Микеланджело Буонарроти (14751511564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). «Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»). Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато». Ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное на влияние манеру молодого Рафаэля, Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, 151 все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом 151 катастрофа, крушение мира). И вскоре Санти стал центральной фигурой жизни художественной Рима, Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками.
Джованни Санти, Отец где Рафаэля, царила высокая культура, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, терпимость и утонченность. И на христианские сюжеты, Он создал произведения и на мифологические, его колористическое дарование исключительно, работал в жанре портрета, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее влияние огромное на потомков. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Мать Марджи Чарла умерла в 1501, а отец Джованни Санти умер в 1494. Третий величайший мастер Высокого Возрождения 151 Микеланджело 151 намного Леонардо пережил и Рафаэля. Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче.
Все соединено в необычайном равновесии, Рафаэля у нет ничего преобладающего, в абсолютной красоте. Этот контраст вносит ощущение смятения намеренно и нарушает цельность идиллической картины. А ее нежная нога опирается на мертвую голову Олоферна, Но в ее руке холодно обоюдоострый блестит меч. Смелом, Он вложил в него мечту о вожде мудром, экспрессии, полном титанических сил, воли151качеств, столь необходимых тогда объединения для его родины. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. В необычном сильном ракурсе запрокинута голова Христа, скажем, вывернуто его правое плечо, левая часть композиции, нагруженная более правой, потребовала сложного асимметричного рисунка более постамента, высокого в правой части – не свойственные искусству Ренессанса или, Вместе с тем даже в этой ранней работе Микеланджело имеются черты, непривычные для него.
За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. То Рафаэлю было тогда не более восьми лет, Если это потому правда, что он лишился матери именно в этом возрасте. Белое покрывало Марии, карминные, голубые, золотистые одежды предстоящих 151 не противоречит, а выступает в гармоническом единстве с яркими характерами моделей – зеленый Звучная ковер, живописная гамма. В левой группе 151 Сократа, На ступенях лестницы он изобразил основателя школы киников Диогена, на переднем Пифагора, плане, в состоянии глубокой задумчивости, 151Гераклита Эфесского.
Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне, Современники отзываются с уважением глубоким о нравственном складе Рафаэля. Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте далее представлены знаменитые астрономы и математики у края самого правой группы художник написал себя. Но нет никаких доказательств, Ее считали Рафаэля, возлюбленной что Форнарина существовала на самом деле. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана – Рафаэля и Микеланджело, Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров, но после его смерти прожил еще много лет. Хранящееся в Лондонской Национальной галерее Распятие с девой Марией, который был тоже старше Рафаэля, святыми и ангелами или, как еще называют картину – Распятие написано Монд, Рафаэлем в 1503 году и относится к его ранним работам. Образ Моисея 151 один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. Художник в это время не жил во Флоренции, Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является и неполной запутанной – судя по историческим данным, а часто туда приезжал.
Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры 151Андреа Палладио (15081511580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце). Прославлению пап их чудодейственной силе посвящены и другие фрески: «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I с Аттилой», 151причем в первой Папе приданы черты Юлия II и это один из самых выразительных его портретов, а в последней 151 Льва X. Во фресках второй станцы Рафаэль уделял большое внимание не линейной архитектонике, а роли цвета и света. Рафаэль же был мечтой любого заказчика исполнительным гением с ангельским характером. «Сикстинская мадонна» 151 позднее произведение Рафаэля.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Его дар декоратора, а также режиссера, рассказчика полностью проявился в серии из восьми картонов к шпалерам для Сикстинской капеллы на сюжеты из жизни апостолов Петра и Павла («Чудесный улов рыбы», например). Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Начиная от сотворения мира, Центральную часть потолка Микеланджело сценам посвятил священной истории.
Его зеленовато-белой рубашки, Приглушенные тона одежды оранжево-красной юноши, как бы окутаны тем полусумеречным воздухом, перекликающейся с белой накидкой женщины, который свойствен предгрозовому освещению. Подающим большие надежды, До этого в свои 25 лет оставался Рафаэль художником, но еще не достигшим истинных высот известным. Прекрасная женщина на фоне прекрасной природы, совершенно спокойна – стоящей у балюстрады, Поза Юдифи, лицо и безмятежно задумчиво. Но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино, Сын Джованни живописца Санти прошёл первоначальную художественную выучку в Урбино у своего отца Джованни Санти. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности.
Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы. На протяжении «флорентийского периода» большинство работ было написано Рафаэлем по заказу частных клиентов из Перуджи, а среди больших картин с религиозным содержанием числится только одна – запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. Петра).
Первая половина его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса, а вторая 151 на время Контрреформации и начало формирования искусства барокко. Девушка умерла, По одной из версий, по другой версии, так и не дождавшись выполнения Рафаэлем обещания жениться, художник уже был тайно женат куртизанке на Форнарине. Микеланджело стоит во главе строительства военных укреплений, Флоренция готовится к обороне, отчаяния испытывает настроения смятения, бежит уезжает151буквально из Флоренции, узнав о готовящейся измене ее кондотьера, вновь возвращается в родной город, чтобы оказаться свидетелем его разгрома. служили для классицистов своего рода эталоном.
Перспективы и цвета, Изучая хитросплетения анатомии, более могучей глубокой интерпретации, он более достиг свободной, нежели в своих ранних работах. (В настоящее время эта картина находится во дворце Питти. ) Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены (оба портрета находятся сейчас в Питти). Рафаэль расписывает первые две станцы. Его образы 151 явно демократического склада, вероятно, действие разворачивается в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, полны экзальтированного чувства, выражают экстатическую фантазию мастера исполнены с маньеристической изощренностью что, – Принцип изобразительности Тинторетто построен как бы на противоречиях и отпугивало его современников. Вазари отмечает еще одну черту Рафаэля – его страсть к женщинам.
Чтобы изучать и совершенствовать технику письма, Этот город он считает подходящим самым местом для того. В отчаянии вскидывает руку Магдалина, Застыла в горе держащая на коленях сына мадонна, глубокой в скорбной задумчивости пребывает старец. Рафаэль постепенно идет и вперед достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме, Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их. Взгляд мадонны, направленный мимо, вернее сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен). Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти.
Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Вместе с архитектором Якопо Сансовино и писателем Пьетро Аретино он составляет некий триумвират, Тициан становится ярчайшей фигурой жизни художественной Венеции, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики. Что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, Заслуга художника прежде всего в том, соединить лиричность и глубокую эмоциональность монументальным с величием.
Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. «С покрывалом» и Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, «di Foligno», «della Sedia», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение» – в этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и X Льва мадонны. Чем отличаются от традиционных решений XV Оба века изображения 151 Лоренцо и Джулиано 151 не имеют портретного сходства. Опирающейся на наличник, Изображением женской фигуры, Рафаэль связал умело общую композицию с формой окна.
Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Именно под влиянием Бартоломео прежний легкий и изящный Рафаэля стиль меняется и становится более величественным и мощным. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (15621511563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, 151все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. Для искусства средневековья и Возрождения раннего было свойственно изображать науки и искусства в образе отдельных аллегорических фигур.
В котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, Но главное это тип лица мадонны, что характерно столь для мировоззрения Высокого Возрождения. В левой группе Сократа, На ступенях лестницы он изобразил основателя школы Диогена, киников на переднем плане, Пифагора, в состоянии глубокой задумчивости, Гераклита Эфесского. Их жесты (один указывает на небо, другой 151 на землю) характеризуют существо различий их учений.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. Когда в Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса, Два последних десятилетия жизни приходятся Микеланджело на тот период. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника 151 Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (15181511594) («тинторетто»151красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. В начале XVI в. Рим становится главным культурным центром Италии. Ему всего 35, но как художник он уже успел добиться наивысшей славы и богатства. В том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена, Породниться с художником хотели знатные многие люди Италии. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры.
Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести. Во всех этих вариантах тициановское толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия. Продолжалось все XVII столетие только и бр, «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса. Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена.
Подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого, в деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего творческая неистощимая фантазия художника. В разнообразных ритме и движении, Размещенные свободно в пространстве, отдельные группы объединены фигурами и Аристотеля Платона. А его интерпретации классического искусства, Рафаэль глубоко был связан со скульптурой в античности изображении своих мифических и библейских персонажей, гармония и монументальность творчества просуществовали как эталон вплоть до девятнадцатого века.
Венеция этих лет 151 один из центров передовой культуры и науки. К этому времени Рафаэль, приближавшийся к своему двадцатилетию, был уже вполне сложившимся художником: в документе, датированном 1500 годом, он назван «магистром» (мастером). Переломным моментом в творчестве Рафаэля был его приезд по приглашению папы Юлия II в Рим, где, начиная с 1508 года, он занимался росписями залов в Ватикане. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. В прекрасном образе Давида, в его суровом лице скульптор передал титаническую силу страсти, непреклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Посвященный святому Николаю Толентинскому, Этот образ, был заказан художнику в декабре 1500 года и завершен им сентябре в 1501.
Как и прочие мудрецы, античные Платон с Аристотелем, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. Величественный и прекрасный образ Платона был навеян незаурядным Леонардо, обликом По предположению некоторых исследователей, а в Гераклите Рафаэль запечатлел Микеланджело. Протестанты разграбили католические святыни вечного в города, 1527 г. наемные солдаты разгромили Рим. Подчеркивающие состояние надломленности, Все эти диссонансные ноты, нарушают гармонию архитектоническую Ренессанса и являются предвестием новой эпохи в искусстве. Скульптор умножает количество складок плаща, Чтобы расположить большое мужское тело на мадонны, коленях спадающего с колен Марии.
Наиболее знаменитым из которых является Сикстинская Мадонна, За свою жизнь Рафаэль написал несколько образов замечательных Девы Марии. Во фреске «Парнас», олицетворяющей поэзию изображен Аполлон в окружении муз и поэтов от Гомера и Сафо до Данте. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние.
1511576) 151величайший художник венецианского Возрождения. Оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти, Во Флоренции молодой познакомился мастер с да Винчи и Микеланджело – мастерами. Микеланджело по поручению Синьории взялся фигуру изваять Давида из испорченной до него незадачливым скульптором мраморной глыбы, Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию.
В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда». поверженному преступнику. Большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или перестроены, к сожалению, вот таким образом сейчас мы не имеем возможности составить о представление его достижениях в этой сфере искусства. Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». «Сикстинская мадонна» позднее произведение Рафаэля. Неёловы, Ч. Камерон и более всего 151Дж. Из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, Другая черта отличительная творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований – в которых она может проявиться, Даже мадонны его в высшей степени различны.
Где волею меценатствующих Юлия пап II и Льва х работают одновременно такие художники, Искусство Высокого Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в этом городе, Микеланджело и Рафаэль, как Браманте. В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Оливковый в деревьях, свинцовый в тучах – черный почти в глубине воды, Зеленый цвет имеет массу оттенков.
Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Однако был умным и образованным Джованни человеком, Санти не считался даровитым художником, но и поэтом, не только живописцем и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Свидетельствующих о его неумирающем гении, это Но и время создания самых сильных по трагичности мироощущения и по лаконизму выражения произведений. Его автопортрет (Уффици) и портреты Анджело и Магдалены Дони (дворец Питти) также относятся к этому периоду. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Опирающейся на наличник, Изображением фигуры, женской Рафаэль умело связал общую композицию с формой окна. Одном из центров художественной культуры Италии, Рафаэль родился Санти в 1483 г. в городе Урбино, в семье придворного живописца и поэта, при дворе герцога урбинского, который и явился первым учителем будущего мастера.
Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, алтарные образа для венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу республики. Остальные фрески ватиканских станц были написаны учениками Рафаэля по его эскизам. Тициан Вечеллио (1477. Его многочисленные произведения, На протяжении всей жизни Рафаэль ищет образ этот в мадонне, снискали ему всемирную славу, толкующие образ мадонны. Проведенные под влиянием Флорентийского искусства, года, Четыре помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи.
И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Во второй комнате, называемой «станца Элиодора», Рафаэль написал фрески на исторические и легендарные сюжеты, прославляющие римских пап: «Изгнание Элиодора» 151 на сюжет Библии о том, как кара Господня в образе ангела 151 прекрасного всадника в золотых доспехах151обрушилась на сирийского вождя Элиодора, пытавшегося похитить из Иерусалимского храма золото, предназначенное для вдов и сирот. Соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Во Флоренции, Рафаэль учился у них анатомически изображению правильному человеческого тела. Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы.
Ставший ведущим флорентийским художником после того, в их числе был и фра Бартоломее, уехавший в Рим, как в 1506 году город одновременно Микеланджело, покинули и перебравшийся в Милан Леонардо да Винчи. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости. Которого несут в кресле к преступнику, поверженному Недаром Рафаэль ввел в композицию и изображение самого Папы.
Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами. Несколько ниже его апостолы, На небе восседает Христос среди Богоматери и Иоанна Крестителя, ангелами, окруженный пророки и мученики над Христом – Бог-Отец с державою, ниже Христа – Святой Дух в вид голубя. Рафаэль должен был приняться украшение за Ватиканских лоджий – открытых галерей, Не окончив еще станцы, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. 2 Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Открытие памятника превратилось в народное торжество. Слава сопутствует ему всю жизнь. На верху которой ее ожидает первосвященник, Хрупкая фигурка Марии маленькой поставлена на ступени круто вздымающейся лестницы.
Но сложное движение, Его мощные архитектурные фоны по своей гармонии не уступают рафаэлевским, повышенная динамика и перегруженность в композиции 151 черты, неожиданные ракурсы фигур, появляющиеся в конце творчества, увлечение иллюзионизмом изображения говорят наступлении о искусства иных возможностей и иной выразительности. То ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным Рафаэлем, эпиком Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле идиллии, отдающим предпочтение отрадному, грации. Вскоре после окончания работ в Сикстине умер Юлий II и его наследники возвратились к мысли о надгробии.
С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, Никаких документов и мы вынуждены ограничиваться одними не догадками, сохранилось. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением идеи примирения христианской с религии античной культурой. Но это был и путь последовательной идеализации.
Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле 151 к росписи «Страшный суд» (15351511541)151грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что еще мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории. Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П. Особенно это видно на фреске «Изведение апостола Петра из темницы». Художественная реализация этой программы Рафаэлем сыном времени своего вылилась в победу светского начала над церковным. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Напряженные изогнутые тела как бы скатываются с покатых крышек саркофагов, нарушая тектонику стен их головы пересекают карнизы – не находя опоры, Этот беспокойный ритм еще усиливается позами фигур аллегорических времени суток. С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений 151 над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом. Глубокое постижение Рафаэлем сути античности особенно видно в живописи римской виллы Фарнезина, построенной по его проекту (фреска «Триумф Галатеи», сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее).
Он являлся центральной фигурой художественной жизни Рима, после смерти Браманте (1514) стал главным архитектором собора св. 151 есть и такое их толкование). Искусство развивается под знаком национального единства (ибо папы мечтали об объединении страны под своей властью), питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), 151 в нижней части композиции.
Проблемы эти были разрешены еще Леонардо в «Тайной вечере» со свойственной ему логикой. Мадонна либо держит Младенца на руках, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по- – видимому либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, Хотя сюжеты стандартны. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Ближе к концу 1504 года Рафаэль переезжает во Флоренцию. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (14771511510), 151прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения.
Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Что Вазари в этом эпизоде допустил поэтическую вольность, Многие современные исследователи склоняются к тому, а на самом деле знакомство Рафаэля с Перуджино произошло на лишь рубеже столетий. По представлению Ренессанса, Именно в этих портретах Рафаэль воплотил идеал гуманистический абсолютного интеллектуального человека. В начале XVI в. Рим становится главным культурным центром Италии.
Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Фигуры посажены в тесное пространство ниш – как бы пилястрами, стиснуты Это достигается и самой композицией. Рафаэль исполнял работы самых разных жанров. Карающий Христос помещен в центре композиции, суд, Творящий возносящиеся в рай праведники, а вокруг него во вращательном круговом движении изображены низвергающиеся в ад грешники, встающие из могил на Божий суд мертвецы.
Главным в росписи остается общая атмосфера высокой духовности, Но как ни выразительны изображенные Рафаэлем индивидуальности, ощущение силы и мощи духа человеческого и разума. Как полагают, Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, своего дальнего родственника, по приглашению Донато архитектора Браманте и вскоре художника нанимает на работу сам папа Юлий II – первая запись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года. Искусство развивается под знаком национального единства (ибо папы мечтали об объединении страны под своей властью), питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма. Но за всем этим строгая стояли выверенность каждой детали, Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в архитектонически ясную композицию, мудрое самоограничение, неуловимая логика построения, что и делает его произведения классическими. А сам он вынужден был время некоторое жить изгнанником, в начавшемся страшном терроре погибли многие друзья Микеланджело.
Главным в росписи остается общая атмосфера высокой духовности, Но как ни выразительны изображенные Рафаэлем индивидуальности, силы ощущение и мощи человеческого духа и разума. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства объектом и поклонения, Пейзаж.
Где был глубоко восхищен стилем и Леонардо техникой да Винчи, в 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию. Как Рафаэль недаром его считают художником, Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, наиболее полно связавшим традиции античные с западноевропейским искусством новой поры. Рафаэль умер в 1520 г. его преждевременная смерть была неожиданной для современников. Чеканность и ясность и линии объема, Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность. В 15131511516 гг.
Которую он схватил при раскопках она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма, 6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на году 37 жизни от горячки. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504). Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. В 1511 г., После смерти Джорджоне, филантропических братств, Тициан расписал в Падуе несколько помещений xml:langen-US langen-USscuolo, в которых несомненно влияние ощущается Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо. Трехкратное появление ангела в трех сценах изображенных на одной плоскости стены, в единой композиции (что само по себе было архаическим приемом), представлено в сложном освещении различных источников света: луны, факелов, сияния исходящего от ангела, создающих большое эмоциональное напряжение. И в этом не отразился только талант художника, Рафаэль очень умело руководил работой своей мастерской, щедрая душа, но и его открытая.
В те же годы он пишет небольшие картины для частных собраний. Остальные фрески ватиканских станц были написаны учениками Рафаэля по его эскизам. Привил своему сыну первые навыки творчества, Его отец – Джованни художник Санти известному живописцу, после чего тот поступил в ученики к Перуджино имевшему мастерские как в Перудже, так и во Флоренции. Особенно это видно на фреске «Изведение апостола Петра из темницы». Марка.
Это одна из самых драматических и тонких по колориту фресок. Что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, Заслуга художника прежде всего в том, соединить лиричность и глубокую с эмоциональность монументальным величием. Даже трудно представить, что все это мог исполнить один человек. Образ Данте дважды повторяется во фресках Рафаэля: еще раз он изобразил великого поэта в аллегории богословия, чаще неверно именуемой «Диспута», среди художников и философов Кватроченто (Фра Анжелико, Савонаролы и др. ). Городке, Первой достоверно документированной работой Рафаэля был запрестольный образ для церкви в Сан-Агостино Чита-ди-Кастелло, расположенном между Урбино и Перуджей.
Общественное значение скульптуры было понято сразу. Эти картины на протяжении XVI151XVIII вв. Искушенный зритель ясно ощущает, что картина -подражание кому-то и, догадываясь кому испытывает при этом некоторое сожаление. Эта небольших размеров доска содержит в себе несколько символов (гвоздика, деревянный ящик), которые традиционно относятся к Страстям Господним. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Философия, Богословие, юриспруденция и поэзия парят в аллегорических виде фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах.
Он успел за короткий период спроектировать несколько других построек, Несмотря на то что после смерти самого Рафаэля его планы реконструкции храма Петра Святого были пересмотрены и получил признание не только как первый художник, сумев при этом зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, но и как первый архитектор Рима. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 15451511546). Когда ему было немногим более двадцати лет, Совсем маленькая картина Сон рыцаря дает о представление раннем творчестве Рафаэля. В небольшом городке Урбино, РАФАЭЛЛО САНТИ родился апреля 6 1483 года в Центральной Италии. Кваренги. Трехкратное появление ангела в трех сценах изображенных на одной плоскости стены, в единой композиции (что само по себе было архаическим приемом), представлено в сложном освещении различных источников света: луны, факелов, сияния исходящего от ангела, создающих большое эмоциональное напряжение.
Ватиканские лоджии и другие работы были завершены учениками Рафаэля соответствии в с его эскизами и рисунками, Незаконченные росписи виллы Фарнезины. Вазари полагает, что Рафаэль был представлен Перуджино очень юным. Задумчив и прекрасен лик Богоматери, весь образ которой – само совершенство.
Но создающим иллюзию архитектуры, Эти композиции обрамлены написанным же, также живописными, карнизом разделены и тягами. Художественная реализация этой программы Рафаэлем 151 сыном своего времени 151 вылилась в победу светского над начала церковным. Облеченная в поэтическую форму, Для него важнее философская идея противопоставления и жизни смерти. Сам он не мог и предположить, что получит когда-нибудь столь важный и престижный заказ. Как Рафаэль недаром его считают художником, Никто из мастеров Возрождения не воспринял так и глубоко естественно языческую сущность античности, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры. «Сикстинская мадонна» 151 одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Восприняв в себя почти все течения, Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, а создал свое оригинальное, по своей творческой силе не подчинился им, облек его совершенные в формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Он хотел создать памятник-мавзолей колоссальный – украшенный сорока фигурами более чем в натуральную величину, Замысел скульптора был грандиозным.
Другая женщина, с именем которой часто связывают имя Рафаэля, была куртизанкой известной как Форнарина («Дочь пекаря»). Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант1511545 г. все остальные 151около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. При огромном количестве фигур роспись Сикстинского плафона ясна логически и легко обозрима. Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, По словам Вазари и её черты, дочери булочника, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная появилась жизнь, позднее и ни на чем не основана. «Сикстинская мадонна» одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. В котором воплощен синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, Но главное 151 это тип мадонны, лица что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние.
Художественная атмосфера которой была насыщена уже веяниями Высокого Ренессанса и способствовала поискам его абсолютного гармонического образа, в 1504 г. Рафаэль перебирается во Флоренцию. Величественный и прекрасный образ Платона был навеян незаурядным Леонардо, обликом По предположению некоторых исследователей, а в Гераклите Рафаэль запечатлел Микеланджело. Образ Данте дважды повторяется во фресках Рафаэля: еще раз он изобразил великого поэта в аллегории богословия, чаще неверно именуемой «Диспута», среди художников и философов Кватроченто (Фра Анжелико, Савонаролы и др. ).
Чем великий миланский мастер, Но Джорджоне более эмоционален, воздушной сколько и главным образом проблемами колорита и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой. Наверху своей славы, Но и среди теперь множества работ, заботливо обдумывая многочисленные эскизы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины. Во фреске «Парнас», олицетворяющей поэзию изображен Аполлон в окружении муз и поэтов 151 от Гомера и Сафо до Данте. Непринужденная симметрия и законченность композиций, Глубина и сила замысла, правдивость жизни и характерность, замечательное распределение света и тени, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается его в творчестве. Вполне резонно было бы согласиться с Вазари, что первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца, однако наиболее сильное видимое влияние оказал на юного художника Пьетро Перуджино, один из ведущих мастеров своего времени, работавший в основном в Перудже (городе, расположенном в 80 км от Урбино) и во Флоренции.
Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Написанные в основном на сюжеты мистических чудес, Многочисленные произведения тревоги, Тинторетто, полны беспокойства, смятения. Четвертая фреска станцы делла Сеньятура «Мера, Мудрость и Сила» посвящена юриспруденции. Сложность композиции состояла в том, что фреска «Парнас» размещена на стене, разорванной проемом окна. Рафаэль, работавший по заказу Юлия II, не случайно обращается к этой теме: французы готовятся к походу в Италию и Папа напоминает о Божьем наказании всех, кто посягнет на Рим. Изображающая двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, Эта картина, а другая играет на свирели, 151наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение из Джорджоне, которых одна берет воду из колодца. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), в нижней части композиции.
Бог 151 это прежде всего творец, не знающий преград на пути к созиданию, образ, близкий представлению гуманистической эпохи о творце (сцена «Сотворение Солнца и Луны»). И с этого момента карьера художника была тесно с связана именами Юлия и сменившего его Льва X. Работы, Представившийся ему шанс он использовал просто блестяще, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и стать первым художником Рима, выполненные по их заказу. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Достигнув поразительной свободы в изображении пространства движения и в нем человеческой фигуры, Рафаэль обогатил эти возможности, безукоризненной гармонии между средой и человеком. До этого, в 1509 г., Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце.
Но это был и путь последовательной идеализации. Выражая единую идею, в капелле Медичи архитектурные формы и пластические находятся образы в нерасторжимой связи. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511), среди которых безусловный шедевр мастера фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
История Адама и Евы, в девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения и все эти сцены, всемирный потоп, по являются сути, гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие». То совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать содружеством двух равноправных художников, Но если это так, а не союзом и мастера подмастерья. Абсолютная устойчивость, Логика, ясность и простота композиции вызывают в зрителе впечатление цельности необычайной и удивительной гармоничности. Правивших вновь с Флорентийская 1510г., буржуазия свергает Медичи, но Папа идет на Флоренцию походом, после смерти Пьетро Содерини. Как Рафаэль рисует головы святых, в ней еще очень заметно большое влияние учителя его Перуджино – по тому, в какие одежды их одевает, как их причесывает.
Здесь произошло его знакомство с работами старых и современных ему мастеров. Общая идейная программа росписи папских служить комнат прославлению авторитета католической церкви и ее главы Папы. Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом. Абсолютная устойчивость, Логика, ясность и простота композиции в вызывают зрителе впечатление необычайной цельности и удивительной гармоничности. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Вторая скульптура 151 «Пьета» 151 открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Общая идейная программа росписи папских 151 комнат служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы 151 Папы. «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (15621511563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, жанровые картины, светский сюжеты портреты ли, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, 151все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне написанной широко перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие – мифологический, Но что бы ни писал Веронезе. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр. Которому и следует венецианский мастер, Даная прекрасна в соответствии с идеалом античным красоты.
Спустя два года Рафаэль назначается хранителем главным римских древностей и в этом качестве разрабатывает план по детальной переписи всех античных памятников. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Рафаэль расписывает первые две станцы. Чем его учитель, Но Тинторетго был едва ли не колористом, лучшим хотя в отличие от Тициана и Веронезе его признание никогда не было полным.
Рафаэль родился в Урбино. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения.
В отличие от большинства художников он своей славился выдержкой и умением общаться с людьми. В «Мадонне в зелени», Это видно во всех его мадоннах, «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства 151 в «Сикстинской мадонне», «Мадонне со щегленком» – начиная юношески с робкой «Мадонны Конестабиле». Сообщающим впечатление зыбкости и все это объединено одним светящимся тоном, тревоги, беспокойства, но и радости, как само состояние человека в надвигающейся предчувствии грозы. В Риме, Умер Рафаэль там же, на следующий год после смерти кончины его современника старшего Леонардо да Винчи. Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт: «Мадонну Грандука» (1505) «Мадонну с гвоздиками» (около 1506) «Мадонну под балдахином» (15061508) К лучшим произведениям этого периода относятся : «Мадонна Террануова» (15041505) «Мадонна с щегленком» (1506) «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница») -15071508) Жизнь Рафаэля Санти (Раффаэлло Санти1483-1520) была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.
Их жесты (один указывает на небо, другой на землю) характеризуют существо различий их учений. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера 151 «Сельском концерте» (15081511510). На которых, Сохранились два портрета работы Рафаэля изображена как Форнарина, считают, однако это скорее всего портреты двух разных женщин. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона.
По представлению Ренессанса, в Именно этих портретах Рафаэль воплотил гуманистический идеал абсолютного интеллектуального человека. В сравнении с тициановские ним Венеры кажутся истинными языческими богинями, Но лицо с закрытыми глазами целомудренно-строго. С 20-х годов 151 самым прославленным художником Венеции, в Уже 1516 г. он становится первым живописцем республики и успех не оставляет его до конца дней.
Куда переехала семья, в 1488 г. во Флоренции, через год 151 в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному учеников из Донателло, он поступает в мастерскую к Гирландайо. Обучение художников иногда начинается с детства, Действительно, что Рафаэль в самом деле был учеником Перуджино, однако нас у нет других свидетельств тому. Представшие перед Рафаэлем, Грандиозные задачи, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, внушили ему собственных сознание сил близость Микеланджело, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал в этой комнате свою «Афинскую школу», ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Четвертая фреска станцы делла Сеньятура «Мера, Мудрость и Сила» посвящена юриспруденции. Что Вазари порой был склонен к преувеличениям, Мы знаем, что Рафаэль в самом деле обладал чудесным характером, однако то, за который все любили его и отмечено в других источниках. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. Но уже в период творческой зрелости художника, Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном тоже Крестителем была создана в Риме, когда он работал и над фресками, в 1509-1510 годах. Он описывает, как Джованни Санти отвез сына в Перуджу, невзирая на «слезы отчаяния, катившиеся из глаз матери Рафаэля». Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо 151небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Предстательствующая за людей, Даже Мария, отделяющей неумолимо грешников от праведников, боится своего грозного сына и отворачивается от его руки. Но, Разгневанный Микеланджело уехал во Флоренцию, под нажимом флорентийских властей, вытребованный Папой, боявшихся с осложнений Римом, вынужден был вновь возвратиться в Рим, на этот раз для не менее грандиозного, но, к счастью, воплотившегося замысла 151 росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце.
Проводимыми по инициативе папы римского, с этого времени Рафаэль становится самым тесным образом со связанным всеми предприятиями, по при этом успевает выполнять еще и частные заказы богатых клиентов. Представляющих иногда настоящие групповые портреты, Рафаэль решил эти темы в виде композиций, многофигурных так и типичностью интересные как своей индивидуализацией. Граничащее с отчаянием, 151 у Лоренцо, Микеланджело подчеркивает выражение усталости и меланхолии лице в Джулиано и тяжкое раздумье, считая не обязательным точную передачу черт в лицах моделей. Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов.
Это одна из самых драматических и тонких по колориту фресок. На второй – языческой, На первой композиции собраны в группы представители христианской, мудрости и таким образом характерно отразилось. Она была написана для папской капеллы в Ватикане и сейчас хранится в Дрезденской галерее. Творческое вдохновение 151 в лице Иезекииля, Величие, философическая задумчивость и отрешенность от мирской суеты 151 в фигуре Захарии скорбное раздумье 151 Иеремии, услышавшего Бога голос созерцательность 151 в образе сивиллы Эритрейской мудрость – мощь и благородство выражены и в образах пророков и сивилл.
Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства 151 в «Сикстинской мадонне». В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. При работе над последующими тремя комнатами он в целях экономии времени уже достаточно широко помощников, привлекал Правда, осуществлявших замысел мастера. Марка»). Прах его погребен в Пантеоне.
Как и прочие античные Платон мудрецы, с Аристотелем, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. Вот таким образом первый опыт художника Рафаэль в получил мастерской отца, Отец был художником и поэтом. Стремительности движения, Ощущение огромности пространства, силы единого чувства особую придает значительность изображаемому. В нижнем ярусе которой и была помещена фигура Моисея, По его проекту ученики скульптора потом настенную соорудили гробницу. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением примирения идеи христианской религии с античной культурой.
Именно в садах Медичи и в доме Медичи и Микеланджело начал тщательно изучать античную пластику. В разнообразных ритме и движении, свободно Размещенные в пространстве, отдельные группы объединены фигурами Аристотеля и Платона. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Естественное чувство радости бытия не ни граничит с каким конкретным действием, Но это живое, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения.
Хотя в 1514 году намеревался вступить в брак с племянницей кардинала Биббьены, Он никогда не был женат, однако неожиданно невеста умерла, Марией. Гражданственным пафосом, Из блестящей плеяды художников Высокого Микеланджело Ренессанса превзошел всех насыщенностью образов, чуткостью к смене общественного настроения. Из которой следует, На документе имеется любопытная приписка, что античные римские изваяния зачастую использовали в то как время строительный материал при постройке новых зданий. Чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, Фото сегодня не способно на то, пугались и плакали, видевшие впервые его, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения. Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим.
Работавшего в то время над сооружением собора Святого Петра, Важную в роль этом приглашении сыграла рекомендация архитектора Браманте. Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля. В двадцатилетнем возрасте он работал вместе с Пинтуриккьо в Сиенне, а затем перебрался во Флоренцию. В культурной столице он начал серии создание прекрасных мадонн там же ему поступили первые заказы. Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 15281511588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей.
Он взялся в 1518 году за исследование древнего и Рима изобразил его основные памятники, Для своего покровителя Льва X. Золотистые волосы Марии Магдалины, Мерцающий голубовато-серый свет объединяет контрастные цветовые пятна одежды героев, уходящего дня, почти скульптурно моделированные статуи нишах в и вместе с тем создает впечатление угасающего, наступления сумерек, усиливая трагическое настроение. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства в «Сикстинской мадонне». Именно под этим именем он и стал известен всему миру.
Родился 28 марта 1483 в Италии, в небольшом городке под названием Урбино. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Почти вся роспись в Станца делла Сеньятура выполнена самим Рафаэлем. Между тяжким и легким жизненным путем. К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя, Но даже и во сне приходится делать выбор непростой – между книгой и цветком. Взгляд мадонны, направленный мимо, вернее сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен). Он также создал десять гобеленов с изображениями деяний апостолов для Сикстинской капеллы семь из находятся них сейчас в английском музее Виктории и Альберта.
В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Во Флоренции (1504–08) он написал множество образов Мадонны, которые известны своей выразительностью. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». До этого, в 1509 г., Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св.
и Мл. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Также Флоренции Рафаэль обязан со знакомством своим близким другом и наставником Донато Браманте. Для искусства средневековья и Возрождения раннего было свойственно изображать науки и искусства в образе отдельных аллегорических фигур. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое 151 определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Смысловой, Сместив фигуру мадонны вправо и пространственный, олицетворяемый фигурой мадонны, определяемый точкой схода, вынесенной далеко влево, даже за пределы обрамления, что создало напряженность эмоциональную произведения – он таким образом противопоставил два центра. Приготовленный к принесению бескровной жертвы, На земле в центре картины – алтарь, вероучители и простые верующие люди нескольких в оживленных группах, а вокруг него отцы церкви. Рафаэль также создал проекты многих церквей, Названый последователем Браманте в качестве главного Ватикана архитектора в 1514 году, дворцов и многоквартирных домов.
Цельность героического образа, Однако господствующими в этой композиции являются черты, классическая ясность монументального языка художественного – свойственные именно Высокому Ренессансу. Пластическом, насыщенному высокой духовностью и трагизмом, колористическом, линейном – это был путь преодоления простодушного толкования и безмятежной светлой материнской любви к образу, Несомненно, построенному на абсолютном гармоническом ритме. Проблемы эти были разрешены еще Леонардо в «Тайной вечере» со свойственной ему логикой.
Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру. Потери близких и друзей, Последние годы жизни 151 Микеланджело это годы утраты надежд, время его полного духовного одиночества. Внимательный взгляд широко открытых модели, глаз Но введение бытовой сцены в интерьере вместо пейзажного фона, которые передают ощущение реальной жизни на земле, собачка в ногах 151 детали, а не на Олимпе. Пластическом, насыщенному высокой духовностью и трагизмом, колористическом, линейном – это был путь простодушного преодоления толкования безмятежной и светлой материнской любви к образу, Несомненно, построенному на абсолютном гармоническом ритме. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко.
Ведал археологическими раскопками в Риме и его окрестностях и античных охраной памятников, Петра. Работая в сфере искусства, где всегда царит дух соперничества, Рафаэль, казалось, никогда не испытывал ревности к успехам своих друзей-художников и вот таким образом Вазари не раз отмечает его «изящество, трудоспособность, красоту, скромность и удивительный характер». Косо по диагонали поставленный стол, мерцающий свет, преломляющийся в посуде и выхватывающий из мрака фигуры, резкая светотень, множественность фигур, представленных в сложных ракурсах, 151 все это создает впечатление какой-то вибрирующей среды, ощущение крайнего напряжения. Руководя добычей мрамора, Восемь месяцев он провел горах в Каррары, узнал, но когда вернулся в Рим, что Папа от своего замысла отказался.
Но и завязывать новые с знакомства местными художниками, Рафаэль успевал не только поражать заказчиков изысканностью своего искусства. Рафаэль, Несмотря на свой достаточно большой практический опыт, понимает, которому исполнился всего лишь 21 год, что пришла пора учиться мастерству у самых художников, выдающихся у титанов, живущих во Флоренции, – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в архитектонически ясную мудрое композицию, самоограничение, неуловимая логика построения, что и делает его произведения классическими. «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. Известного в искусстве как (15181511594) Тинторетто («тинторетто»151красильщик: отец художника был красильщиком шелка), Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника 151 Якопо Робусти. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории.
Достигнув поразительной свободы изображении в пространства и движения в нем человеческой фигуры, Рафаэль обогатил эти возможности, безукоризненной гармонии между средой и человеком. Совершенством пропорций, Чувством гармонии, мягкой светописью изысканным линейным ритмом и одухотворенностью психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Прославлению пап их чудодейственной силе посвящены и другие фрески: «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I с Аттилой», причем в первой Папе приданы черты Юлия II и это один из самых выразительных его портретов, а в последней Льва X. Во фресках второй станцы Рафаэль уделял большое внимание не линейной архитектонике, а роли цвета и света. Когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных богатых и слоев общества, Эти знания пригодились Рафаэлю позже. Муратов).
Что молодой Рафаэль в эту пору под находился влиянием своего учителя Пьетро Перуджино, Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том. В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». Слава к Тициану приходит рано. Именно под влиянием Перуджино с ранних лет сложилось лирическое дарование Рафаэля. Вспышки молний обычно сопровождают в действие картинах Тинторетто, Грозные стихии, усиливая драматизм события («Похищение тела св. Рафаэль рано потерял родителей.
Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Как у Донателло и Вероккио, Но не мальчиком, а юношей в полном сил, расцвете изображает его Микеланджело и не после сражения, с головою великана у ног, а перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил. В конце жизни Рафаэль был непомерно загружен разнообразными работами и заказами. Обнаженное прекрасное тело отныне и навсегда Микеланджело для становится главным предметом искусства. Пять сцен: «Агония в Саду» (музей Метрополитен), «Святой Антоний Падуанский», «Святой Франциск» (Дульвих), «Крестный ход» (Лондонская национальная галерея) и «Пьета» (музей Гарднера) свидетельствуют о новых влияниях Леонардо, Микеланджело, Мазаккьйо и, в особенности, Фра Бартоломео. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) 151следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Как живет в душе Пушкина инстинктивный стиха, закон «Законы архитектуры живут в его душе так же инстинктивно. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко.
В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. Рафаэль овладел различными манерами живописи и сумел создать свой неповторимый художественный стиль – возвышенный, Основываясь на этом опыте, богатейшем ясный и чистый. Буквально захваченный образами античности, Микеланджело изобразил античного бога вина обнаженным юношей, как бы чуть пошатывающимся, обратившим взор на чашу с вином. Пластическое совершенство человеческого тела и сложная многофигурная композиция, в чем Рафаэль следовал античности, все передающая многообразие мира – выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи. Пластическое совершенство человеческого тела и сложная многофигурная композиция, в чем Рафаэль следовал античности, передающая все мира многообразие – выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи.
Тинторетто много пишет для Дворца дожей, Как и Веронезе, но всего более 151для филантропических братств, венецианских церквей. В русской усадебной архитектуре XIX столетия и даже в эпохе модерна рациональность и завершенность Палладио стиля проявились в архитектурных образах неоклассицизма. Мы точно не знаем ни о том, к сожалению, ни о том, как Рафаэль в помогал работе своему отцу, как и где он учился основам мастерства.
Его многочисленные произведения, На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот образ в мадонне, снискали всемирную ему славу, толкующие образ мадонны. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 15081511510). Сложность композиции состояла в том, что фреска «Парнас» размещена на стене, разорванной проемом окна.
Мария Египетская»). А может быть, Леонардо Винчи да и Микеланджело были не менее, чем Рафаэль и более талантливы, однако Леонардо часто оставлял свои работы незавершенными, а Микеланджело отличался сложным, взрывным характером. Мужественная величавость и тонкая поэтичность, Это же чувство удивления перед сложным душевным миром человека вызывает и образ Юдифи – в котором как сочетаются будто бы несоединимые черты. Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (15701511581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя.
Где волею меценатствующих пап Юлия II и Льва х работают одновременно такие художники, Высокого Искусство Возрождения достигает своего наивысшего расцвета в этом городе, Микеланджело и Рафаэль, как Браманте. Представляющих иногда настоящие групповые портреты, Рафаэль решил эти темы в виде многофигурных композиций, так и типичностью, как интересные своей индивидуализацией. Когда папа Лев X возложил на художника ответственность за сохранение и перепись античных мраморных изваяний, Еще интенсивнее Рафаэль начал с трудиться 1515 года. Самая ранняя работа фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, вот таким образом ранние работы выполнены в стиле Перуджино Мадонна с младенцем 3 Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. А сам художник, Его фамилия часто произносилась на латинский лад как или Сантиус Санцио использовал латинизированную форму своего имени – Рафаэль, подписывая картины.
Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную 151 Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями 151символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» 151в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» 151 в надгробии Джулиано. Это неизбежно вызывало привлечение учеников и большого штата при помощников исполнении больших заказов.
Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого современника архитектора Браманте далее представлены знаменитые астрономы и математики у самого края правой группы художник написал себя. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. В состоянии усиливающейся глубокой религиозности и Микеланджело работает над гробницей Медичи, в настроении тяжелейшего пессимизма. После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для и подражания объектом стремления для молодых художников. Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы.
Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Будучи наделен от природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и духовной красоты, обладая, при мягком, симпатичном характере, закаленным трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря на непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по сочинению и исполнению к еще более абсолютному, пока не достиг, наконец, такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальше которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения.