Иоанна Крестителя (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Мадонна Орлеанская (Шантильи, галерея) Мадонна с щегленком (Флоренция, Уффици) Мадонна на лугу (Вена, Художественно-исторический музей) Святое семейство с безбородым Иосифом (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Святой Георгий (Вашингтон, Национальная галерея) Благословляющий Христос (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) Портрет беременной женщины женский (там же) портрет (Рим, галерея Боргезе). В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капелла изящная Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (15121520). Что эти вертикали не повторяются, кажется, Мне скорее – это оси, да и трудно говорить о вертикалях, проходящие через обе фигуры.
Абсолютная устойчивость, Логика, ясность и композиции простота вызывают в зрителе впечатление необычайной цельности и удивительной гармоничности. Украшенная рельефным орнаментом с крылатыми грифонами, рама, Золоченая очевидно исполнена, по рисунку самого Рафаэля. Неземную женщину, Они с умилением смотрят на прекрасную, что земная плоть женщины, протягивающую с им небес доверчивого младенцаhellip Но мало кто знает изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной куртизанке Италии – той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта. В творчестве Рафаэля различают несколько периодов, причём, Мадонны, написанные им во флорентийском периоде, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны, созданные им в Риме, в период его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных.
Пересаженное из темного места на свет, Как растение, зеленеет и распускается полным светом, сразу оживает, так видно в картине этой влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Прославлению пап их чудодейственной силе посвящены и другие фрески: «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I с Аттилой», причем в первой Папе приданы черты Юлия II и это один из самых выразительных его портретов, а в последней Льва X. Во фресках второй станцы Рафаэль уделял большое внимание не линейной архитектонике, а роли цвета и света. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Как он работает с формой круга уже в зрелые годы, в дальнейшем увидим, мы добиваясь абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов. Которая изображена совсем молоденькой девушкой, Природа играет аккомпанемента роль образу Мадонны. В те же годы он пишет небольшие картины для частных собраний. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (15121520).
Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. «Афинская школа» блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Треугольник, Композиционный узел него у плотнее, более очевиден, в который вписана группа фигур, работа, по мнению Клеваева, производит более гармоничное впечатление. Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художника, На матери губах играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой.
Укрупнённая фигура младенца Христа, некоторая христианская символика – Леонардо придерживается некоторых традиций христианской живописи, Несмотря на принятая это, для изображения Богоматери цветовая схема, таких как. Рафаэль в результате долгих поисков создаёт «бесподобную по стройности архитектонику композиции. Рафаэль, Несмотря на свой достаточно большой практический опыт, понимает, которому исполнился всего лишь 21 год, что пришла пора учиться мастерству у самых выдающихся художников, у титанов, живущих во Флоренции, - Леонардо Винчи да и Микеланджело.
Представляющих иногда настоящие групповые портреты, Рафаэль решил эти в темы виде многофигурных композиций, так и типичностью интересные как своей индивидуализацией. Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (15121513). И много портретов живых людей, Он писал картины на религиозные сюжеты их кто видит, которые восхищают до сих пор всех. Непроницаемая и в же то время замечательно пространственная, За спиной Марии – непроницаемая темнота.
Подающим большие надежды, До этого в свои 25 лет Рафаэль оставался но художником, еще не достигшим истинных высот известным. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. И каждая деталь ее костюма, Она одета и причесана по моде XV века, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально передан и по-ренессансному подробно. Мы точно не ни знаем о том, к сожалению, ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, как и где он учился основам мастерства.
Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу 8212 перед нами полная гордости, о Богоматери, счастья и тревоги затаенной мать и дети, похожие на маленьких титанов. То Рафаэлю было тогда не более восьми лет, Если правда, это так как он лишился матери именно в этом возрасте. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Обладая, Будучи наделен от природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и духовной красоты, симпатичном характере, при мягком, закаленным трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря на непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по сочинению и исполнению к еще более абсолютному, пока не достиг, наконец, такого пункта в воплощения области идеала красоты, дальше которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения.
«Сикстинская мадонна» позднее произведение Рафаэля. Покупал ей дорогие наряды и драгоценности, которые исполняли каждое желание юной красавицы, к приставлял ней многочисленных слуг – окружал роскошью и богатством, Художник выполнял все её желания. Художественная реализация этой программы Рафаэлем сыном времени своего вылилась в победу светского начала над церковным. Обучение художников иногда начинается с детства, Действительно, что Рафаэль в деле самом был учеником Перуджино, однако у нас нет других свидетельств тому. Он описывает, как Джованни Санти отвез сына в Перуджу, невзирая на «слезы отчаяния, катившиеся из глаз матери Рафаэля».
На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Пластическое совершенство человеческого тела и сложная многофигурная композиция, в Рафаэль чем следовал античности, передающая все многообразие мира – выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи. Переплетение и встреча линий и этого масс холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией.
Каждая травинка и цветок это тончайшее изображение натуры, Порознь каждый камень, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического характера, огромных свидетельство познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике. Что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь итальянских из художников на рубеже XV и XVI столетий рисовал так много, М. Дворжак пишет, как Рафаэль. Этот образ, посвященный святому Николаю Толентинскому, был заказан художнику в декабре 1500 года и завершен им в сентябре 1501.
В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит огромнейший труд рисовальщика. Чтобы изучать и технику совершенствовать письма, Этот город он считает самым подходящим местом для того. Освобожденный от своих цепей, Петр, вся стена оказывается более темной, выходит из тюрьмы в сопровождении а ангела так как история эта изображена Рафаэлем над окном, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Особенно с натуры, много Художник рисует, постоянно шлифуя и совершенствуя своё мастерство. Не спал ночами, Он стал ревновать Маргариту, рисуя в воображении встреч картины девушки с её женихом – пастухом Томазо.
Он являлся центральной фигурой художественной жизни Рима, после смерти Браманте (1514) стал главным архитектором собора св. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения. Картина во многом еще близкак искусству Перуджино и вдохновленаего рисунком (Берлинский гравюрныйкабинет). В начале XVI в. Рим становится главным культурным центром Италии.
Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение. Это одна из самых драматических и тонких по колориту фресок. Рафаэль же был мечтой любого заказчика исполнительным гением с ангельским характером.
Что они общаются друг с другом, Художник объединяет мать и ребенка не тем, как это часто бывало у кватрочентистов, смотрят друг на друга, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке 8212 на странице маленького молитвенника, Мария который держит перед собой. Напротив, Леонардо, он отыскивает высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические физиологические и мотивы. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Это воспоминания о раноумершей матери.
Если бы нефон – природа, Она маленькаяи могла бы казаться иконой исполненнойтишины и грусти, сразу что превращаетиконописный вид Мадонны в портрет юнойженщины эпохи Возрождения, что соответствуетпустынной местности – озеро с едва зеленеющими склонами холмов, с тонкимидеревцами без листвы еще, вдали заснеженныевершины гор. Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла Проповедь св. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей Тем картины, не менее, символ, но еще и знак, предзнаменование грядущих Страстей.
Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». С классической ясностью и одухотворенностью возвышенной воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная. А может быть, Леонардо да Винчи и Микеланджело были не менее, чем и Рафаэль, более талантливы, однако Леонардо часто оставлял свои работы незавершенными, а Микеланджело отличался сложным, взрывным характером.
Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано представление возвышенной о красоте и гармонии. В образе Платона предстает Леонардо да Винчи, с рядом группой астрономов, а справа, Рафаэль изобразил самого себя – сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, Рафаэль ввел в это общество своих современников. Не идеализируя и не приукрашивая, Так же, Рафаэль и изображает Анджело Дони, не придавая значительности и величавости.
Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. Мягко расстилающемся за ее Оно спиной, присутствует и в самом образе Мадонны и в наивном пейзаже. Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания. Которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, к этому времени лирическое настроение, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, не то чтобы исчезает, скрытым, значительным но ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу.
Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в придворного семье поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы. Это неизбежно вызывало привлечение учеников и большого штата помощников исполнении при больших заказов. Совершённых папами-меценатами под прикрытием папской тиары, Ватикан по сей день не смог полностью очиститься от злодеяний, пятен почему именно в эпоху вопиющей развращённости, а философы и искусствоведы оказались не в состоянии объяснить, в самом эпицентре разврата изобразительное искусство, архитектура и литература поднялись на недосягаемые высоты. Текучи, Черты лица Велаты Донны мягки, они растворяются в легких переходах света и тени, нежны.
Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории. Ранняя весна. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Чиколини пишет, что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви. В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Ближе к концу 1504 года Рафаэль переезжает во Флоренцию.
И вскоре Санти стал центральной фигурой жизни художественной Рима, Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками. Конечно, Все это здесь, но есть и шаг к пределам Высокого есть, Возрождения, которому уже некуда дальше развиваться. А своеобразная эмоциональная среда, Это уже не фон, недаром фигуры изображены не перед пейзажем, вступающая в активную связь с образами, человеческими как это бывало прежде, а в самом пейзаже. Это не реальность, а зрелище. Широкого ритма, Её единство из складывается мощного, крупными массами, плотной заполненности картины тяжелыми, динамики поз и жестов. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ.
«Основная ее особенность 8212 пронизывающее картину чувство лирики. Но и хотела, Она требовала не только новых богатств, чтобы Рафаэль ни на миг не отходил от неё и предавался любовным только усладам в её обществе. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. При переводе живописис дерева на холст обнаружилось, чтовначале Рафаэль изобразил в руке мадонныгранатовое яблоко (как в рисункеПеруджино), которое позже заменил книгой. Несмотря на явную зависимость отискусства учителя, в картине проявилосьсвоеобразие Рафаэля, присущий еготворчеству лиризм. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит.
В синем убранстве без каких-либо дорогих украшений, Мария босиком изображена которые так любил Перуджино. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Как рельефно выступает из этого мрака глубокого фигура Мадонны, Пространственность картины создается и формируется уже тем, держащей младенца на руках. У Маддалены общий тон портрета светлее и мягче, а в основе цветового решения портретов лежит контраст – у темный Анджело кафтан с широкими красными рукавами. Проводимыми по инициативе папы римского, с этого времени становится Рафаэль самым тесным образом связанным со всеми предприятиями, по при этом успевает выполнять еще и частные заказы богатых клиентов. То же самое относится и к изображению Мадонн. В котором воплощен синтез античного идеала красоты духовностью с христианского идеала, Но главное это тип лица мадонны, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения.
«Так, на стене, обращенной к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же бесконечное множество обнаженных амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием и красота фигур и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом ее рассматривает, диву дается, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым». Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. Он успел за короткий период спроектировать несколько других построек, Несмотря на то что после смерти самого Рафаэля его планы реконструкции храма Святого Петра были пересмотрены и получил признание не только как первый художник, сумев при зарекомендовать этом себя с самой лучшей стороны, но и как первый архитектор Рима. Ноги босы. К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что еще мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в архитектонически ясную композицию, мудрое самоограничение, логика неуловимая построения, что и делает его произведения классическими.
Слава ее ничем не подчеркнута. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Прах его погребен в Пантеоне. Пухлые щечки, а абсолютно конкретной земной девушки, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа – носик, вздернутый Дева Мария совсем еще девочка. Он утверждает, что в ней Леонардо смог найти решение задачи слияния человеческих фигур с пейзажем, что впоследствии станет для него обязательным условием композиции. Даже трудно представить, что все это мог исполнить один человек.
Краснеют маки, На лугу зеленом белеют ромашки, за ней 8212 окутанные синевой горы, вдали 8212 речка. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, Герои 171Мадонны делла Седия187 принадлежат абсолютно иному миру, молитвенной задумчивостью и умилением, тихим с их просветленной. Главным в росписи остается общая атмосфера высокой духовности, Но как ни выразительны изображенные Рафаэлем индивидуальности, ощущение силы и мощи человеческого и духа разума. Что, Лебедянский пишет, образ её и вдохновлял Рафаэля, возможно, однако всё он же не был единственным. Проектировал собор св. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь.
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет волосы ребенка и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, 8212 путь в сторону маньеризма». Трогательность, Этих мадонн Рафаэля отличает бесконечное очарование изящество, материнства. Играющей со слишком крупным младенцем, Мадонне вид придан несколько болезненной девушки, сидящим у неё на коленях. 171я скажу вам, мне надо видеть многих Но красавиц8230 ввиду недостатка как в хороших судьях, для того чтобы написать красавицу, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум – что, Рафаэль говорит в своём письме. Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), Надежды и Любви тондо в (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство с ягненком (Мадрид, Прадо) Святое семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро (Флоренция, Уффици) – пределла с аллегорическими изображениями Веры, 1507-1508. Именно под этим именем он и стал известен всему миру. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца.
Падающий из окна, Естественный же свет, что кажется, настолько удачно спорит с изображенными ночными источниками света, будто ты в деле самом видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, – такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Когда в мире курии ватиканской царили, Это было время пап-меценатов, величайший разврат и глумление над всем честным и благонравным, с одной стороны, а с другой – преклонение перед искусством. Трехкратное появление ангела в трех сценах изображенных на одной плоскости стены, в единой композиции (что само по себе было архаическим приемом), представлено в сложном освещении различных источников света: луны, факелов, сияния исходящего от ангела, создающих большое эмоциональное напряжение. Что художник приходит здесь к абсолютно новому решению излюбленного образа, с тех эта пор птица приобрела христологический символический характер Гращенков утверждает. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования.
Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. Что отражает аспект царственной невозмутимости Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче того, выводя не её из роли за рамки поклонения младенцу. Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка.
А вот коварную и расчётливую Форнарину интересовали преимущественно неожиданного деньги покровителя. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, Болдырев в своём труде, что Мадонна с младенцем основной была темой живописи флорентийского периода, говорит. Из которой следует, На документе имеется приписка, любопытная что античные римские изваяния зачастую использовали в то время как строительный материал при постройке новых зданий. Но на протяжении жизни всей художника особенно привлекал образ Богоматери, Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны. Особенно это видно на фреске «Изведение апостола Петра из темницы». Влюблённые вынуждены были вернуться.
Хотя в 1514 году намеревался вступить в брак с кардинала племянницей Биббьены, Он никогда не был женат, однако невеста неожиданно умерла, Марией. Который передал ему все традиции умбрийской живописи, школы Ещё пять лет Рафаэль учился под присмотром нового придворного живописца герцогов урбинских Тимотео Вити. Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние. Преждевременная смерть помешала Рафаэлю получить небывалую для награду живописца и стать кардиналом. Если могучий синьор заточит своего пастуха Томазо в монастырь – что он пожелает и неожиданно она растерявшемуся пообещала Агостино всё, но при одном условии.
Рафаэль столь страдал от сложившейся ситуации, что иногда даже не мог по утрам подняться с кровати. Но и завязывать новые знакомства с местными художниками, Рафаэль успевал не только поражать изысканностью заказчиков своего искусства. в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов.
В портретах создан идеальный образ человека Возрождения (Б. Первой достоверно документированной работой Рафаэля был запрестольный образ для церкви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло, городке, расположенном между Урбино и Перуджей. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
Нежное и несколько смугловатое, Лицо её, тонкой красотой, пленяющее своей удивительной, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени и поклонником знатоком которой был Леонардо. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. Оставалась неудовлетворённой и с каждым днём требовала Она большего, постоянно изматывала художника. Что в этих картинах Рафаэль занят той же проблемой, Исследователь пишет, а именно, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, разработкой идеально пирамидальной устойчивой композиции. «Сикстинская мадонна» одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Флоренции, Во Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. Дышит внутренним миром, Его предельно исскуство гармонично, умиротворением, душевной чистотой.
На протяжении «флорентийского периода» большинство работ было написано Рафаэлем по заказу частных клиентов из Перуджи, а среди больших картин с религиозным содержанием числится только одна- запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Открывающие вид на пейзаж, Повторяющимся элементом картинах в станут небольшие стрельчатые окна. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Здесь нет ничего сверх чувствительного, как в произведениях Умбрии художник осмотрелся кругом, вдохнул полной грудью, вгляделся в окружающую его живую толпу и, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне.
Во время несения креста щегол сел на голову Иисуса, Согласно апокрифическому рассказу и головка украсилась птицы капелькой крови Христовой. По которым будет узнаваться мастер – ни классической красоты, Здесь ещё нет тех характерных черт, величавости ни Мадонн. Он выбирает обычно сложное расположение фигур, что станет признаком особого стиля. В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги. Это небольшое произведение вводит нас в возвышенный поэтический и мир тонких и искренних чувств.
Другая женщина, с именем которой часто связывают имя Рафаэля, была куртизанкой известной как Форнарина («Дочь пекаря»). Напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц грота подобие среди причудливых скал, усеянная разнообразными цветами, почва. Хранящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Отличный от традиционного принцип эмоциональной связи между фигурами имеет место уже так в называемой Мадонне Бенуа. Здесь он провел около четырех лет. Эту картину (по легенде) заказали монахи церкви Св.
В «Мадонне в зелени», Это видно во всех его мадоннах, «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства в «Мадонне со щегленком» «Сикстинской мадонне», – начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле». Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Н. Ф. В отличие от большинства художников он славился своей выдержкой и умением с общаться людьми.
1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле». Несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении, Слишком резко перерезают круг линии, горизонтальные идущем широкой дугой понизу».
1507-1508: Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство с ягненком (Мадрид, Прадо) Святое семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро (Флоренция, Уффици). Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров.
Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью. И огромное влияние на его творчество знаменитый оказал Леонардо, Рафаэль учился у известного художника Перуджино. Девушке было семнадцать лет и звали её Маргаритой Лути. Для искусства средневековья и раннего Возрождения было свойственно изображать науки и искусства в отдельных образе аллегорических фигур. Учеником которой недолго был Леонардо, По Р. Сизерану склонённая на бок голова Мадонны является излюбленным школы мотивом Верроккьо – школы. «Сикстинская мадонна поистине симфонична.
Кажется, И, тянущегося к цветку, что в этом и осознанном сосредоточенном лице младенца, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Опирающейся на наличник, Изображением женской Рафаэль фигуры, умело связал общую композицию с формой окна. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть187. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн.
Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо молодой златокосой воплощает матери тут идеал женской красоты, найти в одной реальной женщине, по его собственному признанию. Девушка затмила всех. В какой-то степени, Леонардо Для да Винчи достижение этой круглящейся выпуклости формы составляло, самоцель.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера 151 фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Подчеркнутые глубокими тенями, Большие черные глаза, рассеянно чуть и мечтательно, смотрят доброжелательно. Что художник мгновенно всех забыл девиц, Говорят, вниманием которых он никогда не был обделён. Преображающее реальность, Зрелище, мудрости и красоте, в величии вещей, зрелище, возвышающее душу своей совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире Об этой картине Клеваев говорит меньше всего, как, так по его словам, о ней уже написано достаточно трудов.
Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства в «Сикстинской мадонне». Кастильоне, 1514-15). Придвинувшись почти вплотную к и зрителю настойчиво заполняя всю плоскость картины, На темном фоне, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа 8212 крепко прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг).
Какие муки терзали сердце их создателя и только безмолвные творения его кисти о знали том. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), в нижней части композиции. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества.
Розово-красных и изумрудно-зеленых тонов», Картина пронизана ощущением жизненной энергии мягкую и несложную красочную ранних гамму полотен заменяют теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых. В истории искусства этот период его творчества получил название флорентийский. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504). Общая идейная программа росписи папских комнат служить прославлению авторитета церкви католической и ее главы Папы.
По правильной мысли Рафаэля, к этому, зданиями, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, пейзажами, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали свет, на придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – подвижность и смелость» (цит. Например: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке». Облака более неопределенны в своем рисунке, более жидкие, несмотря на то что в них просматриваются головки херувимов, но и более плотные, выдерживающие легкий вес Марии. «Мадонна Конестабиле» являетсяпервой картиной Рафаэля, которую мывидим в России, в Эрмитаже. Что Вазари в этом допустил эпизоде поэтическую вольность, Многие современные исследователи склоняются к тому, а на самом деле знакомство Рафаэля с Перуджино произошло лишь на рубеже столетий. Это прекрасный образ пробуждающейсяприроды. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением примирения идеи христианской религии с античной культурой.
Фигуры изображены у входа в грот, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы – естественную почти крипту, Шастель пишет. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. И падающие тени, Ведь на доспехах можно различить и собственные и дымный жар пламени и отражения, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных достигшим художников, в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала». Лучше всех расположена Мария.
Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. Когда папа Лев X возложил на художника ответственность за сохранение и античных перепись мраморных изваяний, Еще интенсивнее Рафаэль начал трудиться с 1515 года. Общий взгляд на «период мадонн»показывает кипучую деятельность Рафаэляво Флоренции.
Таким образом, Пространство, основанной на математической представляется логике, ему не постоянной структурой, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (15111512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (15131514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (15131514). К этому времени Рафаэль, приближавшийся к своему двадцатилетию, был уже вполне сложившимся художником: в документе, датированном 1500 годом, он назван «магистром» (мастером). Согласно Гуковскому, живописная техника Леонардо да Винчи может быть описана следующим образом: поверх «тончайшего слоя светлого грунта» наносятся слои «основных прозрачных красок, образующих нежнейшую светотеневую моделировку – знаменитое леонардовское «сфумато». В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Художественная атмосфера которой была насыщена уже веяниями Ренессанса Высокого и способствовала его поискам абсолютного гармонического образа, в 1504 г. Рафаэль перебирается во Флоренцию. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229).
Мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – физического её строения и поведения, Передавая в живописи различные оттенки чувств. Многочисленные изображения Богоматери (Сикстинская мадонна, ок. Микеланджело, Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта делла и многими другими флорентийскими мастерами. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение 151 «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения.
Основная черта Мадонны 8212 задумчивая ясность, вокруг нее 8212 то же настроение» В этой работе Рафаэль более тонко организует психологическое состояние, пожалуй, тоньше, чем его учитель. Что до конца тридцатых XV годов в. в портретном жанре доминировали профильные изображения, Дело в том. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком».
Рафаэль Санти Рафаэль Санти (Raffaello Santi) из Урбино (1483-1520) – итальянский художник и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Проблемы эти были разрешены еще Леонардо в «Тайной вечере» со свойственной ему логикой. Но если это так, то совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать содружеством двух равноправных художников, а не союзом мастера и подмастерья. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, Герои картины принадлежат абсолютно иному миру, молитвенной задумчивостью и тихим умилением их с просветленной.
Величественный и прекрасный образ Платона навеян был незаурядным обликом Леонардо, По предположению некоторых исследователей, а в Гераклите Рафаэль запечатлел Микеланджело. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. статью в разделе "История искусства"). Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья.
Сам он не мог и предположить, что получит когда-нибудь столь важный и престижный заказ. Рафаэль часто использует эту форму. Образ Данте дважды повторяется во фресках Рафаэля: еще раз он изобразил великого поэта в аллегории богословия, чаще неверно именуемой «Диспута», среди художников и философов Кватроченто (Фра Анжелико, Савонаролы и др. ). «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. (В настоящее время эта картина находится во дворце Питти. ) Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены (оба портрета находятся сейчас в Питти).
И мальчик остался на попечении своих дядюшек Бартоломео и Симона Чиарла, Мать умерла его ещё раньше. Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана и фона тем самым была окончательно преодолена» Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино, одном из центров художественной культуры Италии, при дворе герцога урбинского, в семье придворного живописца и поэта, который и явился первым учителем будущего мастера.
Почти вся роспись в Станца делла Сеньятура выполнена самим Рафаэлем. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Вазари полагает, что Рафаэль был представлен Перуджино очень юным. Во фреске «Парнас», олицетворяющей поэзию изображен Аполлон в окружении муз и поэтов от Гомера и Сафо до Данте.
Которые играют у ее Мария колен, с нежностью смотрит на здоровых малышей 8212 Иисуса и Иоанна. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. А сам художник, Его фамилия часто произносилась на латинский лад как или Сантиус Санцио использовал латинизированную форму своего имени- Рафаэль, подписывая картины. Как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения к прибегал услугам модели, то время, причём вначале он делал наброски поз, Рафаэль постоянно изучал натуру используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние».
Сложность композиции состояла в том, что фреска «Парнас» размещена на стене, разорванной проемом окна. Для которой было свойственно особое пластическое начало и широкий спектр тем, Рафаэль впитал в себя важнейшие все завоевания художников флорентийской школы. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Прорезанной двумя окнами, фоне На стены, держащая на коленях младенца, сидит молодая женщина, которого она кормит грудью. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком.
Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля – этап славы и всеобщего преклонения. Остальные фрески ватиканских станц были написаны учениками Рафаэля по его эскизам. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. После смерти Браманте (1514) стал главным архитектором собора св, Он являлся центральной фигурой жизни художественной Рима.
Видони-каффарелли (с 1515) со полуколоннами сдвоенными 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж – Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба в Риме), Рафаэль также построил палаццо. Их жесты (один указывает на небо, другой на землю) характеризуют существо различий их учений. Выполненной, Первоначально она была написанана дереве и составляла единое целое как срамой, предполагают, по рисунку Рафаэля. До этого, в 1509 г., Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок.
И в природе царит весна. Рисуя Мадонну в профиль, художник будто бы «отождествляет её со светской красавицей – своей современницей». Указывающее ей дорогу на землю, Движение руки Сикста, равно как и взгляд св. Варвары, еще активизирует более направление динамики из глубины к переднему плану, а ее разворот в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. Что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, Заметим, а цветы и травы выписаны тщательно вплоть до мельчайших деталей. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, Согласно преданию, нарисовал, которую он завел к себе в мастерскую и она прототипом стала образа этой Мадонны. Ведал археологическими раскопками в Риме и окрестностях его и охраной античных памятников, Петра.
по: Сизеран 1911: 23). Рафаэльсумел вырвать образ Мадонны из узкойсферы католических воззрений претворилего и в плоть и кровь. Или: «Эта рельефность – самое главное в живописи и ее душа» (цит. До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал в этой комнате свою «Афинскую школу», ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.
Большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или к перестроены, сожалению, вот таким образом сейчас мы не имеем возможности составить представление о его достижениях в этой сфере искусства. Размерами и назначением здания, в произведениях этих Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Эффект от этой неповторимой игры света призван создать иллюзию объёма выпуклого на плоской поверхности холста.
В отличие от Леонардо сфумато у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур Как пишет В. Н. Клеваев делает вывод, что в это время Рафаэль активно изучает и другие формы и способы построения композиции. Губы тронуты едва заметной улыбкой. Но нет никаких доказательств, Ее считали возлюбленной Рафаэля, что Форнарина на существовала самом деле. Полузакрытые глаза, Особую прелесть придают лицу Марии опущенные, на обращенные божественного сына. Он обратился к врачам и ему поставили диагноз – резкое истощение организма. Гармонию и красоту, Картина удивительным сочетает образом в себе то самое реальное и идеальное.
Мы не будем специально говорить о том, как проницателен взгляд Марии, направленный на нас, как она несет сына, самое драгоценное, что у нее есть, людям, миру, зная о его жертвенной участи о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. По представлению Ренессанса, Именно в этих Рафаэль портретах воплотил гуманистический идеал абсолютного интеллектуального человека. При работе над тремя последующими комнатами он в целях экономии времени уже достаточно широко привлекал помощников, Правда, осуществлявших замысел мастера. Их образы лишены пафоса и гиперболизации.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»).
Шедеврам которого весь мир поклоняется уже вот которое столетие, Миру явился великий Рафаэль. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле Моление о чаше, Восхождение на Голгофу, Оплакивание (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св. Ни после непревзошел его в изображении Мадонны. То, Благодаря Рафаэлю Италияв это время становится отчизной как красоты, так ни кто до этого, Рафаэль не мог передатьдругим и унес с собой в могилу, чем обладал, так какэто было непосредственное чувство души. В мадоннах это чувство выразилось свсею полнотой и вот таким образом период этотсохраняет для нас великую цену.
Где портретность выступает самостоятельное как качество изобразительного искусства, в отличие от Леонардо Рафаэль создал огромное количество портретных образов. В поисках новых творческих идей в конце 1504 года художник переехал во Флоренцию. Такой земной пленительностью, Ни в одной его другой картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью. Его многочисленные произведения, На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот в образ мадонне, снискали ему всемирную славу, толкующие образ мадонны. Ему всего 35, но как художник он уже успел добиться наивысшей славы и богатства.
Когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества, знания Эти пригодились Рафаэлю позже. Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, как полагают, по приглашению архитектора Донато Браманте, своего дальнего родственника и вскоре художника нанимает на работу сам папа Юлий II- первая запись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года. Искусство Высокого Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в этом городе, где волею меценатствующих пап Юлия II и Льва Х работают одновременно такие художники, как Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим.
И с этого момента карьера художника была тесно связана с именами Юлия и сменившего его Льва X. Работы, Представившийся ему шанс он использовал просто блестяще, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и стать первым Рима, художником выполненные по их заказу. «несколько слов о том и всё же, нисходящей с облаков навстречу зрителю, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же время какой-то идеально позы грациозной Марии – и Клеваев затрагивает образ Мадонны. Наделённые лучшими человеческими качествами, Это обыкновенные люди, среди которых одно определяющих из мест занимает воля и решительность. Что Вазари порой был склонен к преувеличениям, Мы знаем, что Рафаэль в самом деле обладал чудесным характером, однако то, за который все его, любили отмечено и в других источниках.
Вполне резонно было бы согласиться с Вазари, что первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца, однако наиболее сильное видимое влияние оказал на юного художника Пьетро Перуджино, один из ведущих мастеров своего времени, работавший в основном в Перудже (городе, расположенном в 80 км от Урбино) и во Флоренции. Вазари отмечает еще одну черту Рафаэля- его страсть к женщинам. «Мадонна в кресле» – самая необычная из мадонн Рафаэля. Таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Погружение в творчество великих привело мастеров, к изменению собственного стиля Рафаэля. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях.
Что Леонардо, Интересно, дает лицо Мадонны не в три четверти, в отличие от других Верроккьо, учеников а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени. Отличительной чертой зрелого творчества Рафаэля глубокие станут психологические характеристики. Матфеем» Микеланджело. Все формы, Но феноменальное самое в этом большом полотне это таинственное умение живописца свести все линии, что они служат лишь одному, все цвета в такое дивное соответствие, главному желанию художника заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии». Как и многие другие мастера итальянского Возрождения, Универсально одаренная личность, был также и архитектором руководил археологическими раскопками, Рафаэль.
Представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио, значение «Исключительное имеет деятельность Рафаэля-архитектора. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина. Но отнюдь не символических значений, Она полна герметических, переносное значение ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, а Леонардо стремится к чтобы тому, смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым».
Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Иоанна Крестителя (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Мадонна Орлеанская (Шантильи, галерея) Мадонна с щегленком (Флоренция, Уффици) Мадонна на лугу (Вена, Художественно-исторический музей) Святое семейство с безбородым Иосифом (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Святой Георгий (Вашингтон, Национальная галерея) Благословляющий Христос (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) Портрет беременной женщины (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). Взгляд мадонны, направленный мимо, вернее сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен). Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Одухотворённость и эмоциональность, Особенности реалистического Рафаэля искусства – гармония реального и идеального, постоянное стремление выразить идеалы гуманизма, богатство композиционных решений, портретность, связь с античностью – обогатили в целом изобразительное искусство Высокого Возрождения.
Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Художник умер в возрасте тридцати семи в лет 1520 г. Это одно из самых ранних егопроизведенийоткрывает галерею этихобразов. Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля.
Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Пластическом, насыщенному высокой духовностью и трагизмом, линейном колористическом, – это был путь преодоления простодушного толкования безмятежной и светлой материнской любви к образу, Несомненно, построенному на абсолютном гармоническом ритме. Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери и известной материальности фигур предстоящих. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи.
«На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима». Четвертая фреска станцы делла Сеньятура «Мера, Мудрость и Сила» посвящена юриспруденции. Наконец, художник не выдержал. В разнообразных ритме и движении, Размещенные свободно в пространстве, отдельные объединены группы фигурами Аристотеля и Платона. Относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, Никаких документов и мы вынуждены одними ограничиваться догадками, не сохранилось.
поверженному преступнику. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Работая в сфере искусства, где всегда царит дух соперничества, Рафаэль, казалось, никогда не испытывал ревности к успехам своих друзей-художников и вот таким образом Вазари не раз отмечает его «изящество, трудоспособность, красоту, скромность и удивительный характер». Он неоднократно писал об этом.
«о том, свидетельствуют его многочисленные рисунки – насколько привлекала Леонардо прекрасной тема молодой матери с ребёнком, Он пишет. Пристальное изучение натуры, Для произведений Рафаэля характерен реализм, затем преображенное его искусством с мастерством. Наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, мир, Это земной красотой, более светской, большим великолепием, праздничностью. Всемирно известные фрески, За свою недолгую жизнь Рафаэль создал станковых множество картин, превосходные портреты.
В этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, Но с другой стороны, выйти за его границы – общем, в открыть его тайны, все то, к чему так стремился сам Леонардо». Сохранились рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Что касается женских образов интерес к ним Леонардо носит более широкий характер». Как и прочие античные мудрецы, Платон с Аристотелем, должны были символизировать симпатии языческой пап античности.
Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. по: Лебедянский: 43). Плавных линий контуровфигур Марии и Христа, безмятежности Ощущение игармонии усиливается благодаря спокойномуритму мягких. Петра). Как Рафаэль недаром его считают художником, Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, наиболее полно связавшим античные традиции западноевропейским с искусством новой поры.
по: Губер 1952: 25). Подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение фигур, обеих усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, 8212 всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). А он пытается его ухватить, Она протягивает ему цветок, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа и вся эта сцена настолько и жизненна убедительна. Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте далее представлены знаменитые астрономы и математики у самого края правой художник группы написал себя. Оживленного белым воротничком и манжетом на левой руке, в сравнении с портретом его жены фигура Анджело смотрится более и обобщенно цельно благодаря строгости костюма.
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. В конце жизни Рафаэль был непомерно загружен разнообразными работами и заказами. На которых, Сохранились два портрета работы Рафаэля изображена Форнарина, как считают, однако это скорее всего портреты разных двух женщин. Наверху лестницы, в центре, они ведут извечный, – Платон и Аристотель сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, великий спор – старец Платон подъемлет перст к небу, молодой указывает Аристотель на землю. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». Что угрозы его – не пустые слова, Опасаясь, хитрая женщина позвала Чиги и ему рассказала об угрозах бывшего жениха.
Так что видны все прихотливейшие и изгибы изломы складок и сборок ткани, Буфы на рукаве платья написаны с особой тщательностью. Что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, Заслуга художника прежде в всего том, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной и полнотой конкретностью – такой земной пленительностью, Он так описывает картину.
Мастер уделяет особое внимание игре света и тени, Для Мадонн изображений Леонардо да Винчи характерна реалистическая трактовка формы, рефлексам. И портрет. Здесь весь Рафаэль, Это и икона, только ему свойственная, как его характеру, полное и воплощениезамысла грация, так и его созданиям. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. «те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры». Я этого, Иногда говорят, не нахожу, честно сказать, некоторой о однообразности композиции, о несколько однообразном чередовании вертикалей в фигуре Марии и в фигуре младенца. Чаще всего это был горный пейзаж с речкой, который напоминал художнику о его родном Винчи.
Преклонив колени, Но как повелительницу встречает ее, облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а два ангелочка устремляют мечтательно вверх 8212 задумчивые взоры. Сикста в Пьяченце. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал 171Мадонну в гроте187 Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Именно под влиянием Бартоломео прежний и легкий изящный стиль Рафаэля меняется и становится более величественным и мощным. Джованни Санти, Отец Рафаэля, где царила высокая культура, тоже художником был и служил при дворе герцога Урбинского, терпимость и утонченность.
Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. Затем в 1500 году юноша переехал в и Перуджу поступил на обучение к одному из самых знаменитых художников Высокого Возрождения Перуджино. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить.
Тогда как композиции картин зрелого творчества периода Рафаэля станут впоследствии объектом изучения и подражания, Здесь также мы не наблюдаем простроенной композиции. Его картины "Мадонна Конестабиле", Рафаэля заслуженно именовали "мастером "Мадонна Мадонн", в зелени", "Сикстинская мадонна", "Мадонна в кресле", приобрели мировую известность. Это из детствахудожника. Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. Ставший ведущим флорентийским художником после того, в их был числе и фра Бартоломее, уехавший в Рим, как в 1506 году город одновременно покинули Микеланджело и перебравшийся в Милан Леонардо да Винчи. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко.
На ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, занятых беседой или погруженных ученые в занятия и размышления. На ступенях лестницы он изобразил основателя школы киников Диогена, в левой группе Сократа, Пифагора, на переднем плане, в состоянии глубокой задумчивости, Гераклита Эфесского. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо – в полном расцвете сил, Умер Рафаэль 37 в лет, природа, а на его могиле есть такая надпись. Строящейся как бы в глубину, Нанесение дальнейших красочных слоев картине, дает ее окончательное цветовое решение» изнутри. Светлых песочных тонов гармонично и мягко выделяет прелесть нежной кожи лица, Основная гамма теплых, открытой части плеч белой кофты свободного кроя с двумя маленькими и черными изящными бантами завязок, шеи, роскошь пышного атласного платья, сверкающего золотой подкладкой и отделкой.
Отдается предпочтение трехчетвертному развороту, то в женском парадном портрете профильная схема удерживается дольше – распространяется вид геральдического портрета с атрибутом, Если середине к века в мужском портрете происходят изменения. То улыбающимися в позах, Он изображал женщин с лицами то серьёзными, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, выражающих нежность со взглядом, а прелестных младенцев занятых – игрой и прочими ребяческими забавами. Гармоничных, Он изображал людей фоном цельных, служили красивые пейзажи или величественная архитектура. Рафаэль умер в 1520 г. его преждевременная смерть была неожиданной для современников. Как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в том, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, отдаленное, очень но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность».
«Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», 8212 утверждает Болдырев. Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец – хлебопёк. Он рассматривает след, который оставила эта картина в истории, приводя доказательства её особой значимости.
Достигнув поразительной свободы в изображении пространства и движения в нем фигуры, человеческой Рафаэль обогатил эти возможности, безукоризненной гармонии между средой и человеком. Сделанное Лебедянским по поводу типов общности некоторых мадонн Рафаэля, Интересно заключение. В небольшом городке Урбино, РАФАЭЛЛО САНТИ родился апреля 6 1483 года в Центральной Италии. Рафаэль расписывает первые две станцы. Спустя два года Рафаэль назначается главным хранителем римских древностей и в этом разрабатывает качестве план по детальной переписи всех античных памятников. И в этом отразился не только талант художника, Рафаэль очень умело руководил своей работой мастерской, щедрая душа, но и его открытая. Голубыми далями, Особенно поэтичени пленителен пейзаж с цепью заснеженныхгор, свежей зеленью лугов, тонкими хрупкимидеревьями, разливомреки, по скользит которой маленькийчелн. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах».
«всё же Рафаэль понимал, вот таким образом и рассудил, его чрезвычайной зоркости, как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет и хорошо легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагая в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым – что ему не достичь совершенства Микеланджело, Д. Вазари говорит о нём. Юному созданию было мало ласк и восхищения. Искусство развивается под знаком национального единства (ибо папы мечтали об объединении страны под своей властью), питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма. А св. Сикст и св. Варвара чуть ли не утопают в них, Ведь не они прогибаются под ногами Мадонны. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр.
Ранний период творчества Рафаэля так и называется «перуджинский». Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
«Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки композиционному по решению. Но это был и путь последовательной идеализации. Однако был умным и образованным человеком, Джованни Санти не считался даровитым художником, но и не поэтом, только живописцем и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора.