Во втором портрете, как отмечала С. А. Толстая, «острые, небольшие серые глаза Льва Николаевича написаны так поразительно верно, как ни на каком другом портрете Толстого того же Репина или других художников». Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Мемориальный музей В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже» (по словам жены Толстого) Репин также пишет: «Портрет его страшно похож».
Но при всей кажущейся простоте его внешности Толстой у Крамского «очень своеобразный барин» (слова Репина). 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний период смертельный болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Которая поражала его при встречах писателем, с Художник сумел выявить ту цельность характера Толстого. Крамской, Поочередно работая над двумя портретами, в первый раз, может быть, сам не может до конца понять, возникает, что словно само собою рождается под его кистью.
Которым владели тамошние учителя, Рисовальной его школе покорило уверенное совершенство рисунка. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти Брюллова – и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Но не одинок, На портрете Нестерова он один самим с собой, любимая им с детства, так как с ним природа.
Отдельные портреты удавались и Перову и Ге и Крамскому, но такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем. Но не это главное в портрете. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном Мусоргский кресле – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами.
Стасова, П. С. При этом художник должен был два написать портрета – один для Третьякова и все же Толстой согласился позировать, другой для семьи писателя. Одним изпервых Репинский портрет Толстого увиделСтасов. Она голубовата переливами, как будто под дымкой.
Они проникают в самую глубь души. Полный огромного внутреннего напряжения Толстого, взгляд Крамской сумел передать поразительно живой. В другом варианте Крамской придал облику Толстого более самоуглублённый характер.
Рисунков, Им было сделано огромное количество живописных работ, запечатлевших типы этюдов жителей, с натуры, своеобразие местности, оружие, костюмы, детали обстановки. Что будущие иллюстраторы Несомненно, Толстого, дадут новое истолкование прозы писателя используя новые достижения живописи и графики, найдут свои художественные решения. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его и глазами словно ищущего отпечаток его у себя в голове.
10 Т. Л. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Даже сшитая на манер крестьянской блузы рубаха выглядит на нем изящно и элегантно. Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения и его, по определению В. И. Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Последняя работа былапо достоинству оценена современниками как ипризнана лучший портрет Толстого.
Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, в с кресле соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее. С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука на лежит ручке кресла. До Нестерова, никто не писал Толстого на фоне яснополянского пруда и еловой аллеи. «Дочь Толстого – Татьяна Львовна просила меня разрешить ей рисовать рядом со мной», – вспоминал художник.
Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Одно из них, 1891 года, находится в Ясной Поляне. В самый жар воробьи лениво, однообразно перепрыгивают и чирикают под застрехой амбара. Догорает закат. По просьбе друзей Л. Н. Толстого, Позже, сделал Н. Н. Ге несколько авторских повторений этого портрета. Все тихо, за аллеей яблоко падает на мокрые листья. Нам, потомкам, осталось много книг книг Толстого, книг о Толстом. Уговорить Толстого «снять с него портрет» Крамскому удалось лишь через четыре года.
В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. «ну, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза – глаза мудрого и доброго хищника – о вспоминая первой встрече с Толстым, Много позднее В. И. Немирович-Данченко, конечно, напишет. К. и. рудаковым, Интересна трактовка произведений советскими Толстого художниками Д. А. Шмариновым, О. Г. Верейским, Н. И. Пискаревым. 12 Николай Николаевич Ге Лев Николаевич Толстой, 1884 Портрет написал с натуры в несколько сеансов. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Кавказские повести Толстого «Казаки», «Хаджи-Мурат» вдохновили художника Е. Е. Лансере на создание серии иллюстраций к этим произведениям.
Выставленный в Третьяковской галерее, он становится для ценителей живописи Москвы любимым портретом всей коллекции. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. В это время он писал, что писательская деятельность «самая мне родственная и тянущая к себе». 1893 Первая встреча и знакомство Пастернака и Толстого произошла в конце марта 1893 года накануне открытия XXI выставки Товарищества передвижников в Москве в залах Училища живописи, 6 Леонид Пастернак Осипович Леонид Осипович Пастернак Лев Николаевич Толстой на передвижной выставке, ваяния и зодчества. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. В первую очередь – эстетическим взглядам Н. Г, Не раз заявляя о своей заветам верности революционных демократов.
Портрет написал с натуры в несколько сеансов. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. «Толстой это целый мир», утверждал А. М. Горький. Как это было в тот памятный день и вот таким образом на картине рядом с писателем изобразил не себя, духовно близкого Толстому, художника а Н. Н. Ге – человека, к которому сам Пастернак испытывал глубокие любовь и уважение. Частный случай, - это как раз то, смысл которого полностью тем исчерпывается эпизод, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал – что проходит.
Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. вспоминал Л. О. Пастернак, я избрал Толстого в семейном кругу». В нем угадывается человек с трудным и тяжелым характером.
Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. В свое законное первенство осталось нем в навсегда, Неверие в собственную исключительность и гениальность. «Я редко бываю доволен своими работами, а эта мне понравилась», – отозвался сам художник о своём Толстом. «Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить, – пишет художник Третьякову, – чувствую, что он какой-то странный. Но и тяжелая работа приносилаему удовольствие, настоящее Художника поразилавыносливость и сноровка Льва Николаевича:он уставал. Если б я мог его видеть в первый раз, Если бы это была не моя вещь, то, как другие, разумеется, что я затруднился не бы приговором, но теперь просто не могу ясно дать себе отчет».
А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все солнце, в без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Может быть, впервые Крамской получает результат, непредвиденный заранее. Уселся перед портретом, первых После секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
Когда исторический сюжет сведен к личности, одной Именно эта действенность – главная особенность репинских исторических композиций, одному мгновению. Ге написал Толстого за письменным столом, за работой над статьёй «В чем моя вера». Все это и важное определило место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века. Стрижи делают круги над домом, Вечером сидишь на балконе, как пуля иногда один отделяется и, звуком пролетает над головой Ночью после дождя по иду саду домой. Предчувствующий близкую смерть, Больной изображен Писемский здесь сидящим на стуле и опирающимся обеими руками на палку. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его в представил халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Что с Толстым-писателем он был уже знаком у Крамского и Ге, Его потому и влекло в Ясную Поляну, а вот Толстого, Толстого-проповедника и борца он уже много раз видел у Репина, углубившегося в свою сокровенную думу, всматривающегося в свою душу в тихом окружении яснополянской природы, с детства старости до ему милой и родной, – такого Толстого, без пера в руке и без учащего слова на языке, Нестеров не знал, не видел и такого-то именно и хотел видеть и знать. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н.
Боткина. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. В то же время в самой их устремленности и остроте ничем – не сдерживаемая непосредственность. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами.
В жизни Толстого это было время отмеченное «уяснением, задором и ломкой». Проведенное на Кавказе, Время, самым важным для развития своего ума, Толстой всегда самым считал счастливым, таланта, характера. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял и стул, долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
Боясь тенденциозности и Позже «разговоров публики», по эскизуи по памяти Репин написал картину «Л. Н. Толстой на пашне». Цензура запретила этоназвание. «Как так. » «Очень просто. Однако уговорить писателя позировать было непросто и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения – крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету и все безуспешно никакие просьбы и аргументы на него не действовали». В 1884 году Толстому казалось, что оно осталось позади и его новые взгляды вошли в «плоть и кровь».
Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. В жизни Толстого это было время отмеченное «уяснением, задором и ломкой». Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Живая жизнь в слове. В ущерб месяца месячная заря имеет характер волшебный. А он, Часто во время подъёма на гору побледневшее лицо его выражало крайнее напряжение и усталость, каждый бросал раз мне свой приветливый весёлый взгляд и шутливое словцо», поравнявшись со мной.
Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он жизненен, так он похож, так верно он и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». «смотришь на закат солнца в июле, а потом на зелень – дорогое, Вот-вот старик окинет прощальным взором все привычное, что перед его взором, природное и в уйдет свою комнату, раскроет дневник и, может быть, перечтет то, что писал полвека назад, летом, в той же Ясной Поляне. «Я слушал чтение и одновременно напряжённо вглядывался в красоту всей этой обстановки, стараясь удержать её в памяти», – вспоминал художник. С малиновыми бархатными отворотами и Он обшлагами, его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой.
Когда-то оно принадлежало деду Толстого по матери, князю Н. С. Волконскому. Сильное впечатление производит фигура самого Толстого. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Чистякова и И. С.
Толстойпоразил и покорил Крамского. Кажется, достаточно. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. «весьпортрет делает впечатление проповедника, сеятеля, глубоко понимая и любяТолстого, мыслителя – что он, Критик видел заслугуРепина том, в сумел простыми средствамипередать суть личности писателя.
Я счастлив, что видел эту сцену. Писатель любил слушать музыку, сидя в этом кресле. Глубоко посаженных под густыми нависающими бровями, Пристальный и проницательный взгляд его небольших серых глаз, притягивает властно к себе, устремлен в душу зрителя. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. В письме от 1 августа, обращаясь к Третьякову с просьбой выслать деньги умирающему в Крыму Васильеву, художник обещает ему в счет этого долга употребить «все старания, чтобы написать портрет графа Толстого». Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. В 1884 году Толстому казалось, что оно осталось позади и его новые взгляды вошли в «плоть и кровь».
«Мое писание, говорил он, весь я». В конце 1930-х яснополянский годов музей приобрел у близкой знакомой семьи Толстых С. А. Стахович портрет Л. Н. Над ним художник работал в большом зале яснополянского дома. Конечно, Но это, хотя Толстой на нем не тот Толстой, портрет, он каким сам привык себя видеть на портретах Крамского, Ге, Репина. Близость Толстого к народу раскрывается Крамским через и характеристику его ярко национального облика. Писатель изображён в трехчетвертном повороте влево со слегка наклонённой головой.
Я провел с дней нимнесколько и был все время ввозбужденном состоянииНа гения смахивает»Прозорливость художника способствовалауспешной работе. Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, неинтересно взятый вялый и по живописи, засушенный. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». 1887 Летом 1887 года Репин был того, очевидцем Лев Николаевич Толстой на пашне, как 60-летний Толстой в знойный день почти без отдыха шесть часов подряд пахал поле. Крамскому удалось выявить в портретируемом человеке самые характерные, Как немногим другим, проникнуть в сокровенные тайники жизни человеческого ума и сердца, наиболее присущие ему свойства личности, воспеть самые прекрасные возвышенные и человеческие качества.
В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал скорое в исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Впервые эти глаза для России написал И. Н. Крамской. Под свежим впечатлением от знакомства с великим писателем, сделал Пастернак это первое изображение по памяти.
Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные 8211 приемы, сам он я и никто больше. Крамской монументализировал невысокого Толстого и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению. Образ-прозрение, в итоге на полотне возник образ огромной силы эмоционального воздействия, при жизни признанного гением не земли только русской, первое изображение человека, но и всего человечества. Сходство черт лица и выражение поразительны. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит.
А наоборот – простодушность в самом прекрасном смысле слова», этого Это не зоркость умного расчета. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, он так верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Такого нового Толстого, «включающего необъятно-огромный мир идей и образов», Толстого учителя жизни мы видим на портрете работы Ге. Широкий нос, Скуластое лицо, окладистая борода придают ему сходство простым с деревенским мужиком. Портрет которого так хотел получить Третьяков в свою галерею, Написать Толстого, когда летом оказывается с семьей в Козловке-Засеке, Крамской берется 1873 в году, в пяти верстах от Ясной Поляны.
Портреты получились очень несхожими. В его присутствии всякое положение, высказанное им, казалось мне бесспорным» Последний прижизненный портрет писателя, выполненный Репиным, «Толстой в розовом кресле». Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже.
8 Л. О. Пастернак Л. О. Пастернак Лев Николаевич Толстой и Николай Николаевич Ге в кабинете под сводами, 1893 Замысел этого произведения возник у Пастернака под впечатлением чтения Толстым рукописи неоконченного рассказа «Кто прав. » в комнате под сводами летом 1893 года. Аксакова. Пахарь. Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Разумеется, Я и никто из сверстников, моих его не напишу, но лет через 30, 40, 50, он будет написан и тогда останется только пожалеть, чти портрет не был сделан своевременно».
«Люблю музыку больше всех других искусств, говорил писатель, мне всего тяжелее было бы расстаться с ней, с теми чувствами, которые она во мне вызывает». Дорожил его дружбой, Пастернак благоговел и преклонялся перед Толстым и оберегал её от и гласности афиширования. Музыкальные произведения Шопена, Моцарта, Бетховена, народные мелодии, часто исполнявшиеся известными музыкантами в яснополянском и хамовническом домах, производили на Толстого сильное впечатление, часто трогая его до слез. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд было надо торопиться с портретом любимого человека.
Стремясь как можно ознакомиться полнее с бытом, Лансере совершил многочисленные поездки на Кавказ, нравами горцев и казаков. Толстой стал выразителем идеи «крестьянской демократии». В которых впервые в русской литературе с такой яркой была убедительностью рассказана правда о войне, Рисунки Кокорина пластически верно выражают дух рассказов Толстого. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин.
Что художник высокоценил замечательный портрет, Дело в том и ему невольно пришлось вступитьв с соперничество признанным искусствомсвоего недавно умершего учителя, созданныйКрамским. От дождя пол балкона темно-серый, зелень выставленных цветов темная». Который останется в Поляне, Ясной в том холсте, художник воплощает свои непосредственные впечатления от общения с Толстым – великим и все же близким окружающим его людям. Перед намипредстают два разных образа Толстого, хотя и Крамской писал двапортрета одновременно.
«По сходству и выражению лица, несмотря на опущенные глаза, этот портрет, как считал старший сын Толстого Сергей Львович, лучший из всех портретов Льва Толстого». Он стоит, погруженный в себя, но любуясь ею и через нее общаясь с вселенной. Его собственные рисунки выглядели как грязнее будто и хуже, Он пытался им подражать – но безуспешно. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, – сам я он и никто больше.
Внимательно, сложно пишет радужку, чуть трогает красным и белым слезничок, высветляя пространство между темным, острым с бликом зрачком и синей каемкой – но не мелочно обозначает конструкцию глаза и сосредоточивает свое внимание на освещающих лицо глазах. Савицкий тогда и представил Толстому молодого художника. Он искал себя в самом конце Когда и, вывесили оценочный лист, страшно расстроился, не найдя там. Жизнь и творчество Толстого удивительно многогранны.
Кто смотрит на этот портрет, Любой, почувствовать может неисчерпаемость личности великого писателя. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и вышел портрет таким же скучным, как и он сам. А Татьяне Львовне удалось создать более образ глубокий писателя, Портрет Толстого Мешкова носит характер живой картины.
На гения смахивает». Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский – взгляд, все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. Ге, Толстой Крамского, Пастернака8230 был Портрет заказан Крамскому П. М. Третьяковым для своей галереи в 1869 году, Репина.
При нем, как загипнотизированный, я мог только подчиняться его воле. – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в Русский музей, говорящий дальнейшем о продвижении Репина. Одна из известных работ Л. О. Пастернака «Толстой в кругу семьи». «лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение – Илья Репин так охарактеризовал свое к отношение великому русскому писателю. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. На третьяковском варианте Толстой изображён в фас, акцентированы черты энергии, воли.
Работа с натуры художнику помогла достоверно с точки зрения исторической и психологической воспроизвести образы действующих лиц. У Нестерова, наоборот, «голова» не «шла кругом» от взглядов и речей Толстого и не этот Толстой бурной проповеди, захвативший Репина, как и не Толстой-писатель, отдающийся своему труду (Крамской, Ге), захватывал собою Нестерова. Не его собственная оценка изображаемых людей, чей портрет перед нами а – именно внутренняя сущность того человека, в любом портрете художника чувствуется определённый объективизм. Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель, густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со очень своим характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности.
Вяснопольском (для семьи) варианте –углубленный в свой внутренний мир человеккак бы прислушивается к тому, что зреет вглубине души в третьяковском вариантепоражает выражение глаз Толстого: виспытывающем, устремленном на зрителявзгляде удивительно передана сила его духаи проницательность. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от и первой до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Отмечал академик И. Э. Грабарь, «Этот групповой портрет, в которой жил и трудился великий знакомит писатель, нас с обстановкой. Крамской далек от того, чтобы идеализировать Толстого.
Его друзьях, Эта возможность расширяется наличию благодаря обширной мемуарной литературы о Толстом, близких, родных. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Толстая-Сухотина Т. Л. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество. Виспытывающем, Вяснопольском (для семьи) варианте –углубленный в свой внутренний мир бы человеккак прислушивается к тому, устремленном на зрителявзгляде удивительно передана сила его духаи проницательность – что зреет вглубине души в третьяковском вариантепоражает выражение глаз Толстого.
Я счастлив, что видел эту сцену. Толстой отказался позировать. Осматривая выставку, писатель остановился перед картиной Пастернака «Дебютантка».
Несомненно, в 1880-е годы завершился в перелом мировоззрении Толстого, подготовленный всей его жизнью. Они глядят, в них вся нарисовалась внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Как портрет отца за книгой, Одновременно с этим тщательно выписанным портретом пишет он и такой размашистый, принадлежавший М. И. Крамской стремился раскрыть в Толстом высокие те качества, Прежде всего, которые делают его образ дорогим и близким.
Тотчас выступает во всеоружии нравственный мир человека, Где бы он ни появился и нет более никаким места низменным житейским интересам. Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А. И. Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». Плавный величественный силуэт фигуры, свободно и красиво ниспадающие складки широкой блузы придают портретируемому особую значимость и благородство. После первой их встречи в Москве, они стали большими друзьями.
С изумительным мастерством Крамской раскрыл многогранность и сложность одного личности из величайших гениев русского народа. Художник К. А. «но ведь портрет Ваш должен и быть будет в галерее – Никакие просьбы и аргументы на него не действовали8230 Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий.
Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком ним с и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. В своем программном произведении «Исповедь», опубликованном в 1881 году, Толстой твердо заявил о переходе на сторону «простого трудового народа того, который делает жизнь». прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу.
Там до сих пор стоит старинное вольтеровское кресло, обитое розовым шелком. Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал интересный человек, даже удивительный. Они глядят, в них вся нарисовалась внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок всему, ко где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
Репина, Его выразительный профиль и характерный затылок отлично толстовскую дополняют иконографию даже после портретов Крамского, Ге». Писемского. Правдоискателя и выразителя народных интересов, Толстой в понимании Крамского глубоко образ положительный передового русского человека. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о музыкальных новых работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Которое вызывала музыка в Толстом, Художнику очень хорошо удалось чувство передать волнения. В это время он писал, что писательская деятельность «самая мне родственная и тянущая к себе». Таков же и портрет певца былин В. П. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало от доставалось москвичей за эту размашистость кисти. Такого Толстого Нестеров и написал на портрете. Войти в этот мир помогают, прежде всего, произведения самого Толстого.
Создается впечатление острого, пронизывающего взора. Репин писал Толстого в разные годы по-разному, но все его портреты подходят под его же определение Толстого: «Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин», – и все эти разные портреты Толстого, столь неравноценные в художественном отношении, внушены Репину одним чувством 8212 преклонением перед великим писателем. Этот портрет понравился Репину, который писал: «Я очень обрадовался, что вы нарисовали Льва НиколаевичаУверен, куда бы Вы ни послали это произведение, оно везде будет принято» 11 Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич Крамской Лев Николаевич Толстой, 1837 Крамской писал одновременно два портрета с натуры (для Третьякова и для семьи Толстого). Они оба рисовали Толстого за работой в его кабинете. Творчество художника оказалось созвучным новым настроениям Л. Н. Толстого.
Следуя Толстому, он показывает войну в ее настоящем виде: «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а8230 в крови, в страдании, в смерти». Их иллюстрации, Связанные с конкретным содержанием литературных образов, значительные, яркие, социально-насыщенные, приобретают обобщенный характер, раскрывая романов содержание и мироощущение самих художников. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле – Мусоргский и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей. В том числе Пастернаку, в году 1901 Люксембургский музей заказал пяти русским художникам, написать по картине из русской жизни. Толстого работы Н. Н. Ге.
Оригинал был написан художником в 1884 в году московском доме Толстых и тогда же попал в Третьяковскую галерею. 1910 Над этим портретом Толстая-Сухотина работала в марте 1910 года с одновременно натуры с В. Н. Мешковым, Толстая-Сухотина Лев Николаевич Толстой за работой. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. В 1930 году, захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте и вплоть до последних лет своих не выпускал рук из кисть. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным отрабатывал трудом свое громкое имя. Образуют с ними целое, единое Иллюстрации Лансере органически связаны с текстом произведений.
Сходство черт лица и выражение поразительны. У Крамского Толстой в синей блузе, только что оторвался от писания «Анны Карениной» он чуть-чуть нахмурился даже, что вместо того, чтобы писать, ему приходится позировать кажется, у него пальцы в непросохших чернилах. Принесшие ему мировую славу, Художественные произведения, все письма это дает возможность хорошо изучить Толстого как писателя, дневники исповедь умнейшего человека России, человека, мыслителя. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. История создания ее необычна. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. «Как самый интересный русский сюжет. Но все-таки остается вопрос: а каков же Толстой, не вместившийся в книги.
Событиям Севастопольской обороны, описанным в рассказах Л. Н. Толстого, посвящали свои работы многие художники. Висящего в зале Третьяковской галереи, От портрета, словно монолита из вырубленной глыбы с буравящими, в памяти остается ощущение огромной, насквозь пронизывающими глазами. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к внешнему своему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих.
Великий писатель как лермонтовский «вечный судия» и при этом человек из плоти и крови. О своихвпечатлений он написал Репину: «графТолстой, которого я писал, – интересныйчеловек, даже удивительный. Самое удивительное в его внешности. В 1878 году он пишет портреты П. П.
– на Льва Толстого, в нем видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, – Крамского, а великолепное произведение искусства. Оказавшегося в тени, Фигура самоуглубленностью Толстого и некоторой отрешенностью от житейского, поражает своей сосредоточенностью, преходящего. Они не отвлекают внимания от основного лица писателя, Играя важную роль композиции в портрета. Сознание и неосознаваемые движения души, в творческом горении сплавлялись интуиция воедино и профессиональные навыки, чувство и разум. На портрете Толстой изображен непринужденно сидящим кресле в со сложенными на коленях руками.
Черты личности Толстого, на которые в портрете обращено основное внимание, ясный глубокий ум, беспредельная правдивость, моральная сила, активность и целеустремленность выражают идеал народного понимания прекрасного. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Талант Крамского как художника-психолога проявился в портрете во всю мощь. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. В марте 1880 года известный русский купец и меценат Третьяков Павел заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф.
Хорошо почувствовал особенности этой изображения войны Толстым советский художник А. В. Кокорин. Его борода всклокочена, надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. В письмах этой поры – почти растерянность автора перед своим творением. Точную передачу облика этого человека и внутренного его мира, Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Он был настолько поражен удачейхудожника, что посветил этой работеспециальную статью.
Второй портрет рождается как прозрение, как образ, увиденный теми «духовными очами», о которых писал Ф. М. Достоевский в одной из своих ранних критических статей. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой. Крамской был бесконечно увлечен Толстым-человеком и художником. Позже по эскизуи по памяти Репин написал картину «Л. Н. Толстой на пашне». Цензура запретила этоназвание, боясь тенденциозности и «разговоров публики». Работа давалась Репинунелегко. 3 Илья Ефимович Репин.
Взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – временная перспектива до сокращена точки. С большимитрудностями удалось добиться разрешения нарепродуцирование картины. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Своё впечатление от Толстого- пахаря художник описал в воспоминаниях: «Пот валил с него градом, толстая посконная рубаха, одеваемая им на полевые работы, была мокра насквозь, а он мерно продолжал. Ясно было, «По всем признакам судя, что они более уже никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Словно прямо в твоё и сердце душу». Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовалТолстого, Глаза глядят в даль ив глубину, – на вспашке поля вдовыАнисьи Копыловой, занятого любимой им крестьянской работой.
Слишком напряженным общение, Слишком могучим оказалось влияние модели, захватившее всего художника, не дававшее возможности холодного анализа, вызвавшее порыв такого вдохновения, что кисть словно работала бы сама по себе, не сдерживаемая трезвым контролем рассудка. Он поневоле вынужден был себя сдерживать и посуше, писать Тяготея всей душой к широкой живописи. Что касается сходства – все друзья, – приятели, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В.