Между прочим, Франчиа прислал Рафаэлю, портрет свой собственной работы в благодарность за полученный от него рисунок. Улицы и площади на почти каждом шагу останавливали восхищенный взор любителя красоты и искусства, Наконец. В это время среди разнородных течений явился гений, прекрасное и свободное творчество которого перенесло семя наивного, непосредственного чувства на почву натуралистического направления плоды этого семени – его произведения, – обнаруживая высший расцвет формы, сохранили в то же время свежий колорит преданий родины и печать наследственной простоты и кротости. Существует даже свидетельство, что еще при жизни отец сам отдал его в учение к Перуджино. Все соединено в необычайном равновесии, у Рафаэля нет ничего в преобладающего, абсолютной красоте. Его фигуры застыли в немом покое.
Главная идея – победа воина Христова над злыми чудовищами. Дед Рафаэля, Санте, мелкой хотя торговлей произведениями старины скоро составил себе благосостояние, счастливой. Тем сильнее это влияние отзывается в душе гениального ребенка. Поклонение античной красоте и с гуманизм его благоговением перед древним миром содействовали возрождению древности.
Которые прибивались иногда к дверям мастерской художника или там, Похвалы и восторги охотнее всего выражались в где сонетах, его произведения выставлялись на суд публики. В мощных контурах его чувствуется сила победителя титанов, возмутившихся против Олимпа. Поражающего змия, Здесь можно было видеть архангела Михаила, окруженного поющими ангелами, страдания Спасителя, гробницу Христа и всю сцену его Воскресения, фонтаны с вином и хор ангелов На площади перед установили собором гроб Матери Христа. Петра, он, вернувшись домой, почувствовал озноб – и скоро его не стало.
Таким образом, Картина приобретает, точнее говоря, особое значение как переходное явление в жизни как Рафаэля, завершение пройденного до сих пор пути. Что 26 дней спустя после смерти папы место его занял родственник герцога Урбино, Их радость и торжество были тем сильнее, которому под именем папы Юлия II суждено было играть значительную роль в истории Италии, Джулиано делла Ровере, в развитии Возрождения и, в частности, в личной жизни Рафаэля. Петрарка не послушался. То привлекательную прелесть детского лица, Он запечатлевает известной с строгостью то серьезный характер. Герцог изменнически выгнал Гвидобальдо из его владений, Пряча личиной под дружбы коварные планы и последнему едва удалось спасти жизнь бегством. Позволяя ему помогать себе в работе и с увлечением рассказывая о славных художниках, Вместе с тем он передал ему и часть своих и знаний опыта, о той любви и поклонении их жизни и деятельности, которыми их окружал народ, о покровительстве знатных владетелей и прекрасных дам.
Приятные разговоры и благородные развлечения этого дома делали из него истинный приют веселья, говорит Кастильоне. Он пользовался такою любовью учеников, что они всюду ходили за ним огромной толпой. Чей могучий дух является грозного воплощением протеста, Микеланджело истощил свой гений в усилиях создать нечто грандиозное. Он решил в душе при первой возможности посетить Флоренцию. В этой группе столько жизни, что картину долгое время приписывали сыну вместо отца. На собраниях у Баччо дАньоло обсуждалось всякое новое произведение.
Это настроение осталось отчасти в душе Рафаэля и отразилось на его гении. Всего несколько месяцев прошло, как он ее оставил и уже чувство, подобное «тоске по родине», влекло его назад. Августина» и он указывает в ней брату на следующие слова: «И вот люди восходят и изумляются высоким горам, далеко убегающему морю, шумящим потокам, океану и движению светил и люди теряются в изумлении пред этим величием».
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Художники жили большею частью в между дружбе собой и сохраняли любезность в личных отношениях даже со своими соперниками. Ей способствовала и память об отце Гвидобальдо, знаменитом герцоге Федериго да Монтефельтро, отличавшемся любовью к наукам и искусству, любезностью и покровительством ученым и художникам, что покрыло его имя даже большей славой, чем воинская честь и рыцарская доблесть.
Что она была булочницей или дочерью торговца содой, говорит, Легенда обитавшего близ церкви св. С его критическим и умом поэтическим талантом, Микеланджело интересен весь, презрением к человечеству, с его злой иронией, непримиримый и одинокий. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Грандука». Он сумел понять все, что волновало душу маленького гения, его мечты и горячие стремления к искусству и тем приобрел навсегда искреннюю привязанность и дружбу Рафаэля, который считал и даже называл его в письмах «вторым отцом». Так по красоте и естественности, Уже в первых опытах можно узнать кисть Рафаэля по как ясности и жизненности изображений.
Представшие перед Рафаэлем, Грандиозные задачи, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность выражения для художественных идей. Быть может, Тем более, описания двора герцога выигрывает Федериго, она в смысле хроники современных автору событий, личности его и окружавших его художников, поэтов и ученых. Чернокнижнике и ученом, в сказании о докторе математике Фаусте и медике, астрономе, выразился весь внутренний смысл Возрождения. Прекрасно очерченный нос и полные губы дополняют прелесть изображения.
Сама картина написана рукою несомненно Рафаэля, По мнению знатоков, хотя по композиции и рисункам Перуджино. Уже оригинальнее проявил он себя в картине «Сотворение человека». Энергию молодости и приобретенные познания, Из случайного заказа сделал Рафаэль задачу жизни и вложил в эту картину всю свою изобретательность. Мало того, Этого титула еще никто у него не оспаривал, как ни сильно изменились с того времени взгляды, мы даже ждем не второго Рафаэля, понятия идеалы.
И еще чувство, подсказывающее ему любовь к красоте, стремление к идеалу. История великого человека бывает историей его времени. Уже в XIV веке Сильвестр Медичи играл преобладающую роль в Синьории (верховном городском совете). Отец Джованни носил имя Санте, данное ему при крещении. Граф Федериго из рода Монтефельтро с гордостью знатного рыцаря и славного соединял воина любезность и скромность высокообразованного человека, Властитель местности во второй половине XV века. Рафаэлю было всего 22 года, когда монахини монастыря Монте-Луче, приглашая его написать картину для главного алтаря, называли его «превосходным маэстро» и прилагали уже к его имени название родного города. Божественный гений Рафаэля оторвал последнего от земли и унес его воображение в другую, высшую область, в те сферы, куда не может заглянуть взор простого смертного он увидел саму красоту, сипящую на троне, – она дала ему кисть и краски, «открыла глаза», как некогда Иегова своим пророкам. Когда формировалась индивидуальность человека Возрождения, в это время, она вносила в дом свой вкус, личный женщина не была рабой, взгляды и влияние.
Прекрасно показаны живой, страстный характер Петра и кроткий, любовный тип Иоанна. Между Святой Девой и Иоанном, в верхней части картины, окруженный сиянием славой и в облаках виден Иисус. Ему служили гении, Конечно, но в то же время нельзя не признать его положительной заслуги в том, которыми так богата была его эпоха, что он собрал их и умел не только каждому указать его место, но и вызвать жизни к все их способности – Юлию II благоприятствовало счастье. Где исполнял постоянные заказы на и картины золочение рам для урбинских церквей, в родном городе Джованни Санти имел свои мастерские на улице дель Монте. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне картины смотрят со страхом, смешанным с радостным изумлением, на совершившееся чудо. Перуджино в это время был на вершине своей славы, Современник Леонардо да и Винчи товарищ его по мастерской Верроккьо и имя его уже носила целая школа учеников.
Доныне указывают сложенный из обожженной глины со домик старинными прекрасными окнами на улице св. Взгляните, – говорит Тэн, – что за сила бродила в этих умах оживленных и каким образом пластические искусства находили себе место даже за ужином. Не уживавшиеся вместе в свое время, Рафаэль и Микеланджело, неразрывно существуют один от другого в памяти потомства. Благородный характер гениального художника успел проявиться в и последние минуты его жизни. Политика его не интересует, философия занимает только как предмет изображения. Впрочем, Рафаэль был любезен, деликатен и предупредителен. Но картина эта интересна еще как знамение времени.
По его же последнему желанию над устроена гробом была небольшая ниша со сводом и в ней алтарь. Приподнятая рука остается как бы окаменелой. Таким образом открыт был доступ и Рафаэлю. Отдаленность Урбино от центра Италии – Рима – не спасла герцога от политических волнений, а крепкие стены и неприступное положение города и замка не защитили их от коварства знаменитого Чезаре Борджиа, сына папы Александра VI.
И все-таки герой и полубог ясно видны в найденном чудном обломке. И ветви предлагают каждому его блюдо, Однажды Джанфранческа берет вместо стола огромную кадку и внутри нее помещает гостей из тогда центра кадки поднимается вдруг дерево, между тем как внизу слышится музыка. Дальше святые ангелы, отцы церкви, ученые и философы, ведущие диспут. Многочисленные сонеты, обращенные к древнему Риму, показывают, как сильно было это чувство во время Рафаэля. Не отвечая новым требованиям ни в смысле техники, Умбрийская школа с ее мистически-религиозной направленностью приходит в упадок, в ни смысле характера наивных представлений. Однако, Это влияние, ее характера и преданий, не уничтожить могло своеобразия природы Умбрии.
Но стремился к нему, Он не достиг еще совершенства, как уже было замечено, всегда оставаясь восприимчивым качества эти – стремление и восприимчивость – он передал, сыну. В числе членов его были Франческо Рустичи, Кроме Андреа дель Сарто, гравер Робетта, Аристотель ди Сангалло, музыкант Бачелли Доменико и другие. Резко очерченный нос, Сжатые губы, на падающая грудь, густая борода и все черты говорят о сильном и энергичном характере.
Рафаэля можно упрекать за низведение божества на землю столько же, сколько Фидия и других знаменитых мастеров древности – за их изваяния. Когда Джованни – внук его и будущий отец Рафаэля – был малолетним, еще Перуццоло умер тогда. Иногда на этих собраниях присутствовал и Микеланджело. Город зажил снова широко и весело. Восприняв в себя почти все течения, Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, а создал свое оригинальное, по своей творческой силе не подчинился им, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда человека нового с реализмом и пластикой греко-римского мира. Восьми лет Рафаэль потерял мать, на двенадцатом году – отца. Быть может, Один отрицая Витрувий или защищая его некоторые принципы, составляет исключение но Рафаэль, так благороден и беспристрастен, что нельзя видеть в нем и тени зависти или желания превосходства».
Но и следующие за годы ним юности Рафаэля остаются до сих пор неясными для его биографов, Не только этот период детства. В котором не забыл родных, ни Перед принятием Святого Причастия Рафаэль написал завещание, ни друзей. Партии Черных и Белых долго держали граждан Флоренции в осадном Гвельфы положении и гибеллины. «Кажется, он первый, превосходнейший в живописи, как в теории ее, так и в выполнении.
Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Который подтвердил апостолам, После этого раздался голос Бога, что Иисус его истинный единственный и сын. Нет, но он, не насилуя себя, подчинялся непосредственному влечению. В чем заключается секрет его созданий, Он Рафаэля, спрашивает которая окружает только имена древних художников, дающих ему право на такую славу. При домике был некогда сад, окруженный низкой стеною.
Из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований – в которых она проявиться, может Даже мадонны его в высшей степени различны. Он испытал на себе могущественное влияние флорентийской школы и передал это влияние ученикам, как, например, Пинтуриккьо. Например, Мы видим, который был гораздо старше своего коллеги молодого и пользовался немалой известностью в то время, что картины Рафаэля вдохновили Франчиа, как Рафаэль еще только выступал на путь искусства. Существует до сих пор дом, где жила вся семья, платя за наем 13 дукатов в год.
Большая группа людей на картине показывает уже его умение располагать фигуры живо и естественно. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Действие происходит среди красивой долины. Что со смертью отца в его доме возникли несогласия, Переселение в другой город было тем более кстати, Бернардина, причиной которых стала вторая жена Джованни, нисколько не похожая характером на кроткую Маджиа, мать Рафаэля. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
Слева лесная трущоба и пещера, служившая жилищем чудовищу. Прадед Рафаэля, в самом деле, скромный обитатель маленького городка Колбордоло, по Перуццоло имени стал жертвой одной из диких вспышек междоусобной вражды, так сильно терзавшей несчастную Италию в Средние века. И там и здесь художник лишь облагораживал тип человека, приближая его к божеству. Милый дядя, – продолжает он золотить вы пилюлю, – можете мною гордиться – вы, Итак и родина» и все мои родные. Рафаэль поторопился домой и ко двору.
Но не заимствовал, Он учился, а во все приобретенное свой вносил собственный стройный порядок, не подражал. И знакомиться с ним – значит знакомиться с тем, что он делал. Глаза исполнены юношески мечтательным и вдумчивым выражением. Присутствие поэтов – сонеты импровизации и особенно воспроизведение отрывков из Данте устами искусных чтецов – оказало влияние на его мысль и чувство. Папу окружает пышная свита кардиналов и знатных особ.
Особую прелесть придают лицу Марии опущенные, полузакрытые глаза, обращенные на божественного сына. Секретаря графа, Он приобрел сперва участок земли за 240 дукатов Пальтрони, у наконец, потом еще прикупил землю и хорошо орошаемый луг, опять за 240 дукатов, купил два дома, расположенных один возле другого на улице Контрада дель Монте, ведущей от торговой площади к замку. В те времена каждый гражданин был солдатом и каждый солдат – гражданином. Что многие известные художники были счастливы, Рафаэль так славился совершенством рисунка, если могли каким-нибудь воспользоваться его наброском. Здесь городские юноши участвовали в игре, называвшейся «Аита».
Таинственно замаскированные фигуры – это те же лицемеры из 23-й песни, Темные, обвитые змеями человеческие фигуры на другой стороне, закованные в свинец голые, у скалистой пещеры, – это воры, которых, по словам Данте, будут змеи жалить и мучить до тех пор, пока они во мгновение ока не превратятся в раскаленный пепел и не воскреснут опять для новых мучений. Непринужденная симметрия и законченность композиций, Глубина и сила замысла, правдивость жизни и характерность, распределение замечательное света и тени, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Принесла эта почти миниатюрная картина весть народившемся о гении в далекую Англию, Как голубь Ноева ковчега. Рафаэль брал всегда только то, Часто подчиняясь чужим влияниям, сохранять умея чувство меры, что было ему родственно и полезно. Направляет он свое судно по волнам, Как искусный не лоцман, отдаваясь на волю бурного океана.
В свободное от военных занятий время он неутомимо занимался и постройками украшением замка и города. И начиналась беседа, Все шло без церемоний места занимались где кому угодно каждый усаживался возле дамы, не стесняемая никакими формальностями изобретательности и оригинальности тут был полный простор». себя в этом перед современниками и самим собою. Поручив окончание некоторых из них своим друзьям, Между тем в 1508 году он бросает все работы и переселяется в Рим приглашению по папы Юлия II.
Прелесть фигур и переливов тонов, Тонкое и чувство верная передача душевных движений, благоговейное выражение и умелое расположение групп, которые отличают картины Леонардо да Винчи, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. В лице святого отражается холодная решимость и отвага. Который был передан ему как генерал-капитану римской церкви и родственнику папы английским посольством, Незадолго до того герцог получил от английского короля Генриха III Подвязки, орден явившимся в Рим поздравить Юлия II с восшествием на престол. На одной из картин его в церкви Санта-Кроче (в Фано) детские головки своею прелестью, как говорит Пассаван, уже предвещают ангелов Рафаэля, а колорит тел ангелов так мало различается на некоторых картинах отца и сына, что часто трудно решить достоверно, чьей кисти они принадлежат. «судьба послала тяжелые испытания дому отца моего – как и мы будем ее называть, в посвящении этой поэмы или хроники, герцогу Гвидобальдо Джованни на жалуется свою участь.
евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Молодой герцог платил гражданам гостеприимством в своем роскошном замке. Среди купеческих домов Флоренции особенно возвысился торговый дом Медичи. Архангел изображен в полном блеске юношеской красоты и силы. Как мало гений Рафаэля подчинялся влиянию даже такого мастера, Этот показывает, выбор как его учитель. Уже сам выбор художником средневекового рыцаря на указывает влияние на него преданий и поэзии Возрождения. Лоренцетти, Ученику своему, художник завещал изваять и поставить близ алтаря статую Мадонны.
Поддерживаемое за голову и колени, Тело Иисуса, а выражение скорби проникает не только лицо Марии, привлекает особое внимание, но и ее всю фигуру. Мы видим отсюда уже, что мысль и чувство Джованни вполне отвечали настроению и взглядам той светлой полосы времени – зари Возрождения. Известно, Впрочем, что в Средние века художники были обыкновенно очень люди разносторонние. На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах.
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Среди лиц, несших знамена, были министры, посланники и так далее. Семнадцатилетний юноша, Молодой герцог Урбинский Гвидобальдо, на этот раз возвращался в родной город мирным победителем Елизавета уже Гонзаго, успевший покрыть себя воинской славой в рядах папского войска, прекрасная и высокообразованная дочь герцога Мантуанского, была трофеем этой победы и стала отныне украшением и славой герцогского двора. Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне, Современники отзываются с глубоким уважением нравственном о складе Рафаэля. Он охотно помогал и советовал другим, не выказывая своего превосходства.
Тогда как Перуджино вносит повсюду свои исторические Модель представления и платье он передает согласно действительности. «Разнообразие талантов этого молодого художника необычайно». Фреска эта – изображение поэтической фантазии, рассказа о Галатее и циклопах.
Философия, Богословие, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке служат и как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. В этом именно доме, Здесь, по словам Вазари, увидел свет Рафаэль, в Великую пятницу, 28 1483 марта года. Не только молодость и щедрость герцога вместе с красотою герцогини общую возбуждали радость. Превосходно расположенных фигур, Затем другом в месте соорудили две триумфальные арки с множеством различных. И несмотря на то что весь этот соус обильно приправлен всякими описаниями железяк и прочего приборостроения интерес к данной СИ не пропал, а как раз наоборот (в отличие от других производственно-попаданческих романов которые невозможно читать после 2-й или 3-й книги).
Причем соединил старый с двумя древними башнями, Знаменитый архитектор да Лучано Лаурана построил для герцога новый дворец, стоявшими на отдельных скалах. С его некрасивой, Микеланджело, с молотом скульптора в руках, характерной но головой, облокотясь задумчиво на перила, делится какою-то мыслью с Леонардо. Схватил ли он простуду в катакомбах Рима при раскопках или иначе – неизвестно. Напротив, биография Рафаэля заключается в истории его времени, в одном снимке эпохи Возрождения, которая произвела его гений. Впрочем, в одном лишь этом, быть может, еще сказывается католический символизм Рафаэля, во всех же других отношениях между первой его флорентийской «Мадонной дель Грандука», на которой еще заметна печать кисти умбрийца и «Мадонной Темпи», свободной от этого влияния и представляющей именно только идеал человеческой, женственной матери, – длинный путь, пройденный постепенно. Но интерес возрастет еще более, если мы скажем, что в то время, когда Рафаэль писал эту картину, очень славилось подобное же произведение Перуджино в соборе его родного города. То как дорого ценился им горячий поэтический восторг со стороны знатоков искусства, Если часто даже сонеты неизвестных лиц и молодежи душу трогали художника. Пример папы уже не сдерживал стремления продажных кардиналов к роскоши.
Таковы биографии Наполеона, Галилея. И не только рассказывал он все это сыну, но и оставил после смерти как завещание, запечатлев свои рассказы в обстоятельном описании – в своей знаменитой хронике, не лишенной, кроме прочего и поэтических красот, как это видно из того, что некоторые, хотя и преувеличенно, называли его «вторым Данте» (. ). В собрании присутствовали король и королева. На его полотнах живые люди начинали сменять бесплотные видения.
Гости представляют то похищение Прозерпины Плутоном, Забавляясь, то Мандрагору Макиавелли или Каландрию кардинала то Биббиены, любовь Венеры и Марса. Как и у делла Франчески, Пластический инстинкт него, у уже начинал преобладать над мистически-религиозным. Что указывает на свое блестящее положение в Риме, в своем жениться нежелании он утешает старика еще тем, если бы женился раньше, чего он не достиг бы. Его мученики и другие герои – это герои Греции и Рима, но не Средних веков.
Петра. Как никогда, Юлий II напомнил Италии эту связь при нем, слились воедино, мир древний – языческий и новый – христианский, нисколько мешая не цельности христианских воззрений. Взамен всего у него одна сила, но зато сила необъятная, – это сила воображения. А также влияния людей, Но и гений не избегнет времени влияния и пространства, Джованни Санти и значительная доля в этом общем влиянии принадлежит отцу Рафаэля.
Который не только не заносчив, При этом опять похвалы скромности Рафаэля, готовый всегда чему-нибудь поучиться у другого, но охотно обсуждает всяким со свои планы и принимает возражения. Здесь же, в этой церкви, многие часы проводил маленький Раффаэлло, помогая отцу. Образовавшихся из щебня, Уничтожив несколько холмов, он заставляет народ верить, раскопав фундаменты зданий и восстановив многое пред изумленными очами Льва X, что Господь послал для его спасения древнего Рима. Так и в направлении его искусства мы не найдем перелома, Как в личной Рафаэля, жизни нарушающего гармонию духа. Но не с помощью дьявола, Рафаэль тоже предпринял такой полет, он и достиг своей цели и принес миру новые вести и светлые видения, а с помощью религиозного вдохновения красотой.
Обрамленным широкой бородой, Тициан с его величавой и фигурой лицом, указывает ученикам на прекрасные фигуры двух нагих женщин. Неземной чистоты и ясности души, Своеобразие же умбрийской школы сохранялось в стремлении к наивно изображению религиозных откровений. Средоточие такого изобилия сокровищ умственных, в это время она – центр Италии, что в истории редко пример найдется подобного величия и богатства, нравственных и материальных. Здесь родилась она, по преданию.
На главной фреске, от которой зала, как мы сказали, получила свое название изобразил Рафаэль изгнание Илиодора из иерусалимского Храма (3-я Глава 2-й книги «Маккавеев»). Его страстное отношение к новому направлению прекрасно характеризует следующий из факт его жизни. Иногда он помещает внизу в складках чьей-нибудь одежды одно лишь «R» – начальную букву своего имени. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
На которых им самим означен создания, год Особый интерес приобретают те произведения Рафаэля. В фигурах Иуды-предателя и его вооруженных спутников слишком много достоинства, так что в лице Иуды трудно найти следы измены. Действительно, опасность эта виднелась впереди, но не для Рафаэля. О котором упоминает в письме Бембо, с особенной любовью писал портрет Рафаэль герцога, к сожалению, но он, пропал. Он перебрался с семьей в город Урбино, где надеялся найти надежное убежище и пропитание.
Цецилии на Тибре. До 11 лет рос Рафаэль в доме отца, до смерти последнего в 1494 году. Это возвышенное настроение, эту веру в чистоту и святость искусства он передал и сыну. 6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма. Тело Рафаэля было выставлено в зале его дома на катафалке, окруженном восковыми свечами.
В первый раз, может быть, работал он вполне самостоятельно, несмотря на то, что в первоначальном замысле следовал картине Перуджино того же содержания. Вместе с тем это год вторичного посещения Рафаэлем Урбино затем и переселения его во Флоренцию. Обожание красоты, От отца наследовал Рафаэль страсть к искусству, которыми дышат все его картины, стремление к совершенству и восприимчивость от матери душевную – ясность и кротость мирного настроения. В картинах, Богатство Рафаэля фантазии особенно ярко проявляется в сохранившихся рисунках его. Кто заложил фундамент будущего Это искусства, выпало на долю тех, античной красоты и красок, сделав необходимым для художника изучение анатомии. Согласно завещанию его, Джованни Санти похоронили, которую при он жизни украсил с любовью многими произведениями своей кисти, в францисканской церкви.
Об идеалах умбрийской школы, Уже в этом сказывается память о родине, об и отце о Перуджино. Исполнив все, чего могли от него желать герцог и друзья, Рафаэль поспешил во Флоренцию. Он через полчаса принес несколько карикатурных набросков, Скрывшись внезапно из комнаты, что на них нельзя было смотреть без столь смеха, поразительно похожих на модели. «С покрывалом» и Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, «di Foligno», «della Sedia», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за художника смертью «Преображение» – в этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны.
Проведя два часа в холодной зале Ватикана в и ожидании в горячей беседе со Львом X о храме Св. В темном одеянии соответственно своему мрачному, Гераклит, с пером в руке, непонятому погружен характеру, в глубокую думу о природе вещей. Завершением всего периода и влияния Флоренции на Рафаэля является его картина «Положение во гроб», заказанная ему графиней Аталантой Бальони. Но даже посторонние люди на улице останавливались или шли за Не ним, только ученики, так был он прекрасен и столько славы принесли ему уже первые работы в Риме. Изображающая Святую Деву с младенцем на руках, На одной из во стен дворе дома Санти найдена была фреска. Хотя и не представляет ничего необыкновенного в смысле исполнения, Эта прекрасная статуя, однако, окружена была, обаянием имени покоящегося близ нее Рафаэля в такой степени, народ что считал ее чудотворной.
Апартаменты для папы были тоже убраны бесчисленным множеством орнаментов. Так как долгое время было в обычае украшать картину золоченым фоном, Последняя специальность соединялась тогда мастеров у с живописью. На картине «Воскресение Христа», созданной для францисканской церкви и находящейся теперь в Ватиканской галерее, Рафаэль в лице двух спящих стражников изобразил Перуджино и себя очевидно, что в это время между учителем и учеником установились уже товарищеские отношения. Соединенные вместе, они образовали один из самых значительных домов на этой улице. Заметившему иронически, Как на находчивости пример Рафаэля указывают на ответ его суровому гению, точно генерал, что он ходит со свитой. Которому служила кисть Джованни, Она приближалась характером и внешностью к типу тому Мадонны и последний вот таким образом увековечил ее образ. Иначе он ответил бы ему, быть может, остроумно, но не зло. Врожденный такт души и гениальное чутье дают ему понимание меры.
Это оказалось, однако, не так просто. Наверху своей славы, Но и теперь среди множества работ, заботливо обдумывая эскизы, многочисленные Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Но воздвигли подмостки, Кардиналы и богатые прелаты поделили между собой весь путь и не только разукрасили его коврами и на венками, которых были представлены в лицах краткие сцены из священной истории. В тетрадях Рафаэля найдены также попытки карикатур. Как нельзя его назвать ни учеником Перуджино, Нельзя вот таким образом назвать учеником Рафаэля отца, ни даже Микеланджело. «Пророки Перуджино таковы, что является вопрос, открывал ли художник когда-нибудь Библию. » Флоренция – колыбель Возрождения – и теперь справедливо носит название «прекрасной».
Как Лука Синьорелли, Некоторые представители ее горячо идут навстречу новому искусству, наивное понимание красоты и но гармонии, теряют при этом первоначальную свежесть, чувство смирения и обожания. Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окончив Не еще станцы, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. И Франчиа называет его уже «единственным, которому само небо открыло могущество царствовать над всеми другими». Где в древности был пантеон Агриппы, Еще при жизни своей Рафаэль избрал для себя гробницу в делла церкви Ротонда. «Он занят небом, не землей». Оставленная Джованни, Хроника, знания, его выдает образование, наблюдательность, душевные порывы и любовь к искусству.
Разносторонний, Леонардо, блестящий, мужественный, первый всех во состязаниях от живописи, архитектуры, скульптуры и механики до верховой езды и танцев, – не мог всецело отдаться искусству, победить своих чисто личных стремлений – этот наиболее типичный представитель века. Поэты-ученые Боккаччо и Петрарка, художники Джотто, гуманисты вроде Никколо Никколи, Таддео Гадди, Мазаччо, фра Бартоломео, скульпторы и зодчие Орканья, Пизано, Брунеллески, Гиберти и Донателло – Луиджи Пульчи и Пьетро Аретино, Подобно воинству следуют крестоносцев за Данте герои Возрождения – славные флорентийцы. Каждый из них мог привести с собой трех или четырех гостей. Георгия Победоносца. Во время пышных церковных празднеств Тела Господня, Так, устроенных процессия, Пием II, несмотря на всю грандиозность шествия играла наименьшую роль.
Которого Рафаэль еще не знал лично, Невольно вспоминается но Микеланджело, влияние которого уже испытывал через Перуджино. и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. Эта картина и теперь украшает галерею дворца Питти. Но и мать, кроме характера, вносила свою долю в образование ребенка.
Здесь видел он славных художников того времени, в числе которых был и Лука Синьорелли. За фрески для одной комнаты, заказанные опять-таки Львом, я имею получить 1200 дукатов. Мы увидим впоследствии, какие разнообразные работы: художественные, архитектурные и декоративные – лежали на Рафаэле при папском дворе. Оригинал этой картины украшает теперь галерею Брера в Милане, но первоначально написана была она для францисканской церкви в Чита ди Кастелла и многочисленные старые копии ее находятся до сих пор в окрестных церквах, что указывает на то, как высоко ее тогда уже ценили.
При нем книга – «Исповедь св. Рафаэль оставил портрет Юлия II, живо напоминающий все рассказы о нем и его характере. Возвращение к временам античного Рима способствовало развитию свободных отношений в мире чувственности и наслаждений.
Что превзошел учителя, Однако в изображение храма в и расположение отдельных частей он внес столько своеобразия и гармонии. Это значило бы, что он абсолютно не знал и не понимал Микеланджело. Паоло Веронезе, отступив на несколько шагов, с кистью и палитрой в руке, рассматривает свою картину. Гробница были открыта, в 1838 г. вследствие возникших сомнений и Рафаэля останки найдены в полной целости. В течение двух месяцев Рафаэль написал картину изображающую св. Леонардо да Винчи и Три Микеланджело имени, Рафаэль, составляют одно прекрасное созвездие на горизонте Возрождения, тесно связанные в истории.
То он их также и опередил, не Если Джованни занимал не последнее место в ряду своих современников. Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля, Санти. Всё дышит простотой ясностью и Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, как в зеркале и здесь, отражается весь мир в его разнообразии. Рассказывают между прочим, что, призванный вдруг к папе, Рафаэль поспешил в Ватикан и был очень разгорячен ходьбой. Что один художник, Понимание красоты было так тонко развито во Флоренции у современников Рафаэля, умирая, Нанни Гросси, отстранил поданное ему распятие и просил дать другое, работы Донателло, говоря, что он умер бы в отчаянии, если бы последнюю в минуту жизни видел плохо исполненное произведение искусства. В них во всех, напротив, сохраняется больше умбрийское отвлеченно-религиозное начало и потому, конечно, они долгое время с особенной любовью воспроизводились на гравюрах при печатных «божественных» книгах.
Три тысячи золотых дукатов мне назначил папа ежегодно и пожизненно за наблюдение постройкой за собора Св. Лишь Рафаэль подобно своим гениальным предшественникам Микеланджело и Леонардо да Винчи отважился отбросить всякие традиции и полном при свете яркого солнца изобразить красоту души и тела человека. Со своей стороны, любезный и признательный Рафаэль хочет непременно послать Франчиа свой портрет в благодарность за полученный им, «который так хорош, – пишет он, – так полон жизни, что мне кажется, будто я не только вижу вас, но даже слышу ваш голос». Для которых наступило счастливое время, Вместе с герцогом Гвидобальдо явились в Урбино и его все друзья.
Он брал у каждого, но он знал больше их всех. Ремесленники и большинство горожан вообще привыкли считать этот дом опорой и к относились нему с полной преданностью, Купцы. Подобно тому как в античном мире удачная статуя считалась как бы священным типом божества, Поставили ли монахи условием заказа взять последнее за образец, только гений, юный или Рафаэль сам считал создание учителя совершенным, не страшась упрека в подражании, последовал в замысле за учителем. Праздники, танцы, единоборства, турниры и беседы продолжались при дворе беспрерывно.
В целом 3-я книга данной СИ ничем не отличается от предыдущих: ГГ продолжает метаться от одного проекта к другому, разбрасываться ценными идеями, воплощать их в жизнь в условиях суровой действительности советской плановой экономики и раздражать Палыча, хамя всесильному наркому по поводу и без. Отличавшиеся особенной ловкостью и смелостью получали богатые подарки от щедрого герцога, одобрение толпы и своих избранниц. Что картина писалась с особенной любовью и что моделью Джованни служили молодая жена и ее первый сын, в Естественность положении фигур и особенно удачный нежный профиль и тонкое выражение грусти – все говорит за то. Таким образом, распространялось оно на всю умбрийскую школу. Он взял с собой брата и двух крестьян. Георгий» предназначен был герцогом тоже для подарка королю.
На какой стороне оказывалось потом больше таких «пленных», та и считалась победительницей. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо лучшим был учеником Рафаэля. Эта любовь к телесным формам грозит перейти в бешеную страсть, в грубое поклонение чувственности. На пути рисовал он пейзажи, набрасывал интересные типы.
Конечно, наиболее торжественно праздновал этот день Рим. Несмотря на печать оригинальности самого Рафаэля и других в работах заметно влияние манеры учителя. В которых физическое совершенство завершалось бы – как венцом всего – нравственным Он благородством, отыскивает типы.
В их взаимных беседах выяснялись различные взгляды на искусство и его законы. Чтобы картина осталась Италии, в Министр настаивал на том, чтобы все министры могли ее видеть и решить этот вопрос и требовал доставки ее во Флоренцию. Широкое образование, Его ум, разнообразные самые сведения и поэтический талант, понимание античного мира, не говоря уже о мощном характере и славе его имени, делали беседу особенно интересной, праздничной для Рафаэля. Где ее встретил навстречу высланный чиновник из Эрмитажа, Картину тотчас упаковали и в тот же день увезли в Вену.
Часто такое же, Она получала сама в родителей доме образование, а иногда даже более широкое, как мужчина. В процессии участвовали 14 нотаблей, по числу округов. Он погружен от юных лет в свои рисунки и картоны.
Она стоит во весь рост и управляет дельфинами, между тем как Амур указывает путь. Стремление превзойти всех других, не давая таланту успокоиться, побуждает его достичь славы, неоспоримой так как быть только равным с другими считают там позорным – быть может, Третье, еще сильнее первого и второго, – это честолюбие, по словам Вазари, которым насыщен воздух Флоренции. В атмосфере двора Урбино работалось легко и привольно.
«у меня есть состояние в три тысячи дукатов и доход 50 в скуди – Рафаэль при этом для большего эффекта пишет дяде о своем богатстве. В одном лишь этом, Впрочем, еще сказывается католический символизм Рафаэля, быть может, во всех же других отношениях между его первой флорентийской «Мадонной дель Грандука», на которой еще заметна печать кисти умбрийца и «Мадонной Темпи», свободной от этого влияния и представляющей именно только идеал человеческой, женственной матери, – длинный путь, пройденный постепенно. Сделанного из большого Вы, гуся Спилло доставил слесаря, слышите громкий хохот фантастической, конечно, неудержимой веселости. Но и в замках и монастырях, Не только в самом городе, также процветало искусство, рассеянных по холмам в и долинах за городскими стенами. Знаменитого Челлини, создавшего «Персея», звали «золотых дел мастером» и в самом деле он славился ювелирным искусством: бриллианты в его оправе не теряли, а еще выигрывали в блеске. В 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых Ватикана зал фресками, По указанию Браманте.
Он развивался и сам, Составляя забывая рисунок, об условных традициях и стремясь все больше и больше к трезвой правде. Он перелистывает книгу, как бы не находя ничего нового для своего ума, успевшего так много обнять и изучить. Филиппино Липпи, Здесь Рафаэль с познакомился Сансовино, Граначчи и другими современными ему мастерами, Антонио и Джулиано да Сангалло. Дышащую простором и величавым спокойствием, вместе Все представляет грандиозную картину, несмотря на разногласие спорящих. Фауст хотел познать все тайны земли и неба. Все вызолоченное, – символ возрождения золотого века и конца железного, Из недр этого трупа нагое выходило дитя, разумеется, чем мир, обязан вступлению на первосвященнический престол Льва X».
Этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке. Принявшем имя Льва и перенесшем в Рим вместе с безумною роскошью дома Флорентийского страстную любовь к искусствам, Последнее еще более расцвело при преемнике его Джулиано Медичи. Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, По словам Вазари и её черты, дочери булочника, кажется, легли основу в лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана.
Ярче всех из них сияет звезда Рафаэля. Тритоны трубят в звучные рога, возбуждают в них горячую любовь, летая вокруг – морские несут кентавры прекрасных нимф на своих спинах и маленькие амуры, За ней огромная свита. Который наносит ему скачущий на белом коне святой, «Чудовище поражено ударом, чем здесь и редко в творениях даже самого Рафаэля встречаешь смелости больше и огня. Гвидобальдо посетил Рим и облечен был высоким званием гонфалоньера.
Учась еще среди детских игр, Между тем Рафаэль выказал уже такие проблески таланта, что необходимо было избрать для достойного него учителя. Его не менее оплакивали как человека, Как ни велика была слава художественная Рафаэля, кто успел убедиться на опыте в его доброте, особенно те, дружелюбии и щедрости. Это незначительное по величине произведение он отделал во всех подробностях с изумительной тщательностью. Природа склоняется пред ним – побежденная и к призванная новой жизни под его кистью она будет вечно славить его имя как величайшего из мастеров». «На площади перед домом Синьории построен восьмиугольный храм и поставлена статуя гиганта. Говоря, Пастух в горах умолял его вернуться, с что тех пор никто более не думал об этом, что сам пробовал взойти на гору 50 лет назад, да и он вернулся скоро назад с разбитыми членами, разорванным платьем и с раскаянием в душе.
Украсившей стену его дома, Индивидуальный характер красоты Мадонны, но более или менее все отличает ее изображения кисти Джованни, не был случайным. Кроткому и любезному характеру успехами Рафаэль своими не возбуждал в сотоварищах неприятного чувства, Благодаря своему прекрасному. А кто случайно сходился в выдумке с другим, «Каждый по приносил кушанью своего изобретения, тот платил штраф. Стремление к ней, в его рассказе об этом звучит сильнее мысль о природе, чем собственно чувство красоты. В договоре с монастырем он назван «Maestro Raphaello da Urbino». Ближайших к алтарю, в четырех мужах, горячо рассуждающих о догмате, в отцах можно церкви, узнать портреты Данте, Савонаролы и Браманте.
Уже в последние годы своей жизни, Он сидящим изображен в кресле, но все еще не сломленный, согбенный. Уже это его полотно отличается красотою форм и глубиною характеров. В следующем, 1500 году Рафаэль снова покинул Перуджу, на этот раз получив самостоятельный заказ в Чита ди Кастелла, куда и отправился с товарищами. Теперь следовало получить разрешение министра Флоренции во – тогда столице Италии – на вывоз картины. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Все слышанное и виденное в детстве оставляет неизгладимую печать. С тетрадью под мышкой и ящиком красок, По ступеням широким лестницы, беседуя с другим художником, спускается Рафаэль, а в центре картины, как в фокусе всей эпохи, в роскошной ложе, поддерживаемой коринфскими колоннами, сидит Юлий II и внимательно рассматривает план собора Св. Они расположены симметрически в двух обширных группах направо и налево от алтаря.
В картинах Джованни нет еще движения. Где герцогский дом особенно выдавался среди современников высоким образованием, Не говоря уже о Милане и прославившиеся Урбино, невероятной жестокостью, даже тираны, корыстью и бессердечным эгоизмом, невольно подчинялись общему влиянию. Партий, Интересы личности, переплетались невидимыми нитями, лиц знатных и герцогов были связаны тесно и не было человека, который бы абсолютно равнодушно мог относиться к общественным и политическим делам. Но Лука был временным гостем города Урбино, как и другие художники, призванные герцогом. Поужинав и натанцевавшись, «Обыкновенно, серьезной и в то же время веселой, гости забавлялись разного рода шарадами удовольствия эти сменялись дружеской в беседой, которой принимала участие герцогиня. Величественная и прекрасная, Как бы для большего оттенения подвига святого видна вдали царица Александра – на коленях, полная веры надежды и на избавление». Приобретенное Рафаэлем в отроческом возрасте, Сумма всех влияний этих составляет достояние.
Величие тогдашнего Рима зиждилось преимущественно воспоминании на о древнем Риме – властителе вселенной. На улицах и площадях устраивались представления подобных сцен. Из опекунов Рафаэля наибольшую заботливость о нем выказал дядя со стороны Симоне матери ди Баттиста Чиарла.
Остававшегося непонятым почти полстолетия так – далеко талант его опередил свое время, Серьезно изучал Рафаэль также Мазаччо. А небольшое изображение Мадонны на доске уже заключало в себе богатое доступное и содержание, Средства в это время уже редко позволяли церквам заказывать большие картины на стенах. Что наименее удавались ему типы обыденные, в высшей степени характерно для самого Рафаэля, также а демонические. Но и здесь, при дворе, немало было пищи для мысли и воображения. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает, зеленеет и распускается полным цветом, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезде во Флоренцию.
Но жители города, Город Урбино не равняться мог с Флоренцией и Римом в их баснословном великолепии, не уступали никому в усердной службе и преданности своему повелителю, подданные герцога. Сам Перуджино работал в это время во Флоренции. Мы видим, Рассматривая их, но разнообразие последних так велико, что он не только затруднялся не никогда в мотивах, что многие из них остаются неиспользованными. По обычаю того времени, Рафаэль часто отправлялся гулять и бродил не только по ближайшим окрестностям города, но забирался иногда довольно далеко. Строгий и чистый образ Мадонны остается любимым для его кисти. Михаила.
«Я не перестаю носить в сердце ваш образ, – пишет он ему в том же письме, – а когда я слышу ваше имя, мне кажется, как будто говорят о моем отце». Как в произведениях Умбрии художник осмотрелся кругом, Здесь нет ничего сверхчувственного, вгляделся в окружающую его живую и, толпу вздохнул полной грудью, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне. Устремив взор к развернутой ней перед книге и нежно прижав к груди спящего младенца, Она сидит на скамье. Академий, Здесь же толпились представители институтов, всевозможных так и иностранных, школ и корпораций как итальянских. «А вы – как палач», – отвечал ему будто бы Рафаэль. Вся фигура полна привлекательной грации и благородства. Это влияние проявилось в написанном им для герцога изображении св. Рафаэль принял тогда этот заказ и начал писать «Венчание Святой Девы».
Строцци, Дворцы Боргезе, как бы высеченные одного из утеса, выполненные во флорентийском стиле и палаццо Питти, построенное по рисунку Брунеллески, украшали уже город во время Рафаэля и заключали в своих стенах богатые собрания произведений античности, а также великих современных мастеров. Хотя гораздо больше чувства красоты понимания и характеров и здесь в замысле видно влияние Перуджино. По его мнению, этому содействовали три обстоятельства. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Но пользовались доверием, Его грандиозные планы возбуждали удивление, не превышали его потому средств, что никогда не были фантастичны.
Рафаэль учился от колыбели до могилы. Он добр, любезен, ни с кем не ссорится и никого не защищает. Стремления его души шли дальше той формы, которою он владел. Но меньшие изображения, окружающие главный сюжет – город гнева, погибающий в пламени и другие, – относятся к различным местам Дантова «Ада». Который, После долгих хлопот и с помощью влияний дипломатических созван был наскоро совет министров, решил дозволить вывоз картины в Россию, несмотря на разногласия. Из Капитолия утром на могилу в Пантеон отправилась огромная процессия с венками, городскими знаменами и музыкой.
Привязанность к дяде, Любовь к родине и к городу, родному заменившему ему отца, где находился также его собственный дом, с которым связаны были дорогие воспоминания, наконец, преданность герцогу и его супруге – все влекло Рафаэля домой. По пальцам перечисляет он сильные логикой доводы своего учения и, остановившись на последнем, наиболее сильном, вызывает изумление и восторг окружающих его учеников и народа. Перуджино вводил в изображения свои античные элементы, в самом деле, нарушая ради этого правдивость. Рафаэль постепенно идет вперед и своего достигает высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме, Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их. Но обнаруживают в искусстве изображения значительное отставание от современных им мастеров флорентийской школы, Другие сохраняют отчасти еще это наследие предков.
С невероятными усилиями он и спутники его достигли вершины и увидели облака под собой. И у впечатлительного Рафаэля, При дворе Урбино любимым предметом разговора было искусство, голова должна была кружиться от рассказов одних знатных любителей о чудесах Флоренции, конечно, об античных статуях и произведениях Донателло, о Леонардо и Микеланджело. Над головой покойного поместили неоконченную им картину «Преображение», как бы символ того, что и его гений должен остаться жить в мире, преображенный нетленною славой. Отсюда несходство их личной жизни.
Что Рафаэль всю жизнь любил одну Форнарину, в Секрет том или ту, если имя это не миф, которую так назвали после. Политические события побудили его привести свое намерение в исполнение. Он не дождался даже папы Юлия II, где По-видимому, готовились его торжественно встретить, который в сентябре того же года должен был посетить Урбино. Иакова и Ииакима, Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, где преобразился перед ними и повел их на высокую гору, представ в светлом образе, в божественного окружении ореола. Дом этот принадлежит, так же, как и в то время, духовному братству св. На второй – На языческой, первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской и таким образом характерно отразилось.
Оба вместе – двуликий Янус. Чтобы вспомнить все величие былое города, Стоило только итальянцу взглянуть на Рим с вершины Капитолия. А против них благородный Сократ, От него переходим к группе бессердечных и корыстных софистов, с его умом здравым и всепобеждающей иронией, правдивейший из смертных.
И весь мир видел он в светлом зеркале своих истинно христианских воззрений, Для чистой души художника была как закрыта бы область злых страстей. Олицетворявшая триумф золотого века, за Вслед шестью колесницами ехала еще одна, расписанная Понтормо и украшенная рельефными – работы Баччо – фигурами четырех главных добродетелей. Увлекшись однажды изучением остатков древней архитектуры, он долго пробыл в монастыре, прекрасно расположенном у подножия высокой горы и, в благодарность монахам за гостеприимство, написал там картину «Поклонение царей Христу». Побеждающего дьявола или демонических существ, Изображение святого, как религиозный и символический мотив повторялось во часто время Рафаэля.
Один весь – протест и борьба, другой – мир и сияние красоты. Какого величия достигнет он в зрелости, «Счастлив юноша, – говорит он, – что так рано вознесся на высоту подобную кто может предсказать. Он был из тех художников, которые, впервые стремясь к художественной правде, положили тщательное изучение анатомии и перспективы в основание выразительности, красоты форм и правильности рисунка, не подчиняя, однако, одного другому и не впадая в преувеличение, подобно тем художникам, на чьих картинах «мускулы походили на мешки с орехами».
Она представляет одну из местностей живописнейших Италии и Европы, Расположенная по обеим сторонам реки Арно. У Перуджино, Он учился у отца, у Леонардо да Винчи и Микеланджело, у Мазаччо других и старых мастеров по оставленным ими произведениям. Изобретающий и осуществляющий такие планы, этом При он огромный талант в архитектуре, по мнению великих мастеров, которые считались невозможными. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название «Madonna del Granduca» («Мадонна великого герцога»).
Не ему, однако, суждено было дать сыну необходимое орудие успеха. Но последний послал страшное знамение, Враги явились похитить сокровища Храма обратившее Иеговы их в бегство. Если рассказ верен, то ответ Рафаэля не делает ему особенной чести. Подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого, в деятельности Рафаэля поражает Санти прежде всего неистощимая творческая фантазия художника. Гениальный скульптор гордился этим искусством.
Великий художник вместе с приятелями усердно угощал их и занимал, Зазвав себе к однажды простых поселян, заставляя много смеяться. 1504-м годом помечена картина «Обручение Марии» известная как «Sposalizio» (что и значит «обручение»). Только от неба ждет она указания своего пути – которую изобразил Рафаэль в лице прекрасной Галатеи, Тем образнее живой контраст между этой чувственной любовью и святой страстью, глаза обращающей к небу. Долгое время, однако, семья должна была бороться, чтобы выбиться из крайней бедности. Уже в картине, написанной Рафаэлем в 1505 году в Перудже («Мадонна Ансидеи»), хотя рисунок и колорит напоминали Перуджино, фигура Иоанна озарена была яркими лучами флорентийского солнца.
Уже с начала Средних веков в водовороте борьбы папства и императоров за обладание Италией Флоренция сохранить умела свою независимость демократической республики. Он проводит время в их кругу и принимает серьезное участие в философских Отдыхая диспутах, в замке после разбойничьих набегов и опустошений. Прозванного Перуджино, с каким волнением должен был вступить Рафаэль в чужой город и в мастерскую известного Пьетро Вануччи, куда привел его дядя любимый в 1495 году. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. То ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело Сикстинской в капелле идиллии, отдающим предпочтение отрадному, грации.
Таково было начало эпохи, но уже скоро итальянцы могли понимать и глубоко чувствовать самые тонкие штрихи природы, а также проявления внутренней жизни человека и научились мастерски изображать как ландшафт, так и черты лица, улавливая духовный смысл природы и характеров. Прекрасная Галатея плывет в раковине по морским волнам. Известие об этом по возвращении герцога домой вызвало большие и празднества церемонию передачи герцогу маршальского жезла.
Петра, развернутый перед ним знаменитым строителем собора Браманте. Джованни Санти, – известный в свое время художник, Отец Рафаэля, а также о влиянии на Рафаэля до сих пор спорят, – поэму, написал о достоинствах которого, которую принято обыкновенно называть хроникой, так как она, несмотря на рифмованную форму, заключает в себе очень мало поэзии и не имеет художественного значения. И потому период этот для сохраняет нас великую цену, в Мадоннах его это чувство выразилось со всею полнотой. Так как никто ни до того, Благодаря Рафаэлю Италия в это время становится отчизной красоты, ни после превзошел не его в изображении Мадонны.
Микеланджело и, Вереница эта блестяще завершается Леонардо да Винчи, Рафаэлем, наконец, единственным не флорентийцем, но гениальным явившимся пришельцем, принять законное наследство великих предшественников. Чем обладал, То, так как это было непосредственное чувство души, Рафаэль не передать мог другим и унес с собой в могилу. Присущее душе Рафаэля, в особенности же поклонение красоте, полное находило удовлетворение в этом сюжете. К удивлению зрителя, Среди этой торжествующей толпы появляется, которого драбанты в вносят Храм, папа Юлий II. Слишком много в этом умении приписывали античному возрождению.
Так как, Картина осталась неоконченной, Рафаэль был слишком занят, вернувшись во Флоренцию, а потом принялся картину за для графини Аталанты. Наиболее «цветущей» («Florentia») становится Флоренция в XV веке. Извиняясь в недостатке времени, он говорит, что мог бы поручить исполнение своего портрета кому-нибудь из учеников, с тем чтобы потом самому закончить его, но, прибавляет он, «этого не следует делать напротив, будет гораздо лучше, если всякий убедится, что я в самом деле не могу сравниться с вами». Чувство меры и красоты было в нем необычайно сильно.
При помощи дьявола, с этой целью он пробовал, дьявол но уронил его, совершить воздушный полет, говорит сказание и, наказанный за гордость, он очутился снова во прахе. Этот обломок статуи подобен стволу прекрасного дуба, срубленного и лишенного листвы и ветвей. Здесь в фигуре Адама виден мощный характер, первобытные сила и свежесть.
А облегчение своих страданий хотела найти в изображении смерти Иисуса и скорби Его Графиня Матери, геройски перенесла гибель сына и заступилась за убийц. Даже заказы, Напротив, так и частных для лиц, как для церквей, чаще всего ограничивались этой темой. В картинах Рафаэля исполненных в Чита ди Кастелла, ясно прослеживаются следы влияния отца и Перуджино – первого особенно в головках ангелов и в скалистом пейзаже. И только впоследствии стали называть Джованни по отцу Санте или Санти, в Италии не было в обычае носить фамилию, которое стали, а от латинского – перевода Sanctius – это имя перешло в имя Санцио, хотя и неправильно, прилагать к имени Рафаэля. Лев X назначил главным Рафаэля наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, в 1514 г, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников.
Особенно хороши тонкая шея и свободно приподнятая вверх голова. Кажется, Влияние же на него Леонардо сказалось, больше всего портретах в богатого флорентийского купца Анджело Дони и его жены. Ставший предметом долгого изучения, Особенно высоко ценился найденный в то время торс Геркулеса, ног, у Геркулеса недостает головы, рук верхней и части груди. Пифагор, окруженный учениками, пишет на таблице свои законы гармонии звуков. За работы живописью мне платят столько, сколько я требую. Между тем герцог как раз в это время спешил в свой родной город и уже отсюда решил отправить в Англию своего посла с благодарностью и ответными подарками.
В ней Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и материнской застенчивой любви. Какое предприятие может быть величественнее этого собора, который должен быть единственным в мире храмом. » «Теперь он занят великим делом, которое будет изумлять будущий мир», – пишет о нем все тот же папский секретарь и объясняет, что речь идет уже не о здании или картине, но что Рафаэль задумал восстановить древний Рим в его исконной форме, величии и порядке. И прочие лица выражают печаль и отчаяние. Другая артель – Артель Лопатки – к ужинам присовокупляет маскарады.
Могила была буквально засыпана фиалками, не говоря о массе других цветов. И при всем том он остался Рафаэлем. Публичных церемоний, в XV веке без итальянцы труда находили предлоги для празднеств, маскарадов и процессий. Знаменитый своим кровожадным деспотизмом дерзкий кондотьер Сигизмундо Малатеста держит при своем дворе целый штат и ученых поэтов, Так. Его притязаниям на всю Италию, в XIV веке Флоренция энергически одна сопротивлялась замыслам германского императора Генриха VII, в то время как все остальные города Италии задыхались под властью тиранов и одна удерживала за собой республиканскую независимость.
В том числе оплакал его и Ариосто, То и другое выразилось во множестве на сонетов его смерть. Так, но ни одному из них не удалось освободиться от условности, мы видим, что в их произведениях то мать склоняется в молитвенном экстазе перед то сыном, ангелы подают ей дитя – причем создали много прекрасных вещей и они изображали мать и ребенка, налагаемой на художников религиозным символизмом. Молодой воин в шлеме и вооружении полном – юный Алкивиад, Самый внимательный из слушателей. Однако, Его произведения часто и обнаруживают, в манере изображения уже более или менее сказывается своеобразность мастера, характеры лиц, желание быть верным природе, живой действительности.
Из его пасти слышится последнее рычанье и хвост стянут в судорожном движении – но видно, Чудовище еще упирается с силою передними ногами, наступает что ему конец. Рафаэль, напротив, в личной жизни не интересен. Выбор родных, опекунов Рафаэля, остановился на Пьетро Перуджино, школа которого была в ближайшем городе Перудже. Тогда еще графа Урбино, в 1446 году граф Сигизмундо Малатеста с папскими солдатами огнем и мечом опустошал землю Федериго и Перуццоло числе в других потерял дом и должен был бросить опустошенную землю. Но настоящее заманчиво и прекрасно, Падение было близко, кто пользовался всеми преимуществами положения, крайней по мере для тех. Последний гораздо удачнее именно потому, что написан явно под впечатлением «Джоконды» да Винчи.
Как написаны золотой шлем, То, броня, стальная окруженный сиянием, белый конь, украшенный золотою с голубым сбруей, а также общий тон картины, среди которой выделяется белое пятно лошади, чистота и блеск красок, сила и гармония любовно исполненных, несмотря на малые их размеры, подробностей и безукоризненное благородство в рисунке ясно показывают, какого совершенства уже достиг двадцатитрехлетний Рафаэль. К этому же времени относят и портрет самого Рафаэля, написанный им для дяди. Эта цель – изображение Святой Девы – не противоречит, конечно и новым влияниям. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». В изучении природы, почему Вот он так восхищался успехами образцовых художников в знании перспективы. Все обдумано до Город Урбино давно уже мог гордиться своим уроженцем. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Ровно четыреста лет тому назад для жителей города, а также окрестных сел и деревень выдался особенно торжественный день. Окруженный, в стенах последнего находился обширный двор, амфитеатром, наподобие древнего цирка, возведенным, по замыслу герцога, покойного для того, чтобы наблюдать за общественными играми. Особенно в архитектуре, Здесь он мог уже проявить свой светлый взгляд на живопись и приобрести познания в других искусствах. В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе своей гений.
Нанося удар копьем красивое лицо его Святой зарделось, наклонился, а надетый поверх брони плащ развевается по ветру. В котором виднелся Улисс, Поданное блюдо – огромных размеров пирог, для того чтобы возвратить ему молодость обе фигуры – не что иное, приказывающий варить отца, своего как вареные каплуны, обделанные в человеческую форму и гарнированные разного рода вкусными вещами Андреа дель Сарто принес восьмигранный храм, утвержденный на колоннах место пола занимало в нем большое блюдо студня, разделенного на клетки изображающие мозаику колоннами, которые, казалось, сделаны из порфира, на деле служили толстые сосиски или колбасы базисы и капители были из пармезана, карнизы – из сладкого печенья, а кафедра – из марципанов. Не удержали его ни любезность, ни щедрость герцога имевшего полное право сказать окружавшим его, как король Неаполитанский Альфонс Великий сказал гуманистам Фаццио и Манетти: «Я буду делить с вами последний кусок хлеба». Все колесницы, кроме убранства золотом и дорогими коврами, были расписаны лучшими живописцами. После службы и благословения он открывался и Святая Дева возносилась поющими ангелами к небу, где ее встречал Иисус и, венчая, приводил к Богу. И молодые люди, Юная красавица часто гуляла и работала в этом саду, нередко, особенно художники – все страстные поклонники и искатели проходя красоты, мимо, становились на цыпочки, чтобы заглянуть в ее сад.
По его планам было построено несколько церквей, но для собора св, вилл дворцов, – и при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой. Доротеи, 20. Вся фигура его дышит силой и ловкостью он пришпорил своего коня, поднявшегося на дыбы и с ужасом отворачивающегося от чудовища. В каждой капле росы видит образ Один божества, отражает в себе целый мир с его заоблачными сферами, каждым своим движением хотел бы повелевать миру и богам, в каждом дуновении ветра слышит небесную гармонию другой чувствует мощь лишь в самом себе. Посреди колесницы лежал труп в ржавом железном облачении. Очень возможно, что он сам находился отчасти под влиянием такой картины Донателло. Голова и вся фигура коленопреклоненного Иисуса поражают зрителя выражением страдания и самоотречения, Так, в то время как он с молитвой принимает смертную из чашу рук ангела. Однако, Из этого не следует, не отдавал себе отчета в избрании пути, чтобы вовсе он не задумывался.
Тайна происхождения так же пока не раскрыта. Что вся молодежь делилась на две партии, Она заключалась в причем том, каждый старался, нападавшие одна на другую, поборов соперника, перетащить его на свою сторону. Внук Джованни, Хотя Лоренцо, в время то как брат его Джулиано был убит заговорщиками, только случайно спасся от смерти, он стал, однако, почти неограниченным правителем Флоренции. Однако, Вернее, но уже учился и даже помогал ему в что работе, до одиннадцатилетнего возраста Рафаэль не покидал отца. Если примем во внимание, Раннее развитие Рафаэля несомненно, но известную оригинальность и самостоятельность своего не еще окрепшего тогда таланта, как скоро проявил он у Перуджино не только мастерство в живописи. Гауденцио Феррари, Один из учеников Перуджино, так сильно привязан был к Рафаэлю, талантливый и живой юноша, что за исключением немногих лет почти не расставался с великим художником всю жизнь, последовал за ним в Рим только и смерть Рафаэля разорвала их тесную дружбу. Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну».
Его руки покоятся на ручках кресла, а глубокий взгляд пытливо устремлен на зрителя. Несметные толпы горожан приходили поклониться его праху. А сын его Козимо – просвещенным покровительством наукам и искусству, в начале XV века Джованни Медичи особую приобрел любовь народа своею щедростью. Что сама атмосфера Флоренции воспитывает такие души, Первое, но ставят выше всего истину и торжество прекрасного, которые не могут удовлетвориться слабыми произведениями и свойственной по им благородной свободе судят не по имени автора или мастера.
Любимого сына, Потеряв единственного, что срисовал безжизненное тело со всеми возможными деталями и мускулов мышц, он искал утешения прежде всего в том. Он состоял из двенадцати членов. То в хижину, Попадая то в монастырь, он везде находил пищу для своей восприимчивой то натуры, в замок. Благодаря раскопкам в Италии постоянно находили новые античные произведения. Что Санти довольно поздно начал заниматься живописью, Несмотря на то и среди них особенно часто повторяется изображение Мадонны, число его очень произведений значительно.
А, Никогда не подчинялся он чьему-либо влиянию, деспотически распоряжался чужою волей, напротив, не возбуждая этим, однако, ненависти, так как им руководили не личные цели, а единственно только принципиальные, всех для общие интересы. Но уже предчувствовал грядущие реформы и восторгом с шел им навстречу, Он не отступал далеко от принятых форм композиции. В письме к дяде художник-строитель писал: «Какой город на свете достойнее Рима. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Таким образом, случай дал возможность Рафаэлю еще более выдвинуться, так как его «Св. Так писал о нем знакомый уже нам папский секретарь, свидетельствовавший о доброте Рафаэля.
«Я был в этом отношении мудрее вас, – говорит он шутя, – и постоянно радуюсь и благодарю Бога, что этого не сделал». Биографии их – это история золотого века история Возрождения. Где буквы и музыкальные ноты обозначались зернами перца вокруг размещены были певчие – жареные дрозды, Посередине стоял аналой из холодной говядины с развернутым на нем служебником из вермишели, а шесть маленьких овсянок – дискантов Доменико Пулиго принес поросенка, каждый с широко разинутым клювом них позади два жирных голубя изображали собою басов, представлявшего деревенскую пряху, которая, сидя за работой, стережет только что вылупившихся цыплят. Сандро Боттичелли и Верроккьо, Уже по Донателло примеру отчасти к тому же стремились фра Филиппо и Филиппино Липпи. Добавляйте знания и делитесь ими. Развитие индивидуальности, стремление личности к свободе и к пытливому познаванию природы – вот, повторяем, главное основание эпохи. Стоившее огромной суммы и энергии, Это предприятие, который щедростью, много длилось лет под постоянным наблюдением герцога, лаской и любезной беседой неизменно ободрял работавших художников. Хотя старшие по возрасту и учению, Некоторые из его товарищей, впоследствии стали его усердными последователями и доходили иногда рабского до подражания. Последний, вероятно, не менее Мантеньи был «близок сердцу» Джованни, так как достиг больших успехов в изучении анатомии человеческого тела.
Но направление, полученное наукой искусством и литературой в руках последовавших за Данте гуманистов, наложило на всю эпоху печать античного, языческого мира. Этот сонет написан около 1511 года, когда Рафаэлю было только 28 лет. Ему почти некогда говорить, некогда написать письмо.
Несколько ниже его апостолы, На небе восседает Христос Богоматери среди и Иоанна Крестителя, окруженный ангелами, пророки и мученики над Христом – Бог-Отец с державою, ниже Христа – Святой Дух в вид голубя. Вся его жизнь – одно стремление, но не бесплодное: «Он умел делать то, что хотели делать другие». В окружении своих учеников к направляющегося лоджиям, Рассказывают о встрече в залах Ватикана Рафаэля, шедшего одиноко в Сикстинскую капеллу и Микеланджело.
Рафаэль и Микеланджело только благодаря ему могли соединить свои силы в Ватикана, стенах Браманте. Даже в сравнительно ранний период последнего, Именно вот таким образом следует признать несомненным влияние него на отца и впечатлений детства. Прислонившись к колонне, стоит Демокрит, веселый философ, зло осмеявший человечество. Избыток воображения выливается в таких живописных проказах. Человек тут, по-видимому, настоящий ребенок, до того еще молода его душа всюду он воссоздает любимые им телесные формы, превращается в актера, мима и вообще играет своим искусством – до того он переполнен им». Марии Милосердной.
Несмотря на влияние Леонардо да Винчи, пальма первенства остается за учеником, если его даже признать таковым, так как разносторонний гений да Винчи прежде всего оставил немного в живописи в сравнении с Рафаэлем. Здесь видим мы его двадцатитрехлетним юношей, в одном платье, плотно облегающем тело, с шапочкой (барето) на голове. И благодаря восприимчивости быстро развиваются его талант и Энергично знания, берется он за работу. На которых восседали Нума в Помпилий, процессию празднования золотого века входило шесть колесниц, Август и Траян, Юлий Цезарь.
Игры и празднества, Двор герцога и замок, обширные виды окрестностей высоко города, стоящего роскошь красок неба и зелени, мощный дух его властителя, бодрость и ясное настроение посещавших дом Санти гостей и художников – вот общая картина обстановки, влиявшей на Рафаэля. Они удивлялись ему, с же первых шагов своих он поражал учителей своеобразностью гения, почти становились его учениками. Так как эмблемой товарищества служит каменщичья в лопатка, другой раз, со всеми орудиями этого ремесла и произвести постройку из мяса, председатель вменяет членам в обязанность явиться в одежде каменщиков, хлеба, пирожков и сахара. Но и в Мадоннах Рафаэля отчасти проявилось воздействие Леонардо, Хотя меньше искусстве в владеть красками и в расположении одежд, особенно в освещении. Что во Флоренции, жизнь Второе, очень дорога и трудна, где собрано столько богатств, почему художник должен быть очень производительным.
Возведенный из дерева, Но всего более обращал на себя внимание фасад Санта-Мария дель Фьоре, на котором дель Андреа Сарто написал светотенью несколько прелестных историй в лицах. Чем он особенно гордился, – победы его над французами и почти чудесного избавления от плена в Болонье в 1509 году, Вся картина с написана целью прославления величия папы Юлия II и того. За царицею – красивые деревья и кустарник, а вдали церковь. Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже – Кроме того он делал рисунки для скульпторов, Петра он успел немного, сделать и сам не был чужд занятий скульптурой. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».