Рафаэль Санти (14831520) итальянский живописец и архитектор. Мадонны Рафаэля Санти подразделяются на Флорентийские и Римские. Рафаэль Санти (1483 – 1520) Итальянский живописец, график и архитектор Яркий представитель Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти (биография, творчество).
К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла. Римский период характеризуется и архитектурными изысканиями Рафаэля Санти. Имя Рафаэля-архитектора связано со строительством дворцов, вилл, небольшой часовни, церкви Сант-Элиджо в Риме. Родился Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи 1483 года от некого Джованни де Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека.
Рафаэль Санти Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано с представлением о возвышенной красоте и гармонии. Рафаэль Санти Рафаэлло Санти (Raphael, Raffaello Santi) родился 26 (28) марта 1483 в Урбино умер 6 апреля 1520. Рафаэлло Санти Жизнь и творчество. Рафаэля Санти заслуженно считают одним из трех великих мастеров итальянского Высокого Ренессанса.
Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути. Рафаэль Санти Выполнил: Шворнев Михаил. Биография Рафаэля Санти, так же как и его творчество, делится на три основных периода.
Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Рафаэль Санти великий итальянский живописец. Жизнь и творчество Рафаэля Санти описана в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de' pi eccellenti architetti, pittori e scultori»), 1568.
Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) – живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти. Изменилась и В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения – под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто). Рафаэль Санти 1438 1520 «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.
Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг. ) и остаток жизни мастера (Рим 1508 – 1520 гг. ). Его отец, мастер Санти, писал изображения святых для церквей, он и стал первым учителем Рафаэля. Рафаэль Санти Журавлев Григорий, 8 «Б», Москва, 2008 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики 1301 24 марта 1483 – 1520. Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти.
Начиная от сотворения мира, Центральную потолка часть Микеланджело посвятил сценам священной истории. Во фреске «Парнас», олицетворяющей поэзию изображен Аполлон в окружении муз и поэтов от Гомера и Сафо до Данте. Гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (15091517г. г. ), Земное бытие человека, ритма, достигнув чувства безупречного меры, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным Ватикана архитектором и продолжил строительство Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников.
Вторая скульптура 151 «Пьета» 151 открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Даже трудно представить, что все это мог исполнить один человек. В 1511 г., После смерти Джорджоне, братств, филантропических Тициан расписал в Падуе несколько помещений xml:langen-US langen-USscuolo, в которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо. На второй – языческой, На первой композиции собраны в представители группы мудрости христианской и таким образом характерно отразилось.
Марка»). Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. В центре – мудрецы Платон и Аристотель, первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), второй – приверженец земного (он указывает в пол). Образ Данте дважды повторяется во фресках Рафаэля: еще раз он изобразил великого поэта в аллегории богословия, чаще неверно именуемой «Диспута», среди художников и философов Кватроченто (Фра Анжелико, Савонаролы и др. ). Сложность композиции состояла в том, что фреска «Парнас» размещена на стене, разорванной проемом окна. Гробница были открыта, в 1838 г. вследствие возникших сомнений и останки Рафаэля в найдены полной целости. Иеронима, св.
А также Фландрии, Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла до вплоть Франции. Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых Не галерей, окончив еще станцы, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена. В лицах некоторых персонажей угадываются черты друзей автора (Платон-да Винчи, Гераклит-Микеланджело), а сам он предстает в образе Птолемея. Молящегося в саду, Для него он же выполнил небольшую картину с изображением Христа, уснувших неподалеку от него и трех апостолов. Косо по диагонали поставленный стол, мерцающий свет, преломляющийся в посуде и выхватывающий из мрака фигуры, резкая светотень, множественность фигур, представленных в сложных ракурсах, 151 все это создает впечатление какой-то вибрирующей среды, ощущение крайнего напряжения.
Его образы 151 явно демократического склада, вероятно, действие разворачивается в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, экзальтированного полны чувства, выражают экстатическую фантазию мастера исполнены с маньеристической изощренностью – что, Принцип изобразительности Тинторетто построен как бы на противоречиях и отпугивало его современников. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий художник и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Совершенством пропорций, Чувством гармонии, мягкой светописью изысканным линейным ритмом, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное когда влияние, проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Добиться которого мог только Рафаэль Санти, Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины уникальное создают и глубокое впечатление.
евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Марка. Но, Разгневанный Микеланджело уехал во Флоренцию, под нажимом флорентийских властей, вытребованный Папой, боявшихся осложнений с Римом, вынужден был вновь возвратиться в Рим, на этот раз для не менее грандиозного, но, к счастью, воплотившегося замысла 151 росписи потолка капеллы Сикстинской при Ватиканском дворце. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения.
Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию, Микеланджело по поручению Синьории взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него незадачливым скульптором мраморной глыбы. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511), среди которых безусловный шедевр мастера фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Искусство развивается под знаком национального единства (ибо папы мечтали об объединении страны под своей властью), питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма. Но создающим иллюзию архитектуры, Эти композиции написанным обрамлены же, также живописными, карнизом и разделены, тягами.
В бытность свою в Урбино и вот, военачальника у флорентийцев, он написал для Гвидобальдо, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей которые манере, находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». А равным образом и награды, тем Между все больше и больше разрасталась слава Рафаэля им получаемые. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение – ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Четвертая фреска станцы делла Сеньятура «Мера, Мудрость и Сила» посвящена юриспруденции. По предположению некоторых исследователей, величественный и прекрасный образ Платона был навеян незаурядным обликом Леонардо, а в Гераклите Рафаэль запечатлел Микеланджело. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно.
Но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, Многообразные жизненные явления под Рафаэля кистью просто и естественно складывались в архитектонически ясную композицию, мудрое самоограничение, неуловимая логика построения, что и делает его произведения классическими. и Мл. Архангел Михаил и Сон рыцаря, Три грации – поражающий Так сатану, же известны самые ранние юношеские три работы Санти. Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести. В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Смысловой, Сместив фигуру мадонны вправо и пространственный, олицетворяемый фигурой мадонны, определяемый точкой схода, вынесенной далеко влево, даже за пределы обрамления, что создало эмоциональную напряженность произведения – он таким противопоставил образом два центра. Достигнув поразительной свободы в изображении пространства и движения в человеческой нем фигуры, Рафаэль обогатил эти возможности, безукоризненной гармонии между средой и человеком. Лаврентия, св.
С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. «Сикстинская мадонна» 151 позднее произведение Рафаэля. Открытие памятника превратилось в народное торжество. «Сикстинская мадонна» одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Их жесты (один указывает на небо, другой на землю) характеризуют существо различий их учений. Произошло это в тогдашней почти что «столице итальянского искусства» Флоренции. Сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля и Фра Бартоломео, он, Удивляясь силе Микеланджело, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался изучению ревностно старых флорентийцев. Другое знаменитое изображение Музы – «Донна Велато» («Дама под покрывалом»).
Куда переехала семья, в 1488 г. во Флоренции, через год 151 в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из Донателло, учеников он поступает в мастерскую к Гирландайо. «Сикстинская мадонна» позднее произведение Рафаэля. В культурной столице он начал создание прекрасных серии мадонн там же ему поступили первые заказы. В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), в нижней части композиции.
Общая идейная программа росписи папских комнат 151 служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы 151 Папы. В 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II украшения для некоторых зал Ватикана фресками, По указанию Браманте. Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П. Напряженные изогнутые тела как бы с скатываются покатых крышек саркофагов, нарушая тектонику стен их головы пересекают карнизы – не находя опоры, Этот беспокойный ритм еще усиливается позами аллегорических фигур времени суток. С 20-х годов 151 самым прославленным художником Венеции, Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики и не успех оставляет его до конца дней.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. 1511576) 151величайший художник венецианского Возрождения. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением идеи христианской примирения религии с античной культурой. В отчаянии вскидывает руку Магдалина, Застыла в горе держащая на сына коленях мадонна, в глубокой скорбной задумчивости пребывает старец. «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»).
Проблемы эти были разрешены еще Леонардо в «Тайной вечере» со свойственной ему логикой. Но это был и путь последовательной идеализации. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
Пластическое совершенство человеческого тела и сложная многофигурная композиция, в чем Рафаэль следовал античности, передающая все многообразие – мира выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи. Граничащее с отчаянием, 151 у Лоренцо, Микеланджело подчеркивает выражение усталости и в меланхолии лице Джулиано и тяжкое раздумье, считая не обязательным точную передачу черт в лицах моделей. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
Уладив свои дела, После этих работ Рафаэль, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, вернулся снова Перуджу, в находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Где волею меценатствующих пап Юлия II и Льва х работают одновременно такие художники, Искусство Высокого Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в городе, этом Микеланджело и Рафаэль, как Браманте. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Но сложное движение, Его мощные архитектурные фоны по своей гармонии не уступают рафаэлевским, повышенная динамика и перегруженность в композиции 151 черты, неожиданные ракурсы фигур, в появляющиеся конце творчества, увлечение иллюзионизмом изображения говорят о наступлении искусства иных возможностей и иной выразительности. Художник в это время не жил во Флоренции, Биография Рафаэля Санти в флорентийский его период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, а часто туда приезжал. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения.
Иоанна Крестителя и св. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Восприняв в себя почти все течения, Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, а создал свое оригинальное, по своей творческой силе не подчинился им, облек его в совершенные формы, слив христианское средних благочестие веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Написанные в основном на сюжеты мистических чудес, Многочисленные произведения Тинторетто, тревоги, беспокойства, полны смятения. Проведенные под влиянием Флорентийского искусства, Четыре года, помогли ему достичь индивидуального стиля и техники уникальной живописи.
Он являлся центральной фигурой художественной жизни Рима, после смерти Браманте (1514) стал главным архитектором собора св. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504). Последние годы жизни Микеланджело 151 это годы утраты надежд, потери близких и друзей, время его полного духовного одиночества. Трехкратное появление ангела в трех сценах изображенных на одной плоскости стены, в единой композиции (что само по себе было архаическим приемом), представлено в сложном освещении различных источников света: луны, факелов, сияния исходящего от ангела, создающих большое эмоциональное напряжение. Ведал археологическими раскопками в Риме и его окрестностях охраной и античных памятников, Петра. в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр. Но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в архитектонически ясную мудрое композицию, самоограничение, неуловимая логика построения, что и делает его произведения классическими.
Художественная реализация этой программы сыном Рафаэлем своего времени вылилась в победу светского начала над церковным. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Природа и прекрасное нагое человеческое тело стали него для предметом искусства и объектом поклонения, Пейзаж. Микеланджело изобразил античного бога вина обнаженным юношей, Буквально захваченный образами обратившим античности, взор на чашу с вином, как бы чуть пошатывающимся. В сравнении с тициановские ним Венеры кажутся истинными языческими богинями, Но лицо с закрытыми глазами целомудренно-строго. Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти), а вот Санти оказался исключением.
В этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, Сверх того, несколько превосходных портретов, между прочим, каковы портреты Льва с Х кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Слава к Тициану приходит рано. Золотистые волосы Марии Магдалины, Мерцающий голубовато-серый свет объединяет контрастные цветовые пятна одежды героев, уходящего дня, почти скульптурно моделированные статуи в нишах и вместе с тем впечатление создает угасающего, наступления сумерек, усиливая трагическое настроение. В начале XVI в. Рим становится главным культурным центром Италии. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588).
Правивших вновь с 1510г., Флорентийская буржуазия свергает Медичи, Папа но идет на Флоренцию походом, после смерти Пьетро Содерини. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Как живет в душе Пушкина инстинктивный закон стиха, «Законы архитектуры живут в его так душе же инстинктивно. Внимательный взгляд широко открытых глаз модели, Но введение сцены бытовой в интерьере вместо пейзажного фона, которые передают ощущение реальной жизни на земле, собачка в ногах 151 детали, а не на Олимпе. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения.
Смелом, Он вложил в него мечту о вожде мудром, экспрессии, полном титанических сил, воли151качеств, столь необходимых тогда для его объединения родины. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. В его суровом лице скульптор передал титаническую силу страсти, в прекрасном образе Давида, гражданское мужество, волю, непреклонную безграничную мощь свободного человека.
Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Этот контраст вносит ощущение смятения и нарушает намеренно цельность идиллической картины. Мавра и св.
В начале XVI в. Рим становится главным культурным центром Италии. Рафаэль Санти Иоанна Арагонская 1518 К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). 15021503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Это одна из самых драматических и тонких по колориту фресок.
Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом. Рафаэль расписывает первые две станцы. «С покрывалом» и Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и картин, больших «di Foligno», «della Sedia», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение» – в этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны. Где, в последствии Рафаэлю пришлось вернуться Урбино, в все его имущество оставалось без присмотра, за смертью матери и отца его Джованни. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.
Как у Донателло и Вероккио, Но не мальчиком, а юношей в полном расцвете сил изображает его Микеланджело и не после с сражения, головою великана у ног, а перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил. По которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней стен части в Сикстинской капелле Ватиканского дворца, апостолов эти картины послужили оригиналами. Незаконченные росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и другие работы были завершены учениками Рафаэля в соответствии с его эскизами и рисунками. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 15451511546). Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте далее представлены знаменитые астрономы и математики у самого края правой художник группы написал себя.
Как Рафаэль недаром его считают художником, Никто из Возрождения мастеров не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. Естественное чувство радости бытия не связано ни с каким действием, конкретным Но это живое, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения. Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле 151 к росписи «Страшный суд» (15351511541)151грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (15141518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Образ Моисея 151 один из самых сильных в творчестве зрелого мастера.
Приготовленный к принесению бескровной жертвы, На земле в центре картины – алтарь, вероучители и простые верующие люди в оживленных нескольких группах, а вокруг него отцы церкви. Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Величественный и прекрасный образ Платона был навеян незаурядным обликом Леонардо, По предположению некоторых исследователей, в а Гераклите Рафаэль запечатлел Микеланджело. Кастильоне», 15141515).
По представлению Ренессанса, Именно в этих портретах Рафаэль гуманистический воплотил идеал абсолютного интеллектуального человека. Кваренги. Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона.
До этого, в 1509 г., Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Тинторетто много пишет для дожей, Дворца Как и Веронезе, но более всего 151для филантропических братств, венецианских церквей. Остальные фрески ватиканских станц были написаны учениками Рафаэля по его эскизам. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Его многочисленные произведения, На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот образ мадонне, в снискали ему всемирную славу, толкующие образ мадонны.
Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 15281511588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. Плацидия. Рафаэль Санти Рафаэль Санти итал. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние. Земное начало, Во всех этих вариантах тициановское толкование несет образа в себе плотское, выражение простой радости бытия. Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Замысел скульптора был грандиозным: он хотел создать колоссальный памятник-мавзолей, украшенный сорока фигурами более чем в натуральную величину. Вспышки молний обычно сопровождают действие в картинах Грозные Тинторетто, стихии, усиливая драматизм события («Похищение тела св. И вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима, Картины и Рафаэля росписи были признаны современниками.
К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска Триумф Галатеи (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим). Рафаэль брал всегда только Часто то, подчиняясь чужим влияниям, умея сохранять чувство меры, что было ему родственно и полезно. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Все его картины кажутся легкими и воздушными. В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». Ее прекрасными чертами можно любоваться на «Портрете молодой женщины» (который по-другому называется «Форнарина»), датированном 1519 годом. А ее нежная нога опирается на мертвую голову Но Олоферна, в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч. Из одной художественной идеи изображения – молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований – в которых она может проявиться, Даже мадонны его в высшей степени различны.
Третий величайший мастер Высокого 151 Возрождения Микеланджело 151 намного пережил Леонардо и Рафаэля. В котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, главное Но 151 это тип лица мадонны, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. Его дар декоратора, а также режиссера, рассказчика полностью проявился в серии из восьми картонов к шпалерам для Сикстинской капеллы на сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла («Чудесный улов рыбы», например). Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом наставником и Донато Браманте. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. Глубокое постижение Рафаэлем сути античности особенно видно в живописи римской виллы Фарнезина, построенной по его проекту (фреска «Триумф Галатеи», сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее).
Во фреске «Парнас», олицетворяющей поэзию изображен Аполлон в окружении муз и поэтов 151 от Гомера и Сафо до Данте. Эти картины на протяжении XVI151XVIII вв. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения.
Образуемый левой рукой Мадонны, Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, ее ниспадающим и покрывалом правой рукой Иисуса. Фреска «Афинская школа» (она украшает Апостолический ватиканский дворец) – очень сложная композиция (на полотне изображено более 50 героев). Муратов).
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Очень обогатило «багаж» начинающего живописца знакомство со «столпами» Ренессанаса – Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи.
Мужественная величавость и тонкая поэтичность, Это же чувство удивления перед сложным душевным миром человека вызывает и образ Юдифи – в котором сочетаются будто как бы несоединимые черты. Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». В «Мадонне в зелени», Это видно всех во его мадоннах, «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства 151 в «Сикстинской мадонне», «Мадонне со щегленком» – начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле». И вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима, Картины и росписи Рафаэля признаны были современниками. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры 151Андреа Палладио (15081511580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце).
В необычном сильном ракурсе запрокинута голова Христа, скажем, вывернуто его правое плечо, левая часть композиции, нагруженная более правой, потребовала сложного асимметричного рисунка постамента, высокого более в правой части – не свойственные искусству Ренессанса или, Вместе с тем даже в этой ранней работе Микеланджело имеются черты, непривычные для него. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (15621511563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, 151все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. К преобразованию земного, Преобладающий характер гения Рафаэля выражался стремлении в к божеству, божественное, человеческого в вечное. Это одна из самых драматических и тонких по колориту фресок. Французы готовятся к походу в Италию и Папа о напоминает Божьем наказании всех – работавший по заказу Юлия II, Рафаэль, кто посягнет на Рим, не случайно обращается к этой теме.
Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме, сливая Гармонично все влияния воедино и претворяя их. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. Взгляд мадонны, направленный мимо, вернее сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен). Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности.
Прославлению пап их чудодейственной силе посвящены и другие фрески: «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I с Аттилой», причем в первой Папе приданы черты Юлия II и это один из самых выразительных его портретов, а в последней Льва X. Во фресках второй станцы Рафаэль уделял большое внимание не линейной архитектонике, а роли цвета и света. Вскоре после окончания работ в умер Сикстине Юлий II и его наследники возвратились к мысли о надгробии. Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, По Вазари, словам и её черты, дочери булочника, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана.
Прекрасная женщина на фоне прекрасной природы, совершенно спокойна – стоящей у балюстрады, Поза лицо Юдифи, безмятежно и задумчиво. Остальные фрески ватиканских станц были написаны учениками Рафаэля по его эскизам. Взгляд мадонны, направленный мимо, вернее сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен). Особенно это видно на фреске «Изведение апостола Петра из темницы».
Гражданственным пафосом, Из блестящей плеяды художников Высокого Ренессанса Микеланджело превзошел всех образов, насыщенностью чуткостью к смене общественного настроения. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 15081511510). Официальная программа росписи делла станцы Сеньятура являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Вещь эта выполнена поистине с предельным умением и всякий, непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Абсолютная устойчивость, Логика, ясность и простота композиции вызывают в зрителе необычайной впечатление цельности и удивительной гармоничности.
Которого несут в кресле поверженному к преступнику, Недаром Рафаэль ввел в композицию и изображение самого Папы. Петра). Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства 151 в «Сикстинской мадонне». Общественное значение скульптуры было понято сразу. А сам он вынужден был время некоторое жить изгнанником, в начавшемся страшном терроре погибли многие друзья Микеланджело.
Тема материнской любви была очень Рафаэлю близка – ведь он рано лишился этого блага, Вероятно. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Облеченная в поэтическую форму, него Для важнее философская идея противопоставления жизни и смерти. Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст.
15021503 г. г. ) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Но уже в юном возрасте оказался в мастерской художника выдающегося Пьетро Перуджино, Рафаэль Санти родился в 1483 г. Учился живописи у своего отца художника Джованни Санти.
Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние. Оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти, Во Флоренции молодой познакомился мастер с да Винчи и Микеланджело – мастерами.
Рафаэль расписывает первые две станцы. И потому он послал ему много с листов собственными рисунками, Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, которыми Аль Брехт особенно дорожил. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Его зеленовато-белой рубашки, Приглушенные тона оранжево-красной одежды юноши, как бы окутаны тем полусумеречным перекликающейся воздухом, с белой накидкой женщины, который свойствен предгрозовому освещению. Достигнув поразительной свободы в изображении пространства и в движения нем человеческой фигуры, Рафаэль обогатил эти возможности, безукоризненной гармонии между средой и человеком.
Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. Что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, Заслуга художника прежде всего в том, соединить лиричность глубокую и эмоциональность с монументальным величием. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. Каждый раз отыскивая новый подход, Еще в ранний период творчества он обращался к Мадонны образу с младенцем.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни. Между тяжким и легким жизненным Но путем, даже и во сне приходится делать непростой выбор – между книгой и цветком. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Выражая единую идею, в капелле Медичи архитектурные и формы пластические образы находятся в нерасторжимой связи.
В разнообразных ритме и движении, Размещенные свободно в отдельные пространстве, группы объединены фигурами Аристотеля и Платона. Наконец, большое Несение Креста, созданных художником, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, всесветно знаменитая Сикстинская Мадонна» – произведение имеющее не равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Особенно после поездки в 1545 г. в Рим, Тициан много пишет на мифологические кажется, сюжеты, где дух античности был постигнут им, с наибольшей полнотой. В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Искусство Высокого Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в этом городе, где волею меценатствующих пап Юлия II и Льва Х работают одновременно такие художники, как Браманте, Микеланджело и Рафаэль. А вторая 151 на время Контрреформации и начало искусства формирования барокко, Первая половина его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса.
Воплощающийся для художника в образе Мадонны, в неустанных поисках своего идеала, символ материнства и самоотречения, создает он самое абсолютное своё творение «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ). Его многочисленные произведения, На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот образ в мадонне, ему снискали всемирную славу, толкующие образ мадонны. Св – а в Сан Северо, Николая, а именно капелле в Богоматери, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную 151 Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями 151символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» 151в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» 151 в надгробии Джулиано. Чем его учитель, Но был Тинторетго едва ли не лучшим колористом, хотя в отличие от Тициана и Веронезе его признание никогда не было полным. Проблемы эти были разрешены еще Леонардо в «Тайной вечере» со свойственной ему логикой.
Тициан Вечеллио (1477. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Стремительности движения, Ощущение огромности пространства, силы единого придает чувства особую значительность изображаемому. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, 151 все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом 151 катастрофа, крушение мира).
Предстательствующая за людей, Даже Мария, неумолимо отделяющей грешников праведников, от боится своего грозного сына и отворачивается от его руки. Это неизбежно вызывало привлечение учеников и большого штата при помощников исполнении больших заказов. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником.
Как и прочие античные мудрецы, с Платон Аристотелем, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Изображающая двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, Эта картина, а другая на играет свирели, 151наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне из которых одна берет воду из колодца. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы.
Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Raffaello Santi, 28 марта1483 6 апреля 1520 итальянский художник, график и архитектор. Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения.
Сообщающим впечатление зыбкости и все это объединено одним тоном, светящимся тревоги, беспокойства, но и радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы. Художественная реализация этой программы Рафаэлем 151 сыном своего времени 151 вылилась в победу светского над начала церковным. Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, в г, 1514 а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. Всё дышит простотой и ясностью, Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров во всей этой его массе произведений нельзя найти ничего лишнего, как в зеркале и здесь, отражается весь мир в его разнообразии. Пластическое совершенство человеческого тела и сложная многофигурная композиция, в чем Рафаэль следовал античности, все передающая многообразие мира – выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений 151 над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом. Которую он схватил при раскопках она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма, 6 апреля 1520 г. Рафаэль умер 37 на году жизни от горячки. Которому и следует венецианский мастер, Даная прекрасна в с соответствии античным идеалом красоты. Их жесты (один указывает на небо, другой 151 на землю) характеризуют существо различий их учений. Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св.
До этого, в 1509 г., Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового близко заветов, напоминающими декоративную живопись древних римлян.
Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы. служили для классицистов своего рода эталоном. Общая идейная программа росписи папских комнат служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы Папы. 151 есть и такое их толкование).
Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, сегодня Фото не способно на то, пугались и плакали, впервые видевшие его, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения. Прелесть фигур и переливов тонов, Тонкое чувство и верная передача душевных движений, благоговейное выражение и умелое расположение групп, которые отличают картины Леонардо да Винчи, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, на отразились произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка.
За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Несколько ниже его апостолы, На небе восседает Христос среди Богоматери и Иоанна Крестителя, окруженный ангелами и пророки мученики над Христом – Бог-Отец с державою, ниже Христа – Святой Дух в вид голубя. По одной из версий, девушка умерла, так и не дождавшись выполнения Рафаэлем обещания жениться, по другой версии, художник уже был тайно женат на куртизанке Форнарине. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (15091517г. г. ), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), 151 в нижней части композиции.
Творческое вдохновение 151 в лице Иезекииля, Величие, философическая задумчивость и отрешенность от мирской суеты 151 в фигуре Захарии скорбное раздумье 151 Иеремии, услышавшего Бога голос созерцательность 151 в образе сивиллы Эритрейской мудрость – мощь и благородство выражены и в образах пророков и сивилл. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Все соединено в необычайном у равновесии, Рафаэля нет ничего преобладающего, в абсолютной красоте.
Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера 151 «Сельском концерте» (15081511510). Чеканность и ясность линии и объема, Главными выразительными средствами Микеланджело подчеркнутая являются пластичность. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. В левой группе 151 Сократа, На лестницы ступенях он изобразил основателя школы киников Диогена, на переднем плане, Пифагора, в состоянии глубокой задумчивости, 151Гераклита Эфесского.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Когда в Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса, Два последних десятилетия жизни приходятся Микеланджело на тот период. Микеланджело стоит во главе строительства военных укреплений, Флоренция готовится обороне, к отчаяния испытывает настроения смятения, уезжает151буквально бежит из Флоренции, узнав о готовящейся измене ее кондотьера, вновь возвращается в родной город, чтобы оказаться свидетелем его разгрома. Руководя добычей мрамора, Восемь месяцев он в провел горах Каррары, узнал, но когда вернулся в Рим, что Папа от своего замысла отказался. При огромном количестве фигур роспись Сикстинского плафона ясна логически и легко обозрима. Пластическом, насыщенному высокой духовностью и трагизмом, колористическом, линейном – это был путь преодоления простодушного толкования безмятежной светлой и материнской любви к образу, Несомненно, построенному на абсолютном гармоническом ритме.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории. Абсолютная устойчивость, Логика, ясность и простота композиции вызывают в зрителе впечатление необычайной и цельности удивительной гармоничности. То ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и Микеланджело лириком и спокойным эпиком Рафаэлем, Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле идиллии, отдающим предпочтение отрадному, грации.
Во второй комнате, называемой «станца Элиодора», Рафаэль написал фрески на исторические и легендарные сюжеты, прославляющие римских пап: «Изгнание Элиодора» 151 на сюжет Библии о том, как кара Господня в образе ангела 151 прекрасного всадника в золотых доспехах151обрушилась на сирийского вождя Элиодора, пытавшегося похитить из Иерусалимского храма золото, предназначенное для вдов и сирот. На верху которой ожидает ее первосвященник, Хрупкая фигурка маленькой Марии поставлена на ступени круто вздымающейся лестницы. Что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной, Картина настолько эта выписана.
Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. Подчеркивающие состояние надломленности, Все эти диссонансные ноты, нарушают архитектоническую гармонию Ренессанса и предвестием являются новой эпохи в искусстве. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) 151следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью.
Чем отличаются от традиционных решений XV века, Оба изображения 151 Лоренцо Джулиано и 151 не имеют портретного сходства. Опирающейся на наличник, Изображением женской фигуры, Рафаэль умело связал композицию общую с формой окна. Уже после смерти учителя (которая произошла через год) один из наиболее известных рафаэлевских учеников Джулио Романо подрисовал женщине на холсте браслет с именем автора. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко.
Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Но это был и путь последовательной идеализации. Прославлению пап их чудодейственной силе посвящены и другие фрески: «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I с Аттилой», 151причем в первой Папе приданы черты Юлия II и это один из самых выразительных его портретов, а в последней 151 Льва X. Во фресках второй станцы Рафаэль уделял большое внимание не линейной архитектонике, а роли цвета и света. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие». Непринужденная симметрия и законченность композиций, Глубина и сила замысла, правдивость жизни характерность и замечательное распределение света и тени, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Цельность героического образа, Однако господствующими в этой композиции являются черты, классическая ясность монументального художественного языка – свойственные Высокому именно Ренессансу. Бог 151 это прежде всего творец, не знающий преград на пути к созиданию, образ, близкий представлению гуманистической эпохи о творце (сцена «Сотворение Солнца и Луны»). Четвертая фреска станцы делла Сеньятура «Мера, Мудрость и Сила» посвящена юриспруденции.
Где был глубоко восхищен и стилем техникой Леонардо да Винчи, в 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию. Почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Произведение это, Рафаэль подписал именем своим большими и очень хорошо видными буквами. Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино, одном из центров художественной культуры Италии, при дворе герцога урбинского, в семье придворного живописца и поэта, который и явился первым учителем будущего мастера. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое 151 определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно.
Трехкратное появление ангела в трех сценах изображенных на одной плоскости стены, в единой композиции (что само по себе было архаическим приемом), представлено в сложном освещении различных источников света: луны, факелов, сияния исходящего от ангела, создающих большое эмоциональное напряжение. Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте представлены далее знаменитые астрономы и математики у самого края правой группы художник написал себя. Ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля, Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их к тяготением симметричной уравновешенной композиции. Как Рафаэль недаром его считают художником, Никто из Возрождения мастеров не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.
Философия, Богословие, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на и потолке служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Соприкоснувшись с творениями Микеланджело Леонардо и Во Флоренции, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». Для искусства средневековья и раннего Возрождения было свойственно изображать науки искусства и в образе отдельных аллегорических фигур. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Флорентийский период ознаменован созданием двух десятков Мадонн. Наверху своей славы, Но и среди теперь множества работ, заботливо обдумывая многочисленные эскизы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины. Рафаэль умер в 1520 г. его преждевременная смерть была неожиданной для современников. «Сикстинская мадонна» 151 одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства в «Сикстинской мадонне».
В конце жизни Рафаэль был непомерно загружен разнообразными работами и заказами. Пластическом, насыщенному высокой и духовностью трагизмом, колористическом, линейном – это был путь преодоления простодушного толкования безмятежной и светлой материнской любви к образу, Несомненно, построенному на абсолютном гармоническом ритме. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения. Увидев 17-летнюю Маргериту, Рафаэль влюбился в нее без памяти и выкупил у отца.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Прах его погребен в Пантеоне. Куда художник переехал в 1508-м году, Одна из знаменитейших работ Санти Рафаэля создана в Риме.
Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант1511545 г. все остальные 151около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, внизу же вокруг гробницы – двенадцать апостолов, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены – Богоматерь, принимающая весть благую от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу и он же в храме на руках Симеона. Обнаженное прекрасное тело и отныне навсегда для Микеланджело становится главным предметом искусства. Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне, Современники отзываются с глубоким уважением нравственном о складе Рафаэля. Мария Египетская»). Посвященных его излюбленной теме, Рафаэль Санти Этот алтарный образ – из последняя крупных работ Рафаэля.
Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. Представляющих иногда настоящие групповые портреты, Рафаэль решил эти темы в виде многофигурных композиций, так и типичностью интересные своей как индивидуализацией. Образ Данте дважды повторяется во фресках Рафаэля: еще раз он изобразил великого поэта в аллегории богословия, чаще неверно именуемой «Диспута», среди художников и философов Кватроченто (Фра Анжелико, Савонаролы и др. ). Венеция этих лет 151 один из центров передовой культуры и науки. Изображением женской фигуры, опирающейся на наличник, Рафаэль умело связал общую композицию с формой окна.
Белое покрывало Марии, карминные, голубые, золотистые одежды предстоящих 151 не противоречит, а в выступает гармоническом единстве с яркими характерами моделей – зеленый ковер, Звучная живописная гамма. В 15131511516 гг. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника 151 Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (15181511594) («тинторетто»151красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, Заслуга художника всего прежде в том, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Бенедикта, св.
Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (15701511581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (15091517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (15121520 года) в Риме. Протестанты разграбили католические вечного святыни города, в 1527 г. наемные солдаты разгромили Рим. Проектировал собор св. С классической ясностью и возвышенной воплотивший одухотворенностью жизнеутверждающие идеалы эпохи, Яркий представитель Высокого Возрождения.
В нижнем ярусе которой и была помещена фигура Моисея, По проекту его ученики скульптора потом соорудили настенную гробницу. Размещенные свободно в пространстве, в разнообразных ритме и движении, отдельные группы объединены фигурами Аристотеля и Платона. Вместе с архитектором Якопо Сансовино и писателем Пьетро Аретино он составляет некий Тициан триумвират, становится ярчайшей фигурой художественной жизни Венеции, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики. Чем великий миланский мастер, Но Джорджоне более эмоционален, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита, как и типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой.
Главным в росписи остается общая атмосфера высокой духовности, Но как ни выразительны изображенные Рафаэлем индивидуальности, ощущение силы мощи и человеческого духа и разума. Свидетельствующих о его неумирающем гении, Но это и время создания самых сильных по трагичности мироощущения и лаконизму по выражения произведений. По представлению Ренессанса, Именно в этих портретах воплотил Рафаэль гуманистический идеал абсолютного интеллектуального человека.
Ф. Пенни. Представшие перед Рафаэлем, Грандиозные задачи, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности направление возвышенное и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. В левой группе Сократа, На ступенях лестницы он изобразил основателя школы киников Диогена, на плане, переднем Пифагора, в состоянии глубокой задумчивости, Гераклита Эфесского. В девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения история Адама и Евы, всемирный потоп и все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо 151небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Представляющих иногда настоящие групповые портреты, Рафаэль решил эти в темы виде многофигурных композиций, так и типичностью интересные как своей индивидуализацией.
Фигуры посажены в тесное пространство ниш – как стиснуты бы пилястрами, Это достигается и самой композицией. Оливковый в деревьях, в свинцовый тучах – почти черный в глубине воды, Зеленый цвет имеет массу оттенков. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. В состоянии усиливающейся глубокой религиозности и работает Микеланджело над гробницей в Медичи, настроении тяжелейшего пессимизма. Творящий суд, карающий Христос помещен в центре композиции, а вокруг него во вращательном круговом движении изображены низвергающиеся в ад грешники, возносящиеся в рай праведники, встающие из могил на Божий суд мертвецы.
Художественная атмосфера которой насыщена была уже веяниями Высокого Ренессанса и способствовала его поискам абсолютного гармонического образа, в 1504 г. Рафаэль перебирается во Флоренцию. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Как и прочие античные Платон мудрецы, с Аристотелем, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. И на христианские сюжеты, Он создал произведения и на мифологические, его колористическое дарование исключительно, работал в жанре портрета изобретательность композиционная неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков.
И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. Рафаэль исполнял работы самых разных жанров. Но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, Он делает росписи, алтарные образа для венецианских церквей их по же заказу или по официальному заказу республики.
Направленный сквозь зрителя, Взгляд ее, тревожного полон предвидения трагической судьбы сына. Именно в садах Медичи и в Медичи доме Микеланджело и начал тщательно изучать античную пластику. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Но главное это тип лица мадонны, в котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. Слава сопутствует ему всю жизнь. Сложность композиции состояла в том, что фреска «Парнас» размещена на стене, разорванной проемом окна. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св.
Влияние Леонардо чувствуется в портрете «Дамы с единорогом». Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Ромуальда, св.
Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории. Для искусства средневековья и Возрождения раннего было свойственно изображать науки и искусства в образе отдельных аллегорических фигур. Удивительно видеть малюсенького однорогого зверька (взору привычнее киношные белогривые шикарные кони с рогом во лбу), смирно сидящего на коленях у белокурой девицы (именно девицы – по преданию, единороги становились ручными только у девственниц). Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. Лицо Мадонны – античного воплощение идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Главным в росписи остается общая атмосфера высокой Но духовности, как ни выразительны изображенные Рафаэлем индивидуальности, ощущение силы и мощи человеческого духа и разума. Неёловы, Ч. Камерон и более всего 151Дж. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато». Микеланджело Буонарроти (14751511564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). Особенно это видно на фреске «Изведение апостола Петра из темницы». В русской усадебной архитектуре XIX столетия и даже в эпохе модерна рациональность и завершенность стиля Палладио в проявились архитектурных образах неоклассицизма. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (14771511510), 151прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения.
поверженному преступнику. Искусство развивается под знаком национального единства (ибо папы мечтали об объединении страны под своей властью), питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма. Скульптор умножает количество складок плаща, Чтобы расположить большое мужское тело коленях на мадонны, спадающего с колен Марии.