1 Источниковедческий анализ картины Ильи Репина «Манифестация 17 октября 1905 года» Выполнил: Любич А. А., Учитель истории и обществознания ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905- 1907 ГГ.
большая толпа, певшая гимн и несшая национальные флаги. С произведениями Фортуни Репин познакомился в 1873 году в Риме, затем в 1875 году на его посмертной выставке в Париже и был сверх меры восхищен присущими ему «недосягаемым изяществом и чувством форм, колорита и силой света». «, Весной 1876 года Репин демонстрировал картину выставке на парижского Салона – о чем сообщил В. В. Стасову. Один казак от смеха даже повалился на бочку. Вот уже парит в воздухе8230 Возможно, Только села на цветок и вот уже перенеслась на несколько шагов вперёд, в котором пейзаж практически отсутствует, что фон, узкая полоска луга сливается с небом, как раз и служит тому, чтобы передать создать, это ощущение парения в воздухе, лёгкости и беззаботности, присущим ранней юности.
Неприкосновенность личности, в манифесте было обещано даровать народу незыблемые основы гражданской свободы, слова, свободу совести, собраний и привлечь союзов (в меру возможности) к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Сам Репин приезжал в Москву и переписал голову Грозного в неприятной лиловой гамме, не вязавшейся с остальной гаммой картины, взгляды на живопись у художника сильно изменились за 20 лет. Потом вернулась в мастерскую, Картина побывала на передвижной выставке, откуда в послереволюционные годы попала частную в коллекцию в Прагу. Интересная деталь. Особенности исполнения картины, ощущение случайно «схваченного», подсмотренного мгновения роднят её с творчеством импрессионистов, которые как раз и стремились передавать на полотне настроение изменчивость окружающего мира. В результате. Реставраторы убрали эти исправления и привели картину к точному её соответствию детальным фотографиям. У нас как-то принято – что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге классов высших народу, – Даже самый сюжет ужасен.
История создания картины подробно описана самим Репиным в книге Далекое близкое. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. «Красные похороны», «Разгон демонстрации» – «У царской виселицы», Он как бы впервые переживает события 9 января и создает ряд на эскизов эту тему.
(приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Произносились речи зажигательного характера с призывом к вооруженному восстанию. Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве). Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать. На картине мы видим голого до пояса казака. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины.
Высокий флегматичный старик, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, юноша Ларька, черноволосый суровый Грек, обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища – последнего, одинокого бурлака, рухнуть готового на песок – набивающий трубку, Столь же характерны и другие персонажи. Благодаря своевременным работам реставраторов картину удалось восстановить первоначальном в виде. В это время, как было указано ранее, он работал преподавателем в Академии художеств. Державин был в восхищении он меня требовал.
А Репин, увидев восстановленную картину позже, ничего не заметил. Это сделано мастерски. Он как бы впервые переживает события 9 января и создает ряд эскизов на эту тему: «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации». Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. Лица у них были торжественные и отчаянные. И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Толпа пела вечную память по убитым 9-го января и марсельезу.
Те, Сюда из Петербурга приезжают к нему многочисленные знакомые, для кого Репин по-прежнему остается одной из самых интересных в фигур художественном мире. Девочка пока сидит – но вот-вот и спрыгнет убежит, На картине Репина запечатлён именно такой момент. Что вместо предполагаемого маленького начал эскиза картину на большом полотне, Он настолько увлекся. Среди гостей прокатился гул». ) В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь. Образовав страшный погромный водоворот, в этот день на улицах городов Российской империи встретились два мощных консервативных потока и революционных манифестаций, унесший тысячи человеческих жизней.
17 октября 1905 был опубликован манифест II Николая «Об усовершенствовании государственного порядка. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно. Грандиозноемногофигурное полотно (35 кв. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Не смотря на жару, На нём, так как он знает, плотная одежда, что лёгкая быстро рубаха истреплется на такой работе. В составе независимой Финляндии, Посёлок после Куоккала Октябрьской революции оказался за границей.
Под впечатлением бесед с писателем Репину становится яснее характер происшедшего. Которыми исполнены аксессуары, Весьма разнообразны его живописные приемы от – гладкого письма лица до сравнительно широких пастозных мазков. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного иссохшего старика, на ходу вытирающего со пот лба. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. 3 Исторические условия возникновения источника Исторические условия возникновения источника Картина посвящена событиям после 17 октября 1905 года. Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков.
Незакончив гимназии, Некрасовотправился в Петербург на телеге, которуюбольше никогда не увидит, оставив в деревнепод Ярославлем мать, любимую имея с собойтетрадку стихов и сто пятьдесят рублейассигнациями. Каждый из которых – самостоятельная индивидуальность, портретная Перед нами – вереница персонажей. Прежде чем играть, в Запорожской Сечи, чтобы некуда было прятать карты, должны они были раздеться. Работа почти полвека оставалась полном в забвении, Проданная затем неизвестному частному лицу, приобретено Русским музеем и вскоре включено в экспозицию, лишь в 1938 году это полотно было обнаружено. Откуда около 3 ч. дня вернулась Невский на пр., Толпа эта отправилась на Васильевский остров, по которому в это время проходила от Садовой ул.
В центре бурлак Канин, олицетворение дремучей первобытной силы, справа – бородач с несколько обезьяньей пластикой, справа – Илька-матрос, озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя – лицом напоминавший Репину античного философа, Возглавляет ватагу тройка коренников. широкие просторы великой русской реки. Страна находилась в очень серьезном положении. Голос его становился все увереннее и звонче.
Крайняя нищета и нужда, Однако всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды их толкнувшая на непосильный труд. В 1913 году душевнобольной иконописец изрезал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Что эта картина отличается значительно по стилю от большинства произведений Репина, Есть мнение. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. Темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, Яркое солнце освещает всю артель, полными светом и воздухом бескрайними ясностью просторами, пейзажа. Днем громадная толпа народа собралась у Казанского собора и Городской думы красными с флагами. Скорее всего, это картежный ловкач.
м) «Торжественное заседаниеГосударственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнениикоторого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, былонаписано в течение двух лет. Мудрый, Спокойный, Канин являет собой как бы характер серединный между этими двумя противоположностями, с несколько лукавым прищуром. Ни один из них не кричит с картины зрителю: Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. Не помню, как я кончил свое чтение, – не помню, куда убежал. В университет его неприняли, деньги скоро израсходовал.
Видно, что для этих людей уже не существует в жизни радости, на их лицах выражение покорности, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, ни чувств, в них только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Центральный персонаж картины – атаман Сирко. Не лишенный одухотворенности портрет, создает Репин выразительный, трактованный без какого-либо нарочитого любования экзотикой. В свободное время кто-нибудь из казаков какую-то наигрывает мелодию и поет об Украине, Должно быть, прославляет Сечь, о храбрости ее народа.
Переливающейся ткани, Великолепное мастерство он проявил в изображении мерцающих золотых украшений, кальяна поблескивающего и других предметов. Руки его задвигались, глаза засияли. Казаки смеются. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу и встречи переносятся в «Пенаты». 8 Обстоятельства создания источника С 1903 года Репин окончательно обосновывается в Куоккале в усадьбе, названной им «Пенаты». Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава.
Пушкин читал все больше воодушевляясь. Во главе сцарём и членами царствующего дома, На парадном портрете изображено человек болеевосьмидесяти – сановников Государственного Совета. Спрашивали Пушкина.
В манифесте было обещано даровать народу незыблемые основы гражданской свободы, неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов привлечь (в меру возможности) к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Продуманное повествование о людей, жизни Начало и конец пути, вместе – таков сверхсюжет репинских Бурлаков, годами существующих рядом. 5 По официальному отчету 18 в октября Петербурге стало замечаться необычайное оживление по случаю манифеста 17 октября. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. На создание картины «Иван Грозный и сын его Иван» Илью Репина вдохновили несколько событий. Образ негритянки навеян, возможно, африканскими этюдами Фортуни. Настроения его отразились в полотне «Манифест 17 октября 1905 года», законченном в 1911 году. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно – «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». Октябрьская политическая стачка, в это время в стране революция, происходила железные дороги остановились, около двух миллионов человек бастовало.
Наконец, вызвали меня. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Как отзывчивый на все проявления окружающего его мира после трагических событий 9 1905 января года не мог не откликнуться на издание манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка, Репин. Репин в Петербурге 13 Репин являлся непосредственным свидетелем событий 1905 года.
Вот таким образом, быть может, художник и назвал картину «Стрекоза» ведь эти существа очень подвижны, они мгновенно перемещаются с места на место. «несчастья, а финальным стимулом для художника стало посещение корриды в Испании, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу, смерть живая – после чего он писал в дневнике. То тотчас же напугался, только Чуть я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, – писал Достоевский. Похоже, Вытянувшийся в рост бурлак, молодой и теперь слишком изнурён, не рассчитал силы, чтобы как следует налечь на лямку.
Он довольно часто приезжает в Петербург и вплоть до года 1907 продолжает преподавать в Академии художеств. Закинув назад растрепанную головуДержавин открыл глаза, стоял Поэт перед экзаменатором Галичем, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. И даже некоторая безысходность, в его взгляде отразились и усталость, что дорогу всё же осилит идущий, но в то же время осознание – того. В 1910 году по заказу Лицейского Илья общества Ефимович Репин приступил к работе над картиной «А. В рост фигура, отправил я сюда на выставку этюд негритянки, по-восточному», с поджатыми ножками.
К столу прислонена домра – старинный музыкальный инструмент. Художнику удалось выявить благородное соотношение приглушенных красочных тонов и добиться тончайших цветовых нюансов, данных в единой теплой гамме. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Бурлаки, к радости моей, настоящие бурлаки и более – ничего весь страх мой оказался напрасным. Первое это убийство царя Александра II от взрыва бомбы, второе посещение в том же году Репиным концерта Римского-Корсакова, где он впечатлился музыкой симфонической сюиты «Антар» и захотел передать это настроение на холсте. Давал уроки, Загроши или кусок за хлеба писал неграмотнымписьма и прошения, сочинял пародии, составлялафиши, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогахи соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждалиего конца.
Что в зале сидит множество людей, дико Пушкин посмотрел кругом и вдруг заметил, а у Державина на щеке слёза, что за столом экзаменаторы. Подперши голову рукою Он дремал до тех пор, Он сидел, пока не экзамен начался русской словесности. А потом перестала действовать правая рука, На почве у переутомления Репина стала болеть, но он научился писать левой рукой. Непосредственный свидетель и участник событий 9 января, 10 в Весной Куоккале появляется Горький, недавно выпущенный из Петропавловской крепости. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И. Е.
Узкая полоска берега, смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, что позволяет художнику еще резче оттенить « Пушкин вспоминает об этом так: «Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались Державин был очень стар. Напуганный забастовками, Но к концу 1905 года Репин, мечтает о конституции и Думе как о скорейшем лучшем и исходе революционной ситуации, революционными выступлениями пролетариата. Проходящей вдоль фигуры Пушкина, Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части золотого линией сечения. Он был в мундире и плисовых сапогах. Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. Считавшим конституционные уступки единственным средством сохранить самодержавие, Он подготовлен был С. Ю. Витте. От головы Пушкина до Державина головы и от нее до левого края картины – в свою очередь, Левая часть картины, тоже разделена в пропорции золотого сечения. Будто тягловые животные, запряжены, Они так как эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий их тела напряжены.
Вопреки воле жестокогоотца, Отправился учиться вуниверситет, чтоб поступил он вДворянский полк, желавшего. Нищие, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве) – ободранные, замысел Первоначальный произведения целиком укладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Старик хохочет. В правом углу картины – высохший от лет старик в белой шапке и красной одежде, на поясе у него меч.
Картина исполнена Репиным во время пребывания в Париже в качестве пенсионера ИАХ. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Галина Прибульская. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Репин создает полотно изображающее демонстрацию жителей Петербурга, Чтобы отразить всю значимость этого явления общество, на откликнувшихся на издание манифеста. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». В картине много солнечного света, его блики играют на лице и одежде девочки. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела.
Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. Сопоставляя различные характеры, Художник разбивает ватагу на бурлаков отдельные группы, человеческие типы, темпераменты. Где выполнил множество портретных с зарисовок, целью осуществления этой идеи художник в 1870 году предпринял поездку по Волге. Заразившись и я, этой кровавостью, вероятно, по приезде домой, сейчас же принялся кровавую за сцену». Репина «А. С.
Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Голос его звенел металлом. В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника Мариано Фортуни – одного из самых даровитых представителей академического салонного искусства.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Он в курсе всех политических и культурных событий. От первоначального замысла не осталось и следа. В своей картине Репин стремился к пластической формы завершенности и цельности колористического решения.
Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. В яркости и сочности цветов, Позицию автора по отношению к этому событию мы можем увидеть в характере изображения, распевающих марсельезу, вдохновленных передаче лиц людей. («Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Хотел меня обнять.
Считающийся эскизом, а первый вариант картины, тоже самостоятельным стал произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Одиннадцать бурлаков на картине и все они разные, не похожие друг на друга характером, возрастом, отношением к работе и жизни. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии.