С одной стороны, предвосхищая грядущую славную победу, с другой стороны напоминая – о былых победах, Декорацией выступает триумфальная арка. При всей сложности содержания, картина не лишена парадности и торжественности. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Что она является отряда, талисманом Многие исследователи предполагают, так как ее фигура окружена многочисленными признаками мушкетеров.
Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока». Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Похоже, стрелки подняты по тревоге и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамяhellip разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. У самой девочки на поясе прикреплены пистолет и курица (хотя раньше эмблемой стрелков были лапки хищных птиц, например, ястребов или соколов – еще одна загадка. ). Знаменосец вскидывает знамя, барабанщик отбивает марш, а один из стрелков заряжает мушкет. Запятнать его репутацию – разорить и зрения, лишить Разъярённые бюргеры принимают решение отомстить художнику.
При написании парадных портретов, Как правило, на них исключительно изображались заказчики. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. На которой без помех можно рассмотреть только возглавляющего шествие капитана, Является ли вообще групповым портретом картина, шагающего рядом с лейтенанта ним Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34).
При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Почти параллельные диагонали, Несколько раз повторяющиеся, древком знамени и стволом мушкета, которые слева образованы пикой, а справа – пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое и пространство, возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. В чертах её лица некоторые угадывают Саскию (жену автора). Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, Подобно тому, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, когда беспокойная превращается толпа в организованный отряд, линий, световых пятен.
Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Хранящейся в лондонской Национальной галерее, о виде первоначальном картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века. Сумма гонорара была поделена между ними. Художнику долго не хотели положенные отдавать деньги, По этой причине, в конце концов, но, ему было уплачено 1600 флоринов.
Запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, Монументальное создание Рембрандта, решено им как массовая сцена, возглавляемой её командирами, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на контрасте мерцающем ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Желающие увидеть картину в первозданном виде, Ценители искусства, где хранится копия полотна, могут Лондонскую посетить Национальную галерею, сделанная Герритом Люнденсом в семнадцатом веке. В такой боевой готовности отряд движется либо на стрельбища, либо поднят по тревоге. Плату Рембрандту выдали с большой задержкой. Что девочка не может быть персонажем, второстепенным Ясно иначе она не стала бы световым центром картины. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией дискуссионный вопрос). Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».
Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Рембрандт – художник и вот таким образом постоянно находился в творческом поиске. Мушкетеры не просто готовы к бою, они словно позируют художнику, приведя себя в полный порядок. У мушкетера, который находится с ней рядом, на шлеме присутствуют дубовые листья. Не приветствовались даже перспективные сокращения, Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться задний на план или загораживаться. На картине присутствует ещё один очень любопытный персонаж – или девочка карлица в драгоценном платье и золотистыми сияющими волосами. Залитую солнцем, Из темного дворика солдаты стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока должны выходить были под развевающимися флагами на площадь.
Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых девочка в жёлтом платье в центре полотна). Наносили более десяти ударов ножом, Из нее вырезали кусок хоста и обливали даже серной кислотой. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»).
Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. К поясу её зачем-то привязан петух, Она сквозь бежит строй стрелков как фантасмагорическое видение. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Однако после сенсационных открытий реставраторов картина не возвратилась к своему первоначальному названию и это, пожалуй, не случайно. Еще одна загадка: капитан Франс Баннинг Кок делает взмах левой рукой без перчатки, при этом саму снятую перчатку он держит в правой руке. Рембрандту ее заказал отряд гражданского ополчения Нидерландов, который хотел повесить полотно в парадном зале Стрелкового общества.
Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд. Командирами которой являются богатые амстердамские бюргеры капитан Франс Баннинг-Кок и лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрх, По настоянию жены беременной Саскии молодой и успешный художник Рембрандт ван Рейн принимает предложение написать масштабный групповой портрет роты городского ополчения. Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Сближается по своему звучанию с исторической композицией в центре картины, Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем торжественностью проникнута и героическим подъёмом, рядом с ним лейтенант Виллем ван Рейтенбурх, освещаемый яркими лучами света капитан стрелков.
В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбурга Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. В центре внимания находятся фигуры и капитана лейтенанта стрелкового отряда, Как уже было сказано. Концентрируя свет на лицах и руках изображенных солдат (один из любимых приемов автора), мастер добивается глубины изображения характеров и судеб. Так что теперь полотно известно под двумя именами, Но данная Рембрандта работа уже вошла в искусство под новым названием.
Вдохновенно воспевших сумрачную красоту ночной сцены, к немалому смущению что искусствоведов, действие происходит при солнечном свете, оказалось. Рембрандт самонадеянно зашифровывает в полотне намёки на преступление. Как к лаборатории Отношение творчества, Рембрандта к заказным работам, вызывало у заказчиков недоверие и отпугивало их. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. И полотно в очень скверном было состоянии передано в Рийксмузеум, в начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес.
живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Одни исследователи склонны угадывать в этом часть тайны «Ночного дозора», другие видят лишь причудливый каприз гения. Который появился после того, Её покрывал толстый слой старого лака и копоти, как картина провисела в различных Стрелкового залах общества. Ритмические соответствия линий, беспорядочном распределении света и казалось тени, бы – закономерности в, Им открываются интереснейшие вещи. Иллюзию движения и Талантливое драматизм, взаимодействие этих цветов придает работе энергию.
Будь то стрелки, Каждый из членов какой-либо гильдии, суконщики или попечители приюта, платил врачи, художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Когда при внимательном осмотре выясняется, Вопрос возникает лишь тогда, что перчатка в правая руке На всех людей полотно производит разное впечатление. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы.
В левой руке она держит рог для вина. Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». Картина содержит много загадок, над которыми исследователи ломают голову до сих пор. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Мастер добивается глубины изображения характеров судеб и Концентрируя свет на лицах и руках изображенных солдат (один из любимых приемов автора). Во время работы над полотном он постепенно проникает в скрытые от глаз социальные механизмы и обнаруживает, что смерть Пирса Хасселбурга, предыдущего капитана роты, была спланированным убийством.
Композиционное равновесие картины сразу нарушается, Представим себе, сцена утрачивает без монументальность, контраста с легкой фигуркой этой светлой малышки крупные мужские фигуры теряют масштаб, в самой атмосфере картины пропадает какая-то струна – все словно гаснет и становится обыденным – что девочки нет на холсте. Но Хельст отказался. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор». Похоже, фигурка девочки с женским лицом и есть ключ ко всему полотнуhellip Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
У каждого есть своя задача. Яркая фигура понадобилась автору, Скорее всего, также это может быть символическим изображением талисмана ополченцев, чтобы цветовую уравновесить композицию. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Сотни версий выдвигают искусствоведы относительно присутствия на картине девочки маленькой с ангельской внешностью и военными атрибутами в одежде. Но, Групповой портрет был в Голландии столетия 17-го очень популярным, скучноватым жанром, на нынешний взгляд.
Написана картина была в 1642 году. Что смысловая нагрузка не картины пришлась по душе заказчикам, Известно, а когда оплатили, поначалу они даже отказывались оплачивать заказ, варварски обрезали полотно, чтобы разместить его в зале для пиров и собраний. Рембрандт изобразил лишних 16 человек, но кто некоторые из них остается загадкой. Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал.
За два с лишним столетия, что фигуры стали едва различимы, она так сильно потемнела от копоти – в течение которых картина висела отапливаемых близ торфяником каминов, Беды на этом не закончились. На таких несложных работах в то время зарабатывали многие голландские мастера. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Они первые появляются из-под неосвещенных сводов массивной арки и ступают на Следуя мост, во главе отряда, переброшенный через один из множества амстердамских каналов.
На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, с ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом девочка костюме, словно сама излучает свет. Капитан Баннинг Кок заявил автору что не узнает себя на картине и обратился к живописцу ванн дер Хельсту с просьбой исправить ситуацию. И лишь таким мастерам как современник старший Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета, Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Данная композиция построена тоже на контрастах.
Три главных цвета определяют колорит картины: золотисто-желтый, красный и черный. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Картину так и не повесили в парадном зале нового здания, Правда, а на определили другое место. Объединенная общим движением толпа, Настоящий герой картины – осененная героическим духом, нерасчленимое образующая единство.
Получившаяся картина не устроила заказчиков. А не изысканное и сложное произведение искусства, Но заказчику был нужен групповой простой портрет. Фигура лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга и девочка в золотистом платье – На полотне ярких два пятна. Но так было не всегда – в XVIII веке часть полотна было обрезана. Блики отраженного света играют вспышками на одеждах и оружии.
Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника.