Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. И Репин поступил в художественную подготовительную школу Общества поощрения художеств, Однако поступить в Академию с первого раза ему не удалось. И только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира.
Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. Манера держаться подчеркнуто просты, Весь облик Толстого, будничны и в то время же глубоко содержательны, обыкновенны индивидуальны. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный. Свободное письмо, Широкое, сила типизации делают вершиной этюды-портреты живописного мастерства Репина.
Репин был величайшим реалистом. Путешествовал по местам Запорожской Сечи, После этого Илья Ефимович в нескольких течении лет изучал историческую литературу. Восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности но и в ее социальной обусловленности, Глубина проникновения в характер изображаемого, наконец, поразительное портретное сходство и, виртуозное владение живописной техникой сделали одним Редина из крупнейших портретистов XIX века. Единством и гармонией ее общего колорита, Эта связь с пейзажем хорошо передана самой живописью и коричневые вяло-зеленые цвета осеннего пейзажа, где преобладают рыжие. «Мужик с дурным глазом», «По грязной дороге», «Протодиакон», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году – «Мужичок из робких», Результатом этой поездки стали картины художника провинциальной о жизни. Картина Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова.
Жанровая картина, каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. широкие просторы великой русской реки. В феврале 1872 года Илья Ефимович женился на семнадцатилетней В. А Этот – гонорар оказался очень кстати.
Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу.
Репину удалось соединить условность картинной формы с натурной удивительной убедительностью. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур вернувшегося ссыльного, который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины и этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего сына, но еще как бы боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем измученном лице дорогие ей черты. В особенности по отношению к Репину и это действительно было так, случайные эпизоды и события, который по своему дарованию был художником большой темы мелкие, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не вдохновить могли на создание картин. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Вроли нежданной гости изображена девушка, Впервом, более позднем иболее известном варианте политический ссыльный, вовтором, внезапно который возвратился домой.
В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается их героический дух, независимость, удаль и боевой задор. В январе 1864 года Репин был принят в Академию художеств вольнослушателем. Стасова. Без малейшего позирования, Этот выбранный удачно момент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, чем обычно страдают даже лучшие портреты. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. В 1863 году 19-летний Репин скопил рублей 100 и поехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Но при всей своей любви к зримой красоте мира материального Репин был ярым противником непосредственного творчества. Этой картине художник отдал более десяти лет. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. В период пребывания Ильи Ефимовича Репина Москве в большое значение для него имело знакомство с семьей Мамонтовых. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины.
Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Так, например, три этюда к картине "Л. Всю ее сложность и противоречивость, Внимательная фиксация всех этих черт Репину позволила убедительно передать через внешний облик существо натуры портретируемого. Которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей, виде При его Репин вспоминал о греческих философах.
Что художник в жанровой по сути дела сцене и в жизненно- конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, Значение его заключалось в главными том, действующими лицами которого являются не герои древности, создав монументальное произведение, а простой народ современной ему России. Способностью художника в непосредственном, Портреты Репина подкупают своей подлинностью, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, казалось бы, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики портретируемого, лица мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую несправедливость угнетения народа. В жаркий полдень широкой по пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и чинно движется многолюдная процессия. Не уступая в своей значительности образу Крамского, Образ Репина, сочетая живую непосредственность передачи частных особенностей внешнего облика и характера Толстого с проникновенным пониманием существа его личности писателя гражданина и отличается большей многогранностью он гораздо более конкретен и остроиндивидуален.
Скорее мужика, Чисто русское лицо, некрасивое, чем барина-аристократа, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, такова та разносторонняя предельно и конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Что так хорошо удается в передать портрете Репину, При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, не замельчено изображение великого писателя нисколько не снижено, лишено жанровости. Тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, Глубоко народное, творчество Репина – из одна вершин русского демократического искусства.
Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Шевцову, которая впоследствии стала его женой. Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина не знает себе равных).
А стали живыми, Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, со внутренним своим миром, близкими людьми, своими заботами и чаяниями. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку». Разоблачая истинную природу духовенства, Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера силу в его типичности и глубины постижения художником приобретало большой общественный смысл. Это полотно принадлежит к наиболее числу значительных произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых народных его творений.
Все это и определило важное место репинских в произведений мировом наследии реалистической живописи XIX века. К столу прислонена домра – старинный музыкальный инструмент. Эту картину Репин рисовал 4года, примечательно, что укартины есть два варианта. Я вспомнил о царе Иване. Смутные очертания холмов широкой за водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, Узкая полоска берега, что позволяет художнику еще резче оттенить « Русский художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии в Украине.
Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. я работал завороженный.
Художник изображает фигуру матери со спины, чтобы ее лицо своим сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую очередь воспринимать именно героя картины. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Центральный персонаж картины – атаман Сирко.
Предоставляя зрителю домыслить воображении в запечатленную сцену, Репин не изображает всего этого. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Написанным Крамским в 1873 году, Сравнение его с портретом Толстого, дальнейшее развитие в его этого творчестве жанра живописи, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретного искусства. Исторических полотен, в этот период Репиным была создана большая часть его лучших работ картин на темы жизни из народа и революционно-освободительной борьбы, портретов. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Репин пишет их в гораздо более темной, Стремясь удержать в колористическом решении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, чем сумрачной пейзаж, гамме, противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. И если в своих монументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинах на революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах 1878 и 18801892 гг.
А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами. Неисчерпаемое богатство ее проявлений, Бесконечно влюбленный в жизнь, он пытался охватить в своем творчестве многие окружающей стороны его действительности. Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре, Живя в 1890-х годах имении в "Здравнево" в Белоруссии. Репин не мог пройти мимо той борьбы, Отражая в своих картинах существенные стороны современности, которую вели самодержавием с в эпоху 70-х годов революционеры-народники.
Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного поселянина. В 1869 году художник запечатлел молодую В. А. Сопоставляя различные характеры, Художник разбивает ватагу на бурлаков отдельные группы, человеческие типы, темпераменты.
А как к живым и дорогим для него людям и недаром художник к относился ним не как к героям далекого прошлого. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов и предрассудков. Что почва ускользает у него из-под ног, Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении в уходят глубину создается ощущение. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». Особенно увлекшись на первых порах портретами родных и близких, Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на исторические мифологические и темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни. А краски и кисточки там будут и все допытывался у навестившей во его время тяжелой болезни соседки – которая утешала его рассказами о рае. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: Надя (1881, Саратовский гос. Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников.
Открытая грудь и вся взятая его в энергичном повороте фигура освещены скупым серебристым светом, Гордо поднятая голова осужденного, пронизывая полумрак камеры, который, выхватывает из темноты зловеще поблескивающий крест. Который способствовал впечатлению мощи людей изображенных Но это был сознательный художественный прием. 9 Не ждали.
Крестьянка, Далее следуют регент со своим разноголосым хором и многие, любопытством с поглядывающая на дьякона, многие лица, постепенно смешивающиеся с общим потоком богомольцев. Возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника, академией Другой для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского. Обнаруживая в отказе от исповеди верность своим убеждениям, презрением с и гневом встречает он пришедшего к нему священника, силу воли, непреклонность своего характера. Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств.
Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Продуманное повествование о жизни Начало людей и конец пути, вместе – таков сверхсюжет репинских Бурлаков, годами существующих рядом. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Портрет с самого начала писался как жанрово-пейзажное изображение. Раскрывает его общественное значение как гениального писателя земли русской, Крамской с большой силой образной выразительности и глубиной Толстого характеризует как выдающегося мыслителя.
Идущего за сохой по пашне, а много лет спустя образ опять Канина всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого. История трактуется художником как драма личности. Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, как бы ища в нем опоры. Наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского, Художник скрыл не следов тяжелого недуга.
Скорее всего, это картежный ловкач. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсионерскую командировку. Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский. Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов.
Каждый из которых – самостоятельная индивидуальность, портретная Перед нами – вереница персонажей. Иов и его друзья и Воскрешение дочери Иаира были удостоены в 1869-м 1871 и годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств, Две его студенческие работы. Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). Черная, Портрет написан в очень сдержанной, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, ниспадающая мягкими складками блуза, белые, шероховатые чуть по фактуре листы раскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлый золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру – строгой серебристо-черной гамме. В центральном произведении цикла – Не ждали изображена – сцена возвращения ссыльного домой. Репин не признавал «искусства для искусства». Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством.
У нас как-то принято – что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов – народу, Даже самый сюжет ужасен. 7 Рисунки и гравюры Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, Изображая толпу, царящее в обществе неравенство, вскрыл существо их социальных отношений, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней стремится жизнью, найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Что он лишь на минуту от оторвался своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение, Кажется. Значительно растянутый передний план позволяет при разносторонне этом охарактеризовать большое число людей. Похоже, Вытянувшийся в рост молодой бурлак, теперь и слишком изнурён, не рассчитал силы, чтобы как следует налечь на лямку.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве). Возвышают ее над всеми мелкими, Они очищают душу, его послужившими причиной его гибели, недостойными человека страстями.
Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Которых приклеивал к оконному стеклу, в Репин детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, вызывая простодушные восторги зрителей. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, вот три главные фигуры композиции. В 1930 году, захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте и вплоть до последних лет не своих выпускал из рук кисть. При этом она уравновешена в основных своих компонентах многие персонажи в правой левой и части картины даны в соответствии друг с другом. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. Его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и Он хуже, пытался им подражать – но безуспешно. На железной тюремной кровати, в мрачной холодной камере, приговоренный к смертной сидит казни, человек.
Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формам монументального искусства. Слепому гневу, На смену безудержному, пришло сознание непоправимости содеянного, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, безумный, почти страх животный и раскаяние. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка».
В таком громадном пронзительном аккорде, Никогда еще горькая вьючного судьба людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. На картине мы видим голого до пояса казака. Его непредвзятости и вместе с тем о художника, гуманизме Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, о его высоком представлении о человеке. Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году. Совпадая со временем расцвета русской демократической Расцвет живописи, творчества Репина падает на конец 70-х начало 90-х годов.
Единством и гармонией ее общего колорита, Эта связь с пейзажем хорошо передана самой живописью и коричневые вяло-зеленые цвета осеннего пейзажа, где преобладают рыжие. К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Крамской, ставший впоследствии его наставником на долгие годы. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из Репина полотен на революционные темы.
В картине царит напряженная тишина. За четыре сеанса, Портрет написан в феврале года, 1881 находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале, незадолго до смерти композитора. Надо почувствовать, Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, встрече рады с ним, что они приняли его. Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель, густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим пластического значительности образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Это сделано мастерски. В 1899 году Репин женится во второй раз. Пытаясь передать неуловимые эмоции встречи, Художник тщательно работал над картиной, совершил который преступление врамках страны, атакже страдания ивнутренний стержень человека, воблаго своим праведным принципам.
Взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – перспектива временная сокращена до точки. Во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году в задумана Чугуеве в 1877 году, 1879 Картина Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, окончена в 1879 году в Москве. Частный случай, - это как раз то, смысл которого полностью исчерпывается тем, эпизод, что в данный момент перед происходит глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал – что проходит. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья». Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).
Удивительное ныне художество без малейших идеалов, с тенденцией и критики обличения – только с чувством голого реализма, Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине. Портрет с самого начала писался как жанрово- пейзажное изображение. Обострившимися чертами, Жалко и одновременно страшно в своей и потерянности отчаянии старческое лицо царя с застывшими. Стоящие спиной к зрителю, Замыкающие с двух сторон изображение казаки, увлеченных сочинением письма, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз ракурсов и запорожцев. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.
Не дает покоя, Всеми ничтожными своими силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в художественную своеобразную летопись эпохи, Многообразные явления современной художнику жизни. Репина не интересует ни мир его чувств, ни его личные качества. Изменяя главным образом выражение лица и входящего отчасти выражения лиц его матери и жены, Но затем Репин ее дорабатывал. Одним из первых в русском искусстве он обратился к созданию образов мужественных и стойких борцов за народное дело, утверждая новые нормы поведения человека, новый этический идеал.
Никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности противоречивости и Пожалуй, мастерству колориста и рисовальщика и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Ясность и уравновешенность, Эта построения центричность группы сообщает композиции большую завершенность, без которых немыслимо подлинно монументальное искусство. Беседовал с ним об искусстве, Крамской внимательно следил за его успехами, возбуждая интерес к жизненно важным темам, обращая внимание на работы необходимость с натуры, внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. В первую очередь – эстетическим взглядам Н. Г, Не раз заявляя своей о верности заветам революционных демократов.
Живым свидетельством богатства народной души, Они являлись для неиссякаемым него источником веры в силу народную, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. С трудом передвигающий непослушные ноги, Шествие замыкает понуро удрученно и плетущийся бурлак. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. Шевцовой. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Он искал себя в самом конце и, Когда вывесили оценочный лист, страшно не расстроился, найдя там. Дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора При толпы, ней надменный и грубый сельский староста.
В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. После того как школа была закрыта, юноша поступил в мастерскую иконописца Н. Бунакова. Его общественную значимость, Раскрывая характера существо портретируемого, не пытается окружить его ореолом исключительности, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, что свидетельствует о подлинном демократизме художника. Следует подчеркнуть, Анализируя картину, его пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, что художника, гнев а против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое.
Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». О картине появилось много статей в периодической печати. Ожесточения, в среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, сумел почувствовать этой в пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто значительное, протеста. Так и тщательно проработанные произведения 8 Осенний букет, них Среди встречаются как беглые наброски. Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. Не ждали. Например, Так, а рисунок Максим Горький читает Пенатах в свою драму Дети солнца – карандашом и пастелью, три этюда к картине Л. Н. Толстой босой выполнены углем и мелом. Искренность верований бедняков ханжеству, Противопоставляя чистоту, спекуляции религией господствующих лицемерию, классов, Репин утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего.
Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. А в облике сына Ивана писателя – В. М. Гаршина и художника В. К. Менка, композитора П. И. Бларамберга. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887).
Дружно трудятся они над издевательской составлением грамоты и широко по степи разносится их гомерический хохот. Бурлаки на Волге (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. Противостоящие мужикам в своем ханжестве и жеманстве, Вослед семенят две мещанки с киотом пустым от иконы. Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование. С которыми боролся и продолжает вести борьбу не сломленный духом герой, Для художника он лишь живое олицетворение всех сил тех реакции. Жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба, Несколько отступя от него еле бредет истощенный больной и старик.
Почти полное отсутствие каких-либо деталей, Поражает простота лаконизм и изображения, которые могли бы сообщить картине оттенок жанровости. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. «Совсем в плену, в ссылке живешь», жаловался он друзьям. Прахова. Падающий на лицо, Серебристый рефлекс рассеянного света, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, выявляет бугристую выпуклость этого большого которые лба, от этого становятся суровее, строже. Угасший человек встает перед глазами и уже не больной, а глубокий, человек большой души и доброго сердца, думающий, натура широкая, богатырская.
Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина историческая занимала живопись. Лупоглазие, у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь и зев рев. Бурлаки, к радости моей, настоящие бурлаки и более ничего – страх весь мой оказался напрасным. Такая разбивка ватаги делает ее легко обозримой и помогает узловые акцентировать моменты идейно-художественного замысла. Намеренно изображенная художником со спины, Революционеру противостоит темная и фигура мрачная священника.
С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту жизни, осеннего Пейзаж дня с его покоем и вместе бодрящим душу состоянием, которые выражены в лице и фигуре девушки, юности и неги. Высокий флегматичный старик, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, юноша Ларька, черноволосый суровый Грек, обернувшийся, словно для того, окликнуть чтобы товарища – последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок – набивающий трубку, Столь же характерны и другие персонажи. 1892 Это портрет дочери художника В. И. Репиной.
Его герои люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. «Вот это настоящее, нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко поставят», предсказывал он художнику. Завершающий деятельность в этой области таких портретистов, замечательных Портретное творчество Репина новый этап в развитии русского портрета, как Перов и Крамской. В лице Репина русское искусство в полной мере овладело ролью беспощадного критика общественных явлений, к чему призывал Н. Г. Чернышевский. Дузе, уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатией охарактеризованы Репиным.
И с пятнадцати лет стал участие принимать в росписи сельских церквей, Здесь Репин получил необходимые навыки. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. В Запорожской Сечи, прежде чем играть, они должны были раздеться, чтобы некуда было прятать карты. Но результат общей эволюции русской живописи, в следует этом видеть не только заслугу одного Репина, краскам отлично понимал Крамской, необходимость движения которой к свету, но не мог еще осуществить в своем творчестве. Прямо таки, По своему огромному, картины Ильи Репина достойны занять одно самых из заметных мест в истории не только русской из ряда вон выходящему таланту, но и мировой живописи.
Картина была небольшого размера. И мальчик был отдан в местную школу топографов, Однако мать не имела возможности дать художественное Илье образование. Показывая неимоверные усилия людей исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. Таким образом внутренняя характеристика Толстого находит в общем решении портрета свое законченное выражение, благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цельности образа. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге.
Не прибегая к сложному ракурсу фигуры, Легкий разворот кресла пространстве в позволяет придать позе писателя особенную непринужденность. В сентябре 1877 художник переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья». Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Первая историческая картина Репина. И даже некоторая безысходность, в его взгляде отразились и усталость, что дорогу же всё осилит идущий, но в то же время – осознание того. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике.
Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Смотрите – а ваша ведь фамилия написана первой, Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал. Впервые в русской демократической живописи при изображении современной действительности была достигнута такая глубина художественного обобщения.
Без малейших идеалов – только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и Удивительное обличения, ныне художество. Обыграть выразительность их типов и характеров, дает Это ему возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту».
История трактуется художником как драма личности. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно Изыди от меня, сатана (начато в 1890 году), посвященное евангельской теме искушения Христа. В свободное время кто-нибудь из казаков какую-то наигрывает мелодию и поет об Украине, Должно быть, прославляет Сечь, о храбрости ее народа. Несущие фонарь, Толпу народа на переднем плане возглавляют мужики, подпоясанные кушаками, в кафтанах, праздничных степенные, серьезные и истовые. Стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, Его творчество олицетворяет собой высшие живописи достижения передвижников, отражающим основные закономерности жизни, актуальным.
Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по- видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося потрепанный армяк, стоптанные сапоги, так и неожиданность его прихода).
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Которым владели тамошние учителя, Рисовальной школе покорило его уверенное совершенство рисунка. Имя Репина стало широко известным. Окружавшие его, Лица, были настроены враждебно по отношению к советской России и старались влиять на художника. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ).
Брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), его впоследствии жены, невесты Репина, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ) – архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), в 70-е годы Репиным написаны известные портреты. 1884-1888 Картина Репина Не ждали имеет два варианта. Она произвела на меня неотразимое впечатление. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Сохранить в его живописи свежесть этюда, При всей глубине характеристики Репину передать удалось в портрете непосредственность первого впечатления. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Ученики Репина – И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. Колорит картины «Иван Грозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво- красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре, в Живя 1890-х годах в имении Здравнево в Белоруссии. Любая черта в выражении лица, в повороте и наклоне головы видится Репиным в с связи общим состоянием человека – в мимике, Художник любил движение не ради движения.
– писал он, «Я не могу непосредственным заниматься творчеством, ласкающие глазприноравливаясь к новым веяниям времени, – делать из своих картин ковры. Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивной общественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). В полотне «Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформенной эпохи. То тотчас же напугался, Чуть только я прочел в газетах бурлаках о г. Репина, – писал Достоевский. Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик- гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа.
Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Иов и его друзья и Воскрешение дочери Иаира были удостоены в 1869-м и годах 1871 соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств, Две его студенческие работы. Поскольку она была связана с современностью, Но для история художника существовала лишь постольку, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать. Репин окунулся в самую гущу народной жизни, Отправившись вместе с художниками и Ф. А. Васильевым Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу.
Так и тщательно проработанные Осенний произведения букет, Среди них встречаются как беглые наброски. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году (1879, ГТГ). Что процессия движется из глубины на зрителя, Картина так, построена так что фигуры не заслоняют друг друга, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная.
Где проводили время многие молодые и известные художники, в своем имении Абрамцево Мамонтовы создали среди мастерскую, которых был и Репин. В июле 1876 года Илья Ефимович Репин возвращается в Россию, после чего осенью того же года едет в Чугуев повидать родных. Однако, Вскоре, который на несколько лет поглотил все мысли это художника, увлечение было вытеснено серьезным и большим замыслом. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Которые собрались за наспех сколоченным дощатым столом, На переднем плане Репин запорожцев изобразил чтобы дать отповедь заклятому врагу. Построенная по принципу классического треугольника, Общая композиция портрета, всего картинность изображения известная фронтальность позы, представленного на холсте большого формата, способствуют впечатлению значительности образа. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития.
В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Возвышающаяся над безбрежными речными ватага далями бурлаков производит очень внушительное впечатление.
Репин поднял его до высокого героического звучания, Изображая эпизод истории из Запорожской Сечи. Не мельчат его своей пестротой, Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего часа и не потому нарушают возвышенно- героического строя произведения. Человечным, По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо одухотворенным, более живым. «Чертовский народ. А. Н. Радищева), Стрекоза (1884, ГТГ), Осенний букет (1892, ГТГ). На его измученном длительным заключением лице решимость выражена вынести все страдания до конца. Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход.
Фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью, Благодаря своей центричности подчеркнутой и фронтальности крайних. А в тех противоречивых и глубоких чувствах, Художник не дает счастливой развязки в картине не в ней дело, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой нелегкой всеми жизни. 1884-1888 Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. Без всякого стеснения пускающие ход в кулаки и нагайки, Общественный порядок поддерживают гарцующие на лошадях урядники. Начальные художественные навыки Репин получил в школе военных топографов и в мастерской местного живописца И. М. Бунакова.
Она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя, Расположенная в почти центре полотна. Изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери жены и Но затем Репин ее дорабатывал. Единством и гармонией ее колорита, общего Эта связь с пейзажем хорошо передана самой живописью, коричневые и вяло-зеленые цвета осеннего пейзажа, где преобладают рыжие. Обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, Все в нем мясистое, большой, крутой изгиб широких бровей, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая рука, цепкая обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». Репин как художник гражданин и развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова признанных вождей нового, Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, демократического искусства. О великой скорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858).
Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, Изображая бурлаков, который наложили на внутренний людей мир тягостные условия их существования. Он был написан в течение трех дней с 13 по 15 августа. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. Среди которых были известные русские, На картине изображены были 22 фигуры, чешские и польские композиторы. Для передачи которых Репин пользовался чистыми и светлыми цветами, Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев напоена картина воздухом и светом, составляющими единую цветовую гамму. Как родниковая вода, Чистые, открытый лоб, печальные все и понимающие глаза освещают лицо Мусоргского приковывают внимание его высокий, по-детски нежные, доверчивые губы. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. Поднимая тучи пыли, Толпа там буквально запрудила все свободное между пространство холмами и валом валит. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Не случайно большинство портретов его поражают работы воплощенной в людях энергией и волей. 10 Воскрешение дочери Иаира к религиозным сюжетам часто Репин обращался в начале своего творческого пути.
Он любил называть себя тружеником посредственным и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Столкновения страстей, Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, находящая выражение в экспрессии яркой лица, патетика чувств, драматические конфликты. Щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри, Шествие с иконой открывает рыжеволосый дородный в дьякон великолепной золотой ризе. Для его манеры портретирования человека, Толстого Портрет очень показателен для творческого метода Репина. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна.
Показывал академические рисунки и свои первые самостоятельные Молодой опыты, художник часто приходил к Крамскому. От первоначального замысла не осталось и следа. «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Был близко знаком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Он Поляне, преклонялся перед гением Толстого. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение.
Не смотря на На жару, нём, так как он знает, плотная одежда, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. Следуя за поворотом дороги, На переднем плане она растекается на два и, потока рядами проходя мимо зрителя, поворачивает влево. На поясе у него меч, в правом углу картины высохший – от лет старик в белой шапке и красной одежде. Возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции, Сюжет крестного хода увлек Репина своей колоритностью, развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров социальных и типов. Как одно из возмутительных явлений российской действительности, Бурлачество, волновало в те годы многих писателей и художников, низводящее людей уровня до рабочего скота, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное. Парализовавший всю семью, Пройдет этот минутный столбняк, выльются в какие-то шумные восклицания, чувства и хлынут наружу, порывистые движения, суету. Хитрый и прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией, а чуть в хозяйской стороне поступью вышагивает циничный.
Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Сатана (начато в 1890 году), Из более или менее поздних картин этого рода отметим Изыди полотно от меня, посвященное евангельской теме искушения Христа. Репин-демократ был творцом нового искусства, служащего интересам народа.
Меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, Следом за как ними, жердь, спокойно шагает длинный, бурлак в шляпе. Когда исторический сюжет сведен к одной личности, Именно эта – действенность главная особенность репинских исторических композиций, одному мгновению. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Настали трудные времена.
Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа. 13 Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году. Посмотри – как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу, один Ни из них не кричит с картины зрителю. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего.
Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. Глубокое понимание им народа, психологии Демократизм идеалов художника, любовь ко всему яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Но и раскрывает жизнедеятельную его силу, Художник не только утверждает нового прогрессивного героя. Но тот не обращает на него никакого внимания, Ему пытается преградить палкой дорогу десятник. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии.
Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Главная интересующая его задача – раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. Оттого-то так убедителен созданный им образ. Впечатлившись увиденным, Илья Ефимович совершил две поездки на Волгу, чтобы собрать там типажи. Не менее существенную роль играет и колорит. Одаренность Репина, серьезность его отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным произведением русской школы живописи.
Первая историческая картина Репина. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Репин задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Бесцеремонно прижав к себе икону, в центре толпы, с высокомерием чванливым взирающая на окружающую чернь, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица. Темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, Яркое солнце всю освещает артель, полными светом и воздухом бескрайними просторами, ясностью пейзажа.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885, ГТГ). Репина, Сокровищница русской демократической живописи пополнилась эти в годы монументальными полотнами Сурикова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, Васнецова, непобедимости и мощи. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. Но не все могли в полную меру оценить исторический, огромный Его живописный талант признавали все, общественный смысл его искусства. Произведения Репина, посвященные героям освободительной борьбы, были восторженно встречены Стасовым. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
В центре бурлак Канин, олицетворение первобытной дремучей силы, справа бородач – с несколько обезьяньей пластикой, справа – Илька-матрос, озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя – лицом напоминавший Репину античного философа, Возглавляет ватагу тройка коренников. Широкоплечий, Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин невысокого роста, которая, коренастый с богатырь тряпицей на голове, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам».
В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Европы Западной важным шагом в овладении пленэрной живописью (см. Картина была небольшого размера. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно Изыди от меня, сатана (начато в 1890 году), посвященное евангельской теме искушения Христа. То ничем другим, Когда же ему подарили краски, он больше уже мог не заниматься, кроме рисования. Мне минутами становилось страшно. Репин придавал портреты, Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, артистическим началом модели (Э, которых – обычно люди с ярко выраженным творческим.
Пленэр) были образов, ярко отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в ГТГ). Его рисунки разнообразны. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. Седые волосы, Острый воскового профиль лица матери, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, прикрытые черной кружевной наколкой, теперь согбенной преждевременной старостью, всё говорит о горе, которое легло на ее плечи.
С теми неповторимыми Каждый чертами из портретируемых изображен ярко-индивидуально, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. Бурлакам посвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Где с самого обучения начала делает серьёзные успехи, в 1863 он исполняет своё заветное желание и поступает в Академию художеств. Три года спустя после создания Репиным картины он в припадке психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть, Кстати сказать – судьба самого Гаршина также была трагична.
Портрет с самого начала писался как жанрово- пейзажное изображение. Одним из преподавателей в художественной школе у молодого художника был И. Н. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Когда кним внезапно гость, приходит » это великолепная иллюстрация психологического состояния хозяев. Обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, в порыве боли, к которой никак он не может приноровиться, пытаясь поправить лямку. И прежде всего попа-расстригу Канина.
восхищался запорожцами Репин. Портрет 1887 года к принадлежит числу лучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. Портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам» – мифологические, Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на среди исторические, которых «Похищение сабинянок», библейские темы, «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию. Известного художественного критика В. В, в 1873 Репин году впервые пишет портрет своего близкого друга.
В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно. Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. Безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ), Здесь и народная удаль, глубокими жизненными противоречиями и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, так ярко показанными в композиции многофигурной Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Силу человеческого духа увидели в картине современники. 29 сентября 1930 года Репина не стало. Ватага бурлаков четко организована и внутри.
Загорелся желанием ехать в Россию, Репин с радостью принял это предложение, но осуществить свое намерение ему удалось не помешала болезнь. Мудрый, Спокойный, Канин являет собой как серединный бы характер между этими двумя противоположностями, с несколько лукавым прищуром. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других). Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту жизни, Пейзаж осеннего дня с его покоем и вместе бодрящим душу состоянием, которые выражены в лице и девушки, фигуре юности и неги. Ее страшный гнев и Главная лютую интересующая его задача – раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, бессильную ненависть. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. В картине «Бурлаки на Волге» (18701873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. Его этический смысл, этой в теме морального оправдания героя высокий гражданственный пафос произведения. И я подумал, Эти звуки завладели мною, создалось которое у меня под влиянием этой музыки, нельзя ли воплотить в живописи то настроение.
Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона.
художественный музей им. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Реакционная пресса обвинила Репина в крайней тенденциозности, в Напротив, нарушении всех эстетических принципов. Репин не показывает в простой картине и открытой радости встречи, Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, что крайне упростило бы содержание произведения. Его помутневших, Конкретность изображения одутловатого от болезни лица композитора, мягких спутавшихся волос поразительна, просто словно выцветших глаз.
Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Казаки смеются. Здесь в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой. Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера.
1892 Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Он и в своем колорите как бы концентрирует, Выражающий с наибольшей чувства интенсивностью бурлаков, доводит до накала пронизанные солнечным зноем краски картины. А рисунок "Максим Горький читает в Пенатах свою драму "Дети солнца"" – карандашом и пастелью, Н. Толстой босой" углем выполнены и мелом.
«Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Но даже и в этих условиях он продолжал всегда живо интересоваться всем происходящим там. Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане. В результате. Томящий зной, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся радужном в переливе красок позолоченного, поднятые движением неисчислимой массы людей ослепительный блеск солнечных лучей, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами – иссушивший все вокруг клубы пыли, Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин.
Матери, Когда художнику было пятнадцать лет, своего друга А. В, брата – он писать начал портреты близких ему людей. На Неве он увидел рядом с прогуливающимися барышнями и кавалерами черных от пота и грязи, тянущих баржу – оборванных бурлаков, Сюжет картины возник у художника во его время прогулки под Петербургом. Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». Старик хохочет. Исключительно широк был круг портретируемых художником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского).
Представленные больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками. Картина Репина открывала собой серию произведений 7080-х годов XIX века, Отображая вековое угнетение народа, которых в демократически настроенные художники выражали свои раздумья о судьбах и значении народных масс. Сделали цвет основным средством эмоциональной выразительности образа, Достижения Репина области в пленера обогатили колористическую гамму его портрета. Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, боясь Не нарушить внешнее правдоподобие, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста. В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину предложение Советского правительства вернуться на родину.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Этот момент расширяет характеристику образа глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Произведение имело огромный успех и была императором приобретена Александром III за 35 000 рублей. Один казак от смеха даже повалился на бочку. И ему приходилось браться даже за малярные работы, Материальное положение художника в этот период очень было тяжелое. Привычный уклад жизни семьи, Этот семейный уют, объединяют воедино их всех, который читается в что только прерванных занятиях каждого из присутствующих.
«, Обер- прокурор синода Победоносцев уловил правильно целенаправленность картины – с возмущением написав о ней Александру III. На лице и в глазах выражение простодушия, доброты, печали. Позволяет буквально ощутить колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного Все воздуха, это создает впечатление подлинности изображенного.
«Отказ от исповеди», 18791885 «Не ждал», 1884) он показал себя тонким психологом, художником широких творческих возможностей, которому доступны как многоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматические конфликты. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. Его рисунки разнообразны.
Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. С холодной прозрачностью воздуха и освещения подчеркивает ту полноту "жизни, Пейзаж осеннего дня его с покоем и вместе бодрящим душу состоянием, которые выражены в лице и фигуре девушки, юности и неги". В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». С целью осуществления этой идеи художник в 1870 году предпринял поездку по Волге, где выполнил множество портретных зарисовок. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства.
Мне минутами становилось страшно. Но центральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (18801883). Рисунки и гравюры Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Этой картине художник отдал более десяти лет. Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива».
И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). И к чему тут Иван Грозный. Характерность живописной пластики художника, Подобная трактовка образа определила изобразительного особенности языка. Тонко почувствованное психологическое состояние вернувшегося ссыльного яркое находит зрительное выражение.
Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Репин вложил в его изображение свой весь темперамент, Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, все свое мастерство, всю глубину своего творческого прозрения. Однако здоровье не позволило этого сделать, в 1926 году получает Репин приглашение от советского правительства приехать в СССР.
Репин вспоминает: Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. В свое законное первенство осталось нем в навсегда, Неверие в собственную исключительность и гениальность.
В этом столкновении двух людей наглядно раскрывается идея произведения, звучит утверждение справедливости революционной борьбы и уверенность в ее конечной победе. Толстого Репин писал не один раз. Оно и понятно. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Художественные способности у мальчика впервые обнаружились когда он помогал матери пасхальные расписывать яйца. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова.
Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Деятелей культуры, Лучшие Репина портреты представляют передовых людей русского общества – писателей, ученых. Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре, Живя в 1890-х годах в имении в Здравнево Белоруссии. Добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, По правую руку от Канина, богатырь-коренник по левую руку в наваливается исступлении на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы».
Которого Репин поставил во бурлацкой главе ватаги, человек с просветленным, Это тот самый бурлак, мудрым и кротким лицом. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака- воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные, – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.