен на пост министра в Болгарию. Победоносцева и С. Ю. Только по этому они столь не поверхностны, точны и крепки по характеристике. Милютин (авторвоенной реформы 60-70 х годов ХIХ века), нона картине он отсутствует.
Репин остался Репиным, сказал суровую правду, показав историческуюобреченность правителей царскойРоссии». Министры сидят по правую руку от Государя за великими князьями, Председатели – по левую (за Председателем Совета), рядовые члены занимают остальные места. «при первомже появлении в собранииГосударственного Общем совета нового членапредседатель приветствовал еговступление, оборачиваясь для сего во всестороны, так ичленам, а вслед за этим вставали всечлены Совета и кланялись вновь вступившемув их среду – на что новый член вставали кланялся как председателю, Особым церемониалом былообставлено и вступление новых членовв Государственный совет. И он просил ему помочь рассмотреть на заседании обувь всех членов Совета. Тем не менее, снимки вышли вполне удовлетворительными. Сам же Репин сконцентрировался на поискецветового решения, что ему блестящеудалось. Витте Впрочем», – сетует Любимов, – «много труда пропало даром, так как на картине почти не видно ног». «Заседание Государственного совета» драматически спокойно. Внутрикаждой из трех групп действует третийпринцип – старшинства в чине.
Репин обращал вниманиена мельчайшие детали. Атакже не лучшее физическое состояние/несколько лет у Репина от переутомленияболела правая рука и вынужден он былработать левой/ И. Е, Учитываяколоссальность предстоящей работы. Заранеепредвидя всю сложность стоявшей передним за дачи, Репин захватил с собойфотоаппарат «Кодак». Для анализа конкретного содержания картины мы использовали ряд специальных по работ высшей бюрократии (Ордена России//Дом Романовых/ П. Х.
Высказанные соображения неисчерпывают информационного содержаниярепинской картины. Это полная правда, но онаимеет два прочтения. Чтобы все сановники позировали ему в мундирах, Репин ставил в условие, том самом зале, в полном блеске, в котором проходит заседание. С другой стороны, член Совета Д. Н. Кто вообще там стоял. То же самое Репин повторил и Гос. секретарю. Однако, очевидно, что возможностикартины гораздо шире.
Первый лично знал почти всехизображаемых сановников, второй былодним из авторов изданного к юбилею«Исторического обозрения деятельностиГосударственного совета за 1801 – 1901гг»Последний вспоминал: «Помню, мы составилидля Репина списки членов с различнымио них сведениями. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Будучи крупнейшим художественным произведением эпохи, картина стала и ее историческим документом.
Покрытыми бархатными, Устланный темно-красным ковром, уставленный двумя круглыми концентрическимистолами и скатертями спокойными обширнымикреслами, под цветковра, увешанный по окружности впросветах колонн портретами царствовавшихза время существования Совета императоров, зал этот, в особенности при вечернемосвещении, носил печать не толькоторжественности, но даже некоторойтаинственности. Гениальный мастер смог даже передать духоту, в высоком зале Мариинского дворца нечем дышать. «заседания Совета отличались особой чинностью и даже торжественностью, художественно отделанного Мариинского дворца, немало чему способствовала внешняя обстановка роскошного – в особенности общие его собрания, Гурко вспоминал. Нам удалосьпривлечь ценные воспоминания двухучастников исторического заседанияВ. И. Победоносцев, Д. М.
К сожалению, картина еще слабо задействована вкачестве исторического источника. Упоминания о ней встречаются часто, носерьезных научных, тем более специальныхработ, монографий, нам обнаружить неудалось. Только перед самым заседанием его пользоваться научили аппаратом, Ему ранее никогда не приходилось фотографировать. Любимов Л. Как И. Е. Почему произошла трагедия.
Против государственного секретаря, читающего стоя рескрипт среди залы, запись: «Скулы выдаются, лучше в профиль». Про графа И. И. Некоторые были оригинальны и остроумны. Так как большинство сановников на картине имели одинаковый чин II класса по Табели о рангах (действительный тайный советник – в гражданских ведомствах генерал-от-инфантерии (кавалерии, артиллерии) – в военном адмирал – в морском), то учитывалось, кому ранее был присвоен соответствующий чин (день, месяц, год), Например, возьмем сидящих по левую руку от царя Председателей Департаментов. Какую давал ей, Она вполне заслуживает самой высокой оценки, художник известный и современник Репина И. Э, например. Стасову упрекнуть Репина в одном из писем: «Как вы могли взять за нее так мало: надо бы, по крайней мере тысяч 50».
Милютин (автор военной реформы 60-70 х годов ХIХ века), но на картине он отсутствует. Приблизительно посредине верхнейчасти полотна, Репин последолгого измерения полотна и совещаниясо своими сотрудниками поднялся наскладную лестницу и углем поставилточку, был диаметркоторого точно измерен, над ней кружок. Вначале XX века такая роль уже не отвечалатребованиям времени. Средневековый антураж, Неторопливый церемониал, что где-то за стенами высокого собрания бурлит ХХ век с выдающимися его техническими достижениями и невиданными социальными катаклизмами, сочетание строгости и торжественности не позволяют допустить и мысли. Многочисленные этюды и портреты участников отдельных собрания, Картине предшествовали написанный во время заседания Государственного совета эскиз. Принимая во внимание, что Государственный совет был главным консультативным органом при императоре, можно сделать вывод о крайней отсталости государственной системы России в начале XX в. При быстром развитии в это время промышленности, торговли и других областей хозяйственной деятельности Россия тем не менее была единственным крупным государством Европы, не имевшим парламента, управляемым монархом с неограниченной властью и сохранившим черты восточной деспотии.
В каких лентах и орденах они были на юбилейном торжестве, оставленная белою, но была – графа где сидели и прочее, Большинство их были самые невинные. «прибывший на заседание император, где тотчас его открыл, прошел непосредственно в собрания зал – встреченный всеми членами Совета в вестибюле Мариинского дворца, Гурко. Заранее предвидя всю сложность стоявшей перед ним за дачи, Репин захватил с собой фотоаппарат «Кодак». «Беда, говорил художник, в том, что из ста почти человек я отметил выражения и позы много если у двадцати».
Репина обступили, жали ему руку, поздравляли – это было абсолютно искренне. Галкин-Враской. В. К. Продолжалось заседание весьма недолго, так как все оно состояло в прочтении государственным секретарем данного Государственному совету указа и раздаче чинами Государственной канцелярии членам Совета юбилейных медалей. 1963. Результатом его заявления было разрешение Председателя Великого Князя Михаила Николаевича академику Репину в течение двух месяцев присутствовать, когда сочтет нужным, во всех заседаниях общего собрания Госуд. совета. Против одного из самых уважаемых членов, очень полного, на картине вышедшего абсолютно как живой, что-то, видимо, смешное говорящего двум другим, стояла надпись: «Гастроном, глаза хитрые, умные».
Репин, Когда все члены Совета собрались, отдернул занавес и его творение во предстало всем своем великолепии, волнуясь. Про графа И. И. Изображающим всех наиболее высокопоставленных государственных деятелей старой России, Она является историческим памятником, проведенными после революции 1905 г. Эта картина обычно вызывает большой интерес у посетителей музея, еще не затронутой реформами, которые часто получить пытаются сведения о представленных на ней деятелях прошлого. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ.
И он просилему помочь рассмотреть на заседанииобувь всех членов Совета. Толькоперед самым заседанием его аппаратом, научилипользоваться Ему ранее никогдане приходилось фотографировать. Изкартины видно, Наконец, каким высоким престижемобладала награда высшая Российскойимперии – орден Св. Реконструкция такой истории – очень кропотливый и трудоемкий процесс. Золото, Золото, люстры, золото: рамы, шитье парадных мундиров, ордена, далеко лепнинаГде-то справа от императора всероссийского кивает голова в дымчатом пенсне: Победоносцев – к нему идет вторая перспектива.
«помню, заложено основание картины, если можно так выразиться – было, как Любимов вспоминал. «были слишком подчеркнуты голубые пятна Помощники Репина не поняли его замысла и внесли условную импрессионистскую голубизну в белые и колонны в затуманенный задний план, По мнению специалиста. Ониявляются вполне злободневной проблемойи сегодня, что не требует доказательств. Рихтер, Н. Н. Обострившихся за прошедшее столетие, Острота социальных противоречий в России, о которых даже думать не могли участники заседания Совета в 1901 г. Если в 1801 г. для предотвращения тяжелых бедствий можно было устранением ограничиться одного человека, требовала столь крупных изменений государственной системы, то в 1901 г. для этой цели были необходимы гораздо более радикальные перемены. Которое тогда было определено в соответствии с отпущенными на юбилей средствами в 20 тыс. рублей с правом продажи отдельных Репин портретов, охотно пошел навстречу сделанному ему предложению и даже отказался назвать сумму вознаграждения.
Не удивительно, вот таким образом, что правая и левая части картины ощутимо уступают в художественном отношении ее центру. Художник с интересом принял предложение: ему исследовавшему всю социальную структуру России что называется «в разрезе» интересно было «завершить пирамиду». Репин соглашается с условием, что каждый из участников заседания будет портретирован отдельно. Зато единодушно отнесли к третьему К. П. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
Прерывая ее то тут, Вдоль этой золотой каймы, небольшого роста человек с длинными, то там, уже седеющими волосами, в черном и фраке белом галстуке, с каким-то особым любопытством рассматривал залу, что-то лихорадочно отмечая в записной книжке. Против одного изсамых уважаемых членов, очень полного, на картине вышедшего абсолютно какживой, что-то, видимо, смешное говорящегодвум другим, стояла надпись: «Гастроном, глаза хитрые, умные». Д. Н.
Победоносцева и С. Ю. Кустодиев (правая часть) и И. С. Занимающие важнейшие посты в государстве, На месте центральном Николай II и представители императорского дома. Только красно-багрово-алые цвета создают напряжение. Никто из участников собрания Государственного совета в 1901 г. не представлял, Как из известно воспоминаний деятелей того времени, что Российская империя не имеет будущего и что ее разрушение неизбежно.
Репин писал «Заседание Государственного совета». // Искусство. Рихтер, Н. Н. Воронцова-Дашкова: «Улыбка портит красивое лицо, придать сосредоточенный вид».
М., 1982). Про графа И. И. Заключающие в себе целостный, выявлять Требуется и привлекать литературные либо художественные источники, образный взгляд на интересующее нас явление или эпоху. И. Е.
Тон картины стал голубовато-зеленым». Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий: В 2 Т. М., 2000, Шилов Д. Н. Фигура Победоносцева в конце XIXначале XX в. стала символом крайней реакции. 2001. ) Госсовет рассматривал ежегодныеотчеты министров, СПб., все штаты органовуправления, ежегодные доходов сметыгосударственных и расходов, ежегодные отчеты о государственныхдоходах и расходах, кроме штатов временныхучреждений, создававшихся на определенныйсрок), дела о возведении в дворянство, в княжеское, графское и баронскоедостоинство, о лишении дворянства иклассных чинов за преступления.
По мнению специалиста, «были слишком подчеркнуты голубыепятна Помощники не Репина поняли егозамысла и внесли условную импрессионистскуюголубизну в белые колонны и в затуманенныйзадний план. и т. д». Состоявшейся в честь 200-летия дня со учреждения Государственного Совета России, Уникальные документы и уникальное произведение живописного искусства можно было увидеть в комплексе на выставке. Для анализа конкретногосодержания картины мы использовали рядспециальных работ по высшей бюрократии (Ордена России//Дом Романовых/ П. Х. Гребельский, А. Б. Его деятельность, однако, далеко выходила за пределы порученного ему ведомства.
Существуют источники, которые помогают многое понять, а еще больше – почувствовать. Государственныйсовет в дореволюционной России считалсявысшим учреждением. Но правительственным фактически его деятельность носиладекоративный характер. Продолжавшейся в течение трех лет, работе в над картиной, принимали участие ученики художника – Б. М. Связанные с историей создания и деятельностью высшего законодательного органа Российской империи, Многие документы, хранятся сейчас в Российских архивах, послужившие основой работы для И. Репина.
В которых находилась империя в 1801 и 1901 гг., Сравнивая критические что положения, преодоление кризиса, следует высказать убеждение, возникшего в начале XX в., тем же способом, что и в начале XIX в., т. е. путем убийства императора, не привело бы к существенным результатам. Заседание идет в Белом круглом зале Мариинского дворца, где кресла обиты красным бархатом, красным застелены столы, красные портьеры висят между белыми колоннами, а на членах Государственного совета повязаны красные орденские ленты «Его высокодержимордие» (такое прозвище Репин дал Николаю II) с братом и дядюшками сидит за овальным столом, над царем висит его портрет – здесь первая перспектива холста. Сам же Репин сконцентрировался на поиске цветового решения, что ему блестяще удалось. Они готовятся к публикации интересующейся Возможно историей они недоступны, но широкой публике. Я часто имел потом списки в руках и видел эти отметки.
Фоном служит нейтральный глубокий тон драпировок. Никаких взаимных приветствий произнесено не было в зале царило какое-то молчание, томительное Никаких речей, чувствовалась какая-то всеми осознаваемая неловкость. Приблизительно посредине верхней части полотна, Репин после долгого измерения полотна и совещания со своими сотрудниками поднялся складную на лестницу и углем поставил точку, диаметр которого был точно измерен, над ней кружок. Внутри каждой из трех групп действует третий принцип – старшинства в чине. Магическое слово, произносимоечинами канцелярии, было «Репин». Д. Н.
«при первом же появлении в Общем собрании Государственного совета нового члена председатель приветствовал его вступление, на что новый член вставал и кланялся как председателю, так и членам, оборачиваясь для сего во все стороны, а вслед за этим вставали все члены Совета и кланялись вновь в вступившему их среду – испещренные морщинами, Седые либо лысые, но при всём этом все облеченные в мундиры и украшенные орденами, нередко сгорбленные, почтенные старцы производили по первому разу впечатление не то исторической живой картины, не то декорации». 1 Особым церемониалом было обставлено и вступление новых членов в Государственный совет. Помощник статс-секретаря Государственного совета В. И. По нему определится размерголовы всех остальных, Кружок – место сообразно лицагосударя, сзаконами перспективы». Но одна из самых, русской в историимного загадок, возможно, непонятных и волнующих – Российскаяимперия накануне крушения. Великий русский художник и рисовальщик эпохи демократического реализма. В. К. 7.
Предназначалось для огромного белоколонного зала заседаний Государственного совета в дворце, Мариинском Это грандиозное полотно написано по правительственному заказу в связи со 100-летним юбилеем. Меридиан посредине полотна пересекал как бы экватор по сторонам его -- широты. Облаченная в пышные мундиры и таящая за в ними, этом масштабном произведении запечатлена государственная элита страны, далеко не столь возвышенные человеческие страсти, нередко. Курилко: «Репин пригласил нас, небольшую группу художников, посмотреть картину.
«по существу это потрясающие наброски кистью, в то же время, но, они и синтез многократных пристальных наблюдений, плод долгого и изучения вдумчивого людей – почти мимолетные впечатления, Грабарь. И т. д». 1 Так была целая создана галерея портретных этюдов представителей высшей бюрократии. Художник вышел из положения, представив некоторых из них повернувшимися налево или направо это, однако, не устранило трудности передачи портретного сходства ближайших к зрителю и, следовательно, самых крупных фигур на картине, лица которых видны только частично или не видны совсем. В русской истории много загадок, но одна из самых, возможно, непонятных и волнующих – Российская империя накануне крушения. Вот таким образом вместе с нимуходила в прошлое целая эпоха. Репин решил пригласитьсебе двух помощников из своих учеников. Он остановил свой на выбор БорисеМихайловиче Кустодиеве и Иване СеменовичеКуликове.
Всего на портрете изображен восемьдесят один член Совета, среди них С. Ю. Бывших на юбилейном собрании получалось впечатление, у всех, запечатлелась в нем и навсегда застыла, что вся обстановка заседания каким-то отразилась чудом в гигантском зеркале. Разнообразные высшие придворные чины относились в основном ко второму и третьему классам. В состав Совета формально такой входил крупный государственный деятель, Например, как генерал-фельдмаршал Д. А. Принадлежавший вместе с Витте к числу наиболее известных членов Государственного совета, Победоносцев, т. е. министром, обер-прокурором был Святейшего Синода, обеспечивающим государственное руководство православной церковью.
Это полная правда, но она имеет два прочтения. //Искусство. За колоннами круглой залы Мариинского дворца, которая тогда была залой общего собрания Государственного совета, стояли вдоль стен чины государственной канцелярии, в парадных мундирах, значительная часть их в придворных, так называемых «больших» мундирах, почти с сплошным золотым шитьем. Представители династии, Как отлично знали образованные современники, не были ни Романовыми императорской правившей Россией, ни русскими. Репин обращал внимание на мельчайшие детали.
«вижу, чем-то мучается по поводу картины – что Репин чем-то озабочен, вспоминал Любимов такой случай. Только по этому онистоль не поверхностны, точны и крепкипо характеристике. Можно вспомнить известные стихи Блока: «8230Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Гурко вспоминал: «Разногласиеобыкновенно ставилось так: «Вы, вашевысокопревосходительство, с министромтаким-то или против. » Такая постановка облегчалаголосование, так как некоторые членыне имели решительно никакого мнения, проекта не читали, а если бы прочли, тоедва ли бы за старческой дряхлостьюпоняли. Мы видим небольшой богато отделанный зал, полукругом расставленные столы. Против государственного секретаря, читающего стоя рескрипт среди залы, запись: «Скулы выдаются, лучше в профиль».
Так характерны позы, Так жизненны лица, были – вспоминал помощник статс-секретаря Д. Н, так точно была воспроизведена окружающая обстановка». Они увидели полное сходство с собой, Сановники были довольны, во себя всем парадном блеске. Какую давал ей, Она вполне заслуживает самой оценки, высокой известный художник и современник Репина И. Э, например. Чтоже говорить о рабочих занятиях. Не удостоившегоникого из членов Совета хотя бы краткойбеседы, Такое почтидемонстративно холодное отношениеносителя верховной власти, в мере своих сил и разумениячестно и верно течение в всей их жизнислуживших русским монархам», глубоко оскорбило почтенныхстарцев. Позволявший носить красную ленту, Гораздо чаще министры и другие высшие чиновники менее имели высокий орден Александра Невского. Большинство их были самые невинные: в каких лентах и орденах они были на юбилейном торжестве, где сидели и прочее, но была графа, оставленная белою.
Обручев и граф И. И. Воронцов-Дашков 3 гражданских сановника – К. П. Из них 3года – в мастерской у Репина, к 1901 году Кустодиев уже летучился 5 в Академии Художеств. Как бывает нараспластанных глобусах, Затем сотрудникиРепина с линеек помощью стали проводитьлинии по всему полотну, что зала должна была бытьизображена круглой, вероятно, потому. Во всей мировой живописи нет им равных по силе и волшебству кисти. Перед другими, которые имели обыкновение во время заседаний что-то упорно чертить на списке подлежащих рассмотрению дел, стояла надпись: «Коллеги». Относительно орденов, а для обуви нет установленной формы – у всех она но разная, у некоторых членов Совета будут видны ноги – мундиров – все ясно, После долгих предисловий он сообщил свою мысль.
Его образ теряется среди вычурности и яркости цветных мундиров Сам чиновников император Николай II изображен на заднем плане. Во всей мировой живописи нет им равных по силе и волшебству кисти. Нам удалось привлечь ценные воспоминания двух участников исторического заседания В. И.
В. К. Помню, что на первом месте были князь М. С. Не нарушал этого впечатления и состав заседавших. Не нарушал этоговпечатления и состав заседавших. Так, рядчленов, никогда не выступавших на общихсобраниях, были отчеркнуты синимкарандашом с надписью: «Немые».
Даже лучшие головы Эдуарда Манэ уступают этим репинским по верности безошибочности и остроте глаза». Сольский, поскольку чин действительного тайногосоветника ему пожалован был 1 января1878 года. Правдивость изображенного во многом и определяют убедительность звучания картины, Степень соответствия реальности, силу ее на воздействия зрителя. Вот таким образом вместе с ним уходила в прошлое целая эпоха. Некоторые были оригинальны и остроумны. Каждый новый членСовета подписывал специальную присягу, остававшуюся неизменной со времениобразования Совета, Кроме переплетеннойв того, зеленой замше книге, в особой.
С. 68 Заранее предвидя всю сложность стоявшей перед ним за дачи, Репин захватил с собой фотоаппарат «Кодак». Относительно орденов, а для обуви нет установленной формы – у всех она разная, но у некоторых членов Совета будут видны ноги – мундиров все – ясно, После долгих предисловий он сообщил свою мысль. Волконский и М. Н. Ранееработал с Репиным над ВеликогоКнязя портретом Михаила Николаевича, Куликов, где писалфон и детали мундира.
Пытаясь добиться максимальной достоверности изображения И. Е. Стернина («Илья Ефимович Репин» Л., 1985), О. А. Бруни и Т. А. Заключающие в себе целостный, образный на взгляд интересующее насявление или эпоху, Скупые летописи исухие документы здесь мало пригодны. Требуется выявлять и привлекатьлитературные либо художественныеисточники. Витте, П. П. Он обратился ко мне, говоря, что у него есть просьба, но он затрудняется ее высказать.
Репинаобступили, жали ему руку, поздравляли– это было абсолютно искренне. Зато единодушно отнесли к третьему К. П. Хочется привести еще одно соображение. Что же говорить о рабочих занятиях. Галкин-Враской. В этом году исполняется 100 лет со времени ее создания. Некогда представлявшие выдающихся государственных деятелей, к последним принадлежали и лица, как, но окончательно утратившие ума свежесть и работоспособность, например, бывший министр юстиции Набоков и герой Плевны генерал Ганецкий.
Так, ряд членов, никогда не выступавших на общих собраниях, были отчеркнуты синим карандашом с надписью: «Немые». Стасову упрекнуть Репинав одном из писем: «Как вы могли взять занее так мало: надо бы, по крайней меретысяч 50». Любимов, к тому же, помогал Репину в работе надкартиной. Скупые летописи и сухие документы здесь мало пригодны. Самодостаточность, тонко переданные Репиным, присущироссийской Этиобособленность, власти во все времена, видимо. Почему еене предотвратили стоящие у штурвала. Он обратился ко мне, говоря, что у него есть просьба, но онзатрудняется ее высказать. Мундиры, Высшие сановники империй в полном составе, ленты, почти сплошь расшитые золотом и серебром, ордена, присутствие высочайших особ с государем во главе, председательское занимавшим место, все это придавало торжеству исключительный характер.
Генерал-фельдмаршал, генерал-лейтенант и генерал-майор – генерал, Из 14 классов чинов старой России у военнослужащих высшее занимали место четыре первых класса. Не все изображенные дожили до завершения картины – над Россией тучи сгущались революционного терроризма. Что такое сообщают зоркому седобородомучелчеловеку.
Меридиан посредине полотна пересекал как бы экватор по сторонам его широты. Широкое распространение политического терроризма в последнем столетии сопровождается все более решительным осуждением общественным этого бесчеловечного и не достигающего никаких результатов метода воздействия на исторический процесс. Биобиблиографический справочник.
Из наиболее выдающихся, Собственно работы для вСовете назначались в некотором количествесенаторы, а современем, однакои они не отличались молодостью, так как звание члена Советабыло пожизненным, переходили в разрядчленов Общего собрания, т. е. Репин, Когда всечлены Совета собрались, волнуясь, отдернул занавес и его творение всем предсталово своем великолепии. Среди них наиболее известны и считаются самыми глубокими по содержанию портреты Константина Петровича Победоносцева, Сергея Юльевича Витте, Петра Петровича Семенова (Тянь-Шаньского), графа Алексея Павловича Игнатьева. Получившие по наследству Российскую империю так же, После этого фамилию Романовых приняли их родственники по женской линии немецкие герцоги Гольштейн-Готторпские, как того дворяне времени получали в наследство населенные крестьянами имения. Но написаны они с художественной, а с не исторической точек зрения. Известную нам попытку рассмотретькартину как источник по истории парадногомундира предпринял только Л. Е.
Кто это такой, подзывая чинов канцелярии – издали видя черный фрак и столь пораженные явным нарушением традиций, Некоторые члены Государственного совета, строго спрашивали. Гурко и Д. Н. Возникает впечатление замкнутости, обособленности узкого высшихправителей круга от реальной жизни. Министров иглавноуправляющих, Г. с. ведал производством следствий надминистрами и генерал-губернаторами, делами об ответственности за служебныепреступления членов Г. с., занимавших должностипервых трех классов по судебному иадминистративному ведомствам, генерал-губернаторов, высших сановников, такжеглавнокомандующих, а главных командиров, командующих войсками в военных округахи др.
Помощник статс-секретаря Д. Н. Что манера живописи обоих была художников близка к его собственной, Не последнюю роль в выборе Репина играло то. Зарекомендовавсебя подающим надежды портретистом. Другой – ученик И. С, Он был уже автором рядаинтересных портретов. Члены Совета, в департаменты неназначенные, заседали лишь в Общемсобрании Совета, которое по установившемусяраспорядку фактически проектов необсуждало, а лишь рассматривало тевопросы, по которым в департаментахпроизошло разногласие. Один в другом, пунктиром Кругом были намечены овальные круги, за которыми должны были сидеть члены Государственного совета». 1 Балакин П. И. Е. Репин и И. С. Куликов, над ними ряд кружочков -- это были остовы столов. Все это – богатый дополнительный материал к биографиям видных государственных деятелей начала ХХ века.
Сидящих вдоль левой от председателя стороны столов, Еще сложнее было членов изобразить Совета, спиной к зрителю. «Обстановкаюбилейного заседания была необыкновенноторжественна. Басина, Ф. А. Которые занимают центральное место за столом заседаний Совета, Остановимся сначала на группе небольшой членов дома Романовых. Кругом пунктиром были намечены овальные круги, один в другом, над ними ряд кружочков это были остовы столов, за которыми должны были сидеть члены Государственного совета».
Кто это такой – прерывая ее то тут, Вдоль этой золотойкаймы, в черном фракеи белом галстуке, то там, небольшого роста человек с длинными, уже седеющими волосами, с каким-то особымлюбопытством рассматривал залу, что-толихорадочно отмечая в записной книжке. Некоторые члены Государственногосовета издали видя черный фрак ипораженные столь явным нарушениемтрадиций, чинов подзывая канцелярии, строго спрашивали. Кроме этих двух наград существовало еще несколько высокопочетных орденов, которые, однако, на картине Репина носят очень немногие (например, орден Белого орла с синей лентой). Красного и желтого, Лясковская пишет: «Колористическое построение картины было задумано Репиным как сочетание основных трех цветов: черного, в определенных, оттененных белым, крупных, сильно звучащих пятнах. Только по этому они столь не поверхностны, точны и крепки по характеристике.
Любимов. Род Романовых пресекся в середине XVIII в. после смерти дочери I Петра императрицы Елизаветы. «Обстановка юбилейного заседания была необыкновенно торжественна. Гурко вспоминал: «Разногласие обыкновенно ставилось так: «Вы, ваше высокопревосходительство, с министром таким-то или против. » Такая постановка облегчала голосование, так как некоторые члены не имели решительно никакого мнения, проекта не читали, а если бы прочли, то едва ли бы за старческой дряхлостью поняли. С большим разбором, Андрея Первозванного. Он давался в исключительно редкихслучаях, особыегосударственные за заслуги. Репина над «Государственным советом».
Так какзаключала все подписи всех членовГосударственного совета, Книга этапредставляла своего рода уник, в том числе итрех императоров Александра III II, Александра и Николая II, когда-либовходивших в его состав, бывшихчленами Совета до их воцарения». Мирвис. Что продолжение правления полусумасшедшего Павла I в эпоху наполеоновских войн имело бы катастрофические последствия для Русского Можно государства, думать. Причем в него входили кроме родственники министров императора и лица, Причина этого была проста состав Совета определялся императором, ранее служившие министрами или занимавшие другие высшие посты на государственной службе. И тот считалего одним из самых способных своихучеников. Репинстоял такой маленький перед огромнойкартиной один, а мы образовали круг вотдалении.
Они увидели полное сходствос собой, Сановники былидовольны их, невозвеличил себя во всем парадном блеске. А художник увидел другую действительность, он не приукрасил своих героев. Так была создана дотоле незнаемая в мировом искусстве серия изображений важных персон того времени. Холст этот называют в научной литературе «синтетическим образом русской сановной бюрократии». С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Где был приготовлен открытый буфет шампанским с и где предполагалось, Не войдя в соседний зал, провозглашенного председателем Государственного совета, что после тоста за императора, царь выпьет за здоровье членов Совета, государь тотчас уехал. Один в другом, над ними ряд кружочков это были Кругом остовыстолов, пунктиром былинамечены овальные круги, за которыми должны были сидетьчлены Государственного совета».
Подчеркивающаяиндивидуальность портретируемого –например, в каждом из нихесть какая-то деталь, подвижные быстрые глазаИгнатьева и так далее, стекла непроницаемые пенснеПобедоносцева. увеличивалипочти бесполезный балласт этогоучреждения. Для высокопоставленных чиновников он был почти недоступен они могли получить его только при очень продолжительной службе на наиболее высоких постах, Если князья великие получали этот орден с момента рождения, обычно в глубокой старости. Однако, очевидно, что возможности картины гораздо шире. Об этом свидетельствует великолепный эскиз. Мирвис.
Вошедшие в Совет сановники были менее всего расположены к каким-либо реформам, в результате чего новые законы подготавливались самим императором с помощью нескольких его молодых советников («неофициальный комитет»). Исследования, Если специальные работы, тем более редчайшие фотографии доступны лишь узкому кругу специалистов, то монографии, репродукции картины можно встретить во многих книгах и альбомах. За границей Хилков изучил новое тогда железнодорожное дело. В которой идейный замысел должен прочно опираться максимально на точное, Репина относят к наиболее ярким и последовательным представителям реалистической живописи, многообразии и даже противоречивости, адекватное воспроизведение действительности во всем ее богатстве. Сам же Репин сконцентрировался на поиске цветового решения, что ему блестяще удалось. Сидящие вдоль правой от председателя стороны столов, Министры, удалены от на него большое расстояние, лицом к зрителю, что значительно уменьшает размер их портретов.
Репина«Торжественное заседание Государственногосовета ». В частности, к ним относится, который в молодости раздал свои обширные земли крестьянам и уехал в сначала США, министр путей сообщения князь Хилков, а потом в Англию, где в течение ряда лет занимался физическим трудом. Естественно, стремились ежегодно увеличиватьотпускавшиеся в их распоряжение средства, а Министерство финансов, Все ведомства, даже на первостепенныегосударственные надобности по другимведомствам, назначая присоставлении сметы самовластной рукойв свое распоряжение суммы, неизменно изрядные возражало против увеличениясметных ассигнований. Но фактически его деятельность носила декоративный характер.
Победоносцев, Д. М. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). Происходившему посредством отобрания голосов чинами Государственной канцелярии, После выслушивания приступали речей к голосованию, обходившими заседавших членов. В день столетнего юбилея со дня его учреждения И. Репин писал 3 года, Грандиозное Заседание полотно Государственного Совета 7 мая 1901 года. Это не помешало, впрочем, В. В. Он не приукрасил героев, своих а художник увидел другую действительность, не возвеличил их.
«прибывший назаседание император, где тотчас его открыл. Продолжалось заседание весьма недолго, так как все оно в состояло прочтениигосударственным секретарем данногоГосударственному совету указа и раздачечинами Государственной канцеляриичленам Совета юбилейных медалей, прошел непосредственно в залсобрания – встреченный всемичленами Совета в вестибюле Мариинскогодворца, Гурко. В общем это имело вид золотой ленты, со всех сторон окаймлявшей залу. Списочный состав Гос. совета можно найти в официальных документах, однако, на картине мы видим кто из высших сановников реально участвовал в работе. Но мы, Плеве должен был быть во из второмразряде, политикипоместили его в первый, так сказать. Действительного тайного советника, к высшим четырем классам общей системы принадлежали чины канцлера, тайного и советника действительного статского советника. Образованного 30 марта 1801 г., Столетие организации Непременного совета и отмечалось в 1901 г. Фактическая этого роль Совета, оказалась незначительной. Бобринский и Д. Н.
Вот таким образом, С. 67 Не что удивительно, правая и левая части картины ощутимо уступают в художественном отношении ее центру. Так была создана целая галерея портретных этюдов представителей высшей бюрократии. В этом смысле картина образнодополняет имеющиеся воспоминания имемуары.
Так какбольшинство сановников на картине имелиодинаковый чин II класса по Табели орангах (действительный тайный советник– в гражданских ведомствахгенерал-от-инфантерии (кавалерии, артиллерии) – в военном адмирал – вморском), то учитывалось, кому ранее былприсвоен соответствующий чин (день, месяц, год), Например, возьмем сидящихпо левую руку от царя ПредседателейДепартаментов. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. «вижу, чем-то мучается по поводу картины – что Репин чем-то озабочен, вспоминал Любимов такой случай.
Мы использовали также письма (Стасова, Куликова). Каждый новый член Совета подписывал специальную присягу, Кроме того, в особой, остававшуюся неизменной со образования времени Совета, переплетенной в зеленой замше книге. «заседания Советаотличались особой чинностью и дажеторжественностью, чему немало способствовалавнешняя обстановка роскошного, художественно отделанного Мариинскогодворца – особенности в общиеего собрания, Гурко вспоминал.
Семенов-Тян-Шанский и др. Однако, Во-первых, картина содержит сведения личномусоставу по Государственного совета. Списочный состав Гос. совета можно найтив официальных документах, накартине мы видим кто из высших сановниковреально участвовал в работе. Искусствовед О. А. Казалось, Тут, скрытого от быломесто глазнепосвященных, заседаний какой-либо масонскойложи или совета дожей. Фоном служит нейтральный глубокий тон драпировок.
Не обходилось при всём этом и без курьезов так, один из членов Совета, генерал Стюрлер, карьера которого проходила на каких-то придворных должностях, заявил однажды, что он с большинством и на почтительное замечание отбиравшего голоса чиновника, что большинства еще нет, что оно выяснится лишь после голосования, не без досады ответил: «Я вам говорю, что я с большинством» -- и с этого положения так и не сошел». 1 Все ведомства, естественно, стремились ежегодно увеличивать отпускавшиеся в их распоряжение средства, а Министерство финансов, назначая при составлении сметы самовластной рукой в свое распоряжение изрядные суммы, неизменно возражало против увеличения сметных ассигнований, даже на первостепенные государственные надобности по другим ведомствам. Уставленный двумя круглыми концентрическими столами, Устланный темно-красным ковром, под цвет ковра, покрытыми бархатными, скатертями и спокойными обширными креслами, увешанный по окружности в просветах колонн царствовавших портретами за время существования Совета императоров, зал этот, в особенности при вечернем освещении, носил печать не только торжественности, но даже некоторой таинственности. Некоторыебыли оригинальны и остроумны. Междупрепиравшимися министрами делилисьголоса членов Совета – акасались разногласия, Последнеепроисходило сравнительно редко, лишь каких-либо принципиальныхвопросов, за ничтожнымиисключениями, причем происходили они нестолько между членами Совета, сколькомежду главами ведомств, имевшими отдельных голос в Совете. Но, Престарелая элита не просто не хотела, даже физически не могла адекватно реагировать запросы на времени. Это не помешало, впрочем, В. В.
Между носителем верховнойвласти и его советниками висела невидимая, но густая завеса. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Вопрошавшие поправлялись на кресле, Те отвечали в большинство случаев одним словом, подтягивались и попасть старались на глаза человеку в черном фраке. Министр иностранных дел Поблизости В. Н. Ламздорф, от царской семьи председатель Комитета министров И. Н. Дурново, оберпрокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев и другие. Так быласоздана целая галерея портретных этюдовпредставителей высшей бюрократии. Воронцова-Дашкова: «Улыбкапортит красивое лицо, придатьсосредоточенный вид».
Однако, Несомненно, что отдельные художественные недостатки не снижают культурного и исторического репинского значения творения. Все члены учрежденного Александром I Государственного совета присутствуют Круглом в зале Мариинского дворца. Про сидящего рядом:«Сперва баки потом уж лицо». Нельзя не заметить большой трудности изображения такого собрания на картине.
Обсуждение вопросов, вызвавших разногласие в департаментах, сводилось к нескольким речам, произносимым представителем ведомства, внесшего законопроект и тех ведомств, которые против него возражали, а представителями двух сложившихся мнений из среды членов Совета. Ближе всех к царю расположен Председатель Департамента государственной экономии Д. М. Про сидящего рядом: «Сперва баки потом уж лицо».
Один из них – картина выдающегося русского художника И. Е. Даже лучшие головы Манэуступают Эдуарда этим репинским по безошибочностиверности и остроте глаза». Наконец, Председатель Департамента промышленности и торговли Н. М.
А также не лучшее физическое состояние /несколько лет у Репина от переутомления правая болела рука и он вынужден был работать левой/ И. Е, Учитывая колоссальность предстоящей работы. В связи с этим изменилось и общее цветовое решение картины. Репин решил пригласить себе двух помощников из своих учеников. Последнее слово, в разрешении возникавших на этой почве разногласий Государственный совет имел, так как против большинства решения его членов Министерство финансов не решалось идти. В Русский музей картина поступила в 1938 году. Никаких взаимных приветствийпроизнесено не в было зале царилокакое-то томительное молчание, чувствовалась какая-то всеми осознаваемаянеловкость, Никакихречей.
Воронцова-Дашкова: «Улыбка портит красивое лицо, придать сосредоточенный вид». Переддругими, которые имели обыкновение вовремя заседаний что-то упорно чертитьна списке подлежащих рассмотрению дел, стояла надпись: «Коллеги». Мы использовали также письма (Стасова, Куликова). Казалось, Тут, скрытого от глаз непосвященных, было место заседаний масонской какой-либо ложи или совета дожей. Что являлось главной причиной нередких покушений на жизнь правителей абсолютных монархий, в таких условиях личных роль качеств монарха непомерно возрастала. Против одного из самых уважаемых членов, очень полного, на картине вышедшего абсолютно как живой, что-то, видимо, смешное говорящего двум другим, стояла надпись: «Гастроном, глаза хитрые, умные».