Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под Его глазами, высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Всем этим он был обязан Л. Б. Бертенсону, доктору другу, но еще как к приятелю, к человеку с историческим значением – который относился к нему не только как к пациенту вообще, Надо сказать с глубокою благодарностью.
Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое Этот создание. » портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет. У живописца не было даже перед мольберта, которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Посмотрите эти глаза.
Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Одного слишком долго – молчавшего прежнего талантливого художника (г, Шишкина и Волкова превосходные сценки из ежедневной жизни. Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и написан только светлыми тонами, Несмотря на то что создавался портрет в интерьере. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – все это передано с тонкой и наблюдательностью любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами.
Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную года 1878 только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Отроду никем не пробованные сам он я и никто больше, Тут у него неслыханные какие-то приемы.
Они внимательно щупали пульс. Но, Работа велась не в лучших самых условиях даже без мольберта из-под кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов в русском искусстве, несмотря на это. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, прямо, придвинувшегося спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. – приятели, Что касается сходства все – друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени.
Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Сияющем фоне выставки появляется вдруг еще и вот на этом золотом, как чудная, как последний аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского.
Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен кое-как был примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Гениальный создатель опер Хованщина и Борис Годунов ни на миг не считал задачу свою законченной. Как портрет отца за книгой, с Одновременно этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. Сходство черт лица и выражение поразительны. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Две горожанки из мещан поддерживают пустой киот. Таков же и портрет певца былин В. П.
154–155). Я счастлив, что видел эту сцену. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки он Мусоргского застал уже в Николаевском военном госпитале. Он поневоле вынужден был себя сдерживать писать и посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Преследуя главным образом формальные Портретов задачи, Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения.
Вдруг пройти молчанием такого слона. – мастерской этюд и Терещенко попавший сейчас в Русский музей, говорящий о дальнейшем продвижении Репина. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы и голубоватый розовато-желтый фон, тон лица.
Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Что это последний сеанс, Репин не знал, но окончить спешил портрет дорогого его сердцу человека. Самое заветное впереди. Как бравурная ария оперного певца, Кузнецова виртуозная «В праздник») и блестящая, наконец, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской).
Выставка эта не только самая большая по произведений, числу из всех девяти, до сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у нас немного было и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников – новый его шаг вперед и, Портрет этот одно из крупнейших произведений Репина, одна из крупнейших картин всей передвижной выставки, вместе с тем, а это значит немало. Бережно притрагивается к холсту. Кто смотрит на этот портрет, Любой, может почувствовать неисчерпаемость великого личности писателя.
Которая оценивалась передвижниками как значительное явление, умолчание Однако о картине Сурикова, вызвало недовольство. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок всему, ко где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Ясно было, «По всем признакам судя, что они более уже никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, наклоненною с немного головой. Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца. Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И. Е.
У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г. А также в умении подметить живую человеческого неповторимость характера заключена правда репинского искусства, в этой обыденности. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго, долго не отходил. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое и исцеление мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. В начале поста Мусоргского для наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Что форма моделируется не светотенью, Но самое необыкновенное то, градациями а света, как обычно, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. 63 ). Сроду никем не пробованные Как вылеплено, Тут у него какие-то приемы, неслыханные как написано.
В 1878 году он пишет портреты П. П. Аксакова. Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев впервые эту картину, уселся перед ней долго-долго и не отходил. Писемского. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Что без волнения и радости не взглянет на него никто тех из Оттого-то и портрет вышел у него таков, у кого есть истинное художественное чувство в душе.
Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Таков обычный порядок российской действительности. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел больничном в кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго-долго не отходил. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. 2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний – 3-го, Репину писать удалось свой портрет всего четыре дня.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Репина В. В. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, внешний весь облик Мусоргского». Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета так он жизнен, не было никого, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, характер, весь весь внешний облик Мусоргского.
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Переписка с П. М. Третьяковым». Как это случилось. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Я счастлив, что видел эту сцену.
Он становится для ценителей живописи Москвы портретом любимым всей коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Кисть чуть слышно касается палитры. Ясно было, «По признакам всем судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года). – на Льва Толстого, в нем видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, – Крамского, а великолепное произведение искусства. Отроду никем не Тут пробованные, у него какие-то неслыханные приемы, – сам он я и никто больше. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Точную передачу облика этого и человека его внутренного мира, Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя.
Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). В марте 1880 года известный русский купец меценат и Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф. Боткина.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Вошел Илья Ефимович Репин, открыл этюдник, достал палитру и, пристроив холст к маленькой тумбочке, начал работать. Что большой художник, а Репин мало того, он еще много лет был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и музыкальные понимал творения Мусоргского. Надо самому носить внутри себя большой талант большое и сердце и это художественное торжество оттого – и эта радость на товарища, Но чтоб все это было возможно, что собрат по искусству идет в гору для этого много надо. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал внутреннюю композитора, сущность пришли в восторг от портрета настолько он был схож с оригиналом. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь.
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Уселся перед портретом, первых После секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Я счастлив, что видел эту сцену. Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и сделанная прекрасно вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее.
С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, наклоненною с немного головой. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни.
Художник боится потерять мгновения. 47). Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его никогда. Письма». С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука лежит ручке на кресла.
Задумчив, мечтателен взор композитора. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел же таким скучным, как и он сам. О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора – небольшой рассказ из википедии (в сокращении): Мусоргский умирал.
Ясно было, По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с любимого портретом человека. «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, «Выставка передвижников», т. 3). Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. С Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография в сравнении с созданием, таким Конечно, деланный рукою высокого художника, как портрет.
В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и о мечтал новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Е. Репин и В. В. Стасов. Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась вся внутренняя, много а ли на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо.
Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, эти Посмотрите глаза. Человек, Ведь Мусоргский один из самых крупных русских музыкантов, по справедливости, всей которого, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. Стасову от 16 февраля 1881 г. ). В феврале 1881 года, Портрет Мусоргского создавался Репиным в Петербурге, в Николаевском военном госпитале, до незадолго смерти композитора.
Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным «Репину светом. » удалось писать свой портрет всего четыре дня. Хозяев жизни с усердием, с палками и нагайками охраняют от народа урядники. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и знал хорошо язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г. ) В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Они глядят, в них вся нарисовалась внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
Разумеется, Репин как раз приехал в Петербург на открытие передвижной выставки и, находился где его друг, не мог не зайти в Николаевский военный госпиталь. Утро 5 марта 1881 года. Степенные мужики с усердием несут тяжелый фонарь для иконы. С наклоненною немного головою, его Он представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, что-то глубоко обдумывающим. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, задумались, они душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
Сходство черт лица и выражение поразительны. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, неинтересно взятый и по вялый живописи, засушенный. Изнывает от зноя дьякон.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, оставил какую нам Репин, не было создано никем. Чистякова и И. С. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Дверь в просторную палату тихонько отворилась. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные, 8211 сам он Я и никто больше. А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все солнце, в без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища.
А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один из крупных самых между всеми ими, увидев этот портрет, И. Н. Крамской, просто ахнул от удивления. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Описание картины «Крестный ход в Курской губернии» По иссушенной летним зноем дороге медленно и торжественно движется толпа людей, разных по возрасту и социальному положению. Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия.
Не понимаю это страшно меня взорвало («И. «Искусство», 1948, стр. Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен сидящим здесь на стуле и опирающимся обеими руками на палку. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он жизненен, так он похож, так он и верно просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Чванливая барыня, «упаренная солнцем», несет чудотворную икону. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е.
Но приезд Репина совпал с периодом улучшения, Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, поверил в свое исцеление и даже начал подумывать о создании новых произведений, музыкальных когда композитор приободрился. Стасова, П. С. И. Суриков. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили к теперь вашей великолепной народной коллекции. Полному равнодушию людей сытых художник противопоставляет в образе горбуна духовную красоту и надежду на и исцеление счастье. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н.
Разных по возрасту и социальному положению, Описание «Крестный ход в Курской губернии» картины По иссушенной летним зноем дороге медленно и торжественно движется толпа людей. И большая, Вдобавок ко всему погода чудесная, стояла где помещался Мусоргский, с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre. Надо лбом – торчащий упрямо вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. «Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо.
«Искусство», 1946, стр. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници».