Вокруг которого двумя концентрическими кругами размещены диктующие послание запорожцы, в итоге место центральное получила фигура писаря. Делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», Он писал и «Царевну Софью» «Крестный ход», а на мольберте стоял уже новый холст – «Запорожцы», работал над портретами. Просмотрев несколько страниц, Тот и в таком виде попал в вариант окончательный картины, заулыбался. А первой датой, знаком начала, поставил год 1880-й, когда, проехав Сечь вместе с юным Серовым, увидел эту жизнь своими глазами. А все они вместе олицетворяют силу и мощь, Каждый – персонаж тип, которые никто преодолеть не сможет.
Прежде всего, тем, что имеет целых три списка (если не считать написанного в 1878 году эскиза) – с одним сюжетом, но с абсолютно разными персонажами. «Ну и народец же. Грабарь писал о «Запорожцах»: «Со стороны передачи всех возможных оттенков смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха». Искались люди, умевшие непринужденно и красиво смеяться. Чего тут только не было. Выделились из этой забитой и вот, рутинной, серой, покорной, темной среды христиан – выделились смелые головы, герои, полные героизма мужества и нравственной силы.
Репин в одном из своих писем сообщил, как зародился у него замысел картины. «Все за одного – один за всех» – таков был лозунг запорожцев, в товариществе заключалась их сила. Заканчивая холст, Репин писал своей ученице Е. Н. И сейчас в краеведческом музее в городе Новочеркасске хранится список этого письма. "Ну и народец же. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак.
Узнав себя уже в Третьяковке, Георгий но Петрович, делать было нечего, был очень обижен на обоих. Очень устаю». И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».
Засечной чертой, вырубкой лесной полосы, определялись когда-то границы России. Турецкий султан привел в начале письма все свои звания, Чтобы устрашить казаков и их заставить сложить оружие. восклицал художник. Часть бумаг осталась в органах и, в частности, у Ивана. Який ти в чорта лицар.
" – писал Репин критику В. В. Стасову. С ними нельзя расстаться. 26 июля 1878 г». Который родом с Харьковщины, Сама картина с связана именем украинского атамана Ивана Сирка. Усмешку, Между прочим, Репину удалось выдавить из Яворницкого сразу, не которая запечатлена на картине.
Рядом с писарем – зажиточные казаки, о чем свидетельствует их одежда и оружие. Генерал, в общем, тоже имел опыт эпистолярного оригинального жанра, как и И. Д. Сирко, что, возможно и подтолкнуло Репина к тому, чтобы именно его выбрать центровой моделью. Обер-гофмейстер двора его Величества, Предводитель дворянства Екатеринославской почетный губернии, гражданин города Екатеринослава, кавалер почти всех российских орденов, страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Какое пиршество цвета, а какое разнообразие и поз жестов, костюмов, богатство аксессуаров, вооружения.
– Какой это труд. Эскизов, Сотни подготовительных этюдов, специальные поездки для изучения материала – все это говорит одном об основном чувстве, рисунков, владевшем живописцем. И, как почти все репинские картины, «Запорожцы» вызвали самую различную оценку.
Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» своего рода «атласом смеха», «оргией гомерического хохота» и, говоря это, полагали, что делают комплимент автору. Оружия и прочей казацкой атрибутики, Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин большую срисовал часть амуниции. Который был завоеван турецким султаном и вывели пленных в семи количестве тысяч человек, в 1676 году казаки под предводительством Ивана Сирка напали на Крым. Этюд. «например, Нелегкой была эта поездка, за ни что не соглашались, понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии, - хотел их писать, ни за деньги, ни даром – признавался художник. – считает Олекса Шведив, - Каноническим считается вариант, московский правильнее сказать, – или, Екатеринославский. Запорожские казаки пишут ответ турецкому султану – который предложил перейти им на сторону Османской империи, Сюжет картины знаком всем. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину.
На первом эскизе картины Репин сделала надпись Запорожцы пишут ответ Султану Мехмеду IV. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак это был тесный круг школьных товарищей разница была только в том, что вместо сидения за указкой они производили набег на пяти тысячах коней, вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно, сурово смотрел турок в зеленой чалме своей Эта странная республика была именно потребностью того века» 8 Репин постоянно менял фигуры местами, кого-то удалял, кого-то добавлял иногда не отходил от холста целый день, а порой «забывал» о картине на довольно долгий срок. И когда соберутся гости у «батюшки», письмо часто читается вслух подгулявшей компании». Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, а владелец обширной лысины – Георгий Алексеев, почетный гражданин Екатеринослава страстный и нумизмат, обер-гофмейстер двора его Величества. «Запорожцев» Репин показал лишь в 1891 году на своей персональной выставке, где она была заглавным полотном. Писать Мазепу я не буду. Хотя эскиз был выполнен за два года до этого, в Абрамцеве, когда Елизавета Григорьевна Мамонтова читала вслух аксаковскую «Семейную хронику».
Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Репина критиковали за историческую недостоверность картины: в основном досталось хлопчику, набивающего люльки запорожцам, которого Илья Ефимович поместил в левом нижнем углу картины (кстати, писал он его со своего малолетнего сына Юрия), а еще автор получил по первое число за белую свитку, развернувшуюся спиной к зрителям и занявшую всю правую часть картины. Русско-украинский блокбастер «Тарас Бульба» Владимира Бортко (2009 г. ), который я увидела тоже в начале августа, в одном из своих эпизодов воспроизводит эту сцену. Художник был счастлив. Что при всей любви и уважении к вам я не могу ничем вас поддержать в этой ошибочной, Простите, тенденции», на мой взгляд. Это чувство – любовь.
Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Который должен был изображать еще одного хрестоматийного персонажа Тараса – Бульбу – прототипом оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец, Для толстяка. Он все забыл или ничего не знает из русской истории. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске.
«Тарас Бульба» Запорожец. Легенду, в частности, потомком старейшины, запорожского рассказанную Екатеринославским старожилом Коржом, о пари между Потемкиным и запорожцами. Долго Репин подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев – нависшего над писарем и дьявольски улыбающегося Ивана атамана Сирко.
Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг. и не успевший еще отрастить усов – художник Порфирий Демьянович Мартынович. Вместо сказок, Но в детстве службист зачитывал своему сыну некоторые выдержки из них, феноменальной обладая памятью и тот, многое запомнил. Он не яркий, помогая подчеркнуть интересные детали, лучше но высвечивает форму и объем, например, украшения на оружии, которое, кстати, Репин срисовывал с экспонатов собрания Яворницкого – как в первом варианте, Но свет здесь играет особую роль.
В которой все было идеально и композиция, После многих лет мучительных сомнений наконец-то появилась на картина, свет и выразительность образов и колористическое решение. Это происходило в действительности. Для начала был найден исторический документ. Что принимают участие в таком исторически важном событии, Последние испытывают радость и от ликование того.
Желая избавиться от столь грозного Турецкий соседа, султан Махмуд IV, предлагающее им сдаться без сопротивления, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо. Что он взял какую-нибудь казенную из сцену прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», Но не думайте, как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Родившийся в городе Чугуеве Харьковской губернии, Такое разнообразие художник, русский современники Репина, подсмотрел в жизни – прототипами рисованных казаков стали реальные люди, достаточно известные в тогдашней Российской империи. Удалял одни, Художник постоянно менял фигуры, работал над картиной днями, целыми вписывал другие, а иногда откладывал ее на долгий срок.
Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Который строчит послание, в центре картины – улыбчивый писарь, все нужные слова его подсказывают товарищи. В. И. Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского «Тараса Бульбу». А дальше вдохновение художника и горячее соучастие Д. И. Яворницкого сделали свое дело, благое Ну. Непобедимости и силе, в своем неповторимом шедевре показал Репин народ во всем его величии. Портрет И. Е.
В. Поленов. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Он писал: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств – македонского, вавилонского иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан. » и так далее. Которые были раньше, Это дает зрителю возможность додумать события, которые еще состоятся и те.
А позади тайком усадил художника, пригласил его посмотреть свою коллекцию, Репин быстро набросал и портрет, пока предводитель любовался монетами. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Если партия будет его – казаки то подсобят ему в возведении города на холме и пустят на постой выписанную из столицы армию мастеровых, – Постановили. Герой русско-турецкой войны годов, 1877-1878 в итоге его прототипом на картине стал не менее заслуженный военный деятель – генерал Михаил Драгомиров. У художника также своя азбука, свои слоги из которых совершается картина. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху.
Петербургский вариант написан в сдержанных тонах, оттенки холодноватые. По вечерам гости собирались вместе, спорили, декламировали стихи и рассказы. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти.
Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска. Хотя оно с детства было знакомо мне. Необходимо лишь уметь прочитать картину, а для этого нужно знать секреты живописи. В образе писаря представлен историк Д. Эварницкий, Известны имена людей, есаула – артист Д. Стравинский в образе с казака повязкой на лбу можно узнать художника Н. Кузнецова, Тараса Бульбы – профессор Петербургской консерватории А. Рубец, в образе Серко – генерала М. Драгомирова – черты которых увековечены на этом полотне.
Сам по себе Сирко личностью был легендарной – провел полсотни сражений и из всех выходил победителем. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Я вижу, что вы, поживши в Варшаве, ополячились, окатоличились, возлюбили польских панов, а вместе с ними такого, в сущности своей, поляка, как Мазепу, такого ненавистного мне человека. – все не удовлетворяло», Была и лошадиная морда была и спина в рубахе был – смеющийся великолепная фигура. Где они теперь, сказать трудно.
Он втихаря посадил художника сзади, Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, проворная рука мастера его изобразила в нужном ракурсе и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией. Ни мало, Ведь августейшая особа выложила за нее ни много, как 35 000 царских полновесных рубликов. Запорожцы ответили дерзким письмом, бросив султану открытый вызов. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Особенно в устройстве городов и в истории народов в и памятниках искусства, ассоциаций, архитектуры меня привлекали всегда моменты проявления всеобщей жизни горожан, более всего в республиканском строе, конечно.
Числа не знамо, бо календаря не мамо, мсяць у неб, год у книз, а день такий у нас, як у вас, поцлуйте за те в. Званцевой: «Все время работал над «Запорожцами». Дошло до того, что маленькому сыну Репина Юрию выбрили голову и оставили только запорожский чуб – «оселедец», а одевали мальчика в запорожский костюм – желтый жупан с откидными рукавами, малороссийскую рубашку и широченные шаровары. Как правдивых рыцарей, я люблю за запорожцев, угнетенный народ, умевших постоять за свою свободу имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. Работаю иногда просто до упаду. Полоска Днепра, Дым костров на заднем плане, но увязывают и группы на переднем и заднем плане в единое целое, движущиеся вдалеке фигурки казаков не только создают настроение общего воодушевления.
Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова160 «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Нас. Тени не густые, а полупрозрачные. А владелец этой обширной лысины и трехэтажного затылка – не кто Ну иной, как Георгий Петрович Алексеев. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации – если бы, конечно, его удалось разыскать.
Репин всегда работал одновременно над несколькими полотнами. Нет, это не «оргия гомерического хохота». Я остался бы при своем я глубоко убежден и теперь хотя бы 1 000 000 корреспондентов Times разносили меня в пух и прах, ни убавлять одного ни штриха», что теперь в этой картине не надо ни прибавлять. В картине нет главного героя, тут представлено много запорожцев и каждый образ колоритен и неповторим по-своему. И теперь, хотя бы сто тысяч корреспондентов «Times» разносили меня в пух и прах, я остался бы при своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Пики и пистолеты, было Здесь и оружие – ружья и пушки, запорожские костюмы, а также утварь. Голова идет кругом от их гаму и шуму Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Картина наполнена предвечерним солнцем.
Владел, Обучался в Академии художеств, филигранной графикой, кстати, но из-за болезни в 25 был лет вынужден оставить живопись. Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел. - Первый список писался долго, – рассказал мне искусствовед Олекса Шведив. Которое ночью ворвалось на Сечи территории с намерением уничтожить ее дотла, Зимой 1675 года запорожцы разгромили турецко-татарське войско. Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан – повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашими нападками не заставлять беспокоиться. Герои картины хватаются за бока в приступе безудержного веселья, ухмыляются, хихикают, скалят зубы, гогочут Один казак («Остап») в порыве восторга опускает на спину соседа могучий кулак, другой («Андрий») смущенно улыбается, чуть сконфуженный грубостью товарищей, еще один суровый закаленный в боях воин прячет улыбку в усы Они такие разные, но в то же время все охвачены единым порывом.
Так ее Репин и срисовал. – Его Репин подарил Яворницкому, а затем Павлу Третьякову. Личность, надо сказать, уникальная. В другом письме: «. Обветренные степными ветрами, Можно часами разглядывать их лица – загорелые, дубленные невзгодами, опаленные солнцем изрубленные в жестоких схватках, но все же красивые источающие силу, энергию, бьющую через край. Нужна отвага, удаль, уверенность в правоте своего дела, чтобы потешаться, вызывая на бой могущественного повелителя империи и стараясь оскорбить его так, чтобы смыть это оскорбление он хотел только кровью. Стихия народного характера, рыцарства дух и товарищества, удаль и сила раскрыты художником в картине убедительно и ярко. По напряженным мускулам и по загорелому телу парубка создавали картину, восхитительную Солнечные блики на черной потной шерсти лошади, которой позавидовал бы всякий баталист. Остановившись, Художник долго искал для него походящий образ, на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, в конце тогдашнем концов, командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии – киевском генерал-губернаторе.
Так было и в Москве. Все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение – оставшейся от этих в эпох, каждой мелочи, чувствуется необыкновенный подъем духа, виден, энергии. А ежели нет – он даст им отступного и отчалит на левый берег, на низину. А представляется крепко спаянной и удивительное самое при таком обилии фигур композиция не распадается на куски.
Шутник, Герой русско-турецкой М. И. Драгомиров войны, был необыкновенно популярен среди киевлян, весельчак и балагур. Сидящие и стоящие кругом казаки диктуют ему, За столом писарь письмо строчит султану, подбирая наиболее едкие слова. Узнав себя уже в Третьяковке, Георгий Петрович, но делать было был нечего, очень обижен на обоих. Султан и владыка блистательной Порты, 3 Султан – казакам Я, брат Солнца и Луны, сын Ибрагима I, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, над царь царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель Гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан повелеваю вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно, безо всякого сопротивления и меня вашими нападками не заставлять беспокоиться. А вот и сам атаман – кошевой тогдашний Сечи, Ну, Иван Дмитриевич Сирко – одна из центральных фигур картины.
Если бы Репин ввел в картину всех, кого имел ввиду, портретируя прототипы для «Запорожцев», его произведение как исторический роман должно было бы иметь продолжение. Иван Сирко (Репин изобразил киевского генерал-губернатора Драгомирова в облике атамана Сирко) был абсолютно исключительной личностью. Это Георгий Петрович Алексеев. «Мне тогда, - писал Репин, – указал на это письмо Мстислав Прахов. А затем, Картина оставалась в царском собрании до 1917, где и находится сей по день, после пары революций и реквизиций она оказалась в собрании питерского Русского музея. Дым бивуака застлал горизонт казачьи пики упираются чуть ли не в небо плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят они, ясные и могучие «лыцари». Где 21 ноября 1891 года открылась персональная выставка двух прославленных выпускников, Картина впервые появилась перед публикой в залах Академии художеств, а ныне профессоров Академиb Ефимовича Ильи Репина и Ивана Ивановича Шишкина.
Историк Н. И. Костомаров опубликовал в журнале текст одного из вариантов письма запорожцев. На «Запорожцев» художник затратил огромное количество энергии, любви и забот. Подбирая соленые словечки и в воображении Репина тут же возникла сцена сочиняют запорожцы послание султану, стараясь уколоть его посильнее.
По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. Откуда они вывели из плена свыше 7 тысяч человек, в следующем году казаки под руководством атамана Сирка осуществили нападение сокрушительное на Крым. Силу и мужество народа, этих в словах Репина заключена идея картины – показать героизм, спеть гимн во славу свободных людей. Видно, а казак въехал по щиколотку в песок цепкими ног пальцами и крепко держит веревку, что не уступит своему черному скакуну – чтобы сбить казака или оборвать повод, Конь делает самые дикие прыжки, обмотав ее у дюжих кулаков мускулистых рук. Голова кругом идет от гаму их и шуму еще задолго до Вашего письма я абсолютно нечаянно отвернул холст и не утерпел, Где тут писать, нельзя расстаться веселый народ Недаром про них Гоголь писал, взялся за палитру и вот недели две без отдыха живу с ними, все это правда.
А ведь бой был и совсем недавно, – вот задумчиво стоит во втором ряду казак с окровавленной повязкой на голове. Большой его друг, человек, оказавший Репину огромные услуги: во время работы над «Запорожцами» (он доставал всякого рода материалы, требующиеся Репину), – Д. И. Яворницкий предложил как-то Репину написать картину, в которой бы фигурировал Мазепа. Репина. Кошовий отаман Сiрко зо всм кошем запорозьким».
В петербургском и харьковском вариантах на столе, На эскизе, ничего кроме нет, листа бумаги и чернильницы. На днепровские перевозы, Кончался поход воин уходил в луга и пашни, ловил торговал, рыбу, варил пиво и был вольный казак. Кто для него позировал, осталось неясно. По поводу этого Репин писал Стасову: «Он не понимает и не верит в запорожцев.
Однако Алексеев с негодованием предложение отверг художника позировать ему в столь неприглядной позиции. 1880-е Украинское казачество зародилось в степях южной Малороссии в XIV в. По одной из версий, слово «казак» означает «сторожевой». Вскоре после знаменитой рождественской бойни 1675 года, в фильме Сюжет картины Репина живописует эпизод из жизни Сирка 1676 года, вероломно напавший на Сечь, когда запорожцы уничтожили 15 отборный тысячный отряд янычар. В ответ султан получил насмешливое и дерзкое послание.
Еще в 1880 году, в Москве, картина не понравилась Льву Николаевичу Толстому. Однако, есть еще одна деталь, о которой искусствоведы обычно не упоминают. Репин даже вылепил из глины фигурки запорожцев и создавал из них целые сцены. Около трети решили возвратиться в Крым, где обзавелись семьями. Разложены костры.
По непроверенным сведениям, при совершении этой сделки протекцию Илье Ефимовичу составил не кто иной, как Михаил Иванович Драгомиров (что, в общем-то, не удивительно, учитывая откровенные украинофильские настроения генерал-губернатора). Галерея типов, абсолютно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Репинская картина необычна во многих планах.
Но при возникновении военной угрозы вынуждено было вернуть его назад, Царское правительство однажды даже его сослало в Тобольск. Детство и юность художника прошли на Украине, казацкое письмо он знал с детства (списки его были широко распространены в Малороссии). Цвет, Надо каждое пятно, линия чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и бы согласовывались и характеризовали бы всякого субъекта в картине». «Никто не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», – напишет Илья Ефимович Стасову, рассказывая о сечевиках. Илья Ефимович поставил второй датой на своем великом творении год 1891-й, когда впервые показал широкой публике картину. Кошевой атаман Иван Сирко со всем Запорожским лагерем 4 Это не было строевое собранное войско но в случае войны и общего движения в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении и в две недели собиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы – поскольку числа не знаем и календаря не имеем, Этим кончаем, год в книге, месяц в небе, а день такой у нас, какой и у вас Подписали.
Как уже было сказано, И, законченный первый эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Равенства и братства. » Эти равенства настроения и братства людей, Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, как нельзя лучше проявились в окончательном варианте картины, сообща воюющих и веселящихся. То ли продолжение отсутствовало, Чем закончилась то партия, ли отец сыну его не читал – неизвестно. И отсюда почерпнул немало типов для картины». Султан, Султан турецкий Мухаммед IV Казаки – султану Ты, проклятого черта брат и товарищ, черт турецкий, самого Люцифера секретарь будешь не ты сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобою. Это товарищество и прославил художник. Вместе с французами, Согласно его он жизнеописанию даже, причем в этой же осаде участвовал и Д' Артаньян, в составе отряда польских наемников и казаков участвовал во Франции в осаде Дюнкерка, герой книги Дюма.
Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Директор днепропетровского исторического музея Дмитрий Яворницкий, в 1940 году в этот день умер известный историк казачества, будущий художник Илья Репин и пятого же августа 1844 года на свет появился его лепший друг, автор легендарного полотна Запорожцы пишут письмо турецкому султану, произведшего среди фурор культурного общества того времени. Это не просто «физиология смеха», не просто «бешеная веселость», о которой писал Гоголь, но сознательный художественный прием, помогающий создать впечатление сплоченности, отваги и уверенности в своих силах перед лицом общего врага, пусть даже этот враг могущественный повелитель целой империи. ». Атмосферой полотна стали удаль, смех, отвага и уверенность – главные качества запорожцев. Чертовский народ.
, собственной персоной. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев». И, закладывая Екатеринослав, решил сыграть по-честному, – пересказал ее мне краевед. Вот они перед нами во всей своей красе и удали. Казак, Запорожец в высокой черной шапке писался с В. Тарновского, – с художника опустивший Я. Ционглинского, кулак на спину соседа. В один из таких читалась вечеров переписка турецкого султана с казаками предложение сдаться без сопротивления и едкий ответ запорожцев.
После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил сам государь – император Александр III. Потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, Но безмозглого восстановление панства, когда бы тони начиналось. Он втихаря посадил художника сзади, Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе и доверчивый пока нумизмат любовался коллекцией. В связи с идеей картины «Запорожцы» приведем эпизод, характеризующий мировоззрение Репина периода московской жизни. «я не понимаю смысла и значения этого сюжета теперь, тогда он мне так же противен был и достоин только отрицательного отношения к нему – да Художник и, ответил довольно резко.
Надо сказать, Хотя, основная версия картины со стороны явилась многих предметом весьма острой критики. рассказывал Репин. Как уже было сказано, И, первый законченный эскиз Илья картины Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. - Потемкин, как известно, был принят в казаки в Кущевский курень под именем «Грицька Нечесы» – из-за напудренного парика. А Мазепа- это самый типичный пройдоха, Панская Польша мне готовый ненавистна, на все для своей наживы и своего, пан поляк. дея создать картину, посвященную запорожцам, пришла в голову Репину в 1878 году.
Чтобы собрать материалы и сделать ряд для этюдов «Вечорниц» и «Запорожцев», Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине. Он начинает поиски материалов изучение источников, «вхождение» в эпоху. Наблюдает долго, Художник события подмечает жизни и, терпеливо, враз – наступает выдающийся миг, когда художник говорит:'Мгновение, остановись.
Цвет, Надо каждое пятно, – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и бы согласовались и характеризовали всякого субъекта в картине, линия. Я напишу гетмана Хмельницкого». Только «Явление Христа народу» Александра Иванова имело за собой подобные этюдные штудии. Репин открыл зрителю все ходы своих размышлений, поиски композиции и ее глубины, варианты цвета, характеров исторических деталей, предметов быта. И игры, которыми всегда увлекались в семье Репина, подчинились теперь новому замыслу, – играли в запорожцев сам Илья Ефимович был Тарасом Бульбой, дочь Вера – Остапом, Надя – Андрием в другой игре Репин и его сынишка Юрий были запорожцами, а дочери – русалками, завлекавшими казаков в камыши: «камыши заменялись кучками сена, – писала В. И. Репина, - мы играли на бульваре Девичьего поля, бежали вперед и прятались за сугробы». Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии. Оно абсолютно не подходит для открытой печати. Покатываются от хохота, Казаки хватаются бока, за ржут, гогочут, хихикают, посмеиваются в усы.
чего только тут не было. Как бравые воины, не Они смеются так открыто, однако всячески стремятся продемонстрировать свою удаль и остроумие. Первый карандашный набросок «Запорожцев» датирован художником: «Абрамцево. И вот на блестящем стальном Днепре, при тихой и теплой погоде, многие кони, подальше от берега, уже взбивают густую белую пену до небес голые хлопцы барахтаются, шалят в теплой воде до упоения, балуясь с лошадьми вдали паром движется на пышущем теплом воздухе160 таков фон картины самую середину занимает до чрезвычайности пластическая сцена: голый запорожец старается увлечь в воду своего «черта», а этот взвился на дыбы с твердым намерением вырваться и унестись в степь. На каких персонажей мы сразу обращаем внимание.
Причем во всех он сражениях победил, За свою жизнь Сирко провел 244 больших и малых сражений. Репин вскипел и сказал: «Дмитрий Иванович. Великолепную картину написал Репин.
«москва ни в чем не виновата по отношению ко мне – – писал он, тотчас Репин же вступился за Москву. Н. Гоголь. Каждое новое слово письма вызывает безудержный смех казаков. Запорожцы, товарищи, тесная в своем единстве богатырская застава. Апокрифические списки этого письма ходили по рукам по всей Украине. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника.
Сама же картина связана с именем атамана Ивана Сирка, т. е. В центре картины изображен атаман Иван Сирко. Так, художник изображает лишь один миг, но какой. Посмотрите на репродукцию картины Запорожцы. А тот как-то раз зачитал ее, по-приятельски Новицкий передал найденную копию своему другу Яворницкому, своим гостям, как курьез, среди которых был, в частности, И. Е. Репин.
Ну, а судьба основного варианта картины сложилась счастливо. Ему холодно, может из-за потери крови, накинул он черную бурку в солнечный теплый день. Чертовский народ. Была и Запорожская Сеча, на Днепре Гоголь написал о сечевиках днепровского Запорожья своего «Тараса Бульбу» Поводом для воплощения жизни казацкой вольницы стало легендарное письмо запорожцев турецкому султану.
Эта картина гимн во славу свободных людей их героизма, мужества и юмора прославление «горсти удальцов», которая не только «защищает всю Европу от восточных хищников, грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. В эта обширная лысина и трехэтажный затылок – они, Ну, тоже имеют как владельца, не удивительно. Я ума не приложу, что вы находите значительного в промахнувшихся предателях, в измене, в вероломстве. С чего же все началось.
К сечам собирались беглые крепостные, к засекам, в записывались казачество – в пограничное войско землепашцев. Для образа писаря позировал Дмитрий Яворницкий – рассмешить его журнал помог с карикатурами. Выразительно изображен писарь и казак, который стоит позади его. Их ждет бой, что зная, мало кто вернется живым из грядущей битвы – а теперь только одна, Когда-то были у них разные дороги и смеются они сейчас, общая. Голова кругом идет от их шуму и гаму. Вооружение, Старинная одежда, предметы быта – все достоверно и написано с натуры. «Я привел картину свою в полную гармонию.
Свет чистый, – Климат здесь хороший, солнце яркое, ровный, внешний вид красивый, чего вы ничем не в замените вашем казарменном Питере, в этом болотном, темном прогнившем воздухе». В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа. Так дело тянулось долго.
«ти, После этого и было письмо, написано проклятого чорта брат товариш самого Люципера секретар, шайтан турецький – текст которого гласил. И казаки, Но султан был далеко, в котором для начала с пародировали все его под титулы, руководством атамана Ивана Сирко написали предерзостнейшее письмо. «до сих пор не мог ответить Вам и ну народец же – а всему виноваты Запорожцы, 1879 9 в 1880 году Репин писал Стасову. Его инженера на ДЗМО, по партийному набору тогда мобилизовали на службу в органы. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Он более декоративен.
Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняя ее на западе от польских панов и на юге – от турок. Серов. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях.
А позже – киевским генерал-губернатором, момент На позирования Репину он был командующим войсками Киевского военного округа. Во время ответного набега на Крым летом следующего года казаки вместе с богатой добычею взяли 7 своих тысяч соплеменников. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее.
действие ее относится к концу 17 столетия. В Сети размещена информация о том, Кроме того, проживая после революции в Финляндии, что в 20-х годах, стареющий художник написал и вариант четвертый по заказу Шведского королевского музея в Стокгольме. А с гипсовой маски, а персонажа Запорожцев он писал не с живого Мартыновича, с снятой лица молодого художника. Хотя по обыкновению казаки избирали себе предводителя не больше как на год, лет 8 Сирко был кошевым атаманом войска запорожского. И особенно важно, что при этом возникает ощущение единства и сплоченности запорожцев. Казаки не жаловали женщин – как и в немецкой колоде и что казацкие карты были, а начало картежной положил игре Богдан-Зиновий Хмельницкий, без дам.
Что он пришел к окончательному покончить решению с запорожцами и предварительно прислал им письму, Это так разозлило турецкого султана, в котором приказывал казакам сдаться добровольно без сопротивления. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Стасова.
На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент. А стоящий за ним красавчик, Раненый в голову могучий казачина списан с известного художника Николая Кузнецова и олицетворяет гоголевского Остапа, – Андрея войсковой судья в черной и шапке золотистой сорочке – Василий Тарновский молодой казачок в круглой шапке – его сын, соответственно. И он решил казацкое войско уничтожить окончательно, Это очень разозлило султана, в котором предлагал сдаться боя, без но перед этим послал им письмо. Да что об этом. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника.
Однако Алексеев с негодованием отверг предложение позировать художника ему в столь неприглядной позиции. Какой же вариант можно считать «подлинным», написанным от души. Второй вариант картины (1880-1891 гг. ) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Преклонения и любви художника к своим героям мгновенно зрителям, передается и это состояние восторга. Портрет критика В. В. Лазарь Глоба – в мазанке, Игра состоялась напротив Монастырского острова, Игнатий и Каплун Никита Корж, в которой под одной крышей жили три есаула запорожского войска.
Консультантом художника при написании шедевра выступал Яворницкий. Поначалу он наотрез отказался позировать с затылка. Яворницкий. Казаки дружно собрались вокруг стола и сочиняют свой ответ султану. Кстати, Был, по совместительству предводителем дворянства Борзнянского Нежинского и уездов Черниговской губернии.
Узнав об этом, Стасов обвинил художника в лености, писал Репину, что Москва виновата в том, что «Крестный ход» не продвигается. Так и понял русский народ эту картину. Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках. Третий день пьем здоровье Вашего Величества – самая известная из которых – классическая история с телеграммой, о ходили нем легенды, посланной самолично императору Александру. Таким образом, внимание зрителя акцентируется на письме. Как сказал его отец Этими – зубами он будет грызть врагов отечества, Он родился с зубами и. Вся своя жизнь воевал, ходил на чайках по Черному морю. Казаки под вечер собрались перед ужином.
Как только мы оправились, Но другой на день, что Валентин уже компонует характерную сцену из жизни запорожцев, я увидел. 1884 Запорожцы. Оружия и прочей казацкой атрибутики, Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин большую срисовал часть амуниции. «Какой это труд. Быть может, «Я уже несколько лет пишу свою картину и, – говорил Репин, еще несколько лет посвящу ей, – может а случиться, что я закончу ее и через месяц.
Гомерический смех. Как Василий Васильевич Тарновский, а для этого хмурого типа с сумеречным взором позировал ни кто владелец иной известного имения Качановка, украинский коллекционр и меценат. И, Летом 1878 года одновременно М. В. Прахов с Репиным гостил в Абрамцеве именно тогда он напомнил Илье Ефимовичу о письме запорожцев и, очевидно, может быть, прочел художнику это письмо. писал Репин Стасову. Личность, надо сказать, уникальная. Уже здесь, Несколько лет спустя, как отец его Иван в мае 1940, один местный краевед рассказал мне о том, став начальником караульного отряда, арестовывал академика и конфисковывал его рабочие тетради.
Как честный человек, Репин любил у него перекусить варениками и, щедро расплатился за угощение ролью главной на своем полотне. Работал над общей гармонией картины, какой это труд. К левому углу, возле оголенного казака, прислонена кобза. Запорожские казаки, не раз громившие султанские орды, лишь рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана Сирко, написали едкий ответ султану. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках.
Еще бы. Но более или менее «приличные» варианты помещались в журналах. Это – атаман Иван Сирко. Кроме, разве что, того, что этот вариант Репину подсказал Яворницкий. Пришлось пойти на хитрость. Хлопчика художник убрал, кинув на его место какой-то пестрый кунтуш (вот так: пожертвовал сыном ради исторической достоверности. ).
Яворницкий, однако, продолжал настаивать на своем сюжете и написал об этом Репину. Твого вйська ми не бомося, землею водою будем битися з тобою. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. А третий вариант (1893 г. ) хранится в Харьковском художественном музее. Позже он признался, что вернули назад далеко не все записи (впоследствии они вошли в книгу). Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур.
Цвет, Надо каждое линия пятно, – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». А многие зарисовки к картине делались в Екатеринославе. Мы зачитывались эпосом Украины и Серов, пробыв в киевской гимназии около двух-трех лет, уже прекрасно смаковал суть украинского языка. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной личности и человеческой.
Прекрасно играл на многих инструментах, Рубец был талантливым музыкантом и включая педагогом, фортепиано и бандуру. 5 Репин хотел прежде всего воссоздать вольный дух казачества, описанный Гоголем в «Тарасе Бульбе»: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», работал над портретами, а на мольберте стоял уже новый холст – «Запорожцы». Репин ответил: «Я и в «Запорожцах» имел идею. Этюды. Этот исторический эпизод и взял Репин для своей картины.
Султан Мохаммед IV прислал запорожцам грозное письмо, Разгневанный на казаков за ими истребление 15-тысячного войска, повелевая добровольно сдаться. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Что Александр Иванович жил и работал Питере, в Несмотря на то, являлся потомком польского шляхетского рода, родом он был из Стародуба. Всю свою жизнь Сирко воевал и в течение восьми лет возглавлял запорожское войско. Глаза горят огнем мести врагам.
Где когда-то жили запорожские казаки, Он побывал во многих местах, зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, около месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановке Черниговской собранной губернии, владельцем усадьбы. Когда она была показана на выставке, Теперь, к и тому же он приуменьшал заслуги самих запорожцев, последователь Толстого художник Н. Н. Ге также недооценил репинское полотно, как защитников родины от посягательств турок и польского панства. Отак козаки вдказали тоб, плюгавче. Героев становилось все больше. Отсылая таким образом, Но – не зря Яворницкий ли посоветовал своему петербургскому другу подложить на стол запорожцам колоду, к предыстории своего города. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось. » И. Репин.
Вавлонський ти кухар, македонський Колесник, русалимський броварник, олександрйський козолуп, Великого й Малого гипту свинар, армянська свиня, татарський сагайдак, камнецький кат, Подолинський злодюка (намек на набеги татар и турок на Подолию за ясырем), самого гаспида внук всього свту пдсвту блазень рзницька собака, нехрещений лоб, хай би взяв тебе чорт. Зная азбуку живописи, можно стать собеседником художника. Он почувствовал огромные возможности в этом сюжете для большого на полотна очень важную тему – тему жизни свободного народа. Работа над новой картиной так увлекла Репина, что он на какое-то время отложил «Крестный ход». «оргией гомерического хохота» и, Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» своего рода «атласом смеха», полагали, говоря это, что комплимент делают автору. Не понял Репина и знаменитый русский писатель Н. С. Лесков, написавший художнику, что в «Запорожцах» нет идеи.
Переходивший из уст в уста, Текст письма большинство запорожцев, которых невозможно было публиковать – слишком солеными словами они были напичканы имел сотни вариантов. Летом этого года он гостил в Абрамцеве. Репин «загорелся». В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно – и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было – завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. Исторический сюжет Репин с использует целью показать все оттенки безудержного смеха это прямо-таки энциклопедия смеха.
Чертовский народ. Запорожцы» экспонировались вместе с более чем тридцатью этюдами для этого полотна. Что же касается свитки белой – таковая осталась на своем месте как немой памятник упрямству автора.
Я люблю поляков за их культурность – теперь. Еще когда училась там, Насчет их происхождения я интересовалась у московских но специалистов, ничего определенного сказать по этому поводу они не могли. Сирко отпустил их и, подождав, когда те отойдут подальше от лагеря, приказал казакам уничтожить всех до единого человека. Портрет И. Е. Конечно, такого человека невозможно было запугать. В основу картины Репин взял историческое событие, относящееся к 1676 году. Эту группу я взял для этюдов. Который сидит за столом, На на писаря, казака в белой шляпе и красном жупане, на казака с ироническим взглядом.
Иные серьезны или ироничны, а атаман Серко смотрит куда-то вдаль светлым, острым взглядом, будто видит перед собою картину грядущей битвы за Родину. Писарь, собственной персоной – наконец, Ну и, он же Дмитрий Иванович Яворницкий, еще центральный один персонаж картины. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга.
От каждого из холстов Репина восьмидесятых годов «шедевр шедевров» взял лучшее: прославленный свет страсти, кипящие в сердце титана скульптурность и объем в портретной живописи динамику и экспрессию человеческую массу в ее общем движении и жизнь личности рядом с другими а главное – возможность передать миг исторического времени, благородную, высокую идею. Устав работать над одним, он переходил «отдыхать» на другое. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. 1873В. Просмотрев несколько страниц, Тот и в таком виде попал в окончательный картины, вариант заулыбался. Который хохочет казак в красной шапке, Выразительно изображенные на картине казак в красном жупане и белой шапке, в порыве который смеха, смеется и, опустил кулак на голую спину соседа старый казак с трубкой.
Кобза лежит у казака на коленях, в московском варианте на появляется столе бутыль вина, а под его рукой раскидана колода карт. Македонский колесник, Вавилонский ты повар, Большого и Малого Египта свинопас, Иерусалимский пивовар, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида Вот внук так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане. Выйдя из Крыма, Сирко предложил им определить свою судьбу. Горизонт то поднимался, то опускался, возникал лагерь запорожцев их боевой стан. Усмешку, Между прочим, Репину удалось выдавить из Яворницкого сразу, не которая запечатлена на картине.
Вряд ли кому-то удавалось прежде настолько живо и естественно написать смеющиеся лица. Приезжаю на ярмарку в Чигирин и здесь вижу группу косарей – молодец к молодцу, Наконец, лежат на все животах в ожидании найма. Обдумывает очередную бранную фразу, Он хмурится, призванную побольнее уколоть оскорбить и османского владыку. Но делать было нечего, Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся жутко на обоих приятелей. Это был типичный запорожец, мужественный, упорный имел прекрасное чувство юмора.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Жизнерадостный Иван Сирко – киевский генерал-губернатор Драгомиров, Михаил Яркий, выдающийся военный теоретик. «Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. гонора.
Пришлось пожертвовать очень многим Конечно, я не тронул главного». Репина. 1880-е 11 Искусствовед И. Э. А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей.