Урок по развитию речи в 7 классе Разработан учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ 1120 САО г. Москвы Мартысь Розалией Дмитриевной 2011 г. Урок развития речи (сочинение по картине) К. Ф. Юон «Волшебница зима» Подготовила учитель начальных классов Труфанова И. В. Филиал Верх-Бийская ООШ МОУ Тондошенская ООШ Турочакского района Республики Алтай Сергей Андреевич Тутунов «Зима пришла. Тема: «Зимние каникулы». Цели:Продолжить работу над формированием грамотной речи учащихсяПродолжить обогащение активного словарного запаса учащихсяРазвитие умения составлять рассказ по картинеРазвит. В процессе работы над сочинением-описанием пейзажа учащиеся коллективно составляют сложный план описания картины, например, Н. П. Крымова «Зимний вечер».
Материалы и оборудование: картина с изображением зимних развлечений карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ), мольберт, указка. Так, в процессе беседы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер», учащиеся подобрали следующие прилагательные и образные средства для описания снега: При описании натюрморта «Сирень» П. П. Кончаловского пятиклассники в ходе совместной работы употребили «цветовые» и оценочные имена прилагательные: белая, розовая, бледно-розовая, красная, темно-красная, фиолетовая, ярко-красная, жемчужная, нежная, чудесная, прекрасная, замечательная, великолепная, любимая. Картина, о которой пойдет речь в данной работе, называется «Конец зимы. Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, знакомство с музыкальными инструментами, наблюдения на прогулках за окружающим чтение книги Н. Пузановой «В городе тысячи радуг» рассматривание сюжетных и пейзажных картин на зимнюю тематику - А чтобы вам было легче отвечать на мои вопросы, вы можете воспользоваться эмблемами, на которых изображены персонажи: снежинка, елочка, лошадь, фигуристка, саночник, зритель, художник. Предварительная работа: первичное знакомство с картиной «Зима» художник Обрыньба индивидуальное заучивание стихов И. Пашов «Зима», А. С. Пушкин «Зимнее утро» рассматривание сюжетные и пейзажных картин на зимнюю тематику, экскурсии в парк, наблюдения чтение книги Н. Пузановой «В городе тысячи радуг» - Но не сама ручка пишет умные слова, не сама кисть рисует красивые картины.
Репродукция картины на доске и в учебнике, репродукция картин Шишкина «Зима», «Еловый лес зимой», «На севере диком», «Иней», несколько портретов художника, карточки для работы над орфографией.
Именно пейзажи Юона отличаются неповторимой красотой, удивительным мастерством. Устанавливается связь между жанром живописи и типом речевого произведения, в учебном пособии внимание большое уделяется отбору произведений живописи для развития речи учащихся, между темой картины и изучаемым на уроке русского языка лексико-грамматическим материалом. Стожаров «Хлеб, соль, братина»). Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. Выступающих в роли сказуемых. Подчеркнём, При анализе двух последующихпримеров укажем на обобщенное что значениеглаголов, в предложениях 1 – 4используются личные формы глаголов.
Лежащие на снегу, Длинные тени, что на картине изображена половина первая дня, позволяют предположить. Например, одно и то же время года, явление природы каждый художник изображает по-своему: «Март» И. И. Левитана и «Мартовское солнце» К. Ф. Юона. Сосредоточивает их внимание, Такая предварительная установка активизирует мышление учащихся, на настраивает серьезное отношение к работе. Ограниченная рамками определенной темы, Картина, помогает высказывание построить в соответствии с темой и замыслом художника.
«Какими изобразительно-выразительными средствами передает ее художник. », «Чувствуется ли в натюрморте присутствие человека. », «Как художник показал присутствие человека. », «О чем нам рассказал натюрморт. » «Почему художник ритмично расположил предметы. » (В. Пятиклассники понимают, Рассматривая картину под руководством учителя, а основная мысль авторский замысел, что тема предмет это изображения, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык изобразительного искусства 3) способствовать организации наблюдения учащихся по картине, фокусированию их внимания как на выделение главного, так и на «говорящие» детали 4) активизировать мышление и речь учащихся путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся самостоятельное суждение о произведении, собственное эстетическое переживание. По мере «разыгрывания» ситуации изображенной на картине, происходит усвоение языкового материала по тематическому принципу. как.
Птицы ищут что-то под снегом. Припорошенной уже стаивающим снегом, На можно картине увидеть деревянный одноэтажный дом с двускатной крышей. Итак, успех беседы предопределяют формулировка, характер и последовательность вопросов. Просто не всегда у современного человека находится достаточно времени для походов в лес, наблюдения за природой, а картина Шишкина «Зима» помогает нам совершить заочную экскурсию в зимний лес. На раскрытие причинно-следственных связей,, на установление причинно-временных и пространственных на связей, обобщение. Однако детализирующие вопросы помогают более внимательно и всесторонне рассмотреть Развитию объекты, наблюдательности учащихся способствуют как общие, заметить характерные детали изображенные на картине, важные для раскрытия замысла художника – так и детализирующие вопросы.
Возможность обеспечения взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, отборе При картин учитывались требования программы по развитию связной речи учащихся, художественная ценность произведения, формирования культуроведческой компетенции интерес учащихся к картине. Притягивают взгляд зрителя к темной чаще леса, Темно-коричневые стволы деревьев краям к полотна становятся гуще. При работе с картиной К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» следует привлечь внимание учащихся к рыболовным принадлежностям: «По каким деталям картины можно догадаться, что мальчик готовился к рыбалке. », «Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку. » «Какой день изобразил художник. », «По каким признакам можно определить, что на картине изображен полдень. » (А. Этот аспект в современной методике обучения русскому абсолютно языку не разработан, к сожалению. По одной или двум картинам подбираются и записываются слова на тему: «Зима», например: зима Словарно-стилистическая работа как необходимый элемент урока с использованием картины проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в ходе анализа картины, в процессе чтения и после чтения искусствоведческого текста. Собирая и систематизируя материал по картине, группируют темам, поскольку в процессе сбора материала они приводят его в определенный порядок, последовательность устанавливают его использования в соответствии с темой и замыслом предстоящего высказывания – учащиеся одновременно овладевают умением планировать свое высказывание, Методика анализа искусствоведческого текста-образца имеет свои особенности.
И снег, влажный, подтаявший испещренный лиловатыми тенями деревьев, свидетельствует о приближении весны. Так, при рассматривании картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» важно обратить внимание учащихся на такую «говорящую» деталь, как портфель: «Почему художник так четко на переднем плане изобразил портфель мальчика. », «Каким художник изобразил портфель мальчика. », «О чем говорит «бывалый» портфель. », «Что вы видите в портфеле. ». Где объектом речи являются признаки предмета явления или Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, свойства, его особенности, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж. В. Герасимов «Зима И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», К. Ф. Юон «Русская зима», «Лыжная экскурсия. Поодаль стоят высокие стройные ели, а на заднем плане картины чернеет лес. Проведенный на базе сознательного осмысления содержания картины во время беседы, а какие слова использует Б. Иогансон для описания снега. » Анализ образца, усиливает эмоциональное текста восприятие и помогает глубже понять его содержание. Он работал в живописи, графике, был театральным художником.
Какой, Содержание этих жанров живописи предполагает построение высказывания описательного характера отвечающего – преимущественно на вопросы. Картина проста по композиции. Содержание жанровой картины, стимулируя воображение учащихся, как правило, подсказывает композиционную структуру высказывания: 1) зачин (начало действия) предыстория того, что изображено на полотне художником 2) основная часть (развитие действия) эпизод, запечатленный художником 3) концовка (итог действия) дальнейшее развитие (домысливание) сюжета, намеченного художником. Накануне урока подготовки к сочинению по картине желательно организовать экскурсию в картинную галерею, музей, на выставку, чтобы познакомить учащихся с произведениями живописи аналогичного жанра (например, натюрморт, пейзаж) или с творчеством художника, одну из картин которого предполагается рассмотреть на уроке.
Связанные с необходимой искусствоведческой подготовкой учащихся, Составление плана сочинения на основе произведения живописи имеет свои особенности, его настроение их умением понимать замысел художника, на выраженное полотне. Если искусствоведческий текст предъявляется до по беседы картине, Однако может быть проведена и комплексно. Учащийся одновременно обучается речевому общению, Овладевал какой-либо ролью, не фактически осознавая этого, выполняя ряд речевых упражнений. А тот же объект, запечатленный на полотне, организует наблюдение учащихся. Стволы и ветви деревьев запорошены снегом, но чувствуется, что перед нами ясный и безветренный день: сквозь ветви зрителю видно чистое небо кобальтового голубого оттенка.
При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста уровня владения речью. И хотя зима еще не завершилась, но остро ощущается ожидание весны. Программное содержание: воспитывать у детей эстетический вкус, музыкальный слух, определять характер музыки, соотносить ее с персонажами на картин, развивать фантазию детей посредством музыкальных произведений (Что ты представляешь под эту музыку. И. Шишкин «Зима», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», К. Ф. Юон «Конец зимы. Е. г. нисский «Зима», Полдень», Н. П. Крымов «Зима», «Над снегами», «Зимний пейзаж», И. И. Шишкин «Зимний вечер», «Зима» и т. п. ).
Что произведения живописи представляют собой богатейший для источник воспроизведения учебных ситуаций, Несомненно, для формирования ситуативной речи. Так, в связи с изучением лексико-грамматической темы «Природа», «Времена года», «Имя прилагательное» проводится работа по картинам изображающим, например, зимний пейзаж (С. Созданный художником, Образ, как в фокусе, концентрирует, внимание зрителей и тем самым помогает им рассматривать внимательно изображенный объект, его детали, признаки, местоположение, выделяя главное и второстепенное, сопоставлять те или иные предметы и явления. «Определите авторскую позицию в этом натюрморте». Смысловой центр полотна усиливается свечением неба сквозь просеку по центру композиции. Но и располагать его определенном в порядке, Умение наблюдать помогает не только отбирать нужный материал для высказывания, способствуя логическому и последовательному изложению мыслей.
При таком подходе влияние текста проявляется более умеренно и он в мере большей подвергается творческой переработке. Тематические картины, Юон писал портреты, но истинным призванием его пейзажная стала живопись. Раскрыть то в его личности, о чем он и сам, быть может, не знает. Которая проявляется в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах,, познать красоту и выразительность цветосочетаний, постичь причинно-следственные связи между ними и пространственные уяснить отношения. Пойдут дожди») отдельные учащиеся не выразили отношения своего к картине или к природе, Но скоро опадут все листья изображенной на картине.
изложили явления во временной последовательности («Наступила осень. А обучающее изложение с языковым разбором искусствоведческого при текста одновременном восприятии картины, в классах со слабой подготовкой целесообразно про водить не сочинение. Таким образом формируется умение подчинять любое свое высказывание теме определенной и замыслу автора. Перед глазами зрителя раскинулся зимний лес. Предлагаются наиболее эффективные приемы организации устных и письменных высказываний по картине, приемы обогащения словаря учащихся, методика работы над сочинением разных типов речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение-описание предмета (натюрморт), сочинение-описание животного (анималистический жанр), сочинение-описание природы (пейзаж), сочинение-повествование о событии изображенном на картине или на основе ролевой игры (жанровая картина), сочинение-описание внешности человека (портрет), сочинение-рассуждение, сочинение-отзыв (любой жанр). Таинственного и торжественного, Чистота глубина и цвета неба подчеркивает особенную атмосферу леса. Поскольку, в этом случае ставится задача иная и подражание исходному тексту полезно, учащиеся усваивают новую лексику и прежде всего образно-выразительные средства родного языка, приближаясь к оригиналу, убеждаются в необходимости выбирать речевые средства в соответствии с задачами высказывания. Вот таким образом сразу следует поставить вопросы, выявляющие эмоциональное отношение учащихся к картине их первое наиболее яркое впечатление, например: «Какое настроение вызывает картина. », «Какое настроение создается у вас при первом взгляде на картину. », «Какое впечатление производит на вас картина. », «Нравится ли вам эта картина. », «Нравится ли вам цветовой контраст этого натюрморта (пейзажа). », «Нравится ли вам, как художник расположил предметы в этом натюрморте. » «Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, веселое (грустное) настроение. », «Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на картину. », «Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину. » (А.
При работе с натюрмортным жанром в 5 классе можно задать вопросы: «Что изображено на картине. », «Как расположены предметы на картине. », «На каком фоне изображены эти предметы. », «Какой цвет преобладает. », «Какие цвета художник противопоставляет в натюрморте. » (И. Во-первых, Работа со словариком, во-вторых, у развивает учащихся жизненно важное умение пользоваться толковым словарем и, облегчает проведение беседы и словарной работы. Облепленные снегом ветки деревьев и кустарников придают полотну воздушности и легкости. Автор стремится заинтересоватьчитателя, вот таким образом, сообщая информациюнаучного характера, делает высказываниеболее выразительным и эмоциональным спомощью средств художественной речи, например эпитетов ( В процессеобсуждения первого задания 6 подведём учащихся к мысли о том, чтознаки препинания помогают правильно ибыстро понимать письменный текст: абзац (красная строка) выделяеткомпозиционно-смысловые части текстаточка, многоточие, вопросительный ивосклицательный знаки отделяютвысказывания друг от друга и помогаютпонять их цель, а также эмоциональнуюокраску. Понятным определенному возрасту Для сюжетом, этой цели следует отбирать картины с ярко выраженным, которые являются действенным стимулом для проведения ситуативно-ролевых игр. В медном стерженьке пряталась тонкая тростинка с темной краской.
Соотносить аргументы и факты, Стратегия метода помогает развивать образное развивать мышление, фантазию и умение мыслить перспективно. Снег еще не растаял совсем и люди пользуются последней возможностью сходить на лыжах. Изображенный художником на полотне фрагмент действительности (натюрморт, пейзаж), представляет собой готовый наглядный материал, который можно увидеть сразу и словесно обозначить, назвать одновременные признаки (цвет, форму, объем, размер) предметов, свойства явлений природы, установить определенные связи между отдельными частями картины. «Какое настроение вызывает картина. » их первое наиболее яркое впечатление, «Какое настроение создается у вас при первом взгляде на картину. », «Какое впечатление производит на вас картина. », «Нравится ли вам эта картина. », «Нравится ли вам цветовой контраст этого натюрморта =[[0]]. », «Нравится ли вам, как художник расположил предметы в этом натюрморте. » «Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, веселое =[[1]] настроение. », «Ощутили ли вы чувство радости =[[2]] при взгляде на картину. », «Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эту картину. » (А – выявляющие эмоциональное отношение учащихся к Вот таким образом картине, сразу следует поставить вопросы, например. А. Пластов «Первый снег»). Изображенный на картине, Эпизод, вот таким образом картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения, чаще всего моделирует реальную ситуацию, близкую к естественной, что способствует повышению их активности речевой в ходе урока.
Учитель должен учитывать, Проверяя письменную создает работу, свой эмоциональный настрой, что картина каждым учеником воспринимается индивидуально, свое понимание и вот таким образом необходимо проявлять особый такт, поощрять самостоятельность и творческие находки учащихся, оригинальность в речевом оформлении. Запечатленных художником, Ролевая игра по картине жанровой позволяет учащимся перевоплотиться в героев, т. е, ориентироваться в ситуации общения. Разыграть изображенное событие, Такие картины учащимся помогают войти в ситуацию, позволяют организовать диалог и полилог учащихся в соответствии с сюжетом, смоделировать речевое и неречевое поведение конкретных персонажей в разных способствуют решению социально-речевой задачи, предложенным художником.
К. Саврасов «Грачи прилетели») «Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день. », «Какие цвета использовал художник для изображения летнего жаркого дня. », «Что в наряде девочки бросается в глаза. », «Почему художник изобразил платок красного цвета. » (А. В пособии используются произведения русских художников ХIХХХ в., близкие, понятные детям. Как правило, Тема основная и мысль, что позволяет учащимся лучше понять изображенное и построить свое собственное высказывание в соответствии с темой картины и основной мыслью художника, обозначены художником в названии картины. Спустя полчаса вратарь уже входил в мастерскую. Если описывать картину художника И. Шишкина Зима в лесу в нескольких словах, то можно сказать, что автор талантливо изобразил настоящий русский лес в ясную и безветренную погоду. У учащихся обостряется наблюдательность, Кроме того, заимствуя содержание, стимулируются творческие и поиски появляется желание описать картину красиво, лексику и стиль текста-образца. Которая выражается в том, по картине также имеет свою специфику, оценивая изложение или сочинение, что учитель, обращает внимание на то, в какой мере учащийся использовал источник (произведение живописи), выполнил ли он поставленную задачу, например, описать картину или составить рассказ на основе изображенного художником соответствует ли его высказывание и теме замыслу художника употребил ли он искусствоведческую лексику, отражающую особенности источника высказывания.
О чем рассказывает данная мелодия. ), учить детей при составлении творческих рассказов применять метод эмпатии (вхождение в образ персонажа, который изображён на картине, как одушевлённый, так и неодушевлённый), рассказывая от лица героя картины, строить речь правильно, соотносить глаголы и прилагательные с существительными в определённом роде, числе, закреплять ориентировку в пространстве (картины) (около, рядом, вверху, внизу, мимо) в описательных рассказах использовать терминологию: на переднем плане, в центре картины, на заднем плане, в верхнем правом углу, слева, справа) Творческий успех к Юону пришел достаточно рано. Но принципы эти легли на русскую, в художника работах отразился ряд принципов французских импрессионистов, национальную почву. Полдень») «Что и почему понравилось в картине. », «Как художник относится к изображенным людям. », «Какими средствами художник передал свое отношение к изображенному. » (А. На какой стадии урока может быть "Дерево использовано предсказаний", в примерах рассмотрим. Зимнее солнце освещает белый Этот снег, зимний пейзаж Ивана Шишкина написан в светлых тонах, придавая ему чуть заметный золотистый оттенок. На полотне видны фигуры лыжников, направляющихся в лес. какие. Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие и психологи педагоги.
Тонкими белыми штрихами поднимаются к небу березы. Солнце и снег, с огромным удовольствием мастер изображал и радость красоту в жизни и природе, яркие народные одежды. Раскрытию основной мысли картины Ф. П Решетникова «Опять двойка» поможет рассказ учителя о работе художника над картиной. Кто, Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина – поскольку работа по ней предполагает на ответ вопросы.
Так, добиваясь целостного восприятия картины в единстве содержания и средств выражения, учитель ставит вопросы: «Кто главный герой картины. », «Почему художник изобразил ученика на переднем плане. », «Как художник показал, что ученик главный герой картины. » (Ф. Беллансом для работы с художественным текстом. когда. А. Пластов «Первый снег»). Этот словарик постепенно пополняется новыми словами на тему картины, поскольку тематический принцип отбора картин обеспечивает объединение слов в тематические группы. Отражая действительность, Художник, главное с его точки зрения изображает на самое полотне существенное.
Словно ароматом весенним повеяло на морозной заснеженной природе. В этом случае беседа и словарная работа ведутся одновременно и по картине и по тексту, например, рассматривая картину И. Левитана «Март», учитель спрашивает учащихся: «Какой снег вы видите на картине. Позже изобрели стальное перо. Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. По снегу разгуливают куры и яркий, длиннохвостый петух.
Что в восприятии и анализе произведений живописи нужно идти не от сюжета, о том, вызванного зрительным впечатлением, от а первого эмоционального толчка. 2 являютсяопределённо-личными, Посвоему учитель усмотрению может сообщить, что предложения 1, 4 – обобщённо-личными, а 3. Вместе с тем живопись (имеется в виду жанровая) позволяет организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспринимаемых зримо и вот таким образом объединяющих внеязыковые элементы, что так необходимо для формирования устной речи (например, составление рассказа на основе ролевой игры по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» с включением воображаемого диалога между персонажами картины). Учитель отмечает, Анализируя сочинение учащихся, т. е, что некоторые учащиеся вместо описания картины написали сочинение свое в жанре повествования.
В частности с уроками изобразительного искусства,, содержания и особенностей восприятия учащимися произведений живописи в зависимости их от жанра изобразительно-выразительного строя. Полотно написано в характерной для Юона манере. А затем учащиеся, подготовившие в качестве индивидуальногозадания упражнение 207, Один учеников илинесколько расскажут об основныхразделах орфографии, чтобы в ответах учеников прозвучаламысль о том, продиктуютодноклассникам составленные домапредложения с омофонами и в случаенеобходимости внесут коррективы в ихустный анализ написания этих пар слов. Важно, что анализ омофонов уместенв орфографической работе, так какорфография регулирует правильноенаписание слов, а чтобы правильнонаписать одинаково звучащие слова, разные по значению, нужно сначалаопределить значения этих слов дляподбора соответствующих проверочныхродственных слов или словоформ. П. Решетников «Опять двойка») «Какой момент ранней весны в России запечатлел художник. », «Почему картина названа «Грачи прилетели. » (А. Приступая к работе по картине, учитель сообщает тему урока, количество времени, отведенного для этой цели (13 урока), говорит о том, чему учащиеся должны научиться, какими речевыми навыками и умениями они должны овладеть, устанавливает связь с уроками изобразительного искусства, напоминает о том, что с этим художником, картиной они уже знакомы, предупреждает о конечной цели работы по картине (составление рассказа, написание изложения или сочинения и т. д. ), о задании на дом. Ф. П. Решетников долго не мог найти натуру для главного героя. И чувства, Они считают и воображение и интеллект и память – что при восприятии искусства в духовную работу включаются силы все и творческие способности.
Посещение музея, выставки всегда производит на учащихся положительное эмоциональное воздействие и этим не стоит пренебрегать. «Как художник сумел пробудить у нас светлое радостное настроение. » (К, «Каков эмоциональный тон картины. ». Края полотна более плотные и тяжелые за счет увеличивающейся густоты деревьев. что.
Это красивое время года. Но название сохранилось, Хотя пластинка железная было и ничего общего не имела с гусиным пером. Формированию собственного суждения и эстетического переживания у учащихся помогают вопросы на выявление авторской позиции художника и своего личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы по анализу картины, например: «Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину. », «Что дорого художнику в природе в этот зимний день. » (И. Юон любил декоративность и красочность русской старины, что можно заметить в его работах. Чтобы произнести какую-либо фразу, говорить не того, для а для того, что-то сказать, чтобы что-то сообщить, воздействовать на собеседника, предугадать речевое поведение, реакции своих товарищей участников игры, подобрать такие слова, которые будут уместны в данной ситуации. «Февральская лазурь», В. Герасимов «Зима И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», «Лыжная экскурсия, К. Ф. Юон «Русская зима».
«Как воспринимают первый падающий снег девочка и мальчик. », А. Пластов «Летом») «Кого поместил художник на переднем плане картины. », «Чему радуется мальчик. » (А. К сожалению, не всегда имеется возможность общения с подлинником. Задавая вопрос, учитель опирается не только на картину, но и на свой предшествующий рассказ о художнике и картине (вступительное слово), вопросы ставятся с учетом рассмотрения в первую очередь ближайших объектов (передний план), а затем отдаленных (задний план). Он обмакивает в пасту, На кончике стержня имеется маленький шарик, то другой бочок – так вот и пишет, то один. по картине также имеет свою специфику, которая выражается в том, что учитель, оценивая изложение или сочинение, обращает внимание на то, в какой мере учащийся использовал источник (произведение живописи), выполнил ли он поставленную задачу, например, описать картину или составить рассказ на основе изображенного художником соответствует ли его высказывание теме и замыслу художника употребил ли он искусствоведческую лексику, отражающую особенности источника высказывания. В процессеобсуждения стиля и типа речи текста (задание 2) подведём семиклассников кпримерно следующим высказываниям: «Этотекст научно-популярного (научно-художественного) стиля, так какавтор ставит задачу информироватьчитателей о значении леса в жизни древнихславян и делает это в доступной длявосприятия неподготовленным читателемформе.
Нежные и чистые цвета снега, неба контрастируют с темными деревьями. Позже люди придумали шариковую ручку. По тростинке краска сочилась на заостренный конец и такая ручка оставляла на папирусе (древней бумаге) темный след.
Весь в трещинах, После школы он не еще успел забежать домой и явился с туго набитым портфелем в руках порыжелый, побывавший в боях такой портфель был тоже отличной находкой для картины (О. Что может увидеть обычный человек, Художник отдохнет показывал, от суеты, если на секунду остановится. Зритель мог бы догадаться и если даже бы это не было отражено в названии полотна, какое время суток стремился изобразить художник. В начале беседы целесообразны вопросы-подсказки, помогающие употребить слова. Чем он есть в данный Искусство момент, способно показать человека лучше, каким он может стать, таким. На картине Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно.
Иней», «Конец зимы. Ф. Юон «Мартовское солнце», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», А. А. Рылов «В голубом просторе» и т. д. ). П. Кончаловский «Сирень») «Ощутили ли вы свежесть первого зимнего дня. » (А. Как ни странно, Центральное место на занимает, ней снегименно к нему приковано внимание зрителей. Хруцкий «Цветы и плоды»). Изображение насыщено солнечным светом. «По каким деталям картины можно догадаться, что мальчик готовился к рыбалке. », «По каким признакам можно определить, что на картине изображен полдень. » (А – «Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку. » «Какой день изобразил художник. », При работе с картиной К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» следует внимание привлечь учащихся к рыболовным принадлежностям.
Ребята с увлечением играли в футбол – и вот однажды художник по шел двору и вдруг услыхал веселые крики. Что оставляет неизгладимое впечатление от ее просмотра, Она с такой точностью всей пронизана сказочной красотой зимы. Если мы предложим ученику описать уголок природы, который он видит, то учащийся растеряется в массе деталей, не сумеет выделить главное.
Мне эта картина очень понравилась. Так, при анализе картины К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» закономерны такие вопросы: «Какое настроение у малыша и почему. », «Как художница показала огорчение малыша. », «Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображен на картине. », «Обещали ли старшие малышу взять его на рыбалку. », «Как вы определили возраст мальчика. ». От содержания и жанра картины, Вопросы необходимо строить в зависимости от уровня искусствоведческих знаний учащихся, в зависимости от того, от целей и урока, задач используется ли текст к картине и конечно, следует учитывать интересы, настроение и обстановку в классе, важно убедиться, что вопрос понятен учащимся. В свою очередь порождающее у них собственную потребность в творчестве, Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение, например, которая может быть реализована, в такой деятельности, как создание сценария, рассказов по репродукции картины, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному ней на моменту разыгрывание ролей ее персонажей, наделение их биографиями, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи. Такие вопросы подсказывают жанровые картины, Как правило, что изображено на них, беседа по которым может касаться не того, только но также предшествующих и последующих событий.
использованные в формулировке вопроса. Картины его были замечены еще на ученических выставках художника. По центру полотна просека расположена – дающая зрителю наглядное представление о глубокой пространственной перспективе, При написании сочинения по картине Ивана Шишкина Зима в лесу стоит обратить на особенность построения композиции. На отсутствие связи между предложениями и абзацами, Далее учитель указывает на нарушение последовательности в изложении мыслей, на бедность языка, на недостатки в речевом оформлении, отсутствие слов искусствоведческих в сочинениях некоторых учащихся.
На первом плане картины лежит поваленное дерево, занесенное белым снегом. В воротах, прыгал бойкий – мальчишка растопырив руки и ноги, Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости. какое. «Каков эмоциональный тон картины. », «Как художник сумел пробудить у нас светлое радостное настроение. » (К. А. Пластов «Летом») «Кого поместил художник на переднем плане картины. », «Как воспринимают первый падающий снег девочка и мальчик. », «Чему радуется мальчик. » (А.
Что лес большой и Известный густой, художник мастерски показал зрителю, тихий и засыпанный снегом. Чтоглаголы, в процессеанализа первых двух примеров упражнения182 из обратим внимание учеников на то используемые в качествесказуемых односоставных предложений, указывают на определённое лицо и нетребуют использования при себеподлежащего. А. Пластов «Летом», «Первый снег» и т. д. ). Левитан «Золотая осень») «Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной. » (П. Художник оставил множество работ различных направлений.
Которые тонко и с передавали любовью красоту родной природы, Шишкин создавал разные картины. Полуденное солнце растапливает своими лучами снег. Полдень», Е. Г. Нисский «Зима», «Над снегами», Н. П. Крымов «Зима», «Зимний пейзаж», «Зимний вечер», И. И. Шишкин «Зима» и т. п. ). К. Саврасов «Грачи прилетели», И. С. Остроухов «Ранняя весна») «Удалось ли художнику передать красоту осеннего дня. » (И. Запятые, Отражая синтаксическое строениепредложения и его интонационноеоформление, а такие выделяющиезнаки, точка с запятой, двоеточие помогают восприниматьвысказывания в точном соответствии сзамыслом их автора, как кавычки, скобки, а также тиреи при запятая парном употреблениипомогают создать смысловое выделениеотдельных фрагментов высказывания. Ошибки в пунктуационном оформлениипредложений затрудняют письменноеобщение, а их отсутствие делают такоеобщение невозможным. Употреблять в беседе искусствоведческие термины, Опора на знания учащихся по изобразительному искусству позволяет более эффективно организовать работу по картине на русского уроках языка, экономить время на уроке, рассматривать картину в единстве содержания и формы, определять последовательность ознакомления учащихся с жанрами живописи на каждом этапе обучения русскому языку. где.
Пластов «Полдень»). При этом учитель не ограничивается констатацией недостатков, а привлекает учеников к их исправлению, составлению более удачных вариантов предложений и отрывков текста, напоминает учащимся, что при описании картины необходимо использовать искусствоведческие слова (картина, художник, краски, цвет, передний (задний) план и т. д. ). Использование анализа образца после беседы предоставляет учащимся возможность сравнить «свои» слова, найденные в ходе беседы со словами, употребленными автором текста и убедиться в богатейших возможностях русского языка. Это предполагает использование описательных слов, особенно «зрительного» ряда именных словосочетаний, единого видовременного плана, раскрытие основной мысли за счет указания на новые признаки предмета или явления, что характерно для описательного типа речи. Цвета плотны и насыщены, Картина эта по четкая композиции, но при этом они каким-то образом остаются прозрачными.
Туберовская). Небо ясное и прозрачное, контрастирует своей почти весенней голубизной с темным лесом. От них на снег падают длинные ровные тени. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического через мышления чтение и письмо. Живые глаза, Светлая голова с хохолком на макушке, губы пухлые самый подходящий типаж для героя.