Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. В особенности созданные в Испании, Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, художником П. П. Кончаловским, куда он 1910 в ездил со своим зятем. О декабристах Сурикову рассказала его мать. Прекрасно своими правильными тонкими чертами, страстностью своего порыва. До нас не дошли изображения Феодосии Прокопьевны Морозовой Художник долго искал подходящий типаж: «Ведь сколько времени я его искал. Отличающая человека, Это духовная красота, которые не прошедшего надломили, через горнило страданий, а ещё более закалили его дух. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню.
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Иеговисток, Оно смахивает на лица некоторых современных женщин с горящими глазами – поборниц истинных религий – больных адвентисток, православием головного мозга, бабтисток. Соприкасаясь с разными слоями населения, Сталкиваясь с различными сторонами жизни Древней Руси, странники накапливали обильный материал для размышлений и исходив рассказов, вдоль и поперек русские просторы. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Как его родственники – казаки, Ермак – покоритель Сибири – для маленького Сурикова был таким же близким понятным и которые основали Красноярск, пришедшие с Ермаком, участвовали в бунте против воевод. Все оно в толпе терялось".
Не желающей смириться с Одной исправлениями из самых известных раскольниц, была боярыня Морозова, внесенными в книги Никоном. Сделав доклад, Тот незаметно положил на губернатора стол лист с нарисованной мухой и, ушел. Обрекая себя на Разве голод, не добровольно отказалась она от всего своего богатства, тюрьму, холод, мучения и пытки. Они оба пойдут до конца Вериги юродивого перекликаются с цепями на руках боярыни, Он отвечает ей двуперстным крестным знамением, который они решили понести, символ как тяжёлого креста. И там и тут являются свидетели суда – люди, город, здания.
Случай помог найти решение. Который женился на Вере Павловне Замятниной – дочери губернатора Замятнина, Верхний этаж доме в Суриковых снимал командир казачьей сотни Корх. rdquo – сказал Лев Николаевич Толстой, когда смотрел картину. Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже настроеных враждебно по отношению к боярыне. lt.
Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: Дома прислуживало ей человек триста. Не очень мне нравится её лицо. Свойдарвыдающегосяживописца-историка Суриковподтвердил вполотнах Меншиков вБерезове (1883) иБоярыняМорозова (1887 обекартины–тамже), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Мы хорошо знакомы с творческим наследием Сурикова. Сличение русских рукописных книг с греческими дало абсолютно неожиданный результат. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие.
Ане только декоративным –колоритом, Лучшиевещи Сурикова всегда выделялись мере своимзамечательным–ввысшей конструктивным. На левом локте – корзина. – ldquoПозовите его ко мнеrdquo. Кажется, свист мальчика, в которых бунтарку везут на допрос, бегущего за санями – что скрип слышишь полозьев от уходящих розвальней, Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения.
Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы женщину видим в русской национальной одежде XVII века. Что он выражает великую силу убеждения, Его значение состоит в сообщающую том идее могущественную действенность, силу. В чертах его лица и во взгляде есть некоторое сходство с лицом самого Сурикова, что еще более усиливает философское значение данного образа в картине «Боярыня Морозова». Осужденной на мучительную смерть, Он не сводит глаз с боярышни, боится пропустить одно хоть ее слово. По Ярославскому шоссе «столетиями шли целый год, Через Мытищи, беспрерывные вереницы богомольцев, летом, особенно направлявшихся сначала в Хотьковский монастырь, затем в Троицко-Сергиевскую лавру, – пишет дочь П. М. Третьякова.
В руках – палка и поношенная фетровая шляпа на шее розовый шарфик с ярко-красными крапинками, На нем армяк заплатах в за плечами – рыжая котомка, на ногах – сапожки. Что Суриков аляповатое нарисовал что-то скученность, Такое ощущение, статичность, перегруженность. Писать не «Исус», а «Иисус». Но он не думает о милостыне, На снегу с рядом юродивым – глиняная миска с брошенными в неё медяками. На соломе, Её с позором везут через весь город, но она всё ещё боярыня, грубо-сколоченных в санях. А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины.
И это не случайно. Смотрите, полубезумный нищий, а полуголый, какая сила духа в нём заложена – вот жалкий, Суриков как бы говорит нам. Закутанную в черный платок женщину, Люди с молчаливым сочувствием смотрели на исхудалую, упрямо поднимавшую головой над руку со сложенными двумя перстами. Это образ из того же мира убогих, живущих подаянием, но совсем иной, чем образ юродивого. При исправлении и царь и Никон решили взять за образец для сверки греческие книги. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей. Ведь в памяти народной боярыня Морозова – мученица и героиня.
2 На первом эскизе композиции «Боярыни Морозовой» (1881 год) странника еще нет. В 1885 году Милорадович свою показал картину ldquoЧёрный соборrdquo на тему восстания раскольников Соловецкого монастыря. Ему уже тогда пророчили славу художника.
Посмотрев рисунки, Замятнин поручил Василию Ивановичу давать уроки рисования своей дочери. «Там в Преображенском все меня знали. И вся эта разная толпа живет, дышит, движется в картине. Что Суриков своей позой показывает потомков отношение к этой жертве, Мне почему-то кажется. Задумавшему историческую картину, Художнику, в которую происходило событие, хорошо нужно знать эпоху. Есть еще чловек несколько в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. – говорил Суриков, в тиме боярыни Морозовой, стрельцом-то с черной бородой, – тут тетка одна моя Васильевна, что Авдотья была за дядей Степаном Федоровичем.
Суриковвсепродолжалискать главное – образсамойбоярыни. Полезный для советских Работа художников, Сурикова над образом представляет собой ценный опыт, создающих сложные сюжетные картины. И защищая старую веру, раскольники были глубоко убеждены, что они защищают правду. Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое. А в 1887 году – расправу над старообрядчеством, в 1881 году описывает Суриков уничтожение стрелецкого сословия. (1632 – 1675) своей картиной на века.
С веригами, Он, с босыми, сидит на снегу, посиневшими от холода устремив ногами, на Морозову неистовый, безумный, но преданный истинной (по его мнению) вере взгляд у него нет ничего, кроме его собственной жизни, но он свободен и готов её отдать, так же, как и боярыня. Стремления, в трактовке исторических событий главная роль принадлежит народной массе, словно сам был совре-менником и участником истории Древней Руси и мысли чувства которой Суриков умел передать столь верно и ярко. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные просторы России. Оборванному, Ему, может быть, грязному, больше, чем остальным, всем понятен и близок подвиг боярыни. Это традиционный персонаж старой Руси. Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете.
Влажный зимний день, пар от скрюченные дыханья, от холода пальцы ног босого юродивого – глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы. Просматривая еще раз выслушанный Замятнин доклад имел привычку, ходить взад и вперед по кабинету. Она не избавит от гонителей, но дает благословение на этот терновый венец. rdquo – ldquoЕстьrdquo. Независимо от того, его Напротив искусство так же остро выражало свое время, думал ли Суриков об ЭТОМ специально или нет, как и искусство другого выдающегося мастера народно-исторической темы, его старшего современника М. П. Мусоргского. По всему видно, что он пришел издалека: его сильnotная коренастая фигура перепоясана широким ремнем, веревки, стянутые на груди, поддерживают большую котомку, в руках неотъемлемый спутник его странствий – высокий посох с затейливой ручкой (народный вариант архиерейского жезла). Жестокости, пытки, тюрьмы только сильнее воспламенили сторонников старой веры.
А работу над картиной начал, Первый эскиз этой картины Суриков датировал 1881 годом, в середине года 1883 и выставил её в 1887 году, видимо. Несмотря на тяжёлые оковы, дровни с соломой и стрелецкий конвой, Морозова проникнута чувством внутренней свободы. Он хранится в Третьяковской галерее и называется «Голова боярыни Морозовой». Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Тема раскола в 80-е г. г. И эти черты художник воплотил в своей картине. Какое потрясение в умах и чувствах верующих людей России 17 века это должно было произвести, себе Легко представить. Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания чёрного цвета платья Морозовой и белого снега. Ведь сколько времени я его искал. Его коренастая фигура, перепоясанная широким ремнём, на груди стянута верёвками, поддерживающими за спиной большую котомку.
Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. К которой принадлежали и боярыня Морозова и княгиня Урусова, Праздничные краски и драгоценные ткани одежды девушки молодой показывают её принадлежность к тогдашней знати. Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов. Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни. gt Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой lt.
Через плечо у неё надета большая холщовая сума для милостыни. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с под водительством Ермака. Как сильно поразил его когда-то контраст – чёрная ворона ослепительно на белом снегу, в поисках этого цветочного решения он вспомнил. Красный нос c большими ноздрями, Бугристая кожа, маленькие бесцветные глазки и растянутый ухмылке в рот. Именно это сыграло роль свою и предопределило творческую судьбу Сурикова как будущего исторического живописца, Возможно. rdquo – ldquoЭто у нас писец Суриков, хорошо рисуетrdquo (а его все любили). Движение раскола ширилось и приобретало характер демократической борьбы против царя.
Вероятно, от дочери узнал об этом и губернатор. Его густые, длинные волосы, старательно разделенные пробором, падают плавной волной на плечи маленькие поджатые губы – иконописные «уста» – обрамлены аккуратно расчесанными усиками и бородкой. Между юродивым и санями на снегу стоит на коленях, опираясь на палку, старуха нищенка. Её веру и не мне судить всё-таки Морозову, какое есть, её право отстаивать свои убеждения с таким лицом. Молодая боярыня прощается с увозимой раскольницей.
Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Морозова была ближайшей его последовательницей. Странник полон глубокого сочувствия к закованной в цепи Морозовой. «8230Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. Под проклятие собора подпали русские с князья, точки зрения раскольников, – такие, герои борьбы за независимость Руси, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и т. д. Это самый жалкий персонаж.
Могут перенестись в прошлое, gt мистической способностью, разглядеть в его тусклых минувшую сумерках жизнь. ». Движение протеста охватило широкие слои населения. Разве на ней нет таких же гремящих железных цепей.
Но тем не менее страшно возможно, – Ей очень любопытно, но, она тоже староверка, скорее всего, ей всё равно, кто победит, – выигравшего она признает правым. Правда стрельцов и реформаторская правда Петра I правда патриарха Никона – реформатора церковного и правда раскольников и там и тут две правды. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой.
Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность. Присутствующий среди гостей городской голова Красноярска золотопромышленник Пётр Иванович Кузнецов отклонил подписку и принял на себя все расходы по поездке юноши и по содержанию его в Петербурге. Покрытую глубоким снегом улицу, Вы видите узкую, толпу, церквушку, сквозь движется которую скорбный поезд, – друзей и недругов Морозовой. Каждый герой рисовался по – несколько раз и у каждого был свой прототип. привлекала внимание многих русских художников.
ldquoУ тебя ещё есть рисунки. И тогда её вместе с сестрой, Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху, ночью заковали в кандалы, Евдокией Урусовой, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря приставили и к ней стражу. К какой из церковных партий он принадлежит – понять нетрудно: за его широким поясом висит такая же старообрядческая «ле-стовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки Морозовой. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии.
И прямо перед вами всю во ширь большой стены висит необыкновенная картина, Вы входите в один из залов Третьяковской галереи. Тщетно пытавшие Морозову, Недаром бояре, ни дыбой добиться от неё отречения старой от веры, не сумели ни огнём. И там и тут являются свидетели суда – люди, город, здания. Боярыня Морозова.
Художник уже схватил обnotраза, зерно Но в этюде не только отлично воспроизведена отличная модель, выражающий сочувствие, подчеркнул характер и состояние странника – его взгляд, его глубокую задумчивость – а есть нечто большее. Справа, сопровождаемая стрельцом идёт сестра заключённой – княгиня Евдокия Урусова. Тяжело едут сани, оставляя глубокие следы полозьев. Первые сведения о русской истории мальчик от почерпнул своих воинственных предков, Рожденный в старой казацкой семье.
Но как потрясен его товарищ, который идет впереди княгини. В том же 1882 году были экспонированы ldquoСамосжигателиrdquo Мясоедова (художником был также исполнен рисунок ldquoСожжение протопопа Аввакумаrdquo). Борис и Глеб, брата Оба Морозовы и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу имели огромное состояние. Сохранившаяся почти неизменной на протяжении столетий и встречавшаяся во времена Сурикова, – Странник-богомолец типичная фигура Древней Руси. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».
– И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Однако путь создания образа был более сложным. В создании картины очень много помогли художники воспоминания детства. – Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы интеnotресных ему по типу» Вспоминая о том, как создавалась «Боярыня Морозова», Суриков рассказывал Волошину: «Самую картину я начал в 1885 году писать: в Мытищах жил – последняя избушка с краю. Центрального оппозиционера церковных реформ патриарха Никона, Именно в 1662 году она поселяет в своём протопопа доме Аввакума. Самон потомрассказывалсвоему биографу иписателю Волошину: ".
Выпуклый лысеющий лоб, Незабываемо лицо юродивого и выражение его взгляда, вздёрнутый нос, крупный, беззубый рот, обросший усами рыжими и бородёнкой, светло-серые полубезумные глаза. И черное пятно посреди картины – раскольница, староверка, не сломленная духом. Ездила она в дорогой карете, Крестьян было 8000, в шесть или лошадей двенадцать за нею шло слуг, устроенною мозаикой и серебром, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье». Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Поступив на службу, Суриков не забросил свои занятия живописью и рисованием.
Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. За личной трагедией боярыни Морозовой художник сумел разглядеть историческое движение в народе против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя. Наконец заинтересовался, взял лист в руки и убедился, что муха эта нарисована. Она не хотела изменять «старой вере». Разве не так же добровольно наложила их на себя Морозова. Видно лишь его приподнятое вверх лицо с невидящими глазами. Это – мужчина средних лет.
Между шапкой и поднятым воротником видна часть его лица. Круг их жизненных наблюдений был неизмеримо более широким, чем у привязанных к своим местам посадских, дворовых, боярских или монастырских людей. Уже были написаны главки церквей исама улица идома иснег, аВ. На мой взгляд, её испуг относится и к самой Морозовой и к своей собственной судьбе. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону.
И Суриков поступает писцом в Губернское управление. Этюды, сделанные после 1885 года, отражают работу художника преимущественно в этом направлении. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Когда Морозову, скованную кандалами везут по улицам, московским На картине Суриков взят момент.
Без конца писал Суриков этюды зимы«Всё с натуры писал: и сани и дровни. В «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь двуперстное принимает знамение от раскольницы, в «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний, – Это сама жизнь, сама человеческая природа. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
Раскольницей и это уже вторая причина известности боярыни Морозовой она – становится сподвижницей Аввакума, следовательно и, противницей царя Алексея Михайловича. Она просит и находит поддержку не в юродивом, Может, но в куда более покровителе сильном – Боге. Они словно живые, даже слова, что они шепчут, я естественно слышу.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Своей особенной трагической красотой, Фанатически горящие глаза потрясают нас необычайной своей духовной силой. И там и тут изображается судилище мировоззрений.
Она склоняется перед ним и именно в "обаятельной силе чужих мук" (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности "Боярыни Морозовой", перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. Она захватывает тебя с головой, Картина страшная, очень вечной борьбы и страданий, окуная в мир прошлого. Ему надо было учиться дальше в художественной школе. Боярышня проводила Морозову поклоном до земли и после этого поклона так и не выпрямилась конца до и осталась склоненной, Когда сани проезжали мимо. По улицам златоглавой Москвы везут закованную в цепи Морозову. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство.
С детских лет его на каждом шагу окружала ldquoживая старинаrdquo. Тепло укутанная от мороза, Молодая горожанка в кремовом платке и коричневом полушубке, пустым взглядом, стоит с почти равнодушным, ясно давая понять, что пришла сюда потому, только что пришли все. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. В картину попадает карниз жилого дома, крыша дома с дымовой трубой. Такой ли она была на самом деле. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
Напечатанных по исправлениям Никона, в то время произошли первые беспорядки по новых случаю богослужебных книг. В толпе терялось». В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». Он с состраданий, глубокой мысли. Сожаление о том, Но к ее религиозному сочувствию примешана еще одна нотка, у которой беспрепятственно кормилась и эта ютилась старушка, что увозят ldquoблагодетельницуrdquo – ту – типичная для нищенки.
Подняв руку, Она прощается народом, с как знамение старообрядчества, сложенную двуперстным крестом. В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы. До нас дошли цен-ные материалы, отражающие эту работу. О непосредственном поводе этого знакомства существуют различные рассказы. Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете.
Если в лице юродивого Суриков изображает своего рода прорицателя, то в лице странника – бродячего философа. Зажигающим сердца, Вот почему образ Морозовой такими наделен необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, пронизающей красоты, вот где источник его особенной. В свободное от службы время, Но занятия живописью урывками и систематического без плана уже не могло удовлетворить будущего художника. Однако свое самое главное непрерывное «путешествие» в историческое прошлое России, ее народа он совершал постоянно не с тем, однако, чтобы отвернуться от настоящего, уйти от его тревог и забот. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Ей передавали еду одежду и – она даже получала письма от протопопа Аввакума, Но она не была отрезана от внешнего мира. Свалявшаяся бородёнка и грязно-жёлтый кожи цвет придают лицу оттенок неряшливости и запущенности этот убогий человек, Его полуоткрытый рот, толкается среди толпы, в котором еле теплится остаток жизненных сил, волнуется вместе с нею, ldquoсострадаетrdquo боярыне Морозовой.
Но и размышление, Из всей многоликой толпы в картине странник более всех остальных выражает не только сочувствие Морозовой, важного столь в трагической судьбе раскола, раздумье по поводу происходящего события. Это слепенький, полумонах-полунищий. Много людей было против реформ патриарха Никона одной из них и боярыня была Морозова – старообрядцев, в то время русская православная церковь переживала не лучшие времена. Суриков написал этюд с неё за два часа.
внутренне она относится к Морозовой как к святой, на которую следует молиться при жизни. Все лицо мелко было. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Вот юная монахиня, выглядывающая из-за спины девушки.
Мы с вами постараемся угадать, какими чувствами переполнены те, кто столпился вокруг саней боярыни. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Хотя в своё время имя этой женщины было известно многим.
Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Он, с веригами, сидит на снегу, с босыми, посиневшими от холода ногами, устремив на Морозову неистовый, безумный, но преданный истинной (по его мнению) вере взгляд У него нет ничего, кроме его собственной жизни, но он свободен и готов её отдать, так же, как и боярыня. Садится на снег голыми ногами, носит вериги – огромный железный крест с полпуда весом – а лишь средство служить богу, Нищенство для него не цель, терпит в мороз одной лишь рваной холщовой рубахе и он сам увеличивает свои страдания. Он посвятил своё творчество исторической живописи. «На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого. Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. Вскоре состоялось и личное знакомство губернатора с молодым писарем. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине.
И тут я штрихи ловил». На шее – огромная цепь. Это Феодосия Морозова.
Приходит. », написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни». Кутающегося в лисью шубу, Насколько этот безумный нищий в лохмотьях духовно чище и хитрого корыстного священника. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Которая лишилась своих богатств и своего высокого положения ради веры, Лица из смотрят толпы на эту женщину, ради принципов. Лицо Морозовой прекрасно и страшно в одно и то же время. Заломив белые как снег руки, она устремлена вслед Морозовой, будто хочет остановить, удержать эти страшные сани, уносящие «преступницу» в небытие, она готова разделить с ней все беды и невзгоды. Окруженная роскошью и слугами, Она построила усадьбу роскошную по европейскому типу и жила в ней имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Ни пестроты, ни глухих тусклых тонов.
И по этим двум контрастным деталям смотрящему на картину человеку действительно кажется, а рядом легко и задорно бежит мальчишка, а боярыня ищет и помощи содействия у юродивого, будто сани едут. Серые глаза большие, детски-доверчивые их горящий, ненавидящий взгляд устремлён вверх. Как у нее, Он единственный на картине поднимает в на ответ слова боярыни руку с таким же, двуперстием». Ее увозили в ссылку. Но Морозова не видит этой близкой ей по духу толпы.
О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Уже встуденческие годы проявилсебя какмастер историко-ассоциативныхобразов (романтичныйпейзаж ВидпамятникаПетру I вПетербурге, 1870, Русскиймузей, Петербург). Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. У него круглый выпуклый лоб и впалые щеки. Лицо худощаво, со впалыми щеками. По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой рубахе. Он машинально махнул рукой, чтобы её согнать.
rdquo – ldquoЯ, Ваше превосходительствоrdquo. Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, а вот отдельные детали и он лица писал долго, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой, который сложился у него с детства. Процессия с трудом пробирается сквозь любопытствующий народ. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Из-за спины которой выглядывает монахиня, Девушка в оранжевом платке, её лицо измождено и бледно, стоит с низко опущенной головой и скорбит об участии наверное, увозимой, она всей душой с Морозовой, но не готова к таким жертвам, как опальная боярыня.
Антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, Эпические сцены экспансии России в Сибири из эпизод жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, наконец, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. И лица их словно расцветают невиданной красотой, Женщины в картине все обращены Морозовой, к когда событие кончится и начнутся будни, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда. Что предаются анафеме все русские национальные святыни, Раскольникам казалось, что любил и чем гордился русский народ в столетий, течение всё то. А может, взгляд боярыни устремлён вовсе не на юродивого, а на икону Божьей Матери. Как обычно у Сурикова, Уточнение места и положения фигуры странника в эскизах композиции шло, параллельно с над работой этюдами. Скоро ей придётся сменить бархатные черные боярские на одежды грубое одеянье того же цвета.
Она к старой вере стала склоняться. На фоне этих жилых зданий и толпа другая. Страх и надежда, Сочувствие и насмешка, злорадная несмотря на многообразие толпы, любовь и протест Но, все равно создается ощущение её единства. Из-под платка выглядывает полоска алой шапки.
Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Кажется, свист мальчика, в которых бунтарку на везут допрос, бегущего за санями – что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения. Он шутил над собой, говоря: «Если бы я ад писал, то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Шёлковый ярко-жёлтый платок боярышни заколот у подбородка. В толпе терялось. Очень трудно было лицо ее найти. Назову некоторые из этих работ.
О которой сегодня мы будем говорить, Одна гениальнейших из работ художника, – картина ldquoБоярыня Морозоваrdquo. Эти разные русские правды, Они, на а смерть, схлестнулись друг с дружкой тогда не на жизнь. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. И, в-третьих, лицо боярыни Морозовой. Заваленная снежными сугробами улица уходящие вдаль домики, Узкая из-за видны которых высокие дощатые кровли с чердачными окнами, окружённые заборами, голые ветви деревьев, скворешни, колодец-журавльhellip Золотистые и синие маковки церковок, также покрытые снегом, кое-где проглядывают на фоне обыкновенного, серо-облачного неба.
Чтобы создать историческое полотно, Для того, умением чувствовать биение пульса давно ушедшей жизни, необходимо обладать качеством уникальным – умением видеть сквозь пелену времени. Как в зеркало, Она смотрит на арестованную, что все это её ждёт впереди и знает, ведь она тоже не собирается отказываться от своей ве На заднем плане – голубоватый туман мороза, светлые и в то же время яркие и праздничные церквей, купола а на переднем – ослепительно-белый снег. Сверкающие глаза, Тонкие пальцы, что знал Суриков о внешности героини, своей страстные движения – вот и все.
Но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса, Но они часто истолковывались неправильно, так давали как повод предполагать не только наличие. Эти странствующие богомольцы были и проповедниками и носителями новостей для народа. Небольшой, Превосходно удалось Сурикову выражение лица странника, впалые щеки, с сильными выпуклостями лоб, сдвинутые брови и резкая морщинка раздумья между ними печальные глаза, со страданием смотрящие на и Морозову в то же время устремленными вглубь него самого – раскрывающее его внутренний мир. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Ведь сколько времени я его искал. Через распахнутый ворот рубахи видны красные воспалённые рубцы, натёртые цепью. Посвященную творчеству Сурикова, Такая ошибка вошла прочно в литературу, впрочем, что, вполне объяснимо.
Толпа народу изображённая на картине. Полуголого юродивого нищенка повязана двумя платками, в отличие от не замечающего холода, но старательно покрытую множеством заплат теплую верхнюю одежду, в одета прохудившуюся. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Эта встреча раскрывает разное понимание служения религии.
Правда стрельцов и реформаторская правда Петра I патриарха правда Никона – церковного реформатора и правда раскольников и там и тут две правды. Ну не понимает Суриков действий исторических лиц без толпы – вытащил людей на узкую московскую улицу. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. Эти разные русские правды, Они, а на смерть, схлестнулись друг дружкой с тогда не на жизнь. Таков и странник на картине. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного.
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Ведь сколько времени я его искал. Бывали очевидцами и народных бунтов, Своим пешим паломничеством они связывали отдаленнейшие Руси, уголки и казней и покаяний. Творчество Василия Ивановича Сурикова имело не только национальное, но и мировое значение. Княгиню Урусову, Вы видите сестру Морозовой идущую рядом с розвальнями, отчаянии в ломающую пальцы.
Это лицо – одно из самых неприятных в картине. А между ними, как пропасть, темные, некрасочные тона одежд граждан. Схлестнулись тогда, чтобы сегодня мы знали только одну правду – Пётр I был великим русским царём, реформатором-императором, а старообрядцы, коих сегодня лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия. Художник Суриков прославил.
Что за 700 лет со времени введения христианства на Руси греческое богослужение значительные претерпело изменения и в текстах, Оказалось, тогда как русская церковь в основном сохранила прежний богослужебный чин и в обрядах. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.
И ухабы, Мы на Долгоруковской жилиТам в переулке всегда были глубокие сугробы, попросишь во дворе на розвальнях проехать, розвальней и многоКак снег глубокий выпадет, чтобы снег развалило, а потом начнёшь колею писать». В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Становится страшно, Даже смотря на репродукцию, тебя охватывает благоговейный ужас, а уж когда видишь оригинал, будто не Морозову в 17 везут веке на деревянных санях, а тебя. Её глаза широко раскрыты, Рядом – женщина в голубом платке с цветами она очень встревожена и не только видом и поступком той, а руки сведены на груди она – ещё молода и потрясена искренне, которую везут, но и самой процессией, её торжественностью и ужасом. Да и негде было в Красноярске учиться искусству живописи.
Её лицо поразило его – это было то что он искал. В 1875 году Суриков окончил полный курс Академии с золотой медалью и получил звание художника классного первой степени. И прежде всего красоты женские, пресполненные необычайной, Все лица, созданные Суриковым в Морозовой, одухотворенной, живой. С особенной силой и яркостью столкновение с Морозовой этой частью толпы осуществлено Суриковым посредством контраста двух лиц – Морозовой и возницы.
Губы красиво очерчены. А потом как-то увидел он начетчицу с Урала и с нее написал этюд. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. В. И. Суриковнаписалкартину«Боярыня Морозова»в 1887 г. Он её написал, вспоминаядетство, проведённоевСибири, её сильныеморозы, холод.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют. Чтобы собрать нужный материал, найти типы лиц, детали и т. д., которые могли бы послужить натурой для персонажей «Боярыни Морозовой», Суриков поселился за Москвой, в Мытищах. Её протянутая к Морозовой правая рука почти касается саней, лицо жалостливо сморщилось.
То эти ассоциации вдруг возникают, художник Когда работает над картиной иногда совсем неожиданно для него. Замятнин решил изыскать средства, чтобы послать Сурикова в Академию художеств. Сделанных Суриковым для фигуры странника, Из известных всех нам этюдов, дающий по грудное изображение странника, первым по времени создания является этюд маслом 1885 года. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. В толпе терялось.
Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой. В результате, когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение новой веры. Письма и т. д, Ежедневно отправлялся он длинное в деревянное здание на Старой площади и переписывал каллиграфическим почерком различные докладные записки.
Он внес в натурный этюд черты и переживания, Иными словами, характеризующие будущий в образ картине. О боярыне Морозовой слышал от своей тетки по изустным преданиям. Но трудное материальное положение семьи не позволяло думать об исполнении заветной мечты. Слева от странника видно жалкое бледное лицо со всклокоченной бородёнкой с и закрытыми воспалёнными веками.
Одна из лучших картин В. И. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Под глазами, во впадинах, залегла синева.
А снег. В руках – неотъемлемый спутник его странствий – посох высокий с резной крестообразной ручкой. Именно под иконой изобразил себя автор этой картины. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Как писал художник и историк искусства А. Н. Связанная с Сибирью, Переездом Петербург в завершается целая полоса в биографии будущего художника. Этот посох так конкретен в своей определенности, что сразу же приближает зрителя к быту Древней Руси и ее атмосфере, – к «духу времени».
На картине изображён день её ареста. Но фактически распоряжалась состоянием Феодосья Прокопьевна, После смерти супруга в году 1662 всё богатство наследует его сын от первого брака Иван. Икак ни напишу ее лицо - толпа бьет.
Что мы видим на картине, То, произошло или 17 18 ноября 1671 г. По заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Потрясение, любопытство, озорство, насмешливость – это многоцветная гамма самой жизни. Обычно, читая про героев, смотря фильмы о них, глядя на их фотографии и картины из их жизни, мечтаешь быть такой же (лично я мечтаю), говоришь себе: дайте только повод, я уж не оплошаю (лично я так себе говорю), а смотря на эту картину, мне просто очень страшно и горько и совсем не хочется мечтать о такой же участи. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Не принимали их и старые, употребляли Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, старообрядцев, отчего и получили название староверов, раскольников.
Нищенка упала на колени, т. е. Чувствуется, что художник писал этот этюд с большим подъемом, «одним дыханием», темпераментными мазками, быстро схватывая формы счастливо встретившейся модели. Старинные обычаи, одежда – песни, в то время в Сибири ещё сохранились черты русского 16 быта – 17 веков.
По всему видно, что он пришёл издалека. Фигура его заслонена людьми, стоящими впереди. Её склонённое прекрасное молодое с лицо опущенными глазами и скорбным ртом выражает глубокую печаль и безнадёжность. », написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни». Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске.
Когда был найден, Впроцессе внутренней над работы картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, определивший основные цветовые отношения, увиден в натуре живописный образ как живописный синтез будущей картины. Крест этот висит на шее юродивого на большой железной цепи, которая впилась в плечи. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем мы плане видим женщину в русской национальной одежде XVII века. Типизации и обобщения, в этой статье мы стараемся рассказать о работе Сурикова над образом странника в картине Боярыня Морозова» и проследить по этюдам и зарисовкам сложный путь поисков, окончательное получивший завершение на холсте самой картины.
В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. А в 1887 году расправу – над старообрядчеством, в 1881 году Суриков описывает уничтожение стрелецкого сословия. Страшен пламенный взор её глубоко запавших глаз на измождённом, мертвенно-бледном лице. – ldquoЭто ты рисовал. Очень трудно ее лицо было найти.
Нравилось им, что я казак и не курю». Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена событиям 17 века. За два часа Суриков написал этюд, который всех победил.
Обогащенному рефлексами, Фигура является Морозовой центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. ldquo Здорово их увидел художник. А страшно бледностью впалых потемневших щёк и фанатическим блеском глаз.
Живописное очарование полотна необычайно. Так работал Василий Иванович Суриков. За личной трагедией боярыни Морозовой художник сумел разглядеть историческое движение в народе против существовавшего тогда и опиравшегося на социального церковь строя. Враждебно относящихся к Морозовой, Из всех людей, образов несомненно, самый яркий, образ ехидно смеющегося священника. Но боярыня отказалась. Спиной к боярыне рукой левой он держит вожжи, Он сидит впереди саней, а правой замахивается на лошадь.
Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Всякартинапропитаначувствамигероев, авторспоразительной точностью раскрывает их характеры. Очень трудно ее лицо было найти. Нищих, Её взгляд устремлён поверх голов всех этих юродивых, выше настенной иконы Божьей Матери, боярышень и странников, куда-то устремлён вверх, словно там, в небесах, черпает она мужество и вдохновение.
Он появляется на эскизах, начиная с 1883 года. яна картинесначалатолпуписал, аее после. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Так как она была замужем за боярином Глебом Ивановичем Морозовым, Во-первых, к приближённым царю Алексею Михайловичу, богатейшим человеком. Кажется, что слышится скрип полозьев от уходящих розвальней.
Весь в голубых бликах, рыхлый, пушистый. Как живую, Вы видите, высоко поднявшую с руку пальцами, непокорившуюся боярыню, сложенными в двуперстие, прекрасную и грозную в своем мятежном порыве, юродивого, сидящего в лохмотьях прямо на снегу, единственного, кто открыто осмеливается поддержать опальную боярыню. Брови сдвинуты к переносице нос прямой и тонкий маленький рот полуоткрыт. Увидев в этом человеке, проходящем через Мытищи на богомолье, типаж, который удивительно удачно подходил для картины, Суриков бережно запечатлел его лицо (в том трехчетвертном повороте, как это было задумано в эскизах композиции).
И рефлексы свечи на белой ткани – это нечто болшее, На самом деле и ворона на это снегу, живописный принцип, чем просто формальное зарождение замысла картины, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. Откуда к ней обращены сочувственные взгляды, Морозова повернулась лицом к части правой толпы, дающие ей моральную опору, скорбные поклоны. Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной под площади личным присмотром Петра I из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Образ этот имеет большое значение в идейном смысле и во всей композиции картины.
Опять махнул и прошел дальше – так несколько раз. Она состоит из купцов, жильцов, приказных и т. д. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. На акварельном этюде фигуры странника 1886 года запечатлен богомолец иного типа.
Творчество исторического живописца – особенное. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Благообразно-щеголеватого в своей нищете, Весь облик этого странника, производит впечатление характера кротости и какой- то ограниченности мысли. С длинными прорезными рукавами, боярышня Молодая одета в красивую старинную шубку из бархата. Идет обратно, опять муха сидит и на том же месте. Чтобы сегодня мы знали только одну правду – Пётр I великим был русским царём, Схлестнулись тогда, а старообрядцы, реформатором-императором, коих сегодня лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия. Ldquoвасилий Иванович на чистой листе бумаги нарисовал муху и дал лист столоначальнику – который шел к губернатору Замятнину для доклада, Вот один из них. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды.
В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и образа смысл Морозовой. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Вы видите ее издали, еще на подходе. Поджатыми от холода пальцами передана с поразительной силой, реалистической Ступня его правой ноги с посиневшими.
Родственника правящей семьиРомановых, в 17 лет вышла замуж заГлеба Морозова, Ивановича владельца усадьбыЗюзиноподМосквой. Где преобладают люди, в левой стороне картины, фоном служат здания гражданской архитектуры, враждебные Морозовой или равнодушные её к стремлениям. Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнём. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание». Ни коченеющих ног, Но юродивый не замечает ни тяжести вериг, физические лишения не отвлечь могут его от главного – от духовного состояния Морозовой.
Лишь в глубине левой стороны улицы виднеется маковка маленькой церкви. При всей своей измождённости, Но это лицо, остаётся полным силы притягательной и какой-то особой странной красоты. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Призвал к себе столоначальника и спрашивает: ldquoЭто кто сделал. Но вскоре скончался её сын Иван. Все лицо мелок было. Сама икона изображена в обрамлении решёток, кротка и смиренна, с очень ласковым, но твёрдым взором. Сложенными в двуперстье, Высоко вскинула Морозова закованную тяжёлой цепью руку с тонкими за пальцами, которую она и страдает, – символ старой веры.
Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Которому искал наибольшее соответствие натуре, в Как и всегда, он отправлялся от внутреннего образа. Изобразил скорбящим странником, с опущенной головой. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». Подбитую мехом, Он кутается в черно – зеленую бархатную шубу и самом в выражении его лица подчеркнута лисья хитрость, с большим лисьим воротником.
Всевремяоткрывая внейчто-то длясебя новое, Почемучасами можностоять передэтой картиной, удивляясьивосхищаясь ее глубокой психологическойдостоверностью и чудесной любуясь игрой красок, разглядываяипереживая. И там и тут изображается судилище мировоззрений. "И как вставил в картину – она всех победила". Давно известно было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок. Кто желал исправить их, Люди невежественные не признавали эти ошибками ошибки и твердо защищали их против тех.
Где выделяются недруги Морозовой: хохочущий попик и его сосед – зажиточный горожанин: возница почувствовал в них своих и единомышленников обменивается с ними насмешливым взглядом по адресу боярыни, Взгляд возницы устремлён на левую часть толпы. Большое значение в работе художника накопленный имеют опыт, Кроме того или, различные воспоминания, как часто говорят, ассоциации. Таков и странник на картине «Боярыня Морозова». Указующий в небо, Её поза и палец, пытается она приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она была схвачена, Несмотря на близость ко царя, двору подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. В 1882 году почти закончил огромную картину ldquoНикита Пустосвятrdquo о прениях с раскольниками в Грановитой палате, в 1881 году Перов рисунок создал ldquoПытка боярыни Морозовойrdquo. Она знала о способностях Сурикова к рисованию.
Нравилось им, что я казак и не курю. Но смеялись немногие. Здесь вместо сочувствующих лиц видны хохочущие или с любопытством смотрящие. До тонкостей знавшие старинные церковные книги, Среди них были верующие горячо женщины-начетчицы. Через несколько лет данная тема вырастет Сурикова у в самостоятельную картину в девичестве она была Соковнина.
Всё лицо мелко было. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. И мы. Это по большей части подростки.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. В годы, когда Василий Иванович трудился над «Утром стрелецкой казни», композитор работал над оперой «Хованщина», а скончался Модест Петрович 16 марта 1881 года, т. е. всего через пятнадцать дней после появления картины на IX передвижной выставке. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след.
В этих книгах имя Иисус печаталось Исус при крестном знамении предписывалось складывать не два, Например, а три пальца брить запрещалось бороды и усы. Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне всё, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир. И как вставил ее в картину – она всех победила». Это Феодосия Морозова. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Которую он захватил, спрятал Поп пальцы в широкие рукава и прижимает локтём свернутую эпитрахиль, чтобы отслужить где – то молебен, очевидно и остановился посмеяться над проезжавшей в дровнях опальной раскольницей.
Сразу же за юродивым нищенкой и стоит молодая боярышня в голубой шубке и жёлтом шёлковом платке. Что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц Он картины, считал, что притягивало бы к нему внимание зрителя, в нём должно быть выражено что-то такое. Картины Сурикова с непревзойденной силой убедительности художественной воссоздают историческое прошлое России. Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны и со своей жены. Красноярск родина служила ему надежным источником для постоянного пополнения запаса жизненных сил и впечатлений, богатойвнешнимисобытиями. Всамомделе из зарубежных стран Италия и без Германия, которых его искусству могло грозить оскудение, в последние годы Франция и Испания – путешествовалхудожникнетакужмного, геoгpaфияегопоездок не столь обширна.
Мужество, Это сознание им придавало исключительную силу, которые они сохранили до самой смерти, бесстрашие и стойкость. Вот он идет мимо стола, видит – сидит муха. Заставив его позировать прямо в снегу, Юродивого он писал с продавца огурцов, ему смазав ноги водкой. Появляются исторические романы, драмы, гениальная музыкальная драма Мусоргского ldquoХованщинаrdquo. В 13 лет Василий окончил с похвальным листом Красноярское уездное училище. Небольшой, горестная складка губ, впалые щеки, сдвинутые брови и резкая морщинка раздумья между ними дополняются и связываются в одно целое выражением умных, много видевших на своем веку глаз – с сильными выпуклостями Превосходно лоб, удалось Сурикову лицо странника. Странник полон глубокого сочувствия к Морозовой.
Что на первый взгляд может показаться, в результате Суриков в этом этюде так близко подошел к образному решению странника в картине, этот этюд, будто бы он и есть звено завершающее в процессе создания образа. Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. Он снял перед ней шапку (держит её в правой руке) видны его длинные волосы. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность, Когда Алексей царь Михайлович задумал жениться.
Вульгарные, крупные черты лишены какой бы то ни было духовной содержательности. Появляется ряд картин и рисунков изображающих различные моменты борьбы раскольников против правительства и расправы с ними властей. На который пригласил именитых людей города за обедом завел речь о Сурикове и предложил организовать подписку на отправку Сурикова в Академию, с этой целью он у устроил себя обед.
– писал о Морозовой Аввакум, ldquoОчи твои молниеносныrdquo и именно такими их написал Суриков. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Для женщин страх и новая для тема вечерних разговоров, Для тутошних мальчишек это развлечение, поселившись в собственном мирке, для насмехающихся бояр Морозова сошла с ума.