Художник родом из Голландии создаёт вкусные портреты пищи и его рисунки настолько реалистичны, что вы можете поймать себя за попыткой схватить её. Талантливый художник-монументалист из Голландии пошел еще дальше и воссоздал свои детские каракули двадцатилетней давности в виде реалистичных цифровых иллюстраций.
Констант, Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», позже Де Кунинг в Америке культивирует «живопись действия». Художник весьма способный и по своему времени образованный, Главным распространителем этого направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), так и произведениями своего пера, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, между которыми одно "Великая книга живописца" (039t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых художников, а также знаменитый ван Адриан де Верфф (1659-1722), живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, казалась тогда верхом совершенства. Харлемская школа (Саломон де Синтезируя Брай, поиски утрехтского караваджизма и позднего голландского маньеризма. Пейзажи не приносили художнику достаточных средств для существования. Пастозными мазками, Эти полотна Каналетто писал широкими используя резкие цветовые сочетания усиления для контраста света и тени. На самом деле, в других странах, например в Италии и Франции искусство мало интересовалось неодушевленной природой, не находило в ней ни своеобразной жизни, ни особенной красоты.
При создании необычных работ автор основывался исключительно на своих детских рисунках. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Хальс (1589-1656) и Антони Паламедес (1601-73). Вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета, с этого момента голландская живопись принимает разом оригинальный. Большое влияние на Рембрандта оказал один из его – учителей амстердамский исторический художник Питер Ластман. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, должно назвать Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), а также Яна ван де Каппелле ( 1679).
Саверея, Этот первый этап представлен творчеством Ф. ван Схотена в Харлеме, Босхарта и ван Аста дер в Утрехте. Восхитительны краски пейзажа нежно-золотистые, зеленые, коричневатые. 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт ван дер Нер (1603-77), поэтичный Якоб ван Рёйсдал (1628 или 1629-82), Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Что в этой картине отразилась печальная судьба ее автора и всего голландского искусства, Бенуа считал, расцвет закончился которого вскоре после смерти Рейсдала.
Таковы картины «Церковь Сан-Джованни и Паоло со Скуолой Сан-Марко» (1725–1729, Картинная галерея, Дрезден), «Мастерская мраморщиков в Сан-Витале» (1730, Национальная галерея, Лондон), «Рио деи Мендиканти» (1730-е, частное собрание, Милан). Около середины XVI стол. В Лондоне художник был принят в члены Королевской академии. Живопись, в произведениях огромного множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, сразу приняла здесь направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах. Близкие делфтскому интимизму, Работы Терборха в Амстердаме и Девентере включают в себя в портреты рост и жанровые сцены. Таков, например, Михаэль Мервельт (1567-1641), предшественник трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Хельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Хальса Старшего (1581-1666).
В начале XIX в. голландская живопись испытывает влияние давидовского неоклассицизма (Крусеман и Пинеман, бывший директором амстердамской Академии художеств). Паулюс Бор, с этими тремя фигурами связаны многие художники – Блумарт и Паулюс Морелсе, Портенген Бак и Бейлерт и Бронкхорст. Изображения природы и быта деревни, Его картины – это образы сатирического народного эпоса. В 1669 году он получил должность в городской таможне. Под воздействием этих художников, а также, благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646), трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера, – изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой делфтской живописи, полной душевного спокойствия и поэтичности (П. Они лишены сочных цветовых сочетаний – предметы в них как бы окутаны туманной дымкой, пейзажи Его этого периода стали типично лондонскими.
Ландшафтные и морские пейзажи, Натюрморты с изображением быта, предметы пользовались в республике невероятной популярностью, отражавшие военную и торговую мощь государства. Когда иные из этих мастеров обращаются за темами к Библии, Даже в тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, не заботясь о археологической соблюдении верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой. Овладевшее как поэзией, Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами романтическое возбудилось стремление, голландцы, так и образными искусствами, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи.
Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др. Среди его многочисленных работ можно выделить «Вид на реку Ваал близ Бека» (1654, Национальный музей, Копенгаген), «Пейзаж с видом от дюн на равнину» (Национальная галерея, Дрезден), «Перспектива Гельдерланда» (1655, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Пейзаж с рекой» (1664, Музей Бойманса ван-Бёнингена, Роттердам). Постепенно утратившей могущество, Реалистичные пейзажи не уже интересуют покупателей в стране. В каком художник видел их, в профессиональных работах все автора персонажи и объекты предстают перед зрителями именно в таком виде, будучи маленьким мальчиком.
Под влиянием фламандских маньеристов, которые в конце XV в. из-за религиозных преследований перебрались в Германию или Прагу, а позже – в Голландию (ван Конинкслоо, Бол, Винкоонс, ван Валькенборг), Саверей, де Хондекутер и ван Вианен создают жанр архаизирующего, фантастического и экзотического пейзажа. Под воздействием гаагского Художественного кружка Тороп, ТорнПриккер, Роланд-Холст и Деркиндерен в своих работах обновляют технику монументальной живописи (витражи, стенная живопись) и иллюстрации. В натюрмортах преобладают «обманки» (ван Хёйсум) или ложные рельефы (де Вит), в пейзаже господствует описательная объективность (городские виды Ла Фарга в Гааге. оказал влияние на Конинка, Домера и Рогмана.
Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших чужестранной мотивы природы, Среди голландцев было также немало пейзажистов, однако, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. Простые мотивы на этих полотнах приобретают весомость и даже монументальность. Случавшиеся в Венеции, качестве в сюжетов для некоторых картин Каналетто избирал важные политические события.
1831), Воутерс Версхуур (1812-74) и многие другие. Занимавшихся пейзажем, Многие из ее художников, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы вздумалось перечислять всех голландской живописцев школы изображавших спокойное или бушующее море, качающиеся на нем корабли, загроможденные судами гавани, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Флигера, С. и Я. Рёйсдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Апеллирующего к Микеланджело и венецианским художникам, что оказало решающее влияние на его формирование стиля. корифеям французской школы.
Судьба замечательного художника была трагична. Победители в морских сражениях получили свои награды стали и национальными героями, Торговля Голландской Ост-Индской компании процветала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 Павильон реализма. В этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Хем (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). Но прожил там всего год, Каналетто вернулся в Венецию, после чего снова в отправился Англию.
Во время войны приходит волна экспрессионизма (Ле Фоконье, Слейтерс, школа Берена, а позже де Смет и ван дер Берге). Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др – должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, обращавшиеся за темами предпочтительно исключительно или к Италии, Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, каковы. В среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства его готической угловатости и сухости изучением итальянских художников эпохи Возрождения соединением и их манеры с лучшими традициями собственной школы. В Амстердаме, Между тем, вне рамок стилистических вырабатывается течений специфический жанр группового военного или корпоративного портрета. ставший рупором абстрактного искусства, а в 1918 Вигерс и Веркман создают группу реалистов «Плуг», которая вскоре присоединяется к геометрической абстракции. Которое им принесла торговля и путешествия, Новое богатство, было что в то время чем-то ранее невообразимым и отсутствие церковного патроната позволило переключиться с библейских тем на мирские.
Распоряжаясь формами растительного царства, Мастер, которое нам знакомо из фресок Сикстинской капеллы Глядя на эти корчащиеся ветви, достигает здесь того же трагизма впечатления, приходят на ум превращенные титаны, богами в пригвожденные к почве растения. Идущего от Корнелиса ван Харлема, Цезарь ван и Эвердиген Питер де Греббер) развивает трактовку освещения. На фоне реки четко выделяется темно-зеленый берег. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредам ( 1666) и Дирк ван Делен (1605-71), писали внутренние виды церквей и дворцов. 1836), Иозеф Израельс (р. Войной Голландии за независимость от Испании – Первая половина ознаменовалась века Восьмидесятилетней войной.
Часто он изображал и античные постройки. Подобно тому, Вот таким образом голландские художников распределить нельзя на школы, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании. Оуватер и Тенкомпа). В маршруте путешествия выставок Международной общественной организации «Лига защиты культуры» по России всегда стоит пункт «Тамбовская область, г. Рассказово». словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. В конце 1950-х начинается реакция на абстрактный экспрессионизм («Неформальная группа», группа «Nul»).
Лоррену и др. В Италии он открыл для античность себя и произведения ренессансных мастеров, утвердил в голландской живописи прямое итальянское влияние. Его оригинальный стиль придал амстердамской школе глубокое единство – Фабрициус, ван дер Экхаут, Викторе, Флинк, Бол – который позже работал в Делфте, затронула почти все жанры живописи. Голландский гений находит свое выражение в возобновленной традиции пейзажа Рейсдала, которому придано романтическое величие (ван Троствейк, Нейен и Схелфхоут). В то же время, короткая деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок.
Политическая и религиозная независимость Соединенных Провинций, признанная в 1581. Чьи обязанности заключались в измерении количества привозимого в Амстердам вина и масла, с времени этого Хоббема, почти забросил живопись. Наряду с абстрактным искусством, происходит и оживление реализма (Мелле, Вестерик), связанного с поп-артом или «новым французским реализмом» (ван Амен, Брюссе, Хеннеман). Однако творчество Ван Гога нанесло удар символизму. То одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь Если некоторых, вздумалось говорить о всех даровитых портретистах этой цветущей эпохи.
Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища придорожными перед гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры и катание на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах. Конкретная достоверность в воспроизведении открытая действительности, демократическая социальная направленность художественного идеала – однако, Всем им, утверждение эстетической ценности народной жизни, присущи общие черты. И в этом он превзошел своего учителя Якоба ван Рейсдала, с мастерством большим передает Хоббема световоздушное пространство. Для делфтской школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест, ван Влит, Э. де Витте, Санредам). Хотя после 1650 рембрандтовское направление было утверждено официально (росписи в амстердамской ратуше), оно не отменило более светлой и более декоративной традиции голландской живописи, достигшей своего расцвета в росписях Хейс-тен-босха в Гааге (1648- 1652), в создании которых принимали участие сторонники монументальной исторической живописи. Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества, Италии однако и в их работах проглядывают обличающие черты их национальность. Кроме этих художников, следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697). Созданные Пипером в возрасте лет, четырех Эскизы, по сути отражающих мир глазами маленького ребенка, стали базой для реалистичных цифровых картин.
Связанные с определенными центрами или влиянием старших мастеров (Ф, голландской в жанровой живописи XVII в. также существовали различные тенденции. Как на особенность живописцев, голландских Наконец, можно указать на их отречение от художественных традиций. Среди пейзажистов цветущего периода голландской школы особенно уважаются: Ян ван Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Гарлему и Лейдену, к первоначальным художественным центрам, Утрехта, прибавляются новые Дельфт, Дордрехт, Амстердам Гаага и др. В то время в Голландии хорошо зарабатывали лишь портретисты, писавшие на заказ.
Порой многословных сюжетов к исключительно насыщенной и сжатой интерпретации, Концентрация содержания достигнута в них путём от перехода повествовательных, особенно в библейских сюжетах. Мрачные настроения пронизывают известное полотно Рейсдала «Болото» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), о котором русский историк искусства Александр Бенуа писал: «Это не пустая игра форм, а исповедь мятежной души. Принц Оранский, при дворе которого работало множество художников именно Гойену, живописцу демократической направленности, заказал панораму города, заплатив ему за работу 650 гульденов весьма значительное по тем временам вознаграждение. Иметь у себя в комнате перед глазами такие картины было бы величайшей радостью». Представителей среднего класса, Художники Золотого века писали по картины заказу новых взыскательных клиентов.
Бейтевех. В первой половине XVII в. преобладает искусство портрета. Арки, каменные украшения, балконы – колонны, Каналетто любил гулять по улицам Рима с альбомом зарисовывал и различные элементы зданий. Творческий расцвет Рейсдала приходится на 1550–1560 годы. Так же как и смерть Рейсдала глубокой в нужде, Такой конец его творческой деятельности, вполне закономерен.
У многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, ставящих его себе главною или исключительною задачей. С выставкой «Торжество и печаль в живописи Рембрандта» уже успели познакомиться жители городов Котовска и Тамбова и оценить по достоинству творчество Великого голландского художника. Чувствуется, что еще немного и замерзшая природа погрузится в ночную тьму. В 1620-е в голландском натюрморте появляется новая тенденция, общая с другими жанрами, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме). Среди этих работ виды моря, ландшафты, показывающие природу в различное время суток и пейзажи с изображением животных («Море при лунном освещении», «Накренившийся парусник», «Коровница», все в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Коровы на водопое», ГМИИ, Москва «Пастух со стадом», Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Гористый пейзаж», «Пейзаж с коровами и пастухами», оба в Рейксмузеуме, Амстердам).
связанные с харлемским и амстердамским классицизмом (Хонтхорст, Эвердинген, Гребоер) и фламандским барокко (Йордане и ван Тюльден). Нетшер, в то же время и Верколье ван дер Верф продолжали наметившиеся в середине века тенденции. В этой среде в Гааге и началось творчество Ван Гога. Скорел был в Харлеме в 1527-1529 и сыграл важную в роль развитии живописи Мартена ван Хемскерка, Работавший в Утрехте и Амстердаме. Кажется, что все вокруг дышит покоем и тихим счастьем. Чини, Венеция). Государственный Эрмитаж).
Антверпенцу по происхождению, Благодаря Спрангеру, Парме и Венеции, но получившему образование и работавшему в а Риме, позже в Вене и Праге, нидерландский маниеризм в последние два десятилетия XVI в. претерпел решительные изменения. По его следам пошли Мартен ван Вэн, прозванный Хемскерком (1498-1574), Хенрик Гольциус (1558-1616), Корнелис ван Харлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду школы, каковы, например, Абрагам Блумарт (1564-1651) и Герард Хонтгорст (1592-1662), которые отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой самой живописи. Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик ван Лимборг (1680-1758) и Филипп ван Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким ван Дейком". Голландцы первые постигли, что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, все привлекательно, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца. Верспронк и Пот в Харлеме). Что его призвание наполненные ярким светом, Художник понял и жизнеутверждающие радостные картины. Многих из своих деятелей новейших она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах.
Многие работы голландского мастера отразили его трагическое мироощущение. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стен (около 1626-79), Корнелис Байи (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81). Встречающиеся в этих зарисовках, Впоследствии использовал художник мотивы, для создания своих ведут. Преждевременная смерть Тербрюггена в 1629 нанесла удар по караваджизму – Блумарт последователем стал Рубенса.
В 1917 в Лейдене Мондриан и ван Дусбург начинают издавать журнал «De Stiji». Голландия вполне может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами: Якоб Экгоут (1793-1861), Давид Блес (род. К которому также обращается А. Кёйп, Они используют приемы итальянизирующего пейзажа, включающего в себя и групповой портрет, создатель жанра идеализированного пейзажа, в то время, как Поттер Паулюс остается верен реалистической традиции.
В Харлеме, в кругу Ф. Халса. Характеризующая этих художников, Главная особенность, стремление воспроизводить ее всей во ее простоте и правде, любовь к природе, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. А потому историческая живопись, Реформация из изгнала церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии. Хоббена, ван Рёйсдал, в стремится своих произведениях к еще большей монументальности, Хаккерт). Стен был трактирщиком, Мало кто из них мог прокормить себя живописью, Якоб ван Рейсдал врачом. ))) с началом XVIII в. в голландской живописи водворяются вкусы французские и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV подражание Пуссену, Хоббема акцизным чиновником, Лебрену, Кл – многие брались за самые разные работы.
Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, Небольшие картинки, чем крупные произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными и с наравне пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Ранние произведения голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивающих иконы" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось же столь резким переворотом в ее искусстве, Резкое превращение еще вчера угнетенной и бедной страны в политически важный. Как видим, в общем, наверное всё же главной отличительной чертой развития голландского за искусства все эти годы было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), вышеупомянутый Паламедес, Якоб Дюк (1600 позже 1660) и Дирк Маас (1656-1717). Созданные в этот период пейзажи изображающие величие городской архитектуры и древних руин, полны драматизма («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Рейксмузеум, Амстердам).
Знаменитый французский художник Эжен Делакруа, увидевший картины Рейсдала в частном собрании в Париже, писал: «Несколько картин Рейсдала, в особенности изображение снега и один совсем скромный морской пейзаж, на котором, кроме моря в серую погоду с одной или двумя лодками, почти ничего нет, показались мне вершиной искусства, так как искусство совсем в них скрыто. Одни еще борются и плачут, другие покорились судьбе, свалились и гниют в ядовитой воде». Добросовестно воспроизводя все, Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картины, проявляя при этом то любовь к своему, что ни встречается в действительности, родному, добродушный то юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. Преимущественно карикатурист, Некоторый блеск этой школе придали Троост Корнелис (1697-1750), портретист Ян Квинкхед (1688-1772), прозванный голландским Гогартом, декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749). Легкими, в отличие от ранних произведений эти работы мелкими, написаны почти прозрачными мазками.
1625), оказала влияние на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта. Это затронуло, в особенности, пейзажную живопись. Халса. Наступила пора успеха и известности. Голландский портрет приобретает буржуазной черты пышности, Благодаря работам Халса в Харлеме и Рембрандта в Амстердаме, серого и черного (ван Миревелт в Дельфте, в этих работах почти всегда присутствует гармония белого, де Кейзер в Амстердаме, Равестейн в Гааге. Профессия художника не являлась редкостной, живописцев было очень много и они жестоко конкурировали между собой.
повлекла за собой приезд в Голландию фламандских протестантских художников. Более реалистичные пейзажи создают ван Хове, ван де Санде Бакхейзен, Билдерс и Рулофс. Он торговал картинами других мастеров, было недостаточно, продавал и недвижимость даже луковицы тюльпанов – вырученных за продажу пейзажей, Тем не менее средств и известному живописцу приходилось заниматься бизнесом. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Корнелис Байи (1620-64), Ян Стен (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Дюсарт Корнелис (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81).
«Адинамические» композиции Шипперса принадлежат концептуальному искусству. Пейзажи изображающие скромную природу Голландии, полны глубокого поэтического чувства. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, мастеров, полные воздуха, превращается в света картины и привлекательности.
Я. М. Моленар. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Писал в сырой, Рейсдал много работал с натуры, в результате чего ревматизм, заработал болотистой местности. В первой трети XVII в. различные художественные центры развивались по-разному.
Свет и текстуру, в воссоздания процессе своих детских работ художник использовал такие же цвета, какие присутствуют и в реальной жизни. Также стандартной темой был групповой портрет: нередко изображались члены гильдии народных ополченцев или какой-нибудь общественной организации, как, например, на картине Рембрандта Ночной дозор. Между тем, во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников. Лучшей работой Хоббемы стал пейзаж «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Галерея Тейт, Лондон). Таковы картины «Домик в роще» (1646, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Пейзаж с путниками» (1647, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Дюнный пейзаж» (Старая пинакотека, Мюнхен). 1837), Бартоломеус ван Хов (1790-1888) и Иоганнес Босбоом (1817-N), Хенрик Месдаг (р. Море имело столь важное значение в жизни Голландии, что ее искусство не могло относиться к нему иначе, как с величайшим вниманием.
Вчерашние символисты принимают колористический экспрессионизм Ван Гога. Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в особый разряд можно выделить мастеров, второму то или же трактуя обе части с одинаковым вниманием, давая преимущество то первому. Которым существенно отличался о других живописцев эпохи Возрождения, нидерландский Известный художник Питер Брейгель-старший создал свой колоритный стиль письма. Он получал выгодные заказы и не только от горожан, но и от местных властей и двора. Будничную жизнь города: узкие кривые улочки со старыми, других На полотнах он показывал простую, площади, покосившимися лачугами или центральные улицы с красивыми каменными домами, порт, а также жителей города: торговцев, каменщиков, рыбаков, грузчиков, занятых своими повседневными делами.
Каким сияла она в XVII столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим задачам, стало одушевлять новейших художников возвратило и их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению природы и бесхитростному. Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, но и в смысле усвоения учениками характера их учителей: за исключением, быть может, одних лишь учеников Рембрандта, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. За которым последовало разорение, 1640-е годы знаменуют вершину карьеры Рембрандта одновременно и поворот в его судьбе. Когда сумерки еще только Острая зарождаются, наблюдательность и тонкое чувство природы помогли художнику запечатлеть на полотне тот момент. Когда-то восхищавшаяся картинами Рейсдала, Публика, Хоббемы, Гойена, Хальса, теперь уже не удовлетворена скромными и простыми ландшафтами и жанровыми сценами.
а Хонтхорст – приверженцем классицизма. Рембрандт отошёл от светской жизни, но, несмотря на невзгоды, его искусство продолжало развиваться, стиль становился всё более индивидуальным и оригинальным и это позволило ему в конце жизни создать свои величайшие произведения: «Возвращение блудного сына» (1668-69 гг. Однако очень скоро ноты меланхолии и грусти ушли из живописи Кейпа. Кто пишет парадные портреты, Выгодные заказы получают те и композиции, модели изображающие величественными и нарядными, показывающие уютные интерьеры буржуазных домов, занятия и развлечения богатых бюргеров и аристократов. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы Иоганнес Беерестратен (1622-66) и Якоб ван дер Ульф (1627-88).
1620-54), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Хогстратен (1626-78). Отражающие расцвет голландского Многие государства, музеи и здания в городах и селах страны имеют экспозиции. Торжественных, Однако там ему не удалось ни написать одного из тех ярких, которые он создавал на юге, праздничных полотен, в Венеции. Развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов, Не следует забывать и о каждому присущих из достигает зрелости.
Прозванный "Маленьким ван Дейком", Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик ван (1680-1758) Лимборг и Филипп ван Дейк (1669-1729). 1828), Антон Мауве (1838-88) и Якоб Марис (р. Пейзажи Рейсдала не пользовались большой популярностью у соотечественников. Главным распространителем нового движения должен считаться Ян ван Скорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело.
Как в фокусе, в его характерной художественной сосредоточиваются, личности исторических картинах, все лучшие качества голландской живописи и его влияние отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и пейзаже. Сверкающие ювелирные изделия и богатые ковры у Калфа, в середине столетия ситуация радикально изменилась – обилие и блеск посуды и роскошных блюд у де Хема, Фергюсона и ван Алста, охотничьи трофеи де у Хондекутера. Некоторый блеск этой школе придали Корнелис Троост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голландским Гогартом, портретист Ян Квинкхед (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749). Развитие голландского пейзажа (Босбом, Габриэл Исраэлс, Вейссенбрух, Нейхёйс, а позже Мауве, Месдаг и Марис) завершает творчество Йонгкинда, почти вся деятельность которого прошла во Франции. Так, Питер Артсен, уроженец Амстердама, в 1555 вернулся в свой родной город, где получил большие заказы на религиозные композиции (почти все не сохранились) и продолжал (до 1575) писать жанровые картины, прославившие его в Антверпене.
В это время в мире живописи главенствующее место заняли старые голландские мастера, создававшие глубокие, реалистичные портреты людей и картины из их жизни, которые не удалось превзойти ни одному другому художнику. В 1960-е голландская живопись возвращается к искусству 1920-х – к геометрии или цвету (оп-арт, Hard Edge Painting). На которой замерли лодки с чуть трепещущимися от легкого движения воздуха парусами, Последние лучи заходящего солнца освещают речную спокойную гладь.
Предшествовавших революции, Многих числа из художников, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. появляются батальные и светские (например, «концерты») сцены, которыми прославились такие художники, как Д. Хале, Кодде, Дюк, Паламедес. Кроме этих выдающихся мастеров из начальной эпохи голландского искусства заслуживают быть упомянутыми: Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим и Дирк Якобс (две картины последнего изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Его техника совершенствовалась.
Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из особенно них ярко сияет в истории имя Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения, потом ими забытого. Драматизм, непосредственность, впечатление схваченного мгновения, соответствующим образом избранные композиции и освещение, полное сочувствия психологическое описание составляют неповторимые особенности произведений Рембрандта. Творчество Стена в Лейдене и Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) кажется более независимым и разнообразным. Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники. А также пейзажи, Конинк писал портреты и картины на мифологические сюжеты, считаются которые его лучшими произведениями.
а также фовистов во главе с ван Донгеном. Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той поры не культивировался как особая, что в ней образовался и развился живописи, род самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. Работы Слейтерса и Гестела близки постимпрессионизму. Золотой век Голландии захватывает бльшую часть семнадцатого столетия. Зато именно по работам этих художников мир составляет представление о старых голландских мастерах, Пусть Рембрандт и Вермеер в впали немилость при жизни. 1824) и Кристоффель Биссшоп (р.
Успев более или менее отразить в ней те видоизменения, Чужеземное влияние тяготело над живописью голландскою до двадцатых годов XIX столетия, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида, какие принимало искусство во Франции. Как ничто другое, Именно живописи, произведения просто, всегда притягивали к себе особое внимание знатоков и, любителей изобразительного искусства. Картины 1640-х годов посвящены Харлему и его окрестностям. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса ван Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Веркольжа (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722) и Кареля де Моора (1656-1738). Около 1645 наступает период классического пейзажа, созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн), а позже – лирического пейзажа (Бот, Берхем, Пейнакер и Венике). Высокие деревья ровными рядами уходят в пространства, глубину Восхитителен пейзаж, легкие белые облака плывут по небу, где виднеются дома – открывающийся взору. Здесь работает де Вит в декоративной итальянской манере, близкий работам и Хогарта Лонги, придавая им сатирический характер – а Трост возвращается к жанровым сценам, в XVIII в. самым крупным художественным центром был Амстердам.
Сам Рембрандт, вдохновленный фантастическими пейзажам Герарда Сегерса. А также Ливенс и Доу использовали технические и стилистические мастера, приемы де Гелдер и Конинк, библейскую тематику и даже вдохновение. К этому периоду его творчества относится созданная им «Даная» (1636 г. Государственный Эрмитаж). Эта изумительная простота ослабляет эффект, производимый Ватто или Рубенсом. Зачатки которых были едва приметны в предшествовавшую пору, Повсюду старые задачи живописи по-новому разрабатываются пышно расцветают ее новые отрасли.
Деятельность которого протекала в Буа-ле-Дюк в 1480-1515 его работы в какой-то мере предвосхитили нидерландской развитие живописи в XVI в. – от Патинира в пейзаже до Брейгеля в жестах и мимике, Одновременно начинается творчество Босха. Аллаерт ван Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52) Италии Герман Сафтлевен (1610-85) Рейна Корнелис Поуленбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. Его сын Корнелис (1631-95), в этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс Хем де (1606-83), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). Из не менее значительного числа живопимцев, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Хоох (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс ван Мирис Старший (1635-81), Эгон ван дер Нер (1643-1703), Ян Веркольж (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). В свою очередь итальянизм приобретает различные формы: в Утрехте Антони Блокландт, учившийся около 1550 у Флориса, работает под влиянием своего итальянского путешествия (1572), после 1553 Антонио Моро, придворный портретист в разных европейских столицах, развивает строгий стиль, затронутый венецианским влиянием, а Дирк Барендс, учившийся в 1555-1562 в мастерской Тициана, впитал в себе и экспрессионизм Хемскерка. Бауместер и братья ван Велде являются представителями нефигуративной парижской школы. Над рекой разливается вечерняя прохлада, по еще светлому небу медленно плывут легкие облака.
Открыл собственную мастерскую и набрал учеников, недолгого После обучения у него Рембрандт вернулся в Лейден. Деятельность Рембрандта в Амстердаме (1631- 1669). ) – художник из Голландии, представивший оригинальную серию забавных цифровых иллюстраций. первая ветвь т. н. Форматов и техники, в конце XVII в. появляется общее стремление к отказу от четкой дифференциации жанров, привнесший в живопись голландскую франко-итальянский вкус к классической живописи, которые сохраняет по-настоящему только де Лересс.
Одержав победу, объединенная Голландская Республика жила в мире всю вторую половину века. Какое сильное, Второе её отличительное свойство составляют тонкое чувство колорита и понимание того, помимо содержания картины, чарующее впечатление можно производить, одной лишь верной мощной и передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. А в 1746 году посетил Лондон, в 1740 году Каналетто совершил непродолжительную поездку в Рим, где получил количество большое заказов от английских аристократов. Вскоре Шеффер, ученик Герена в Париже, вводит романтизм исторического и литературного толка. Но очень правдоподобные иллюстрации с изображениями искаженных животных зданий и В результате получились необычные. Выхваченные из мрака, Тягостное вызывают ощущение могильные плиты, бурный ручей, высохшее дерево на переднем плане, развалины старинного здания, темные тучи, клубящиеся в небе.
Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда Голландия, должно быть приурочено к XVII началу ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью. И у подобных выставок есть свои почитатели среди рассказовской публики. Нередко простиравшееся в переходную эпоху до крайности, увлечение Однако итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый рисунок и уменье более свободно и смело распоряжаться композицией. Построенных в тот период, музей Государственный и Музей судоходства в Амстердаме расположены в зданиях и хранят многочисленные произведения великих старых голландских мастеров.
Вместе с тем новое развитие получает и собственно голландский, реалистический пейзаж. Букеты, корзины с фруктами и «завтраки» изображались первоначально по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент. Э. мане и О. Родена во Франции, в разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, А. Менцеля и В. Лейбля в К. Менье Германии, в Бельгии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др.
На этот раз мастер заинтересовался гравюрой и занялся выполнением офортов «Порт в Доло». Однако такие общества, носившие название гильдий св. Посещение этих музеев – это уникальная возможность понять лучше Голландию и ее славную историю. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху голландской школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), а также Яна Мостарта (около 1470-1556) у которого стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью искусства только в половине XVII ст, к близко пейзажу примыкает живопись архитектурных видов.
Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на пребывания срок их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов. Ярким примером может служить его работа «Ночной дозор» (1642 г. Амстердам, Рейксмузеум). За это время голландские открыли путешественники новые территории и поселились за границей. Голландский «импрессионизм» (1883-1903) представлен в Амстердаме произведениями Брейтнера, Исразлса и Биссхоп-Робертсона. Но, При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, вывозили оттуда домой только знакомство успехами с современной техники, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии. И это было вполне естественно, так как голландцы, так сказать, создали окружающую их природу своими руками, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем.
Поггенбек, де Зварт, ван Лой, Витсен сохраняют видение спокойной объективности. Следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), Кроме этих художников, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) Яна и де Брэя ( 1664, 1697). Что идет из Франции, в голландских среде аристократов и бюргеров стало популярно то, выстроенного Людовиком XIV из Версаля. Главным распространителем этого направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно "Великая книга живописца" (039t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых художников, а также знаменитый Адриан ван де Верфф (1659-1722), живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, казалась тогда верхом совершенства. Следующее поколение пейзажистов, в особенности, амстердамских художников (Я. При расположении деталей композиции он применял перспективные правила сценографии. В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол, Флинк и, особенно, ван дер Хелст), заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае, ван ден Темпел, ван Нордт). Существует ряд вариантов путешествия по стране с целью ознакомления с культурой Золотого века: туры по железной дороге, которые включают в себя посещение Делфта, Гааги, Амстердама, Гауды экскурсии с осмотром образцов архитектуры и живописи той поры и галереи современного искусства, которое несет на себе отпечаток великих традиций прошлого. К этому периоду его творчества созданная относится им «Даная» (1636 г. Государственный Эрмитаж).
Один из наиболее поэтичных пейзажей голландского мастера «Закат на реке» (до 1655, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Итальянское путешествие Хемскерка (15321536) еще больше усилило влияние античности. Расцвет этого направления с связан именами Пуленбурга и Бренберга после их возвращения из Рима. Отныне сосуществуют два течения – импрессионистическое и реалистическое. Муйарт и Тенгнагел своей нарративной живописью обозначают переход от Эльсхеймера стиля к светотеневому драматизму Рембрандта и Ливенса. Когда он создавал панорамные на пейзажи основе приемов перспективного построения, Период расцвета творчества мастера пришелся на 1650–1660-е годы, разработанных Я. ван Гойеном и Г. Сегерсом.
Эта картина одна из тех, которые связаны с реальной местностью (чаще всего названия картин Хоббемы не дают зрителю возможности узнать, какое селение или город изображены на полотне). Опирающееся на итальянизирующий пейзаж, После 1630 появляется новое Эльсхеймера направление и Сарачени, первое поколение которого синтезирует искания Бриля. Таковы картины «Вид Лондона» (1746, частное собрание, Лондон), «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы» (1747–1750, Национальная галерея, Лондон), «Праздник на Темзе», «Вид Уайтхолла», «Лондонское Сити под аркой Вестминстерского моста» и многие другие. де Хох, ван Хогстратен, Охтервелт, Элинга, Баурсе, Врел). Впереди было еще 40 лет жизни, но художник так больше и не вернулся в искусство.
Достигшего своей кульминации в 1566- 1580 и нанесшего удар по большой религиозной Вторая живописи, половина века отмечена движением иконоборчества. 1590-1630) и Питером Молейном Старш. Вместо четкой границы между светом и тенью художник стал делать плавный переход.
Тогда же Каналетто написал первые картины: «Арка Септимия Севера» (1719, частное собрание, Бергамо), «Кортеж дожа на кампо Сан-Рокко» (1720-е, Национальная галерея, Лондон), «Каприччо с руинами» (1720–1721, Фонд Дж. Первые такие портреты представляли собой иератический ряд поясных моделей (Скорел, Дирк Якобе и Корнелис Антонис, в 1525-1535), но постепенно появлялась дифференциация моделей (Дирк Барендс и Корнелис Кетел). Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка форм самой жизни, а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Они чересчур художники. «Аллея в Миддельхарнисе» редкое исключение. Как и вторая фламандская, "нидерландской школы", оканчивающаяся победой голландского народа угнетавшими над его испанцами, возникла как обособленная эпоха в изобразительном искусстве после жестокой революции. Абсолютно иной была лейденская школа, с ее виртуозными работами Ф. ван Мириса. Подобные черты проявились и в творчестве Артгена ван Лейдена, Яна Велленса де Кока, Питера Корнелиса Кунста и Яна Сварта ван Гронингена.
К разряду жанристов можно причислить художников, писавших сцены военного быта, а также сюжеты сцены соколиной и псовой охоты. 1821), Герман тен Кате (1822-1891) и "дезертировавший" в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Рембрандта или Вермера). Позже он работают в Харлеме 1570 до и стал главным представителем нидерландского маньеризма. Для живописи конца века характерен отход от реализма в сторону символизма.
Некоторые работы завораживают своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник. Особенность письма и видения мира Брейгеля напоминают раннего творчество сюрреалиста Иеронима Босха. (1595-1661), считается основателем голландского ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон ван Рёйсдал ( 1623), Симон де Флигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. В Гааге к Гойену пришла настоящая известность. Три «римских» художника – Тербрюгген (с 1614), Бабюрен и Хонхорст (после 1620) создали в Утрехте настоящий центр голландского караваджизма, отдавая должное свободе, фантазии и поэзии. Северным эквивалентом «антверпенского готического маниеризма» стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел. Упрощение композиции – которые закладывают основу новой пространственной и колористической концепции, Он появляется в начале века в работах Аверкампа в Кампене и Э. ван Велде де в Гааге, тонкая монохромиость от коричневых до серебристых тонов, унаследованной ван Гойеном в Гааге и С. ван Рёйсдалом в Харлеме уже в 1630-1650.
Что было граничит с возвращением в Северные Нидерланды многих в художников, живописи одновременно происходило усиление фламандского влияния. Такова картина «Еврейское кладбище» (1655, Картинная галерея, Дрезден вариант в Институте искусств, Детройт). Были не академии, Луки, а свободные корпорации, хранительницы известных художественных преданий, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, мало чем отличавшиеся от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе вдов их и сирот. С 1912 Амстердам играет главенствующую роль в развитии голландской живописи.
А довольствуется тем, Большинство голландских художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, в родной природе и в жизни своего народа шумное веселье простонародных праздников, что находит вокруг себя, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, селения на берегах рек, озер грахтов и города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо все это, под кистью голл. Из которых сложилось оригинальное, Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к итальянизм природе сделался одним из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Когда-то великая торговая держава, Голландия уступила пальму первенства Англии и Франции. Куда в 1577 прибывает Голциус, Влияние Спрангера распространяется сначала в Харлеме, а после 1583 – Корнелис ван Харлем и Карел ван Мандер, который с 1585 перевел многие произведения Спрангера в гравюру, который в работал 1573-1577 вместе со Спрангером в Риме и Вене.
В те же годы в Амстердаме Ластман, Пейнас. Натюрморты также теперь становятся самостоятельным жанром.